ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Сущность и функции финансов

Финансы— это система экономических
отношений, кото­рые возникают между
государством, юридическими и физичес­кими
лицами, между отдельными государствами
по поводу формирования, распределения
и использования фондов денеж­ных
средств. Иными словами, денежные
отношения, реализа­ция которых
происходит через особые фонды, — это
финансо­вые отношения.

Таким образом, финансы — неотъемлемая
часть денежных отношений. Однако не
всякие денежные отношения являются
финансовыми отношениями. Финансы
отличаются от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.

Финансы— экономический инструмент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта, орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется
в их функциях:
распреде­лительной, контрольной,
стимулирующей, фискальной.

Распределительная функцияфинансов
заключается в обес­печении субъектов
хозяйствования необходимыми финансовы­ми
ресурсами, которые используются в форме
денежных фондов целевого назначения.
Посредством налогов в государ­ственном
бюджете концентрируются средства,
направляемые затем на решение
народно-хозяйственных и иных проблем.

С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий, фирм, доходов граждан,
направляя ее на развитие производственной
и социальной инфраструктуры, на
инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с дли­тельными сроками
окупаемости затрат.

Финансы, связанные с
движением стоимости общественно­го
продукта, выраженного в денежной форме,
обладают свой­ством количественно
(через финансовые ресурсы и фонды)
ото­бражать воспроизводственный
процесс в целом и различные его фазы.
Это позволяет систематически
контролировать склады­вающиеся в
обществе экономические пропорции, что
отражает другую функцию финансов —
контрольную.

Стимулирующая функцияфинансов
проявляется в следу­ющем: маневрируя
налоговыми ставками, льготами, штрафа­ми,
изменяя условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем. С помощью нало­гов,
льгот, санкций государство может
стимулировать техни­ческий прогресс,
увеличение числа рабочих мест, капитальные
вложения в расширение производства,
развитие образования, здравоохранения,
культуры и т. д.

Выполнение финансами
фискальной функции
связано с тем, что с помощью налогов
достигается изъятие части доходов
пред­приятий и граждан для содержания
государственного аппа­рата, обороны
страны и той части непроизводственной
сфе­ры, которая либо вообще не имеет
собственных источников доходов либо
обладает недостаточными источниками
дохо­дов для обеспечения должного
уровня развития (фундамен­тальная
наука, театры, музеи). Силовое изъятие
части дохо­дов граждан объективно
необходимо в интересах этих же граждан.

Финансовая
система государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений
национальной эконо­мики образует
финансовую систему государства. Она
состоит из централизованных,
децентрализованных финансов и финан­сов
домохозяйств.

Централизованные финансы— это
государственная бюджет­ная система,
государственный кредит, специальные
внебюджет­ные фонды, фонды имущественного
и личного страхования. Они используются
в качестве инструмента регулирования
нацио­нальной экономики в целом,
решения целого ряда важнейших
экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы—
финансы фирм и пред­приятий различных
форм собственности. Это финансовые
от­ношения между юридическими лицами,
юридическими лица­ми и государством,
юридическими и физическими лицами. В
своей стимулирующей функции они
используются для ре­гулирования
экономических и социальных отношений
в рам­ках отдельных хозяйственных
субъектов. Финансы фирм, предприятий
и отраслей народного хозяйства составляют
ос­нову финансов. Здесь формируется
подавляющая часть финан­совых
ресурсов. От состояния финансов
предприятий различ­ных форм
собственности во многом зависит общее
финансовое положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов
(районов) страны, что можно было именовать
муниципальными финансами. Для России
эта часть финансовой системы весьма
значимы, так как наша страна состоит
из 89 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия
осуществ­ляют свою деятельность на
основе коммерческого расчета, при
котором доходы должны соответствовать
расходам, а главным источником
производственного и социального
развития коллек­тивов является
прибыль. За счет прибыли формируются
про­изводственные и социальные фонды,
средства для инвестиро­вания.
Используются, в том числе, и ресурсы
финансового рынка.

Финансы домохозяйств— это личные
финансы, т. е. фи­нансовые отношения
между физическими лицами, совместно
проживающими и ведущими общее хозяйство.
(В отличие от семьи, домохозяйство может
включать, кроме родственников, также
людей, которые полностью или частично
вносят свою долю в бюджет домохозяйства,
а также может состоять и из одного
человека, обеспечивающего себя
материально.)

Каждый элемент финансовой системы
особым образом вли­яет на производство,
имеет свои, присущие ему функции. Так,
с помощью централизованных финансов
мобилизуются ресур­сы в основной
централизованный фонд государства, и
проис­ходит их распределение и
перераспределение между отрасля­ми
национального хозяйства, экономическими
регионами, отдельными группами населения.
Внебюджетные фонды в рам­ках
централизованных финансов имеют строго
целевое назна­чение: крупнейший из
них Пенсионный фонд РФ мобилизует
средства на выплату пенсий гражданам
страны. Фонды имуще­ственного и
личного страхования предназначены для
возмеще­ния ущерба, нанесенного
стихийными бедствиями предприя­тиям
и населению, а также для выплаты
застрахованному лицу или его семье
материального обеспечения при наступлении
страхового случая. Государственный
кредит как элемент цент­рализованных
финансов представляет собой форму
кредитных отношений между государством
и юридическими и физически­ми лицами,
при которых государство выступает,
главным об­разом, в качестве заемщика
средств.

Финансы фирм обслуживают производство.
При их участии создается ВНП, распределяемый
внутри фирм и отраслей на­родного
хозяйства.

Финансы домохозяйства являются
материальной основой их жизни, так как
предполагают контроль за предстоящими
доходами и расходами в рамках отдельной
экономической ячей­ки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой
системы представ­ляет собой определенную
сферу финансовых отношений, а финансовая
система в целом — совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе
которых образуются и ис­пользуются
фонды денежных средств.

Особое значение имеют государственные
финансы. Принци­пом их построения,
характерным для финансовых систем
со­временных развитых стран, является
фискальный федерализм, при котором
осуществляется четкое разграничение
функций между различными уровнями
системы. В соответствии с дан­ным
принципом в унитарных государствах
местные бюджеты не входят в государственный
бюджет, в федеративных государ­ствах
местные бюджеты не входят в бюджеты
членов федера­ции, а последние не
включаются в государственный федераль­ный
бюджет.

Понятие финансовой системы

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также различных организа­ций и отраслей народного хозяйства.

Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

В настоящее время финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объеди­нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

Читать также:  Стратегические и тактические цели управления финансами организаций отчет по практике

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи­более крупные фонды денежных средств.

Она имеет три ­уровня:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов РФ;

— местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обо­собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

Государствен­ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

Обязатель­ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла­та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Финансовая деятельность в сфере страхования является од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы­ли, как правило, не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Например, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев:

— государственные бюджеты,

— местные финансы,

— специальные внебюджетные фон­ды,

— финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

— местных бюджетов;

— финансов муниципальных предприятий;

— автономных местных фондов.

Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая система государства и ее особенности

На сегодняшний день все финансовые системы формируются из следующих составляющих:

Все составляющие условно можно разделить на две крупные группы:

Государственные финансы используются для разработки и внедрения единой общей финансовой политики. Стоит отметить, что от степени успешности реализации данной политики зависит доходность деятельности большого числа хозяйствующих единиц.

Читать также:  Университетский учебник по финансовой аналитике, второе издание. и учебное пособие

Общегосударственные финансовые ресурсы формируются как конечный результат распределения и перераспределения финансов государства в современных условиях производства материальных ценностей. Роль государства в социальной и экономической сфере на сегодняшний день приобретает особое значение, ведь именно государство через органы власти осуществляет управление финансовыми ресурсами, что, как правило, приводит к необходимости централизации в отношении денежных поступлений.

На сегодняшний день государственные финансы играют роль основного элемента национальной экономики в целом, выполняя следующие роли:

Прочие элементы финансовой системы тесно взаимосвязаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им адресной помощи представляет собой первоочередную задачи условиях современных сложившихся экономических отношений. Таким образом, посредством финансов, в т. ч. государственных, возможно обеспечение нормативного функционирование всех финансовых звеньев.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Финансовая деятельность

Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ­ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха­низма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денеж­ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель­ность государства и муниципальных образований носит публич­ный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга­ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право­вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе­тенции.

Финансовая деятельность государства заключается в право­мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз­ма регулирования финансовых отношений. Основными направ­лениями воздействия на механизм финансово-правового регули­рования со стороны финансовой деятельности являются право­творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе­ния и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов общего значения.

Содержание финансовой деятельности государства опреде­ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле­ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова­ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель­ности становятся юридически значимые последствия, наступле­ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла­дываются позитивные финансовые правоотношения).

Сфера финансо­вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

Признаки финансовой деятельности (особенности):

а) обязательное участие государства или муниципальных об­разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше­ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи­циальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для пуб­личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ­ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде­ления и использования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

— сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

— субъекты, осуществляющие финан­совую деятельность,

— территориальные уровни,

— формы финансовой деятельности

— функци­и финансовой деятельности и др.

Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

— в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

— объекте воздействия,

— действии во времени,

— наличии определенных целей.

В зависимости от сфер обще­ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

— бюджетную деятельность государства и муниципаль­ных образований;

— налоговую деятельность государства и муни­ципальных образований;

— кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

— финансовую деятельность государ­ственных и муниципальных предприятий;

— государственную дея­тельность в сфере обязательного страхования;

— государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу­ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

— финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

— финансовую дея­тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе­нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен­ные признаки:

— выражает государственную самосто­ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

— осуществляются функции аккумуляции, распре­деления и использования денежных средств в целях обеспече­ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

— фун­кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству­ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко­торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

— отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про­являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му­ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули­рованию, распределению и использованию централизованных и де­централизованных фондов денежных средств в целях осуществле­ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен­ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон­дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб­ществом, и делегирования полномочий государства.

Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга­ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан­совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо­вой деятельности представляют финансы соответствующего тер­риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча­стием государства устанавливают порядок образования и ис­пользования централизованных (в рамках местного самоуправ­ления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре­зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон­троля за расходованием финансов местного бюд­жета, добровольных взносов.

Читать также:  КАК ВЫБРАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов и их функции

Финансы – это комплекс финансовых отношений, напрямую связанных с формированием, распределением и расходованием финансовых ресурсов как внутри отдельных хозяйствующих единиц, так и в государстве в целом.

В современных условиях финансовые ресурсы любого субъекта, например, хозяйствующей единицы формируются на стадии непосредственного производства, однако, в реальности, они проявляются исключительно на стадии распределения.

Таким образом, финансы стоит рассматривать исключительно в рамках производственных отношений.

В настоящее время финансы существуют как обособленная экономическая категория, что, в первую очередь, проявляется в их функциях:

«Сущность и функции финансов. Финансовая система государства » 👇

На сегодняшний день перечисленные функции финансов осуществляются посредством финансового механизма, включающего комплекс организационных форм экономических взаимоотношений в национальной экономики, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов различных уровней централизованных и децентрализованных фондов, способы финансового прогнозирования, формы управления финансами и финансовой системой, нормативные и правовые акты (законы, постановления) в финансовой сфере.

Функции и экономическая роль финансов.

1 — в создании
основных или первичных доходов путем
распределения национального дохода
среди участников материального
производства;

2 — в создании
вторичных или производственных доходов
путем перераспределения национального
дохода между производственной и
непроизводственной сферами, отраслями
материального производства, регионами
страны, формами собственности и
социальными группами населения.

Объектами
являются: стоимость валового общественного
продукта (в ее денежной форме); часть
национального богатства (принявшая
денежную форму); физические и юридические
лица (государство, предприятия,
объединения, организации, учреждения,
граждане). Благодаря этой функции финансы
обслуживают воспроизводственный процесс
в целом, активно влияя на все его стадии


контрольная – вытекает из первой. Ее
основа – движение финансовых ресурсов,
происходящее, как в фондовой, так и в
нефондовой формах. Одной из задач
финансового контроля является проверка
точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых
обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также
взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.

Финансы – инструмент
экономики, являясь неотъемлемой частью
экономики, они помогают осуществлять
методы государственного регулирования
путем формирования различных фондов
денежных средств. Роль финансов в том,
что с помощью различных фондов денежных
средств формирование доходов на этапах
распределения поддерживает определенные
пропорции между производством и его
потреблением.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Сущность и функции финансов организаций.

Предприятие – это самостоятельный
хозяйствующий субъект, обладающий
правами юридического лица, производящий
и реализующий продукцию, товары, услуги,
выполняющий работы, занимающийся
различными видами экономической
деятельности, целью которой является
обеспечение общественных потребностей,
извлечение прибыли и приращение капитала.

В процессе предпринимательской
деятельности у предприятий возникают
хозяйственные связи со своими
контрагентами, в результате которых
возникают финансовые отношения, связанные
с организацией производства и реализации
продукции, выполнением работ, оказанием
услуг, формированием финансовых
результатов, осуществлением инвестиционной
деятельности.

Материальной основой финансовых
отношенийявляютсяденьги. Однаконеобходимым условием их возникновенияявляетсяреальное движение денежных
средств, обусловленное взаимными
расчетами между хозяйствующими
субъектами, в процессе которого создаются
и используются централизованные и
децентрализованные фонды денежных
средств.

Финансы организаций – это финансовые
или денежные отношения, возникающие в
процессе формирования основного и
оборотного капитала, фондов денежных
средств предприятия и их использования.

Движение денежных потоков, последовательность
протекания финансовых процессов,
взаимообусловленность объективных
экономических и финансовых отношений,
определение возможности эффективного
воздействия на эти процессы выделяют
науку управления финансами в самостоятельную
область знаний – финансовый менеджмент.

Финансовое управление организацией,
предприятием реализуется посредством
трех основных функций: воспроизводственной,
распределительной и контрольной.
Воспроизводственная функция финансов
заключается в обеспечении непрерывного
кругооборота капитала. Активно участвуя
на всех стадиях расширенного
воспроизводства, финансы способствуют
росту собственного капитала и доходности
организации. В результате участия
финансов в производственной деятельности
организации происходит формирование
денежных доходов, фондов накопления и
потребления, оптимизируется соотношение
между ними. Воспроизводственную функцию
финансов, которая способствует
эффективному размещению капитала,
созданию необходимых денежных фондов
и накоплений, называют также функцией
обеспечения организации денежными
средствами. В отличие от функций
общегосударственных финансов (бюджета,
внебюджетных фондов, банков, страховых
организаций и др.) воспроизводственная
функция присуща только финансам
организаций, деятельность которых
осуществляется в сфере материального
производства. Экономическое содержание
распределительной функции финансов
проявляется в распределении и использовании
денежных доходов и прибыли. Участие
финансов в рациональном размещении
капитала, денежных фондов и накоплений
обеспечивает эффективное финансирование
текущей производственной деятельности.
Данная функция находит конкретное
проявление в формировании состава и
структуры затрат на производство и
реализацию продукции, валовой,
налогооблагаемой и чистой прибыли;
фонда оплаты труда, фонда накопления и
потребления, резервных фондов. В тесной
связи с воспроизводственной и
распределительной функциями финансы
обеспечивают контрольную функцию.

Соседние файлы в предмете Финансы и кредит

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:


ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *