ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Эксперт по предмету «Финансы»

Полина Михайловна Копруджу

преподавательский стаж — 8 лет

Финансы

экономическая категория, активно
используемая государством и органами
местного самоуправления при управлении
обществом.

Понятие
«финансы» рассматривают в двух аспектах:

Финансы

экономические отношения, возникающие
по поводу образования, распределения
и использования денежных фондов в целях
выполнения задач и функций государства,
его территориальных подразделений,
предприятий, организаций и учреж-

Финансы

денежные средства, аккумулируемые в
государственных фондах специального
назначения.

Финансы

денежные фонды государства, его
территориальных подразделений,
предприятий и учреждений, организаций.

Денежные
фонды —
обособленная часть финансовых ресурсов,
имеющая целевое направление и относительную
самостоятельность функционирования.

Содержание
финансов —
денежные отношения, благодаря которым
образуются денежные фонды государства,
его территориальных подразделений,
предприятий, организаций, учреждений.

1)
распределительная

способствует организации сбалансированного
и эффективного производства, развитию
всех его отраслей соответственно
потребностям общества в целях наиболее
полного удовлетворения нужд людей. С
помощью финансов распределяется
совокупный общественный продукт и
национальный доход;

2)
контрольная

заключается в том, что государство,
используя финансы и финансовые категории,
осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью
экономических субъектов. С помощью
финансов осуществляется контроль за
производством и распределением
материальных и социальных благ в стране.

Финансы
как целостная экономическая категория
имеют свою структуру, в которую входят
несколько взаимосвязанных звеньев
(институтов), для каждого из которых
характерны свои особенности.

Совокупность
входящих в состав финансов звеньев
(институтов) в их взаимосвязи образует
финансовую
систему страны.

2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления

Финансовая деятельность — осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны.

Функции финансовой деятельности:

1) образование государственных и муниципальных денежных фондов;

2) распределение государственных финансовых ресурсов;

3) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

4) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

5) эмиссия денежных знаков.

Методы финансовой деятельности:

1) при образовании денежных фондов используются методы:

а) метод обязательных платежей. Денежные средства изымаются в той или иной форме в обязательном установленном порядке и в установленные сроки для зачисления их в бюджеты определенного уровня. К таким средствам относятся налоги, иные обязательные поступления;

б) метод добровольных взносов (лотереи, займы, вклады в банке);

2) при распределении денежных средств:

а) метод финансирования, выражающийся в безвозвратном и безвозмездном предоставлении денежных средств;

б) метод кредитования, состоящий в предоставлении денежных средств на основе возвратности, платности, срочности;

3) при использовании денежных фондов — метод расчетных операций:

а) наличный денежный расчет;

б) безналичный денежный расчет, присущий расчетам предприятий, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления.

В финансировании учреждений применяется нормативный метод, исходящий из выполнения определенной работы (лечения больного, подготовки специалистов), а не содержания штатных единиц. Как элемент финансовой деятельности развивается финансовый рынок — сфера реализации ценных бумаг (акций, облигаций, кредита). Финансовый рынок используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства.

В период военного положения могут быть введены меры, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, на свободное перемещение денежных средств, установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования.

При введении на всей территории страны или ее отдельных территориях чрезвычайного положения устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций.

1. Понятие финансов и их функции

Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы — экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений;

2) материальный аспект.

Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

1) централизованные. Используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы в:

а) бюджете государства;

б) государственных внебюджетных фондах;

в) государственном и банковском кредитовании;

г) личном и имущественном государственном страховании;

2) децентрализованные. Это денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

3) местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.

1) распределительная способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная. Государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством. Совокупность входящих в состав финансовых звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

1. Понятие финансов
и их функции

2. Понятие финансовой
деятельности Российской Федерации,
методы ее осуществления

3. Конституционные
основы (принципы) финансовой деятельности

4. Распределение
компетенции между органами государственной
власти в области финансовой деятельности

5. Система финансовых
органов, осуществляющих деятельность
по управлению финансами и контроль в
этой сфере

6. Финансовая
система Российской Федерации как
совокупность входящих в нее элементов,
ее состав

7. Понятие финансового
права, источники финансового права, его
место в системе российского права

8. Предмет и метод
финансового права

9. Система финансового
права Российской Федерации

10. Финансово-правовые
нормы. Их общая характеристика, виды

11. Финансовые
правоотношения. Их содержание и
особенности

12. Субъекты
финансовых правоотношений

13. Понятие и значение
финансового контроля

14. Виды и органы
финансового контроля

Читать также:  FREEDOM FINANCE GLOBAL PLC

15. Методы финансового
контроля

16. Основные виды
правонарушений в области финансовой
деятельности

17. Понятие бюджетного
права, его источники

18. Бюджетные
правоотношения и их особенности

19. Понятие, роль и
правовая форма бюджетов, виды бюджетов

20. Понятие
консолидированного бюджета, его виды
и особенности

21. Субъекты бюджетных
правоотношений

22. Полномочия
Министерства финансов Российской
Федерации в бюджетном процессе

23. Бюджетная
система, ее состав, принципы построения

24. Доходы бюджетов,
их классификация

25. Доходы собственные
и регулирующие, их распределение между
бюджетами

26. Расходы бюджетов,
их классификация

27. Виды расходов
и распределение расходов между бюджетами

28. Фонды финансовой
поддержки, порядок их образования и
расходования

29. Дефицит бюджета

30. Финансовая
помощь из федерального бюджета бюджетам
субъекта Федерации и местным бюджетам

31. Бюджетные права
РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований

32. Понятие бюджетного
процесса. Его стадии

33. Принципы
бюджетного процесса

34. Порядок составления
проекта федерального бюджета

35. Порядок
рассмотрения и утверждения федерального
бюджета

36. Порядок исполнения
федерального бюджета

37. Особенности
казначейского исполнения бюджета

38. Кассовое
исполнение бюджетов

39. Виды распорядителей
средств федерального бюджета

40. Отчет об исполнении
федерального бюджета

41. Понятие,
классификация и основы правового
регулирования целевых государственных
и местных фондов

42. Правовой режим
целевых бюджетных фондов

43. Правовой режим
государственных и местных внебюджетных
фондов

44. Правовой режим
целевых фондов Правительства РФ

45. Понятие доходов
государства, их виды

46. Понятие налогов
и сборов, роль налогов в Российской
Федерации

47. Функции налогов

48. Налоговая система
Российской Федерации

49. Порядок
установления налогов и сборов

50. Понятие налогового
права, его источники

51. Налоговые
правоотношения, субъекты налоговых
правоотношений

52. Налоги с
юридических лиц. Общая характеристика

54. Налог на прибыль
организаций

55. Налоги с физических
лиц. Общие положения

56. Налог на доходы
физических лиц

57. Налог на имущество
физических лиц

58. Налоги целевые
и общие для юридических и физических
лиц. Общие положения

59. Земельный налог

61. Иные общие для
юридических и физических лиц налоги

62. Местные налоги
и сборы. Особенности местных налогов и
сборов

63. Понятие и система
неналоговых доходов государства

64. Понятие и
юридическая характеристика страховых
взносов в государственные внебюджетные
социальные фонды

65. Права и обязанности
налогоплательщиков (плательщиков
сборов)

66. Понятие налогового
агента, их права и обязанности

67. Механизм
обеспечения исполнения налоговых
обязанностей

68. Порядок изменения
сроков уплаты налогов

69. Понятие и значение
государственного кредита в Российской
Федерации. Государственный внутренний
долг

70. Формы
государственного внутреннего долга

71. Понятие и
организация страхования

72. Виды страхования

73. Понятие и система
государственных расходов

74. Понятие и принципы
финансирования

75. Понятие
сметно-бюджетного финансирования и его
объекты

76. Правовое
регулирование внебюджетных средств
бюджетных учреждений

77. Понятие, принципы
и виды банковского кредита

78. Понятие и
структура банковской системы

79. Правовое положение
Центрального банка Российской Федерации
(Банка России)

80. Небанковские
кредитные организации в банковской
системе

81. Иностранные
банки, их филиалы и представительства

82. Банковское
регулирование и банковский надзор

83. Понятие денежной
системы

84. Правовые основы
денежной системы Российской Федерации

85. Правовые основы
обращения наличных денег

86. Правовые основы
безналичного денежного обращения

87. Понятие валюты
и валютных ценностей

88. Характеристика
валютных операций

89. Субъекты и
объекты валютных отношений

90. Понятие и
содержание валютного регулирования

91. Валютный контроль

92. Ответственность
за нарушение валютного законодательства

Финансовое право
входит в систему российского права и
является одной из активно развивающихся
отраслей. Название данной отрасли тесно
связано с финансами. Для того чтобы
разобраться в финансовом праве необходимо
иметь представление о том, что же такое
финансы. В финансах проявляется одна
из сторон экономических отношений
общества, их существование обусловлено
товарно-денежными отношениями и
деятельностью государства, которое
использует механизм финансов для
выполнения своих задач. Государство не
может реализовать свою внутреннюю и
внешнюю политику, обеспечить выполнение
социально-экономических программ,
функций обороны и безопасности страны,
если не располагает для этого необходимыми
финансовыми ресурсами. Посредством
использования финансового механизма
государство имеет возможность активного
воздействия на все эти явления.

Финансы по своему
материальному выражению представляют
собой денежные фонды и доходы государства,
его территориальных подразделений
(субъектов Федерации, муниципальных
образований), предприятий, организаций,
учреждений, используемые для потребностей
общества и развития производства.
Точнее, это финансовые ресурсы всей
страны.

Подобной
характеристики явно недостаточно, так
как сущность финансов в качестве
экономического механизма раскрывается
не в их количественной стороне, хотя
она и является важной, а в содержании
тех общественных отношений, которые
возникают при функционировании этого
механизма, выполнении свойственных
именно ему функций.

Финансы – это
экономические денежные отношения по
формированию, распределению и использованию
денежных фондов и доходов государства,
его территориальных подразделений, а
также предприятий, организаций и
учреждений для обеспечения расширенного
воспроизводства и социальных нужд, в
процессе осуществления которых происходит
распределение и перераспределение
общественного продукта и контроль за
удовлетворением потребностей общества.

Функциях выражают
сущность финансов и их социально-экономическую
роль. При посредстве финансов происходит
распределение и перераспределение
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода (между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями
экономики, регионами, формами собственности,
социальными группами), а также контроль
за производством и распределением
материальных и социальных благ в стране.

Финансы – важный
рычаг регулирования экономики с широкими
возможностями воздействия на нее.
Препятствием эффективному использованию
механизма финансов стали негативные
явления в экономике страны. Начавшиеся
формироваться в российской экономике
и финансах позитивные тенденции нуждаются
в укреплении и устойчивом развитии.

Финансы и деньги
отражают разные стороны (элементы)
экономики. Если не учитывать их близость
и определенное сходство внешнего
выражения, они имеют различия в функциях
и роли в общественной жизни. Если деньги
выступают как средство платежа и
обращения, мера стоимости и т. д., то
финансы выполняют распределительную
и контрольную функции. Финансовые
отношения не охватывают всех денежных
отношений: их содержанием являются
только те из них, посредством которых
образуются денежные фонды и доходы
(финансовые ресурсы) государства, его
территориальных подразделений,
предприятий, организаций, учреждений.
В то же время финансы и деньги
взаимодействуют между собой, переходят
из одного качества в другое.

Читать также:  Sberbank ru v r p h1lzd пао сбербанк полис сбереги финансы

Финансы- совокупность
денежных отношений по поводу распределения 
ВВП, доходов от ВЭД, части национального 
богатства в результате которого
формируются денежные доходы, поступления 
у отдельных субъектов хозяйствования
и государства с целью использования для
решения экономических и социальных задач.

Их движение представляет
суть финансовых отношений.

1 В результате 
возникновения демократических 
процессов в ряде стан Европы 
была значительно урезана власть государств,
что выразилось главным образом в отторжении
последних от казны государства. Возник
впервые общегосударственный фонд денежных
средст – бюджет, использовать который
глава государства, по своему усмотрению,
уже не мог.

2 Формирование 
и использование бюджета стало 
носить систематичный характер.
Получило законодательное закрепление 
система ГОм доходов и расходов.

Замена натуральных 
податей и различных трудовых
повинностей населения государства 
на налоги в денежной форме, как основного
источника в формировании доходной части
государственного бюджета.

Сущность 
финансов проявляется в их функциях. под
функциями понимают работу, выполняемую
финансами.

Распределительная
функция финансов состоит в распределении 
совокупного общественного продукта
не только в натурально- вещественной
форме, но и по стоимости.

Контрольная
функция финансов возникает на основе
распределительной функции, становясь 
ее продолжением и развитием, и проявляется
прежде всего в контроле рублем.

Ученые выделяли и 
другие функции, но эти две признаны
всеми и являются содержанием, сущностью 
финансов

Контрольная
функция финансов возникает на основе
распределительной функции, становясь 
ее продолжением и развитием, и проявляется 
прежде всего в контроле рублем.

Контроль бывает1 общегосударственный(
вневедомственный)

Финансовые 
ресурсы — денежные доходы, накопления
и поступления, находящиеся в собственности
или распоряжении субъектов хозяйствования
или органов государственной власти и
местного самоуправления и используемые
ими на цели расширенного воспроизводства,
социальные нужды, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение других общественных
потребностей .

Виды 
финансовых ресурсов — это те конкретные
формы доходов, поступлений и накоплений,
которые образуются у субъектов хозяйствования
и субъектов власти в результате финансового
распределения. Ими являются:

Финансовые 
ресурсы коммерческой организации 
— это денежные доходы, поступления 
и накопления, находящиеся в собственности 
или распоряжении организации и предназначенные
для выполнения финансовых обязательств,
обеспечения воспроизводственных затрат,
социальных потребностей и материального
стимулирования работающих.

Видами финансовых
ресурсов коммерческой организации 
будут выступать

Источники финансовых
ресурсов коммерческих организаций

Направления финансовых
ресурсов

Финансовые 
ресурсы некоммерческой организации:

Источники финансовых
ресурсов некоммерческих организаций

Финансовые ресурсы 
некоммерческих организаций  используются

Финансовые ресурсы 
ИП — это денежные доходы, поступления 
и накопления, находящиеся в распоряжении
физического лица, ведущего предпринимательскую 
деятельность, и предназначенные 
для выполнения финансовых обязательств
перед государством для осуществления
затрат по расширенному воспроизводству
и экономическому стимулированию лучших
результатов деятельности.

Финансовые ресурсы 
ИП используются на

Финансовые
ресурсы — денежные доходы, накопления
и поступления, находящиеся в распоряжении
органов государственной власти и местного
самоуправления и используемые ими на
расходы, связанные с выполнением функций
государства и местной власти

Финансовые ресурсы 
органов госвласти и местного самоуправления

Использование государственных 
ресурсов и  органов местного самоуправления

( экономические, социальные,
оборонные,.

Формирование и 
использование финансовых ресурсов
осуществляется в фондовой и безфондовой 
формах

Финансовая 
система РФ представляет собой совокупность
различных сфер финансовых отношений 
и состоит из финансов субъектов
хозяйствования, а также государственные
и муниципальные финансы.

Сфера финансов
субъектов хозяйствования подразделяется
на:

В составе сферы государственных
и муниципальных финансов выделяют

Это совокупность
целенаправленных мер государства 
в области управления финансовыми 
ресурсами для создания основы реализации
экономической политики государства.

Субъектом являются
органы законодательной и исполнительной
власти

Объектом- совокупность
финансовых отношений и ресурсов, то есть
звенья финансовой системы

Содержание 
финансовой политики раскрывается в ее
структурных элементах, к которым относятся:

• выработка 
научно обоснованной концепции развития
финансов;

• определение 
основных направлений использования 
финансов на перспективу и текущий 
период;

• разработка
конкретных путей реализации основных
направлений использования финансов на
перспективу.

Реализация 
финансовой политики должна предусматривать 
рост финансовых ресурсов, находящихся 
в распоряжении субъектов хозяйствования,
способствовать созданию прочной финансовой
основы деятельности органов власти для
реализации задач и функций, возложенных
на государство, обеспечивать стабильность
общественного производства с целью улучшения
экономического положения государства
и социальной защиты населения.

Главная составная
часть финансовой политики — Бюджетная
политика государства, поскольку она определяет
условия и принципы организации финансовых
отношений при формировании доходной
базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных
расходов, при организации межбюджетных
отношений.

Финансовая 
политика в сфере финансов субъектов хозяйствования
включает разработку основных мероприятий
в области государственной амортизационной
политики, развития приоритетных видов
деятельности, регулирования деловой
активности субъектов хозяйствования
в соответствии с целями экономического
развития государства.

Понятие финансовой системы

Финансовая система — это совокупность элементов и звеньев финансовых отношений, посредством которых реализовано распределение, формирование и расходование финансовых средств.

В государственную финансовую систему входят все финансовые организации, функционирующие на территории данного государства и занятые обслуживанием денежного обращения.

Среди наиболее важных элементов финансовой системы можно выделить: государственные бюджеты различных уровней, бюджеты и фонды социального, личного и прочих видов страхования, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, отдельных организаций и частных лиц.

Условно любую финансовую систему можно разделить на 2 составляющие:

Централизованные финансы аккумулируются на государственном уровне, они включают бюджеты различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС).

Децентрализованные финансы, в свою очередь, включают:

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:


ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

Финансовая
система —
совокупность финансовых институтов,
каждый из которых способствует образованию
и использованию соответствующих денежных
фондов, и государственных органов и
учреждений, осуществляющих в пределах
своей компетенции финансовую деятельность.
Наличие различных институтов внутри
финансовой системы обусловлено тем,
что финансы охватывают своим воздействием
всю экономику страны и социальную сферу.

Читать также:  Финансы. Учебное пособие, А. Балабанов, И. Балабанов

Финансовая
система РФ включает в себя:

1)
государственную бюджетную систему,
состоящую из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Федерации и бюджетов
местного самоуправления;

2)
внебюджетные специальные фонды;

3)
государственный и банковский кредит
(все вышеозначенные институты относят
к централизованным финансам, которые
используются для регулирования экономики
и

социальных
отношений на макроуровне);

4)
фонды страхования (имущественного и
личного);

5)
финансы хозяйствующих субъектов и
отраслей, относящиеся к децентрализованным
финансам, которые используются для
регулирования и стимулирования экономики
и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет
систему финансовых органов РФ
Министерство финансов РФ, которое
является исполнительным органом,
обеспечивающим проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики и осуществляющим
общее руководство организацией финансов
в РФ. Функции финансовой деятельности
выполняют также органы
государственного управления РФ и
субъектов РФ, в
рамках, отнесенных к их компетенции
сфер управления. При этом существует
система органов, специально созданная
для управления финансами и осуществления
контроля в данной сфере, — это система
финансово-кредитных
органов (в
нее входят Министерство финансов РФ и
финансовые органы субъектов РФ). Систему
кредитных учреждений возглавляет
Центральный
банк
РФ, который является органом государственного
управления и осуществляет государственное
руководство в области банковской
деятельности. Счетная
палата РФ является
органом финансового контроля за
своевременным исполнением всех статей
федерального бюджета. Федеральное
казначейство контролирует
проведение бюджетной политики в целом.
Министерство
РФ по налогам и сборам входит,
а систему центральных органов
государственного управления. Таможенная
служба является источником пополнения
государственной казны, и возглавляет
ее Государственный
таможенный комитет.

Принципы организации финансовой системы РФ

На сегодняшний день деятельность государства в области организации финансовой системы базируется на некоторых принципах, т. е. основополагающих требованиях, которые в полной мере отражают ее наиболее значимые особенности и целенаправленность. Содержание таких принципов определено главным законом страны – Конституцией РФ.

Среди таких принципов можно выделить следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Российская финансовая система

Финансовая деятельность государства — это реализация государством возложенных на него функций по формированию, распределению и расходованию фондов финансовых ресурсов для осуществления задач социально-экономического развития, обеспечения безопасности и повышения благосостояния населения.

«Финансовая система РФ и ее состав» 👇

Говоря о финансовой деятельности государства, важно отметить, что это особый вид государственной деятельности, так как ею заняты все уровни и ветви государственных органов: законодательной, исполнительной и судебной в рамках своих полномочий.

Сущность финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в области формирования, распределения и расходования государственных финансовых ресурсов, например, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных организаций Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Комплекс элементов в их взаимосвязи, которые входят состав отечественных финансов, формируют российскую финансовую систему.

Среди таких элементов можно выделить следующие:

Также в отечественную финансовую систему входят и негосударственные фонды федерального и региональные назначения, фонды банковской системы, фонды страховых компаний, фонды прочих юридических лиц, а также финансовые институты, под которыми понимают однотипные финансовые отношения, которые связаны между собой по формам и способам аккумуляции или распределения финансовых ресурсов.

Сущность и роль финансовой системы

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

«Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние» 👇

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *