Первая тема посвящена природе и целям финансов, а также их месту в системе денежных отношений рыночной экономики. Финансовые основы в общественном воспроизводстве

1 Понятие финансы и их роль в экономике

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Главной опорой финансов как нового экономического явления становятся денежные доходы. Именно сфера денежных доходов отделяет финансы от необъятного мира денежных отношений. Формирование, распределение и использование денежных доходов — вот что порождает финансы. Кратко можно сказать, что финансы — это движение денежных доходов.

Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения между различными собственниками. Субъект экономических отношений должен всегда быть владельцем дохода. Только денежный доход позволяет принимать определенные и самостоятельные решения в хозяйственной жизни и других сферах деятельности. Именно распределяя и тратя денежный доход, каждый участник экономических отношений может реализовать свои потребности, свою шкалу предпочтений, другими словами, реализовать свои интересы.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Примерами финансовых отношений являются:

1) отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

2) отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

3) отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

4) отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

5) отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

6) отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование).

Однако какова роль финансов в экономике? Роль финансов состоит в том, что данная категория позволяет гарантировать как индивидуальный, так и общественный оборот денежно-производственных фондов на более расширенной основе. Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности, а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна, однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так собственных.

Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Таким образом, финансы всегда будут неотъемлемым звеном в экономике, необходимым для создания и применения общего национального дохода современных мировых государств. Этому способствует постоянное развитие роли финансов в экономике.

2 Особенности финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений и у неё имеется ряд своих особенностей.

  • средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;
  • средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

• финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

• финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли — продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

— коммерческие организации;

— бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей.

Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент — это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

— количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

-качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул — инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
  • с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Читать также:  ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

Реальное движение денежных средств, т. переход от одного владельца к другому.

Распределительный характер этих отношений.

Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса.

3 Структура финансов

Структура финансов — это система, которая регулирует нормы и процессы, протекающие в финансовой среде. Система контролирует сферу образования, а также формирование и распределение финансовых потоков.

Финансовая структура предполагает несколько видов инвестирования:

1) финансирование из государственного бюджета, подразделений, фондов, а также внебюджетных сбережений;

2) финансирование субъектами хозяйственной деятельности;

3) денежные начисления страховыми компаниями.

Финансы, сходящиеся в общем государственном потоке, со временем распределяются между всеми сферами социальных отношений. Иными словами, осуществляется централизация финансов (денежные потоки сходятся в целостную финансовую систему государства), а децентрализация (когда из целостной финансовой системы происходит распределение денежных средств между юридическими субъектами и социальными слоями), проявляющаяся в финансировании социальной сферы и обеспечении финансами государственных структур.

Прежде всего финансовую структуру контролируют органы власти, обращаясь к принципу финансовой политики. Финансовой политикой является совокупность решений, которые принимают экономические субъекты при получении денежных ресурсов. Совокупность всех группы финансовой структуры всегда находится под управлением. Целями управления при этом являются:

— снижение дефицита бюджета государства до 3% внутреннего валового продукта;

— осуществление эффективного государственного дохода;

— применение финансов для успешного регулирования экономики.

В Российской Федерации существуют несколько институтов, которые осуществляют всесторонний контроль денежных потоков, при этом они делятся на несколько уровней:

— федеральный уровень;

— региональный уровень;

— муниципальный уровень.

К институтам федерального уровня относятся Госдума, Служба безопасности, Совет Федерации, таможенная служба, госслужба по рынкам и финансам, то есть институты, которые управляют структурой финансов.

К институтам регионального уровня относятся следующие субъекты управления:

— Счетная палата Российской Федерации;

— Государственный банк Российской Федерации;

— министерства и комиссии;

— территориальные органы управления;

— подразделения, контролирующие финансовые потоки, а также системы финансирования.

Система финансов предполагает существование институтов муниципального уровня, в который входят городские, а также районные подразделения,

осуществляющие управление банковской системой государства, а также подразделения комиссий и налоговых служб, утвержденные органами местного самоуправления с целью контроля финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

4 Свойства финансов

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Первая тема посвящена природе и целям финансов, а также их месту в системе денежных отношений рыночной экономики. Финансовые основы в общественном воспроизводстве

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2 Контрольная функция

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Читать также:  Форма реализации контрольной функции финансов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

4 Стабилизирующая функция

Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

  • государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
  • ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
  • ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).

Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Производственный метод
Распределительный метод (на стадии распределения)
Метод конечного использования (на стадии конечного использования)

Если выпуск товаров и оказание услуг выражены в основных ценах:
ВВП = В – ПП + Н – С = В – ПП + ЧНПИ,
где В – выпуск товаров и услуг по экономике в целом;
ПП – промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;
Н – сумма всех налогов на продукты и импорт;С – сумма всех субсидий на продукты и импорт;
ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт;Если оценка выпуска товаров и услуг по экономике в целом получена в ценах производителя:
ВВП = В – ПП +НДС+ЧНИ,где НДС – сумма НДС;ЧНИ – чистые налоги на импорт
Метод не используется для определения объема ВВП, его основное значение состоит в анализе процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП. ВВП в этом случае определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами) резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг:ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД,
где ОТ – сумма выплаченной производителями) резидентами оплаты труда наемных работников – резидентов и нерезидентов;ЧН – чистые налоги на производство;ЧНИ – чистые налоги на импорт;ВП – валовая прибыль;ВСД – валовые смешанные доходы
ВВП = КП + ВН + + (Э – И),
где КП –конечное потребление товаров и услуг;
ВН – валовое накопление;
(Э – И) – сальдо экспорта и импорта товаров и услуг

Читать также:  Кэш ю финанс займ личный кабинет войти

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Необходимость и сущность финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Роль финансов и финансовый контроль

Роль финансов в рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

  • активизация политики накопления отечественного капитала;
  • использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;
  • государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
  • использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;
  • усиление социальной направленности государственного бюджета;
  • достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

Финансовый контроль — это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет.

Сфера финансового контроля — это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и пере распределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом проверок являются финансовые и другие экономические показатели.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу. Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующиефинансовогоконтроля: государственный, ведомственный, независимый(аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий. В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль. К методам финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1 Распределительная функция

Первая тема посвящена природе и целям финансов, а также их месту в системе денежных отношений рыночной экономики. Финансовые основы в общественном воспроизводстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *