Понятие функции и роль финансов особенности финансов как экономической категории

Уровни финансовой системы

Первый уровень финансовой системы «Государственные и муниципальные финансы» характеризует финансы органов власти и имеет свою внутреннюю иерархическую структуру, что связано с различиями в степени значимости выполняемых этими органами власти функций и территориальной масштабности их деятельности. Само название этого уровня диктуется российским законодательством, согласно которому к государственным органам у нас относятся органы власти федерального и субфедерального значения.

Выстраивая внутреннюю структуру этого уровня финансовой системы, следует также учесть и разделение органов власти по территориальному признаку.

Территориальными у нас являются органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Кроме того, административно-территориальное деление страны построено таким образом, что муниципальные образования входят в состав субъекта Федерации, а более мелкие муниципальные образования (поселения) включаются в состав более крупных (районов). Таким образом, финансовая система представлена в двух аспектах:

Несмотря на отмеченные различия в положении и значимости финансов органов власти различных уровней, для всех них характерны некоторые общие черты, что позволяет в общей структуре финансовой системы объединить их в один уровень. К ним относятся следующие:

Особое значение этого уровня финансовой системы обусловлено тем, что для обеспечения интересов всего общества органы власти обладают возможностью оказывать регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы, происходящие в стране, в том числе и на формирование финансовых ресурсов участников финансовой системы, расположенных на нижестоящих уровнях.

На этом основании они включены в первый уровень финансовой системы. Второй уровень финансовой системы «Финансы предприятий и организаций» (их еще называют хозяйствующими субъектами) представлен финансовыми отношениями, участником которых являются различные виды предприятий и организаций, которые производят продукцию и оказываю услуги, обеспечивают поступательное развитие экономики страны. Их значение в финансовой системе определяется тем, что они выступают как первоначальное звено, в котором образуется стоимость созданных продуктов, выступающая базой первичного распределения и первоначальным импульсом к образованию финансовых потоков (платежи поставщикам, выплата заработной платы работникам, уплата налогов в бюджет). Кстати, их центральное место в построенной структуре финансовой системы как раз и характеризует это положение – обеспечение первичными доходами основных ее участник.

Третий уровень финансовой системы «Финансы населения» может характеризоваться наличием общих черт независимо от той категории общественного слоя, к которой принадлежит данное лицо (уровень доходов, наличие собственного имущества, профессия, должность и т. д.), и особенностей. При этом можно выделить следующие основные признаки данного уровня финансовой системы:

Таким образом, здесь показано, что финансовые отношения формируются на отдельных уровнях, для каждого из которых характерны некоторые общие черты, позволяющие объединить их в один уровень, и ряд отличий от других уровней.

Необходимость и сущность финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.
На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.
Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

2 Анализ состояния доходов населения

Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения.

В целом благоприятные тенденции в российской экономике в 2019 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2019 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 10,1 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 13,6 % (среднегодовые показатели).

Положительной тенденцией последних лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В 2019 году реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2018 года, а рост реальных денежных доходов населения составил 108,5 %.

В таблице 2.2.1 представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 2017-2019 годах.

Динамика номинальных и реальных показателей з/п и денежных доходов населения в 2017-2019 годах.

В 2018 году уровень номинальной среднемесячной заработной платы в целом по России составил 43,7 тыс. руб. В 17 из 85 регионов значение показателя превышало среднероссийский уровень. Наиболее высокие заработные платы наблюдаются в регионах с сырьевой экспортно-ориентированной и сырьевой экономикой, а также в финансово-экономических центрах. Наиболее низкие заработные платы характерны для регионов с аграрно-промышленной и аграрной типами экономик. Темп роста реальных денежных доходов населения в 2018 году составил 108,5 % против 102,9 % за 2017 год.

В 2018 году 62,6% от совокупных денежных доходов населения пришлось на три типа регионов, в которые входят 33 из 85 субъектов Российской федерации. В тройку лидеров по типу регионов вошли финансово-экономические центры (28,9% от общего потребительского потенциала России), аграрно-промышленные регионы (18,8%) и регионы с диверсифицированной экономикой (14,8%).

Читать также:  КАК ПЛАНИРУЮТ СЕГОДНЯ СВОИ ФИНАНСЫ ГРАЖДАНЕ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПРОСА

По состоянию на 1 апреля 2020 г. суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей (по сведениям организаций) составила 2153,2 млн. рублей, что меньше на 1,8 %, чем по состоянию на 1 апреля 2020 г.

О сохраняющихся диспропорциях в распределении заработной платы работников разных специальностей свидетельствует высокий уровень дифференциации доходов населения. В следующей ниже таблице приведены данные о динамике распределения денежных доходов 20%-ных групп в общем объеме доходов населения, индексы концентрации доходов (коэффициенты Джини), а также специальные коэффициенты дифференциации доходов за 2017 — 2019 годы.

Итак, распределение общего объема денежных доходов населения РФ, коэффициенты дифференциации и концентрации доходов за 2017-2019 годы, в процентах представлены в таблице 2.3.2.

Доходы населения за 2017-2019 годы, в %.

Данные таблицы показывают, что на долю доходов наиболее обеспеченной части населения России (5 верхняя 20%-ная группа) в 2017 г. приходилась почти половина всех денежных доходов населения – 47.8%. Таким образом, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей уровня жизни в 2017 — 2018 гг., в их распределении продолжают оставаться те же негативные тенденции, что и раньше: основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп населения.

Проблема, о которой сегодня говорят аналитики, — извращенный характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники производительного труда вращаются вокруг «эпицентра мироздания» — Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.

Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и перспективами использования его денежных накоплений, — слабость потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции, сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового.

Таким образом, целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

* снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

* повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

* улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

* расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Следовательно, для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

* оказание государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов;

* развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения эффективного доступа граждан к получению услуг;

* создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций.

Роль финансов и финансовый контроль

Роль финансов в рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

Финансовый контроль — это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, по проверке обоснованности процессов распределения общественного продукта, формирования, распределения и использования доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

При исследовании финансового контроля выделяют его сферу, объект и предмет.

Сфера финансового контроля — это практически все денежные операции, а также сделки и операции, осуществляемые на основе денежных расчетов. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные и пере распределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом проверок являются финансовые и другие экономические показатели.

Действие финансового контроля распространяется на все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление), а также на непроизводственную сферу. Необходимость существования финансового контроля вытекает из особенностей товарно-денежного производства, которое не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эффективного использования фондов денежных средств и финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, различают следующиефинансовогоконтроля: государственный, ведомственный, независимый(аудиторский), внутрихозяйственный.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий. В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль. К методам финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

2.1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Понятие функции и роль финансов особенности финансов как экономической категории

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Читать также:  Какие ресурсы необходимы для приобретения нематериального ресурса?

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволят сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывает влияние различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки, индекс реальных доходов населения и т.д.

Показатели уровня жизни как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно-обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволит измерить степень приближения к талону высокого жизненного уровня. Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.

Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

В условиях рыночных отношений роль добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений.

Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий.

Основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике образуют:

Вместе с тем, финансы предприятия являются основой финансовой системы государства и, соответственно, объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию:

Роль финансов предприятий в рыночных преобразованиях российской экономики сводится к трем решающим факторам:

Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками его формирования служат:

Фонд оплаты труда, как элемент реализации распределительной функции, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в части:

Все остальные выплаты работникам (материальная помощь, надбавки к пенсиям, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий и т.д.) производится за счет чистой прибыли.

Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

Понятие, функции и роль финансов;

Финансы (от латинского слова «Finansia», означающего платеж в денежной форме) – экономико-правовая категория, означающая совокупность общественных отношений публичного характера, основанных на системе взаимоотношений денежного характера между их участниками, возникающих в процессе движения денег в наличной и безналичной форме.

Финансы представляют собою систему общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов страны в целях реализации возложенных на государство суверенных функций и реализации функции расширенного воспроизводства.

В основе финансов и финансовой системы лежат деньги. В то же время, стоит отметить, что денежные отношения в обществе представляют собою автономный институт, не совпадающий по своей природе с финансовыми отношениями как таковыми. Причем, денежные отношения представляют собою значительно более широкий спектр общественных отношений, нежели финансовые правоотношения.

Можно выделить следующие признаки, на основании которых разграничивают финансовые отношения и денежные отношения:

Функциями финансов являются:

Финансы как правовое и экономическое явление, необходимо рассматривать в двух аспектах:

Содержание финансов состоит из следующих аспектов:

Финансы подразделяются на две разновидности:

1 Понятие и роль финансов в распределительном процессе

Исследованию методологических проблем развития финансов, выяснению экономической сущности финансов посвятили свое внимание многие ведущие отечественные и зарубежные ученые экономисты. Вместе с тем многие аспекты теории финансов недостаточно освещены еще и сегодня. Это связано с тем, что область финансов развивается параллельно с развитием мировой экономики. Процессы глобализации, которые охватили в последнее время мировую экономику, создание моделей информационной экономики в наиболее развитых странах мира, неизбежно привносят новые аспекты финансовых взаимоотношений, которых не наблюдалось ранее. Свидетельством запоздания человеческого осознания явлений и процессов, происходящих в финансовой области, являются мировые глобальные финансовые кризисы 1998 и 2007 годов. Вот почему исследования, касающиеся установления глубинной сущности финансов, есть и всегда будут актуальными.

На сегодняшний день среди ученых нет единства относительно трактовки сущности финансов и выполняемых финансами функций. Можно, к примеру, заметить существующие разногласия во взглядах на понятие и сущность финансов в зарубежных исследователей, которые использовали разные подходы для исследования финансов, в частности их рассмотрение на макро и микроэкономическом уровнях.

Большинство этих ученых на макроэкономическом уровне преимущественно сосредоточивались на фискальном аспекте финансов.

Другая часть зарубежных ученых проводила исследования на микроуровне, в частности они изучали финансы фирм, предприятий. Эти ученые трактуют термин «финансы» как набор специфических инструментов и приемов при помощи которых можно формировать потоки средств на предприятии. Так по мнению Е. Никбахта и А. Гропелли, финансы — это применения разных приемов для достижения максимального благосостояния бизнеса или общей стоимости капитала, который вложен в дело. Также в свое время Кейнс рассма3вал финансы как денежную форму капитала. А З. Боди и Р. Мертон трактую понятие финансы, как наука о тем, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени.

Конечно, данные узкие трактовки финансов, несомненно, отражают отдельные существенные стороны, изучаемого экономической категории, но не раскрывают ее сущности на общем уровне.

Относительно отечественной особенности финансовой науки, то здесь существует несколько подходов. Достаточно распространенной среди значительной части отечественных ученых является так называемая распределительная концепция финансов. К примеру, М. Романовский, известный представитель Санкт-петербургскому финансовой школы, для макроуровня формулирует это так: «Соединение двух основ государства и налогов при денежной форме порождает так называемый феномен государственных финансов, со всеми присущими им а3бутами, такими как: налоги, государственный бюджет, а кроме того государственный долг. Государственные финансы являются взаимосвязью перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством и связанных с формированием и применением основных (общественных) денежных фондов (доходов), которые необходимы государству для дальнейшего выполнения своих функций. Метким высказыванием по сути данной концепции можно считать определение В.М. Опарина «Финансы взаимосвязь экономических отношений, которые связаны с обменом, или распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), а в определенных условиях развития и национального богатства». На микроуровне, в рамках этого же подхода, рассма3вают понятие «финансы предприятий», под которыми понимают взаимосвязь экономических отношений, тесно связанных с движением денежных потоков, их последующим формированием, распределением и применением полученных доходов и денежных фондов предприятия в процессе экономической деятельности.

Читать также:  Обновили программу разработки ФСБУ на 2022-2026 годы

Понятие финансы — это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

Можно привести несколько подобных определений, которые приводятся в финансовой литературе, в частности отмечаются следующие особенности финансов:

Понятие финансы — это взаимосвязь объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение разных социальных потребностей общества.

Некоторые иные аспекты понятия «финансы» выделяются в таких определениях.

Финансы — это элемент бизнеса, связанный с привлечением, распределением и применением полученных финансовых ресурсов с целью обеспечения предпринимательской деятельности.

Финансы, по своей сути, являются неотъемлемой частью денежных отношений, экономический инструмент распределения и перераспределения всего валового внутреннего продукта и национального богатства, орудие контроля за образованием и целевом использовании денежных фондов.

Из приведенного перечня определений понятия «финансы», которые приводятся в отечественной литературе, можно сделать суммирующий вывод, что категория «финансы» преимущественно трактуется, как экономические отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением ВВП в денежной стоимости. Отношения такого плана определяются финансовым правом и, очевидно, это слишком узко для расшифровки понятия «сущность денег» во всех возможных аспектах. Вот почему неудивительно, что ряд ученых исследователей отмечает статичность распределительной концепции, в то время как одними из характерных признаков финансовой сферы являются динамика, и движение средств. И с ними трудно не согласиться.

Без сомнения, в результате экономических транзакций, которые сопровождались движением средств, между участниками возникают определенные экономические отношения. Но финансисты это те специалисты, которые умеют не только учитывать нормы финансового права, но и в пределах этих норм регулировать и измерять потоки средств на макро, и конечно же на микроуровне. Отношения, возникающие при этом, является следствием взаимодействия между субъектами хозяйствования, государством, но их трудно оценить количественно.

Обобщив существующие позиции, можно сформулировать следующее определение понятия финансов.

Финансы – это регулируемые в определенном правовом поле при помощи специальных методов, особых приемов и инструментария потоки средств, измеряемые в денежном эквиваленте, циркулирующих в национальной экономике через создаваемую на макро и микроуровне систему фондов и, в конечном счете, обеспечивающих осуществление процессов формирования, распределения, перераспределения ВВП, национального дохода и национального богатства и сопровождаются возникновением экономических отношений между всеми участниками этих процессов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Распределительный процесс, осуществляемый при помощи финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения —внутрихозяйственное, вну3отраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Из первой главы первого пункта, мы рассмотрели множества понятий термина финансов. Из всего вышесказанного, мы поняли, что финансы это взаимосвязь объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение разных социальных потребностей общества. Также мы узнали, что главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер.

Финансовая система государства и ее особенности

На сегодняшний день все финансовые системы формируются из следующих составляющих:

Все составляющие условно можно разделить на две крупные группы:

Государственные финансы используются для разработки и внедрения единой общей финансовой политики. Стоит отметить, что от степени успешности реализации данной политики зависит доходность деятельности большого числа хозяйствующих единиц.

Общегосударственные финансовые ресурсы формируются как конечный результат распределения и перераспределения финансов государства в современных условиях производства материальных ценностей. Роль государства в социальной и экономической сфере на сегодняшний день приобретает особое значение, ведь именно государство через органы власти осуществляет управление финансовыми ресурсами, что, как правило, приводит к необходимости централизации в отношении денежных поступлений.

На сегодняшний день государственные финансы играют роль основного элемента национальной экономики в целом, выполняя следующие роли:

Прочие элементы финансовой системы тесно взаимосвязаны с государственным бюджетом в силу его особого положения. Оказание им адресной помощи представляет собой первоочередную задачи условиях современных сложившихся экономических отношений. Таким образом, посредством финансов, в т. ч. государственных, возможно обеспечение нормативного функционирование всех финансовых звеньев.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени.
Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *