Планомерную организацию и использование финансов в соответствии с задачами развития общества

Цели финансового планирования

Целями этого процесса являются:

  • установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них,
  • выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Основные этапы процесса финансового планирования

Основными этапами финансового планирования являются следующие:

  • Анализ финансового положения компании.
  • Составление прогнозных смет и бюджетов.
  • Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.
  • Прогнозирование структуры источников финансирования.
  • Разработка действенной системы контроля и управления.
  • Разработка процедуры корректировки составленных планов

Цели и задачи финансового контроля. Методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность. Нормативное регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций. Проблемы государственного регулирования финансов предприятий.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ — ФИЛИАЛ РАНХиГС

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Сущность государственного финансового регулирования финансов предприятий

1.2 Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций

2.2 Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов.

Финансы являются материальной основой существования государства. Главное назначение финансов — это денежное обеспечение функционирования государства.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Одним из субъектов финансового правоотношения всегда выступает государство. Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую политику. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой политики и наоборот.

2 Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий

Цель контроля — это то, что определяет содержание финансового контроля (предупреждение нарушения финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения финансовой дисциплины). Субъект контроля — это лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные органы, собственник, хозяйствующий субъект). Объект контроля — это лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный орган, хозяйствующие субъекты, физические лица). Предмет контроля — это материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности (первичная бухгалтерская документация, отчетная документация). Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются: — налоги;

— способы перераспределение доходов и ресурсов;

— государственная предпринимательская деятельность;

— кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

— квотирование и др.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

— охране окружающей среды;

— сертификации, стандартизации, метрологии;

— социальной политике;

— внешнеэкономической деятельности;

— деятельности естественных государственных монополий.

Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

ЧАСТЬ I. Общее понятие о финансах, их функционировании и

управлении

2.2. Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики

Содержанием финансовой политики государства является

планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов

и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика

каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты,

решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших

потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее

содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно обоснованной концепции развития

финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения

состояния экономики, перспектив социально-экономического развития

общества;

2) формулировка стратегических и тактических

мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач

экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через

финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в

зависимости от радикальности экономических

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее

возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого

конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование

финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами

национального хозяйства, направление ресурсов на

в) выработка соответствующего финансового механизма

для выполнения намеченных направлений экономического развития, его

постоянное совершенствование.

В программах развития экономики и углубления рыночных

реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению

экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию

потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей,

обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей.

Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются:

поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики,

развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры

(товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих

оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие

банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство,

центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных,

ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими программами финансовая

политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку

нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и

своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование

мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и

экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным

использованием государственных материальных, трудовых и денежных

ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения

стратегии социально-экономического развития республики на основе

обеспечения устойчивого экономического роста.

Как ближайшая цель — добиться сбалансированности

государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления

национального хозяйства на основе стабилизации экономики.

При проведении финансовой политики важное значение

имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

соблюдение интересов всех участников общественного

производства, социальных, национальных и профессиональных групп при

составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального

наличия финансовых ресурсов;

обеспечение планомерной организации финансовых

отношений;

сбалансированность доходов и расходов во всех сферах

и звеньях финансовой системы;

создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в

бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

оптимальное распределение финансовых ресурсов между

государством и хозяйствующими субъектами.

Принципы финансового планирования организации

Финансовое планирование организации базируется на следующих основных принципах:

Выделение приоритетов. Это выделение наиболее существенных связей и зависимостей, объединяя их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

Обеспечение финансовой безопасности. Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.

Оптимизация. В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.

Координация и интеграция. При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.

Упорядочение. С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.

Контроль. Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.

1 Сущность государственного финансового регулирования финансов предприятий

Контроль присущ любой управленческой деятельности. И поскольку финансовая деятельность государства, в известной степени, относится к сфере управления финансами, то выделяют такой специфический вид контроля как финансовый контроль. Иными словами финансовый контроль, являясь составной частью контроля вообще, обладает определенной спецификой.

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в государстве контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Читать также:  ИЗМЕНЕНИЕ РИСКА В ФИНАНСАХ

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль — это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Специфика финансового контроля заключается в том, что он представляет собой результат наложения контрольной функции управления на контрольную функцию финансов. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией, в которой выражена одна из сторон сущности финансов как экономической категории, что придает финансовому контролю объективный характер. Форма финансового контроля устанавливается в ходе управленческой деятельности и является сознательной деятельностью людей по использованию познанных объективных законов в области финансов, что придает ему субъективный характер. Таким образом, объективные по своему характеру финансовые отношения, прежде чем найти свое правовое оформление преломляются в субъективной деятельности государства, т.е. государство предопределяет содержание правовых норм, регламентирующих объективные финансовые отношения. Совокупность правовых норм, устанавливающих систему и компетенцию субъектов контроля, а также порядок проведения финансовых проверок образуют институт финансового контроля.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах. Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Финансовый контроль призван решать две основные задачи:

— обеспечить соблюдение законности в области финансов.

— обеспечить рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Благодаря наличию второй задачи финансовый контроль отличается от надзора в области финансов, перед которым стоит только задача обеспечения законности в области финансов. Финансовый контроль вправе осуществлять только собственник в рамках своей собственности. Поэтому в зоне финансового контроля находятся:

а) все действия и операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства;

б) операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения и организации использования финансовых ресурсов частных лиц.

При этом отношения, возникающие в процессе использования финансовых ресурсов государства финансовыми не являются. Однако действия сторон, связанные с расходованием денежных средств государства, составляют объект финансового контроля. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов в целях обеспечения финансовой дисциплины.

Перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.

Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Национального Банка — своя, у Государственной налоговой инспекции — своя. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности.

Орган высшего государственного финансового контроля дает дополнительные возможности законодательной и другим ветвям власти сделать распределение и управление государственными ресурсами более эффективным.

В силу этого многие страны (особенно в последнее десятилетие) принимают действенные меры по дальнейшему развитию органов финансового контроля, повышению эффективности их работы. Как правило, эти меры связаны с совершенствованием законодательства, определяющего место указанных органов в системе государственного управления, их роль, права и возможности. И это вполне объяснимо, так как осуществление Парламентом от имени и в интересах народа полномочий в области финансового контроля невозможно без соответствующего законодательного обеспечения. И это четко понимается парламентариями государств — участников СНГ, которые работают над созданием Модельного закона о государственном финансовом контроле. Данный документ позволит унифицировать законодательство наших стран и даст толчок развитию соответствующей методологической базы.

Депутаты обеих палат Парламента при разработке законодательных актов очень внимательно изучают международный опыт. К примеру, положения Бюджетных Кодексов ряда развитых стран, где Счетная палата признана в качестве высшего органа финансового контроля государства.

При проведении контрольных мероприятий приоритетными должными быть контроль эффективности реализации государственных программ, оценка эффективности деятельности институтов развития и национальных компаний, эффективности использования официальных трансфертов бюджета.

В качестве части своих аудитов исполнения Счетная палата должна изучать такие области как:

1) контроль (сдержки и противовесы) оценки сбора и распределения налоговых и других доходов;

2) теневая экономика и что Налоговый комитет делает для ее уменьшения;

3) электронная система подачи декларации;

4) управление, надзор и выполнение налоговых аудитов, включая основу отбора предприятий, которые будут проверяться, адекватность аудиторских планов и рабочих бумаг, подкрепляющих повторные налоговые оценки;

5) информационные технологии, используемые Налоговым комитетом и др.

В области аудита государственных закупок и инвестиционных проектов существует следующая проблема.

Рекомендуется, поскольку на данный момент не имеется независимого внутреннего аудита по процессам государственных закупок, чтобы Счетная палата посвящала больше аудиторских ресурсов на проведение аудита данной функции. Счетная палата должна продолжать давать рекомендации по улучшению законодательства, политических курсов, стандартов, норм и процессов по государственным закупкам.

Расширение экономической деятельности правительства часто приводит к созданию предприятий по частному праву. Эти предприятия также подлежать аудиту Счетной палаты, если правительство имеет значительное участие в них, в частности там, где это является владением контрольным пакетом или оказывает доминирующее воздействие.

Правильным является проведение таких аудитов в качестве проверок, проводимых постфактум; они должны решать вопросы экономичности, результативности и эффективности.

Известно, что реализация социальных программ повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность и обеспечивает развитие подлинно социального государства.

Также необходимо усилить осуществление контроля за администраторами государственных бюджетных программ, соизмерять полученные результаты с затраченными ресурсами, выявляя фактическую эффективность той или иной программы.

Кроме того, на эффективность деятельности органов финансового контроля положительную роль оказало бы и периодическое информирование парламентариев о результатах отдельных значимых контрольных мероприятий. Представляется не совсем правильным, когда мы получаем информацию один раз в год в ходе рассмотрения годового отчета или направляя соответствующий депутатский запрос. Необходимо было бы также практиковать участие депутатов Парламента в заседаниях Счетной палаты и при обсуждении результатов проверок других органов финансового контроля, что, на мой взгляд, повысит значимость проведенных контрольных мероприятий и даст возможность расширить парламентский контроль.

С этим перекликается еще одна важная проблема, без решения которой все материалы проверок Счетной палаты и других органов превращаются в обычные справочные материалы. Это принятие мер по результатам контрольных мероприятий. В этом смысле необходимо создать атмосферу гласности результатов контрольных мероприятий, чтобы о нарушениях и конкретных лицах их совершивших знала общественность страны.

В качестве приоритетных направлений борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств предлагается:

1. Совершенствование законотворческой и правоприменительной практики, особенно законодательства по вопросам применения административной ответственности. В целях реализации данного направления предлагается дополнительно к штрафу за просрочку уплаты, предусмотреть пеню за каждый день просрочки и тем самым повысить ответственность бюджетополучателей;

Читать также:  Прочитайте отрывок из сочинения историка, а затем назовите по имени человека, о котором идет речь. Вопрошающий

2. Создание методологической и методической базы, на основе которой государственные органы могли бы оперативно и в тесном взаимодействии реагировать на факты такого рода правонарушений;

3. Проведение государственной политики в области профилактики правонарушений в сфере экономической деятельности, придания большей гласности деятельности государственных органов в борьбе с экономическими правонарушениями.

Приоритетными задачами в данной сфере являются развитие внутреннего и внешнего аудита бюджетов, повышение статуса Счетной палаты и ревизионных комиссий, определение государственных стандартов аудита.

А для повышения эффективности проверок необходимо законодательно определить и классифицировать финансовые нарушения, порядок применения, в случае выявления финансовых нарушений, штрафных и иных санкций, административной и других видов ответственности, вплоть до уголовной.

Несомненно, что за последние годы существенно сменились акценты, по которым оценивается эффективность использования бюджетных средств и результативность деятельности органов государственного финансового контроля. Если раньше при ограниченности финансовых ресурсов государства, недостаточной степени их прозрачности парламентариями и общественностью уделялось особое внимание целевому расходованию бюджетных средств, то в связи с достаточно надежным функционированием системы казначейства данные нарушения становятся редкими. В связи с этим правильна постановка вопроса и об эффективности использования бюджетных средств. Ведь не секрет, что зачастую получая одинаковый объем средств отдельные бюджетные учреждения имеют различные качественные результаты.

В качестве результирующего вывода можно определить, что Российская система государственного финансового контроля представлена государственными органами, осуществляющими внешний и внутренний финансовый контроль за исполнением бюджетов. Однако разделение полномочий государственных органов финансового контроля по осуществлению внутреннего и внешнего контроля не обеспечено законодательным закреплением порядка взаимодействия между органами внешнего и внутреннего контроля, а также другими контролирующими органами.

Вопросы взаимодействия между государственными органами финансового контроля требуют комплексного решения с обеспечением более эффективного использования существующей ресурсной базы и имеющего кадрового потенциала. Понятно, что до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между органами финансового контроля в решении данного вопроса, не будет и реального результата.

Понятие и принципы финансового планирования. Роль бюджетов в системе финансовых планов. Планирование централизованных финансов. Разработка перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета. Совершенствование методов бюджетного планирования.

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Сущность и методы финансового планирования

1.1 Понятие и принципы финансового планирования

1.2 Цели, этапы и методы финансового планирования

1.3 Роль и значение бюджетов в системе финансовых планов

1.3.1 Бюджетное устройство и бюджетная система

1.3.2 История бюджетной системы России

1.4 Бюджетное планирование, его сущность и задачи

Глава 2. Планирование централизованных финансов

2.1 Сводное финансовое планирование

2.2 Бюджетное прогнозирование

2.3 Разработка перспективного финансового плана

2.4 Разработка проекта федерального бюджета

2.5 Совершенствование методов бюджетного планирования

Глава 3. Основные направления финансового планирования на период 2009 — 2011 годов и на дальнейшую перспективу

3.1 Гарантии финансовой устойчивости — грамотная бюджетная стратегия

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объёма, направление наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Планирование — это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности.

Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Специфика финансового планирования состоит в том, что объектом планирования выступает — финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов, а субъектами — органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов.

Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства и направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами.

По периоду действия различается долгосрочное финансовое планирование — на 10 и более лет, среднесрочное — сроком от 3 до 5 лет, текущее (годовое) планирование.

Принципы финансового планирования представляют собой исходные положения, правила формирования и разработки плановых документов и базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах, они могут изменяться и дополняться в зависимости от целей финансовой политики.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

Ш принцип единства предполагает взаимосвязь между подразделениями, наличие единого направления их развития для достижения общих целей государственной политики;

Ш принцип участия означает, что каждый участник (субъект) финансового планирования становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции;

Ш принцип непрерывности заключается в том, что разработанные финансовые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу;

Ш принцип гибкости заключается в способности процесса планирования изменяться в связи с возникновением непредвидимых обстоятельств;

Ш принцип точности предполагает, что финансовые планы должны быть детализированы и конкретизированы. Для этих целей предполагается использование бюджетной классификации (подробный перечень возможных доходов, расходов и т.д.);

Ш принцип обеспеченности расходов означает, что запланированные расходы должны быть обеспечены доходными источниками;

Ш принцип приспособления к экономическим и социальным условиям — составление финансовых планов (бюджетов) должно напрямую зависеть от приоритетов социальной политики, учитывать интересы социально не защищенных слоев населения (целевые программы в области здравоохранения, образования, социального обеспечения).

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития с учетом рыночной конъюнктуры. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Среднесрочный финансовый план заставляет более четко формулировать приоритетные задачи реализуемой политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу. Основное назначение плана — показать стратегию финансирования расходов в среднесрочной перспективе.

Юридическая сторона вопроса

Основным документом финансового планирования является финансовый план. В финансовом плане компании находят отражение:

  • доходы и поступления средств;
  • расходы и отчисления денежных средств;
  • кредитные взаимоотношения;
  • взаимоотношения с бюджетом.

Возврат к списку

1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций

При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администрации разрешено в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

Таким образом, бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

-организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

-контроль исполнения сметы расходов;

-выделение в учете кассовых и фактических расходов;

-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Читать также:  Что представляет собой процесс управления финансами регулирование финансового рынка

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных организаций.

В Парламенте имеются специализированные рабочие органы в обеих Палатах по экономике, финансам и бюджета. Эти органы в процессе законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции палат, проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции — министерства, ведомства, а также в Правительство.

Для организации контроля за исполнением указов постановлений и распоряжений Президента, усиления ответственности должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов государственного управления.

Президент также отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетной палаты по контролю за исполнением бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

В пределах своих полномочий Правительство контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти, принимает меры по устранению их нарушения.

Таким образом, аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов.

Задачами и функциями Счетной палаты являются:

1) контроль за исполнением законов и иных нормативных актов по исполнению бюджета;

2) выполнение поручений главы государства по вопросам, связанным с использованием бюджета,

3) контроль за поступлением средств в бюджет и законностью их использование,

4) контроль за целевым использованием средств бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ и финансирование государственных потребностей;

5) представление на рассмотрение Парламенту отчета об исполнении бюджета.

Таким образом, в настоящее время Счетная палата играет жизненно важную роль в расширении подотчетности и прозрачности, повышении результативности использования ресурсов государства.

Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Министерство финансов является центральным исполнительным органом России, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, — межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности. Поскольку центральным звеном финансов является государственный бюджет, то особое значение имеет работа Министерства финансов по составлению проекта бюджета, обеспечение исполнения бюджета, контроля за его кассовым исполнением.

Налоговые и таможенные органы осуществляют контроль наряду с выполнением своей для финансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнительско-распорядительной деятельностью.

Представительные органы всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль ими осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки, объектом контроля выступают местные фонды денежных средств.

Целью валютного контроля является обеспечение валютного законодательства, что достигается посредством выявления нарушителей валютной дисциплины и привлечения их к установленной законом ответственности.

В задачи местных финансовых органов входит контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины. С этой целью они проверяют правильность и объективность разработанных хозорганами и учреждениями финансовых планов и смет, рассматривают бухгалтерские отчеты и балансы подразделений местных администраций.

Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.

Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

Органы финансовой (налоговой) полиции с момента своего образования активно противодействуют правонарушениям в сфере экономики. Из года в год повышается результативность и эффективность их оперативно-служебной деятельности.

Завершая рассмотрение вопроса об органах финансового контроля, следует отметить, что сложившуюся к настоящему времени их систему вряд ли можно признать совершенной. В некоторых случаях они дублируют друг друга. Например, выполнение хозяйствующим субъектом своих налоговых обязательств является предметом проверки как налоговой инспекции, так и Комитета по работе с несостоятельными должниками. Другими словами — нет четкого разграничения компетенции различных контрольных ведомств.

Финансовое планирование

Финансовое планирование представляет собой планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Финансовый контроль государственный регулирование

Основными задачами являются следующие:

  • выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
  • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
  • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная работа позволяет судить о многоаспектности темы курсовой работы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Одним из наиболее важных рычагов финансовой политики и финансового права является финансовый контроль. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Взаимосвязь финансово-правовых отношений и финансовой политики проявляется через управление финансами государства, которое подразумевает под собой процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

В финансовой политике управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Изд. 2-е. — М.:Финансы и статистика, 1997 — 384с.

2. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы 2002 г. № 4.

3. Бурсученко Э.И. Финансовый рынок. Киев: Научна жизнь, 2000

4. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5. Ковалева А.А. Финансы и кредит: Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Курманова А. Обзор банковского сектора РК за семь месяцев 2006 года// Деловой еженедельник «Бизнес Путеводитель», №9, 2006.

7. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие — М.: ИВЭСЭП, 2000.

8. Маслова С.О., Опалов О.А: Финансовый рынок — Киев, 2003.

9. Обзор финансового рынка РК за 6 месяцев 2006. Статистические данные Агентства по регулированию и надзору финансовых организаций РК// Финансовый менеджер, 2006, №8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *