Понятия финансы и деньги идентичные понятия

В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль. Остановимся на ее особенностях более подробно.

Таким образом, можно сделать вывод об интегральном значении финансов, о том, что они являются стержнем и экономической, и социальной, и политической системы общества.

Являются ли понятия «деньги» и «финансы» тождественными?

Анализ движения денег показывает, что они способны обособляться от движения товаров и совершать самостоятельное движение. В самом деле, когда у предприятия формируются денежные фонды, например, фонд амортизации, фонд оборотных средств, фонд заработной платы, фонд развития производства и т.д., то это означает, что деньги начинают жить самостоятельной жизнью. Денежные фонды могут быть у различных организаций, учреждений, населения, государства. Подобное обособление денег и делает их финансами.

Финансы – это обособленные от движения товаров денежные средства в различных видах и формах, включая наличные и безналичные деньги, деньги на счетах и вкладах, а также ценные бумаги, обладающие свойством быть денежным эквивалентом.

Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, является то, что они предстают как денежные ресурсы, то есть как потенциальные платежные средства. Вот почему о финансах говорят как о денежной форме ресурсов производства и потребления. Соответственно, финансирование означает выделение денежных ресурсов на нужды производства или потребления. Иными словами, финансы – это денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Эти ресурсы могут быть у государства в лице его центральных, региональных и местных органов, у предприятий и организаций, у семей (домохозяйств). Причем они способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения.

Отличия между финансами и деньгами, есть ли разница или это одно и то же

Деньги и финансы представляют собой распространенные понятия, которыми пользуются и профессионалы, и обыватели. При этом многие люди отождествляют эти термины. Однако между финансами и деньгами есть отличия. Их важно понимать всем людям. Неправильное применение понятий в деловой среде может негативно отразиться на репутации, стать причиной конфликтных ситуаций или недопониманий.

Что такое деньги

Этим термином называют универсальный товар, который принимается к оплате за любую не запрещенную к продаже продукцию. Его разрешается использовать в наличном или безналичном виде. Также деньги применяются как эквивалент. Их используют для накопления доходов, инвестирования, обмена товаров, активизации финансово-экономической деятельности.

В качестве универсального средства выражения цены представляют собой конвертируемые и неконвертируемые валюты. Деньги отличаются следующими функциями:

Определение финансов

Под этим понятием подразумевают экономические отношения между разными субъектами, которые связаны со сбором, распределением и контролем применения денежных средств. Важной особенностью денег считается постоянное течение. Оно никогда не останавливается и не прекращается. Финансы появляются во время движения денежных средств и отличаются по уровням. Они могут быть международными, государственными, региональными или личными.

Субъекты правовых отношений создают своего рода рынки – фондовые, денежные, валютные. Для регулирования поведения принято использовать обширный спектр инструментов. В понимании обывателей финансы применяются для обозначения активов, которые сконцентрированы в руках людей или компаний. Они выполняют следующие функции:

В чем разница

Рассматриваемые понятия нельзя считать синонимами. Однако иногда термин «финансы» применяют для обозначения широких категорий, которые включают в себя и деньги. В качестве примера стоит привести понятие «финансовые активы». Помимо депозитов, обязательств и страховых полисов, под этим термином понимают и кассовую наличность в виде денежных знаков.

Понятия финансы и деньги идентичные понятия

При этом для рассматриваемых понятий характерен ряд значимых отличий. Они представлены в виде таблицы:

Финансы и деньги представляют собой весьма распространенные понятия, которые часто используются в повседневной жизни и в профессиональной среде. Потому важно понимать отличия между этими терминами.

Понятия финансы и деньги идентичные понятия

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Современный мир оценивает успех проектов и инвестиций в материальном выражении, ставя экономику во главу угла развития общества. На бытовом уровне мы часто путаем две категории: финансы и деньги. Они пришли из экономической сферы, однако в настоящий момент существенно изменили своё значение. В чём разница между ними и можно ли в определённом смысле считать данные категории синонимами?

Финансы – экономические отношения, связанные со сбором, распределением и контролем использования денежных средств. Их важнейшая особенность – постоянное течение, которое никогда не останавливается и не прекращается. Финансы возникают в процессе движения денежных средств и имеют различный уровень: международный, государственный, региональный, личный. Участники правоотношений формируют своеобразные рынки: валютный, фондовый, денежный, где для регулирования поведения применяется широкий набор инструментов. В обывательском понимании финансы обозначают активы, которые сосредоточены в руках физического или юридического лица.

Деньги – универсальный товар, принимаемый к оплате за любую продукцию, не запрещённую к обороту, на определённой территории. Он может использоваться в наличной и безналичной форме, а также в качестве эквивалента (драгоценные металлы и камни, недвижимость). Деньги используются для аккумулирования доходов, обмена товаров, инвестиций, стимуляции финансово-экономической деятельности. Универсальным средством выражения их цены являются валюты: конвертируемые и неконвертируемые.

Отличие

Определения категорий указывают на то, что объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения. Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений. В США пополнение бюджета и расчёт с кредиторами происходит 24 часа в сутки, и если приток средств будет остановлен, возникает угроза технического дефолта.

Итак, важнейшее отличие между указанными категориями – их функции. Деньги используются для определения стоимости товара, накопления, платежей, внешнеэкономических связей. Финансы выполняют контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функцию. Если в обороте появляется слишком много наличных денег, они теряют в цене, и национальные банки проводят политику по их сокращению. Если денежные средства вместо образования идут на увеселительные мероприятия, политики перераспределяют финансовые потоки, изменяя расходные функции бюджета.

Понятия финансы и деньги идентичные понятия

Выводы TheDifference

Бухга́лтерский учёт, арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.

Упоминания в литературе

Роль в государственной системе велика. Как экономическая категория финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием специальных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и реализации функций и задач государства. Также финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Фактически они выражают отношения по поводу стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода. По содержанию финансы – это своего рода связующее звено между созданием и использованием стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

Государственное регулирование в части централизованных и децентрализованных выражается по-разному. Первые из них ориентированы на осуществление общественных интересов, вторые – на получение прибыли. Государство имеет возможность принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогообложения, эмиссию денег и т. п. В отношении децентрализованных финансов государственное регулирование должно учитывать тот основополагающий факт, что состояние и динамика финансов частных предприятий зависят от законов рыночной экономики.

6. Министерством РФ сделана попытка изучения платежного оборота на микроуровне. Введена отчетность для юридических лиц (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) о движении денежных средств. Она во многом сходна с формой платежного календаря как элемента оперативного финансового планирования и по существу представляет отчет о выполнении намеченных показателей. Подобная информация обеспечивает оперативный контроль над поступлением и использованием денежных (особенно наличных) средств предприятий-налогоплательщиков, а также состоянием расчетов в народном хозяйстве. Обобщение информации по отраслям, регионам и другим массивам данных позволяет проанализировать и соответствующие денежные потоки реального сектора экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основной объем финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Деятельность частных предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство же осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки, т. е. происходит не управление со стороны государства, а воздействие через финансы. Таким образом осуществляется реализация финансовой политики. Как уже было сказано выше, в зависимости от экономической политики государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулировании тех или иных сторон экономических и социальных процессов. В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

Связанные понятия (продолжение)

Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Читать также:  Конкурсы на тему финансов

Международная экономика — это дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разных государств в области международного обмена товарами, услугами, трудом, капиталом и другими факторами производства.

Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.

Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.

Финансовый менеджмент — система управления денежными потоками организации с целью оптимизации рисков в соответствии с критериями и предпочтениями руководящих субъектов в рамках избранной общей стратегии. Финансовый менеджмент неразрывно связан с маркетингом, хотя в Российской научной литературе встречаются лишь единичные обсуждения данного вопроса.

Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.

При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.

Финансирование (англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.

Услу́га — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. Процесс оказания и качество услуг в России регулируется «Законом о защите прав потребителей Российской Федерации».

Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Консалтинг (консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельностей. Цель консалтинга — помочь системе управления (менеджменту) в достижении заявленных целей.

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени ==

Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Ма́рке́тинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей».

Государственная (публичная) политика — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.

Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.

Управление рисками — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией.

Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Корпора́ция (от лат. corpus — тело): В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Ры́нок це́нных бума́г, фо́ндовый ры́нок (англ. stock market, англ. equity market) — совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.

Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.

Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.

Экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально — «искусство ведения домашнего хозяйства») — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, зачастую кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.

Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), размещающие капитал, с целью последующего получения прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично.

Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.

Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Упоминания в литературе (продолжение)

2. по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для удовлетворения потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны. Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Советские ученые трактовали содержание согласно методологии политической экономии, базирующейся на трудовой теории стоимости, основу которой составляют производственные отношения. При этом в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой из них (В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, С.И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д.С. Моляков, Е.И. Шохин, Н.Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы – с денежными средствами. Таким образом, финансы – термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения.

3.  как экономическая категория опосредуют денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов. Отсюда система финансов включает в себя два крупных звена: частные (децентрализованные) и государственные (централизованные) финансы.

У Павловой Л.Н. финансовый менеджмент представляет собой «стратегию и тактику финансового обеспечения деятельности предприятия, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения» (согласно данному определению финансовый менеджмент является неким инструментом, позволяющим управлять отдельными объектами)8. Вальтер О.Э., Понеделкова Е.Н., Корнилин Д.А. рассматривают финансовый менеджмент как науку об управлении формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и эффективным оборотом его денежных средств с целью укрепления «финансового положения предприятия с помощью использования научных основ прогнозирования ситуации на рынке, современных методов финансового анализа и инноваций»9. Интересным с точки зрения логики построения является определение, предложенное Португаловой О.В., согласно которому финансовый менеджмент – это система «рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия, для достижения поставленной цели». При этом под рациональным управлением движением денежных потоков Португалова О.В. предполагает оптимизацию финансовых средств предприятия «для достижения максимального дохода»10. Румянцева Е.Е. определяет финансовый менеджмент как управление предприятия, направленное на одновременное максимальное соблюдение интересов всех сторон (собственников, руководства, работников, самого предприятия, бюджета и общества)11, что в принципе невозможно, поскольку в большинстве случаев удовлетворение интересов одних сторон ведет к ущемлению интересов других.

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ ВЗЫСКАНИЕ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ЛИСТУ

Финансовые отношения – это такие отношения, которые обладают признаками, по которым их можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование, распределение и использование фондов денежных средств для решения экономических, политических и социальных задач. Финансы представляют собой экономические денежные отношения, которые возникают в процессе производства.

Государственные (общественные) – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием системы общественных денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения возложенных на него функций. Государственным финансам присущи следующие основные признаки (атрибуты): это всегда денежные отношения; эти денежные отношения вызваны фактом существования государства, носят регламентированный характер и связаны в основном с безэквивалентным перераспределением средств.

С точки зрения банков, положительными моментами сотрудничества с малыми предприятиями являются достаточно небольшие сроки окупаемости ссуд, гибкость малого бизнеса, позволяющая реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также способность малых предприятий к внедрению новых технологий. Эти особенности малого бизнеса достаточно быстро были поняты западными кредитными организациями. Именно в силу этих причин малые предприятия за рубежом стали привлекательными для банковских структур клиентами. В середине XX в. работой с представителями малого предпринимательства занимались в большинстве случаев мелкие кредитные организации. В настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Крупные банки сочли мелких предпринимателей перспективными клиентами. Эти кредитные организации стали создавать в своей структуре отделы, которые оказывают малому бизнесу различного рода услуги – от обслуживания счетов и осуществления расчетно-кассовых операций до предоставления квалифицированных консультаций в сфере . Часть кредитных организаций взяла инициативу по оказанию помощи в сфере методологии в свои руки, тем самым приняв на себя часть функций государства, например, подобной деятельностью занимается английский банк Barclays Bank. Данная кредитная организация, сотрудничая с издательским домом Basil Blackwell, была в свое время занята изданием методических пособий, оказывающих помощь руководителям малых предприятий в организации и руководстве бизнесом. Ряд этих предписаний в свое время был издан на территории Российской Федерации.

В функции Счетной Палаты РФ должен входить последующий финансовый контроль за использованием государственных средств на уровне главных распорядителей. При этом должен произойти постепенный переход от контроля за финансовыми потоками к контролю эффективности использования бюджетных средств. Эффективность не с узких позиций (по каким ценам и тарифам приобреталась продукция и выполнялись услуги для государственных нужд), а в принципиально ином широком смысле: каков экономический эффект бюджетных затрат, в какой степени министерствами, ведомствами выполняются поставленные перед ними задачи. Контрольная деятельность Счетной Палаты РФ должна отвечать, в частности, и на такие вопросы, как: эффективна ли действующая система государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, эффективно ли расходуются бюджетные средства на просвещение с точки зрения современных требований к системе образования в стране и др. Иными словами, должен проводиться не просто финансовый аудит, а аудит эффективности распоряжения государственными . Естественно, что в ходе этих проверок будут проверяться не только министерства, но и отдельные конечные получатели бюджетных средств. При такой постановке задачи потребуются знания специалистов не только в области финансов, но и специалистов в тех областях, которые проверяются.

3. как экономическая категория опосредуют денежные правоотношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов. Отсюда система финансов включает в себя два крупных звена: частные (децентрализованные) и государственные (централизованные) финансы.

Государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Государство выступает и как субъект хозяйствования наряду с другими участниками, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных). Государство также подразумевает сферу публичных , под которой понимают процесс и механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов, баланса доходов и расходов.

Из всего этого следует, что объектом изучения статистики являются финансы во всех своих формах и проявлениях. Прежде всего, статистика финансов изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, которые происходят в области общегосударственных финансов, финансов отраслей народного хозяйства и предприятий. То есть статистика определяет размер прибыли, уровень рентабельности, величину налога с оборота, взносов, суммы оборотных средств, ссуд банков и т. д. Все это находится в постоянном движении и изменении и является предметом изучения статистики финансов. Статистика финансов изучает их не только с количественной стороны, но также изучает сущность и методологию измерения указанных показателей, т. е. дает им качественную характеристику. Статистика финансов исследует проблемы финансов в определенных условиях, с учетом времени, места и этапа развития.

Данная тема связана с предыдущей темой, и поэтому ее изучение следует начать с обращения к определению страхования, а далее увидеть связь категории страхования с экономической и социальной категориями, проследить их взаимосвязь, взаимную обусловленность. Здесь необходимо указать особенности экономической категории и страхования как экономической категории, выделить их субъективные и объективные признаки. Студент также должен обратить внимание на изучение и уяснение основных терминов, необходимых при изучении данной темы: экономическая категория, общественное производство, , страховая защита общественного производства, страхование как экономическая категория, прибавочный продукт, валовой национальный продукт. В этом студенту поможет теоретическая основная и дополнительная учебная литература, а также анализ положений гл. 48 Гражданского кодекса, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» (в ред. от 07.03. 2005 г.), Правил размещения страховщиками страховых резервов, утв. приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г. и др.

Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны проблемы региональных общественных . В данном исследовании сделана попытка изучить общественные финансы регионов Северо-Запада Российской Федерации, к которым относится часть финансовых ресурсов, ограниченная рамками бюджетных и внебюджетных средств, то есть государственные финансы. Они и в условиях рыночного хозяйства продолжают оставаться инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для осуществления региональной политики.

Неслучайно такое внимание уделяется глубине и эффективности финансовых систем: хорошо функционирующие финансовые системы эффективны по определению, так как направляют средства на наиболее важные цели. Эти финансовые структуры выполняют и другие жизненно важные функции: в частности, оказывают услуги по сбережению, платежам и управлению рисками максимальному числу участников рынка, а также занимаются поиском возможностей для роста бизнеса и финансированием инноваций. Без всеохватывающей финансовой системы как бедные слои населения, так и предприятия малого бизнеса могут рассчитывать только на личные сбережения или на внутренние ресурсы, собираясь инвестировать в образование, в развитие и расширение бизнеса или воспользоваться возможностями для роста. Современные теории все чаще указывают на важность доступа к для экономического развития: именно нехватка финансов лежит в основе устойчивого неравенства доходов и медленного роста.

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально—экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных .

Между ними происходит разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего центральный банк является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство сосредоточивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.

Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики. Как отмечает А. Г. Братко, «необходимость в центральном банке порождается двумя детерминациями – рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, функцию перераспределения . Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства».

Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов за счет доходов от реализации продукции (товаров, работ и услуг) и прочих поступлений. Часть их передают государству в форме налогов и сборов и концентрируют в составе бюджетного и государственных внебюджетных фондов. Поэтому финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в национальном хозяйстве70.

Государственные – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Проблема обслуживания внутренней составляющей федерального долга становилась все более актуальной по мере досрочного погашения внешних обязательств перед кредиторами бывшего СССР. Начиная с 2000 года Министерство Российской Федерации ведет политику наращивания внутреннего долга, стремясь минимизировать валютные риски, оживить внутренний финансовый рынок, повысить его ликвидность за счет выпуска в обращение новых видов государственных ценных бумаг.

Читать также:  Финансово-кредитный энциклопедический словарь = Finance and credit encyclopedic glossary

Новым законом также закреплены полномочия за субъектами Федерации, то есть теперь поддерживать малое и среднее предпринимательство регионы должны в обязательном порядке, а не по желанию. Следующая новация в законе коснулась распоряжения госимуществом. Эта тема сегодня имеет повышенное внимание со стороны предпринимателей, так как, по данным Минэкономразвития, 30 % представителей малых и средних предприятий в настоящее время арендуют площади у муниципалитетов. Согласно новому закону, региональная и муниципальная власть с 1 января 2008 года получила два варианта возможных действий. Первый – продать имущество через приватизацию, а второй – сохранить, сдавая в аренду предпринимателю, тем самым обеспечить устойчивый долгосрочный рост занятости в экономике территории. Среди последних изменений в сфере госрегулирования малого и среднего предпринимательства – это принятие решения о создании межведомственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса под руководством министра Алексея Кудрина. Это означает, что будет выработан план действий всех федеральных органов исполнительной власти на 2008–2010 годы по развитию малого и среднего предпринимательства в соответствующих секторах.

Однако данную типологию моделей управления государственными можно считать весьма условной, поскольку нельзя однозначно сказать, что «модель на основе соглашений» не применяется в странах с преобладанием «административных директив». Данная модель практически не распространяется на взаимоотношения ведомств и подведомственных агентств, но применяется при закупках ряда товаров и услуг, в том числе и у организаций, занятых в государственном секторе экономики.

Возмещение потерь производится в денежной форме, поэтому производственные отношения, лежащие в основе страхования, проявляются через оборот денежных средств, денежные отношения. Поэтому страхование можно отнести к системе . Как и финансы, страхование является категорией распределения. Однако это не исключает возможности его использования на всех стадиях общественного производства (в производстве, распределении, обмене, потреблении).

При этом хозяйствующих субъектов являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на этом уровне формируются источники финансовых ресурсов. Товаропроизводители и продавцы свободны в своих решениях и ориентируются лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы валют, дивиденды и др.), имеют возможность решать вопросы своего развития и создания фондов денежных средств. Доверие экономических субъектов рынка к органам власти является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Финансы хозяйствующего субъекта служат индикатором его конкурентоспособности, показателем эффективности деятельности в рыночной экономике.

предприятий как элемент финансовой системы охватывают процесс создания, распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении. В процессе финансовой деятельности предприятий зарождаются определенные финансовые отношения, связанные с организацией хозяйственной деятельности, реализацией товаров (работ, услуг), образованием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность государственных .

БИЗНЕС (англ. business) – 1) экономическая, предпринимательская деятельность, какое-либо занятие, дело, приносящее доход или другую выгоду; 2) производственное, торговое, коммерческое предприятие: 3) коммерческая практика или политика одного предпринимателя или целой фирмы; 4) удачная сделка, покупка; 5) «деловой мир», среда коммерсантов. Субъект, осуществляющий активную экономическую, предпринимательскую, коммерческую деятельность, называется бизнесменом. Он может быть владельцем какого-либо дела или не иметь его, а быть наемным работником в сфере менеджмента, маркетинга, и т. п. Бизнесмен должен обладать необходимыми личными качествами: стремлением делать карьеру, волей к самореализации и самоутверждению, жаждой к высокому качеству собственной жизни и т. п. Б. позволяет получить из какого-либо дела максимум дохода, который может быть реализован в интересах самого бизнесмена и общества. Переход к рыночной системе хозяйствования в нашей стране создаст благоприятные предпосылки для развития Б. и расширения сфер его деятельности. Успех в функционировании Б. во многом будет зависеть от наличия квалифицированных кадров в области менеджмента, маркетинга, финансов. Это потребует создания соответствующих школ, в которых обучали бы основам бизнеса. Возможно, следует использовать зарубежный опыт организации государственных органов. Так, в США действует Администрация малого бизнеса.

Вместе с тем определение понятий «доходы» и «расходы» организаций несколько отличается от их определения, впервые приведенного в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее по тексту – Концепция), одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране, и призвана:

Общее и особенное

Неспециалисты обычно говорят: «Финансы — это деньги; это имеющиеся у предприятия денежные средства».

Деньги и финансы резко отличаются друг от друга по своему содержанию и по выполняемым ими функциям. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства или отдельного предприятия и обеспечения условий расширенного воспроизводства, т. е. они имеют значение производной от денег.

Деньги — это средство оплаты товаров (услуг, работ), средство измерения стоимости и средство сохранения стоимости. Деньги — весьма сложная экономическая категория, по-прежнему остается загадкой известный феномен денег: почему увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его индивидуальное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию богатства общества?

Деньги — это знак обмена, который участвует как посредник в обмене одного товара на другой.

Некоторые современные российские экономисты, т. е. экономисты российской рыночной экономики, считают деньги одним из видов ценных бумаг, специфической особенностью которых является относительная автономность их движения и возможность аккумуляции.

Деньги выполняют совсем иные функции, чем финансы.

Финансы выполняют три функции:

Некоторые экономисты считают, что финансы выполняют только две функции: распределительную и контрольную.

К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Причем в качестве первой он называл меру стоимости.

За 150 последних лет экономическая наука шагнула далеко вперед. Многие современные экономисты выделяют три функции денег:

Различия между финансами и деньгами рассмотрим наследующем примере.

Гражданин дает деньги в долг другому человеку. Это означает, что гражданин передал другому лицу материальную вещь в форме денежной банкноты. Другими словами, деньги — это вещь, которую, как и любую другую вещь, можно потерять, найти, разрушить (разорвать бумажные банкноты).

А вот отношения гражданина, который дал деньги в долг другому лицу, — это уже финансовые отношения. Гражданин выступает как кредитор, а лицо, взявшее деньги в долг, — как заемщик. Возьмет ли кредитор расписку с заемщика, возьмет ли какую-либо вещь в залог, будет ли взимать проценты за деньги, переданные в долг, и проценты за невозврат денег вовремя и т. п. — все это представляет собой финансовые отношения.

Можно ли считать понятия «деньги» и «финансы» тождественными?

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что и этому есть определенные примеры, возьмем любое предприятие, у любого предприятия существует период, когда оно так сказать сформировывает свои валютные фонды, это и значит, что средства этой компании начинают, как бы существовать без помощи других.

И действительно, валютные фонды, обычно, есть на всех предприятиях, и благодаря неким манипуляциям, средства из этих фондов становятся деньгами. Всем известно о том, что деньги — это собственного рода валютная масса, оборачивающаяся в государстве.

Деньги – это средства, которые есть благодаря движению продукта в различных видах и формах. И даже не надо и говорить о том, что они, наконец, содержат в себе наличные и безналичные средства, ценные бумаги.

Необходимо подчеркнуть то, что принципиальная изюминка средств представляющихся в виде денег будет то, что они являются собственного рода валютными ресурсами.

Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что соответственно понятие финансирование значит выделение валютных ресурсов на производственные нужды.

Понятия финансы и деньги идентичные понятия

понятие «деньги» и «финансы»

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что по-другому можно деньги огласить средствами которые имеют свое целевое назначение.

Данные средства могут находиться конкретно у страны в виде его местных, региональных и центральных органов. Возможно и то, что при этом эти средства способны передвигаться от одного субъекта к другому, тем демонстрируя денежные отношения.

Так же учтем, что денежные ресурсы могут также употребляться в качестве источника получения средств для развития производства. Необходимо подчеркнуть то, что в экономической среде можно столкнуться с таким отождествлением: что под деньгами понимается полностью вся валютная масса принадлежавшая государству, и оборачивающаяся в стране.

Было бы плохо, если бы мы не отметили, то, что валютный оборот составляет материальную базу денег. Меж тем в правовой науке 90-х годов чрезвычайно ярко выражалось расширение предмета денежного права. Необходимо подчеркнуть то, что на данный момент в неких учебниках по праву начинают публиковать главы, которые молвят о денежной аренде и о банковском кредите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *