ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ

Данная статья посвящена анализу муниципальных правовых актов в регулировании муниципальных отношений.

Ключевые слова: местное самоуправление, финансы, ответственность.

Это подчеркивается практически во всех работах, посвященных деятельности органов местного самоуправления или правовому регулированию этой деятельности.

Определяя место нормативных правовых актов органов местного самоуправления в системе правового регулирования муниципальных отношений в Российской Федерации, следует исходить из их подзаконного характера. Юридическая сила — тот критерий, с помощью которого определяется место нормативных правовых актов в системе правового регулирования.

Исходя из природы местного самоуправления, можно отметить, что нормативные правовые акты муниципальных органов как властных субъектов, осуществляющих управление от имени населения муниципального образования, являются неотъемлемым элементом иерархической структуры системы нормативных актов как часть подсистемы подзаконных нормативных актов.

Рассматриваемые акты органов местного самоуправления издаются от имени конкретного субъекта местного самоуправления, право которого на принятие правового акта определяется федеральным законодательством, или в установленных федеральным законом случаях законодательством субъекта Федерации, или уставом муниципального образования. В этой связи каждый нормативный правовой акт органа местного самоуправления имеет строго ограниченную сферу действия, обусловленную как компетенцией конкретного субъекта местного самоуправления, так и его связью с определенным муниципальным образованием.

Подсистеме подзаконных актов свойственна одна общая особенность их юридической силы — они не должны противоречить закону. В остальном же акты названной группы во многом различаются между собой, имеют свои особенности и по содержанию, и по юридической силе, которая определяется исходя из компетенции правотворческого органа и сферы действия нормативного правового акта. Поэтому, когда мы говорим о нормативных правовых актах органов местного самоуправления как о подзаконных актах, это не означает, что они должны соответствовать только закону как акту, принимаемому органом федеральной или региональной власти, но и иным нормативным актам, являющимся, в свою очередь, также подзаконными, но более высокой юридической силы. Более того, существует определенная субординация актов в рамках одного муниципального образования. Так, нормативные акты главы муниципального образования должны соответствовать не только Конституции РФ, федеральным конституционным законам, иным нормативным актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, но и уставу конкретного муниципального образования, а также нормативным актам представительного органа муниципального образования.

В связи с этим в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны руководствоваться не только нормами закона, но и положениями нормативных актов, входящих в группу подзаконных актов.

Место нормативных правовых актов в системе правового регулирования муниципальных отношений определяется еще и тем, что это акты, действующие только в пределах муниципального образования и, соответственно, регулирующие отношения, существующие в границах муниципального образования.

Если руководствоваться только признаком юридической силы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, то сказанным можно было бы и ограничиться. Однако значение муници-

пальных правовых актов в системе правового регулирования муниципальных отношений во многом определяется и той ролью, которую они выполняют в таком регулировании.

Особое значение устава проявляется в требованиях, предъявляемых законом к его содержанию и порядку принятия. Наличие в уставе механизма реализации положений и норм, заложенных в федеральном законодательстве и законах субъекта Российской Федерации, придает этому акту особое значение в правовом регулировании муниципальных отношений.

Во-вторых, нормативные правовые акты органов местного самоуправления определяют структуру этих органов, их организационно-правовой статус, а также правовое положение депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Ведущая роль в этом принадлежит опять же уставу муниципального образования, который в соответствии со ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ определяет структуру и порядок формирования органов местного самоуправления (п. 4 ч. 1), наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального образования (п. 5 ч. 1); срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (п. 7 ч. 1). Наряду с этим устав муниципального образования определяет виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных лиц местного самоуправления.

Если рассматривать статус того или иного субъекта как совокупность его прав и обязанностей, то к нормативным правовым актам, закрепляющим статус отдельных структурных подразделений органов, кроме устава относятся и такие акты, как положения о постоянных комиссиях представительных органов, о структурных подразделениях местной администрации.

В-третьих, необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправле-

ния является их наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Устав муниципального образования — тот нормативный правовой акт, который закрепляет полномочия органов, создаваемых в конкретном муниципальном образовании. При условии, что в ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ закрепляются в целом полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, значение устава муниципального образования проявляется в том, что в нем разделены полномочия представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а также определены формы их взаимодействия. Таким образом, в актах муниципальных органов осуществляется конкретизация полномочий муниципальных органов в целом и правотворческих полномочий в частности.

В Федеральном законе N 131-Ф3 предоставляется населению право определять структуру органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. При этом число создаваемых органов местного самоуправления, их структура, формы взаимодействия зависят от ряда факторов: типа муниципального образования, численности его жителей, исторических и иных местных традиций. Все эти особенности могут быть учтены только в процессе разработки и принятия муниципальных правовых актов.

В-четвертых, особую роль нормативные правовые акты органов местного самоуправления играют в обеспечении механизма реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Законодатель, определяя в гл. 5 Федерального закона N 131-ФЗ формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, устанавливает, что порядок организации и осуществления этих форм должен определяться уставом и (или) нормативным правовым актом представительных органов местного самоуправления. Анализ правовых норм гл. 5 Федерального закона N 131-ФЗ показывает, что в уставе муниципального образования должны быть определены: вид избирательной системы, применяемой в муниципальном образовании, в соответствии с законом субъекта Федерации о муниципальных выборах, основания для отзыва и процедура его проведения, а также могут быть определены иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, не противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Федерации. Специальным нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования должен быть установлен порядок реализации правотворческой инициативы граждан. Наконец, в уставе и (или) нормативном правовом акте представительного органа согласно Федеральному закону должны определяться порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, собраний, конференций, опросов граждан. Именно на уровне муниципальных образований закрепляются процессуальные нормы, определяющие процедуру реализации форм участия населения в решении вопросов местного значения.

Таким образом, правовое обеспечение участия населения в осуществлении местного самоуправления должно создаваться именно на уровне муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом.

В-пятых, нормативные правовые акты органов местного самоуправления определяют экономическую основу муниципального образования. Основным муниципальным правовым актом, в котором содержатся основополагающие нормы о финансовой основе местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, является устав муниципального образования. Требование об обязательности отражения в уставе вопросов, связанных с местными финансами, содержится в ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ (п. 9 ч. 1).

Наряду с уставом в муниципальном образовании принимается специальный правовой акт, посвященный регулированию местных финансов на территории муниципального образования. Как правило, он носит комплексный характер и определяет структуру и компетенцию органов местного самоуправления, занимающихся финансовой деятельностью на территории муниципального образования, а также бюджетное устройство и бюджетный процесс в соответствующем муниципальном образовании. Таким актом является Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования.

Кроме того, следует отметить, что большинство нормативных актов органов местного самоуправления, изданных по вопросам регулирования местных финансов, посвящено налоговым отношениям. Указанные правовые акты принимаются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренных федеральным законодательством о налогах.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется на основе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Нормативными правовыми актами местной администрации определяются порядок, в котором органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в

соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный законодатель предусматривает, что осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Наконец, порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроль за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Посредством нормативных актов органов местного самоуправления претворяются в жизнь различного рода планы и программы развития муниципального образования. При этом следует различать акты, в которых определяются цели, задачи и направления развития муниципального образования как субъекта, обладающего материально-финансовыми ресурсами, а также акты, принимаемые по вопросам организационного планирования деятельности органов местного самоуправления.

В-шестых, муниципальные правовые акты регулируют отношения между муниципальными образованиями по перераспределению между ними полномочий. В роли таких актов выступают соглашения между муниципальным районом и поселением.

В-седьмых, важная роль нормативных правовых актов органов муниципального образования проявляется и в том, что они определяют общие правила регулирования нормотворческого процесса в муниципальном образовании. Основную роль в регулировании этих отношений играет устав муниципального образования. Определяя структуру органов местного самоуправления муниципального образования, закрепляя полномочия этих органов, устав предопределяет их правотворческую компетенцию. В муниципальном образовании принимаются и иные акты, которые влияют на нормотворческую деятельность органов местного самоуправления. Прежде всего, это регламенты органов местного самоуправления, в которых закрепляются правила разработки и принятия нормативных правовых актов.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что многообразие принимаемых в муниципальном образовании нормативных правовых актов свидетельствует о выполнении ими одновременно нескольких ролей в правовом регулировании муниципальных отношений.

Несмотря на то что при определении роли нормативных правовых актов в правовом регулировании муниципальных отношений основное внимание было уделено уставу муниципального образования, это не умаляет роль иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, развивающих и дополняющих нормы законодательства о местном самоуправлении.

Думается, что можно говорить о юридической и социальной роли этих актов. Так, юридическая роль нормативных правовых актов органов местного самоуправления проявляется в учреждении ими статуса муниципального образования, системы муниципальных органов, наделении этих органов собственными полномочиями. В первую очередь эту роль осуществляет устав муниципального образования. К юридической относится и регулятивная роль муниципальных правовых актов, которая проявляется в том, что они осуществляют регулирование значительного круга отношений, возникающих на территории муниципальных образований в пределах вопросов местного значения. Юридическая роль муниципальных правовых актов проявляется и в том, что именно эти акты принимаются с учетом интересов населения, исторических и иных местных традиций. Значительна роль этих актов также и в правовом обеспечении участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования, ибо именно на этом уровне, уровне муниципального образования закрепляется механизм реализации права населения на участие в решении вопросов местного значения. Наконец, нормативные правовые акты (прежде всего, устав муниципального образования) органов местного самоуправления играют особенную роль, являясь не только результатом правотворчества, но и основой нормотворчества муниципального образования.

Однако муниципальным правовым актам, на наш взгляд, присуща и особая социальная роль. Именно на муниципальном уровне при разработке и принятии нормативных актов органов местного самоуправления существует возможность прямого участия населения в правотворческом процессе. Это проявляется, прежде всего, в том, что именно на уровне муниципального образования имеет место закрепленная законом правотворческая инициатива граждан.

1. Учебник «Муниципальное право России» (под ред. В.И. Васильева) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2012 (2-е издание, переработанное и дополненное).

2. Иванченко О. А. Учредительная природа уставов муниципальных образований и проблемы правоприменения // Муниципальное право. 2004. N 1 — 2. С. 66.

3. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. С. 57.

4. Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006. С. 372 — 373.

5. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 209 — 210.

КУЛИКОВА Светлана Владимировна — магистрант, Одинцовский гуманитарный университет.

Финансово-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект

Конституция РФ закрепляет принцип самостоятельности местного самоуправления. В то же время реализация данного принципа невозможна без достаточной финансовой основы. Гарантируя местное самоуправление, Российская Федерация принимает на себя обязательства по обеспечению необходимых материальных и правовых условий для развития муниципальных территорий. Эффективность деятельности местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении.

Проблемы финансовой основы местного самоуправления получили в отечественной научной литературе достаточно подробное освещение.

Необходимо отметить, что вопрос о самостоятельном выделении финансовых основ местного самоуправления отдельно от экономических основ является в литературе дискуссионным.

Федеральный закон № 131-ФЗ использует только термин «экономическая основа местного самоуправления», включая в нее находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что термин «экономические основы местного самоуправления» стал чаще использоваться в научной литературе после соответствующего его закрепления в Федеральном законе № 131-ФЗ. При этом содержание его практически осталось неизменным. Так, В. И. Фадеев в 2001 г. финансово-экономические отношения (как институт муниципального права) определял как совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с форми-

Вместе с тем состав правоотношений, включаемых в рассматриваемый институт финансово-экономических основ, неоднороден.

К предмету регулирования правового института финансовой основы местного самоуправления В. В. Соловьев относит все отношения по поводу образования, распределения и использования местных финансов, а также отношения, связанные с государственным воздействием на местные финансы. Местные финансы являются финансовой основой местного самоуправления. При этом под местными финансами следует понимать, с одной стороны, экономические отношения, связанные с формированием (в том числе и за счет дотаций, субсидий и субвенций из бюджетов других уровней бюджетной системы), распределением и использованием денежных средств, необходимых органам местного самоуправления и местному населению для осуществления публичной власти на местах, а с другой — совокупность денежных средств (фонды денежных средств), находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и местного населения. В данном случае термин «местные финансы» используется в широком смысле, включающем в себя, в том числе, и местные бюджеты. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Рос-

сийской Федерации» местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

1. Подинститут расходов местных бюджетов.

2. Подинститут доходов местных бюджетов.

3. Подинститут дефицита местных бюджетов.

4. Подинститут межбюджетных отношений.

5. Подинститут местного бюджетного процесса.

6. Подинститут гарантий бюджетных прав органов местного самоуправления.

7. Подинститут ответственности органов местного самоуправления в финансовой сфере.

Как представляется, подинститут доходов местных бюджетов должен предшествовать подинституту расходов местных бюджетов (исходя из логики изложения Бюджетного кодекса РФ). В то же время вызывает сомнение необходимость отдельного выделения подинститута дефицита местных бюджетов. В то же время, исходя из ранее изложенной позиции, что местные финансы включают также и муниципальный долг, следует выделить данный подинститут в институте финансовой основы местного самоуправления.

1. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

2. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

5. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2005.

6. Выдрин И. В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006.

9. Дмитриев Ю. А., Комаров В. В., Пылин В. В. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.

12. Зуев В. М., Кузнецов С. С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. Томск, 1999.

13. Игнатюк Н. А., Замотаев А. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: Учебник для вузов. Изд. второе, стереотип. М.: Юстицинформ, 2005.

14. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы. М., 2003.

15. Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2005.

17. Крохина Ю. А. Город как субъект финансового права. Саратов, 2000.

19. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

20. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2006.

22. Мокрый В. С. О финансовом обеспечении местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления и основных направлениях совершенствования межбюджетных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 12.

24. Пансков В. Г. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1998.

25. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. М., 2000.

26. Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. М.: Велби, Проспект, 2004.

27. Результаты рассмотрения экспертно-аналитического мероприятия «Обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2006 году» // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ news.

28. Селюков А. Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления (проблемы правового регулирования). М., 2003.

владения ими основными необходимыми социально-психологическими аспектами их вышеуказанного перечня.

Читать также:  КТО ЕСТЬ КТО В РОССИИ ФИНАНСЫ И БИЗНЕС

По мнению А. А. Николаевой, К. Г. Караханян, построение карьеры имеет огромное значение для каждого индивида в отдельности и общества в целом. На ее развитие человек затрачивает колоссальные интеллектуальные, временные, физические и финансовые ресурсы. Эффективность процесса инновации социума зависит от способностей кадров квалифицированно и оперативно выполнять свои профессиональные обязанности. Стремление индивида выразить, реализовать себя в профессии является источником активности в конкретном виде деятельности, при этом формальное закрепление этих достижений состоит в карьерном продвижении кадров.

Результаты проведенного анкетирования показали, что далеко не все действующие сотрудники учреждений социальной сферы в должной мере обладают теми или иными качествами, в выпускной квалификационной работе были предложены методы для улучшения недостающих социально-психологических аспектов.

1. Ляшенко А. И. Профессиональное становление социального работника. // А. И. Ляшенко. М.: 1994. 144 с.

2. Марков В. Н., Чирковская Е. Г. Психодиагностика: диагностика личностно-профессионального потенциала. Диагностика мотивации. Учебное пособие. М.: Издательство РАГС. 2005.

3. Скрипник К. Д. и др. Управленческая деятельность: структура, функция, навыки персонала. М.: Приор. 2003.

4. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: РГСИ. 2010.

5. Николаева А. А., Караханян К. Г. Влияние социальной идентичности на построение карьеры в управленческой деятельности. М.: Московский городской психолого-педагогический университет. 2013.

Комиссарова Л. А. студент бакалавриата 4 курса факультет «Государственное и муниципальное управление»

Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

Аннотация: в статье раскрыты теоретико-правовые аспекты финансово-экономической основы местного самоуправления в России. Рассмотрены основные положения, связанные с формированием финансовой основы местного самоуправления. Изучены основные источники формирования муниципальных финансов.

Ключевые слова: финансовая основа, местное самоуправление, современная финансовая основа, органы местного самоуправления.

Abstract: In the article the theoretical and legal aspects of the financial and economic bases of local self-government in Russia. The main provisions relating to the formation of the financial basis of local self-government. Studied the main sources of municipal finance.

Keywords: financial basis, local government, the modern financial basis, local governments.

На сегодняшний день проблема формирование местных бюджетов является очень актуальной. Ведь от того, как органы местного самоуправления (далее органы МСУ) формируют и исполняют свой бюджет, зависит уровень жизни граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, что и является основной целью деятельности органов МСУ. В данной статье рассматриваются основные источники формирования местного бюджета.

Объект: органы местного самоуправления.

Предмет: современная финансовая основа органов МСУ.

Цель работы: изучить современную финансовую основу органов местного самоуправления.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

— собственные средства муниципальных образований;

— средства, предоставляемые вышестоящими органами в рамках законодательства.

От местных налетов в сборов

Муниципальные (местные) бюджеты

От федеральных в региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений

Источники финансирования дефицита бюджета

• налог на имущество физических лиц:

• налог на доходы физических лип -10% для бюджетов поселений. 20%- для районных бюджетов: 30% — для гор. округов:

• единый сельскохозяйственный налог — норматив 60%: В бюджеты муниципальных районов и гор. округов зачисляются:

• единый налог на вмененный доход — норматив 100%:

• государственная пошлина — норматив 100%:

трансферты из ФФПМО: дотации:

субсидии на проведение бюджетных реформ и стнпнонные бюджетные проекты: субвенции на целевые расходы: бттАт-ттшр тфрляты_

кредиты коммерческих оанков: облигационные займы; бюджетные кредиты: продажа активов (имущества).

НАПРАВЛЕНИЯ ИС-JTOTTT. У РАНИЯ Расходы

I гр — осуществление части государственных полномочий, переданных органам МСУ

исполнение отдельных федеральных законов (в части социальной запппы):

Текущее содержание бюджетных учреждений: дотации на оказание общезначимых услуг.

П гр — расходы, связанные с обеспечением задач местного значения

• содержание органов местного самоуправления:

— финансовое обеспечение органов внутренних дел (муниципальной милиции):

• содержание и развитие ЖКХ;

• благоустройство территории мунип образования:

• содержание дорог местного значения;

• проведение местных выборов и референдумов:

• СМИ местных органов власти;

• охрана объектов окружающей среды местного значения:

• финансовое обеспечение дошкольных учреждений;

• обслуживание н погашение муниципального долга.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, составляющий экономическую основу организации местного самоуправления. Органы МСУ обязаны обеспечивать формирование,

утверждение, исполнение местного бюджета.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходование денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам введения местного самоуправления, путем исполнения расходных обязательств соответствующих муниципальных образований.

Основными способами пополнения бюджета МСУ являются местные налоги:

— земельный налог (зачисляется в 100% эквиваленте);

— доход на имущество с физических лиц (зачисляется в 100% эквиваленте);

Муниципальные образования сами устанавливают налог, определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют налоговые льготы для определенной группы налогоплательщиков. Налогоплательщиками являются физические лица, юридические лица, организации, имеющие на праве постоянного использования земельный участок. В случае, если земельный участок находится во временном пользовании, налог не уплачивается.

Налог на имущество физических лиц.

Уплачивается ежегодно. Налоговая ставка устанавливается органами муниципального образования и рассчитывается с учетом особенностей находящегося во владении имущества. Также предусмотрены налоговые льготы для определенных групп граждан.

В бюджет муниципальных образований также подлежат зачислению доходы от федеральных налогов:

— налог с физических лиц (20%);

— единый сельскохозяйственный налог (30%);

— госпошлина (100%, если юридически значимое действие совершается на территории данного муниципального образования).

Несмотря на то, что доходы с данных налогов полностью поступают в бюджет муниципальных органов, этих средств недостаточно. Неналоговые доходы занимают значимое место в формировании бюджета органов МСУ. Эффективное использование имущества, находящегося в ведении органов местного самоуправления, поможет открыть новые резервы пополнения

бюджета. Доходы за использование имущества являются важным аспектом пополнения бюджета, но в данном вопросе многое зависит от самой администрации муниципального образования. Далеко не все управленцы способны объективно оценить объем дохода, который могло бы принести то или иное имущество, если бы оно было включено в хозяйственную деятельность муниципального региона.

Также большую роль в формировании бюджета занимают доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Такая область доходов малоразвита, но государство делает все возможное для дальнейшего развития, так как денежные средства, полученные ими при осуществлении своей деятельности, утвержденной уставом, не облагается налогом на прибыль, т.е. поступает в бюджет в полном объеме.

Согласно ст. 7 закона «О финансовых основах местного самоуправления» к собственным доходам местного бюджета относятся:

— доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

— доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося на территории муниципального образования;

— доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

— штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

В том числе мы не можем забыть про безвозмездные и безвозвратные перечисления в бюджет, к которым относятся:

— и иные безвозмездные перечисления, поступающие от физических и юридических лиц, международных организаций.

Таким образом, следует сделать вывод, что эффективность работы органов МСУ напрямую зависит от того, насколько грамотно местная администрация сможет распорядится имеющимися ресурсами. Путем увеличения количества источников становления финансовой выгоды не только за счет налоговых платежей, но и не налоговых доходов. Для создания большего удельного веса неналоговых поступлений в структуре муниципального образования, органам МСУ следует более часто и тщательно проводить проверки, связанные с законным использованием земельных участков и муниципального имущества; следить за своевременной уплатой арендных взносов и т.д. также необходимо минимизировать финансовую зависимость от органов государственной власти. Органам МСУ необходимо заранее прогнозировать возможный

убыток от муниципального предприятия, если оно не в состоянии поддерживать себя в условиях нарастающей конкуренции. Возможна передача данных компаний в аренду группе активных предпринимателей, что в свою очередь повлечет получению новых налоговых поступлений.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015))

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ

5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016

Комлев И. В. студент 4 курса факультет менеджмент Финансовый университет при правительстве РФ Российская Федерация, г. Москва МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация. Исследован механизм управления эффективностью инвестирования национальной экономики, выделены направления необходимой деятельности государства в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которые позволят ее авизовать. Предложена модель управления эффективностью инвестирования государства.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные ресурсы, инвестирование национальной экономики, управления эффективностью инвестирования, механизм эффективного инвестирования.

Komlev I. V. Student, faculty of management Financial university under the government of the Russian federation

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INVESTMENT MANAGMENT MECHANISM OF NATION

Annotation. The efficiency of the control mechanism of the investment of the

Правовую
основу местного самоуправления в
Российской Федерации составляют
нормативные правовые акты, регулирующие
вопросы организации и деятельности
местного самоуправления.

Формирование и
использование местных финансов
осуществ­ляются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом «Об общих принципах
организации мест­ного самоуправления
в Российской Федерации», Федеральным
законом «О финансовых основах местного
самоуправления в Рос­сийской Федерации»,
«Бюджетным кодексом Российской
Федера­ции», а также другими федеральными
законами, конституциями, уставами и
законами субъектов Российской Федерации,
уставами и иными правовыми актами
муниципальных органов местного
самоуправления.

Федеральный закон
«О финансовых основах местного
самоуправления в Рос­сийской Федерации»
определяет основные принципы организации
местных финансов, устанавливает источники
формирования и направления использования
финансовых ресурсов местного
самоуправления, основы бюджетного
процесса в муниципальных образованиях
и взаимоотношения органов местного
самоуправления с финансовыми институтами,
а также гарантии финансовых прав органов
местного самоуправления.

Государство
предоставляет органам местного
самоуправления определенные финансовые
гарантии, необходимые для обеспече­ния
эффективной деятельности. В целом,
содержанием финансо­вых гарантий
органам местного самоуправления является
процесс формирования доходов муниципальных
образований, порядок их распределения
и контроль за использованием. Важнейшей
гаран­тией является гарантия финансовой
самостоятельности, происте­кающая
из распределения власти и полномочий
в государстве.

Гарантия финансовой
самостоятельности в вопросах местных
органов власти включает в себя наличие
собственных источников доходов и
независимое ведение бюджета под правовым
контролем вышестоящих уровней власти.

Понятие и состав финансовой системы.

Совокупность,
взаимосвязь и взаимодействие финансовых
институтов образуют финансовую
систему.

— из государственных
финансов, включающих в себя централизованные
финансы, аккумулированные в бюджетной
систем в т.ч. бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды
(ФСС, ОМС, ПФ);

— финансов
предприятий, учреждений и организаций,
объединяющие децентрализованные
финансы:

а) унитарных
предприятий, осуществляющих деятельность
на базе госсобственности на праве
хозяйственного ведения;

б) казенных
учреждений, осуществляющих деятельность
с использованием госсобственности на
праве оперативного управления;

в) предприятий,
осуществляющих коммерческую деятельность;

— кредитования,
объединяющего финансы кредитных
учреждений и государственный кредит;

— страхования,
представленного отраслью страхования,
включающее в себя социальное, личное,
имущественное страхование, страхование
ответственности, предпринимательских
рисков и т.д.;

— финансов местного
бюджета;

— учетных систем
в материальном смысле(бухучет в
коммерческом секторе, бюджетном секторе,
налоговый учет.

В настоящее время
нормативную базу местных финансов
составляют: Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон “Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”,
бюджетным и налоговым кодексами и т.д.

Понятие “местные
финансы” охватывает средства местного
бюджета, государственные, муниципальные
ценные бумаги, принадлежащие органам
местного самоуправления, и другие
финансовые средства.

Финансовая
состоятельность достигается передачей
объектов государственной собственности
в муниципальную, а также материальных
и финансовых средств, необходимых для
осуществления полномочий органов
местного самоуправления.

Дополнительно на
субъекты Российской Федерации возлагается
ответственность за обеспечение
сбалансированности минимальных местных
бюджетов на основе нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности (ст.5, п.5
Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”).

При этом финансовая
самостоятельность выступает в качестве
объективной необходимости реализации
вопросов, находящихся в ведении
муниципальных образований (ст.6
Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”).

Органы местного
самоуправления самостоятельно формируют,
утверждают и исполняют местный бюджет;
устанавливают местные налоги и сборы.
При этом разработку проекта и исполнение
бюджета осуществляют администрации
муниципальных образований. Утверждение
бюджета и контроль за его исполнением
осуществляет представительный орган
местного самоуправления

Бюджет формируется
на основе прогноза основных направлений
социально-экономического развития
муниципального образования, который
разрабатывается комитетом (управлением)
по экономике Администрации муниципального
образования, а также в соответствии с
единой бюджетной классификацией,
установленной в Российской Федерации
(Федеральный закон “О бюджетной
классификации Российской Федерации”10
от 15 августа 1996 года). Необходимым
условием бюджетно-финансовой политики
региона является сбалансированность
бюджета субъекта Федерации и бюджетов
муниципальных образований на основе
принципов социальной рыночной экономики
и разграничения бюджетной ответственности.
При наличии дефицита бюджета приоритетному
финансированию подлежат расходы текущего
бюджета.

Отчет об исполнении
бюджета и отчеты об использовании
средств внебюджетных и валютного фондов
составляются органами местного
самоуправления по всем основным
показателям доходов и расходов в
установленном порядке с необходимым
анализом исполнения доходов (в том числе
по обеспечению уровня закрепленных
доходов и расходования средств).

Понятие финансов и финансовой системы.

Финансы (от лат.
finire) представляют собой экономические
отношения, посредством которых на основе
планового распределения и перераспределения
денежных средств аккумулируются и
распределяются государственные денежные
средства. С 17 века этот термин получает
международное признание и используется
для обозначения всех отношений, связанных
с доходами и расходами государства.

Вообще финансы можно
понимать в двух смыслах. Финансы
в экономическом смысле
– совокупность экономических отношений,
образующихся в процессе аккумулирования,
распределения и использования денежных
средств.

Финансы в материальном
смысле – фонды
денежных средств, которые мобилизуются
и используются государством и
муниципальными образованиями для
реализации своих функций.

Финансы – это
денежные отношения по образованию,
распределению, использованию денежных
фондов.

Существуют
финансовая система страны и финансовая
система государства.
То есть финансовая система понимается
в материальном смысле как совокупность
фондов, через которые государство
осуществляет свою деятельность, а
финансовая система в организационном
значении понимается как система органов
государственной власти и органов
самоуправления,иных государственных
и муниципальных органов и учреждений,
которая задействована в организации
финансовой деятельности государства
и денежного обращения страны.

Финансовая система
страны — совокупность
всех финансовыx институтов (групп
экономических отношений) в их взаимосвязи,
т.е. объективно обусловленное внутреннее
строение финансов. Такими институтами
являются:

Также финансовая
власть равномерна распределена между
тремя ветвями власти. Финансовую
деятельность осуществляют все органы
государства и муниципальных образований.
В то же время ее значимость и специфический
характер обуславливают необходимость
формирования специальных субъектов,
наделяемых соответствующей компетенцией
в сфере финансов. К ним в первую очередь
относятся Министерство финансов РФ и
Центральный банк Российской Федерации
(Банк России).

Министерство
финансов РФ,
являясь федеральным органом исполнительной
власти, обеспечивает проведение единой
государственной финансовой политики
и осуществляет общее руководство
организацией финансов в стране. Существует
Положение о нем (утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от
30 июня 2004 г.), где закреплен ряд полномочий,
в частности, Минфин вносит в Правительство
проекты федеральных НПА в сфере финансов,
принимает свои НПА и осуществляет:
1)составление проекта федерального
бюджета, 2)представляет в правительство
отчетность об исполнении федерального
бюджета, 3)управление средствами
стабилизационного фонда, 4) выполнение
функция эмитента государственных ценных
бумаг, 5) управление гос. долгом, 6) сбор,
обработка и анализ информации о состоянии
финансов, 7) организация перечисления
межбюджетных трансфертов. Для их
реализации в структуре Минфина образованы
департаменты, а также он осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении федеральных
служб.

Центральный банк
РФ (Банк
России), возглавляет систему кредитных
учреждений, одновременно осуществляя
функции органа государственного
управления, наделенного властными
полномочиями. Вместе с Правительством
РФ Банк России определяет политику
государства в области денег и денежного
обращения, контролирует и направляет
деятельность коммерческих банков,
проводит денежную эмиссию. По вопросам,
отнесенным к его компетенции, Банк
России имеет право издавать нормативные
акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, всех юридических и
физических лиц.

Органы, осуществляющие
контроль в области финансовой деятельности:

Федеральное
казначейство
Российской Федерации взаимодействует
с органами государственного управления
субъектов Федерации в процессе зачисления
доходов и взаиморасчетов между бюджетами,
координирует работу по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации, следит
за государственной казной;

Счетная палата
РФ, подотчетная
Федеральному Собранию РФ, осуществляет
контроль за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

Про Гос. Думу,
ПРавительство и Президента говорить
наверное не надо. Это просто чтобы
вспомнить, ну и представлять.

Государственная
Дума, которая,
являясь представительным органом,
обсуждает и принимает федеральные
законы по вопросам: 1) федерального
бюджета; 2)федеральных налогов и сборов;

3)финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования, 4)денежной эмиссии.

Кроме того, в
соответствии со ст. 106 Конституции РФ,
федеральные представительные органы
и представительные органы субъектов
федерации рассматривают, обсуждают и
утверждают федеральный бюджет, бюджет
республик, входящих в состав РФ.

Правительство РФ,
которое, реализовывая исполнительную
власть, в соответствии со ст. 114 Конституции
РФ: 1) разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение; 2)
представляет Государственной Думе
отчет об исполнении федерального
бюджета; 3)обеспечивает проведение
единой финансовой кредитной и денежной
политики в пределах соответствующей
территории.

Президент РФ
как глава государства обеспечивает в
области финансов согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, исходя
из положений Конституции РФ и федеральных
законов, определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
в соответствии с которой строится и
финансовая политика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *