ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таким
образом, формирование основного
объема денежных средств органов
государственной власти и местного
самоуправления
осуществляется посредством мобилизации
государственных
и муни­ципальных доходов (ст.
6 БК РФ). Источниками формирования
госу­дарственных
денежных
средств являются налоговые и неналоговые
доходы, а также безвозмездные перечисления
и займы (федеральные, региональные и
местные). Источниками формирования
муниципаль­ных
денежных средств являются налоговые и
неналоговые доходы, а также безвозмездные
перечисления собственного уровня и
система муниципальных заимствований.

Использование
денежных средств органов государственной
вла­сти и местного самоуправления
осуществляется в виде государствен­ных
и муниципальных расходов,
призванных обеспечить реализацию
функций государства (ст. 6 БК РФ).

Инструментом
реализации государственных функций в
РФ является государственная и муниципальная
собственность. К государственной
относятся федеральная собственность
— имущество, принадлежащее на праве
собственности РФ; собственность регионов
— имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам РФ земля и
другие природные ресурсы, не находящиеся
в собствен­ности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований.

Реализация
функций государства осуществляется в
том числе и через механизм создания
государственных и муниципальных
орга­низаций. В зависимости от права
собственности на закрепленное за ними
имущество государственные организации
делятся на следующие группы:


унитарные предприятия — федеральные,
региональные, муни­ципальные;


казенные предприятия как разновидность
унитарных предпри­ятий, относящиеся
только к федеральной собственности;


бюджетные учреждения — федеральные,
региональные, муни­ципальные;


акционерные общества со 100%-ным участием
государства и его блокирующим пакетом.

Основное
назначение государственных и муниципальных
финан­сов состоит в следующем:


решении социальных задач и функций
государства и местного самоуправления;


обеспечении стабилизации и роста
национальной экономики, которые на
современном этапе достижимы при условии
инновацион­ного развития национальной
экономики;


регулировании экономики в условиях
риска и неопределенно­сти;


обеспечении ликвидации различий в
уровне социально-эконо­мического
развития территорий страны и др.

Особенности
государственных и муниципальных финансов

Условия
эффективного функционирования
государственных и местных финансов


Эффективное разделение полномочий
между бизнесом и госу­дарством в
национальной экономике. Золотое правило
данного разде­ления гласит: сектор
государственного управления не должен
извле­кать прибыли от присущей ему
деятельности.


Нерыночный характер услуг, предоставляемых
государством и местным самоуправлением.
К
нерыночным и исключительным услугам
можно отнести социальные программы,
т.е. государство оказывает социальные
услуги на безвозмездной основе или
продает некоторые из них по це­нам,
не оказывающим влияния на рынок услуг
и на уровень конкурен­тности на нем.


Неисключаемость услуг государственного
и муниципального сектора, означающая,
что их нельзя предоставить одному лицу
без пре­доставления в распоряжение
всех других лиц.

Важным
методологическим фактором является
определение принципов
организации
и функционирования
государственных и муни­ципальных
финансов, позволяющее выявить направления
воздейст­вия финансов на развитие
государственного
и муниципального сек­торов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы ориентированы
на следующие основные принципы:

Достижение
целей задается стратегией развития.
Финансовая
стратегия
определяет возможность сбалансированного
управле­ния стоимостной оценкой
материально-технических средств и
денежными ресурсами, которыми располагают
государственный и муниципальный секторы
экономики.

Вся
экономика страны может быть разделена
на пять секторов

1.
Нефинансовые корпорации (производства
товаров и оказания нефинансовых услуг):

2.
Финансовые корпорации (представление
финансовых услуг);

3.
Сектор госуправления (выполнение
государствен­ных функций)

4.
Некоммерческие организации (оказание
услуг домохозяйствам);

5.
Домашние хозяйства (население страны).

В
практической деятельности отдельно
выделяется также государственный
сектор, обеспечивающий контроль над
ролью государства в экономике. Он
включает:


сектор государственного управления
(Центральное правительство региональные
и местные органы управления);


государственные корпорации (финансовые
и нефинансовые).

На
организацию государственных и
муниципальных финансов влияет ряд
основополагающих факторов:

1.
Форма государственного устройства
(унитарное государство, федерация,
конфедерация), формирующая бюджетное
устройство в стране, а следовательно,
и структуру его бюджетной системы;

2.
Особенности административно-территориального
устройства государства, проявляющиеся
в неравномерности территориальных
об­разований, входящих в состав
субъекта федерации (республика, край,
область, округ), определяющие
многоуровневость бюджетной системы;

3.
Особый статус отдельных территориальных
образований (за­крытые
административно-территориальные
образования (ЗАТО) и экономические
зоны), влияющий на объем полномочий по
доходам и расходам данных территорий.

Форма
государственного устройства в нашей
стране — федера­ция, т.е. система с
несколькими уровнями фискальной
ответственно­сти Федерация как форма
устройства государства предусматривает
принятие ряда важ­ных бюджетных
решений:


закрепление расходных полномочий между
уровнями бюджет­ной системы страны
— граждане станут получать государственные
ус­луги соответствующего качества и
обслуживания, когда полномочия будут
распределены продуманно;


закрепление доходных полномочий каждого
уровня бюджетов, т.е. определение
источников бюджетных поступлений в
соответствии с расходной частью бюджета
каждого уровня и их достаточность для
реализации функций конкретного бюджета;


наличие трансфертов между различными
бюджетными уровня­ми, т.е. организация
движения средств или трансфертов между
бюдже­тами для сглаживания неравномерности
территориального развития.

Сравнительная
характеристика унитарного и федерального
госу­дарства позволяет зафиксировать
принципиальные различия между ними,
позволяющие эффективно реализовать
функции государства. Основу финансовых
средств органов власти
территориально-админи­стративных
единиц унитарного государства составляют
отчисления от налогов и средства
финансовой помощи центра. В ус­ловиях
федерации, построенной на принципах
разграничения полно­мочий по расходам
и доходам между бюджетами разного
уровня, соб­ственные доходы бюджетов
субнациональных образований становятся
преобладающими в структуре их доходов,
но межбюджетное перерас­пределение
средств сохраняется, хотя и имеет меньший
масштаб.

Читать также:  ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Особый
статус территориальных образований
означает:

Принцип
равноправия субъектов Российской
Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции
Российской Федера­ции, не
предусматривает
различий в объеме и структуре полномочий,
возлагаемых на органы государственной
власти республик, краев, об­ластей,
автономных округов, автономной области,
городов федераль­ного значения. В
соответствии с федеральным законодательством
для всех субъектов государства
предусматриваются единые величины
от­числений от федеральных налогов
сборов и единая методика расчета
межбюджетных трансфертов. В то же вре­мя
для муниципальных образований федеральное
законодательство предусматривает
возможность установления особого режима
функционирования. Наделение муниципального
образования особым стату­сом обусловлено
следующим:


концентрацией в границах муниципального
образования объек­тов государственной
безопасности, для которых установлен
особый режим функционирования и охраны
государственной тайны (статус ЗАТО);


специализацией градообразующих
организаций муниципаль­ного образования
на научной, научно-технической и
инновационной деятельности в рамках
научно-производственного комплекса
(статус наукограда);


специализацией градообразующих
организаций муниципаль­ного образования
на производственной, научно-технической
и инно­вационной деятельности (статус
промышленно-производственных особых
экономических зон, технико-внедренческих
особых экономи­ческих зон (ОЭЗ);


специализацией организаций муниципального
образования на туристско-рекреационной
деятельности (статус ОЭЗ
туристско-рек­реационной направленности);
может создаваться на территории
не­скольких муниципальных образований.

Соседние файлы в папке ГМФ АКАДЕМИЯ1

Особое положение
в финансовой системе принадлежит
государственным и муниципальным
финансам, что обусловлено их специфическим
назначением – обеспечить органы
государственной власти и местного
самоуправления денежными средствами,
необходимыми для выполнения возложенных
на них функций. Государственные
и муниципальные финансы
– это денежные отношения, возникающие
в распределительном процессе в связи
с формированием денежные средств у
органов государственной власти и
местного самоуправления и их использованием
на удовлетворение социальных потребностей
граждан, регулирование экономики,
финансирование национальной обороны
и правоохранительной деятельности,
управления и других расходов государства
и муниципальных образований. С помощью
государственных и муниципальных финансов
органы гос.власти и мест.самоуправ
осуществляют регулирование соц.процессов,
оказывают влияние на развитие приоритетных
отраслей экономики, сглаживают различия
в уровне социально-экономического
развития отдельных территорий страны
и др.

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

1) форма государственного
устройства. Для унитарного гос-ва –
более высокая степень концентрации
фин.рес. в распоряжении центральных
органов власти. Административно-территориальные
единицы получают отчисления от
регулирующих доходов. 2) особенности
административно-территориального
устройства 3) особый статус отдельных
территориальных образований Придание
территориальному образованию особого
статуса является эффективным механизмом
учета геополитических, эт­нографических,
демографических и иных характеристик
такого образования, выработанным
международной практикой.

Принцип равноправия
субъектов РФ, закрепленный в ст. 5
Конституции РФ, не предусматривает
различий в объеме и соста­ве полномочий,
возлагаемых на органы государственной
власти республик, краев, областей,
автономных округов, автономной области,
городов федерального значения. В
соответствии с феде­ральным
законодательством для всех субъектов
РФ устанавлива­ются единые нормативы
отчислений от федеральных налогов и
сборов в их бюджеты и единая методика
расчета финансовой помощи.

В
свою очередь, для муниципальных
образований законода­тельство РФ
предусматривает возможность установления
особого режима функционирования. Бюджеты
формируются органами государственной
власти разного уровня и органами местного
самоуправления для финан­сового
обеспечения всех возложенных на них
задач и функций. Формирование внебюджетных
фондов связано с появлением потребности
у органов государственной власти и
местного само­управления в значительных
объемах финансовых ресурсов для
проведения ряда важных социально-экономических
мероприя­тий. Внебюджетные фонды
позволяют осуществить финансиро­вание
таких мероприятий за счет специальных
источников, ис­пользуемых по целевому
назначению. За счет средств внебюджет­ных
фондов обеспечиваются социальные
выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются
различные природоохранные ме­роприятия,
реализуются научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки и
т. п. Образуемые в форме бюджетов и
внебюджетных фондов финансовые
ресурсы органов государственной власти
и местного са­моуправления
— это доходы, поступления и денежные
накопления, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности и
предназначенные для решения органами
государственной власти и местного
самоуправления вопросов, отнесенных к
их компетенции. Государственные
доходы состоят
из доходов бюджетов органов государственной
власти разных уров­ней и доходов
государственных внебюджетных фондов,
причем доходы бюджетов занимают основное
место в составе государ­ственных
доходов.

Муниципальные
доходы —
денежные средства, зачисляемые в
соответствии с законодательством
органов государственной влас­ти и
решениями органов местного самоуправления
в бюджеты му­ниципальных образований.
Мобилизация доходов в бюджеты и
государственные внебюд­жетные фонды
осуществляется в форме налоговых и
неналого­вых доходов, а также
безвозмездных перечислений. Финансирование
расходов бюджетов в части превышения
их объема над величиной доходов
осуществляется за счет поступле­ний
из источников финансирования дефицита
бюджетов. Финан­сирование дефицита
бюджетов органов государственной власти
обеспечивается посредством привлечения
денежных средств в формах займов,
осуществляемых путем размещения
государ­ственных ценных бумаг, и
кредитов, полученных от кредитных
организаций; получения бюджетных ссуд
и бюджетных кредитов из бюджетов других
уровней; поступления средств от продажи
имущества, находящегося в государственной
собственности, и др. С целью сбалансированности
местных бюджетов органы местного
самоуправления осуществляют привлечение
средств на внутреннем финансовом рынке
и возмездное отчуждение муниципального
имущества (путем его продажи). Право
органов местного самоуправления на
внешние заимствования Бюджетным кодексом
РФ не предусматривается. Денежные
накопления
органов государственной власти и
мест­ного самоуправления проявляются
в форме остатков средств на счетах
бюджетов или государственных внебюджетных
фондов на начало финансового года,
учитывае­мых после завершения операций
по принятым денежным обяза­тельствам
прошедшего года. Остатки средств изъятию
не подле­жат и могут использоваться
на покрытие внутригодовых кассовых
разрывов в течение последующего года,
направляться на финан­сирование
дефицита бюджета. Источниками
формирования государственных финансовых
ре­сурсов
являются валовой внутренний продукт,
поступления от внешнеэкономической
деятельности, часть национального
богат­ства (например, поступления от
продажи земли, доходы от про­дажи
нематериальных активов, доходы от
реализации конфиско­ванного или
бесхозного имущества и т. п.). В случае
наступления чрезвычайных обстоятельств
(стихийных бедствий, вооруженных
конфликтов и военных действий и т. п.),
в период экономической нестабильности
часть национального богатства может
выступать в качестве источника
государственных финансовых ресурсов
при продаже золотого запаса, валютных
резервов и др. В свою оче­редь,
источниками
финансовых ресурсов органов местного
самоуп­равления
являются валовой региональный продукт,
а также часть национального богатства,
находящегося или обращенного в
му­ниципальную собственность.

Читать также:  Легкие темы по финансам

Государственные
расходы —
это денежные средства, направля­емые
органами государственной власти из
бюджетов соответству­ющих уровней и
государственных внебюджетных фондов
на финан­совое обеспечение возложенных
на них задач и функций.

Государственные
расходы состоят из расходов бюджетов
органов государственной власти разных
уровней и расходов государственных
внебюджетных фондов, при этом основной
объем государственных расходов
осуществляется за счет средств бюджетов
разных уровней.

Муниципальные
расходы —
это денежные средства, направляе­мые
органами местного самоуправления из
бюджетов муниципаль­ных образований
на решение вопросов местного значения.
В свою очередь, необходимость в
муниципальных расходах обусловлена
удовлетворением потребностей граждан,
связанных с местом непосредственного
проживания.

Государственные и муниципальные финансы

Глава
12. Бюджеты органов государственной
власти и органов местного самоуправления
152

15.1
Социальное страхование и его роль в
реализации государственных социальных
гарантий. 214

Введение

Осуществление
радикальных преобразований на современ­ном
этапе экономического развития Российской
Федерации воз­можно только при активном
и умелом использовании финансов как
инструмента воздействия на
социально-экономические про­цессы
развития общества, что обусловливает
необходимость тео­ретического
осмысления содержания финансов, их роли
и влия­ния на все стороны процесса
общественного воспроизводства. Правильное
понимание направлений развития теории
финансов создает основу для разработки
финансового механизма, адекват­ного
новым целям и задачам финансовой
политики, который позволит обеспечить
высокие темпы развития экономики,
эф­фективное функционирование всех
субъектов хозяйствования, сбалансированность
бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы,
социальную защиту и повышение уровня
жизни населения.

В
современной экономической литературе
вопросам теории финансов уделяется
недостаточно внимания, что, приводя к
не­дооценке влияния финансов на
социально-экономические про­цессы,
влечет за собой просчеты и ошибки в
обосновании целей и задач финансовой
политики, выборе адекватных форм и
мето­дов организации финансовых
отношений и, как следствие, низ­кую
эффективность проводимых государством
мер по достиже­нию стабильного
экономического роста и макроэкономической
устойчивости. В этой связи огромное
значение приобретает раз­работка и
реализация научно обоснованной концепции
развития финансовой системы России,
нацеленной на достижение финан­совой
стабильности в стране. Эта концепция
должна стать осно­вой для дальнейшей
разработки направлений проведения
совре­менных реформ в финансово-бюджетной
сфере. Их проведение должно базироваться
на научно обоснованных подходах к
орга­низации финансов на микро- и
макроуровнях, которые должны найти
отражение в нормативных правовых актах,
определяющих механизм проведения
реформ.

Учитывая
серьезные требования, предъявляемые к
учебни­кам по финансово-экономическим
дисциплинам в части фунда­ментальности
разработки теории финансов, в представленном
издании на основе базовых положений
экономической теории и анализа взглядов
российских и зарубежных исследователей
нашли развитие отдельные положения
сущности финансов, фи­нансовых
ресурсов, финансового механизма. При
этом в науч­ный оборот введены новые
содержательные моменты в опреде­лении
базовых понятий учебной дисциплины
«Финансы». На основе теоретических
положений сущности финансов дается
представление о финансовой системе,
управлении финансами, раскрывается
механизм их влияния на социально-экономичес­кие
процессы, особенности функционирования
финансов субъ­ектов хозяйствования,
государственных и муниципальных
финансов. Такой подход позволяет показать
особенности орга­низации финансовых
отношений в России на микро- и макро­уровнях,
а также современные тенденции развития
финансов. Изучение этих вопросов играет
важную роль в подготовке спе­циалистов,
которые, обладая достаточными
теоретическими и практическими знаниями,
должны быть готовы активно их ис­пользовать
в профессиональной деятельности в
финансовых, налоговых, казначейских
органах, органах государственного
фи­нансового контроля.

Такая
логика изложения материала определила
структуру учебника, состоящего из трех
разделов. В первом разделе на ос­нове
исторического анализа излагается
современная трактовка сущности и функций
финансов как объективной экономичес­кой
категории, анализируется изменение их
содержания в усло­виях рыночных
отношений, дается характеристика
современной финансовой системы Российской
Федерации. Подробно изуча­ются вопросы
управления финансами с учетом того, что
в пос­ледние годы в учебниках и учебных
пособиях рассмотрению этих вопросов
уделяется незаслуженно мало внимания,
исследуется влияние финансов на экономику
и социальную сферу. Рассмат­риваются
содержание и значение финансовой
политики в РФ, роль финансового механизма
в ее реализации в современных ус­ловиях.

Второй
раздел посвящен изучению организации
финансов субъектов хозяйствования,
включая индивидуальных предпри­нимателей.
Показываются особенности функционирования

финансов
коммерческих и некоммерческих организаций
в от­дельных сферах и секторах экономики
(общественном секторе экономики, сфере
финансовых услуг). При изложении этих
вопросов особое внимание уделяется
рассмотрению источников и видов
финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования, осо­бенностям
управления финансами на микроуровне.

Читать также:  МИРОВЫЕ БРЕНДЫ ПЕРЕЖИЛИ НЕПРОСТОЙ ГОД

В
третьем разделе анализируется состав
государственных и муниципальных финансов
в России, дается характеристика их
содержания и особенности организации
на федеральном, регио­нальном и местном
уровнях. Особое место занимают вопросы
рассмотрения роли бюджета в общественном
воспроизводстве, организации бюджетной
системы РФ и осуществления бюджет­ного
процесса. Здесь же рассматриваются
государственные и му­ниципальные
заимствования, играющие важную роль в
обеспе­чении сбалансированности
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ.

Изложение
всех основных вопросов базируется на
положени­ях теории и практики
функционирования финансовых отноше­ний,
разработанных не только российскими,
но и зарубежными учеными: на основе
сравнительного анализа авторы учебника
делают выводы о возможности использовании
в Российской Фе­дерации опыта развитых
стран в организации финансовых отно­шений.

В
книге дается более глубокое, по сравнению
с ранее выпу­щенными учебными изданиями,
представление по таким вопро­сам, как
финансовое планирование и прогнозирование
в услови­ях рыночной экономики,
особенности функционирования фи­нансов
некоммерческих организаций, профессиональных
участников финансового рынка, роль
социального страхования в реализации
социальных государственных гарантий.

При
работе над учебником использованы
методы статисти­ческого, сравнительного,
факторного анализа, применялся
исто­рический, системный и комплексный
подход к изложению мате­риала. Логика
изложения, заключающаяся в первоначальном
оп­ределении главных понятий и
последующем раскрытии основ организации
и функционирования финансов, позволяет
читате­лям понять закономерности и
современные тенденции развития финансовых
отношений. Положения и выводы иллюстрируются
статистическими данными, представленными
в таблицах, схе­мах, диаграммах,
сопровождаются ссылками на
нормативно-правовые акты. Контрольные
вопросы и задания для самостоятель­ной
работы студентов, приведенные в конце
каждой главы, соз­дают основу для
внеаудиторной работы студентов.

Данное
учебное издание, являясь базовым при
подготовке специалистов в области
финансов, позволяет обеспечить
взаи­мосвязь и преемственность учебной
дисциплины «Финансы» с такими курсами,
как «Бюджетная система РФ», «Государствен­ный
долг», «Финансы организаций (предприятий)»,
«Деньги, кредит, банки», а также
дисциплинами специализации («Органи­зация
исполнения бюджета», «Финансовый
контроль», «Внебюд­жетные фонды» и
др.).

Учебник
подготовлен коллективом кафедры
«Финансы» Фи­нансовой академии при
Правительстве Российской Федерации,
которая возглавляет Учебно-методическое
объединение вузов России по образованию
в области финансов, учета и мировой
экономики. В настоящее время в него
входят 672 вуза и их фили­алы. Авторский
коллектив надеется, что учебник станет
хорошим подспорьем для студентов вузов,
изучающих сложную и трудную дисциплину
«Финансы», а наши коллеги, апробируя
этот учеб­ник в своей преподавательской
деятельности, выскажут свои за­мечания
и предложения по его дальнейшему
совершенствова­нию. Все они будут
восприняты авторами с должным вниманием
и глубокой благодарностью.

профессор А. Г.
Грязнова

Государственные
и муниципальные финансы —
это денежные отношения, возникающие в
распределительном процессе в связи с
формированием денежных средств у органов
государственной власти и местного
самоуправления и их использованием на
удовлетворение социальных потребностей
граждан, регулирование экономики,
финансирование национальной обороны
и правоохранительной деятельности,
управления и других расходов государства
и муниципальных образований.

С
помощью государственных и муниципальных
финансов органы государственной власти
и местного самоуправления осуществляют
регулирование социальных процессов,
оказывают влияние на развитие приоритетных
отраслей экономики, сглаживают различия
в уровне социально-экономического
развития отдельных территорий страны
и др.

ГМФ
— это совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

1.
Государственные финансы играют важную
роль в общей системе экономической и
политической жизни страны, активизируя
денежные ресурсы для выполнения
государством своих функций.

Главными
функциями государства являются:

• упорядочение
жизни общества;

• обеспечение
и защита прав и свобод граждан;

• обеспечение
правопорядка и безопасности государства;

• регулирование
макроэкономического развития;

• оказание
государственных услуг населению;

• разработка
и реализация социальной политики,
финансирование основных общественных
и социальных услуг, поддержка малоимущих
групп населения;

• регулирование
интеграции в мировую политическую
систему и мировую экономику;

• осуществление
мер по охране окружающей среды и др.

Таким
образом, государственные финансы — это:

• инструмент
привлечения средств в бюджет с помощью
общеобязательных платежей;

• ведущий
экономический рычаг государства.

Главные
направления воздействия государственных
финансов на экономику.

• налоговая
политика;

• способы
финансирования дефицита бюджета;

• управление
государственным долгом.

Политика
в области государственных финансов
обеспечивает:

• поддержание
экономического роста;

• ограничение
социального неравенства;

• эффективность
государственных расходов.

2.
Муниципальные финансы обеспечивают
самостоятельное и под свою ответственность
решение населением муниципального
образования вопросов местного значения.

Вопросами
местного значения, например, являются:

• ремонт
дорог

• строительство
и эксплуатация объектов социальной
инфраструктуры (больниц, школ и др.);

• услуги
связи, общественного питания;

• библиотечное
обслуживание;

• развитие
физкультуры и спорта;

• охрана
памятников культуры и др.

Государственные
и муниципальные финансы-это совокупность
денежных отношений, возникающих между
государственными и муниципальными
органами управления и другими
экономическими субъектами, в процессе
которых происходит формирование и
использования централизованных денежных
фондов для финансирования расходных
обязательств государства и муниципального
образования.

Основными
формами организации государственных
и муниципальных финансов является
бюджетная и внебюджетная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *