ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАКИЕ МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАКИЕ МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО
Карта распределения населения и рабочих по губерниям Европейской России [1]

Автор статьи

Елена Ивановна Ковалева

Эксперт по предмету «Экономика»

Начало XX века

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАКИЕ МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО
Реальный ВРП на душу населения регионов Российской империи в 1897 г., в рублях 1897 года
Автор статьи

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История России»

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Финансы Российской империи
 — форма организации государственных финансов
, как системы образования и распределения денежных ресурсов, необходимых для выполнения задач внутренней и внешней политики Российской империи
на историческом отрезке её существования с 22 октября
 (
1721
по 1
 (
) сентября  1917
года.

Во время правления Петра II
поначалу для пресечения злоупотреблений
запрещалось посылать комиссаров для
сбора денег, а следовало принимать их
в городах, в надежде, что сами плательщики
будут их доставлять в срок. Однако очень
скоро выяснилось, что подати не
уплачиваются. Вернулись к прежней
практике строго взыскания доимок, а за
долги по платежам должны были отвечать
губернаторы своим имуществом. Одновременно
сокращались установленные Петром
учреждения, чтобы сократить расходы,
но денег все равно не хватало.

При Анне Иоанновне строгость взыскание
налогов усиливалось все более. Были
учреждена восстановлена Ревизион-коллегия
и учреждена Генеральная счетная комиссия
для сведения всех счетов с 1719 по 1732 год.
Надеялись на большие выгоды от этих
расчетов, но результат оказался ничтожным:
было найдено начетов 1152 рубля, тогда
как гораздо большая сумма тратилась на
жалованье служащим и канцелярские
расходы. Тем не менее, ей удалось укрепить
бюджет, сделав его бездефицитным. В 1734
году бюджет выглядел следующим образом:

После смерти Анны Иоанновны в казне
оказалась огромная сумма, в особенности
по сравнению с ее предшественниками –
2 000 000 рублей.

Состояние российских финансов в начале XIXвека

Начало XIX века для России было ознаменовано зарождением предпосылок для проведения экономических преобразований. Развитие мануфактурных производств сопровождалось созданием машинной индустрии. Появилось крупное машинное производство. Благодаря этому к концу XVIII – началу XIXвв. существенно возросла роль товарно-денежных отношений, внешняя торговля активно развивалась.

В начале 19 столетия противоречия, назревшие между помещиками-земледельцами и предпринимателями-капиталистами, существенно обострились. Рост числа промышленных предпринимателей стимулировал развитие спроса на вольнонаемных рабочих, число которых было ограничено в виду существования в стране крепостнической системы.

Государственный долг
непомерно рос, только при Екатерине II расходы на содержание институтов государственной власти выросли в несколько раз. Негативное влияние на финансы страны оказывали бесчисленные войны и резкие изменения внешнеторговой политики
стран. Увеличение выпуска ассигнаций приводило к снижению их курса.

Так или иначе, финансовая система российского государства требовала своего пересмотра. Произошедшие в XIXвеке перемены были в значительной степени обусловлены новшествами, связанными с произошедшим в 1801 году дворцовым переворотом и приходом к власти Александра I, а также его личным знакомством с Наполеоном Бонапартом.

Третья четверть XIX века

Если до начала 1860-х годов кредит почти полностью был сосредоточен в руках государства, то в 1860-70-е годы сложилась система частных кредитных учреждений, которая постепенно распространилась, не только на губернские, но и на уездные города. В этих условиях правительство пошло на реформирование податной системы. Если до отмены крепостного права первостепенную роль в государственных доходах играли прямые сборы, то затем на первое место вышли косвенные налоги, что позволило правительству значительно увеличить размеры государственного бюджета. Определённую роль в этом отношении играл приток иностранного капитала. Однако если страны первого эшелона имели возможность привлекать средства из-за рубежа за счёт эксплуатации других народов, вся пореформенная эпоха характеризовалась сокращением этого резерва для России, так как это было время захвата внешних рынков ведущими государствами.

Другая принципиальная особенность заключалась в том, что вся пореформенная эпоха характеризовалась возрастанием зависимости России от иностранного капитала, усилением её эксплуатации извне. С одной стороны, приток иностранных инвестиций сопровождался внедрением новых технологий, с другой стороны, выкачиванием из России необходимых ей самой ресурсов, в том числе капитала. В результате этого иностранный капитал становился одновременно двигателем и тормозом внутреннего накопления.


  1. 1



    2



    3



    4



    5




    Россия/Политический отдел и финансы/Финансовое хозяйство

    // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
     : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.
    , 1890—1907.

  2. А. П. Погребинский.
    Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX–XX веков)

    . Дата обращения: 27 июня 2013.

  3. 1



    2



    3



    4




    Мосякин, А. Г.

    Русское экономическое чудо
    // Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880-1922 / Михайлов К. Г. — Документальное расследование. — Москва: КМК, 2017. — С. 29—35, 52—53. — 657 с. — ISBN 978-5-9500220-7-4
    .

  4. Островский А. В.

    Россия. Самодержавие. Революция. Т. I. М. 2020. С. 171

  5. Бразоль Б. Л.

    Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах. — Научно-историческая монография. — Нью-Йорк: Исполнительное бюро Общероссийского монархического фронта, 1958.

  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
     : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.
    , 1890—1907.

  7. Ю. П. Воронов.
    Финансовое банкротство предреволюционной России

    . Дата обращения: 27 июня 2013.
    Архивировано из оригинала
    4 марта 2014 года.


  8. Сидоров А. Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1914—1917 гг. М., 1960. С. 147. Из суммы на первую половину 1914 года 1633 млн рублей были в бумажных дензнаках, остальные — в разменной монете.
  9. Как менялся золотой запас страны – от Александра III к Путину

    . Дата обращения: 1 сентября 2013.

Первая треть XIX века

В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав. Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I
(1825—1855) было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу Промышленная революция
, фактически не существовало (подробнее см. Индустриализация в Российской империи
). В экспорте России было лишь сырьё, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.

К началу XIX века количество крестьян вольнонаёмных и крепостных на заводах и фабриках почти сравнялось. С 1824 разрешается переход посессионных рабочих в другие сословия (с ходатайства владельца утверждённого правительством), а с 1835 владельцам разрешено их отпускать. К 1840 крепостной труд на фабриках приходит к кризису из-за низкого качества продукции и начинается массовый роспуск посессионных рабочих.

Вторая половина XVIII века — первая половина XIX

При преемниках Петра в XVIII веке система в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Начата банковская система: императрица Анна Иоанновна учреждает первый банк в 1732 г. Основными нововведениями этого периода стали: Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины
, в 1754 г. создаются 3 государственных банка — для дворянства в Москве и два в Петербурге — для коммерции и купечества. Пётр III в апреле 1762 г. учреждает выпуск ассигнаций
.

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом государственного аппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

В расходовании государственных средств в 1850 годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательным к исполнению и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло при этом не расходовать все деньги или даже передвигать их с одной статьи на другую.

Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.

Особенности финансовой системы Российской Империи

В Российской Империи существовал свой порядок образования и распределения денежных и финансовых ресурсов, их дальнейшего целевого использования для нужд внутренней и внешней политики. Как правило, финансовую систему Российской Империи рассматривают во временном промежутке с 1721 года по 1917 год.

Финансовая система сформировалась благодаря действиям Петра I. До этого времени поступления в государственную казну осуществлялись через установление различных натуральных повинностей, сборов, а денежные отношения были развиты только в армии. Расходы государства были связаны с ведением военных действий, содержание двора и монарха, строительством. Переход к капиталистическим отношениям требовал более строгой системы учета поступления и расходования финансовых средств. До семнадцатого века все имущество считалось собственностью монарха.

Развитию рыночных отношений в Российской Империи мешало крепостное право. Промышленность не приносила существенного дохода в государственную казну. Именно сельское хозяйство оставалось основным источником доходов государства. Кроме того, в промышленности использовались не наемные сотрудники, а крепостные. Сдерживалось развитие предпринимательства. Все это негативным образом сказывалось на финансовой системе, денежных отношениях, развитии страхового дела и банковского дела. Доходы страны формировались за счет принудительного или добровольного отчуждения имущества как внутри России, так и за ее пределами.

Банки создавались еще при Петре I, но они находились либо в руках государства, либо у привилегированного дворянства. Стимулирование финансовой системы осуществлялось искусственными методами. Для покрытия дефицита бюджета при Екатерине второй стали использоваться облигации государственного займа
, что привело к инфляции. Однако, благодаря удачной внешней политике в период ее царствования впервые удалось получить иностранный заем.

Дефицит бюджета было принято покрывать за счет дополнительной эмиссии, а также привлечения инвестиций из-за рубежа. Должность министра финансов появилась лишь на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. В это же время стали разрабатываться государственные программы использования финансовых средств. Однако, большое число военных конфликтов и завоеваний требовало бесперебойного поступления денег в государственную казну. Для этого чаще всего применялись старые проверенные способы.

В середине 19 века был принят Манифест «Об устройстве денежной системы», включавший в себя следующие положения:

  1. Введение новых принципов организации денежной системы.
  2. Устранение обесценившихся облигаций.
  3. Применение билетов Депозитной кассы в качестве законного платежного средства.
  4. Замена действовавших денег на государственные кредитные билеты.

К концу 19 века банковская система Российской Империи включала в себя Государственный банк
, общественные городские и земельные банки, частные банки, предоставлявшие краткосрочные и долгосрочные кредиты. К началу 20 века финансовая система накапливала золотые запасы, что способствовало стабилизации бюджета. В результате Российская Империя получила устойчивую валюту и курс рубля. Они свободно обращались и могли быть обменены на золото. Экономика стала привлекательной для внешних инвестиций.

Однако на рубеже веков разгорелся экономический и финансовый кризис, из которого страна начала выходит лишь к 1904 году. А дальше произошел всплеск революционного движения, Россия была втянута в военные действия.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Стабилизация финансовой системы. Витте

В августе 1892 года эстафету министра финансов принял С. Ю. Витте, которому предстояло пройти самый ответственный этап напряженного финансового марафона, начатого более десятилетия назад Николаем Бунге. Бывшие министры, и Н. Бунге, и А. Вышнеградский были не только незаурядными министрами, но и творческими учеными, умевшими подходить к практике со стратегических позиций. Благодаря этому они смогли в трудных условиях заметно укрепить государственные финансы и создать солидный золотой запас для будущих реформ. Однако, при всем уважении к ним, нельзя не признать, что С. Ю. Витте был на порядок выше и как стратег, и как организатор.

Читать также:  ВАШИ ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ ТОМСК ЭТО

С. Ю. Витте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Николай II в январе 1897 г. на совещании финансового комитета, состоявший в основном из сторонников С. Витте, издал указ «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Действовавший до этого временный курс обмена кредитных денег (1:1.5) был закреплен бессрочно. На его основе началась чеканка новых золотых монет достоинством 5, 7.5 (пол-империала), 10 (червонец, основная монета), 15 (империал) рублей.

Спустя восемь месяцев вышел указ об основах производства и обращения серебренных монет: рубль, полтинник и 25 копеек чеканились из высокопробного серебра. Но сделки, оплачиваемые такой монетой, не должны были превышать 25 рублей, что подчеркивало ее вспомогательный характер. Разменной монетой служили мелкие деньги из низкопробного серебра и меди.

Большая заслуга С. Витте состояла также в эффективном изменении структуры доходной части государственного бюджета. Так, в 1903 году косвенные налоги, среди которых преобладали поступления от винной монополии, таможенные пошлины и государственные регалии составили 1154,4 млн. рублей или 57 % всех доходов. Казенный сектор, в основном государственные железные дороги, перечислил в бюджет 570.7 млн. рублей. На его долю приходилось 28 % его доходной части.

Таким образом, денежная система находилась в хорошем состоянии. На 1 января 1914 г. сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, достигла 1665 млн. рублей, которые прочно опирались на 1695 миллионный запас золота.

Таким образом, обновленные деньги и финансы России в начале $XX$ века обладали достаточно солидным запасом прочности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Вторая половина XVIII века

Правление Екатерины II
(1762—1796) характеризовалось экстенсивным
развитием экономики
и торговли
при сохранении « патриархальной
» промышленности
и сельского хозяйства
. Указом 1775 года
фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году
был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк
и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций
.

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАКИЕ МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО
Вензель EII
на монете 1765
 г.




  • Россия в 1914 году: Экономический обзор
    = La transformation economique de la Russie (1914) / Пер. с фр. Н. Круглого. — Париж: YMCA-PRESS
    , 1986. — 158 с. — ISBN 2-85065-099-4
    .
  • Грегори П.

    Экономический рост Российской империи (конец XIX — начало XX в.) Новые подсчёты и оценки
    = Economic growght of the Russian Empire (end of XIX — beginning of XX century). New estimates and calculations / Пер. с англ. И. Кузнецова, А. и Н. Тихоновых. — М.
    : РОССПЭН
    , 2003. — 253 с.
  • Островский А. В.
    Россия. Самодержавие. Революция. В 2 т. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2020. ISBN 978-5-907372-01-6

  • Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801—1917
    . — М.
    : Новое издательство, 2006. — ISBN 5-98379-048-X
    .
  • Барк П. Л.
    Воспоминания последнего министра финансов Российской империи. 1914-1917. В 2 т. Т. 1 / вступ. ст. и коммент. С.В. Куликова. — М.: Кучково поле; Мегаполис, 2017. — 293 с.

Функции и сущность финансовой системы

Финансовая система – это структура денежных отношений, складывающихся между субъектами экономики в процессе общественного производства и при распределении общественного продукта.

Экономика и финансы тесно связаны между собой. Особенно в условиях рыночной экономики, где каждый субъект стремится к максимизации собственной выгоды. Покупатели хотят получить пользу от расходов, производители – увеличить прибыль. Государство заинтересованно в создании оптимальных экономических условий для всех экономических агентов, тем самым оно может обеспечить поступления в государственный бюджет за счет налоговых и иных платежей. На каждом этапе общественного воспроизводства субъекты рассчитываются друг с другом посредством денег, финансовых инструментов, капитала. Создание благ так же требует наличие факторов производства, одним из которых является материальный и финансовый капитал.

Финансовая система страны выступает индикатором экономической стабильности, роста и развития. С помощью финансовых показателей можно проанализировать общие тенденции не только в структуре денежного обращения, но и хозяйственной системе страны в целом.

По своей структуре финансовая система может быть централизованной и децентрализованной. Для удобства все деньги делят на государственные, финансы частного сектора, международные деньги и личные средства домашних хозяйств. Финансовая система выполняет следующие функции:

  1. Мобилизация финансовых средств осуществляется с помощью государственного бюджета для обеспечения работы аппарата управления, а также реализации социальных программ, создания доступа к общественным благам.
  2. Стимулирование работы субъектов хозяйствования для поддержания их финансовой и экономической стабильности и независимости. Предприятия инвестируют в технические и технологические новинки. Кроме того, данная функция позволяет решать социальные проблемы общества.
  3. Распределение накопленных финансовых средств под влиянием различных программ целевого назначения.
  4. Осуществление контроля в сфере налоговых поступлений, обеспечение их целевого использования.

«Финансовая система Российской Империи» 👇

Финансовая система тесно связана с экономическими системами, и оказывает прямое влияние на их стабильность и независимость.

Предвоенное состояние финансов

Русско-японская война
и революция 1905 года становятся сильным ударом по государственным финансам. Затраты на войну с Японией планировались в пределах 1 млрд руб., однако в реальности составили 2,3 млрд руб. Эти расходы были практически целиком профинансированы за счёт роста госдолга с 6,6 до 8,7 млрд руб. Курс государственных ценных бумаг с фиксированной 4 % доходностью упал за 1904
1905
с 94 % номинала до 71 %, в декабре 1905
в правительстве рассматривался вопрос об отмене золотого обращения. Избежать этого удалось благодаря займу во Франции
на 843 млн руб.

Государственный чрезвычайный бюджет в 1913г составил

  доходы 3,431 млрд р, расходы 3,382 млрд р Итог 6,81 млрд р       [7]    
    

  

При рассмотрении величины долга следует учитывать также размер экономик разных стран; так, «народный доход» Франции составлял в пересчёте на рубли 8-10 млрд, Англии 10 млрд, России — 4 млрд, то есть долговое бремя того же размера переносилось Россией в 2 — 2,5 раза тяжелее. В условиях франко-русского союза
60 % российского госдолга приходилось на Францию.

1900 год — 148,7 млн.

1904 год — 111,5 млн.

1907 год — 146,5 млн.

1910 год — 307,8 млн.

1913 год — 323,2 млн.


Начинается развитие рабочего (фабричного, трудового) законодательства
, призванного ограничить произвол фабрикантов.

В 1880-е годы произошло около 450 забастовок, особо отличилась морозовская стачка
. Отмена крепостного права сделала необходимым упорядочивание рабочего законодательства. 1 июня 1882 запрещён труд детей
до 12 лет, а детям от 12 до 15 лет разрешено работать не более 8 часов, работа детей ночью, в воскресенья и праздники запрещена. В 1884 учреждена фабричная инспекция
. На 1899 год насчитывалось 250 инспекторов во всей империи.

Фабрикант обязан заключить письменный договор с рабочим и расчётную книжку с указанием срока найма, заработной платы и взысканий; вывешивать расценку работ на стены фабрики. Запрещалось понижать зарплату, сокращать число рабочих дней, выплачивать зарплату продуктами или купонами, устанавливать штрафы более трети от зарплаты, причём штрафы должны расходоваться только на нужды рабочих. Продолжительность рабочего дня для мужчин 11,5, а ночью не более 10 часов.

Часть требований удовлетворяется: в 1884 запрещается выплачивать зарплату купонами. С 1903 появляется госстрахование на случай утраты трудоспособности, однако оно распространяется на небольшое количество предприятий. Ограничивается рабочий день до 11,5 часов. С начала XX века разрешаются профсоюзы
. ( Надворный советник С. В. Зубатов
основывает первые «полицейские» профсоюзы под своим патронажем, см. зубатовщина
).

Социальная агитация левых партий имела наибольший успех среди пролетариата с низким уровнем жизни и высокой грамотностью (под определение подходят почти все рабочие). Процент политических стачек возрастает с 20 % до 50 %. С 1897 звучат требования объявить 1 мая
праздничным днём. Происходит «петербургская промышленная война». 7 мая 1901 « Обуховская оборона
» (забастовка с вооружённым столкновением с полицией). В ноябре 1902 казаки
разгоняют забастовку в Ростове-на-Дону, 13 марта 1903 расстреляна забастовка в Златоусте
. В июле-августе 1903 Всеобщая стачка с 200 тысячами рабочих. К 1905 на стачках до полутора миллионов рабочих, причём 75 % из них политические. Волнениями заражается и деревня, армия, военный флот(14 июня 1905 взбунтовался броненосец «Князь Потёмкин», 11 ноября крейсер «Очаков»). 1912 — « Ленский расстрел
», недовольных бытовыми условиями.


  • Ермакова М., Хромов О.
    Столетие промышленной переписи России 1913 года. — М.
    : Лидер, 2013. — 231 с.


  • Россия в 1914 году: Экономический обзор
    = La transformation economique de la Russie (1914) / Пер. с фр. Н. Круглого. — Париж: YMCA Press
    , 1986. — 158 с. — ISBN 2-85065-099-4
    .
  • Грегори П.

    Экономический рост Российской империи (конец XIX — начало XX в.) Новые подсчёты и оценки
    = Economic growght of the Russian Empire (end of XIX — beginning of XX century). New estimates and calculations / Пер. с англ. И. Кузнецова, А. и Н. Тихоновых. — М.
    : РОССПЭН
    , 2003. — 253 с.
  • Барк П. Л.
    Воспоминания последнего министра финансов Российской империи. 1914—1917. В 2 т. Т. 1 / вступ. ст. и коммент. С. В. Куликова. — М.: Кучково поле; Мегаполис, 2017. — 293 с.
  • Бразоль Б. Л.
    Царствование Императора Николая II 1894—1917 в цифрах и фактах.
  • Вся торгово-промышленная Россия
    . — Киев: т-во Л. М. Фиш, 1913.
  • Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А.
    Почему одни страны богатые, а другие бедные
    . Происхождение власти, процветания и нищеты = Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty (2012). — М.
    : АСТ
    , 2016. — 693 с. — ISBN 978-5-17-092736-4
    .
  • Ocтpoвcкий A. B.

    Российская деревня на историческом перепутье. Конец XIX — начало XX в.
    — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016
  • Ocтpoвcкий A. B.

    Россия. Самодержавие. Революция. В 2 т. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2020. ISBN 978-5-907372-01-6
  • Owes T. C.
    The corporation under Russian law
    . — N. Y.
    : Cambridge University Press
    , 1991. — 262 с. — ISBN 978-0521391269
    .
  • Pintner W. M.
    Russian Economic Policy Under Nicholas I. — Ithaca: Cornell University Press
    , 1967. — 291 p.
  • Gerschenkron A.

    Europe in the Russian Mirror: Four Lectures in Economic History. — N. Y.
    : Cambridge University Press, 1970. — 172 с. — ISBN 978-0521083904
    .
  • Pintner W. M.
    Government and Industry during the Ministry of Count Kankrin, 1823 — 1844
     // Slavic Review
    . — 1964. — Vol. 23, . — . — doi
    : 10.2307/2492375
    .
Читать также:  Z-Library вход

Первая половина XVIII века

Пётр I
получил от Московского государства
промышленность, находившуюся в зачаточном состоянии
. Полезных ископаемых, включая золото
и серебро
, добывалось мало. Металлы
 — железо
, медь
, олово
 — импортировались из Европы
. На экспорт шли в основном лён
, пенька
и пушнина
.

При Петре
начинается развитие геологоразведки
, благодаря чему на Урале
находят месторождения
металлической руды
. Начинается добыча золота и серебра. Прорыты первые каналы
. Основываются мануфактуры
для нужд армии
(производство пушек
, пороха
, парусов
, сукна
, обуви
). Создаются крупные заводы
на Урале, в Олонецком крае
, Туле
, Сестрорецке
. Начинается отказ
от импорта
. Промышленности
назначаются льготы
: беспроцентные кредиты
из казны
, освобождение от рекрутской повинности
, подсудность только Мануфактур-коллегии
и т. д. Ведётся политика протекционизма
. Зачастую учреждались монополии
с целью поставить на ноги предприятие. Для обучения приглашают мастеров
из-за границы, с 1711 появляются ремесленные школы для обучения рабочих
. За 1700—1725 года основывается 200 мануфактур
. С 1712 прекращён экспорт
оружия
, невыделанных кож
, чулок
, иголок
, и поощряется экспорт масла
. Также поощряется экспорт
товаров из России на русских кораблях
, снижением пошлины в 3 раза. Вводится пошлина
(до 40 %) на импорт
. С 1718 года солдатские мундиры
шьются только из русского сукна
, с 1723 всё делопроизводство
велено вести только на бумаге
русского производства.

Для XVIII века характерны проблемы с развитием промышленности
вследствие прикреплённости крестьянства к земле
: в стране, где в большинстве губерний основную массу населения составляли крепостные
крестьяне
, работать на мануфактурах
было попросту некому. Поначалу эту проблему решали приписыванием заводам крепостных
. С 1741 устанавливается 14 часовой рабочий день. Елизавета Петровна
отменяет таможенные пошлины
, но культивирует монополии
, в результате чего качество продукции падает. Екатерина II
отменяет монополии
, распускает Мануфактур-коллегию
с её отдельной подсудностью. Фабрикам
с посессионными крепостными
запрещается изменять и сокращать производство
, переводить рабочих на другие фабрики и т. д.

Особенности финансовой политики России в XIX веке

В первой половине XIXвека правительство в целях поддержки дворянского землевладения и финансирования войн против Наполеона произвело крупные эмисси
ассигнаций, в результате чего их стоимость резко упала и они обесценились. Преодолеть инфляцию не удалось.

Уже в 1830-х годах М. М. Сперанский начал обстоятельно заниматься проблемами финансов и денежного обращения. Большое внимание уделялось проведению денежных реформ, которые были направлены на укрепление российского предпринимательства и предотвращение падения курса национальной валюты
. В 1839 году по инициативе министра финансов Канкрина былаосуществлена денежная реформа, основой денежного обращениясделавшая серебряный рубль (рисунок 2).

Сущность финансовой реформы Е.Ф. Канкрина 1839 года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сущность финансовой реформы Е. Ф. Канкрина 1839 года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все это позволило на некоторое время укрепить финансовую систему российского государства. На протяжении нескольких лет бюджет страны формировался на бездефицитной основе.

Однако Крымская война 1853-1856 гг. вновь вызвала серьезные финансовые трудности. Государственный долг, как внутренний, так и внешний, вырос в разы. Наблюдался явный дефицит госбюджета. Правительство страны неоднократно прибегало к денежным эмиссиям, в результате чего курс кредитного рубля непрерывно снижался, а свободный обмен в итоге и вовсе был отменен.

Одним из важнейших направлений финансовых преобразования второй половины XIX века стала ликвидация дефицита госбюджета и обеспечения его сбалансированности. Основными направлениями проводимой политики стали:

  • стимулирование развития экономики и промышленности»
  • совершенствования налоги системы;
  • проведение денежных реформ.

Вплоть до отмены в 1861 году крепостного права кредитная система
страны была представлена в основном казенными дворянскими банками. В 1860 году был создан Госбанк, не обладавший правом самостоятельной эмиссии, но осуществляющий кредитные и торговые операции. После реформы 1861 года произошло объединение Госбанка с казенными банками. Деятельность последних в этот период заметно активизировалась.

Вторая половина ХIХ века была ознаменована формированиемновой государственной и частной кредитной системой, которая способствовала развитию важнейших отраслей промышленности, в том числе ижелезнодорожному строительству. В этот же период появилисьпервыеакционерные коммерческие банки.

В 1891 году правительством был принят новый таможенный тариф
, отличавшийся ярок выраженным протекционистским характером. Пошлины на ввозимые в страну товары существенно возросли.

Обесценения серебра на мировой арене привело к необходимости проведения новых денежных реформ, которые возглавлял С. Ю. Витте. В интересах целях прироста национального богатства посредством индустриализации он начал проводить новую политику получения займов за границей. В результате бюджетная система страны была стабилизирована.

Так или иначе, проводимая российским правительством в XIX веке финансовая политика отличалась свое противоречивостью и наличием архаичных пережитков прошлого. В то же время она была нацелена на индустриализацию и модернизацию промышленности, не отличаясь при этом своей цельностью.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


  • Финансовые реформы 1860-х гг.
    — статья из Большой советской энциклопедии
  • А. А. Корнилов
    . Александр II. М., Мир книги, 2007.
  • А. П. Погребинский. Очерки истории финансов дореволюционной России, XIX-XX вв. Госфиниздат, 1954.

Реформы Петра I

Для заведования государственными финансами Пётр учредил, по шведскому образцу, три коллегии — камер-коллегия
ведала доходами, штатс-контор-коллегия
 — расходами, а ревизион-коллегия
занималась проверками.


При этом антикоррупционных процессов до начала царствования Николая I страна почти не знала. Максимум, что грозило недобросовестному чиновнику, — это отставка с должности. При Николае I началась разработка антикоррупционного законодательства, однако число чиновников, привлечённых к уголовной ответственности по статьям « взяточничество
» и «лихоимство», никогда не было велико.

С началом развития капитализма
злоупотребления стали принимать новые формы: на смену старинному кумовству и мздоимству пришло сращение высшего чиновничества с бизнесом, взаимопроникновение государственного управления и предпринимательства. Особенно много коррупционных схем было связано с железнодорожным строительством, способным приносить баснословные барыши.

Последняя четверть XIX века

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КАКИЕ МЕРЫ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО
Савицкий К. А.
« Ремонтные работы на железной дороге
», 1874 год

Благодаря этим и другим мерам (конвертирование государственных займов с понижением выплачиваемого по ним процента, введение государственной монополии на торговлю спиртными напитками и др.) удалось значительно улучшить состояние государственных финансов. Существенно снизилась доля государственного бюджета, расходуемая на обслуживание государственного долга, замедлилось и дальнейшее увеличение самого долга. Стабилизация государственных финансов позволила начать подготовку к введению золотого рубля
, которое было осуществлено министром финансов С. Ю. Витте уже после смерти Александра III.

При Николае II происходит быстрое увеличение доходной части бюджета: за 15 лет обыкновенные доходы в среднегодовом исчислении увеличились почти в два раза. Если учесть, что главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, а эта отрасль экономики на рубеже веков переживала застойное состояние, то из этого можно сделать только один вывод — возрастание доходной части государственного бюджета достигалось за счет усиления эксплуатации населения страны, прежде всего крестьянства.

Между тем расходы росли еще быстрее, в результате этого дефицит государственного бюджета не только не удалось устранить, он продолжал увеличиваться и в 1901–1905 гг. достиг довольно внушительных размеров.

Финансы в Первую мировую войну

Начало первой мировой войны крайне тяжело отразилось на финансах империи в связи с резким увеличением военных расходов. Кроме того, в 1914 году вводится « сухой закон
», уменьшивший госдоходы: за 1913 год
за счёт водочной монополии казна получила до 899 млн руб.

Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Доля золотого обеспечения уменьшалась с 98 % (июль 1914 года) до 51,4 % (январь 1915), 28,7 % (январь 1916) и 16,2 % (январь 1917). Раздутие необеспеченной денежной массы неизбежно вызвало массовую инфляцию; с начала войны до 1917 года цены увеличились в среднем в 3,36 раза. Средняя заработная плата при этом выросла только в 2 раза.

Финансовый капитал

Одним из направлений успешного развития банков было их активное вмешательство в деятельность
предприятий самых различных отраслей.

В результате путем объединения промышленного и банковского капитал
ов создавалась система финансового капитала.

В стране стали возникать объединенные промышленно­банковские монополии. Так, Русско-Азиатский банк контролировал деятельность ряда военных предприятий и многих железных дорог, Петербургский международный банк – деятельность судостроительных заводов, а также предприятий металлургической, горной, текстильной, стекольной и других отраслей промышленности. Азово-Донской коммерческий банк оказывал влияние на «Продамет» и «Продуголь», финансировал многие уральские металлургические заводы. Международный банк был тесно связан с трестом братьев Нобель и Англо-Голландским нефтяным трестом.

Крупнейшими отечественными банкирами в этот период были Вышнеградский и Путилов, фабрикантами – Нобель (нефтяная промышленность), Кнопп и Рябушинский (текстильная), Бродский (сахарная), Стахеев (хлебная торговля). Из числа помещиков выдвинулись крупные сахарозаводчики-Бобринский, Терещенко, Ярошинский.

Понятие и сущность финансовой политики

Финансовая политика выступает составной частью общей экономической политики государства. В общем виде под ней принято пониматьоснованную на финансовомзаконодательстве целенаправленную деятельность государства, которая непосредственно связана смобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованиемв целях реализациифункций государства.

Основной целью финансовой политики выступает обеспечение оптимальности распределения валового внутреннего продукта
между различными областями народного хозяйства, территориями и социальными группами населения. В конечном счете, реализация финансовой политики направлена на укрепление экономического потенциала страны.

Из основополагающей цели финансовой политики государства вытекают ее задачи. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Основные задачи финансовой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные задачи финансовой политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несмотря на то, что финансовая политика государства представляет собой самостоятельную сферу деятельности, она тесно связана с любыми другими видами деятельности государства, будь то внешнеэкономическая, социальная или кредитно-денежная политика государства. Подобная закономерность объясняется тем, что решение задач, стоящих перед государством, возможно лишь при условии наличия соответствующих финансовых ресурсов. Таким образом, финансовой политике отводится огромная роль в государственном управлении.

«Финансовая политика 19 века» 👇

Финансовая политика включает в себя кредитно-денежную, налоговую, бюджетную, ценовую, таможенную политики, политику внутренних и внешних заимствований, а также политику в области международных финансов.

Реализация финансовой политики обеспечивается посредством финансового механизма
, который включает в себя:

  • финансовое законодательство;
  • формы управления финансовой системой и самими финансами;
  • совокупность организационных форм финансовых отношений;
  • методы финансового планирования
    ;
  • порядок формирования и использования фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных).

Содержание финансовой политики, определяющее ее сущность, проявляется в создании адекватного финансового механизма, разработке общей концепции финансовой политики, определении ее направлений, целей и задач, а также в управлении финансовой деятельностью на различных уровнях иерархии.


По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире, и оценивается в 1,695 млрд руб. или 1311 т золота (при государственном долге 8,800 млрд руб). Всего с 1894 года
золотой запас увеличился в два раза. Для сравнения: золотой запас СССР на 1953 год составлял 2049,8 т, на момент распада СССР он сократился до 484,6 т.

Читать также:  Министерство финансов рф в лице управления федерального казначейства по нижегородской области


В последние годы XIX века политика протекционизма и экспорт хлеба вместе с увеличением доходов от государственных железных дорог и окончательным установлением государственной алкогольной (питейной) монополии приводит к заметному увеличению золотого запаса. В империи восстанавливается металлическое обращение
с фиксированным курсом 1,5 руб. бумажными ассигнациями = 1 руб. золотом. На 1897 год
выплаты по госдолгу составляют 19,9 % государственных расходов.

При Николае II происходит быстрое увеличение доходной части бюджета: за 15 лет обыкновенные доходы в среднегодовом исчислении увеличились почти в два раза. Если учесть, что главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, а эта отрасль экономики на рубеже веков переживала застойное состояние, то из этого можно сделать только один вывод — возрастание доходной части государственного бюджета достигалось за счет усиления эксплуатации населения страны, прежде всего крестьянства.

Между тем расходы росли еще быстрее, в результате этого дефицит государственного бюджета не только не удалось устранить, он продолжал увеличиваться и в 1901–1905 гг. достиг довольно внушительных размеров.

За период 1900—1913 гг. государственный доход увеличивается в два раза (с 1 736 700 000 до 3 431 200 000 руб.) при росте расходов только в 1,8 раз, что позволяет достигнуть устойчивого профицита бюджета. Значительными статьями дохода становятся доходы от казённых железных дорог и от винной монополии; если в 1900 году они обеспечивали 28,2 % обыкновенного бюджета (за вычетом чрезвычайного бюджета), то в 1913 уже 50,1 %. Высокая доля доходов от винной монополии повлекла за собой обвинения в спаивании народа, и формировании «пьяного бюджета».


С началом эксплуатации Бакинского района
Россия в 1900 году выходит на первое место по добыче нефти
. После окончания кризиса 1899 года увеличивается промышленное производство в 1,5 раза за 1909—1913, причём тяжёлая промышленность
 — 174 %, лёгкая
 — 137 %.

Экономический кризис (1900—1903)
прервал рост России, закрыл 3 тыс. фабрик и заводов, увеличил концентрацию производства, способствовал образованию крупных синдикатов ( Продамет
, Продпаровоз
, Продвагон
), усилил позиции иностранного капитала (в основном, французского). Промышленность росла за счёт монополизации
, по этому показателю Россия обгоняет Германию и США.

Правоконсервативные круги высказывают недовольство положением империи. Развитие заводов, по мнению консерваторов, приводит к сворачиванию кустарного производства, которое ничуть не хуже. Преобладание в экспорте хлеба их удовлетворяло, декларировалась цель «держать всю хлебную торговлю в Европе в руках и ставить Европу в полную зависимость от нашего хлебного богатства». Выступают они против железнодорожного строительства, золотого стандарта, индустриализации:

Государственные расходы

Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям. В самостоятельные статьи расходов были внесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома и высших государственных учреждений. Особенностью российского бюджета был постоянный рост непроизводительных расходов, в 1913 г. они составили 59% всей расходной части бюджета. К производительным расходам относились казенные затраты, направленные на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (культура, медицина, образование и т. д.)

Самой крупной статьей расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение, они составляли 4,3% расходов государственного бюджета. Россия имела большой государственный долг, который в начале $XX$ в. значительно вырос:

  • за период с 1881 по 1900 гг. государственный долг Российской империи вырос с 4,9 до 7,9 млрд. руб.,
  • в период с 1900 по 1914 гг. – с 7,9 до 12,7 млрд. руб.

Соответственно, увеличивались и статьи бюджета по обслуживанию этого долга.

Реформы Александра II

К 1862 году император Александр II
приходит к выводу, что вследствие секретности мнение общества о госбюджете гораздо хуже, чем он на самом деле того заслуживает. Предпринятая им финансовая реформа
с 1862 года снимает секретность с госбюджета, c 1864 года вводит государственный контроль (« контрольные палаты
»), отчёты которого с 1866 года становятся публичными. Вводится единый для всех ведомств госбюджет, с едиными остатками и единой кассой — кассой министерства финансов.

Также Александр II предпринимает ряд реформ налогов: отдача на откуп питейного сбора заменяется менее разорительным акцизом, подушная подать для мещан заменяется налогом с недвижимых имуществ, с 1880 под давлением общества отменяется налог на соль.

Освобождение крестьян от крепостного права в 1861 году вызывает появление огромных выкупных платежей. Со временем становится очевидным их несоразмерность доходам крестьян, что вызывает постоянно растущие недоимки. Рассылка по губерниям воинских команд, конфисковывавших крестьянское имущество, оказывается бесполезной, и к концу правления Александра II правительство приходит к мысли о необходимости снижения выкупных платежей.

Государственный бюджет и налоги

Состояние российских финансов было очень тяжелым.

Дефицит бюджета покрывался в основном иностранными и внутренними займами, а также выпуском бумажных денег. С конца 1880-х гг. бюджет стал сводиться без дефицита. В начале $XX$ в. в связи с русско-японской войной бюджет вновь оказался в тяжелом положении, только начиная с 1909 г. он вновь стал бездефицитным. Государственный
бюджет Российской империи состоял из двух разделов: обыкновенного и чрезвычайного.

Каждый из них включал определенные статьи доходов и расходов, после чего они сводились по общему суммарному бюджету. Большие доходы обыкновенного бюджета обеспечивались через прямые и косвенные налоги. Налоги платили различные социальные слои населения, однако тяжесть налогового бремени была неодинаковой.

«Финансы в России в конце XIX – начале XX в.» 👇

Значительную долю по прямым налогам платило крестьянство. Крестьяне платили государственный поземельный налог и выкупные платежи, которые поступали в доход госбюджета. В местный бюджет шли земские налоги. Размеры производимых выплат зависели от доходности земли. Важным источником пополнения бюджета были выкупные платежи, однако вследствие постоянного недобора в 1882 г. они были снижены, а после 1906 г. отменены.

Отмена выкупных платежей лишила казну ежегодных поступлений в размере более 90 млн. рублей. Они были компенсированы повышением ставок многих налогов, в том числе поземельного и промыслового.

Помещики платили государственный поземельный и земские налоги, ставка их была такая же, как и на крестьянские земли. Промышленники и торговцы платили в госбюджет промысловый налог (промналог). Он был установлен в 1898 г. и состоял из двух частей: основного (патентного) и дополнительного. При определении величины основного налога учитывались многие факторы, но основными были размеры полученной прибыли и величина основного капитала. Размер налога колебался от 500 до 1500 руб. для промышленных предприятий и от 12 до 500 руб. – для торговцев.

До 1906 г. в среднем промналог составлял 22,2% полученной в промышленности прибыли, затем его ставка была повышена в среднем до 30%. В начале $XX$ в. политика правительства была направлена на усиление роли косвенного налогообложения. Косвенные налоги выступали прежде всего в виде акцизов. Их доля в доходах бюджета 1913 г. составляла 47%, в то время как прямые налоги занимали 8%. Акцизы
были установлены на такие виды товаров, как бумага, вино, водка, керосин, сахар, спички, табак и др. Поскольку они являлись товарами первой необходимости, то рост цен отражался прежде всего на малообеспеченных слоях населения. Первым по величине налогом в системе акцизного обложения был «питейный» налог, установленный на винно-водочную продукцию и дававший более 25% доходов бюджета 1913 г.

За ним следовал другой косвенный налог – таможенные пошлины. Большие доходы казна получала от экспорта продукции, прежде всего зерновых, а также от деятельности государственного сектора, доходы которого имели устойчивую тенденцию роста. В 1900 г. валовой доход государственного хозяйства к общей сумме государственных доходов составлял 31%, в 1913 г. – 34%.

Конец XIX—начало XX веков

В 1887 году отменяется подушная подать.

В 1887 году
Россия собирает огромный урожай хлеба при неурожае в Европе, что позволяет развить до огромных размеров хлебный экспорт. С 1888 года
в бюджете появляется новая значительная статья доходов — доходы от казённых железных дорог. В сочетании с политикой экономии это позволило добиться бездефицитного бюджета и даже превышения государственных доходов над расходами. Одновременно вводится политика таможенного протекционизма, что позволяет не только оплачивать проценты по внешнему госдолгу золотом и серебром, но и накапливать государственный золотой запас.

Эта политика, однако, приходит к краху вследствие неурожая 1891 года
. Правительство было вынуждено запретить в этом году экспорт хлеба и выделить 161 млн руб. на закупку продовольствия для голодающих. Эти траты заметно сказались на государственной казне, вынудили вновь печатать бумажные деньги и прибегнуть к новым займам. Кроме того, протекционизм приводит к торговой войне с Германией в том же 1891 году.

В 1892 году
повышается ряд косвенных налогов, в 1893
вводится квартирный налог
, в 1894
 — государственная алкогольная монополия («казённая продажа питей») в четырёх губерниях. При помощи Василия Александровича Кокорева
была налажена система откупов на спиртное так, что правительство с прежде «неисправных» губерний стало получать 1,8 миллиона рублей дохода в год.

В последние годы XIX века политика протекционизма и экспорт хлеба вместе с увеличением доходов от государственных железных дорог и окончательным установлением государственной алкогольной (питейной) монополии приводит к заметному увеличению золотого запаса. В империи восстанавливается металлическое обращение
с фиксированным курсом 1,5 руб. бумажными ассигнациями = 1 руб. золотом
. На 1897 год
выплаты по госдолгу составляют 19,9 % государственных расходов.

При Николае II происходит быстрое увеличение доходной части бюджета: за 15 лет обыкновенные доходы в среднегодовом исчислении увеличились почти в два раза. Если учесть, что главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, а эта отрасль экономики на рубеже веков переживала застойное состояние, то из этого можно сделать только один вывод — возрастание доходной части государственного бюджета достигалось за счет усиления эксплуатации населения страны, прежде всего крестьянства.

Между тем расходы росли еще быстрее, в результате этого дефицит государственного бюджета не только не удалось устранить, он продолжал увеличиваться и в 1901–1905 гг. достиг довольно внушительных размеров.

Налоговая система империи в это время отличается большим количеством разнообразных косвенных налогов, в число которых входят, например, «кибиточный сбор с инородцев» или сбор с населения Кавказа и Закавказья взамен отбывания воинской повинности. Ряд налогов действуют не во всей империи, а только в отдельных её районах.

в России — 9,09 рублей;

в Австро-Венгрии — 21,47 рублей; Франции — 22,25; Германии — 22,26;

в Англии — 42,61 рублей.

В 1905 году
оставшиеся выкупные платежи
за землю снижаются в два раза, с 1
 

 января
  1907
 — окончательно отменяются.

Были отменены некоторые налоги (паспортный), снижены железнодорожные тарифы.

В 1914 году были отменены питейные налоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *