Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений» опубликован на портале правовой информации

Согласно параграфу 17 МСФООС 25 «Вознаграждения работникам», применяемому в государственных учреждениях, «Субъект (учреждение) должен оценивать ожидаемые затраты на оплату накапливаемых оплачиваемых отпусков как дополнительную сумму, которую он предполагает выплатить работнику за неиспользованные отпуска, накопленные по состоянию на отчетную дату». Для оценки таких ожидаемых затрат в бухгалтерском учете используется понятие резерв. Порядок начисления резервов по неиспользованным отпускам сотрудников представлен в пунктах 181 и 182 приказа Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях». В связи с этим в прикладном решении «Госсектор: Бухгалтерия государственного учреждения для Казахстана» реализован механизм по учету резервов по неиспользованным отпускам сотрудников.

В рамках этой статьи мы рассмотрим порядок работы данного механизма и получим ответы на следующие вопросы:

Как начислить резерв по отпускам?

Как сформировать печатную форму № 463 «Расчет резерва по неиспользованным отпускам»?

Как осуществить выплату отпускных сотруднику за счет начисленного резерва?

Итак, начнем с начисления резерва отпусков. Для расчета резервов отпусков в прикладном решении «Госсектор: Бухгалтерия государственного учреждения для Казахстана» предназначен документ «Начисление резерва отпусков» (меню «Зарплата» — «Резервы отпусков» — «Начисление резервов отпусков»).

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

На сумму начисления резерва документ производит запись в дебет счета 7010 «Расходы на оплату труда» и в кредит субсчета 3246 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками по неиспользованным отпускам».

Согласно правилам ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, начислять резерв по неиспользованным отпускам следует один раз в конце года. Кроме того, для равномерного разнесения затрат по отпускам в течение года в документе предусмотрена возможность начислять резерв как ежегодно, так и ежеквартально или ежемесячно.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Для доначисления резерва либо списания излишне начисленных сумм резерва (п. 182 Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях) добавлена возможность корректировки остатка ранее начисленного резерва. Такая возможность обеспечивается при установке флага «Корректировка остатков».

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

При включенной корректировке остатков сумма начисляемого резерва рассчитывается как

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Резерв — сумма резерва по неиспользуемым отпускам;

НОТ — количество неиспользованных дней отпуска за текущий период;

НОП — количество неиспользованных дней отпуска за прошлый период;

СРЕДЗАР — среднедневной заработок сотрудника;

Ост — сальдо на конец отчетного периода по счету 3256 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками по неиспользованным отпускам» с аналитикой по соответствующему физическому лицу.

Сумма начисляемого резерва по сотруднику при отключенной корректировке остатков рассчитывается по формуле:

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

СРЕДЗАР — среднедневной заработок сотрудника.

После заполнения описанных реквизитов документа следует заполнить список сотрудников табличной части «Начисления», которым будет начисляться резерв отпусков. Сделать это можно либо вручную, либо с помощью автозаполнения, при необходимости установив нужные параметры для отбора.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

После заполнения списка сотрудников необходимо вручную заполнить остатки дней неиспользованных отпусков сотрудников. Количество дней неиспользованного отпуска указывается в колонке «Дней за текущий период». При установленном флаге «Корректировка остатков» для заполнения доступна еще одна колонка — «Дней за прошлый период», в которой указывается количество дней неиспользованного отпуска за прошлые периоды, если такие у сотрудника имеются. Под прошлыми периодами подразумевается период, предшествующий указанному в поле «Отчетный период».

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

После заполнения данных следует выполнить расчет. Сделать это можно нажатием пункта «Рассчитать» меню «Рассчитать». Кроме того, рассчитать документ можно в 2 этапа. Сначала выполнить расчет среднего заработка (пункт «Рассчитать средний заработок» меню «Рассчитать»), затем расчет сумм резервов (пункт «Рассчитать начисления» меню «Рассчитать»).

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Перечень видов начислений, которые входят в средний заработок, указывается на закладке «Прочее» предопределенного вида расчета «Оплата отпуска» плана видов расчета «Начисления организаций».

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Если в информационной базе есть сведения о результатах расчета заработной платы за предшествующие 12 месяцев, то пункт «Рассчитать средний заработок» меню «Рассчитать» командной панели документа, позволит заполнить табличную часть среднего заработка автоматически. Если в информационной базе сведения о расчетах за предшествующие месяцы отсутствуют, то данные о заработке можно ввести вручную — в строках по видам заработка. Сведения о среднем заработке указываются в табличной части «Расчет среднего заработка».

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Для расчета колонки «Результат», в которой показываются суммы рассчитанного резерва, необходимо обязательно ввести сведения об остатках отпусков сотрудников и рассчитать среднедневной заработок.

При расчете распределение по бюджетной аналитике производится пропорционально распределению начислений, входящих в средний заработок.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Результат проведения документа будет выглядеть следующим образом.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

В документе предусмотрена печатная форма «Расчет резерва по неиспользованным отпускам», которая соответствует форме № 463 приложения к Приказу № 390 и. Министра финансов республики Казахстан от 2 августа 2011 года.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Количество дней отпуска по видам отпусков, которые предоставляются в соответствии с трудовым законодательством всем сотрудникам без исключения, вводятся для организации в целом.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Количество дней отпуска устанавливается для сотрудника в том случае, если сотруднику предоставляются какие-либо персональные виды отпусков, например, отпуск за вредные условия труда, который предоставляется только для определенной категории сотрудников.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Регистрация трудовых отпусков и расчет суммы оплаты отпуска осуществляется документом «Оплата по среднему заработку» (меню «Зарплата» — «Оплата по среднему заработку») с видом операции «Начисление отпуска». Для расчета сумм оплаты отпуска необходимо, чтобы был заполнен производственный календарь и графики работы сотрудников на год, в котором производится расчет и в соответствующей табличной части документа были заполнены сведения о среднем заработке.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

После того, как был рассчитан резерв по неиспользованным отпускам и начислены отпускные сотрудников, необходимо отразить выплату отпускных за счет созданного резерва. Согласно пункту 182 правил ведения бухгалтерского учета государственных учреждений необходимо, чтобы в случае превышения суммы оплаты отпуска над суммой начисленного резерва формировалось две проводки:

ДТ 3246 – КТ 3241 – на сумму остатка резерва;

ДТ 7010 – 3241 – на сумму, превышающую резерв.

Для того, чтобы проводка по начислению отпускных формировалась за счет резерва, необходимо для вида начисления в способе отражения заработной платы в качестве счета дебета указать счет 3246 «Краткосрочная кредиторская задолженность перед работниками по неиспользованным отпускам». По кредиту рекомендуется указать счет 3241 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда». Данная проводка описана в приложении 3 к Плану счетов бухгалтерского учета.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

В результате выполнения такой настройки вида расчета при автоматическом заполнении документа «Отражение зарплаты в регл. учете» на сумму превышения начислений по трудовым отпускам над начисленным резервом сформируется проводка по дебету счета 7010 «Расходы на оплату труда» и кредиту субсчета 3241 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда».

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

Для подготовки сумм к выплате сотрудникам в конфигурации предназначен документ «Зарплата к выплате организаций» (далее «Ведомость»).

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВЕРНО ИЛИ НЕТ

Чтобы в ведомости отразились только суммы начисленных отпускных в реквизите «Выплачивать» установим значение «По виду расчета» — в этом случае станет доступным реквизит «Вид расчета», в котором нужно указать начисление для оплаты отпускных. По умолчанию это вид расчета «Оплата отпуска». Такой способ заполнения ведомости удобен потому, что, согласно трудовому законодательству, выплата отпускных сотруднику должна быть осуществлена за 3 дня до наступления события, т. за 3 дня до того, как сотрудник пойдет в отпуск. И чтобы отделить суммы отпускных от прочих начислений как раз можно воспользоваться рассмотренным механизмом заполнения ведомости.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года N 93 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" 12.10.2013 По сообщению ТАСС, приказ Министра финансов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений" опубликован на портале правовой информации

После заполнения реквизитов шапки ведомости следует выполнить автозаполнение документа.

В случае если выплаты отпускных сотрудникам происходят через кассу (в ведомости указан способ выплаты «Через кассу»), будет использоваться платежный документ «Расходный кассовый ордер» с видом операции «Выплата заработной платы сотруднику» или «Выплата заработной платы по ведомостям». Если происходит зачисление сумм отпускных на карт-счета сотрудников (способ выплаты «Через банк»), то используется платежный документ «Счет к оплате» с видом операции «Перечисление заработной платы».

После проведения платежные документы сформируют проводки ДТ 3241 – КТ 1010, 1080, 1090.

Таким образом, мы рассмотрели механизм начисления резервов, с помощью которого можно сформировать все проводки по начислению резервов по отпускам сотрудников и выплате отпускных согласно корреспонденциям счетов представленных в приложении 3 к плану счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений.

В итоге общая схема проводок по отражению начисления отпускных за счет резерва будет выглядеть следующим образом:

Начисление резерва ДТ 7010 – КТ 3246;

за счет начисленного резерва ДТ 3246 – КТ 3241;

на сумму превышения отпускных над резервом ДТ 7010 – КТ 3241;

Выплата отпускных сотруднику ДТ 3241 – КТ 1010, 1080, 1090.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 3 августа 2010 года №393

(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 24. 2012 г. №348, 12. 2013 г. №481, 30. 2014 г. №465, 20. 2015 г. №577, 28. 2015 г. №695, 10. 2016 г. №59, 29. 2017 г. №195, 03. 2017 г. №289; Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 27. 2020 г. №70; Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 21. 2020 г. №684, 26. 2021 г. №158; Приказа и. Министра финансов Республики Казахстан от 06. 2022 г. №5)

В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемые Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях.

Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Казахстан (Тулеуов А. ) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в установленном законодательством порядке.

Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2013 года.

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393

Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях

Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, отражения учета налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, от продажи финансовых активов государства.

Государственные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности в соответствии с учетной политикой, которая определяет конкретные модели учета из рассмотренных в настоящих Правилах.

В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) активы — ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал;

2) амортизация — систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования;

3) аннуитет — поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет;

4) будущая стоимость аннуитета — сумма будущих стоимостей каждой отдельной выплаты или поступления, включенных в аннуитет;

5) денежные (монетарные) статьи — единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц;

6) денежные эквиваленты — краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые легко могут быть конвертированы в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости;

7) возмещаемая стоимость актива — наибольшее значение из справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и его ценности использования;

8) обесценение актива — потери в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива, превышающие систематическое признание потерь в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива через амортизацию;

9) не денежные (немонетарные) статьи — статьи, не являющиеся денежными;

10) необменные операции — операции, не являющиеся обменными. При осуществлении необменной операции государственное учреждение либо получает стоимость от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен приблизительно равной стоимости, либо передает стоимость другой стороне без непосредственного получения в обмен приблизительно равной стоимости;

11) обменные операции — операции, при осуществлении которых государственное учреждение в обмен на получаемые активы/услуги, погашение своих обязательств передает другой эквивалент приблизительной равноценной стоимости (в основном в форме денежных средств, товаров, услуг или предоставления других активов в пользование);

12) стоимость замещения актива — стоимость, необходимая для замены валового сервисного потенциала актива;

13) текущая восстановительная стоимость — затраты, которые возникли бы у государственного учреждения в результате приобретения актива на дату отчетности;

14) убыток от обесценения актива — сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость;

15) потоки денежных средств — притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов;

16) справедливая стоимость — сумма, на которую может быть обменен актив, по которой может быть погашено обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами;

17) оценочное обязательство — обязательство, неопределенное по величине или с неопределенным сроком исполнения;

18) сельскохозяйственная деятельность — осуществляемое субъектом управление биотрансформацией биологических активов в целях их продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов;

19) активный рынок — рынок, на котором выполняются все следующие условия:

обращающиеся на рынке товары являются однородными;

практически в любое время имеются покупатели и продавцы, желающие совершить сделку;

информация о ценах является общедоступной;

20) балансовая стоимость — сумма, по которой актив или обязательство признается в бухгалтерском балансе;

21) биологический актив — животное или растение;

22) курсовая разница — разница, возникающая при пересчете одинакового количества единиц одной валюты в другую валюту по другим валютным курсам;

Читать также:  Кредиты по налогу на добавленную стоимость и возврат бюджетных средств, начиная с 2022 года

23) расходы будущих периодов — расходы, произведенные в настоящем периоде, но относящиеся к будущим периодам;

24) доходы будущих периодов — доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде;

25) валютный курс — коэффициент обмена одной валюты на другую, определенный в порядке, установленном Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан;

26) метод начисления — метод бухгалтерского учета, при котором операции и другие события признаются по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств или их эквивалентов);

27) минимальные арендные платежи — платежи на протяжении срока аренды, которые требуются или могут быть затребованы от арендатора, за исключением условной арендной платы, сумм по оплате услуг и налогов, выплачиваемых арендодателем и возмещаемых ему:

для арендатора — любыми суммами, гарантированными арендатором или стороной, связанной с арендатором;

для арендодателя — любой остаточной стоимостью, гарантированной арендодателю кем-либо из следующих лиц:

независимой третьей стороной, в финансовом отношении способной ответить по гарантиям;

28) учетная политика — принципы, основы, положения, правила и практика, применяемые государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой;

29) аренда — договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного периода времени;

30) срок аренды — период, на который арендатор договорился арендовать актив, а также любые дополнительные сроки, в которые, по выбору арендатора, он может продолжить аренду актива с оплатой или без нее, если на момент начала срока аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает такой выбор;

31) юридическое обязательство — обязательство, возникающее на основании законодательства или договора;

32) инвестиционная недвижимость — недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, для административных целей;

продажи в ходе обычной текущей деятельности;

33) доходы — увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;

34) запасы — активы:

в виде сырья и материалов для использования в производственном процессе;

в виде сырья и материалов, потребляемых или распределяемых при оказании услуг;

предназначенные для продажи или распределения в ходе нормальной деятельности предприятия;

производимые для продажи или распределения;

35) финансовая аренда — аренда, при которой происходит существенный перенос на арендатора всех рисков и выгод, связанных с владением активом независимо от перехода прав собственности по истечении срока аренды;

36) инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом;

37) финансовое обязательство — любое обязательство, которое является договорным обязательством:

о выплате денежных средств или любого другого финансового актива другому субъекту;

об обмене финансовыми инструментами с другим субъектом при условиях, которые являются потенциально невыгодными;

38) функциональная валюта — валюта основной экономической среды, в которой функционирует субъект;

39) валюта представления финансовой отчетности — валюта, в которой представляется финансовая отчетность;

40) активы культурного наследия — активы, которые вследствие своей культурной, экологической или исторической значимости являются активами культурного наследия. К ним относятся исторические здания и монументы, являющиеся уникальными памятниками архитектуры, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства;

41) нематериальный актив — идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы;

42) обязательство — существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал;

43) основные средства — материальные объекты, которые:

удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;

как ожидается, будут использованы в течение более одного года;

44) рыночная котировочная цена — сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи, или должна быть уплачена при приобретении финансового инструмента на активном рынке;

45) операционная аренда — аренда, отличная от финансовой аренды;

46) уместность — информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения, и помогать им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки;

47) себестоимость инвестиционной недвижимости — сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в целях приобретения актива на момент его приобретения или сооружения;

48) срок полезного использования — период времени, в течение которого, как ожидается, актив будет пригоден для использования субъектом; либо определенное количество продукции или аналогичный показатель, которое государственное учреждение предполагает получить с помощью данного актива;

49) ретроспективное применение (изменения в учетной политике)применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы эта учетная политика использовалась всегда;

50) сервисный потенциал — активы, используемые для оказания услуг в соответствии с функциями государственного учреждения, а также производства товаров, но непосредственно не обеспечивающие чистых поступлений денежных средств;

51) надежность — отсутствие существенных ошибок и искажений, когда пользователи могут положиться на информацию как на правдивую;

52) сопоставимость — возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций должны осуществляться по единой для всех государственных учреждений методологии;

53) ликвидационная стоимость — оценочная сумма, которую можно было бы в настоящее время получить при выбытии актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования, а его состояние таким, как ожидается на конец срока его полезного использования;

54) признание — процесс включения в бухгалтерский баланс или в отчет о результатах финансовой деятельности статьи, которая подходит под определение одного из элементов финансовой отчетности и удовлетворяет его критериям признания;

Читать также:  ВСЕ О ФИНАНСАХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

55) чистые активы/капитал — доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств;

56) чистая реализационная стоимость — ожидаемая цена реализации в процессе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат по завершению и предполагаемых затрат, связанных с продажей, обменом или распространением;

57) расходы — уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале;

58) понятность — информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям;

59) условное обязательство — возможное обязательство, которое возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем государственного учреждения;

60) условный актив — возможный актив, который возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем предприятия;

61) иностранная валюта — валюта, отличная от функциональной валюты;

62) операция в иностранной валюте — сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте.

Глава 2. Порядок организации бухгалтерского учета

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является представление полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.

Операции и события в бухгалтерском учете государственных учреждений отражаются на основании Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений (далее — План счетов), утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №6314).

Руководитель государственного учреждения создает условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками государственного учреждения, имеющими отношение к учету, требований в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и учетной политикой.

В государственных учреждениях, не имеющих бухгалтерскую службу, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться соответствующим специалистом, назначенным письменным распоряжением руководителя государственного учреждения.

Централизованный учет осуществляется в соответствии с Положением о централизованной бухгалтерии, которое утверждается приказом администратора бюджетных программ.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых государственных учреждений финансовую отчетность в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих государственных учреждений.

Руководители бухгалтерских служб в своей работе руководствуются Бюджетным кодексом Республики Казахстан, нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в государственных учреждениях и положениями об управлениях (отделах) бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности (бухгалтерских служб).

Главный бухгалтер государственного учреждения назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю государственного учреждения, при отсутствии последнего лицу, на которого соответствующим приказом возложено исполнение обязанностей.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом банковские документы и документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также финансовые обязательства. Руководитель государственного учреждения предоставляет право подписи банковских документов и бухгалтерских документов уполномоченным на это лицам по представлению главного бухгалтера. Данные полномочия представляются на основании приказов руководителя государственного учреждения. Документы без подписи главного бухгалтера или лица, его замещающего считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (увольнении, назначении на другую должность, перемещении) производится сдача дел главному бухгалтеру, назначенному на должность в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя государственного учреждения.

Прием и сдача дел главным бухгалтером, сдающим дела (далее — сдающим), и работником, принимающим дела (далее — принимающим), производятся на основании приказа руководителя государственного учреждения. В приказе указывается срок приема-сдачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель; порядок оплаты труда сдающего и принимающего. В приказе также указывается, кому предоставлено на период приема-сдачи дел право подписи на документах, при этом должно быть оговорено, что до оформления права подписи лица, принимающего дела, документы подписывает сдающий дела под контролем принимающего.

В процессе сдачи дел определяется состояние бухгалтерского учета в данном государственном учреждении и достоверность отчетных данных, при этом составляется акт приема-сдачи дел (в котором указывается состав комиссии, согласно приказа руководителя, наименование и количество бухгалтерских регистров, отчетность: финансовая, бюджетная, налоговая и статистическая, сумма и наименование активов, обязательств, чистых активов/капитала), разграничивающий ответственность принимающего и сдающего дела.

Передача дел бухгалтерской службы производится на основе последнего представленного баланса. В акте приема-сдачи дел должна быть указана дата осуществления передачи дел.

В начале приема и сдачи дел проверяется состояние кассы (обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, состояние по другим ценностям, хранящимся в кассе, и соответствие их бухгалтерским записям, наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков). Акт проверки остатков наличности в кассе (в котором указывается сумма остатка денежных средств по спецификам, номера и даты последних приходных и расходных ордеров) подписывается лицом, как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерской службы, а также кассиром, либо лицом, отвечающим за ведение кассовых операций.

При приеме и сдаче дел проверяется состояние денежного учета, учета расчетных операций, расчетных статей баланса (реальность дебиторской и кредиторской задолженности, наличие нереальной для взыскания задолженности, с указанием виновных в этом лиц, наличие актов сверки взаимных расчетов, наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм), а также составление отчетности (соблюдение отчетной дисциплины, качество представляемой отчетности) государственного учреждения.

Кроме того, в акте приема-сдачи дел отражается:

состояние организации учета в бухгалтерской службе (штат, его укомплектованность, распределение обязанностей, должностные инструкции, наличие инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками учета и отчетности), формирование учетной системы;

состояние первичной документации учета, бухгалтерской отчетности;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *