ОСНОВУ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОСТАВЛЯЮТ ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Финансовая
система и характеристика ее звеньев

2.2. Содержание и
задачи финансовой политики

Общее понятие о финансовой системе, экономические основы ее построения

Основу экономической систему составляют
отношения возникающие в государстве и
в них участвуют субъекта: государство,
регион, хозяйствующий субъект и гражданин.

Финансовая система – это совокупность
обособленных, но взаимосвязанных сфер
и звеньев финансовых отношений, связанных
с образованием и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.

Поскольку финансы являются носителями
распределительных отношений, то это
распределение происходит прежде всего
между различными хозяйствующими
субъектами. Поэтому, в общей совокупности
финансов, образующих финансовую систему
РБ, можно выделить следующие крупные
блока:

В каждом из выделенных блоков используются
специфические формы и методы образования
и использования финансовых ресурсов,
каждый из них имеет собственное
функциональное назначение и соответствующий
финансовый механизм, ориентированный
на достижение собственных целей каждого
из субъектов экономических отношений.
В свою в каждом из блоков можно выделить
ряд звеньев в зависимости от формирования
и использования денежных фондов у
конкретных экономических субъектов.

В тоже время финансовая система
представляет собой единую систему. Ее
построение отвечает основным требованиям,
предъявляемым к системе, а именно –
однородности по своим задачам и
организационно объединенных в единое
целое. Финансовая система – это единая
система поскольку базируется на едином
источнике ресурсов всех звеньев – на
ВВП и НД. Основой единой финансовой
системы являются финансы предприятий,
т.к. они непосредственно участвуют в
процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит
ведущая роль в обеспечении определенных
темпов развития всех отраслей народного
хозяйства, перераспределении финансовых
ресурсов между отраслями производственной
и непроизводственной сфер, а также
формами собственности, отдельными
группами и слоями населения. Эффективное
использование финансовых ресурсов
возможно лишь на основе активной
финансовой политики государства.

Взаимосвязь и взаимозависимость
составных сфер и звеньев финансовой
системы обусловлены единой сущностью
финансов, через финансовую систему
государство воздействует на формирование
централизованных и децентрализованных
денежных фондов, фонда накопления и
фонда потребления, использует для этого
налоги, расходы, государственный кредит
и государственный долг.

Финансовая система РБ

Финансовая система– это
совокупность взаимодействующих
элементов, участвующих в фин. деятельности
и способствующих её осуществлению.
Состоит изфинансовых институтов
(министерство финансов, казначейство,
центр.банк, налоговая служба, фондовые
и валютные биржи, финансово-кредитные
организации) ифинансовых инструментов(денежные средства: наличные и безналичные
деньги, денежные сертификаты, акции,
облигации, векселя и др.). Финансовая
система– это также система форм
и методов образования, распределения
и использования фондов финансовых
ресурсов. Финансовая система представляет
собой определенным образом упорядоченную
совокупность финансовых отношений.
Звенья финансовой системы можно
сгруппировать в три крупных блока,
каждый из которых также имеет внутреннюю
структуру:

Централизованные финансыиспользуются в качестве инструмента
регулирования нац. эк-ки в целом. С их
помощью мобилизуются ресурсы в бюджетную
систему и происходит их распределение
и перераспределение между отраслями
народного хозяйства, экономическими
регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансыиспользуются для регулирования эк-их
и соц-ых отношений в рамках отдельных
хоз-их субъектов и составляют основу
финансов. От их состояния зависит фин-ое
положение страны, т.к. здесь формируется
большая часть финансовых ресурсов.

Все
элементы финансовой
системы в той или иной мере контролируются
гос-ом. Наиболее жесткий контроль
происходит на уровне гос-ых финансов —
структура гос-го бюджета является
объектом строгого контроля государства.
Процесс формирования денежных фондов
предприятия также в некоторой степени
определяется государством (требования
к минимальному размеру УК, система
налогообложения, регламентация порядка
расчета амортизационных отчислений и
некоторых других элементов себестоимости
и проч.). Домохозяйство самостоятельно
принимает решение о необходимости и
способе формирования собственных
денежных фондов, их структуре и целевом
назначении, особенности их расходования.
Государство может влиять на величину
реальных доходов домохозяйства через
налоговую политику. Финансовые ресурсы,
поступающее от сбора налогов, направляются
через госбюджет в непроизводственную
сферу, в том числе: здравоохранения,
образования, культуры и так далее, а
также на выплату различных социальных
трансфертов тем же домохозяйствам. То
есть, общее благосостояние домашних
хозяйств в результате этого также
увеличивается. Основой
единства финансовой системы выступают
финансы
предприятий
– именно они непосредственно участвуют
в процессе материального производства
и являются источником создания
централизованных гос-ых фондов денежных
средств – национального дохода (НД),
создаваемого в сфере материального
производства. Общегосударственные
финансы связаны с финансами предприятий,
т.к. они имеют единый источник формирования
– создаваемый в сфере материального
производства НД. Связь между звеньями
финансовой системы устанавливается и
при распределении мобилизованных
ресурсов. Затем
эти ресурсы гос-во частично направляет
на развитие материального производства,
по приоритетным с т.з. гос-ва направлениям.
Расширенное воспроизводство на
предприятиях имеет материальной основой
не только собственные, но и бюджетные
средства. Т.о. общегосударственным
финансам, которыми гос-во имеет возможность
маневрировать, принадлежит значительная
роль в обеспечении развития тех или
иных отраслей народного хозяйства, в
перераспределении финансовых ресурсов
между отраслями эк-ки, а также между
регионами страны, между производственной
и непроизводственной сферами, между
отдельными группами и слоями населения.
В этой взаимосвязи и взаимозависимости
составных звеньев финансовой системы
проявляется ее единство.

Взаимосвязь
между основными участниками финансовой
системы наглядно отображена на рис.1,
который представляет собой диаграмму
движения финансовых потоков. Средства
через разные элементы структуры фин-ой
системы перетекают от компаний, имеющих
излишки фин-ых средств, к тем, у кого
наблюдается их дефицит (прямоугольник
справа). Так, например, одна семья,
члены которой сберегли определенную
часть своих текущих доходов с целью их
использования в качестве пенсионного
обеспечения в будущем, обладает свободными
финансовыми средствами, а другая семья,
решившая приобрести новый дом, испытывает
их недостаток. Фирмы, доходы которых
превышают их потребности в финансовых
ресурсах, необходимых для реализации
инвестиционных проектов, называют
субъектами, обладающими избыточными
средствами; а фирмы, которым не хватает
ресурсов для дальнейших инвестиций,
называются субъектами с дефицитом
ресурсов

Соседние файлы в папке Не разобранные

Финансовая
система
– это совокупность взаимодействующих
элементов, участвующих в фин. деятельности
и способствующих её осуществлению.
Состоит из финансовых
институтов (министерство
финансов, казначейство, центр.банк,
налоговая служба, фондовые и валютные
биржи, финансово-кредитные организации)
и финансовых
инструментов
(денежные средства: наличные и безналичные
деньги, денежные сертификаты, акции,
облигации, векселя и др.). Финансовая
система
– это также система форм и методов
образования, распределения и использования
фондов финансовых ресурсов. Финансовая
система представляет собой определенным
образом упорядоченную совокупность
финансовых отношений. Звенья финансовой
системы можно сгруппировать в три
крупных блока, каждый из которых также
имеет внутреннюю структуру:

Централизованные
финансы
используются в качестве инструмента
регулирования нац. эк-ки в целом. С их
помощью мобилизуются ресурсы в бюджетную
систему и происходит их распределение
и перераспределение между отраслями
народного хозяйства, экономическими
регионами, отдельными группами населения.
Децентрализованные
финансы
используются для регулирования эк-их
и соц-ых отношений в рамках отдельных
хоз-их субъектов и составляют основу
финансов. От их состояния зависит фин-ое
положение страны, т.к. здесь формируется
большая часть финансовых ресурсов.

Взаимосвязь
между основными участниками финансовой
системы наглядно отображена на рис.1,
который представляет собой диаграмму
движения финансовых потоков. Средства
через разные элементы структуры фин-ой
системы перетекают от компаний, имеющих
излишки фин-ых средств, к тем, у кого
наблюдается их дефицит (прямоугольник
справа). Так,
например, одна семья, члены которой
сберегли определенную часть своих
текущих доходов с целью их использования
в качестве пенсионного обеспечения в
будущем, обладает свободными финансовыми
средствами, а другая семья, решившая
приобрести новый дом, испытывает их
недостаток. Фирмы, доходы которых
превышают их потребности в финансовых
ресурсах, необходимых для реализации
инвестиционных проектов, называют
субъектами, обладающими избыточными
средствами; а фирмы, которым не хватает
ресурсов для дальнейших инвестиций,
называются субъектами с дефицитом
ресурсов

Читать также:  Министерство финансов российской федерации это орган компетенции

В издании отражены все новейшие положения в области правовых основ финансовых отношений и новые подходы к государственному управлению финансами. Обширная и многоплановая информация, составляющая содержание финансовой науки и практики, изложена компактно, в доступной форме, тщательно структурирована. При подготовке второго издания значительное внимание было уделено вопросам определения бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу и перехода к формированию федерального бюджета на трехлетний период. Раскрыты основные новации в области бюджетной политики и бюджетного процесса, сформулированные в бюджетном послании Президента РФ от 2007 г. Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» и принятом в апреле 2007 г. Федеральном законе «Об изменениях в Бюджетном кодексе РФ». Краткий курс лекций по дисциплине «Финансы» имеет конкретную цель – обеспечение учебным пособием студентов, проходящих подготовку по специальностям экономического профиля: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Налоги и налогообложение» и другим. Книга будет также полезна аспирантам, преподавателям и практическим работникам, заинтересованным в получении систематизированной информации о финансах с учетом текущей практики и действующей правовой базы.

Оглавление

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений. Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на:

1) формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;

2) регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики;

3) государственную поддержку национального бизнеса, создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;

4) проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;

5) финансирование государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.

Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования).

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

• государства и органов местного самоуправления;

• хозяйствующих субъектов;

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе отдельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, региональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соответствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов.

Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные (85 субъектов РФ) и местные бюджеты (около 29 тыс. районных, городских, поселковых и сельских бюджетов).

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Финансы властных структур включают в себя также государственный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном в качестве заемщика.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состоят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов населения (или домашних хозяйств).

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 2

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Читать также:  Эссе на тему финансы и деньги

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система и характеристика ее звеньев

Финансы,
как отмечалось ранее, выражают общественные
отношения, большое разнообразие которых
характерно в усло­виях рынка. Однако
это разнообразие не исключает наличия
между ними общих черт, а именно:

Эти
общие черты создают единую финансовую
категорию, включающую различные
финансовые отношения, которые имеют
свою специфику и выделяются из общей
совокупности финансов.

Именно
эти специфические признаки позволяют
сгруппиро­вать отдельные финансовые
отношения в определенные сферы и звенья
(рис. 2.1), каждая из которых отличается
особыми формами формирования и
использования, и следовательно, играет
ре­шающую роль в процессе общественного
воспроизводства.

Финансовая
система представляет собой со­вокупность
различных сфер и звеньев финансовых
отношений, взаимосвязанных между собой
и отличающихся методами и формами
формирования, распределения и
исполь­зования фондов денежных
средств.

Финансовая
система включает две сферы финансовых
от­ношений: 1) децентрализованную и
2) централизованную сферы.

В свою очередь
каждая сфера объединяет несколько
звеньев.

Децентрализованные
финансы
являются основой финансовой системы,
поскольку именно здесь, в сфере
материального про­изводства, формируется
преобладающая часть финансовых ре­сурсов
страны.

Читать также:  Балабанов является экспертом в области финансов, статистики и экономики туризма

Финансы
хозяйствующих субъектов и населения
условно могут включать: нефинансовые
корпоративные предприятия, финансовые
учреждения (центральные банковские
учреждения, другие финансовые и кредитные
институты), страховые предприятия,
некоммерческие общественные организации,
предпринимателей без образования
юридического лица и домохозяйства.

Централизованные финансы

Задачей общегосударственных финансов
является концентрация финансовых
ресурсов в распоряжении государства и
направление их на финансирование
общегосударственных нужд. Они формируются
за счет налогов, сборов, государственных
пошлин, сумм полученных от выкупа
государственных предприятий, доходов
от наземных предприятий и хозяйствующих
субъектов государственной формы
собственности.

1 звено: Государственный бюджет – это
главное звено финансовой системы.
Государственный бюджет представляет
собой форму образования и использования
централизованных фондов денежных
средств для обеспечения функций органов
государственной власти.

Государственный бюджет – это основной
финансовый план страны на текущий год,
имеющий силу закона. Средства бюджета
направляются на осуществление
инвестиционной политики и субсидирование
предприятий. Расходы бюджета в области
экономики призваны способствовать
формированию рациональной структуры
общественного воспроизводства,
наращиванию научно-технического
потенциала, обновлению научно-технической
базы. Государственное регулирование
экономики позволяет существенно
сократить расходы бюджета, изменить их
состав, структуру.

Бюджетные ресурсы направляются в
непроизводственную сферу, за счет
бюджетных и целевых фондов финансируются
предприятия и учреждения социально-культурного
направления. Расходы бюджета на
социально-культурные мероприятия имеют
не только социальное, но и экономическое
значение, т.к. представляют собой
важнейшую часть затрат на воспроизводство
рабочей силы и служат для повышения
материального и культурного уровня
жизни народа.

2 звено: Государственные целевые фонды.
Создаются на базе соответствующих
нормативных актов высших органов власти,
в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования,
определяется порядок и направления
использования денежных фондов. К числу
основных относятся: ФСЗН, фонд содействия
занятости , инновационный фонд, фонд
поддержки производителей сельхоз
продукции и т.д.

Фонды обладают следующими особенностями:

3 звено: Государственный кредит. Отражает
кредитные отношения по поводу мобилизации
государством временно свободных денежных
средств предприятий, организаций,
населения на началах возвратности для
финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и
юридические лица, заемщиком – государство
в лице его органов. Данная форма кредита
позволяет заемщику направлять
мобилизованные, дополнительные финансовые
ресурсы на покрытие бюджетного дефицита
без осуществления для этих целей
дополнительной эмиссии.

Государственный кредит используется
в целях стабилизации денежного обращения
в стране. Необходимость использования
государственного кредита обусловлена
невозможностью удовлетворения
потребностей общества за счет бюджетных
доходов, мобилизованные средства
используются для финансирования
экономических, социальных программ,
т.е. государственный кредит является
средством увеличения финансовых ресурсов
государства.

На общегосударственном уровне
государственные займы не выражают
конкретного целевого назначения, тогда
как местные органы власти могут
использовать государственный кредит
на благоустройство городских и сельских
районов, строительства объектов
здравоохранения, культурного,
просветительского, жилищно-бытового
назначения.

В зависимости от заемщика государственные
займы делятся на:

— займы размещенными центральными
органами власти

— займы размещенные местными органами
власти

По месту размещения государственный
кредит может быть:

Исходя из срока размещения:

— краткосрочные /до 1 года/

— среднесрочные /1-5 лет/

— долгосрочные / свыше 5 лет/

Размер государственного займа включается
в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – это вся сумма
выпущенных, но непогашенных государственных
займов с начисленными по ним процентами
на определенную дату или за определенный
срок.

Любые долговые обязательства погашаются
в сроки, которые не могут превышать 30
лет. Обслуживание государственного
долга выражается в осуществлении
операций по размещению долговых
обязательств, их погашению и выплате
по ним процентов. Эти функции осуществляются
НБ РБ. Затраты по обслуживанию
государственного долга производятся
за счет государственного бюджета

4 звено: Государственное страхование.
Представляет собой один из методов
создания резервных фондов защиты
собственности предприятий, организаций,
учреждений, а также личной собственности
граждан от убытков при стихийных
бедствиях и других неблагоприятных
событиях, для дополнительного материального
обеспечения граждан при различных
событиях в их жизни.

Децентрализованные финансы

Рис.
2.1. Звенья финансовой системы

Финансы
предприятий (коммерческих
организаций) как звено децентрализованных
фи­нансов, участвуют в создании
материального источника всех денежных
фондов страны. От состояния децентрализованных
фондов денежных средств зависит общее
финансовое положение страны, ведущая
роль в обеспечении темпов развития
отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных
отношений предприятия осуществля­ют
свою деятельность на началах коммерческого
расчета, при котором расходы предприятия
должны покрываться за счет соб­ственных
доходов. Главным источником производственного
и социального развития трудовых
коллективов становится прибыль.

Предприятия
стали обладать реальной финансовой
незави­симостью, самостоятельно
распределяют выручку от реализации
продукции, по своему усмотрению
распоряжаются прибылью, формируют
производственные и социальные фонды,
изыскива­ют необходимые им средства
для инвестирования, используя в том
числе и ресурсы финансового рынка –
кредиты банков, эмиссию, облигации,
депозитные сертификаты и прочие его
ин­струменты.

В
состав децентрализованных финансов
включаются и
финансы некоммерческих организаций,
которые, как правило, осуществляют свою
деятельность не на принципах коммерческого
расчета, а на условиях сметного
финансирования. К ним относятся
организации социально-культурной сферы,
такие как учреждения культуры (театры,
музеи), жилищно-коммунального хозяйства,
медицинские, образовательные учреждения
и т.п. Эти организации могут получать
прибыль от своей деятельности, но она
полностью направляется на финансирование
задач, для решения которых они были
созданы.

Финансы
домашнего хозяйства лишь
недавно включены как звено финансовой
системы. Финансовые отношения населения
по формированию семейного бюджета и
его использованию имеют исключительно
важное значение по регулированию
пла­тежеспособного спроса страны.
Определенная часть создавае­мого ВВП
в виде товаров и услуг проходит через
семейный бюджет. Чем выше доходы членов
общества, тем выше его спрос на производимые
материальные ценности, тем устойчивее
эко­номическое положение предприятия.

Централизованные
финансы —
вторая сфера финансовой сис­темы. Она
находится в собственности государства
в соответ­ствии с Бюджетным кодексом,
включает бюджетную систему, внебюджетные
социальные фонды и государственный
кредит.

Действующая
бюджетная
система РФ
состоит из трех звень­ев. В РФ это
федеральный бюджет

, региональные
бюджеты (по Конституции 89, в том числе
республиканские, краевые, об­ластные,
автономной области, автономных округов,
г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные
бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные,
городские, поселковые, сельские).

Каждый
бюджет функционирует автономно, т.е.
нижестоя­щий бюджет своими доходами
и расходами не включается в вышестоящий
бюджет. Для целей планирования бюджетных
ре­сурсов составляется консолидированный
бюджет —
статистиче­ский сводный бюджет,
который объединяет финансовые ресур­сы
всех уровней бюджетной системы.

Государственные
финансы, осуществляемые за счет бюдже­тов
всех уровней, внебюджетных фондов и
государственного кредита, должны
обеспечить структурную перестройку
экономики, ускорение НТП, повыше­ние
эффективности производства и на этой
основе рост жиз­ненного уровня народа.

За
счет централизованных фондов обеспечивается
расши­рение производства на макроуровне
путем межотраслевого и межтерриториального
перераспределения ресурсов для
вырав­нивания уровней экономического
и социального развития от­дельных
регионов.

Внебюджетные
фонды имеют
строго целевое назначение — расширять
социальные услуги населению, стимулировать
разви­тие отсталых отраслей социальной
инфраструктуры. В настоящее время
основным источником формирования
социальных государственных внебюджетных
фондов служит единый социальный налог
(ЕСН), уплачиваемый работодателями за
свих работников.

Важнейший
среди социальных фондов — Пенсионный
фонд, средства которого формируются за
счет части ЕСН, дотаций из федерального
бюджета и ресурсов, получаемых от
собственных инвестиций фонда. Сред­ства
Пенсионного фонда используются на
выплату пенсий по возрасту, инвалидности,
по случаю потери кормильца, за вы­слугу
лет, социальных пенсий, а также пособий
на детей, по­страдавших от аварии на
Чернобыльской АЭС.

К социальным фондам
относятся также Фонд социального
страхования, Федеральный и территориальный
фонды обяза­тельного медицинского
страхования.

Государственный
кредит
представляет собой заемные отношения
государства с юридическими и физическими
лицами. При этом государство может
выступать как в качестве заемщика, так
и кредитора, а также предоставлять
государственные гарантии юридическим
лицам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *