ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Неотъемлемой
частью управления экономикой является
осуществление государственными органами
функций в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной, банковской,
аудиторской и другой деятельности,
связанной с финансами. Финансы — локомотив
экономики.

В
соответствии со ст. 114 Конституции РФ
Правительство разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение, а также
отчет об исполнении федерального
бюджета; обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной
политики. Оно разрабатывает и реализует
налоговую политику; обеспечивает
совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка
ценных бумаг; осуществляет управление
внутренним и внешним долгом России;
осуществляет в соответствии с Конституцией,
федеральными законами, нормативными
указами Президента валютное регулирование
и валютный контроль; руководит
валютно-финансовой деятельностью в
отношениях Российской Федерации с
иностранными государствами; разрабатывает
и осуществляет меры по проведению единой
политики цен.

Финансовая
политика Правительства направлена на
устранение главных причин инфляции,
нейтрализацию ее разрушительного
влияния на экономику и благосостояние
людей. Для этого предусматривается
прямое государственное регулирование,
включающее: сокращение и ликвидацию
дефицитного бюджета; ужесточение
контроля за его исполнением и величиной
государственного долга; сокращение
объемов субсидий и дотаций; перерегистрацию
и пересмотр налоговых льгот; программу
мер по совершенствованию системы
платежных и расчетных отношений между
предприятиями и др.

Постановлением
Правительства «О мерах по повышению
результатов бюджетных расходов» от
22 мая 2004 г. <*> одобрена Концепция
реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004 — 2006 годах. Ею
должны руководствоваться федеральные
органы исполнительной власти при
формировании и организации исполнения
федерального бюджета, а также при
подготовке проектов федеральных законов
и иных нормативных правовых актов. Целью
Концепции является создание условий и
предпосылок для максимально эффективного
управления государственными
(муниципальными) финансами в соответствии
с приоритетами государственной политики.
Управление бюджетом сводится главным
образом к контролю соответствия
фактических и плановых показателей.

Бюджетная
политика — ключевое звено экономической
политики государства. От качества
федерального бюджета, заложенных в него
параметров зависят уровень социальной
защиты граждан, инвестиционные возможности
государства, степень влияния России на
международной арене и даже предпринимательская
активность граждан. Приоритетные
направления расходов, меры в области
налоговой политики и межбюджетных
отношений обозначаются в бюджетном
послании Президента РФ в Федеральное
Собрание и Правительство на очередной
год.

Бюджет
— это форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств Российской
Федерации, ее субъектов или муниципальных
образований. Бюджет должен быть реальным
и выполнимым, в нем на основе точной
оценки возможностей экономики и
государства отражаются приоритеты
экономической и социальной политики.

Бюджетный
кодекс РФ устанавливает общие принципы
бюджетного законодательства Российской
Федерации, организации и финансирования
бюджетной системы, правовое положение
субъектов бюджетных правоотношений,
определяет основы бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в стране,
основания и виды ответственности за
нарушения бюджетного законодательства.

Государство
для осуществления возложенных на него
задач и функций должно располагать
собственными финансовыми ресурсами.
Решающее значение в доходах государства
имеют налоги и сборы.

Основы
государственного управления в сфере
федеральных налогов и сборов закреплены
в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ,
Федеральных законах «О налоговых
органах Российской Федерации» от 21
марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями)
<*>, «Об аудиторской деятельности»
от 7 августа 2001 г. <**> и ряде правовых
актов по сбору и контролю за налогами
и сборами. Региональные налоги и сборы
устанавливаются как Налоговым кодексом
РФ, так и законами субъектов РФ. Местные
налоги устанавливаются Налоговым
кодексом РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов
муниципальных образований. Налоговым
законодательством определены общие
начала и принципы, виды налогов и сборов,
общие правила исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов, формы и
порядок налогового контроля, виды
налоговых правонарушений и ответственность
за их совершение.

Финансовая деятельность направлена на развитие и укрепление экономики страны, развитие рыночных отношений, в конечном счете — на повышение благосостояния населения.

Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ в этой области относятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные фонды регионального развития; федеральные налоги и сборы.

К совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 15) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ей отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ, а также валютное регулирование и контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью вотношениях РФ с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

На Минфин России возложено определение порядка: формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ; ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; применения бюджетной классификации РФ; включения страховых организаций в реестр страховых организаций, контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с ФТС России; ведения государственной долговой книги РФ, бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; определения цен на драгоценные металлы, изделия из них.

В пределах своей компетенции Минфин России осуществляет составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета; государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований; организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

На него возложены функции по управлению средствами Стабилизационного фонда РФ, государственным долгом РФ; по организации исполнения федерального бюджета; по государственному регулированию аудиторской деятельности; по организации государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. В процессе своей деятельности Министерство издает нормативные правовые акты о порядке учета и хранения драгоценных металлов и камней, изготовленной из них продукции; по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и др.

Оно разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам; форму требования об уплате таможенных платежей, решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках; форму заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащие условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, и т. д.

Минфину России подведомственна деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.

Она осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов; принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков и т. д.

В пределах своей компетенции ФСФР России принимает нормативные правовые акты, утверждающие стандарты эмиссии ценных бумаг, проспекты ценных бумаг эмитентов, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска этих бумаг. Она утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

На Службу возложено утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, квотированию; определение порядка доступа к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг; регистрация правил негосударственных пенсионных фондов. Она осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов; приостанавливает эмиссию ценных бумаг и т. д.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг)
осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. В указанной сфере она осуществляет координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуя с ними. Она взаимодействует также с Банком России, с компетентными органами иностранных государств, с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за ее пределами.

Руководство деятельностью Службой осуществляет Правительство РФ.

Казначейство России доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обстоятельств и объемы финансирования; открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета. На него возложено ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, сводного реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета сводных показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обстоятельств.

В пределах своей компетенции Казначейство России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ; составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и т. д.

Читать также:  Казахский университет экономики финансов и международной торговли специальности

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор)
осуществляет функции по принятию решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страховой деятельности; ведение единого государственного реестра субъектов и объединений субъектов страхового дела. Ей дано право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера для пресечения или недопущения нарушений в установленной сфере деятельности, а также давать предписания субъектам страхового дела об устранении нарушений страхового законодательства и т. д.

В банковскую систему входят Центральный банк РФ, Сберегательный банк, различные коммерческие банки, иные кредитные организации, имеющие разрешение на осуществление различных банковских операций.

К его основным функциям относятся: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; установление правил осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций; осуществление управления золотовалютными резервами Банка России; принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдача им лицензии на осуществление банковских операций, приостановление их действия либо отзыва.

По вопросам своей компетенции он издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и т. д.

Актуальность реализации этой функции в области финан­сов и кредитов является важнейшим видом межотраслевого государственного управления, так как практически затрагива­ет материально-техническую основу жизнедеятельности всех органов государственной власти, в том числе и всей системы органов исполнительной власти РФ, а также предприятий, учреждений, организаций и других юридических и физичес­ких лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без ре­гистрации юридического лица.

Основная роль в решении межотраслевых задач принадле­жит Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Центральному банку России с их структурными органами на местах, а также Комитету РФ по финансовому мониторингу.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим государственную экономическую политику в по­рядке и объеме определенном законодательством.

Межотраслевое управление в этой сфере осуществляет Ми­нистерство финансов РФ.

Правовые основы деятельности Минфина России.

К ведению РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 71 Кон­ституции РФ относится финансовое, валютное, кредитное ре­гулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки; пункт «з»
федеральный бюджет; федераль­ные налоги и сборы. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Правительство РФ в соответствии с ст. 114 Конституции РФ: часть 1 пункт «а» разрабатывает и представ­ляет ГД РФ бюджет и обеспечивает его исполнение; представ­ляет ГД РФ отчет об его исполнении; пункт «б» обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Министерство финансов РФ (Минфин России) является фе­деральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство вопросами организации финансовых отношений в стране, а также координацию этой деятельности в иных феде­ральных органах исполнительной власти страны. В основе его деятельности заложен Бюджетный кодекс РФ 1
.

Методическое руководство в области бухгалтерского учета и отчетностью Минфин России осуществляет, независимо от вышестоящих организаций, на основе федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 «О бухгалтерском учете» 2
, в ред. 28.03.2002 г.

Министерство финансов РФ, органы управления финанса­ми субъектов РФ и органы федерального казначейства входят в единую систему
органов государственного управления фи-

1
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2
СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

нансами. Структурным подразделением центрального аппара­та Министерства финансов РФ является Главное управление федерального казначейства. Оно подчиняется Министру фи­нансов РФ.

Минфин России координирует деятельность органов управле­ния финансами субъектов Федерации и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руково­дит подведомственными учреждениями и организациями.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ,
утвержденным Правительством РФ от 6 марта 1998 г. 1
, в ред. 18.06.1999 г. его основными задачами являются:

• разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюдже­та;

• обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, а также осуществление мер по разви­тию финансового рынка;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития стра­ны и ее регионов, целевое финансирование общегосудар­ственных потребностей;

• совершенствование методов финансово-бюджетного пла­нирования, финансирования и отчетности;

• разработка предложений по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

• осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Минфин РФ разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ и других заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти предложения по совершенствованию нало­говой политики и налоговой системы, что особенно важно в настоящее время.

Министерство финансов РФ принимает участие в определе­нии ценовой политики, в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных отношений и сбалансирован­ности денежных доходов и расходов населения, повышения

1
СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288. 446

уровня покупательной способности рубля, участвует в разра­ботке предложений по совершенствованию системы и органи­зационной структуры органов исполнительной власти и опла­ты труда их работников, осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, разрабатывает проекты программ внешних за­имствований, рассматривает и анализирует бухгалтерскую от­четность федеральных органов исполнительной власти, обес­печивает изготовление госзнаков денежных билетов и метал­лических монет, осуществляет другие функции в соответствии со своей компетенцией.

Особое значение в экономических и финансовых отношени­ях имеет государственный бюджет.

Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, за­конов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответству­ющий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на со­ответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представитель­ных органов местного самоуправления, регулирующих указан­ные правоотношения. Бюджет 2003 г. составляет 2438, 3 мил­лионов рублей.

Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные ‘ правоотношения, однако указы Президента РФ не могут про-, тиворечить настоящему Бюджетному Кодексу и федеральным j законам, регулирующие эти отношения.

На основании Бюджетного Кодекса РФ, иных актов, регу-шрующих эти отношения, Правительство РФ принимает нор­мативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоот-яошения.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные пра­воотношения, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно пос­ле его принятия и подписания в установленном порядке.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению РФ относятся:

• установление общих принципов организации и функци­онирования бюджетной системы РФ;

• разграничение налогов и других доходов между уровня­ми бюджетной системы, а также распределение в поряд­ке межбюджетного регулирования доходов от федераль­ных налогов и сборов, иных доходов федерального бюд­жета между бюджетами разных уровней бюджетной си­стемы РФ;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

• определение основ составления и рассмотрения проек­тов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ут­верждения и исполнения бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ, утверждения отчетов об их испол­нении и осуществления контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществле­ния расходов из бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы РФ;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управле­ния государственным и муниципальным долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения про­екта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюд­жета и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные полномочия указанные в законе.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения про­ектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполне­ния бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполне­нии бюджетов субъектов РФ;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утвер­ждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществ­ление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов терри­ториальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сбо­ров, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ;

• установление совместно с органами государственной вла­сти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и иные полномочия, указанные в законе.

Финансовая деятельность представляет собой плановые процессы формирования (собирания) распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) с целью реализации задач и функций государства и местного самоуправления.

Читать также:  Косарева отмечает учебник по основам ипотечного кредитования m Финансы и статистика 2006

Основными законодательными актами, регламентирующими финансовою деятельность, являются: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В единую систему органов государственного управления финансовой деятельностью входят Министерство финансов РФ, министерства (департаменты, управления) финансов субъектов РФ. Поскольку финансовая деятельность осуществляется на трех уровнях: РФ, субъектов РФ, местном – то на уровне муниципальных образований в систему органов управления финансовой деятельностью можно включить и финансовые управления (отделы) исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Отнесение финансовой деятельности и кредитования к межотраслевой сфере государственного управления обусловлено тем, что эту деятельность осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В частности, федеральные органы государственной власти общей компетенции (Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ) в соответствии с Конституцией РФ в сфере финансовой деятельности обладают следующими полномочиями.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов; принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Указанные федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства во всех сферах, в том числе и в сфере финансовой деятельности; издает указы и распоряжения по вопросам финансовой деятельности; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

Правительство РФ в рассматриваемой сфере:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории аналогичные функции в сфере финансовой деятельности в пределах своей компетенции.

Таким образом, система государственных и муниципальных органов управления финансовой деятельностью сложна и разнообразна, коротко остановимся на основных федеральных органах исполнительной власти, занятых в этой сфере.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которыми являются:

межрегиональные инспекции по федеральным округам;

управления по субъектам РФ;

межрегиональные инспекции по централизованной обработке данных;

межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;

инспекции межрайонного уровня;

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которыми являются управления казначейства по субъектам РФ и отделы (отделения) по муниципальным образованиям, городам, районам, районам в городах.

Федеральное казначейство наделено следующими основными полномочиями:

открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;

ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Как уже отмечалось, полномочиями в сфере финансово-кредитной деятельности наделен еще один государственный орган, не входящий в систему исполнительной власти, – Центральный банк РФ (Банк России).

Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Банк России выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

5) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

6) устанавливает правила проведения банковских операций;

7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством;

11) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

12) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

13) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

§ 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом

Финансовая
деятельность направлена на развитие
и укреп­ление экономики страны,
развитие рыночных отношений, в ко­нечном
счете — на повышение благосостояния
населения.

Согласно
Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения
РФ в этой области относятся: финансовое,
валютное, кредитное ре­гулирование;
денежная эмиссия; основы ценовой
политики; фе­деральные банки;
федеральный бюджет; федеральные фонды
ре­гионального развития; федеральные
налоги и сборы.

К
совместному ведению РФ и ее субъектов
относится ус­тановление общих
принципов налогообложения и сборов в
РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно
ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» (ст. 15) Правительство РФ
обеспечивает проведение единой
фи­нансовой, кредитной и денежной
политики; разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный
бюджет и обес­печивает его исполнение;
представляет ей отчет о его исполне­нии;
разрабатывает и реализует налоговую
политику; обеспечи­вает совершенствование
бюджетной системы; принимает согла­сованные
с Центральным банком РФ меры по
регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление государственным
внутренним и внешним долгом РФ, а также
валютное регули­рование и контроль;
руководит валютно-финансовой
деятельно­стью в отношениях РФ с
иностранными государствами; разра­батывает
и осуществляет меры по проведению
единой полити­ки цен.

Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин
России)

является
федеральным органом исполнительной
власти. В соответствии с Положением о
нем, утвержденным Правитель­ством
РФ 30 июня 2004 г. 1

,
Минфин России осуществляет функ­ции
по выработке государственной политики
и нормативно-пра­вовому регулированию
в сфере бюджетной, налоговой, страхо­вой,
валютной, банковской деятельности,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтер­ской отчетности, производства,
переработки и обращения дра­гоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
плате­жей, определения таможенной
стоимости товаров и транспор­тных
средств, инвестирования средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии, финансового обеспече­ния
государственной службы.

Читать также:  ЧЕМ СВЯЗАНЫ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

На
Минфин России возложено определение
порядка: фор­мирования отчетности
об исполнении федерального бюджета,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, бюджетов бюджетной системы РФ;
ведения сводной бюджетной росписи
федерального бюджета; применения
бюджетной классификации РФ; включения
страховых организаций в реестр страховых
орга­низаций, контроля таможенной
стоимости товаров и транспорт­ных
средств совместно с ФТС России; ведения
государственной долговой книги РФ,
бухгалтерского учета и составления
бухгал­терской отчетности; определения
цен на драгоценные металлы, изделия из
них.

В
пределах своей компетенции Минфин
России осуществ­ляет составление
проекта федерального бюджета; утверждение
и ведение сводной бюджетной росписи
федерального бюджета; составление и
представление в Правительство РФ
отчетности об исполнении федерального
бюджета; государственную регистра­цию
условий эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных
образований; организа­цию формирования
и использования ценностей Государствен­ного
фонда драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ.

На
него возложены функции по управлению
средствами Стабилизационного фонда
РФ, государственным долгом РФ; по
организации исполнения федерального
бюджета; по государ­ственному
регулированию аудиторской деятельности;
по орга­низации государственного
контроля за качеством сортировки и
оценки драгоценных камней и федерального
пробирного надзора. В процессе своей
деятельности Министерство издает
норматив­ные правовые акты о порядке
учета и хранения драгоценных металлов
и камней, изготовленной из них продукции;
по вопро­сам регулирования, контроля
и надзора в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных
накоплений и др.

Оно
разрабатывает и утверждает формы
налоговых декла­раций, расчетов по
налогам; форму требования об уплате
тамо­женных платежей, решения о
взыскании в бесспорном поряд­ке
таможенных платежей за счет денежных
средств, находящихся на счетах плательщика
в банках; форму заявления о государствен­ной
регистрации нормативных правовых
актов, содержащие ус­ловия эмиссии
государственных ценных бумаг субъектов
РФ и муниципальных ценных бумаг, и т.
д.

Минфину
России подведомственна деятельность
Федераль­ной налоговой службы,
Федеральной службы страхового надзора,
Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора, Феде­рального казначейства.

Федеральная
налоговая служба (ФНС России),

согласно Положению о ней, утвержденному
Правительством РФ 30 сен­тября 2004 г. 2

, осуществляет учет налогоплательщиков,
проведе­ние взимания законно
установленных налогов, сборов, других
обязательных платежей; разработку и
утверждение обязатель­ных для
налогоплательщиков форм: заявления о
постановке на учет в налоговом органе;
представления налоговыми агентами в
налоговый орган сведений о доходах
физических лиц и суммах начисленных и
удержанных налогов за налоговый период;
уве­домления о постановке на учет в
налоговом органе; справки о полученных
физическими лицами доходах и удержанных
сум­мах налога и др.

Она
осуществляет возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов, сборов, пеней и штра­фов;
принимает решения об изменении сроков
уплаты налогов, сборов и пеней; ведет
Единый государственный реестр
налого­плательщиков и т. д.

В
области управления финансами и кредитом
свою роль иг­рает
Федеральная служба по финансовым рынкам
(ФСФР Рос­сии),

действующая под руководством Правительства
РФ. Согласно Положению о ней, утвержденному
Правительством РФ 30 июня 2004 г. 1

,
Служба осуществляет функции по принятию
норматив­ных правовых актов в сфере
финансовых рынков (за исключе­нием
страховой, банковской и аудиторской
деятельности).

В
пределах своей компетенции ФСФР России
принимает нормативные правовые акты,
утверждающие стандарты эмис­сии
ценных бумаг, проспекты ценных бумаг
эмитентов, поря­док государственной
регистрации выпуска эмиссионных ценных
бумаг, отчетов об итогах выпуска этих
бумаг. Она утверждает единые требования
к правилам осуществления профессиональ­ной
деятельности с ценными бумагами,
требования к порядку ведения реестра
владельцев именных ценных бумаг.

На
Службу возложено утверждение норм
допуска ценных бумаг к их публичному
размещению, обращению, квотированию;
определение порядка доступа к первичному
размещению и об­ращению вне территории
РФ ценных бумаг; регистрация пра­вил
негосударственных пенсионных фондов.
Она осуществля­ет лицензирование
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг, деятельности негосударственных
пенсионных фондов; приостанавливает
эмиссию ценных бумаг и т. д.

Федеральная
служба по финансовому мониторингу
(Рос- финмониторинг)

осуществляет функции по противодействию
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным пу­тем, и
финансированию терроризма, а также по
выработке госу­дарственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в этой сфере. В указанной сфере она
осуществляет координа­цию деятельности
других федеральных органов исполнительной
власти, взаимодействуя с ними. Она
взаимодействует также с Банком России,
с компетентными органами иностранных
госу­дарств, с органами государственной
власти, организациями, дол­жностными
лицами и гражданами иностранных
государств как в РФ, так и за ее пределами.

Руководство
деятельностью Службой осуществляет
Прави­тельство РФ.

На
Росфинмониторинг возложена разработка
и проведение мероприятий по предупреждению
нарушений законодательства РФ в сфере
противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма; формирование
перечня организаций и физических лиц,
в отно­шении которых есть сведения
об их участии в экстремистской
деятельности. Она представляет РФ в
международных органи­зациях по
вопросам своей сферы деятельности и
участвует в их работе; разрабатывает
предложения о принятии межведомствен­ных
планов и программ в установленной сфере
деятельности и готовит отчеты о принятых
мерах; участвует в разработке и
осу­ществлении программ международного
сотрудничества по вопро­сам
установленной сферы деятельности и т.
д. Анализ Положе­ния о ней, утвержденного
Правительством РФ 23 июня 2004 г. 2

,
позволяет с большей долей уверенности
отнести ее к разновид­ностям
правоохранительных органов.

Федеральное
казначейство (Казначейство России)

имеет правовой статус федеральной
службы. Положение о нем утвер­ждено
Правительством РФ 1 декабря 2004 г. 3

Согласно данному Положению оно
осуществляет правоприменительные
функции по обеспечению исполнения
федерального бюджета, кассовому
обслуживанию исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ, предварительному
и текущему контролю за ведением операций
со средствами федерального бюджета,
распорядителями и полу­чателями этих
средств.

Казначейство
России доводит до распорядителей и
получа­телей средств федерального
бюджета показатели сводной бюд­жетной
росписи, лимиты бюджетных обстоятельств
и объемы финансирования; открывает в
Банке России и кредитных орга­низациях
счета по учету средств федерального
бюджета и иных средств, устанавливает
режимы счетов федерального бюджета,
лицевые счета распорядителей и
получателей средств федераль­ного
бюджета. На него возложено ведение
учета операций по кассовому исполнению
федерального бюджета, сводного реест­ра
распорядителей и получателей средств
федерального бюдже­та, учета сводных
показателей сводной бюджетной росписи
фе­дерального бюджета, лимитов
бюджетных обстоятельств.

В
пределах своей компетенции Казначейство
России осуще­ствляет распределение
доходов от уплаты федеральных налогов
и сборов между бюджетами бюджетной
системы РФ; составля­ет и представляет
в Минфин России оперативную информацию
и отчетность об исполнении федерального
бюджета и т. д.

Федеральная
служба страхового надзора (Росстрахнадзор)

осуществляет
функции по принятию решений о выдаче
или от­казе в выдаче, аннулировании,
ограничении, приостановлении,
возобновлении действия и отзыве лицензий
субъектами стра­ховой деятельности;
ведение единого государственного
реестра субъектов и объединений
субъектов страхового дела. Ей дано
право применять меры ограничительного,
предупредительного и профилактического
характера для пресечения или недопуще­ния
нарушений в установленной сфере
деятельности, а также давать предписания
субъектам страхового дела об устранении
нарушений страхового законодательства
и т. д.

В
своей деятельности Служба руководствуется
федеральны­ми законами и иными
нормативными актами, в том числе За­коном
РФ от 27 ноября 1992 г. « Об организации
страхового дела в Российской Федерации» 1

,
Положением о ней, утвержденным
Правительством РФ 30 июня 2004 г. 2

Вопросы
организации и деятельности различных
кредитных учреждений регулируются
Законом РФ от 2 декабря 1990 г. « О банках
и банковской системе в РФ» в редакции
ФЗ от 3 февраля 1996 г. 3

Согласно названному Закону кредитная
организация осу­ществляет банковские
операции. Ее основной целью является
получение прибыли в процессе своей
деятельности. Банк пред­ставляет
собой разновидность кредитной
организации, которая имеет исключительное
право осуществлять в совокупности
та­кие банковские операции, как:
привлечение во вклады денежных средств
физических и юридических лиц; выдача
банковских га­рантий; инкассация
денежных средств и др.

В
банковскую систему входят Центральный
банк РФ, Сбе­регательный банк, различные
коммерческие банки, иные кре­дитные
организации, имеющие разрешение на
осуществление различных банковских
операций.

Ведущим
банком России является
Центральный банк Рос­сийской Федерации
(Банк России).

Его правовой статус закреп­лен в ФЗ
о нем от 10 июля 2002 г. 4

Основными задачами Банка России являются
развитие и укрепление банковской
системы РФ; обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирова­ния
платежной системы.

К
его основным функциям относятся:
разработка и прове­дение единой
государственной денежно-кредитной
политики во взаимодействии с Правительством
РФ; осуществление эмиссии наличных
денег и организация наличного денежного
обраще­ния; установление правил
осуществления расчетов в РФ, прове­дения
банковских операций; осуществление
управления золото­валютными резервами
Банка России; принятие решения о
го­сударственной регистрации кредитных
организаций, выдача им лицензии на
осуществление банковских операций,
приостанов­ление их действия либо
отзыва.

Он
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных орга­низаций и банковских
групп; организует и осуществляет
валют­ное регулирование и валютный
контроль, руководствуясь при этом ФЗ
от 10 декабря 2003 г. « О валютном регулировании
и ва­лютном контроле» 1
;
устанавливает правила бухгалтерского
уче­та и отчетности для банковской
системы РФ.

По
вопросам своей компетенции он издает
нормативные ак­ты, обязательные для
федеральных органов государственной
вла­сти, органов государственной
власти субъектов РФ, органов ме­стного
самоуправления, юридических и физических
лиц и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *