Понятие государственных финансов состав государственных финансов

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению государственных финансов – роли элементов и функций.

Актуальность темы исследования. Успешное развитие и функционирования любого государства, прежде всего, определяется возможностью реализации государственными органами возложенных на них функций и задач по обеспечению высоких темпов экономического роста, низкого уровня безработицы, повышению уровня жизни населения и снижению уровня инфляции.

Осуществление данных функций и задач невозможно без проведения грамотной и эффективной финансовой политики, а именно формирования соответствующей финансовой системы, регулирования финансовых отношений в обществе, разработки финансового механизма в соответствии с целями экономического развития.

Функционирование финансовой системы обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Как эти мероприятия проводятся в современных условиях существования нашей страны, будет рассмотрено в данной работе.

Целью данной работы является изучение роли и элементов государственных финансов, а также особенностей управления ими.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть понятие, сущность и функции государственных финансов;

— определить роль и место государственных финансов в финансовой системе страны;

— исследовать состав и структуру государственных финансов;

— изучить особенности управления государственными финансами;

— рассмотреть органы управления государственными финансами.

В данной работе объектом исследования являются государственные финансы. Предмет исследования – особенности управления государственными финансами.

В работе использовались различные методы научного анализа, в том числе метод анализа и синтеза, метод сравнительной статики, а также методы графического представления материала.

Теоретической основой работы выступила научная и учебная литература, статьи в периодических печатных изданиях, нормативные акты российского законодательства.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.

Во введении представлена актуальность темы исследования, цели и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая база исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические основы государственных финансов – понятие, сущность и функции государственных финансов, их роль и место в финансовой системе страны, а также элементы государственных финансов.

Во второй главе выявлены особенности управления государственными финансами, определены органы управления государственными финансами России.

В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ.

Государственные финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов – составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет – форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет – центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;

3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета – возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

Государственные финансы

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Упоминания в литературе

отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

В то же время необходимо дальнейшее повышение публичности информации об управлении , состоянии и тенденциях динамики бюджетной системы Российской Федерации, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов власти, государственных и муниципальных образований.

Основными направлениями финансовой политики РФ на современном этапе являются снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления . В конечном счете основной целью финансово-бюджетной политики является создание эффективной системы управления государственными финансами.

Государственное регулирование в части централизованных и децентрализованных финансов выражается по-разному. Первые из них ориентированы на осуществление общественных интересов, вторые – на получение прибыли. Государство имеет возможность принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогообложения, эмиссию денег и т. п. В отношении децентрализованных регулирование должно учитывать тот основополагающий факт, что состояние и динамика финансов частных предприятий зависят от законов рыночной экономики.

Связанные понятия (продолжение)

Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.

Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

Финансовая стабильность (англ. financial stability) — характеристика состояния финансовой системы страны или региона.

Мегарегулятор (англ. megaregulator) или интегрированная модель надзора за финансовым сектором (integrated model of financial sector supervision) — организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа.

Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Читать также:  СТИХИ О ДЕНЬГАХ И ФИНАНСАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Финансовые активы (англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.

Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.

Политика в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.

Международное сотрудничество (англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Денежные власти (англ. monetary authorities), или орган денежно-кредитного регулирования, — институт, ответственный за денежно-кредитную политику. Совместно с фискальными властями, отвечающими за налогово-бюджетную политику, денежные власти формируют макроэкономическую политику государства.

Хозяйственная операция — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.

Макропруденциальная политика (англ. macroprudential policy) — комплекс упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора в целом либо в его отдельных секторах, в случае реализации которого значительное число участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.

Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордском словаре английского языка ) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). «Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.

Банковская лицензия — государственная лицензия на осуществление банковских операций, в первую очередь, лицензия даёт право на привлечение денежных средств на депозиты, осуществление расчётов через открытые банковские счета, валютные операции.

Фина́нсовый институ́т — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).

Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.

Валоризация (от фр. valorisation; valoir — «ценить, подходить») — это проводимые государством мероприятия по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала.

Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) или другими хозяйствующими субъектами или физическими лицами (например, наёмными работниками).

Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .

Упоминания в литературе (продолжение)

Деятельность департамента бюджета и направлена на поддержание стабильности государственных финансов в соответствии с Кодексом финансовой стабильности, развитие справедливой и эффективной системы налогообложения и системы денежных пособий, стимулирующей к труду, сбережению средств и инвестиционной деятельности, а также на расширение возможностей для всех в области экономики и занятости. В состав департамента входят подразделения, занимающиеся:

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Финансы организаций составляют основное звено системы, так опосредуют, во-первых, формирование условий для производства новых ценностей, во-вторых, создание новой стоимости, в-третьих, образование доходов участников производства. являются производными от финансов граждан и организаций. Их назначение – финансирование механизма реализации совокупных потребностей граждан. Именно поэтому они представляют главное звено структуры финансовой системы.

Но такое определение не совсем точно, оно подходит только к условиям «идеального рынка» без участия в нем государства. Сегодня никто не отрицает наличия экономических функций государства, необходимости особого государственного сектора экономики и порожденного им понятия «». Государство не только выполняет такие древнейшие функции, как оборона, охрана порядка и собственности, государственное управление, но и осуществляет чисто экономические функции: обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; защиту конкуренции; обеспечение неделимыми «общественными благами» своих граждан (образование, фундаментальная наука, здравоохранение, экология и т. п.); перераспределение доходов и богатства во имя социального мира; корректирование распределения ресурсов с целью структурных изменений в экономике, достижение необходимого уровня занятости и инфляции, обеспечивающих экономический рост.

государство в условиях рынка призвано, в основном, осуществлять регулирование общественного производства, поэтому оно становится участником денежных отношений, образующих в своей совокупности финансовый институт «».

– сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Финансовая политика государства – это часть экономической политики, при реализации которой происходит государственное регулирование по мобилизации (финансовых ресурсов), их распределению и использованию.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Механизм государственных корпораций позволяет существенно расширить возможности государства по сравнению с уже существующим инструментом федеральных целевых программ. Вопервых, государственная корпорация учреждается особым законом, что позволяет предусмотреть в таком законе дополнительное ужесточение контроля за расходованием средств. Во-вторых, государственная корпорация позволяет включать механизмы государственно-частного партнерства, значительно более разнообразные, чем простейший «заказчик – производитель», что подстегивает развитие частного бизнеса. В-третьих, государственные корпорации обладают большей свободой распоряжения государственными средствами, что позволяет им использовать их более эффективно, чем даже в классических ОАО со 100% государственным участием. На них не распространяются и традиционные ограничения сложившейся системы , обязательные в случае федеральных целевых программ.

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально—экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность .

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность .

На сегодняшний день в нашей стране, учитывая специфику российской экономики, налоги можно определить как обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и сборах и актов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования .

Читать также:  Девушка с деньгами книга о финансах и здравом смысле веселко а

В различают государственный бюджет (главный финансовый план государства), государственный кредит (в виде займов государственных облигаций), фонды государства, фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Государственные финансы формируют фонды для финансирования различной деятельности государства, бюджетов низких уровней, распределяют средства между различными социальными слоями населения, выделяют дотации и субсидии.

Исследование теоретических проблем управления нашло отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, налогов и налогового администрирования, прогнозирования и планирования. Из числа работ, посвященным вопросам теории и практики управления государственными финансами, следует выделить работы Г. В. Атаманчука, А. Г. Грязновой, А. Г. Игудина, О. М. Роя, Ф. И. Шамхалова, Родионова В. М., Христенко В. Б. , А. И. Радченко, Н. И. Глазунова. К зарубежным теоретикам и методологам в этой сфере относятся: Р. Масгрэйв, М. Хольцер.

3) обеспечение стабильности и их воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь . Управление государственными финансами регулируется высшими законодательными органами.

20. , их содержание и роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Можно выделить эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Не смотря на значительное внимание на внешнее благоприятное состояние , расходы и доходы не поддавались даже приблизительному учету.

Понятие, сущность и функции государственных финансов

В любой стране, которая имеет важное экономическое и социальное значение для обеспечения сбалансированного развития общества, самым большим звеном в финансовой системе являются государственные финансы.

Объективный характер возникновения и развития государственных финансов обусловлен существованием государственных институтов и тем фактом, что средства собираются для деятельности органов государственной власти. Можно сказать, что государственные финансы возникли раньше, чем другие части финансовой системы страны (такие как финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и муниципальные финансы) как система для сбора и использования средств для государственных нужд.

Именно через государственные финансы средства используются целевым образом, который формируется в соответствии с функциональным назначением, полномочиями и разделением этих средств в специальных фондах (бюджетах), которые составляют основу современной финансовой системы. В настоящее время баланс и стабильность финансовой системы страны в основном оцениваются состоянием государственных финансов.

Государственные финансы представляют собой совокупность финансовых отношений, которые могут обеспечить достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием национальных финансовых ресурсов, которые затем используются для расширения производства, удовлетворения социальных и культурных потребностей членов общества, управления и поддержки внутренних производителей товаров и услуг.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти федерального, регионального и местного уровней. Органы государственной власти являются управляющим звеном в системе управления государственными финансами.

Государственные финансы являются регулятором отношения между:

— государством и его гражданами при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты на всех уровнях и получении соответствующих социальных выплат;

— различными составляющими бюджетной системы;

— организациями и государством при уплате налогов и сборов, также при получении целевого финансирования и иных мер поддержки;

— государством и Центральным банком по регулированию финансовой системы страны.

Основополагающие функции государственных финансов представлены на рис. 1.

Рис. 1 – Функции государственных финансов

Как мы видим из рис. 1, государственные финансы выполняют следующие функции:

— распределительная функция;

— регулирующая функция;

— контрольная функция.

При создании так называемого основного или базового дохода функция распределения государственных финансов отражается в распределении национального дохода страны.

Государственные финансы работают на основе перераспределения финансовых ресурсов через централизованную систему финансирования. Используя эту функцию, он выполняет репродуктивные процессы в относительно независимых структурных подразделениях и по всей стране.

Поэтому суть распределения функций государственных финансов заключается в распределении вновь созданной стоимости с целью выполнения денежных обязательств компании перед бюджетом. Результатом является формирование и использование централизованного финансирования и обслуживания непроизводительных областей в экономике.

Функция регулирования (регулирующая функция) государственных финансов заключается в обеспечении развития различных секторов общественной жизни посредством механизмов стимулирования и планов экономического развития.

Реализация регулирующей функции включает в себя выбор финансовых инструментов, используемых для перераспределения средств, накопленных в централизованных и децентрализованных денежных фондах.

Функция контроля государственных финансов отражается в контроле за распределением ВВП соответствующего уровня бюджета и внебюджетных фондов, а также в контроле за эффективными и грамотными расходами средств на заранее определенные стратегические цели.

При помощи контроля государство осуществляет оценку достигнутых результатов с запланированными, а также отклонения и сбои в системе государственных финансов.

Контроль основан на информации о ходе выполнения запланированных задач, определении отклонений от установленных показателей и определении причин последнего и возможного выхода из текущего состояния.

Контроль государственных финансов может осуществляться следующими способами:

— контроль за правильным и своевременным пополнением бюджетов различных уровней;

— контроль за динамикой финансовых показателей, состоянием платежей расчетов;

— контроль за реализацией финансовой политики и финансовой стратегии страны;

— контроль за достижением прогнозных (плановых) значений государственных финансов фактическими;

— контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

При выполнении контрольной функции осуществляется долгосрочная финансовая политика, которая в основном сосредоточена на ожидании изменений и ранней адаптации к порядку и условиям финансирования.

Также некоторыми авторами выделяется еще одна функция государственных финансов — стимулирующая. Стимулирующая функция направлена на обеспечение стабильных условий для всех хозяйствующих субъектов и граждан в экономических и социальных отношениях.

— безвозвратный характер и целевое расходование ресурсов;

— соответствие принципам экономии.

Функционирование государственной финансовой системы неотделимо от двух разнонаправленных процессов, которые включают мобилизацию финансовых ресурсов в руках государства и их последующие расходы (перераспределение). Эти процессы отражаются на формировании национального дохода и расходов.

Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений (между государством и гражданами, государством и предприятиями), возникающими в результате фактического движения денежных средств между правительственными учреждениями и другими экономическими субъектами.

Состав и структура государственных финансов

Структура государственных финансов в различных странах имеет свои особенности и определенные элементы. Характер и вид структуры финансов государства зависит от двух основных факторов:

— от степени государственного участия в экономике и социальных процессах, происходящих в стране;

— от типа государственного устройства.

Первый фактор влияет на количественные характеристики государственных финансов: объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственного управления, а также и количество финансово-экономических связей между органами власти и экономическими субъектами.

Второй фактор влияет на то, как государственные средства распределяются между органами власти. С учетом этого фактора в структуре государственных финансов различают его уровень и функциональные элементы, соответствующие уровню государственного управления: тип национального валютного фонда, его собственный состав и цель использования.

Структура государственных финансов Российской Федерации построена в соответствии с государственным устройством страны и действующим законодательством. Схема государственных финансов, функционирующая в Российской Федерации, представлена на рис. 2.

Государственные и муниципальные финансы

Финансы федеральных органов власти

Финансы органов власти субъектов РФ

Финансы органов местного самоуправления

Внебюджетные фонды государства

Бюджеты субъектов РФ

Внебюджетные фонды субъектов РФ

Кредиты субъектов РФ

Муниципальные (местные) бюджеты

Рис. 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

На рис. 2 выделены уровни государственных финансов, соответствующие административному делению РФ. Государственные финансы разделяются на два основных уровня – федеральные финансы и финансы субъектов федерации. Муниципальные финансы классифицируются отдельно.

На уровне федерального управления формируется федеральный бюджет. внебюджетные фонды государства и государственные кредиты.

На уровне субъектов Российской Федерации формируются бюджеты субъектов, внебюджетные фонды субъектов и кредиты субъектов РФ.

На муниципальном уровне формируются местные бюджеты, внебюджетные фонды и кредиты муниципалитетов.

Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, которые возникают при взаимодействии органов государственной власти (федеральных органов и органов субъектов) с экономическими субъектами.

Муниципальные финансы — совокупность экономических отношений, создаваемых фактическим денежным потоком между органами местном управления и другими экономическими субъектами. При реализации данных отношений формируются финансовые средства, которые используются для финансирования муниципалитетов.

Государственный бюджет — это денежный фонд, выраженный сметой доходов и расходов государственного органа власти определенного уровня.

В табл. 1 представлена структура государственного бюджета по уровням государственного управления Российской Федерации.

Элементы государственного бюджета по уровням государственного управления

Продолжение таблицы 1

Общей чертой государственных бюджетов на всех уровнях является то, что существует множество видов источников дополнительных средств и способов их использования. Кроме того, отдельные источники не имеют ничего общего с конкретными регионами.

Таким образом, структура государственных финансов определяется степенью государственного участия в социально-экономических процессах страны, а также формой государственного устройства. В Российской Федерации структура государственных финансов распределена по уровням государственного правления – федерального, регионального и местного.

Особенности управления государственными финансами

В области государственных финансов управление представляет собой процесс использования специальных методов и технологий для воздействия на фискальные отношения и соответствующие виды финансовых ресурсов для обеспечения выполнения функций государственной власти.

Целью управления государственными финансами является поддержание динамического финансового баланса государства и государственного бюджета, стабильной платежеспособности, доверия и инвестиционной привлекательности в случае изменения внутренней и внешней среды.

В основе управления государственными финансами лежит ряд принципов, в общем виде представленных на рис. 4.

Понятие государственных финансов состав государственных финансов

Рис. 4 – Принципы управления государственными финансами

Национальная система управления финансами нацелена на то, чтобы интересы институциональных единиц были сбалансированы и не было бюджетного дефицита и стабильности национальной валюты, которая является именно базовым элементом финансовых отношений. Тем не менее, основной целью управления национальными финансами является непосредственное осуществление финансовой политики и нормативных актов, проводимых национальным правительством.

На рис. 5 представлена система управления государственными финансами.

Управляющая система (органы государственной власти)

1 этап: Разработка финансовой политики

Читать также:  ЗАЙМ ФАСТ ФИНАНС ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ВОЙТИ В ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

2 этап: Осуществление мероприятий финансового контроля

3 этап: Осуществление финансового регулирования

Постановка целей развития

Постановка задач развития

Постановка направлений развития

Порядок учета и отчетности

Выявление фактических параметров финансовой системы

Установле-ние отклонений прогнози-руемых параметров

Мероприятия по достижению поставленных целей и оценка эффективности принимаемых мер регулирования

Управляемый объект (система государственных финансов)

Рис. 5 – Система управления государственными финансами

Как мы видим из рис. 5, система управления государственными финансами представляет собой процесс воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (систему государственных финансов).

При этом процесс управления складывается из трех этапов:

1 этап – разработка финансовой политики. Финансовая политика государства – часть экономической политики как совокупность социально-экономических мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения функций государства.

Благодаря финансовой политике осуществляется планомерное и грамотное управление государственными финансами.

Целями финансовой политики являются:

— повышение уровня и качества жизни населения;

— поддержание финансовой стабильности в стране;

— обеспечение прироста темпов экономического развития.

Основные задачи финансовой политики представлены на рис. 6.

Понятие государственных финансов состав государственных финансов

Рис. 6 — Принципы финансовой политики государства

Основным содержанием государственной финансовой политики являются финансы, валюта, цены, тарифы, международные заимствования и т. д. Реализация финансовой политики осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы реализации финансовых отношений.

2 этап – осуществление финансового контроля за реализацией финансовой политики государства. На данном этапе выявляются и анализируются фактически достигнутые результаты, которые сравниваются с планируемыми (прогнозными) значениями.

3 этап – Осуществление финансового регулирования. На данном этапе управления государственными финансами осуществляются мероприятия по приведению финансовой системы из фактического состояния в прогнозируемое, а также происходит оценка полученных результатов.

Таким образом, управление государственными финансами имеет свои особенности, связанные со спецификой объекта управления. К основным функциям управления государственными финансами относятся финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль.

Органы управления государственными финансами

Общее финансовое управление осуществляется высшими органами и административными департаментами отдельных стран. Согласно национальной структуре определенной страны, высшим органом управления могут является различные структуры. Поэтому в Великобритании вопросами управления государственными финансами занимается Парламент, в США — это Конгресс, во Франции — Национальное собрание, в Германии — Бундестаг, в России – Федеральное собрание.

Согласно Конституции Российской Федерации, общее управление финансами Российской Федерацией возложено на высшие органы власти страны – Федеральное Собрание, администрация Президента и правительство. Эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета об его исполнении.

Структура аппарата управления государственными финансами представлена на рис. 7.

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

— Министерство финансов;

— Федеральное казначейство;

— Федеральная налоговая служба;

— Федеральная таможенная служба;

— Центральный Банк РФ;

— Счетная Палата РФ.

Рис. 7 – Структура аппарата управления финансами России

Характеристика органов власти, осуществляющие управление государственными финансами Российской Федерации, представлены в табл. 2.

Характеристика органов управления государственными финансами

Продолжение таблицы 2

Центральным органом власти, осуществляющим управление государственными финансами Российской федерации, является Министерство финансов РФ.

Полномочия Министерства финансов России:

— осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

— разработка перспективного финансового плана РФ;

— разработка федерального бюджетного плана;

— активное участие в разработке сводного финансового баланса.

Министерству финансов России также поручено организовать исполнение федерального бюджета и принимать меры для обеспечения того, чтобы бюджетные средства использовались эффективно и результативно по назначению.

Таким образом, подводя итог к данной главе, можно сделать следующие выводы.

Управление государственными финансами представляет собой процесс воздействия управляющей системы в виде органов государственной власти на управляемую систему – государственные финансы.

Управление государственными финансами имеет свои особенности, связанные со спецификой объекта управления. К основным функциям управления государственными финансами относятся финансовое планирование и прогнозирование, мониторинг и финансовый контроль.

Центральным органом управления государственными финансами в России является Министерство финансов РФ.

Роль государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы являются одной из важнейших элементов финансовой системы страны и ее неотъемлемой частью.

Финансовая система (финансовая структура) – это совокупность различных финансовых сфер, звеньев, институтов, учреждений, опосредующих формирование и использование различных денежных фондов.

На рис. 3 представлена финансовая система Российской Федерации и место государственных финансов в ней.

Понятие государственных финансов состав государственных финансов

Рис. 3. – Место государственных финансов в финансовой системе

Финансовая система охватывает всю социально-экономическую систему государства и представляет собой совокупность финансовых сфер и звеньев (институтов):

— бюджеты бюджетной системы страны (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные (местные) бюджеты);

— государственные внебюджетные целевые фонды;

— финансы хозяйствующих субъектов (организаций, объединений, союзов, экономических отраслей);

— финансы домашних хозяйств;

— финансовый рынок (финансово-кредитные организации и институты финансового рынка);

— страховой рынок (страховые организации и институты страхового рынка).

В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, страхования, финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

По функциональным причинам каждый элемент (звено) в системе финансов будет выполнять свою задачу. Например, национальный (государственный) бюджет выражает отношения распределения между государством, предприятиями и населением на основе формирования и использования средств, финансируемых государством.

Страхование имущества и личное страхование являются одним из методов страхования, поскольку у граждан недостаточно возможностей для создания резервов для самострахования от безработицы, старости и инвалидности.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий связаны с созданием и использованием средств, направленных на удовлетворение различных потребностей основных секторов общественного производства и выполнение обязательств государственного бюджета и коммерческих банков.

Объединение финансовой системы определяется единой экономической и политической основой страны, а единая политическая и экономическая основа страны определяется центральными финансовыми институтами с общими целями определения единой финансовой политики страны. Все части финансовой системы управляются в соответствии с едиными основными законами и правилами.

Процесс национальной организации и надзора за финансовой системой компании всегда осуществляется уполномоченными государством финансовыми институтами, которые определяют ключевую роль национальной финансовой системы и государственных финансов.

Таким образом, государственные финансы являются одним из важнейших элементов финансовой системы государства, которые неразрывно связаны со всеми звеньями системы финансов.

Государственные финансы выполняют функции распределения, регулирования, контроля и стимулирования. В ходе осуществления данных функций государственные финансы решают важные социальные и экономические проблемы государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Государственные финансы — это комплекс экономических отношений, которые возникают в результате фактического движения денежных средств между правительственными учреждениями и другими экономическими субъектами. В этом процессе создаются центральные денежные фонды, которые используются для финансирования обязательств страны по расходам.

Целью данной работы была изучение роли и элементов государственных финансов, а также особенностей управления ими.

Для достижения поставленной цели были решен следующие задачи в данной курсовой работе:

— рассмотрены понятие, сущность и функции государственных финансов;

— определены роль и место государственных финансов в финансовой системе страны;

— исследованы состав и структура государственных финансов;

— изучены особенности управления государственными финансами;

— рассмотрены органы управления государственными финансами.

Рассмотренные элементы государственных финансов, а также их место в структуре финансовой системы Российской Федерации позволяет убедиться в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В ходе взаимодействия сфер и звеньев финансовая система России решает важные социальные и экономические проблемы страны.

Управление государственными финансами позволяет эффективно распределять и использовать финансы государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозеров И.П. Дискуссионные вопросы о сущности и структуре финансовой системы // Евразийский Союз Ученых, 2015. — №11-4 (20). — С. 69-72.

2. Борщ Л.М. Развитие финансовой системы Российской Федерации в условиях интеграции экономики // Деньги, кредит, банки, 2016. — №1(34). – С. 5-11.

3. Воробьев Ю.Н., Борщ Л.Н. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики // Финансы: Теория и Практика, 2018. — №5. – С. 56-75.

4. Герасимова С.В., Лангольф К.А., Новожеева И.А. Теоретические основы формирования государственного бюджета России // Таврический научный обозреватель, 2016. — №8-1 (13). – С. 19-23.

5. Кангро, М. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / М. В. Кангро. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 152 с.

6. Колчина Н. В. Финансы / Н. В. Колчиной — М.: ЮНИТИ, 2015. -210 с

7. Кукукина И.Г. Финансы / И.Г. Кукукина — М.: Юристъ, 2015. — 355 с.

9. Оганесян А.А., Яковлев А.П., Пацук О.В. Направления развития финансовой системы России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2015. — №11. – С. 968-969.

10. Омарова Э.А. Направления развития финансовой системы Российской Федерации в условиях глобализации экономики // Актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов, 2016. — №3. – С. 324-326.

13. Рябцев C.В. Понятие «Финансовая система» в современной теории финансов // Финансы и кредит, 2016. — №15 (495). – С. 56-62.

14. Сидоров М.Н. Направления развития финансовой системы России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2015. — №2 (2). – С. 73-77.

15. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования / В. Н. Сумароков — М., Финансы и статистика, 2015. — 310 с.

16. Тищенко Т.М. Государственный бюджет // Экономическое развитие России, 2016. — №2. – С. 15-21.

17. Факторы устойчивого развития регионов России: монография / О. А. Белоусов, Е. Е. Бичева и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Книга 10. Новосибирск: СибПринт, 2015. – 432 с.

18. Федоров Е.А. Проблемы финансовой системы России // Вестник Московского университета МВД России, 2015. — №7. – С. 54-55.

22. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2015. — C. 1021–1023.

23. Хусаинов Р.А., Макарова М.А. Эффективность управления государственными финансами как результат улучшения экономической безопасности // Вестник ВУиТ, 2018. — №1. – С. 74-81.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *