ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ КОНСТИТУЦИЯ

В настоящее время
нормативную базу местных финансов
составляют: Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон “Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”,
бюджетным и налоговым кодексами и т.д.

Понятие “местные
финансы” охватывает средства местного
бюджета, государственные, муниципальные
ценные бумаги, принадлежащие органам
местного самоуправления, и другие
финансовые средства.

Финансовая
состоятельность достигается передачей
объектов государственной собственности
в муниципальную, а также материальных
и финансовых средств, необходимых для
осуществления полномочий органов
местного самоуправления.

Дополнительно на
субъекты Российской Федерации возлагается
ответственность за обеспечение
сбалансированности минимальных местных
бюджетов на основе нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности (ст.5, п.5
Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”).

При этом финансовая
самостоятельность выступает в качестве
объективной необходимости реализации
вопросов, находящихся в ведении
муниципальных образований (ст.6
Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”).

Органы местного
самоуправления самостоятельно формируют,
утверждают и исполняют местный бюджет;
устанавливают местные налоги и сборы.
При этом разработку проекта и исполнение
бюджета осуществляют администрации
муниципальных образований. Утверждение
бюджета и контроль за его исполнением
осуществляет представительный орган
местного самоуправления

Бюджет формируется
на основе прогноза основных направлений
социально-экономического развития
муниципального образования, который
разрабатывается комитетом (управлением)
по экономике Администрации муниципального
образования, а также в соответствии с
единой бюджетной классификацией,
установленной в Российской Федерации
(Федеральный закон “О бюджетной
классификации Российской Федерации”10
от 15 августа 1996 года). Необходимым
условием бюджетно-финансовой политики
региона является сбалансированность
бюджета субъекта Федерации и бюджетов
муниципальных образований на основе
принципов социальной рыночной экономики
и разграничения бюджетной ответственности.
При наличии дефицита бюджета приоритетному
финансированию подлежат расходы текущего
бюджета.

Отчет об исполнении
бюджета и отчеты об использовании
средств внебюджетных и валютного фондов
составляются органами местного
самоуправления по всем основным
показателям доходов и расходов в
установленном порядке с необходимым
анализом исполнения доходов (в том числе
по обеспечению уровня закрепленных
доходов и расходования средств).

Финансовая
деятельность государства и органов
местного самоуправления

— это
организационная деятельность
уполномоченных органов и субъектов по
образованию, перераспределению и
использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях эффективного
функционирования государства и
муниципальных образований и выполнения
ими стоящих перед ними задач.

Финансово-правовая
деятельность государства и муниципальных
образований основана на нормах
Конституции, закрепляющих следующие
принципы осуществления финансово-правовой
деятельности:

Принцип
приоритета публичных интересов

в
правовом регулировании общественных
отношений, возникающих в области
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований, предполагает
использование финансово-правовых
институтов в целях государственного
регулирования экономики, исходя из
общезначимых задач общества.

Принцип
федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73)

предполагает
направленность финансово-правового
регулирования на сочетание общефедеративных
интересов с интересами субъектов
Федерации, на обеспечение необходимыми
финансовыми ресурсами как выполнение
функций, имеющих значение для Федерации
в целом, так и для жизнедеятельности и
самостоятельности (в рамках Конституции
РФ) субъектов Федерации.

Единство
финансовой политики и денежной системы

(ст. 8). Согласно финансово-правовым
нормам самостоятельность субъектов
Федерации не должна выходить за рамки
основ федеральной финансовой политики,
а также установленных совместно общих
принципов налогообложения и сборов.

Равноправие
субъектов Федерации в области финансовой
деятельности

определяется ст. 5
Конституции РФ. На каждого из субъектов
Федерации в равной мере распространяется
федеральное финансовое законодательство.
Вне пределов ведения РФ и совместного
ведения каждый из субъектов Федерации
осуществляет собственное правовое
регулирование финансовых отношений и
самостоятельную финансовую деятельность,
утверждает бюджет, устанавливает налоги
и т. д.

Самостоятельность
финансовой деятельности

(ст. 12, 130–133)
органов местного самоуправления

гарантирована Конституцией РФ. Эти
органы руководствуются в своей
деятельности законодательством РФ и
соответствующего субъекта Федерации.
Они самостоятельно утверждают и исполняют
местный бюджет, образуют и используют
внебюджетные целевые фонды, устанавливают
местные налоги и сборы в соответствии
с федеральным законодательством и
законодательством субъекта Федерации.

Читать также:  Финансы коммерческих организаций как звено финансовой системы

Социальная
направленность финансовой деятельности

(ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось,
из положений Конституции РФ, характеризующей
РФ как социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. Распределение
функций в области финансовой деятельности
осуществляется на основе разделения
законодательной и исполнительной
властей. Конституция РФ, исходя из этого
принципа определяет полномочия
законодательных и исполнительных
органов власти.

Участие
граждан РФ в финансовой деятельности

(ст. 32) государства и органов местного
самоуправления вытекает из положения
Конституции РФ о праве граждан РФ
участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так
и через своих представителей.

Принцип
гласности

(ст. 15). Основы его установлены
нормами Конституции РФ, требующими
официального опубликования законов,
что непосредственно относится и к
законам, регулирующим финансовую
деятельность.

Принцип
плановости

(ст. 71, 114,132) выражается в
том, что деятельность государства и
муниципальных образований по формированию,
распределению и использованию финансовых
ресурсов осуществляется на основе
финансовых планов, разрабатываемых в
соответствии с государственными и
местными планами и программами, а также
планами предприятий, организаций и
учреждений.

Принцип
законности

(ст. 1, 15, 57) означает
необходимость строгого соблюдения
требований финансово-правовых норм
всеми участниками отношений, возникающих
в процессе финансовой деятельности.

  1. Конституционные основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность
государства и органов местного
самоуправления основана на определенных
принципах, т.е. основополагающих правилах
и требованиях, выражающих ее наиболее
существенные особенности и
целенаправленность. Основное их
содержание определяется Конституцией
РФ, ее общими положениями об основах
организации и функционирования Российской
Федерации и нормами, относящимися к
финансовой деятельности государства.

1. Принцип
федерализма

.
Финансовая деятельность должна быть
направлена на сочетание общефедеративных
интересов с интересами субъектов РФ,
обеспечивать необходимыми финансовыми
ресурсами выполнение функций, имеющих
общее значение для Федерации в целом,
а также жизнедеятельность и самостоятельность
ее субъектов (в рамках Конституции
России).

2. Принцип
единства финансовой политики и денежной
политики

.

Самостоятельность
субъектов Федерации не должна выходить
за рамки основ федеральной финансовой
политики, а также совместно установленных
общих принципов налогообложения и
сборов.

Система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие
принципы налогообложения и сборов
устанавливаются федеральным законом.

Налог обладает
определёнными признаками, которые
определены законодательством.

Единство финансовой
политики является необходимым условием
гарантированного Конституцией РФ
единства экономического пространства
в стране и свободного перемещения
финансовых средств (ст. 8), а также требует
единой денежной системы.

3. Принцип
равноправия

субъектов Федерации в области финансовой
деятельности. Он определяется ст. 5
Конституции РФ. Кроме того, на каждого
из субъектов в равной мере распространяется
федеральное финансовое законодательство.
Вне пределов ведения Российской Федерации
и совместного ведения каждый из субъектов
Федерации осуществляет собственное
правовое регулирование финансовых
отношений и самостоятельную финансовую
деятельность: утверждает бюджет,
устанавливает налоги и т.д.

4. Принцип
самостоятельности финансовой деятельности
органов местного самоуправления

.
Он закреплен в ст. 12, 130—133 Конституции
РФ. Кроме того, на органы руководствуются
в своей деятельности законодательством
Российской Федерации и соответствующего
ее субъекта. Они самостоятельно утверждают
и исполняют местный бюджет, образуют и
используют внебюджетные целевые фонды,
устанавливают местные налоги и сборы
в соответствии с упомянутым
законодательством.

5. Принцип
социальной направленности финансовой
деятельности в Российской Федерации

.
Он вытекает из положений Конституции
РФ, характеризующей Российскую Федерацию
как социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека (ст. 7).

6. Принцип
распределения функций в области
финансовой деятельности

.
Такое распределение происходит на
основе разделения законодательной
(представительной) и исполнительной
властей. Исходя из этого принципа
Конституция РФ определяет полномочия
законодательных (представительных) и
исполнительных органов власти.

7. Принцип
участия граждан РФ в финансовой
деятельности государства и органов
местного самоуправления

.
Данный принцип обеспечивается ст. 32
Конституции РФ, утверждающей право
граждан РФ участвовать в управлении
делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей.

Читать также:  Лан-тестинг по финансам с ответами

8. Принцип
гласности

.
Его основы также установлены нормами
Конституции РФ, требующими официального
опубликования законов, что непосредственно
относится и к законам, регулирующим
финансовую деятельность. Любые нормативные
акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения (ст.
15).

К конституционным
основам

относятся ряд статей конституции,
относительно:

  • предмета ведения
    РФ

    в области
    финансов;

1. В ведении Российской
Федерации находятся установление
правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное
регулирование, денежная эмиссия, основы
ценовой политики; федеральные экономические
службы, включая федеральные банки; (п.
ж ст. 71)

2. В ведении Российской
Федерации федеральный бюджет; федеральные
налоги и сборы; федеральные фонды
регионального развития; (п. з ст. 71)

  • предмета совместного
    ведения

    РФ и
    субъектов РФ в области финансов;

1. В совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся
установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской
Федерации; (п. и ст. 72)

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Понятие финансов и финансовой системы.

Финансы (от лат.
finire) представляют собой экономические
отношения, посредством которых на основе
планового распределения и перераспределения
денежных средств аккумулируются и
распределяются государственные денежные
средства. С 17 века этот термин получает
международное признание и используется
для обозначения всех отношений, связанных
с доходами и расходами государства.

Вообще финансы можно
понимать в двух смыслах. Финансы
в экономическом смысле

– совокупность экономических отношений,
образующихся в процессе аккумулирования,
распределения и использования денежных
средств.

Финансы в материальном
смысле

– фонды
денежных средств, которые мобилизуются
и используются государством и
муниципальными образованиями для
реализации своих функций.

Финансы – это
денежные отношения по образованию,
распределению, использованию денежных
фондов.

Существуют
финансовая система страны и финансовая
система государства.

То есть финансовая система понимается
в материальном смысле как совокупность
фондов, через которые государство
осуществляет свою деятельность, а
финансовая система в организационном
значении понимается как система органов
государственной власти и органов
самоуправления,иных государственных
и муниципальных органов и учреждений,
которая задействована в организации
финансовой деятельности государства
и денежного обращения страны.

Финансовая система
страны —

совокупность
всех финансовыx институтов (групп
экономических отношений) в их взаимосвязи,
т.е. объективно обусловленное внутреннее
строение финансов. Такими институтами
являются:

  1. Государственные
    финансы (федеральный бюджет, федеральные
    внебюджетные фонды, бюджеты субъектов)

  2. Корпоративные
    финансы (т.е. финансы предприятий,
    учреждений, организаций: коммерческих
    и некоммерческих)

  3. Финансы кредитных
    организаций (финансы, аккумулированные
    в банковской сфере и государственный
    кредит). Речь идет о привлечении свободных
    денежных средств различных субъектов,
    аккумуляции их в денежные фонды и
    предоставление их другим субъектам во
    временное использование на началах
    возмездности и срочности. Есть точка
    зрения, что финансы и кредит — это разные
    вещи, т.к. тут другое перераспределение:
    если налоги поступают безвозмездно и
    навсегда, то кредиты нет.

  4. Финансы страхования
    (личное, имущественное и др. виды).

  5. Финансы домохозяйств
    или граждан (Это выделил Хаменушко)

Также финансовая
власть равномерна распределена между
тремя ветвями власти. Финансовую
деятельность осуществляют все органы
государства и муниципальных образований.
В то же время ее значимость и специфический
характер обуславливают необходимость
формирования специальных субъектов,
наделяемых соответствующей компетенцией
в сфере финансов. К ним в первую очередь
относятся Министерство финансов РФ и
Центральный банк Российской Федерации
(Банк России).

Министерство
финансов РФ

,
являясь федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивает проведение единой
государственной финансовой политики
и осуществляет общее руководство
организацией финансов в стране. Существует
Положение о нем (утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от
30 июня 2004 г.), где закреплен ряд полномочий,
в частности, Минфин вносит в Правительство
проекты федеральных НПА в сфере финансов,
принимает свои НПА и осуществляет:
1)составление проекта федерального
бюджета, 2)представляет в правительство
отчетность об исполнении федерального
бюджета, 3)управление средствами
стабилизационного фонда, 4) выполнение
функция эмитента государственных ценных
бумаг, 5) управление гос. долгом, 6) сбор,
обработка и анализ информации о состоянии
финансов, 7) организация перечисления
межбюджетных трансфертов. Для их
реализации в структуре Минфина образованы
департаменты, а также он осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении федеральных
служб.

Читать также:  ИНВЕСТИЦИИ И ПОМОЩЬ ФИНАНСАМИ

Центральный банк
РФ

(Банк
России), возглавляет систему кредитных
учреждений, одновременно осуществляя
функции органа государственного
управления, наделенного властными
полномочиями. Вместе с Правительством
РФ Банк России определяет политику
государства в области денег и денежного
обращения, контролирует и направляет
деятельность коммерческих банков,
проводит денежную эмиссию. По вопросам,
отнесенным к его компетенции, Банк
России имеет право издавать нормативные
акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, всех юридических и
физических лиц.

Органы, осуществляющие
контроль в области финансовой деятельности:

Федеральное
казначейство

Российской Федерации взаимодействует
с органами государственного управления
субъектов Федерации в процессе зачисления
доходов и взаиморасчетов между бюджетами,
координирует работу по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации, следит
за государственной казной;

Счетная палата
РФ

, подотчетная
Федеральному Собранию РФ, осуществляет
контроль за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

Про Гос. Думу,
ПРавительство и Президента говорить
наверное не надо. Это просто чтобы
вспомнить, ну и представлять.

Государственная
Дума

, которая,
являясь представительным органом,
обсуждает и принимает федеральные
законы по вопросам: 1) федерального
бюджета; 2)федеральных налогов и сборов;

3)финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования, 4)денежной эмиссии.

Кроме того, в
соответствии со ст. 106 Конституции РФ,
федеральные представительные органы
и представительные органы субъектов
федерации рассматривают, обсуждают и
утверждают федеральный бюджет, бюджет
республик, входящих в состав РФ.

Правительство РФ
,
которое, реализовывая исполнительную
власть, в соответствии со ст. 114 Конституции
РФ: 1) разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение; 2)
представляет Государственной Думе
отчет об исполнении федерального
бюджета; 3)обеспечивает проведение
единой финансовой кредитной и денежной
политики в пределах соответствующей
территории.

Президент РФ

как глава государства обеспечивает в
области финансов согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, исходя
из положений Конституции РФ и федеральных
законов, определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
в соответствии с которой строится и
финансовая политика.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 4 июля 2020 г. — Закон
РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

См. предыдущую редакцию

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи *
.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 4 июля 2020 г. — Закон
РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

См. предыдущую редакцию

2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству *
.

Информация об изменениях:

Статья 132 дополнена частью 3 с 4 июля 2020 г. — Закон
РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории *
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *