Отчет об исполнении федерального бюджета в правительство рф представляет министерство финансов

Краткая информация об исполнении федерального бюджета

Другой комментарий к статье 264. 7 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 264.7 посвящена составлению и представлению бюджетной отчетности Российской Федерации.

Полномочия по составлению бюджетной отчетности Российской Федерации отнесены к ведению специального финансового органа — Федерального казначейства, которое составляет бюджетную отчетность Российской Федерации и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации, в свою очередь, представляет бюджетную отчетность Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, поскольку именно Правительство Российской Федерации обладает правом утверждения ежеквартальной бюджетной отчетности и правом внесения годового отчета об исполнении федерального бюджета на рассмотрение в Государственную Думу Совета Федерации Российской Федерации.

Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации в форме нормативного правового акта. Утвержденные ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета направляются в Государственную Думу, Совет Федерации для информации и Счетную палату Российской Федерации для подготовки отчетов.

Правовой формой годового отчета об исполнении федерального бюджета, так же, как и самого бюджета, является федеральный закон, который рассматривается Государственной Думой. В ходе рассмотрения годового отчета депутаты Государственной Думы рассматривают представленные показатели, сравнивают их с показателями утвержденного федерального бюджета, задают вопросы представителям органов исполнительной власти, запрашивают разъяснения, касающиеся показателей федерального бюджета.

Краткая информация об исполнении федерального бюджета

Комментируемая статья, устанавливающая полномочия Минфина России в бюджетном процессе, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного Закона, необходимость внесения уточнений в описание бюджетных полномочий Минфина России вызвана проведенной административной реформой и предлагаемыми законопроектом изменениями в организации бюджетного процесса.

Как установлено в п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 707), Минфин России выполняет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет Правительству РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

об организации и функционировании бюджетной системы РФ, определении основ бюджетного процесса;

о федеральном бюджете на очередной финансовый год, порядке исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

о разграничении бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и ОМСУ;

о финансовых взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

о системе оплаты труда, социальных гарантиях и пенсионном обеспечении федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности РФ;

о предельной численности работников центральных аппаратов ФОИВ, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы РФ;

о финансовом обеспечении служебных командировок на территории РФ и за рубежом работников федеральных ОГВ и федеральных государственных учреждений;

о финансовой деятельности и финансовом регулировании в условиях военного времени, а также о подготовке финансовой системы к условиям военного времени;

о налоговой и валютной политике;

о политике в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, об определении таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, а также о других налоговых вопросах;

о регулировании деятельности субъектов и участников страхового рынка;

об обеспечении защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективном развитии страхового дела;

об организации и проведении лотерей;

об изготовлении и обращении защищенной полиграфической продукции на территории России;

о финансовых взаимоотношениях России с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием России и международными финансовыми организациями;

о подписании и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности Минфина России;

об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, о предоставлении государственных гарантий РФ;

об управлении государственным долгом и финансовыми активами РФ;

о регулировании в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

о компенсационных выплатах и погашениях гарантированных сбережений граждан РФ, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств;

о контроле и надзоре в финансово-бюджетной сфере;

об установлении оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

о совершенствовании банковского законодательства, законодательства в области организации и регулирования денежного обращения;

о регулировании бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности;

о добыче, производстве, переработке и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней;

о формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на очередной год и плане отпуска ценностей из него;

2) разрабатывает и утверждает:

порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета, составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов ГВБФ и консолидированного бюджета РФ;

отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и ОМСУ;

формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты о применении законодательства о налогах и сборах;

условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;

порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля над проведением лотерей;

лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;

нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;

порядок ведения государственной долговой книги РФ;

порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

порядок осуществления контроля над исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению ОГВ, органами управления ГВБФ, ОМСУ и созданными этими органами бюджетными учреждениями;

порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;

порядок представления в Минфин России отчетности в сфере аудиторской деятельности;

нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;

представление Правительству РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, режима сокращения расходов федерального бюджета, блокировки расходов федерального бюджета и ее отмену, применение иных санкций, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;

управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;

ведение государственной долговой книги РФ и реестра государственных ценных бумаг РФ;

государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ и муниципальных ценных бумаг;

координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

П Р И К А З

В целях обеспечения представления Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823) приказываю:

1. Утвердить Перечень форм ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить формы ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, согласно приложениям 2 – 21, 25 к настоящему приказу.

Читать также:  В.М. Жеребин, А.Н. Романов ; Рос. акад. естеств. наук, Ин-т соц.-экон. проблем РАН народонаселения, Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т

3. Установить, что:

3.1 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (форма 0507021), Сводные сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (форма 0507024), Отчет о размещении средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (форма 0507027), Отчет об управлении средствами Резервного фонда (форма 0507064), Отчет об управлении средствами Фонда национального благосостояния (форма 0507066) сопровождаются пояснительными записками;

3.2 Отчет о размещении средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (форма 0507027), Отчет о поступлении и использовании средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (форма 0507028) включаются в состав отчетности об исполнении федерального бюджета по состоянию на 1 апреля 2008 года и на 1 января 2009 года;

3.3 при заполнении форм отчетности применяются условные обозначения согласно приложению 22 к настоящему приказу.

4. Утвердить Рекомендации по заполнению формы документа «Отчет об управлении средствами Резервного фонда» и Рекомендации по заполнению формы документа «Отчет об управлении средствами Фонда национального благосостояния» согласно приложениям 23, 24 к настоящему приказу.

5. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2006 г. № 87н «Об утверждении форм ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство Российской Федерации» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 01/5976-ЕЗ признан не нуждающимся в государственной регистрации);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2006 г. № 133н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2006 г. №87н «Об утверждении форм ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство Российской Федерации» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. № 01/10273-АБ признан не нуждающимся в государственной регистрации);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 января 2007 г. № 4н «О внесении изменений в формы ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2006 г. №87н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 28 февраля 2007 г. № 01/1672-АБ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко и руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхина.

Другой комментарий к статье 165 Бюджетного Кодекса РФ

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

— на основании и во исполнение БК РФ, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

— организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики;

— ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

— разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

— получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

— проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

— разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

— осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

— разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

— представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

— представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

— ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

— учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

— осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

— организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;

— устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений;

— устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

— составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

— представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

— устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности;

— утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с БК едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

— направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

— обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований;

— устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

— устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

— осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда (ст. 96.9 БК РФ) и Фонда будущих поколений (ст. 96.10 БК РФ) и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со ст. 130 БК РФ;

— осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

— устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

Читать также:  ФИНАНСЫ БУХ УЧЕТ И АУДИТ ЭКОНОМИКА

— устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

— осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

— исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном БК РФ;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Комментарий к статье 264. 2 БК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи регламентирует основы составления и представления сводной бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (в разделе VIII.1 Кодекса, т.е. в гл. 25.1 и 25.2, указанные субъекты охватываются общим понятием «главные администраторы бюджетных средств»):

сводная бюджетная отчетность составляется на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

представляется сводная бюджетная отчетность в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований соответственно уровню бюджета. Сроки представления сводной бюджетной отчетности устанавливает Федеральное казначейство, соответствующий финансовый орган.

Пункт 4 ст. 264.4 Кодекса предусматривает проведение органами государственного (муниципального) финансового контроля внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. В п. 2 ст. 264.9 Кодекса установлено, что главные администраторы средств федерального бюджета представляют годовую бюджетную отчетность для внешней проверки в Счетную палату РФ не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджетов, администраторов поступлений в бюджет, органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

1) для главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета:

баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

пояснительная записка (ф. 0503160);

разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

2) для органа, организующего исполнение бюджета:

баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

консолидированный баланс органа, организующего исполнение бюджета (ф. 0503120);

отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124);

отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доход деятельности (ф. 0503134);

отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114);

отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

3) для органа, организующего исполнение бюджета, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ:

баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);

отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);

отчет об исполнении сводной сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований (ф. 0503314);

консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);

консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);

пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360);

11.4. Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета:

баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151);

консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);

отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему РФ, учитываемым органами Федерального казначейства (ф. 0503153);

пояснительная записка (ф. 0503160).

2. В пункте 2 комментируемой статьи определены органы, составляющие бюджетную отчетность публично-правовых образований:

бюджетную отчетность России составляет Федеральное казначейство. Соответствующее бюджетное полномочие Федерального казначейства закреплено и в п. 1 ст. 166.1 Кодекса, а также в п. 5.7 Положения о Федеральном казначействе;

бюджетную отчетность субъекта РФ составляет финансовый орган субъекта РФ;

бюджетную отчетность муниципального образования составляет финансовый орган муниципального образования.

В пункте 2 комментируемой статьи также установлено, что бюджетная отчетность России, субъектов РФ, муниципальных образований составляется на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

3. В пункте 3 комментируемой статьи прямо установлено, что бюджетная отчетность России, субъектов РФ и муниципальных образований является годовой, а отчет об исполнении бюджета — ежеквартальным (соответственно составляются отчеты об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и годовой отчет об исполнении бюджета). В ранее действовавшей редакции ст. 241 Кодекса (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ) лишь предусматривалось, что отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований, т.е. органы, уполномоченные согласно п. 2 комментируемой статьи составлять бюджетную отчетность субъектов РФ, муниципальных образований, представляют эту отчетность высшим исполнительным ОГВ субъектов РФ, местным администрациям.

В отношении бюджетной отчетности России в п. 1 ст. 264.7 Кодекса установлено, что ее Федеральное казначейство (т.е. орган, уполномоченный в соответствии с п. 2 комментируемой статьи составлять данную отчетность) представляет в Минфин России (т.е. федеральный финансовый орган), который и представляет бюджетную отчетность России в Правительство РФ.

5. Как установлено в п. 5 комментируемой статьи, отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ, местной администрацией и направлению в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Соответственно, в п. 2 ст. 264.7 Кодекса установлено, что отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов согласно п. 5 комментируемой статьи подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Рассмотрение Государственной Думой и утверждение федеральным законом годового отчета об исполнении федерального бюджета предусмотрено в п. 2 ст. 264.7 Кодекса. Утверждение законом субъекта РФ отчета об исполнении бюджета субъекта РФ закреплено в подп. «а» п. 2 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 11 декабря 2004 г.), а муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования отчета об исполнении местного бюджета — в п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении.

Другой комментарий к статье 264. 2 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 264.2 предусматривает порядок составления бюджетной отчетности.

Обязанность по составлению бюджетной отчетности лежит на каждом субъекте бюджетных правоотношений, которые получают бюджетные средства либо используют государственную (муниципальную) собственность. После составления бюджетной отчетности в отношении полученных средств субъекты бюджетных правоотношений, а именно получатели бюджетных средств, представляют бюджетную отчетность вышестоящим распорядителям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств, в свою очередь, передают объединенную бюджетную отчетность подведомственных получателей и свою бюджетную отчетность на вышестоящий уровень, то есть главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита. На основании полученной информации от получателей и распорядителей бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность, руководствуясь представленной им бюджетной отчетностью подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Читать также:  Основы финансового менеджмента. 12-е изд

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия сводной бюджетной отчетности, однако по смыслу действующего бюджетного законодательства сводная бюджетная отчетность представляет собой совокупность данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство.

Главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Главные администраторы средств местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований.

Сроки предоставления сводной бюджетной отчетности устанавливаются соответствующими финансовыми органами государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, однако отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Таким образом, такие документы, как баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, составляются один раз в год, а отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» утвержден порядок составления бюджетной отчетности.

На основании данной Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения — главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации регулярно направляет письма о представлении бюджетной отчетности за определенный период времени в Федеральное казначейство. Например, письмо от 14 февраля 2007 г. N 02-14-13/336 «О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство», в котором содержатся формы квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 г. N 14н «О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год» утверждены сроки предоставления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, составленная Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, представляется соответствующими финансовыми органами в вышестоящие органы исполнительной власти, а именно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, представляемые в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию, представляемые в составе бюджетной отчетности, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчеты об исполнении соответствующего бюджета утверждаются в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Отчет об исполнении соответствующего бюджета утверждается за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Утвержденный отчет об исполнении бюджета направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в законодательные (представительные) органы, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля в порядке информации. Счетная палата Российской Федерации, в том числе на основании полученных ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Отчеты об исполнении бюджета за год также представляются высшим органом исполнительной власти в законодательные (представительные) органы государственной власти. Однако в отличие от ежеквартальных отчетов годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти.

Годовые отчеты об исполнении бюджетов утверждаются соответственно в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает особой процедуры рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований об отчетах об исполнении бюджетов, следовательно, вышеуказанные проекты законов и правовых актов рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для других законов и правовых актов.

Комментарий к статье 264. 7 БК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи, согласующемся с общей нормой п. 2 ст. 264.2 Кодекса, установлено, что бюджетную отчетность России составляет Федеральное казначейство. Согласно п. 2 ст. 264.2 Кодекса бюджетная отчетность России составляется на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, к которым с учетом нормы п. 1 указанной статьи относятся главные распорядители средств федерального бюджета, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Составленную бюджетную отчетность России Федеральное казначейство согласно п. 1 комментируемой статьи представляет в Минфин России. Соответственно, в п. 1 ст. 166.1 Кодекса установлено, что Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;

составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Минфин России;

составляет и представляет в Минфин России отчет об исполнении консолидированного бюджета России и бюджетов ГВБФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления федеральных ГВБФ, финансовыми органами субъектов РФ.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что бюджетная отчетность России представляется Минфином России в Правительство РФ, что согласуется с общей нормой п. 2 ст. 264.2 Кодекса. Соответствующее бюджетное полномочие Минфина России закреплено в ст. 165 Кодекса, а также в п. 5.3.4 Положения о Минфине России.

2. Как установлено в п. 3 ст. 264.2 Кодекса, бюджетная отчетность России является годовой, а отчет об исполнении федерального бюджета — ежеквартальным.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, согласующимся с общей нормой п. 5 ст. 264.2 Кодекса, отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года подлежит утверждению Правительством РФ и направлению им в палаты Федерального Собрания РФ и Счетную палату РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета, как установлено в п. 2 комментируемой статьи, также согласующемся с общей нормой п. 5 ст. 264.2 Кодекса, подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом. В силу п. «а» ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон об исполнении федерального бюджета подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *