ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Библиографическое описание

Баулина, Е. Е. Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации / Е. Е. Баулина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4

. — С. 1-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/4980/ (дата обращения: 06.12.2023).

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются все органы публичной власти, наделенные данными полномочиями. Дается оценка происходящей реорганизации в соответствующих ведомствах.

Ключевые слова: сфера образования, разграничение полномочий, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Образование является приоритетным направлением государственной политики. В последнее десятилетие эта сфера жизни общества претерпевает существенные изменения, как непосредственно система образования, так и законодательство в этой области. Большинство правовых аспектов системы образования нашли свое отражение в тексте нового закона «Об образовании в РФ», принятого в 2012 г. Удалось упорядочить общественные отношения, регламентировать образовательный процесс и определить права и обязанности субъектов правоотношений в образовательной сфере и многое другое. Но эволюция законодательства продолжается. На сегодняшний день в системе вертикали власти происходит перераспределение компетенций и полномочий в сфере образования между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В данной работе будут рассмотрены нормативные акты, касающиеся разграничения полномочий не только по уровню власти, но и между органами исполнительной власти на каждом уровне. Также необходимо рассмотреть изменения последних лет в вопросах реорганизации органов исполнительной власти.

Основным нормативно-правовым актом, который наиболее полно и подробно расписывает полномочия каждого уровня публичной власти в сфере образования, является Федеральный закон «Об образовании» 2012 года. В статьях 6–9 данного закона определены полномочия в сфере образования для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На каждом из названных уровней существуют различные органы исполнительной власти, наделенные своими полномочиями. Прежде всего необходимо разобраться, что представляют собой органы различных уровней публичной власти в сфере образования в Российской Федерации.

При этом произошло разделение и предметов ведения двух министерств. В ведение Министерства просвещения должны были перейти дошкольные, общеобразовательные учреждения, организации, реализующие программы среднего профессионально образования. Министерство науки и высшего образования, исходя из названия, курирует вузы и науку. Но анализ распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Рособрнадзору» показывает, что разделение произошло не по заявленному принципу. Главным критерием распределения организаций, по-видимому, стал источник финансирования. Так в ведении Министерства науки и высшего образования оказались как дошкольные, так и некоторые средне профессиональные образовательные организации. Одна из причин такого положения связана с тем, что достаточно большое количество организаций непосредственно входило в состав Российской академии наук, которые финансировались из федерального бюджета. В результате упомянутой реорганизации учреждения РАН также перешли под юрисдикцию Министерства науки и высшего образования. Кроме того, на протяжении нескольких лет в России шли процессы объединения и создания кластерных систем вузов, техникумов, колледжей и школ. Это также привело к проблеме вывода таких организаций из подчинения федеральным органам власти, прежде всего в системе финансирования и разделения имущества.

Правительством РФ в 2018 году были утверждены положения о Министерстве науки и высшего образования, Министерстве просвещения и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, так называемый, Рособрнадзор. Каждый из данных федеральных органов был наделен своим объемом и кругом полномочий.

Постановлением Правительства РФ N 682 от 15.06.2018 Министерству науки и высшего образования были определены такие полномочия, как:

– устанавливать перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования;

– определять порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры;

– определять порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования;

– определять порядок назначения государственной академической и социальной студентам, обучающимся по очной форме обучения;

– утверждать федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;

– определять порядок проведения аттестации, а также продолжительности рабочего времени работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу;

– определять порядок присвоения ученой степени или ученого звания;

– разрабатывает прогнозы подготовки кадров, требования к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда в установленной сфере ведения;

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 884 от 28.07.2018 Министерство просвещения устанавливает и определяет:

– перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования;

– порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по образовательным программам среднего профессионального образования, по основным программам профессионального обучения, по дополнительным общеобразовательным программам;

– порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, основных образовательных программ среднего профессионального образования;

– порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию;

– федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования;

– порядок проведения аттестации педагогических, а также особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций подчиненных Министерству просвещения;

– порядок учета органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей;

– категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы;

– нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

При этом большая часть своих полномочий Министерством просвещения осуществляется через органы исполнительной власти субъектов РФ. В то время как Министерство науки и высшего образование ведет работу с подведомственными организациями непосредственно.

Ряд полномочий остался в совместном ведении Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, в частности:

– порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;

– случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;

– порядок проведения олимпиад школьников;

В систему региональных органов исполнительной власти входят министерства, департаменты, управления, комитеты образования, науки и молодежной политики, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации. Каждый субъект самостоятельно учреждает данный орган и определяет круг его компетенций. Например, в Архангельской, Сахалинской областях и Красноярском крае, таким органами выступают Министерство образования и науки соответствующего субъекта, в Ленинградской области — Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, а в Томской области — Департамент общего образования Томской области. Все они взаимодействуют с Министерством просвещения.

Статья 8 Федерального закона об образовании закрепляет за данными органами следующие полномочия:

– разработка и реализация региональных программ развития образования;

– создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

– выделение средств на оплату труда педагогических работников подведомственных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

– финансовое обеспечение получения образования в частных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат;

– организация предоставления среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования;

– организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

Но существующая модель разграничения полномочий и объектов ведения в сфере образования подвергается преобразованиям, что находит свое отражение в реорганизации образовательных учреждений. Так в июле 2017 года правительством было принято решение об изменении статусов школ. Ольга Васильева, на тот момент глава Министерства образования и науки, заявила о переводе школ из подчинения муниципальных властей в ведомство государственных органов субъектов РФ. Новая модель разграничения полномочий, по ее словам, действует уже в 16 регионах, например, в Кировской, Самарской, Воронежской, Сахалинской областях. Такой опыт является успешным и рассматривается как перспективная программа обновления государственной системы образовательных учреждений. В течение трех лет реорганизация школ должна была быть завершена. Но в процессе ее реализации возникли некоторые трудности.

Читать также:  Кредит эксперт финанс что это

Прежде всего данная реформа направлена на решение существенной проблемы с финансированием образовательных организаций, находящихся в ведомстве органов местного самоуправления. Так как, согласно ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ», региональные власти несут расходы по обеспечению учебного процесса, а органы местного самоуправления — расходы по содержанию и ремонту зданий образовательных организаций, образовательные организации по всей стране не имеют одинакового финансового обеспечения.

Также стоит отметить, что зачастую органы местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, указанными в ст. 9 Закона «Об образовании» становятся инициаторами закрытия, так называемых, «нерентабельных» школ. Поскольку траты муниципальных образований часто несоизмеримы с доходами, органы местного самоуправления вынуждены находить способы экономии. Это приводит к тому, что дети вынуждены отправляться учиться в соседние села. Такая ситуация в той или иной мере противоречит общегосударственной политики в сфере образования и главного положения Конституции РФ о доступности образования.

Изменение полномочий государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования должно привести к устранению многоступенчатого надзора за общеобразовательными организациями, и привести к созданию единой политики финансового обеспечения. Кроме того, подчинение школ непосредственно министерству позволит создать единое образовательное пространство.

Но прежде всего новая модель разграничения полномочий приведет к увеличению ответственности региональных властей. Как раз этот фактор заставляет некоторых глав субъектов выступать против данной реформы. На сегодняшний момент часть регионов оказалась не готова к реорганизации общеобразовательных учреждений. Основными причинами стали множество бюрократических проблем, недостаток средств в региональных бюджетах и разнообразие территориальных условий. Говоря о последнем факторе, справедливо отметить, что субъекты РФ действительно сильно отличаются размерами территорий, удаленностью населенных пунктов друг от друга и возможностями транспортной инфраструктуры. Это вполне может затруднять создание местных органов управления образованием, подчинённых непосредственно региону.

Кроме того, подобная реформа требует законодательного совершенствования в данной сфере. При этом стоит отметить, что регионы, которые смогли реализовать новую модель разграничения полномочий между государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления, сделали это в рамках существующего федерального законодательства. Таким образом, действующая правовая система не является фактором, препятствующим переходу образовательных организаций в ведомство регионов. Скорее законодательные изменения должны привести к созданию нормативно-правовых актов обязывающего характера для формирования единой системы разграничения полномочий на всей территории Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, сфера образования, орган, высшее образование, исполнительная власть, Министерство науки, Министерство просвещения, общее образование, профессиональное образование.

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;

б) российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в пункте 7 настоящей части, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 17-ФЗ)

13.2) координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве;

(п. 13.2 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ)

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В комментируемой статье определяются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Распределение компетенции Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации в сфере образования предопределено конституционными нормами, закрепленными в ст. 71―73 Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, закрепленные в соответствии с конституционными предписаниями, реализуются федеральными органами государственной власти – Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Список полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования, содержащийся в комментируемой статье, является открытым. Он может быть дополнен новыми полномочиями путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

1. Разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования.

В разработке и проведении единой государственной политики в сфере образования участвуют практически все федеральные органы государственной власти.

Федеральное Собрание РФ формирует законодательную базу государственной политики в сфере образования, а также осуществляет контрольные полномочия, рассматривая ежегодный доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования (ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона).

2. Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования.

На федеральные органы государственной власти возложена функция организации предоставления высшего образования, которая предполагает создание организационно-правовых основ высшего образования, создания организационных, кадровых, материальных и правовых гарантий реализации права на получение высшего образования.

3. Организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях.

4. Разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования.

5. Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ ТЕЛЕФОН

Данные полномочия могут реализовать:

6. Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований.

7. Лицензирование отдельных видов образовательной деятельности.

— иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

В остальных случаях лицензирование образовательной деятельности переносится на региональный уровень (субъектов Российской Федерации) и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

8. Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На федеральном уровне государственную аккредитацию осуществляет Рособрнадзор. Как и в случае с лицензированием на федеральном уровне, Рособрнадзор осуществляет государственную аккредитацию:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

В дополнение к этому Рособрнадзор в соответствии с комментируемой статьей получил возможность проводить государственную аккредитацию иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

В остальных случаях полномочия по государственной аккредитации (так же, как это происходило с полномочиями по лицензированию) переходят к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

9. Государственный контроль в сфере образования.

Неотъемлемой частью системы государственного управления в сфере образования является государственный контроль.

В соответствии со ст. 93 комментируемого Закона государственный контроль в сфере образования включает в себя:

— федеральный государственный контроль качества образования ― деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных мер;

— федеральный государственный надзор в сфере образования ― деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования не за всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а только за теми организациями, в отношении которых Рособрнадзор в соответствии с данной комментируемой статьей наделен полномочиями по осуществлению лицензирования и государственной аккредитации. Иными словами, Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за:

— организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

— федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;

— российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

10. Формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования.

В соответствии со ст. 98 комментируемого Закона в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы.

Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Ч. 2 ст. 98 предусмотрено создание федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования. Данная федеральная информационная система формируется в целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.

11. Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

При осуществлении правового регулирования отношений в сфере образования должны активно использоваться и такие правовые средства, как стимулы и поощрения. В этой связи федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению и присвоению государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

Соответствующими полномочиями наделяются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды государственных наград: а) высшие звания Российской Федерации; б) ордена Российской Федерации; в) знаки отличия Российской Федерации; г) медали Российской Федерации; д) почетные звания Российской Федерации.

Ряд почетных званий непосредственно предназначен для поощрения работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

— почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» — высшее звание Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики; присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах (Президент РФ издает указ о присвоении почетного звания «Народный учитель Российской Федерации» один раз в год в преддверии празднования Дня учителя (5 октября));

— почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» ― присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования; в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала; в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;

в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик; в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров;

— почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным преподавателям, работникам системы высшего, послевузовского профессионального дополнительного образования за личные заслуги в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения образовательного предмета и стимулировать его углубленное изучение учащимися; в разработке новейших методик и методологий преподавания образовательных предметов; в привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности; в воспитании и подготовке квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.

а) внедрение инновационных разработок в сфере образования и осуществление профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне, обеспечивающие:

создание эффективных технологий обучения;

проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации;

разработку и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся, воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение;

б) создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ. В соответствии с подпунктом 10.15 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466, министр устанавливает и присваивает ведомственные награды в целях поощрения лиц, работающих в сфере образования и науки, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и совершенствовании системы образования и науки.

Читать также:  Понятия слов СТРАТЕГ, ФАЛАНГА — Знания.site

— медаль К. Д. Ушинского;

— почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

— почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;

— почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;

— почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;

— почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;

— нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;

— нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;

— Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;

— Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так, например, медалью К. Д. Ушинского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области педагогических наук (как правило, кандидаты или доктора педагогических наук), внесшие значительный вклад:

— в разработку вопросов теории и истории педагогических наук;

— в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности;

— в создание учебников, включенных в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, или имеющих положительную рецензию уполномоченных Министерством образования и науки Российской Федерации государственных учреждений о возможности использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

12. Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда.

Данным Приказом определен порядок формирования и обеспечения функционирования системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Целью создания такой системы прогнозирования является снижение дисбаланса между профессионально-квалификационными структурами спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем совершенствования планирования и оптимизации приема на обучение в системе профессионального образования.

Задачами системы прогнозирования являются:

— анализ потребности экономики в трудовых ресурсах;

— мониторинг рынка труда;

— анализ соответствия существующей структуры подготовки кадров по основным профессиональным образовательным программам прогнозу потребности экономики в трудовых ресурсах;

— анализ различных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации и способов достижения поставленных целей;

— разработка прогноза баланса трудовых ресурсов, согласованного с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

— планирование потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях за счет ассигнований федерального бюджета.

Прогнозирование осуществляется на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прогнозирование на среднесрочную перспективу осуществляется в целях оперативного планирования и анализа объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Прогнозирование на долгосрочную перспективу осуществляется в целях выявления приоритетов изменяющегося рынка труда и приведения в соответствие потребностям экономики в трудовых ресурсах структуры подготовки кадров в образовательных организациях, а также для выработки предложений по модернизации системы профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации.

В состав системы прогнозирования входят, во-первых, прогнозирование баланса трудовых ресурсов и, во-вторых, планирование потребности в подготовке кадров в образовательных организациях за счет ассигнований федерального бюджета.

Планирование подготовки кадров в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (осуществляется Министерством образования и науки РФ путем определения объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В свою очередь, формирование контрольных цифр приема осуществляется в целях обеспечения кадровых потребностей субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей при условии сохранения устойчивости системы образования и возможностей для ее развития.

Основой для формирования контрольных цифр приема являются:

— прогноз потребностей субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, рассчитанный на основе методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах;

— демографический прогноз;

— социальные ожидания населения;

— результаты анализа наличия образовательных организаций в каждом из субъектов Российской Федерации,

— ограничения, накладываемые возможностями бюджетной системы и требованиями государственной гарантии на предоставление высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

13. Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне.

Мониторинг системы образования (ст. 97 комментируемого Закона) представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

На федеральном уровне организация мониторинга системы образования осуществляется Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Минобрнауки России при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в отношении всех элекментов, составляющих систему образования (ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона), вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и организационно-правовых форм организаций, входящих в систему образования, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству РФ, осуществляет Министерство образования и науки РФ.

Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, при проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

По решению федеральных органов государственной власти организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности Создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества образования (ст. 95 комментируемого Закона) направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся, реализации образовательных программ и включает в себя:

— независимую оценку качества подготовки обучающихся;

— независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки. Федеральные органы государственной власти (Минобрнауки России, Рособрнадзор, иные федеральные министерства, имеющие в своем ведении образовательные организации) используют результаты независимой оценки качества образования. Поступившая в эти органы информация подлежит обязательному рассмотрению в месячный срок и учитывается при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

В свою очередь, на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность по созданию условий для проведения независимой оценки качества образования (организационное, техническое, материальное, методическое и т. п. содействие).

Автор — А. Н. Козырин
01 мая 2016 года

Модуль блогов не установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *