ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОСИТСЯ К СФЕРЕ ФИНАНСОВ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2022 года; проверки требуют 13 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2021 года; проверки требуют 23 правки.

Пенсионный фонд (англ. ) — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. Пенсионные фонды подразделяются на государственные и негосударственные в зависимости от управляющей компании.

Цели деятельности ПФР

Главная задача Пенсионного фонда России (в составе СФР) озвучена выше и заключается в эффективном функционировании системы пенсионного обеспечения граждан страны. Дополнительной целью деятельности ПФР выступает реализация мер социальной поддержки населения в рамках действующей нормативно-правовой базы.

Создание единого СФР расширило задачи сотрудников фонда, что позволило сделать его работу более комплексной и целенаправленной.

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

Органы внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов

Управление внебюджетными фондами

Пенсионный фонд России или ПФР – это государственная организация, которая предназначена для функционирования системы пенсионного обеспечения россиян. Она основана в конце 1990 года и имела самостоятельный статус до 2022 года включительно. С начала 2023 года ПФР вместе с ФСС вошел в состав СФР.

Отчетность перед СФР (ПФР)

Фактическое прекращение существования не мешает по-прежнему часто использовать название фонда в повседневной речи. Причина в том, что многие граждане России воспринимают вновь созданный СФР как замену ПФР. Такая трактовка кажется вполне логичной, так как функционал обоих фондов в значительной степени пересекается.

Актуальность объективной информации о ПФР и действующей в стране системе пенсионного обеспечения объясняется предельно просто: подавляющее большинство россиян уже являются или станут ее участниками.

Поэтому имеет смысл рассмотреть принципы работы фонда более детально и с учетом сложившейся на сегодня ситуации.

С 2023 года ПФР и ФСС России объединены в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР, Социальный фонд России). Закон № 236-ФЗ от 14.07.2022 о новом едином фонде анализируем в этой статье, чтобы понимать, что это за структура.

Что регулирует

Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации” (далее – Закон № 236-ФЗ) разработало Правительство России. В целом вступил в силу с 14 июля 2022 года. При этом некоторые его нормы действуют с 01.01.2023.

Он определяет и регламентирует:

Закон об объединённом Фонде был разработан в рамках реализации:

Эти документы предусматривают необходимость:

Отметим, что Положение о ПФР, утвержденное ещё постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, утрачивает силу с 01.01.2023. А Положение о ФСС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, пока продолжает действовать.

Остальные подзаконные нормативные акты, определяющие полномочия ПФР и ФСС продолжают действовать в части, не противоречащей Закону № 236-ФЗ до момента издания нового нормативного акта Фонда в соответствующих сферах деятельности.

Цели создания

Фонд создан при Правительстве РФ в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда (это тип госучреждения).

Указано, что СФР создан государством для:

Дело в том, что изменились требования законодательства к форме учреждений, расширился функционал осуществляемых ПФР и ФСС функций (помимо функций страховщиков по конкретным видам обязательного соцстрахования они выполняют отдельные возложенные на них госфункции), идёт поэтапный переход к предоставлению госуслуг в рамках “Социального казначейства”. Всё это требовало определения статуса и урегулирования деятельности фондов.

По Закону № 236-ФЗ создание единого Фонда пенсионного и социального страхования де-юре произошло с 1 января 2023 года путем реорганизации Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования.

Официальное название

Полное наименование – Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сокращенные –- Социальный фонд России, СФР.

Реквизиты Фонда

Они те же, что были у ПФР. То есть ОГРН, ИНН, КПП, код по ОКПО, код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.

Отдельно оговорено, что в течение 2023 года Фонд может использовать бланки, штампы, печати и электронные подписи ПФР и ФСС.

Что даёт Закон о Фонде

Создание Фонда пенсионного и социального страхования позволяет, в том числе:

С точки зрения объединения функций ПФР и ФСС как страховщиков это даёт:

Сотрудники

Закреплено, что сотрудники реорганизуемых фондов и их территориальных органов с 01.01.2023 продолжают работать в объединённом Фонде без испытательного срока и аттестации. Правда, это не касается руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров.

Социальный фонд России

Редактор: Анастасия Пасютина

Организация, которая выплачивает пенсии и социальные пособия

Социальный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан и начисляет пенсии по старости и инвалидности, выплачивает больничные и детские пособия. Кроме того, фонд следит, чтобы работодатели правильно и в срок платили взносы на страхование от производственного травматизма. Раньше эти функции выполняли Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. С 1 января 2023 года их объединили в Социальный фонд России, СФР.

Социальный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: по единому тарифу на пенсионное, медицинское и социальное страхование, взносы на травматизм. Первые с работодателей и ИП собирает налоговая и передает в СФР. Вторые фонд получает напрямую от работодателей по трудовым договорам.

Главная задача социального фонда — назначение пенсий и пособий, взыскание с работодателей, предпринимателей и граждан России денег на их выплаты​​. Еще к функциям СФР относятся:

Социальный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Кроме этого, социальный фонд контролирует работодателей, чтобы они вовремя уплачивали страховые взносы на травматизм, взыскивает долги по ним.

Работу фонда контролирует центральный аппарат. В его структуру также входят территориальные отделения, которые расположены в субъектах РФ, и подведомственные учреждения, например реабилитационные центры.

Вот что включает в себя структура управления СФР:

Наблюдательный совет. Отвечает за бюджет, формирование резервов, установление взносов на травматизм.

Председатель и правление. Координируют деятельность фонда.

Центральный аппарат. Отвечает за документооборот.

Территориальные отделения и подведомственные учреждения. Оказывают услуги населению и бизнесу.

Контрольно-ревизионная комиссия. Проверяет финансово-хозяйственную деятельность учреждений фонда.

У социального фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет официального дохода, можно платить взносы самостоятельно. Например, перечислять добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов на травматизм.

Доходы от инвестирования. Социальный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Читать также:  ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам РФ. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном фонде — СФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Социальный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Все негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

После слияния фондов четыре формы — СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС — объединили в одну, «Единую форму сведений», или ЕФС-1. Ее сдают все компании и ИП, у которых есть штатные сотрудники, совместители и сотрудники, занятые по договорам ГПХ.

Новый отчет ЕФС-1 состоит из двух разделов. В первом разделе указывают данные о кадровых событиях, пенсионном стаже и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию. Во втором разделе приводят данные об исчисленных взносах на травматизм, об обязательных медосмотрах и специальной оценке рабочих мест.

Форму ЕФС-1 сдают в территориальные отделения СФР по месту учета компании или ИП.

В
начале данной работы хотелось бы
подробнее рассказать о том, что
представляет собой и какие функции
выполняет Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФРФ) является
одним из самых значимых социальных
институтов страны. П ФРФ – централизованный
фонд государства, который обеспечивает
формирование и распределение финансовых
ресурсов для пенсионного обеспечения
граждан Российской Федерации.

Постановлением
Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об
организации Пенсионного фонда РСФСР»
22 декабря 1990 года был основан Пенсионный
фонд для управления государством
финансами пенсионного обеспечения,
которые было необходимо обособить в
автономный внебюджетный фонд. С созданием
ПФР в России был введен принципиально
новый механизм финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства были выведены
в независимый бюджетный механизм и
стали формироваться за счёт поступления
обязательных страховых взносов. Положение
о Пенсионном фонде России, которое было
утверждено 27 декабря 1991 года, определило
целевой характер денежных средств
Пенсионного фонда, и установило запрет
на их изъятие из бюджета ПФР на другие
цели.

В
структуру Пенсионного фонда Российской
Федерации входят 8 Управлений в Федеральных
округах России, 81 отделение ПФ в субъектах
РФ, отделение Пенсионного фона РФ в
Казахстане (г. Байконур) и более 2 500
территориальных управлений во всех
регионах нашей страны. В системе ПФР в
настоящее время работает более 133 000
специалистов.

В
сферу деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации входит:

1. Установление
и выплата пенсий

Защищенные
слои общества получают пенсии по линии
Пенсионного фонда. Но при этом Пенсионный
фонд России назначает и выплачивает
пенсии как в рамках системы государственного
пенсионного обеспечения (социальные
пенсии, пенсии участникам Великой
Отечественной войны, «чернобыльцам»,
государственным служащим и др.), так и
в рамках обязательного пенсионного
страхования (трудовые пенсии по старости,
инвалидности, по случаю потери кормильца).

2. Назначение
и реализация социальных выплат

Свыше
18 миллионов граждан России (инвалиды,
ветераны, Герои Советского Союза, Герои
России и др.) получают каждый месяц
денежные выплаты и дополнительное
ежемесячное материальное обеспечение.
Пенсионный фонд Российской Федерации
ведёт Федеральный регистр лиц, которые
имеют право на получение государственной
социальной помощи, для учета прав граждан
на получение ежемесячных денежных
выплат и социальных услуг.

3. Назначение
и реализация федеральной социальной
доплаты к пенсии до уровня прожиточного
минимума пенсионера в регионе

Более
2 миллионов человек, проживающих в 66
субъектах Российской Федерации, получают
по линии ПФР доплату к пенсии. Социальная
доплата устанавливается всем неработающим
пенсионерам, у кого совокупный материальный
доход ниже прожиточного минимума в
регионе, где он проживает.

4. Персонифицированный
учет пенсионных прав участников системы
обязательного пенсионного страхования

Более
100 миллионов граждан являются участниками
системы обязательного пенсионного
страхования. Пенсионный фонд Российской
Федерации открывает каждому участнику
индивидуальный лицевой счет, где
учитываются все сведения, которые
необходимы для установления пенсии.
Каждый год ПФР специальным письмом
предоставляет информацию гражданам о
состоянии их индивидуальных лицевых
счетов (также граждане имеют возможность
выбрать информирование их в электронном
виде).

5. Формирование
и инвестирование средств пенсионных
накоплений

У
более 68 миллионов человек формируется
накопительная часть трудовой пенсии.
Средства этой накопительной части
отражаются в специальной части их
индивидуального лицевого «пенсионного»
счета. По закону средства пенсионных
накоплений инвестируют на фондовом
рынке. Именно поэтому Пенсионный фонд
осуществляет взаимодействие с 57
управляющими компаниями, которые
включают в себя государственную
управляющую компанию Внешэкономбанк,
129 негосударственными пенсионными
фондами и специализированным депозитарием.

6. Администрирование
страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и обязательное
медицинское страхование

ПФР
взаимодействует с более чем 10 миллионами
работодателей, которые являются
плательщиками страховых взносов. С
01.01.2010 единый социальный налог был
заменен страховыми взносами в Пенсионный
фонд, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования и Фонд социального
страхования. Пенсионный фонд также
осуществляет администрирование страховых
платежей в ПФР, ФОМС и территориальные
ФОМС. Администрирование включает в себя
контроль за корректностью уплаты и
исчисления страховых взносов, в том
числе учет платежей, взыскание
задолженности по платежам и зачет или
возврат излишне уплаченных страховых
взносов.

7. Выдача
сертификатов на получение материнского
(семейного) капитала и выплата средств
материнского капитала

За
3,5 года Пенсионный фонд России выдал
2,2 миллиона сертификатов на получение
материнского капитала. Сертификаты
являются мерами государственной
поддержки российских семей, в которых
после 1 января 2007 года появился второй
или последующий ребенок. При этом 1,6
миллиона семей, которые имеют сертификат,
уже получили по линии ПФР единовременную
денежную выплату из средств материнского
капитала, из них больше 160 тысяч семей
уже воспользовались материнским
капиталом для погашения жилищных
кредитов и займов.

8. Реализация
Программы государственного софинансирования
пенсии

Более
5 миллионов россиян уже стали участниками
программы, дающей возможность каждому
гражданину, который зарегистрирован в
Российской системе обязательного
пенсионного страхования, увеличить
свою будущую пенсию за счет собственных
дополнительных взносов на накопительную
часть пенсии и паритетного софинансирования
со стороны государства, а также
дополнительных взносов работодателей.

9. Оказание
совместно с региональными органами
власти адресной помощи пенсионерам и
развитие социальной инфраструктуры

Читать также:  МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ УКАЗАННОЙ

ПФР
финансирует расходы на оказание адресной
социальной помощи неработающим
пенсионерам, а также на мероприятия по
укреплению материально-технической
базы учреждений социального обслуживания
населения, и расходы на проведение
мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий.

Платежи в СФР

Большая часть бюджета СФР (как и ПФР ранее) формируется посредством уплаты страховых взносов. Их плательщиками выступают работодатели в статусе юрлиц и ИП (за наемных сотрудников), а также лица, которые ведут частную практику или предпринимательскую деятельность – ИП, нотариусы, адвокату, арбитражные управляющие (за самих себя).

После объединения ПФР и ФСС в отношении работодателей действует единая ставка в размере 30% от фонда оплаты труда сотрудников. Причем без разделения по видам страховки – пенсионной и социальной. Помимо базовой ставки существует еще несколько нюансов, учитываемых при расчете суммы взноса. Например, льготы для малого и среднего бизнеса, позволяющие платить 30% от МРОТ и 15% от его превышения. Или предельная сумма ФОТ в размере 1 907 тыс. руб., с которой платится 30%.

При ее превышении устанавливается ставка 15,1%.

Как работает ПФР?

Базовый принцип деятельности государственного Пенсионного фонда в составе СФР достаточно прост. Сотрудники ПФР осуществляют всесторонний контроль над функционированием системы пенсионного обеспечения страны. Решение задачи достигается за счет работы по нескольким направлениям:

Расходы фонда

Направления расходования бюджета СФР (ПФР) жестко регламентированы законодательством и включают следующие виды затрат:

Относится ли пенсионный фонд к органам государственной власти

Подборка наиболее важных документов по запросу Относится ли пенсионный фонд к органам государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 333.36 «Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям» главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Физическое лицо обжаловало в суд решение УПФР об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, его требования были удовлетворены частично. У ПФР обжаловало принятое решение, приложив к жалобе ходатайство об освобождении УПФР от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. В удовлетворении ходатайства было отказано, а жалоба возвращена без рассмотрения по существу. Суд указал, что ПФР и его территориальные органы не отнесены к органам исполнительной власти, являются государственными учреждениями. Направляя жалобу для рассмотрения в суд, ВС РФ указал, что в данном случае УПФР вправе воспользоваться предусмотренным подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождением. В С РФ, сославшись на правовую позицию КС РФ, изложенную в п. 3 Постановления от 25.06.2001 N 9-П, указал, что ПФР выполняет по сути функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий, ПФР законом наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Учитывая, что в данном случае предметом спора был отказ в назначении пенсии, то есть УПФР в рамках спора реализовывал властные полномочия в сфере пенсионного страхования, при подаче жалобы УПФР было вправе воспользоваться освобождением. Данная правовая позиция подтверждена п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДССуд признал, что полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти на основании позиции Конституционного Суда по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы».

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Указанная правовая позиция подтверждена в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которому признан утратившим силу п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», ранее разъяснивший, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

Фонд Социального Страхования (ФСС):

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

ПФР vs НПФ

ПФР является государственной организацией, которая контролирует функционирование системы пенсионного обеспечения. Последняя предусматривает формирование пенсии из трех составляющих: страховой, фиксированной и накопительной. Первые две размещаются исключительно в ПФР (ныне СФР) и представляют собой ежемесячную выплату на уровне не ниже базовой ставки с ежегодной индексацией, которая проводится в соответствии с фактической инфляцией.

Третья составляющая – накопительная часть пенсии, также формируется посредством внесения страховых взносов. Важным отличием становится направление пенсионных накоплений на инвестирование с возможностью получения дохода. Причем гражданам предоставляется выбор места размещения средств – между ПФР и почти четырьмя десятками НПФ или негосударственных пенсионных фондов. Последние также предлагают услуги добровольного пенсионного страхования (ДПС) или негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

Деятельность НФП жестко регламентируется регулятором рынка – Центробанком страны, который выдает лицензии и ведет реестр лицензированных фондов. Найти его можно на официальном сайте ЦБ РФ. Между ПФР и НПФ существует несколько серьезных отличий, ключевые из которых представлены ниже в таблице.

Важно отметить, что перевод пенсионных накоплений в НПФ не означает, что ПФР теряет контроль над их учетом.

Все средства, за исключением инвестиционного дохода, по-прежнему отражаются на лицевом счете гражданина и легко проверяются по базе данных с помощью СНИЛС.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Читать также:  КОРОЛЕВСТВО ФИНАНСОВ

Отчетность перед СФР (ПФР)

Контроль над начислением и уплатой страховых взносов в СФР осуществляется посредством обязательной отчетности, предоставляемой страхователями. В подавляющем большинстве случаев она подается сегодня в электронном формате с помощью функционала личного кабинета на сайте фонда. Перечень отчетов зависит от статуса плательщика принимаемых им кадровых решений. Например, приеме на работу или увольнении сотрудника.

Определение ПФР

ПФР – внебюджетный государственный фонд, действовавший до конца 2022 года и вошедший в состав СФР с начала следующего. Статус внебюджетного показывает, что формирование капитала учреждения происходит не за счет налогов в бюджеты разного уровня, а преимущественно посредством уплаты страховых взносов работодателями и гражданами. Ключевой задачей ПФР (ранее) и СФР (сейчас) выступает выплата пенсий и различных социальных пособий, например, по временной нетрудоспособности (больничных), материнского (семейного) капитала, выплат на детей и т.д.

Учет россиян как участников системы обязательного пенсионного и социального обеспечения ведется с помощью СНИЛС, что расшифровывается как страховой номер лицевого счета.

Он используется для идентификации граждан, ведения федеральной базы данных, а также проверки пенсионных накоплений и трудового стажа.

Как записаться на прием?

Но в подавляющем большинстве случаев необходимую информацию или документ можно получить дистанционно. Например, с помощью того же личного кабинета СФР гражданина или страхователя.

Результативность и эффективность

См. также Обязательное социальное страхование в России.

В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Пенсионные фонды по странам

В настоящее время большая часть взаимодействий между страхователями/получателями пенсии и сотрудниками СФР происходит дистанционно. Исчерпывающий перечень доступных контактов можно найти на официальном сайте фонда в специальном разделе, который называется Центр консультирования и находится на https://sfr.gov.ru/contacts/counseling_center/.

Первый и самый популярный способ для связи – звонок на горячую линию. С февраля 2023 года ее номер – 8 800 100-00-01, который является общефедеральным и бесплатным, как для стационарных телефонов, так и для мобильных устройств.

Другие доступные россиянам контакты СФР (ПФР) выглядит следующим образом:

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

FAQ

Это государственный внебюджетный фонд, существовавший до конца 2022 года.

Действует ли ПФР сегодня?

С января 2023 года ПФР объединен с ФСС, в результате чего создан СФР.

ПФР является государственной или частной организацией?

ПФР (как и СФР сегодня) представляет собой государственное учреждение, которое находится под контролем органов власти, а его деятельность регламентируется федеральным законодательством.

За что отвечает ПФР (СФР)?

Основная задача СФР – обеспечение эффективного функционирования системы пенсионного и социального страхования России.

ПФР + ФСС = СФР

Решение об объединении ПФР и ФСС посредством создания СФР принято в середине 2022 года. Общая структура стала называться Социальным фондом России или Фондом пенсионного и социального страхования РФ. Функционал государственного учреждения вобрал в себя задачи обоих ранее существовавших внебюджетных фондов. С ФР действует с начала 2023 года. Объединение ПФР и ФСС упростило доступ к услугам пенсионного и социального страхования россиян, а также получению различных выплат. Дополнительным плюсом создания общей структуры станет сокращение персонала и, как следствие, расходов на его содержание, а также снижение бюрократической нагрузки на страхователей.

Важно отметить, что в России существует и работает еще один внебюджетный фонд – ФМС, который отвечает за функционирование системы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Планы по его объединению с СФР не декларированы.

Что вполне логично, если учесть принципиально разные направления деятельности государственных фондов.

Критика ПФР

Деятельность ПФР (сегодня – СФР) нередко подвергается серьезной критике. Значительная ее часть связана с объективными проблемами в системе пенсионного и социального страхования, существующими в большинстве развитых стран. Они объясняются изменение пропорции работающих граждан и пенсионеров, результатом чего становится нехватка собственных средств для выплаты пенсий. Что становится логичным следствием снижения числа плательщиков страховых взносов и увеличения количества получателей пенсионных выплат. Сложившаяся ситуация привела как к необходимости крупных и регулярных «вливаний» из бюджета, так и к повышению возрастав выхода на пенсию, ставшего причиной достаточно серьезных политических проблем.

Часть критики ПФР была вызвана повышенными расходами на содержание. Причем речь идет не только и не столько зарплатах, а также росте численности персонала. Особенно много вопросов было вызвано строительством сразу в нескольких крупных городах страны «шикарных» отделений фонда с явно завышенными сметами.

Причем на фоне описанной выше ситуации с недостаточностью средств на выплату пенсий.

Структура СФР (ПФР)

Организационная структура СФР практически ничем не отличается от существовавшей до этого в ПФР. Она включает три основных уровня:

Отдельного упоминания заслуживает МИЦ или Межрегиональный информационный центр СФР.

Он создан в конце 2015 года как МИЦ ПФР и практически полностью переведен в объединенный фонд.

Доходы фонда

Бюджет СФР формируется за счет поступлений средств из разных источников:

Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Вывод

СФР контролирует сбор взносов на пенсионное и социальное обеспечение, ведет учет получателей пенсий и пособий, а также занимается их выплатой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *