Понятия по теме финансы и кредит

СТРАХОВОЙ РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА.

Страховой рынок – это особая система страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Субъекты страхового рынка – это страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.

Страховщики – это юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда. В качестве страховщиков могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и страховые пулы.

Страхователи – это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора.

В качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры (аквизиторы), работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем.

Принципы функционирования страхового рынка определяются общими условиями развития и состояния экономики.

Одним из основополагающих является принцип демонополизации страхового дела. Реализация этого принципа означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые страховые компании независимо от формы их собственности.

Важным принципом формирования и развития страхового рынка является конкуренция страховых организаций по предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды.

Принцип конкуренции в организации страхового дела должен в необходимых случаях сочетаться с принципом сотрудничества страховщиков.

Следующим принципом функционирования рынка является свобода выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования.

Важным принципом организации страхового дела является принцип надежности и гарантии страховой защиты.

Принцип гласности позволяет страхователю осознанно решать вопрос о выборе страховой компании.

Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).

Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка.

Объективная основа спроса на страховую услугу – потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом.

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции, увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь основным планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ.

Виды банковских счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности.

Расчетный счет является основным счетом предприятия. Его открывают предприятиям независимо от форм собственности, обладающим правами юридического лица, предназначен он для совершения расчетов, прежде всего его основной деятельности.

На расчетном счете концентрируются результаты всех банковских операций по основной деятельности. Остаток на счете указывает на свободные денежные средства, которыми располагает его владелец.

Предприятиям, имеющим вне места своего нахождения различные нехозрасчетные подразделения, могут быть открыты расчетные субсчета в банках по месту их нахождения.

За расчетное обслуживание счетов юридических лиц большинство российских банков плату не взимает.

Текущие счета открываются предприятиям, не обладающим признаками, дающими право иметь расчетный счет. По этому счету осуществляются следующие операции: зачисление средств с расчетного счета головного предприятия для выдачи заработной платы и командировочных расходов; их выдача; безналичные перечисления во вклады граждан, а также удержания из заработной платы.

Бюджетные счета открываются организациям (предприятиям), финансируемым за счет федерального бюджета (внебюджетных фондов). В зависимости от характера учитываемых операций они подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.

Средства, поступающие на счета, подлежат строго целевому использованию по поручению финансовых органов в соответствии с целями деятельности этих предприятий. По согласованию сторон может быть установлена плата, начисляемая на остатки средств на указанных счетах.

Депозитные счета юридических (физических) лиц открываются для хранения в течение определенного времени части средств предприятия по его желанию в обслуживающем банке или в любом другом банке. Эти средства зачисляются путем перечисления соответствующих сумм с расчетных и текущих счетов.

В соответствии с законами «О банках и банковской деятельности» и «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» операции, связанные с депозитным счетом, могут производить только банки, имеющие специальную лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады в рублях или иностранной валюте. Обязанности по выплате полученных сумм и начисленных процентов по депозитному вкладу лежат на коммерческом банке.

Ссудные счета могут открываться юридическим лицам для отражения на них сумм кредита, выданного банком. Выдача кредита осуществляется путем перечисления суммы с ссудных счетов на расчетные (текущие) счета клиентам банка. Данные операции оформляются заключением кредитных договоров.

Договор займа является двусторонним. При этом заемщик берет на себя обязательства совершения определенных действий по возврату полученного, а банк имеет право требовать исполнения договора займа.

Банковскими правилами регулируется открытие других видов счетов, например валютных, счетов по операциям с ценными бумагами, по предоставлению банковских карт и т. д., в соответствии с видами банковских операций.

ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.

Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращений избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:

– как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

– как любое обесценение бумажных денег;

– как повышение общего уровня цен;

– как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране (нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков).

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими.

Различают следующие виды и формы проявления инфляции.

1. По степени проявления:

– ползучая инфляция – инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10 %;

– галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %;

– гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50 %-ный рост цен в месяц).

2. По способам возникновения:

– административная инфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;

– инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию;

– инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен;

– инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

– импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

– кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.

3. По формам проявлений инфляция бывает:

Читать также:  Финансы специальность колледж что это

– открытой – инфляция за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

– скрытой (подавленной) – когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.

АНДЕРРАЙТИНГ

Один из методов размещения инвестиционных ценных бумаг, в ходе которого инвестиционная компания выкупает весь выпуск ценных бумаг у эмитента и перепродает их другими инвесторам.

КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА

Один из инструментов денежно-кредитной политики государства, процент, по которому ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства.

АККРЕДИТИВ

Обязательство банка, предоставляемое по просьбе клиента, заплатить третьему лицу при предоставлении получателем платежа в банк, исполняющий аккредитив, документов, предусмотренных условиями аккредитива.

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. Поэтому при помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (прежде всего военного назначения), увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ.

В условиях рыночной экономики, по мере усиления ее социальной ориентации усложняются и возрастают контрольно-финансовые функции государства.

В настоящее время в РФ нет единого органа государственного финансового контроля.

Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов.

Функции финансового контроля выполняет также Главное контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления Президента РФ заключаются в контроле за деятельностью:

– органов надзора при федеральных органах исполнительной власти;

– подразделений Администрации Президента;

– органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль.

В Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Парламент может осуществлять выборочную проверку деятельности министерств, ведомств и государственных комитетов. Данные о состоянии государственных финансов парламент получает через Счетную палату, которая является специально созданным Советом Федерации и Государственной Думой контрольным органом.

Следующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим финансовый контроль, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.

Структурным подразделением Министерства финансов РФ является Главное управление Федерального казначейства, главной задачей которого является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме вышеуказанных органов, государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

В России функции по разработке нормативных актов по ценным бумагам, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) возлагается на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая является федеральным органом исполнительной власти. ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству РФ. ФСФР осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, рас-четно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФСФР или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии. Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.

Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. В настоящее время в России существует недостаточная законодательная база, регулирующая фондовый рынок.

Специфика финансовых отношений некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли, но в соответствии с законодательством могут заниматься предпринимательской деятельностью в виде предоставления дополнительных к основной деятельности платных услуг, финансовых операций с ценными бумагами, долевого участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ в качестве вкладчика, производства товаров. Они могут выступать учредителями коммерческих организаций, организовывать филиалы и представительства, если это способствует достижению целей данной некоммерческой организации. Полученные в результате предпринимательской деятельности средства должны направляться на реализацию уставных целей данной некоммерческой организации. Доходы некоммерческих организаций не распределяются между её участниками. Исключением являются потребительские кооперативы. В силу этого обстоятельства на них не распространяется закон «О некоммерческих организациях».

Финансовые отношения некоммерческих организаций подразделяются на:

1) отношения с членами некоммерческой организации по поводу внесения вкладов, вступительных и паевых, членских взносов и несения субсидиарной ответственности (отношения регламентируются учредительными документами и законом);

2) отношения внутри некоммерческих организаций при формировании и использовании фондов внутреннего назначения (в соответствии с учредительными документами и законом о потребительской кооперации);

3) отношения некоммерческих организаций между собой и с коммерческими организациями: финансовые санкции за невыполнение договорных обязательств; покупка корпоративных ценных бумаг; внесение вкладов в хозяйственные общества и товарищества на вере; благотворительные взносы и пожертвования;

4) отношения между некоммерческой организацией и их объединением: по поводу внесения вкладов при его создании и несения субсидиарной ответственности по его обязательствам;

5) отношения некоммерческой организации или их объединений со сферой государственных финансов;

6) отношения со сферой страхования: личное, имущественное страхование, страхование ответственности (по закону и договору со страховой компанией);

7) финансовые отношения с международными организациями, правительствами и проч. по поводу получения и распределения гуманитарной помощи.

Финансовый механизм некоммерческой организации – это совокупность различных форм, видов финансовых отношений и способа их количественного выражения, соединенных в единое целое и направленных на реализацию уставных целей некоммерческой организации. Формируется под влиянием нормативных актов государства, положений учредительных документов и договоров.

Формы финансовых отношений представлены различными финансовыми фондами внутреннего назначения. Виды финансовых отношений представлены различными доходами и поступлениями, расходами и отчислениями: вклады, взносы, пожертвования, бюджетные ассигнования, бюджетные субсидии, платежи в государственные внебюджетные фонды, расходы на развитие и проч.

Способы количественного выражения могут быть определены законом (налоги, платежи во внебюджетные фонды); учредительными документами (по вкладам, взносам и проч.); договором (санкции и проч.).

Негосударственные некоммерческие организации могут формировать свои финансовые ресурсы за счет:

– регулярных и единовременных поступлений от учредителей;

– вступительных и членских взносов (если есть членство);

– добровольных взносов и пожертвований;

– выручки от реализации товаров, работ, услуг;

– доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация;

– доходы от собственности, в т. ч. по ценным бумагам и вкладам;

Финансовые ресурсы негосударственных некоммерческих организаций могут использоваться в следующих целях:

– выполнение программ и мероприятий, на которые поступили средства целевого финансирования;

– финансирование предпринимательской деятельности в разрешенных пределах;

– капитальное строительство и ремонт и др.

Сущность и структура международных финансов.

Международные финансы представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами. Особенность международных финансов заключается в том, что это многосубъектная категория, то есть не существует единого международного фонда денежных средств в собственности конкретного субъекта мировой экономики. В составе международных финансов можно выделить публичные и частные финансы. Таким образом, финансовые отношения в международной сфере подразделяются на:

Читать также:  ФУНКЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРИМЕР

• международные публичные (межгосударственные) финансы;

• финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Субъектами публичных финансов являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно: суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица, государства (и их институты), а также созданные ими организации.

Структурно мировые финансы делятся на мировой финансовый рынок, золотовалютные резервы (ЗВР) и финансовую помощь.

Функционально мировой финансовый рынок делится на валютный рынок, рынок ценных бумаг, страховых услуг и кредитный. В свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке ценных бумаг – рынок акций и деривативов (фьючерсов, опционов, свопов), на рынке страховых услуг – рынок первичного страхования и перестрахования, на кредитном рынке – сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.

По срокам обращения финансовых активов выделяют денежный (краткосрочный) рынок и рынок капитала (долгосрочный).

Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов из одного сегмента в другой. В силу этого существует взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах провоцируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.

По характеру участия в операциях участники рынка делятся на прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных). К прямым участникам относятся те, кто заключает сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, т. е. косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок.

В зависимости от стран происхождения участники мирового финансового рынка подразделяются на развитые, развивающиеся страны, международные институты (не имеющие конкретной национальной принадлежности) и оффшорные центры (зоны).

К оффшорным зонам относятся территории, где действуют налоговые, валютные и другие льготы для нерезидентов, являющихся участниками кредитно-финансовых операций. Это преимущественно островные государства и зависимые территории (Кипр, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.); страны, расположенные рядом с мировыми финансовыми центрами (Лихтенштейн, Ирландия) или некоторые территории стран-участников мирового финансового рынка (отдельные штаты США и кантоны Швейцарии). По некоторым оценкам, в оффшорных зонах размещено финансовых ресурсов на сумму около 5 трлн долл. США, в том числе предположительно 100 млрд долл. российского происхождения.

По типу инвесторов выделяют частных и институциональных участников мирового финансового рынка. Частные инвесторы – это физические лица. Институциональные инвесторы – это профессиональные участники финансовых рынков (или финансовые посредники принципалов).

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА

Ставка, дисконтирующая расчетные будущие денежные выплаты или поступления на протяжении ожидаемого срока действия финансового инструмента или, где это уместно, более короткого периода, точно до чистой балансовой стоимости финансового актива или финансового обязательства.

ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ.

Лизинг представляет собой соглашение о долгосрочной передаче в производительное использование движимого и недвижимого имущества. Кредитные отношения в лизинговой сделке возникают между лизингодателем, которым может быть финансовая компания или коммерческий банк, и лизингополучателем – фирмой, использующей объекты лизинга в своей деятельности.

К субъектам лизинговой сделки относятся стороны, принимающие в ней участие.

Их можно разделить на две группы:

– прямые, принимающие непосредственное участие в сделке: лизингодатель, приобретающий объект лизинга и передающий его в пользование, лизингополучатель имущества и поставщик (производитель или собственник объекта лизинга), реализующий его лизингодателю;

– косвенные, к которым относятся коммерческие банки, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы, содействующие заключению лизингового договора, в том числе и путем предоставления ссуды на приобретение объекта лизинга.

Лизинговые сделки можно классифицировать по различным признакам.

1. По сроку предоставления:

– оперативный лизинг, когда срок аренды имущества меньше, чем нормативный срок его службы. Такой лизинг используется при аренде машин, оборудования, и в связи с высокими рисками (риск не найти следующего лизингополучателя, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) ставки лизинговых платежей назначаются на более высоком уровне, чем при других видах лизинга;

– финансовый лизинг, который предоставляется на весь срок окупаемости имущества. К тому же он предусматривает невозможность досрочного расторжения договора лизинга, поэтому, как правило, заключается на такие объекты, стоимость которых высока.

Оба вида лизинга после окончания срока договора дают возможность лизингополучателю: приобрести объект лизинга по остаточной стоимости; заключить новый договор по льготной ставке; возвратить объект сделки лизингодателю.

2. По территориальному признаку:

– внутренний лизинг, когда все участники сделки являются представителями одной страны;

– международный лизинг, когда один или все участники сделки представляют разные страны или же одна из сторон имеет статус совместного предприятия. При этом экспортным считается лизинг, в котором зарубежную страну представляет лизингополучатель, а импортным – когда иностранной компанией является лизингодатель.

3. По характеру лизинговых платежей:

– компенсационные платежи, когда они производятся поставкой товаров, произведенных на арендованном оборудовании, или в форме оказания встречных услуг;

4. По составу участников сделки:

– прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно сдает его в лизинг (двусторонняя сделка);

– косвенный лизинг, при котором передача имущества осуществляется через посредников (трех– или многосторонняя сделка).

Частный случай прямого лизинга – возвратный лизинг, при котором лизинговая фирма приобретает имущество у владельца и сдает его ему же в лизинг.

Лизинг как форма кредитования имеет ряд преимуществ для всех участников лизинговой сделки.

АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Активные операции – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. Активные операции делятся на два вида: кредитные операции и инвестиции.

Кредитные операции – это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств. Кредитные операции делятся на активные (банк выдает ссуды) и пассивные (банк берет ссуды) и могут осуществляться в двух формах – ссуда и депозит.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. К ним относятся возвратность кредитования, срочность, обеспеченность кредита (в России используются следующие виды обеспечения – залог, банковская гарантия, поручительство, страховая ответственность заемщика за погашение кредита). Банковское кредитование подразделяется на прямое (кредитные отношения хозяйствующих субъектов непосредственно с банком) и косвенное (кредитные отношения возникают вначале между хозяйствующими субъектами, которые впоследствии обращаются в банк за кредитами). Основные виды косвенного банковского кредитования – операции с векселями, факторинг, лизинг.

Прямое и косвенное кредитование имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество прямого кредитования – простота организации кредитного процесса, что положительно влияет на организацию кредитных отношений банка с заемщиком. Негативный фактор – несколько более высокий уровень риска, чем при косвенном кредитовании.

Цена кредита – ставка банковского процента. За счет этого процента банк покрывает свои издержки и получает прибыль. На величину процентной ставки влияет целый ряд факторов:

– спрос на кредит со стороны заемщиков;

– ставка рефинансирования Центрального банка РФ;

– средняя процентная ставка привлечения на межбанковском кредитном рынке;

– состояние денежного обращения в стране (в период инфляции процентная ставка растет, в период дефляции – падает).

Банковские ссуды можно классифицировать по следующим признакам:

– по срокам кредита ссуды делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

– по видам обеспечения – обеспеченные и необеспеченные;

– по видам заемщиков – сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, торговые и др.;

– по направлениям использования – на формирование оборотных средств, инвестиционные, на устранение временных финансовых трудностей, экспортные, импортные и др.;

– по размерам – мелкие, средние, крупные;

– по способу предоставления – вексельные, при помощи открытых счетов, сезонные и др. Кредитный процесс состоит из четырех стадий.

I стадия. Оценка экономической ситуации в стране, в регионе, отрасли. На ее базе вырабатывается кредитная политика банка.

II стадия. Предоставление банковской ссуды. Заемщик представляет банку необходимые документы, между банком и заемщиком заключается кредитный договор.

III стадия. Контроль за использованием кредита.

IV стадия. Возврат банковской ссуды и процентов по ней. Для выдачи ссуд клиентам открываются ссудные счета: простой ссудный счет, спецссудный счет, контокоррентный счет.

Инвестиционные операции банков – это долгосрочные вложения денежных средств в целях получения прибыли (вложения в ценные бумаги).

Планирование выступает основным средством использования экономических законов в процессе управленческой деятельности. Планирование – это комплексный процесс заблаговременного принятия решений, включающий в себя исследование, анализ и собственно планирование.

Как вид управленческой деятельности планирование направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

– всегда представляет собой предварительное принятие решения на основе комплексного анализа, направленного на достижение требуемых результатов в перспективе;

– должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды, т. е. процесс планирования – процесс интеграционный;

– роль заключается не только в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

В настоящее время под финансовым планированием понимают деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит(профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ СТРУКТУРА ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА.

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА.

Существование кредита вызвано объективной необходимостью, и он играет существенную роль в процессе общественного производства. Место и роль кредита в экономической системе общества определяются выполняемыми им функциями как общего, так и селективного характера.

1. Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики кредит перемещает денежный капитал из одних сфер хозяйственной деятельности в другие, обеспечивая последним более высокую прибыль. Этот перераспределительный процесс затрагивает не только стоимость валового продукта и национального дохода, но и национального богатства в отдельные периоды.

Государство должно осуществлять регулирование кредитных отношений с целью обеспечить привлечение кредитных ресурсов в производство.

2. Функция экономии издержек обращения. Мобилизуя временно высвобождающиеся средства в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала, кредит дает возможность восполнить недостаток собственных финансовых ресурсов у отдельных предприятий. Предприятие нередко обращается к кредиту, чтобы обеспечить себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта. В целом обеспечивается экономия общих издержек обращения.

3. Функция замещения наличных денег кредитными. Кредит ускоряет не только товарное, но и денежное обращение, вытесняя из него наличные деньги. В результате замены наличных денег безналичными операциями упрощается механизм экономических отношений на рынке, ускоряется денежный оборот.

4. Функция ускорения концентрации капитала. Развитие производства сопровождается процессом концентрации капитала. Заемный капитал дает возможность предпринимателю расширить масштабы производства и дополнительную прибыль. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах приносит положительные экономические результаты и в российских условиях.

5. Стимулирующая функция. Кредитные отношения, предполагающие возврат временно позаимствованной стоимости с приращением в виде процента, побуждают заемщика к более рациональному использованию ссуды, более рациональному ведению хозяйства при получении ссуды.

В экономическом развитии страны кредит играет существенную роль, которая характеризуется теми результатами, которые появляются при его функционировании для всех участников общества: частных лиц, хозяйствующихсубъектов, государства. Она проявляется при осуществлении всех форм кредита разными путями:

1) перераспределением материальных ресурсов в интересах развития производства и реализации продукции при предоставлении и мобилизации средств физических и юридических лиц;

2) воздействием на непрерывность процессов производства и реализации продукции;

3) участием в расширении производства, когда кредитные ресурсы используются в качестве источника увеличения основных средств, капитальных затрат;

4) ускорением получения потребителем товаров, услуг, жилья за счет заемных средств;

5) регулированием наличного и безналичного денежного оборота. Банк России, являясь монополистом в сфере эмиссии наличных денет, организует их обращение, а также руководит безналичными расчетами, совершаемыми кредитной системой, стимулирует, таким образом, весь производственный процесс.

РИСК ЛИКВИДНОСТИ

Риск того, что у организации возникнут сложности при выполнении обязанностей, связанных с финансовыми обязательствами, предполагающими осуществление расчетов денежными средствами или иным финансовым активом.

Официальные золотовалютные резервы мира.

Физические лица, компании, организации и государство часть своих финансовых ресурсов обращают в резервы, т. е. активы, сберегаемые для возможных будущих расходов. При анализе мировых финансов внимание уделяют прежде всего резервам, которые состоят преимущественно из иностранной валюты и золота, и особенно тем из них, что принадлежат государству, т. е. официальным золотовалютным резервам. Они хранятся в центральных банках, других финансовых органах страны и в МВФ (как взнос страны).

Официальные золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений. Другая важная задача ЗВР – воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государство продает и покупает иностранную валюту. Такие сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту и поддержания (изменения) на этой основе их обменного курса.

Существует общепринятый минимум официальных ЗВР – трехмесячный объем импорта товаров и услуг. В России золотовалютные резервы в последние годы колеблются в диапазоне 12–24 млрд. долл., а к середине 2001 г. они достигли 33 млрд USD, т. е. равняются двух-трехмесячной величине российского импорта товаров и услуг.

Величина всех ЗВР мира составляет 1,7 трлн долл. Примерно половина их сосредоточена в развитых странах, прежде всего в США (свыше 70 млрд долл.), Японии (свыше 225 млрд долл.), Германии (свыше 80 млрд долл.). Из развивающихся стран наиболее крупные ЗВР имеются у Бразилии (примерно 50 млрд. долл.) и Мексике (около 25 млрд долл.). Одними из крупнейших ЗВР в мире располагает Китай, к его собственным 140 млрд долл. перешли 80 млрд долл. ЗВР Гонконга. Велики ЗВР Тайваня (около 90 млрд долл.) и Сингапура (более 80 млрд долл.).

Около 31 тыс. тонн чистого золота составляет такая часть ЗВР, как монетарное золото, т. е. золото в государственных хранилищах. Этот официальный золотой запас медленно сокращается в последние десятилетия, так как золото почти вытеснено из международных валютно-расчетных отношений, хотя и остается высоколиквидным товаром, который быстро можно обратить в любую валюту. Если в начале ХХ в. ЗВР мира состояли преимущественно из золота, то сейчас на него приходится незначительная часть официальных ЗВР мира. Наибольший золотой запас традиционно имеют США, однако и он уменьшился с 15 тыс. т в 1961 г. до примерно 8 тыс. т в последние годы. Золотой запас в 2,5–3,5 тыс. т имеют Германия, Франция, Швейцария. В Японии и Китае он намного меньше – несколько сотен тонн.

Уменьшился и золотой запас России. Если в 1953 г. он составлял 2050 т, в 1985 г.-719,5 т (СССР), то в 90-е годы он составлял в среднем 300 т.

Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой международной валюты – специальных прав заимствования (SDR) и так называемой резервной позиции в МВФ. Специальные права заимствования были эмитированы МВФ для стран – участниц Фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Однако SDR не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в международных валютно-расчетных отношениях и в официальных резервах, поэтому их было выпущено в 1970–1980 гг. на сумму, примерно равную 30 млрд долл., а затем их выпуск вообще прекратился. Более узкие цели преследует резервная позиция в МВФ, т. е. право на получение от него кредита по первому требованию в счет доли страны в резервах Фонда. Общая величина этой резервной позиции близка к 70 млрд долл.

Таким образом, официальные ЗВР мира на 3/4 состоят из иностранных валют. Часть этой валюты хранится без движения, часть вложена в высоколиквидные иностранные государственные ценные бумаги или на депозиты в иностранных банках, что приносит дополнительный доход владельцам и распорядителям официальных ЗВР (обычно это центральные банки и (или) министерства финансов). В России основная часть официальных ЗВР находится в распоряжении Центрального банка РФ, меньшая – в распоряжении Министерства финансов РФ (преимущественно это монетарное золото).

В случае нехватки финансовых ресурсов в стране, в том числе из-за отрицательного сальдо платежного баланса (т. е. когда страна переводит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), государство предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал (займы, кредиты, ссуды, гранты). Подобные заимствования составляют значительную часть международного движения капитала. Они осуществляются на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о финансовой помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, хотя финансовый кризис конца 1990-х вынудил прибегнуть к такой помощи и новую индустриальную страну – Южную Корею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *