ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

Определение и признаки финансов

Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.

Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.

Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:

Субъекты финансовых отношений в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).

Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.

«Сущность и функции финансов» 👇

Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:

Источники денежных фондов:

Функции финансов

Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).

Распределительная функция. Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.

Контрольная функция. Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы предприятий. Финансовый контроль необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.

Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.

Регулирующая функция. Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.

Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).

Фискальная функция. С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

Финансы-это экономические отношения, возникающин в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансовая система — совокупность различных форм организации финансовых отношений.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит; фонды целевого назначения.

Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями с целью привлечения денежных средств.

Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

финансовое обеспечение (государственный бюджет);

финансовое регулирование (система налогов).

1. распределительная (Заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширения воспроизводства, т. е. формирование амортизационного фонда, оплата труда наемных работников, расширение производства. Вторичное распределение обеспечивает образование и пополнение государственного бюджета. В результате формируются целевые денежные фонды государств, субъектов хозяйствования, и доходы от населения)

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и соответствующим им учреждений. В узком смысле к финансовым учреждениям относят: систему национальных и коммерческих банков, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники. В широком смысле к финансовым учреждениям относят: еще и финансовый аппарат страны (министерство финансов, отраслевые министерства, ведомства). Финансовая система включает следующие звенья:

Бюд устройство вкл б/сист и принцип ее построения, б/права и б/процесс. Централ звен БУ явл бюд сист. Б/сист — этосовокуп отдел вид и уровн бюд. Бюд права – совокупность юр норм реглам-их права участник бюд процесса. Бюд проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол бюджета (этапы бюд проц).

Читать также:  ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УНП 500006914

б/сист РБ строится на след принц: — единства – гласн – самост – реальн.

Принц единства означ, что все бюд имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Принц реальн означ что все показ по дох и расх бюд д/б обоснованы соответ расчетами. Принц самост означ что бюд любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ бюд. Принц гласн треб чтоб принятые показ бюд был опубл. Показ по республ бюд публик в республ печат в вид зак о бюд на соответ год, местн — в местн печ.

Функционир б/системы регламентир зако-вом РБ: «О бюд системе и гос внебюд фондах». Уровни б/системы: — первичный, — базовый, — областной.

Ценрал звен бюд сист РБ выступ респ бюд. Он выполн особ рол в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в зак о бюджете и счит обязат для выполн всеми участн б/проц. Республ бюд концентр в себ практич полов бюд ресурс гос. Его особ роль сост в том что:

Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: В дох стали планир-ся целевые поступления в связи с огран бюд ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). В связи с заплан деф бюд впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: — зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.

С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. Р Б самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ: — нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.

В 92 было полож начал формир нац сист-мы и самост бюдж РБ. Это вызв к жизни нов тенденц и особен разв бюдж 1. расш сфер бюд отношен, в их соств доп вовлек суб хоз различ форм собств, п/п малого бизнеса и предпр-тели, насел получающ соц помощ от гос-ва, а также иностр гос и междун организ. 2. рестуктуризация дох бюд в связ с неравном темпами их развития. В связи с измен бюд нал политики произошло знач сокращ нал пресса, что выраз в умен дол нал в ВВП с 37% в 93 до 24.5% в 96., но в послед эта тенден был наруш. 3. на увелич дох бюд повлиял вкл в сост бюд с 98 средств 5 внебюд фондов, к-ые получ назван гос целев бюд фондов. 4. резк увелич размеров бюд фонда гос 5. ускорен темп роста косвен налогов (НДС акцизов),

измененения в расх:

1. изменил-ся сост расх бюджета. В расх част сохран основ напр-я затрат и появл нов, к-ые отраж происх на дан этап изменен в эк-ке и соц сфере. Это расх по обслужив гос долга, индексация дох насел, по осуществ ВЭД, по финанс целев гос программ и др.

2. знач рост расх част бюджета, неравном темпы развит отдел расх и как следст реструктуриз расх бюджета.

3. Сократ темпы роста расх на отрасл эк-ки. Это позволило высвобод ресурс направ на фин-ие соц -культ мероприят. B ARIN™

В соответствии с законом РБ от 20 декабря 1991 г. « О налогах и сборах бюджета РБ» все предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими налогами: 1.подоходный налог с юридических лиц (налог на доходы и прибыль): Субъекты – все предприятия. Нацеливает предприятие на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения 2. Н ДС: на практике добавленная стоимость включает: з/п; амортизацию; прибыль; процент за кредит; расходы на электроэнергию. Это косвенный налог. Он включается в оптовую цену. Носитель налога – покупатель. 3. акциз (косвенный налог): им облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Объект обложения – выручка от реализации продукции. Носитель – покупатель. Акцизные ставки дифференцируются в зависимости от вида товаров. 4.налог на недвижимость: не платят его бюджетные организации. Прямой налог и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами. Объекты – новое и незавершенное производство. 5.экологический налог: Взимается за объем добычи ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. В зависимости от превышения объемов выбросов данный налог может взиматься в трехкратном, пятикратном размере.

Читать также:  ТИТУЛ ФИНАНС ГРУПП ОТЗЫВЫ СОТРУДНИКОВ КАЛАНЧЕВСКАЯ

При проведении фискальной политики важное место занимает совершенствование налогообложения, так как система налогов регулирует цикличность колебаний в экономике. Налоги влияют на совокупный спрос с помощью воздействия на располагаемый доход хозяйственных субъектов. При подъеме увеличиваются доходы и налоговые отчисления. Располагаемый доход уменьшается, приостанавливая экономический рост. При спаде налоговые поступления уменьшаются, а располагаемый доход увеличивается, что не дает резкого сокращения совокупного спроса. Основные функции налогообложения:

1) -фискальная (большую часть бюджета составляют налоговые поступления. Основным налогом является подоходный, который взимается с валового дохода за вычетом производственных, транспортных и некоторых других издержек);

2) экономическая (налогообложение перераспределяет доход с помощью социальных выплат и дотаций)

Ставка налога – размер налога на единицу обложения. Виды налоговых ставок: 1)прогрессивные – увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода 2) пропорциональные – процент н6алоговых отчислений не меняется от величины дохода 3) твердые (фиксированные) – устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости.

Высокие ставки налогов снижают трудовые, сберегательные и инвестиционные стимулы. На этой основе была разработана теория предложения – рост налогов снижает выпуск и доходы, уменьшая тем самым налоговые поступления. Повышение налогов снижает предложение труда, капитала и уменьшает сбережения. Снижение налогов способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе и снижению темпов инфляции. Инфляция уменьшается вследствие того, что стимуляция производства дает дополнительные товары, покрывающие денежную массу.

Оптимальная налоговая ставка – ставка такого уровня, которая обеспечивает максимальные поступления в бюджет и одновременно стимулирует, по крайней мере не сдерживает, предпринимательскую активность. Если налоговую ставку снизить ниже оптимальной, то она будет стимулировать предпринимательскую активность. В краткосрочном периоде сумму налоговых поступлений в государственный бюджет уменьшается, а в долгосрочном в результате деловой активности, расширения объема производства поступления в государственный бюджет увеличиваются. Если налоговую ставку повысить выше оптимальной, то в краткосрочном периоде поступления в государственный бюджет возрастут и можно будет решать социальные вопросы.

Бюд деф как бюд категория историч возн с появл бюд. Для больш стран бюд деф явл хар-ым явлением. Деф т.ж явл фин катег и выраж такое сост бюджета, при котором дох не покр расх, в связ с ростом предел общестн издер произ-ва, что приводи к отриц бюд сальдо.

Бюд деф предст собой сист эк отнош, по повод привлечения дополнит дох сверх имеющ у гос-ва и исполз их на финансир расх, необеспеч собств дох.

Бюд деф вызыв ряд причин:

— чрезм гос расх – недополучение дох – сознат сокращ дох в связ гос регулированием воспроизврд-го процесса: сокращ налог, предост льгт для стимул д-ти; – циклич стад в эк-ке.

Выделяют два вида бюджетного дефицита: 1.структурный бюджетный дефицит (возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ)

2.циклический бюджетный дефицит (дефицит, связанный с падением деловой активности в экономике, и как следствие, сокращение налоговых поступлений)

Покрывается бюджетный дефицит за счет как внутреннего, так и внешнего финансирования. К внутреннему финансированию относят: выпуск государственных облигаций; кредиты Национального банка.

Практ показыв, что в перид депрессии, когд ВВП низок, бюд как правило свойственен деф, а в периоды подъема наблюд положит сальд.

Это объяс тем, что в период спада резко сокращ поступ прям нал. В тож врем увелч гос расх, к-ые наход в противфаз с цикл. В это врем правит-во приним мер по увел расх на соц защ гражд, выплат пособ по безраб, трансфертов отдел отрасл на покрыт их издерж и др.

Последств БД м/б: — инфл – сокращ V пр-ва – сокращ эксп и увел импорт – умен инвесц активн –снижение жизн уровня – гос долг (как внешн так и внутрен).

В РБ б деф стал планир с 91 год — 11.6% к расх бюджета, однако фактически бюд был исполн с прафицитом

Источ финнан БД м/б внеш и внутр.

Внутр делят на: -инфляц (выпуск ден знак) – неинфляц (кредиты НБ, выпуск гос ц б)

Больш-во развитых стран для покрыт БД прибегают к выпуску гос ц б, как безинфляц источ финанс БД. В РБ в 93 94 основн источ покрыт деф был внеш займ. В 95 внешн финан умен до 13.5% и в 96 РБ вынужд был резк увел внутрен финанс, из-за отсут допол внешн источн. Т.к в это врем РЦБ еще был недостаточно развит, то правител-во было вынуждено использовать эмисс кредиты НБ, к-рые состав почти 85%. В 97 вновь привлек внешн займ (16% дефиц) вкл погаш задолж), эмиссион кред в 97г соств 27%, а ГКО увел до 50%. В 98 99г на покрыт деф бюд направ только внутр источ. В 99 бол 30% V деф был профинанс за счет ГКО. В 2000 привл знач внешн займ

Читать также:  Бондарчук александр владимирович заместитель министра финансов ставропольского края

В результате экономического спада: происходит недопроизводство продукции и недопоступление в бюджет; в следствие роста безработицы в период спада растут выплаты по безработице. Таким образом: циклический бюджетный дефицит = фактический бюджетный дефицит – структурный бюджетный дефицит. B ARIN™

Как экономическая
категория финансы
представляют собой совокупность
экономических отношений, образующихся
в процессе формирования, распределения
и использования денежных фондов.

По своему материальному
содержанию финансы
государства и органов местного
самоуправления представляют собой
фонды денежных средств.

Финансы
— это не сами
денежные средства, а отношения между
людьми по поводу образования,
перераспределения и использования
фондов денежных средств.

Финансы служат
экономическим инструментом распределения
валового общественного продукта и
национального дохода и являются средством
контроля за производством и распределением
материальных благ, стимулирования
развития государства и общества.

1) распределительная
— способствует организации сбалансированного
и эффективного производства, развитию
всех его отраслей соответственно
потребностям общества в целях наиболее
полного удовлетворения нужд людей. С
помощью финансов распределяется
совокупный общественный продукт и
национальный доход;

2) контрольная
— заключается в том, что государство,
используя финансы и финансовые категории,
осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью
экономических субъектов. С помощью
финансов осуществляется контроль за
производством и распределением
материальных и социальных благ в стране;

3) регулирующая
функция — эта
функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный кредит)
в процесс производства. В целях
регулирования экономики и социальных
отношений используется также финансовое
и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг.

4) стабилизационная
функция —
обеспечении всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильными экономическими
и социальными условиями. Эту функцию
финансы должны выполнять в условиях
перехода и развития рыночных отношений.

Под финансовой
системой
Российской Федерации понимают
совокупность
финансовых институтов, каждый из
которых способствует образованию и
использованию соответствующих денежных
фондов.

Финансовую систему
Российской Федерации составляют
следующие фонды денежных средств:

Все фонды денежных
средств в государстве подразделяются
на централизованные
и децентрализованные,
которые взаимно увязаны и взаимно
обусловлены.

К централизованным
фондам денежных средств, или централизованным
финансам, относятся денежные средства,
поступающие в распоряжение государства
как властвующего субъекта. К ним относятся
прежде всего все средства, аккумулируемые
в бюджетной системе государства,
государственных внебюджетных фондах,
средства государственного страхования
(имущественное и личное), кредита
(государственного и банковского).

К децентрализованным
фондам денежных средств относятся
финансы предприятий и организаций
всех форм собственности, образуемые
как за счет собственных ресурсов, так
и за счет бюджетных ассигнований, а
также отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды.

В отношении
централизованных
фондов государство выступает полноправным
хозяином и может принудительно
обеспечивать свои доходы через систему
налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег
и т. д.

В отношении
децентрализованных
фондов государственное регулирование
выражается поиному.

Бюджетная система,
соответственно, также включает три
уровня:

Государственный
бюджет —
главное звено финансовой системы. Он
представляет собой форму образования
и использования централизованного
фонда денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным
финансовым планом страны, утверждаемым
Федеральным Собранием РФ как закон.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
определяет бюджет как форму
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
В качестве самостоятельного звена в
системе государственных и муниципальных
финансов выделяют государственный и муниципальные
кредиты. Они обслуживают функционирование
средств бюджета и внебюджетных фондов
и выступают как: способ финансирования
дефицита бюджета, а также бюджетов
внебюджетных фондов; средство покрытия
временной недостаточности финансовых
ресурсов для исполнения бюджетов
внебюджетных фондов.

Возглавляет систему
финансовых органов РФ Министерство
финансов РФ,
которое является исполнительным органом,
обеспечивающим проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики и осуществляющим
общее руководство организацией финансов
в РФ. Функции финансовой деятельности
выполняют также органы
государственного управления РФ и
субъектов РФ,
в рамках, отнесенных к их компетенции
сфер управления. При этом существует
система органов, специально созданная
для управления финансами и осуществления
контроля в данной сфере, — это система
финансово-кредитных органов (в нее
входят Министерство финансов РФ и
финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных
учреждений возглавляет Центральный
банк РФ, который
является органом государственного
управления и осуществляет государственное
руководство в области банковской
деятельности. Счетная
палата РФ
является органом финансового контроля
за своевременным исполнением всех
статей федерального бюджета. Федеральное
казначейство контролирует проведение
бюджетной политики в целом. Министерство
РФ по налогам и сборам входит,
а систему центральных органов
государственного управления. Таможенная
служба является источником пополнения
государственной казны, и возглавляет
ее Государственный
таможенный комитет.

Отличия частных
финансов от государственных (публичных):

1. Государство
(публичная власть) вправе в принудительном
порядке обеспечить свои доходы посредством
системы налогового обложения. В то же
время отсутствует принудительное
исполнение в отношении самой публичной
власти.

У частных лиц нет
возможности в принудительном порядке
обеспечить свои доходы, следовательно,
они могут оказаться не в состоянии
выполнить свои обязательства.

2. Государственные
(публичные) финансы связаны с денеж-
ной системой, которая в большей или
меньшей степени управляется государством,
тогда как эта денежная система не зависит
от воли частного собственника,
распоряжающегося своими финансами.

3. Частные финансы
направлены на получение прибыли.
Публичные финансы, наоборот, являются
средствами осуществления так называемого
общего интереса.

4. Размеры публичных
финансов намного больше, чем размеры
частных финансов, которыми распоряжаются
отдельные лица.

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *