Основы сущности и целей финансов

3
Финансовые ресурсы и финансовые фонды

§
1 Понятие и состав финансовых ресурсов

4
Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

§
1 Развитие
теоретических представлений о финансах в России

§
2 Взгляды зарубежных экономистов на систему финансовых процессов

Введение

Финансы, обеспечивающие
функционирование государства, называются государственными финансами. В
результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и
производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и
коммерческих организаций.

Характерными признаками
финансов являются:

распределительный
характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения
бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в
товарной форме;

односторонний
характер движения денежных средств;

создание
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы носят денежный
характер, но отличаются от денег по своим функциям.

Обычно выделяют следующие функции финансов:
распределительная, регулирующая и контрольная. В основной части курсовой работы
рассмотрим их подробнее. Также в данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические
взгляды на сущность финансов, механизм формирования финансовых ресурсов, их
источники и основные направления использования.

Термин «финансы»
произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж. Таким
образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Без денег не может быть финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.

Финансам присущи следующие общие
черты.

экономическая категория тесно связанная
с процессом производства;

они увязаны с товарно-денежными
отношениями;

являются денежной категорией;

осуществляют распределение и
перераспределение ВВП (валовой внутренний продукт) и НД (национальный доход);

воплощаются в реальных денежных фондах,
совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Деньги — это строго определенная
экономическая категория с выраженной сущностью и функциями, возникает раньше
финансов. Деньги служат всеобщим эквивалентом. Финансы это назначенные
экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда
осуществляется их передача или перечисление наличным или же безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это, прежде всего денежные отношения. Но
не все денежные отношения способны рассматриваться как финансовые

Сфера денежных отношений
шире финансовых отношений. Финансы выражают только те денежные отношения,
которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств
субъектов хозяйствования и государства.

Финансы — это денежные отношения
хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход
общества меняет свою структуру путём увеличения его в руках одного субъекта за
счёт изъятия (неэквивалентного) этой части у другого

Любая финансовая операция имеет ввиду
перемещение денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями
денежных средств или перемещение денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения (например при
выплате пенсий, уплате налогов). Таким образом, финансы — экономическая
категория, она выражает часть экономических отношений.

Рассмотрим этот процесс поэтапно. В начале
подготавливаются условия для возникновения финансов, создаются валовой
внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Второй этап- распределение. Финансы имеют форму распределительных денежных отношений, вследствие чего
формируются целевые денежные фонды. В этом этапе выделим, что финансы, участвуя
в распределении валового внутреннего продукта и национального дохода,
становятся частью процесса производства т. специфической формой
производственных отношений, здесь проявляется экономическая сущность финансов. На третьем и четвертом этапах процесса производства ВВП и НД происходит их
обмен и потребление соответственно.

§ 2 Место финансов в системе денежных
отношений

Участвуя в экономических отношениях, финансы взаимодействуют с
различными экономическими категориями, поэтому на поверхности выделяют границы
финансовых отношений — т. какая операция, инструмент экономики относится к
финансовой сфере. Чтобы определить границы финансовых отношений, финансовой
науке потребовалось найти отличительные признаки финансов, присущие финансовым
отношениям и отражающие их специфику.

Денежный характер финансовых отношений
— в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в наличной и
безналичной формах.

Распределительный характер финансовых
отношений. Финансы связаны не
с любыми формами движения денежных средств. Существуют две основные формы —
обмен и распределение. Обмен — когда происходит замен денежной формы на товарную,
или навстречу товарному эквиваленту движется денежный. При распределении
происходит движение только денежного эквивалента, причем только в одностороннем
порядке, хотя и допускается возврат денежных средств через определенное время. Это и есть финансы.

Финансовые отношения характеризует
одностороннее движение стоимости, в результате которого у экономических
субъектов формируются денежные накопления в форме денежных фондов;

Финансы охватывают только те денежные
отношения, которые связаны с формированием и распределением фондов денежных
средств.

Финансы — неотъемлемая
часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения
являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по
выполняемым ими функциям. Сравним финансовые и денежные отношения по пунктам:

Деньги
Финансы

1. Всеобщий
эквивалент, с помощью которого измеряются затраты ассоциированных
производителей
2. Выполняют
пять функций:
(мера стоимости,
средство накопления и сбережения, средство платежа, мировые деньги)
3. Возникают раньше
финансов
4. Более общая
экономическая категория
5. Охватывают
широкие экономические отношения
1. Экономический
инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств
2. Выполняют 3
функции финансов. Возникают
позже денег
4. Вторичная
категория, производная от денег
5. Охватывают более узкие отношения,
связанные с формированием денежных фондов

Денежные отношения
превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания
услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Рассмотрим случаи
финансовых отношений внутри страны и на международном уровне.

Денежные отношения,
которые относятся к финансовым внутри страны:

между
предприятиями в процессе безвозмездных перечислений, уплаты штрафов, пеней и
неустоек, приобретения ценных бумаг, уплаты процентов и дивидендов по ним,
участия в деловом капитале, предоставления и возврата коммерческого кредита и
др

между
предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств
и их распределении, у этих вышестоящих организаций;

внутри
предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

внутри
домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

между
государством и предприятиями при уплате предприятиям обязательных платежей в
бюджетную систему и финансировании расходов;

между
государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей в
бюджетную систему и выплатах пенсий, пособий, стипендий, субсидий и других
трансфертов населению.

между
предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и
получении средств;

между
отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Денежные отношения,
которые относятся к финансовым на международном уровне:

предоставление
международных займов и кредитов, их возврата с уплатой процентов;

приобретение
(продажа) ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение (уплата) по ним
дивидендов;

оказание
(получение) международной финансовой и гуманитарной помощи другим странам;

иностранные
инвестиции в экономику России и России в экономику других стран;

дарения
и наследования от иностранных и международных юридических и физических лиц;

ввоз
в страну (вывоз из страны) прибыли и заработной платы, полученных за рубежом от
предпринимательской и наёмной деятельности юридическими и физическими лицами;

финансирование
международных программ и договоров;

финансовые потери ТНК,
между головными организациями и её филиалами, представительствами, дочерними
структурами;

продажа за рубежом
товаров, услуг, иностранный туризм, культурное, спортивное, научное и другое
сотрудничество, опосредуемое оплатой в иностранной или национальной валюте,
создание международных фондов;

вклады в иностранные
банки за рубежом;

выплата пенсий за рубеж. Получение пенсий из-за рубежа;

Получение международных и
зарубежных премий и др.

Финансы возникают на
основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное
движение денег (независимо от движения стоимости в товарной форме) это движение
самостоятельное неэквивалентное, когда не возникает товарного возмещения. При
финансах происходит независимое одностороннее движение денег. Деньги движутся
безвозвратно. Двустороннее движение денег присуще категории кредита

Финансы отличаются от кредита тем, что связаны с распределительным
процессом, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе, а кредит —
на основе срочности, платности, возвратности. Кредит легко перерастает в
финансы.

Кредит завершает распределительный процесс, так как фонды банков
формируются на стадии перераспределения. Кредитные ресурсы формируются в
результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и
их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить
процессу расширенного воспроизводства.

Главное различие между
кредитом и финансами состоит в том, что средства банка выдают на определенный
срок, на определенных условиях и при условии возвратности, а средства при
финансировании выдаются на определенные цели, бесплатно и безвозвратно.

С помощью кредита происходит
перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и
гражданами. Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые
ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и
являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом
и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих
в кругообороте и воспроизводственном процессе.

2 Функции финансов

Финансы обладают
функциями, которые раскрывают общественное назначение этой экономической
категории.

В экономической науке нет
единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов считают,
что финансы выполняют три функции: 1) распределительную, 2) регулирующую, З)
контрольную. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется
прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию
реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта
хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме
денежных фондов специального целевого назначения.

Распределительная функция осуществляется во
всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной
сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения
на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне —
государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью
распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на
микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция
охватывает три последовательные ступени:

1) формирование фондов
денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих
субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства
домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства;

2) распределение денежных
фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные
фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства
для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды;

3) использование денежных
фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и
существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение
народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

В результате
распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

Читать также:  ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ БАКАЛАВРИАТ

При первичном
распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере
материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в
социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных
доходов материального производства — это начальный этап распределения,
обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение
продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных,
доходов. Необходимость перераспределения НД связана:

1)  
с
межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее
эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и
организаций;

2)  
с
наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение,
здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается
НД);

З) с существованием
различных социальных групп населения.

Перераспределительный
процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом
используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате
перераспределения формируются общегосударственные фонды — бюджеты всех уровней
и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого
перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального
производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в
трудовом процессе.

Перераспределение
национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной
перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского
хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев
населения страны.

Таким образом,
распределительная функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные
фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто
денежные фонды, а фонды целевого назначения;

3) осуществлять
межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и
социальными группами;

4) создавать необходимые
резервы, как на уровне предприятий, так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные с
движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через
финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового
контроля сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс,
сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в
своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности
необходимыми ресурсами производственного процесса.

Контрольная функция
финансов проявляется:

1) до наступления
распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе
использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ,
планов, смет;

З) в процессе подведения
итогов, составления оценок исполнения планов.

Контрольная функция
реализуется через:

1)
финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе
выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) финансово-бюджетный
контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из
бюджетных ресурсов;

З) кредитно-банковский контроль, при использовании
принципов кредитования и денежных расчетов.

4) независимый аудиторский и общественный контроль,

5) страховой контроль со стороны страховых компаний при
наступлении страхового случая и выплате возмещения.

Регулирующая функция выражается
в том, что с помощью финансов можно воздействовать на поведение участников
денежных отношений. Регулирующая функция финансов используется:

на микроуровне- на
предприятии для стимулирования его деятельности, создавая различные фонды,
которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению
его объема, улучшению материального положения работающих;

и на макроуровне-
государство, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает
таких же результатов. Кредитная политика государства, валютная политика
являются инструментами воздействия на обстановку внутри страны и
межгосударственные отношения с помощью финансов.

Также среди экономистов существует мнение, что
финансам присущи такие функции как стимулирующая, стабилизационная, воспроизводственная.

Стабилизационная функция
финансов реализуется в условии рыночных отношений. Ее содержание заключается в
том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные
условия в экономических и социальных отношениях.

Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для
расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие
отраслей, предприятий в ту или иную сторону. Финансовыми рычагами могут
являться: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные пошлины.

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и
денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства. 3 В контексте воспроизводственной функции финансы
не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая
денежными ресурсами воспроизводственный процесс.

По мнению автора этой работы
стимулирующая и стабилизационная функции являются вариациями регулирующей
функции. Также воспроизводственная функция является производной от
распределительной функции финансов: кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через
распределительную функцию финансов. Поэтому
нет основания выделять их в отдельные функции.

Некоторые экономисты считают,
что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов),
использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя
реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации
распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории
финансов.

Функции финансов осуществляются:

·  
на всех уровнях управления
экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

·  
во всех сферах общественной жизни
(материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

·  
на всех уровнях экономической системы
(внутрихозяйственном — финансы предприятий, внутриотраслевом — финансы
комплексов, межотраслевом и межтерриториальном — госбюджет и внебюджетные
фонды).

3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды

§1 Понятие и состав финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы — это сложная экономическая категория, которую нельзя
полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно
выделить чёткий критерий, на основе которого можно установить количественные
границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику в отличие от
категории «денежные средства».

Финансовые ресурсы — это объективная макроэкономическая категория,
содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности
экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов
свидетельствует о том, что платёжеспособный спрос предприятий, формирующийся в
результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и
функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие,
поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие
материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме
соответствия суммы финансовых ресурсов и объёма материальных благ, так и в виде
балансового равенства их поступления и расходования.

Макроэкономическая категория финансовые ресурсы обретает смысл тогда,
когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется
потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

В состав финансовых ресурсов входят:

1)  
Собственные средства:

а) на уровне предприятий и домохозяйств- прибыль. Зарплата, доходы
домохозяйств,

б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а
также от внешнеэкономической деятельности;

2)  
мобилизованные на рынке:
покупка-продажа ценных бумаг, банковский кредит — для предприятий и
домохозяйств; на уровне государства- эмиссия ценных бумаг и денег,
государственный кредит.

3)  
Средства, поступившие в порядке
перераспределения» на уровне предприятий проценты и дивиденды по ценным
бумагам, выпускаемыми другими владельцами; на уровне государства- налоги,
сборы, пошлины.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их
функционального назначения в процессе расширенного воспроизводств ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из
нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному
соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и
конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На
стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает
относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях
возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные
фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так
происходит согласование объёма и структуры национального производства и
потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по
расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жёстко согласована с товарным обращением,
поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами. Выраженными в товарной
форме у продавца и денежной у покупателя. При обмене эквивалентов не возникает
условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного
воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и
перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет
собой финансовые потоки. , т. движение тех средств, которые могут быть
затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение
общегосударственных и социальных нужд.

Специфической особенностью финансовых потоков, в отличие от денежных,
является их безэквивалентность. В результате этого именно финансы в процессе
распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в
чём и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности
национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы- это количественная
характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определённый
период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение
выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление,
коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый
характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов так и
расходов.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они
выступают:

как фонды денежных средств
аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения
и перераспределения валового внутреннего продукта;

как конечные доходы, т. денежные
средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

как те доходы, которые имеют
материальное покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и
услуг;

как источники их формирования
(составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы. Неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные
внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

как конечный финансовый результат
процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных
вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала,
приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных
организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону,
содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать
неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых
материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых
ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих
банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов,
поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия
платёжеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объёма
платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу
в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть
представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов
(СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные
фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений
домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той
части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической
системы в целом. С их помощью в составе произведённого ВВП разграничивается
часть, соответствующая текущим затратам потреблённых в процессе производства
материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных
факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного
воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение,
образование, социальную политику и т.

Читать также:  Финансы и кредит (Трошин А.Н., 2009)

§2 Финансовые фонды

Денежные фонды находятся в собственности либо государства —
централизованная сфера, либо у юридических и физических лиц –
децентрализованная сфера.

В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные
средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты),
безналичные деньги, ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и
др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные
потоки, требующие чёткой организации денежных расчётов. По сложности различают
односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном направлении. Например, перечисленные средства из федерального бюджета РФ идут в пенсионный
фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денежных средств между
двумя

В бюджет поступают от предприятий налоги, но при определённых условиях
предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и
текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счёт
доходов из разных источников (предприятия — глава и другой член семьи получает
зарплату в данном предприятии, бюджета- трансфертные платежи); с другой
стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Финансовый поток – это отражение потока
материального по этому они различны по своему характеру. Финансовый поток
всегда направлен против движения потока материального. Материальный поток
состоит из множества разнохарактерных элементов, а финансовый из одинаковых –
ценовых единиц и не зависит от формы их представления. Материальный поток
зависит от очень многих независимых объективных обстоятельств, вследствие чего
он в целом не регулярен, дискретен и стохаотичен и, как следствие, не
управляем. Финансовый поток в целом на оборот регулярен, непрерывен и
детерминирован, вследствие чего он достаточно стабилен и управляем.

Мировые финансовые потоки —
межгосударственное движение денежных средств, обслуживающее международный
товарный оборот и международное движение капитала. В мировом хозяйстве
постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе
кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются
материальные процессы воспроизводства. На объём и направление этих потоков
влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли;
структурная перестройка в экономике.

Мировые финансовые потоки
обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного
капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают
сигналы о состоянии коньюктуры, которые служат ориентиром для принятия решений
менеджерами.

Движение мировых
финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:

1)  
Валютно-кредитное
и расчётное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

2) Зарубежные инвестиции
в основной и оборотный капитал;

3) Операции с ценными
бумагами и разными финансовыми инструментами;

4)  
Валютные
операции;

5) Перераспределение
части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и
взносов государств в международные организации и др.

4 Эволюция теоретических взглядов на сущность
финансов

§1 Развитие теоретических представлений о
финансах в России

Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в
России в начале 19 века. В этот период появляются первые крупные работы в
области финансов. Начало русской финансовой науке положила книга Н. Тургенева
«Опыт теории налогов» (издана в 1818г. ), в которой впервые в России были
изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей
экономики страны.

Расцвет российской финансовой науке пришёлся на конец 19-начало 20 века,
когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов
И. Янжула, И. Озёрова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и
др.

Российские учёные-финансисты разрабатывали как теоретические так и
практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами
прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных
потребностей».

Основное место в трудах учёных занимало исследование государственных
финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не
упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом
достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства. Другое
направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, — бюджет
и финансы.

В этот же период развивалось социал-демократическое течение в
экономической науке, которое было предоставлено российскими последователями
К. Маркса и Ф. Энгельса. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин. Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина- критика
финансовой политики России. В 1917 году В. Лениным разрабатывается
экономическая платформа партии большевиков. Она предусматривала национализацию
страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внутренних
и внешних долгов, изменения налоговой системы путём введения высокого
поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного
налога и установления действенного контроля за доходами капиталистов, введения
высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Практически все мероприятия, за
исключением денежного обращения и реформы налоговой системы, были осуществлены
после Октябрьской революции.

В дальнейшем исследование В. Лениным финансовых проблем было связано в
основном с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее
активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового
финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения
денежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных
этапах послереволюционного развития. Анализ работ Ленина и других учёных
марксистов начала 20 века, показывает, что целостного исследования содержания и
роли финансов и основных финансовых категорий осуществлено не было. Всё это
привело к тому, что в первый послереволюционный период изучение финансов
строилось в основном на трудах дореволюционных экономистов.

С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами
появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о
финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание
науки о финансах СССР. Период становления этой науки был достаточно длительным-
с конца 1920 года до начала 50х годов. В первый период (1926-1931 гг. ) в
основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникли в ходе
выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки
обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, А. Буковецкого, Д. Боголепова. Несмотря на активное использование
социалистической фразеологии содержание финансов у этих авторов вытекает из
теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой были
дореволюционные российские экономисты. Всё это привело к тому, что ни одна из
теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось
главным для её развития в тот исторический период в СССР. Второй период
развития советской финансовой науки (1931-1956гг) характеризуется становлением
единых взглядов на предмет финансов. Классик этого периода — В. Дьяченко, в своих
многочисленных работах разработавший основы теории финансов.

Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот
период в основном по двум направлениям: во-первых, изучении истории развития
финансовых категорий, это книги К. Плотникова, посвящённые истории бюджета, А. Зверева и А. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой
Отечественной войны; во-вторых, раскрывающие действующую финансовую практику.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец
единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950х- начале 60х гг. появляются многочисленные работы экономистов, посвящённые экономической теории. Одновременно с этим появляется принципиально новый вид прикладных финансовых
исследований, носящих критический характер и содержащих разработки по
совершенствованию отдельных финансовых инструментов.

Впервые проблемы финансов предприятий были рассмотрены в работах А. Бирмана. Им разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях
хозяйственного расчёта, который в интерпретации автора представлял элементы
рыночного хозяйства в условиях социализма, изучены содержание финансовых
ресурсов, управление финансами предприятий. Работы Бирмана дали толчок
исследованию финансов предприятий в работах экономистов 1960-80х гг. ( П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский).

Бюджет и бюджетное устройство изучалось по двум направлениям: развитие
доходов и расходов бюджета, организация местных бюджетов. Основные труды по
этой тематике принадлежат экономистам: С. Ситаряну, Я. Либерману, В. Родионовой,
Г. Поляку, Г. Шеховцеву.

В области страхования теоретические исследования исходили из
интерпретаций К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и
поэтому не имели достаточной новизны. Кроме того на изучение страхования
чрезвычайно негативно повлияла государственная монополия на страховое дело. Определённый интерес представляют работы. Мотылёва, Л. Рейтмана, Е. Коломина, В. Шахова.

Изучению финансовых отношений зарубежных государств тоже уделялось много
внимания. Развитию финансов капитализма были посвящены труды Б. Болдырёва. Дробозиной, Л. Павловой, Д. Бутакова.

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует
отметить практическое отсутствие глубоких теоретических и практических трудов в
этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем
методический и методологический характер, другие- направляют свои усилия на
адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы
третьих являются компилятивным изложением трудов зарубежных авторов.

Среди советских
экономистов дискуссии по вопросам теории финансов касались двух концепций,
касающихся места финансов в системе расширенного воспроизводства.

Сторонниками
распределительной концепции были такие учёные как В. Дьяченко, Г. Точильников и
М. Шерменев. Они придерживались мнения, что финансы — это система отношений
распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер, влияют
косвенно через распределение на отношения производства, обмена и потребления
материальных благ. Таким образом, финансы могут возникать только на стадии
распределения, поскольку эта стадия отличается от всех остальных тем, что здесь
происходит одностороннее движение денежной формы стоимости, обособление её от
своего натурально-вещественного воплощения.

Согласно
воспроизводственной концепции, финансы – это отношения всех четырёх или нескольких
стадий воспроизводства, активно непосредственно участвуют на всех этих стадиях. Финансы здесь возникают при наделении производственными фондами вновь
создаваемых предприятий. Финансовые отношения проявляются в виде выделения из
стоимости доходов госбюджета средств оплаты труда, амортизационные отчисления и
т. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства благодаря накоплению
денежных средств в виде фондов целевого назначения. Сторонниками этой точки
зрения были А. Александров. , А. Бирман. , Э. Вознесенский.

§2 Взгляды зарубежных
экономистов на систему финансовых процессов

На западе в первую
очередь речь шла о производстве частных и общественных благ, т. о функциях
рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были поставлены
вопросы о необходимости участи государства в экономике, о границах его
вмешательства в хозяйственную деятельность компаний, населения (рынка), о
показателях его экономической эффективности и т.

Читать также:  Корпоративные финансы это совокупность денежных отношений

Первая школа политической
экономии – меркантилизм (16-18вв. )- стала выразителем интересов купечества,
которое развивало мировую торговлю, и которому государство должно было помогать
в расширении его международной деятельности. Меркантилизм характеризуется двумя
чертами: богатство отождествляется с деньгами, а накопление денежного богатства
связывается с активной ролью государства, с сильной государственной властью.

В отличие от меркантилистов
Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчёркивал значение
государства с точки зрения, во-первых, охраны и защиты частной собственности от
посягательств со стороны как других членов данного общества, так и зарубежных
стран и, во-вторых, производства таких благ, которые не выгодны частным
производителям. Давид Рикардо (1772-1823) посвятил своё основное сочинение
«Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) анализу основ
налогообложения. Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Принципах политической
экономии» (1848) вплотную подошёл к пониманию «провалов» (неэффективности,
неспособности) рынка, обоснованию необходимости вмешательства государства в
экономической жизни общества.

Однако в 30-е годы 19в. либеральная доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную,
которая отстаивала свободу предпринимательства и невмешательство государства в
экономику, и современную реформистскую либеральную концепцию, которая, не
отказываясь от базовых либеральных ценностей, ратовала за активную роль
государства. Во главе этого интереса стояли И. Бентам, Дж. Милль, Д. Милль.

По мере того, как борьба
с феодальной идеологией отходила на задний план, философия хозяйства
вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил
государству уже более скромную роль. В частности, анализу государства была
посвящена лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс» (1890). В ней он
освещал традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые-
проблему перемещения налогового бремени.

Критика вмешательства
государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса
(1834-1910) «Очерках социальной экономии. Теории распределения общественного
богатства» (1896). Он выступал за минимизацию роли государства, функции
которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и
контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет
снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть
налоги не на доходы, а на собственность.

Однако подлинную
революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 году «Общая
теория занятности, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его
именем связано рождение нового направления западной экономической мысли- кейнсианства,
поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики
государства. Кейнс выступал за обеспечение эффективного спроса, дефицитное
финансирование, циклическое балансирование бюджета.

В 1970-1980-е гг. новые
направления неоклассики заметно потеснили кейнсианство. Среди них был
монетаризм — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в
количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен,
доходов и занятности, а также новая классическая экономика, теория
общественного выбора. Главными постулатами стали свободно предпринимательство,
ограничение государственного регулирования, «экономика предложения».

Формирование основ
финансовой науки происходило в процессе развития европейскими учёными старой и
новой политической экономии по проблеме взаимодействия рынка и государства, их
роли в национальной экономике, факторов, от которых зависит усиление рыночных
или государственных методов регулирования предпринимательской деятельности.

Длительный путь
исторического развития хозяйственной деятельности подтвердил общую для любой
экономики закономерность: в конечном итоге в обществе остаются те формы
организации общественного воспроизводства, а также те его участники, которые
оказались наиболее результативными, эффективными в своей сфере деятельности. В
данном случае речь идёт как о формах организации производства (частное или
государственное, индивидуальной собственности или корпорации и т. ), так и об
основных участниках экономических процессов. В современных условиях к ним можно
отнести домашние хозяйства, предприятия и государство. Появление финансов
связано с возникновением, развитием и деятельностью одного из них -государства.

Финансы — это
экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров
через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного
воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и
низовому звену — предприятиям, и межхозяйственным объединениям (ассоциациям,
концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Одним из главных
признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых
отношений реальным движением денежных средств.

Областью возникновения и
функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса,
на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по
целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен
получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов
как экономической категории является распределительный характер финансовых
отношений.

В финансовой науке существует ряд
дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и
границах финансовых отношений. К числу дискуссионных также относится вопрос о
качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической
категории, о функциях финансов.

Наличие дискуссионных
вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических
проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической
природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути
лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно
обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и
совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Экономика:
учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Булатова. — 4-е изд. , перераб. и
доп. — М. : Экономистъ, 2008. — 831 с. : ил. — (Homo faber).

2 «Финансы», под ред. Поляка,
ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3 «Финансы и кредит». Левин У. – М. :
Инфра-М, 2005. – С

Финансы, как экономическая категория. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях финансов

Как известно, в системе экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к особой экономической категории, называемой финансовыми отношениями.

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «financia» — наличность, доход. В толковом словаре В. Даль
определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства».

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее определение финансов: «финансы — совокупность
материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных союзов».

В последние годы подавляющее большинство авторов рассматривают финансы как экономическую категорию, выражающую реально
существующие в обществе отношения, однако, вопросы о сущности и функциях финансов по-прежнему являются спорными.

Все многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно разделить на три группы:

  • первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений;
  • вторая – дискуссии по поводу функций финансов;
  • третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В учебной и научной финансовой литературе приводятся различные определения финансов (таблица 1).

Таблица 1 — Дискуссионные вопросы сущности финансов

Исходя из первого определения, финансы, как стоимостная экономическая категория обладает следующими признаками:

  • Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами общественного воспроизводства в рамках
    экономической системы.
  • Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечивать
    выполнение последним своих функций.
  • Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер.
  • При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов),
    расходование котрых происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Он признает факт выхода термина «финансы» за рамки узкого понимания только как государственных финансов и предлагает рассматривать данный
термин и в широком смысле слова, как объединяющий две относительно самостоятельные науки о финансах – государственные финансы
и финансы предприятий.

Здесь вторая наука изучает наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота
средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

Рассматривая вопрос о сущности финансов, необходимо остановиться на характеристике их функций. В финансовой науке функция рассматривается
чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

В литературе насчитывается более десяти функций финансов, исходя из предлагаемого содержания финансов, как экономической категории. Наиболее
часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств,
перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств,
регулирующая, стабилизационная и другие.

Большинство экономистов, как наиболее значимые, называет распределительную и контрольную функции. Так, например, Родионова В. выделяет
только эти функции. Дробозина Л. кроме них называет еще регулирующую и стабилизационную. Архипов А. и Сенчагов В. добавляют стимулирующую
функцию финансов. Лаврушин О. отрицает контрольную функцию финансов.

Казак А. утверждает, что финансы, как экономическая категория, выполняют следующие функции.

Формирование денежных фондов. Посредством проведения государственной налоговой политики (через налоговое законодательство,
в соответствии с которым все налогоплательщики обязаны уплачивать налоговые платежи) формируются различные денежные фонды: централизованный
(государственный бюджет), децентрализованные (на региональном и местном уровнях), целевые и т.

Использование денежных фондов. Аккумулируемые государством средства перераспределяются в ходе реализации политики
государственных расходов на материальное содержание госаппарата (чтобы он мог эффективно выполнять возложенные на него функции), на создание
и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного производства, проведение экономической, социальной, военной политики
и т. Эта функция реализуется через расходную часть государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Контрольная. Она реализуется одновременно либо с первой, либо со второй функциями. Она заключается в необходимости
контроля государства за аккумулированием и использованием общегосударственных денежных фондов. Конкретное проявление контрольной функции
осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Если рассматривать представленные функции, как функции государственных финансов, то по аналогии можно охарактеризовать и функции финансов
предприятия (организации).

Итак, финансы – сложная экономическая категория, рассматриваемая, как в широком, так и в узком смысле слова. При этом сама эта категория
объективна и существует независимо от волеизъявления государства. Существование финансов объясняется объективными потребностями общества в
финансовых отношениях.

Другие статьи по данной теме

  • Финансирование как фактор устойчивого развития учреждения
    здравоохранения
  • Финансы как стоимостная категория. Признаки финансов

Список использованных источников

  • Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова,
    М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретенниковой. — 2-е изд., испр.
    — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006;
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА-М, 2006.-342с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *