ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Финансовая
деятельность организаций
— организуемый руководством любой
организации процесс формирования,
распределения и использования денежных
фондов и накоплений для расширенного
воспроизводства и пополнения
государственных фондов денежных средств.

Финансовой
деятельности организаций всех форм
собственности свойственны ряд принципов,
нашедших отражение в законодательстве.

Принцип законности.

Финансовая
деятельность любой организации
осуществляется в соответствии с
российским законодательством (гражданским,
финансовым, трудовым, бухгалтерским и
т.д.).

Принцип организационно-правовой формы.

От
организационно-правовой форм организации
зависят, например, размеры уставного
капитала и резервного фонда.

Принцип самостоятельности в сочетании с государственным регулированием.

Организации
самостоятельно принимают решения по
созданию различных фондов, что должно
быть закреплено в уставе организации,
в противном случае организация не сможет
эти фонды использовать. Предельные
параметры этих фондов устанавливаются
государством.

4.
Принцип планирования и прогнозирования
процессов формирования и использования
финансовых ресурсов.

Важное
условие успешной деятельности организаций
и предприятий – грамотно составленный,
выверенный в соответствии с экономическими
и иными прогнозами бизнес план организации.
Предоставление бизнес-плана — неотъемлемое
условие инвестирования и кредитования
организации. Бизнес-план делает прозрачной
деятельность организаций и является
своего рода страховой гарантией
своевременного возврата вкладов и
процентов кредиторам и инвесторам.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования.

Затраты
на производство, реализацию продукции
и на развитие производства осуществляются,
в первую очередь, за счет собственных
средств организации (прежде всего за
счет прибыли). За счет собственных
финансовых ресурсов организации погашают
и банковские кредиты.

Принцип
самоокупаемости и самофинансирования
предполагает необходимость создания
резервных фондов, предназначенных в
акционерных обществах, например, для
покрытия убытков, а также для погашения
облигаций общества и выкупа акций
общества в случае отсутствия иных
средств

Принцип разграничения средств, предназначенных для основной деятельности и капитальных вложений.

Данный
принцип закреплен в бухгалтерском
законодательстве и реализуется в
требовании к организациям вести
раздельный учет текущих затрат на
производство и капитальные вложения.

Принцип имущественной обособленности.

Активы
и обязательства организации существуют
и учитываются обособленно от активов
и обязательств собственников этой
организации, а также активов (арендованное
имущество) и обязательств других
организаций. Это вызвано тем, что
организация отвечает по своим
обязательствам только собственным
имуществом.

Принцип контроля.

Контроль
за состоянием финансовых ресурсов и их
надлежащим использованием обеспечивается
благодаря обязательному ведению
бухгалтерского учета и представлению
достоверной финансовой отчетности.

Внутренний
контроль за финансовой деятельностью
организации осуществляют бухгалтерские
службы и службы внутреннего аудита, а
внешний — компетентные государственные
органы, органы местного самоуправления,
банки, аудиторские организации.

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Понятие финансов предприятий

Финансы
являются одной из важнейших экономических
категорий, отражающей экономические
отношения в процессе создания и
использования фондов денежных средств.
В современных условиях выделяются два
вида финансов — государственные и
частные. Оба понятия схожи по своему
содержанию, но имеют разнонаправленное
действие.

Понятие
финансов (государственных
и частных) имеет
в своем составе два элемента:

1)
совокупность фондов денежных средств;

2)
совокупность отношений по формированию,
распределению и использованию указанных
фондов.

Государственные
финансы преследуют своей целью выполнение
функций и задач государства. Возникновение
частных финансов, или финансов предприятий,
продиктовано их значением в современной
экономике, а именно:


во-первых, наличие финансов предприятий
необходимо в рыночных условиях, так как
они являются залогом стабильного
развития государства. Умелая организация
финансов предприятий способствует
повышению эффективности управления
денежными фондами, производительности
труда и в целом увеличивает вероятность
принятия оптимальных управленческих
решений;


во-вторых, наравне с вышеуказанным,
финансы предприятий выступают необходимым
условием стабильности всей финансовой
системы государства, поскольку формируют
ее основу;


в-третьих, присутствие финансов
предприятий как элемента финансовой
системы государства обеспечивает
выполнение социальной политики.

Следовательно,
присутствие финансов предприятий в
структуре финансовой системы государства
объективно в условиях рыночных отношений,
поскольку они представляют собой
фундамент, необходимый для существования
и развития других элементов (страхования,
кредита и бюджетной системы государства).

Современная
роль финансов предприятий резко
отличается от их роли в советский
период, главным отличительным признаком
которого являлся хозяйственный расчет.
Финансы советских предприятий
(кооперативно-колхозные) были ограничены
в своем развитии, так как хозяйственный
расчет отвергал свободный выбор
контрагентов, а инициатива в области
ценообразования, планирования,
финансирования и распределения прибыли
полностью исходила от государства.
Применение коммерческого расчета в
условиях рыночных отношений является
фактором самостоятельного развития
финансов предприятий, предоставляя
предприятиям свободу в выборе
контрагентов, установлении цен,
осуществлении планирования своей
деятельности и распределении прибыли.
Однако финансы предприятий в современных
условиях вынуждены развиваться,
полагаясь только на свои собственные
возможности и ресурсы, — это вызвано
действием принципа самофинансирования,
одного из ключевых в нынешних условиях
организации финансов предприятий.

В
целом можно выделить несколько
принципов организации финансов
предприятий:

1)
экономическая самостоятельность в
выборе сферы деятельности, изыскании
источников средств и направлений их
использования и в распределении прибыли;

2)
самоокупаемость и самофинансирование.
Если самоокупаемость предполагает
полное покрытие всех расходов предприятия
за счет собственных доходов, то
самофинансирование подразумевает, что
собственные доходы предприятия должны
не только покрывать все расходы, но и
являться источником формирования
фондов для развития в перспективе. В
совокупности данные постулаты означают,
что непременным условием существования
и развития финансов предприятий
является:

3)
материальная заинтересованность на
всех уровнях организации финансов
предприятий: трудового коллектива —
в полной оплате труда; предприятия —
в получении прибыли для своего развития;
государства — в своевременном и полном
поступлении налогов и сборов, а также
в удовлетворении общественных
потребностей;

4)
экономическая ответственность,
сопровождающая весь процесс развития
предприятия и проявляющаяся на уровне
трудового коллектива в форме вычетов
за нарушение нормативных правовых
актов, брак в работе, нанесение ущерба
предприятию и др., а также на уровне
самого предприятия — штрафы, пени,
неустойки за нарушение договорных
обязательств, несвоевременное
перечисление налогов, нарушение
исчислений налоговой базы и пр.;

5)
формирование финансовых резервов как
в обязательном, так и в добровольном
порядке, что вызвано высокой долей
рисков в рыночной экономике.

Указанные
принципы являются общими для организации
финансов всех предприятий, равно как
и ее механизм. Финансовый
механизм представляет
собой совокупность элементов, образующих
единый аппарат управления финансами
предприятий, причем каждый из этих
элементов формируется и действует во
взаимосвязи с основными принципами
организации частных финансов в
современных условиях.

В
состав финансового механизма входят:

Большое
значение имеет правовое
обеспечение деятельности
предприятия. К нему относятся:


Конституция Российской Федерации;


Гражданский, Бюджетный и Налоговый
кодексы Российской Федерации;


указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства Российской
Федерации;


нормативные правовые акты министерств
и ведомств Российской Федерации.

Роль
нормативного
обеспечения выполняют
отдельные нормативные документы как
внутрихозяйственного, так и
внутриотраслевого значения (решения
вышестоящих организаций, решения самого
предприятия — приказы, распоряжения
руководителя и др.).

Финансовый
метод представляет
собой общую форму (направление)
воздействия в отличие от финансового
рычага, который
характеризует конкретный способ
действия. Прежде всего необходимо
установить метод, а затем рычаг.
Совокупность методов и рычагов образует
единый инструмент управления, причем
предприятие непосредственно может
устанавливать некоторые сочетания
методов и рычагов или воздействовать
на них.

Таким
образом, установление того или иного
финансового метода позволяет организовать
отношения по поводу формирования,
распределения и использования фондов
денежных средств предприятия, а
применение рычага непосредственно
влияет на фонды денежных средств.

Информационное
обеспечение отражает
потоки информации, под воздействием
которых предприятие развивается. Все
источники информации делятся на
внутренние и внешние. Внутренние потоки
информации формируются на предприятии,
внешние — за его пределами. В условиях
рыночных отношений, характеризующихся
высокой степенью открытости, влияние
внешней информации резко возрастает
и оказывает непосредственное действие
на организацию финансов предприятий.

Особенности
организации финансов предприятий
проявляются под воздействием трех
ключевых факторов:

В
зависимости от цели
функционирования различают
финансы коммерческих и некоммерческих
предприятий. Организация финансов
коммерческих предприятий подчинена в
первую очередь получению прибыли в
отличие от организации финансов
некоммерческих предприятий.
Организационно-правовые
формы также
накладывают отпечаток на организацию
финансов предприятий, поскольку для
некоторых организаций определенной
организационно-правовой формы
устанавливаются правила по формированию
и использованию, например, резервных
фондов.

Читать также:  Храните свои деньги в драгоценных металлах

Отраслевая
принадлежность отражает
характерные особенности деятельности
в той или иной отрасли (промышленность,
транспорт, сельское хозяйство, торговля
и др.). Действие всех факторов на
организацию частных финансов наиболее
ярко прослеживается в структуре финансов
отдельных предприятий.

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций

4.1. Понятие финансов предприятий и их правовой режим

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности этих субъектов создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов. Бухгалтерии предприятий и организаций являются низовым звеном, непосредственно занимающимся финансами. Поэтому реальная финансовая деятельность государства отражается в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов.

Финансы предприятий являются основным объектом правового регулирования, поскольку они обусловливают определенный круг отношений с другими институтами финансового права: бюджетным правом, налоговым правом и др. Именно поэтому информационно-правовая база финансов предприятий и организаций чрезвычайно широка. Она охватывает: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и многие другие нормативные правовые акты.

Материальным выражением финансов являются денежные фонды, которые в совокупности составляют финансовые ресурсы предприятия. Финансовые ресурсы образуют собственные средства (денежные доходы и накопления), а также привлеченные и заемные средства (денежные поступления извне).

Состав средств предприятия и источников их формирования отражается в финансово-правовом акте – балансе.

Актив бухгалтерского баланса включает внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотные средства (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства). В пассиве баланса показаны величина собственного капитала (уставный капитал, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль) и величина заемных источников средств (долгосрочные займы, кредиты банков, кредиторская задолженность).

Финансы хозяйствующего субъекта, отображенные в его бухгалтерском балансе, выполняют двоякую роль.

Во-первых, часть из этих финансов подлежит перераспределению в централизованные фонды государства. Фактически полученная прибыль является тем денежным ресурсом, откуда государство стабильно получает необходимые денежные средства. Поэтому финансы предприятий (организаций) всех форм собственности составляют фундамент финансовой системы государства.

Во-вторых, финансы предприятия образуются для выполнения собственных производственных и социальных задач. При этом особенностью финансов предприятия является их сложный распределительный характер, ибо большая часть правоотношений возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от реализации, валового дохода (прибыли) и чистой прибыли.

В связи с этим государство воздействует на финансовые отношения хозяйствующих субъектов, определяя единый порядок формирования ресурсов предприятия и организацию его фондов. Осуществляется такое воздействие посредством нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

4.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

В настоящее время фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

I уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам учета;

II уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

III уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и другие подобные им документы;

IV уровень – внутренние документы конкретной организации.

Основополагающим источником права, непосредственно регулирующим бухгалтерскую практику, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.). Отдельные нормы, относящиеся к правилам ведения учета, содержат Законы РФ «Об акционерных обществах» и «О финансовой аренде (лизинге)».

Нормативные документы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг многочисленны и составляют массив конкретных норм, регулирующих учетную работу. Основными нормативными документами, содержащими правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях, являются:

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 30.06.2003 г.);

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 07.05.2003 г.);

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (ред. от 30.12.1999 г.);

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 18.05.2002 г.). и др.

Нормы бухгалтерского законодательства содержатся в Гражданском кодексе РФ, согласно которому юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс. В бухгалтерском балансе отображаются данные о финансовых ресурсах хозяйствующего субъекта на определенную отчетную дату.

Имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на начало и конец отчетного периода показаны в финансово-правовом акте – бухгалтерском балансе.

По экономическому содержанию бухгалтерский баланс представляет собой метод группировки имущества по его составу и размещению (актив), а также по источникам его формирования (пассив). Статьи актива и пассива баланса и их денежная оценка отражаются в форме № 1 бухгалтерской отчетности предприятия. Правовой режим формирования баланса и других финансовых отчетов кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 31.12.2004 г.).

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется по правилам бухгалтерского учета. С учетных позиций преобладающая часть правоотношений хозяйствующих субъектов возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от продажи продукции и товаров (выручки от реализации), валовой прибыли и чистой прибыли.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств для предприятия. Выручка может определяться двумя методами: по мере оплаты и поступления денежных средств – кассовый метод; или по мере отгрузки товаров и предъявления расчетных документов покупателю – метод начислений. Согласно действующему законодательству учет выручки от реализации для составления бухгалтерской отчетности ведется только по методу начисления, а для целей налогообложения – по методу начисления либо по кассовому методу в зависимости от выбранной предприятием учетной политики.

Предприятие осуществляет разнообразные затраты на производство и реализацию продукции, на научно-исследовательские работы, подготовку и обучение кадров, социально-культурные мероприятия. Среди них затраты на производство и реализацию продукции занимают наибольший удельный вес. Выраженные в денежной форме, они составляют себестоимость продукции.

При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Для целей налогообложения правовое регулирование затрат базируется на положениях гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». При этом все произведенные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. А некоторые виды затрат лимитируются, т. е. принимаются в налоговом учете только в пределах установленных норм. Затраты сверх норм и нормативов относятся на финансовые результаты, прибыль предприятий.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Данный вид прибыли является учетным показателем и используется при составлении бухгалтерской отчетности.

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется в бухгалтерском учете исходя из валовой прибыли с учетом влияния на результат коммерческих и управленческих расходов, операционных доходов и расходов, а также прочих внереализационных доходов и расходов. После уменьшения этого результата на суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и иным аналогичным обязательствам формируется прибыль (убыток) от обычной деятельности.

Конечный финансовый результат деятельности организации принято называть чистой (нераспределенной) прибылью. Этот финансовый результат по состоянию на отчетную дату формируется исходя из прибыли от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.) в случае их возникновения. Если по итогам отчетного года достигнут положительный финансовый результат, речь идет о чистой (нераспределенной) прибыли, если отрицательный – о непокрытом убытке.

Читать также:  Финансы это категория базиса

Порядок распределения и использования чистой прибыли на предприятии закрепляется в его уставе, а также в положениях учетной политики. Часть этой прибыли увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе капитализации, вторая часть показывает долю прибыли, используемой на потребление.

Согласно нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета, чистая прибыль является финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Порядок и источники ее формирования указаны в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибыли и убытках».

Государство жестко не регламентирует распределение чистой прибыли, а через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на капитальные вложения, благотворительные цели, содержание объектов и учреждений социальной сферы. Законодательство лишь ограничивает размер резервов, устанавливает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Как отмечалось ранее, правила налогового законодательства устанавливают правовой режим прибыли, полученной налогоплательщиком. Этот режим определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»).

Таким образом, показатели бухгалтерской прибыли до налогообложения и прибыли, полученной налогоплательщиком, не тождественны: первый используется в бухгалтерской отчетности и финансовом анализе, второй – для целей налогообложения в фискальных интересах государства. Отсюда возникает проблема оптимального варианта учета интересов субъектов бухгалтерских и налоговых правоотношений.

4.3. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения

Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода удовлетворения государства как пользователя информации об объектах налогообложения. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый подход предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета. Здесь речь идет о так называемом «бухгалтерском налоговом учете». Примером может служить налог на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налоговую базу.

Однако для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтерского учета недостаточно. Кроме того, составы субъектов-налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадают. Этим объясняется последующее употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.

Такой «смешанный налоговый учет» применялся с момента принятия Правительством РФ постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат» по налогу на прибыль предприятий и организаций.

В рамках смешанного налогового учета можно выделить несколько специальных приемов и способов:

• установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, применение такого учетно-налогового показателя, как «валовая прибыль»;

• расчет специальной «налоговой себестоимости» представляет собой установление особого правила формирования учетно-налогового показателя, отличного от методики бухгалтерского учета;

• определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. Используют два метода формирования налоговой базы: кассовый, или метод присвоения; накопительный, или метод начислений;

• установление налогового дисконта – поправки, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером является специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС;

• определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения. В рамках одного налогового периода исчисление налога возможно по некумулятивной системе или по кумулятивной системе (нарастающим итогом);

• введение специальной налоговой документации – технический прием смешанного налогового учета. В составе этой документации выделяется налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. Общий порядок представления деклараций и правила внесения в них дополнений и изменений определены ст. 80–81 Кодекса.

По мере развития российской налоговой системы ее информационное обеспечение постоянно развивается и совершенствуется. А учитывая наличие расхождений в бухгалтерском учете по сравнению с тем, что принимается для целей налогообложения, в законодательство может быть введен обособленный учет по отдельным налогам.

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль.

Следовательно, показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Другими словами, налоговой учет по сравнению с бухгалтерским является внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313–333 НК. Кратко охарактеризуем общие положения налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение – обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок должен быть утвержден соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решения об осуществлении новых видов деятельности, а также о любых изменениях порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения должны отражаться в этой учетной политике и применяться налогоплательщиком с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования суммы доходов и расходов;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• порядок формирования сумм создаваемых резервов;

• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета служат первичные учетные

документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета установленной формы, расчет налоговой базы. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

О дополнительном стандарте бухгалтерского учета. Начиная с отчетности 2003 г. введено в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Согласно этому стандарту на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражается сумма налога на прибыль организаций, которая исчислена в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и суммы, ее корректирующие. Это необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по различным правилам системного и внесистемного учета.

Положение по бухгалтерскому учету 18/02 ввело правило, согласно которому на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражаются: а) сумма налога на прибыль, исчисленная по методике бухгалтерского учета; б) суммы, корректирующие эту прибыль. Для этого устанавливаются такие объекты бухгалтерского учета, как:

• постоянные налоговые обязательства;

• отложенный налоговый актив;

• отложенное налоговое обязательство.

Все эти объекты формируют информацию о влиянии разниц в связи с различиями в оценке активов и обязательств, времени признания доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Поэтому стандарт требует изменения учетной политики организации, поскольку затрагивает рабочий План счетов и систему аналитического учета.

Тем самым ПБУ 18/02 нормативно закрепляет право пользователей на информацию о причинах, размерах и характере влияния отклонений в сумме налога на прибыль, исчисленного по правилам бухгалтерского и по налоговому законодательству. По сути, исполнение требований ПБУ 18/02 призвано обеспечить наглядность и прозрачность при формировании информации о расчетах по налогу на прибыль, вводит контрольный элемент для исчисления правильности налога на прибыль.

Читать также:  6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

Таким образом, можно считать, что в 2002–2003 гг. произошло коренное изменение не только правил ведения учета, но и всей предпринимательской деятельности в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства
Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем. Сфера ЖКХ регулируется следующими

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности
9.1. Понятие банковского кредитаБанковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности
10.1. Понятие финансовой аренды (лизинга). Виды лизингаПо своему экономическому содержанию лизинг является формой кредитования без передачи права собственности на товар арендатору. Лизинг можно рассматривать как

Тема 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 7
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Возникновение антимонопольного законодательства
Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат

Правовое регулирование цен предприятий-монополистов

4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном

Тема 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 10
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к

Правовое регулирование аудиторской деятельности

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности
Нормативные документы:? Гражданский кодекс РФ.? Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской

Тема 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных

Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств.2. Виды таможенных режимов и платежей.3. Порядок производства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

100. Правовое регулирование в строительной деятельности
Правовое регулирование отношений по капитальному строительству входит в компетенцию Российской Федерации. Пути совершенствования правового регулирования строительной деятельности тесно связаны с

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности
Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового положения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в их учредительных

ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ГЛАВА 1
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Понятие рекламного права и рекламного законодательства
Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и

Доходы предприятия
состоят из выручки от реализации
продукции и внереализационных доходов.

Выручка
– это денежные средства, поступающие
в кассу, на расчетный счет предприятия
за отгруженную продукцию продукции,
выполненные работы и оказанные услуги.

Внереализационные
доходы –
это суммы, полученные от штрафов, пений,
неустоек, процента за хранение средств
на счетах в банке, дивиденды по акциям,
а также все др. доходы не связанные с
основной деятельностью предприятия.

Показателем,
характеризующим деятельность любого
предприятия и, одновременно являющимся
основным источником расширенного
воспроизводства и материального
стимулирования, является прибыль.

Различают балансовую
и чистую
прибыль.

Балансовая
прибыль –
это выручка от реализации продукции и
доходы от
внереализационных мероприятий,
уменьшенных на сумму расходов по этим
мероприятиям.

Чистая
прибыль –
это прибыль остающаяся в распоряжении
предприятий после уплаты налогов и
финансовых санкций.

С
экономической точки зрения, прибыль —
разница между полученной выручкой и
производственными затратами
на получение этой выручки.

Те затраты, которые
исключаются из выручки, включаются в
себестоимость. Основной нормативный
акт, регулирующий
вопросы себестоимости, называется
«Основные положения по составу затрат,
включая себестоимость продукции».
Все затраты, относящиеся к себестоимости
продукции, группируются в соответствии
с их экономическим
положением. Это материальные затраты,
затраты на оплату труда, отчисления на
социальные расходы, амортизация основных
фондов или средств и пр.

В
элементе материальные
затраты
отражают стоимость приобретенного
сырья и материалов, всех видов топлива,
энергия и др. компонентов.

К
расходам
на оплату труда
относят затраты по
выплате з/п, премий и др. виды выплат в
денежной и натуральной форме.

Отчисления на
социальные нужды включают
отчисления на обязательное социальное
страхование.

В амортизации
основных фондов
отражается сумма амортизационных
отчислений на полное восстановление
основных производственных фондов. В
состав прочих затрат включаются налоги,
относимые на себестоимость, проценты
по краткосрочным ссудам, ряд др. затрат.

Источником
формирования финансовых ресурсов
являются амортизационные
отчисления.
Они не представляют доход, но остаются
в распоряжении предприятия и имеют
целевое назначение.

Банковский кредит
является важным источником финансовых
ресурсов. Сегодня банки предоставляют
предприятиям кредиты на различные цели,
связанные с финансированием основного
и оборотного
капитала. С точки зрения банковского
кредита их можно разделить на
кратковременные и долгосрочные кредиты.
По общему правилу кратковременный
кредит дается на срок не свыше 12 месяцев,
а долговременный с 12 месяцев и более.

Правовые основы финансирования расходов предприятия.

В процессе
хозяйственной и финансовой деятельности
предприятие осуществляет определенные
денежные затраты, которые могут быть
сгруппированы как расходы по следующим
направлениям:

Выше перечисленные
затраты включаются в себестоимость
продукции, а если не финансируются, то
финансируются за счет прибыли или др.
источников.

Затраты на
производство и реализацию продукции
включаются в себестоимость, возмещаются
в каждом производственном цикле из
выручки. Капитальное вложение
возмещается в течение ряда лет в
виде амортизационных отчислений.
Связано это с тем, что основные фонды
переносят свою стоимость на готовую
продукцию не сразу, а по частям.

Расходы на
социально-культурные мероприятия
включают затраты на содержание
ведомственных социально-культурных
объектов, а также затраты на подготовку
и переподготовку кадров, а так же затраты
на подготовку и освоение производства,
на управление производством, на
обеспечение нормальных условий труда
и др. Это затраты на производство и
реализацию продукции.

Нормально
функционирующее предприятие – это
предприятие, осуществляющее свою
производственную деятельность на
расширенной основе, а для этого оно
должно постоянно инвестировать основные
и оборотные фонды.

Инвестиция – это
долгосрочные вложения в объекты
предпринимательской деятельности в
результате чего образуется прибыль.

Источники
финансирования капитальных вложений:

Амортизационные
отчисления
– денежное выражение части стоимости
основных фондов, ктр. В процессе
производства переносятся на производимый
продукт, и предназначается на возобновление
этих фондов на новой технической основе.

Следует знать, что
амортизационные отчисления производятся
по установленным нормам, а нормой
является размер амортизационных
отчислений за год в процентах к балансовой
стоимости основных фондов.

Основными источниками
функционирования оборотных средств
является прибыль, ктр. Остается в
распоряжении предприятия, а так же
банковские кредиты. Но, кроме указанных
источников еще существует один
специфический источник – устойчивые
пассивы – это
средства, ктр. не принадлежат к данному
предприятию, но постоянно или периодически
находятся у него в обороте (з/п, минимальная
задолженность по з/п, налогам; авансы и
предоплаты).

Калькуменция
себестоимости
– это расчет затрат на единицу продукции,
выражающаяся деньгами.

Смета затрат на
производство отражает расходы предприятия,
связанные с производством продукции.
Таким образом, правовое регулирование
расходов предприятия направлено, с
одной стороны на эффективное исполнение
имеющихся у предприятия материальных
и денежных средств, и с другой стороны,
гарантирует государству получение
причитающихся ему доходов по закону.

Действующие в
республике финансово-правовые нормы,
регулирующие денежные доходы и расходы
субъектов хозяйствования содержаться
в законе «О хозяйственном обществах»,
«О бухгалтерском учете и отчетности»,
в ряде законов о налогообложениях, а
так же в подзаконных актах и кодифицированных
законах. Инвестиционный и Налоговый
кодексы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *