Полномочия президента правительства государственной думы и совета федерации в сфере финансов

Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики;

2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение;

3) информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета и представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4) информирует Государственную Думу о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов и представляет Государственной Думе отчет об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) разрабатывает и реализует налоговую политику;

6) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

7) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

8) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

9) осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

10) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

11) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен;

12) предоставляет в порядке, установленном федеральным законом, необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Читать также:  Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Контрольные функции – другое направление
деятельности Федерального Собрания

4. Контрольные функции – другое направление
деятельности Федерального Собрания. Парламентский контроль – традиционная
функция органов законодательной власти, вполне вписывающаяся в осуществление
принципа разделения властей и их взаимодействие. Для осуществления контроля над
исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам
своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении
парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания
посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно
палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского
контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность
Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже
может рассматриваться как своеобразная форма контроля над соблюдением прав
человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией
связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а
также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам
Правительства РФ.

Компетенция Федерального Собрания
и его палат

1. Содержание компетенции Федерального
Собрания обусловлено его положением в системе органов государства, его
статусом как представительного и законодательного органа Российской Федерации.
Палаты обладают важными правами. К числу характерных черт компетенции
российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный
объем их полномочий, неодинаковый круг подведомственных им вопросов.

Компетенция
Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия, парламентский
контроль. Палаты наделены также полномочиями, касающимися формирования
федеральных государственных органов, определения их персонального состава,
назначения должностных лиц, и некоторыми другими правами.

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Иные установленные Конституцией РФ права

5. Наряду с уже рассмотренными полномочиями
палаты Федерального Собрания имеют и иные установленные Конституцией РФ
права. Совет Федерации наделен значительными правами. Осуществление
большинства из них происходит во взаимодействии с Президентом РФ, ряд из них
связан с его деятельностью. Полномочия этой палаты в основном касаются вопросов
государственного строительства, формирования федеральных государственных
органов. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ
между субъектами Российской Федерации (при их взаимном согласии), указов
Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение
вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее
территории. Среди полномочий Совета Федерации – назначение выборов Президента
РФ и отрешение Президента РФ от должности.

К правам Совета Федерации по формированию
государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на
должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и
освобождение последнего от должности. Кроме того, эта палата назначает на
должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и
половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума наряду с законодательными
полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначений должностных
лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению
Государственной Думы (ст. 103 Конституции) отнесены следующие права, связанные
с назначениями должностных лиц: дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению
Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ и освобождение его от
должности (вопрос об этом согласно п. «г» ст. 83 Конституции РФ ставит
Президент РФ); назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Читать также:  КУРСОВЫЕ СТАБИЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Перед Государственной Думой несет парламентскую
ответственность Правительство РФ – к ведению именно этой палаты относится
решение вопроса о доверии ему. Государственная Дума также принимает участие в
привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной
измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против
Президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Государственной Думы относится, кроме
того, объявление амнистии.

Естественно, что каждая из палат также обладает и
правами по решению вопросов своей внутренней организации.

     По вопросам, отнесенным к ведению палат, они
принимают постановления.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Законодательные полномочия занимают
особое место в компетенции Федерального Собрания

  2. Законодательные полномочия занимают
особое место в компетенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его
конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ.
Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная.
Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова,
охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной
жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характеризует роль
Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти
РФ в системе государственной власти, демократизм государства. Конституция РФ
определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского
парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Читать также:  Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Федеральное Собрание может осуществлять
законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащим
законодательному регулированию.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ вопросы, по которым федеральный
парламент может осуществлять законодательное регулирование, имеют пределы – они
охватывают указанные выше предметы ведения, только на них распространяются его
законодательные полномочия.

Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов эти субъекты
осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не
имеет права законодательствовать.

Конституцией РФ установлено еще одно ограничение
законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1,
2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть
такое предложение согласно ст. 135 Конституции РФ. Однако его законодательные
полномочия включают права, связанные с принятием поправок к остальным главам
Конституции РФ, принятием федеральных конституционных законов. Федеральное
Собрание вправе принимать поправки к гл. 3–8 Конституции России, которые,
однако, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Парламент может
также принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ. Например, федеральные конституционные законы принимаются
согласно ст. 70 Конституции РФ для установления Государственных флага, герба и
гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования;
согласно ч. 2 ст. 65 – о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта; в соответствии с ч. 3 ст. 87– о режиме военного
положения и т.д. Таким образом, в Конституции дается перечень федеральных
конституционных законов и тем самым конкретизируются полномочия Федерального
Собрания по их принятию. В ст. 71, 72 (устанавливающих вопросы ведения РФ и ее
совместного с субъектами ведения) закреплен широкий круг требующих
законодательного регулирования вопросов государственного строительства,
экономики и финансов, охраны природы, социально-экономической сферы, прав и свобод
человека, национальных меньшинств, обороны и безопасности, внешней политики.

Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция
РФ в п. «о» ст. 71 называет, в частности, ряд отраслей права, по которым
Федеральное Собрание может издавать законы. Это уголовное,
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Оно
вправе это делать и по другим отраслям, находящимся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов: административному,
административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному, земельному,
лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей
среды. Федеральный парламент может, естественно, осуществлять законодательство
и по другим вопросам, указанным в этих конституционных статьях.

Конституция
РФ конкретизирует законодательные полномочия федерального Собрания и другим
путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным
вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, т.е. не
ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Например, в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ говорится о федеральном законе о
гражданстве; в ч. 3 ст. 3б – о федеральном законе о пользовании землей; в ч. 4
ст. 81 – о федеральном законе, определяющем порядок выборов Президента РФ, и
т.д.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

  • Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
  • Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *