Приказом министра финансов республики казахстан от 3 августа 2010 года 393

Получить полный доступ к документу

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2022 г.)

В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях.

2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Казахстан (Тулеуов А.О.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в установленном законодательством порядке.

3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2013 года.

приказом Министра финансов

Раздел 1. Общие положения

Заголовок главы 1 изложен в редакции Министра финансов РК от 21.07.20 г. № 684 (см. стар. ред.

Глава 1. Общее положение

Пункт 1 изложен в редакции Министра финансов РК от 03.05.17 г. № 289 (см. стар. ред.

1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее — Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, отражения учета налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, от продажи финансовых активов государства.

2. Государственные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности в соответствии с учетной политикой, которая определяет конкретные модели учета из рассмотренных в настоящих Правилах.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Министра финансов РК от 24.07.12 г. № 348 (см. стар. ред. Министра финансов РК от 29.03.17 г. № 195 (см. стар. ред.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) активы — ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал;

2) амортизация — систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования;

3) аннуитет — поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет;

4) будущая стоимость аннуитета — сумма будущих стоимостей каждой отдельной выплаты или поступления, включенных в аннуитет;

5) денежные (монетарные) статьи — единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц;

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 3 августа 2010 года №393

(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348, 12.10.2013 г. №481, 30.10.2014 г. №465, 20.11.2015 г. №577, 28.12.2015 г. №695, 10.02.2016 г. №59, 29.03.2017 г. №195, 03.05.2017 г. №289; Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 27.01.2020 г. №70; Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 21.07.2020 г. №684, 26.02.2021 г. №158; Приказа и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 06.01.2022 г. №5)

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393

Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях

1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, отражения учета налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала, трансфертов, от продажи финансовых активов государства.

6) денежные эквиваленты — краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые легко могут быть конвертированы в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости;

7) возмещаемая стоимость актива — наибольшее значение из справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и его ценности использования;

8) обесценение актива — потери в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива, превышающие систематическое признание потерь в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива через амортизацию;

9) не денежные (немонетарные) статьи — статьи, не являющиеся денежными;

10) необменные операции — операции, не являющиеся обменными. При осуществлении необменной операции государственное учреждение либо получает стоимость от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен приблизительно равной стоимости, либо передает стоимость другой стороне без непосредственного получения в обмен приблизительно равной стоимости;

11) обменные операции — операции, при осуществлении которых государственное учреждение в обмен на получаемые активы/услуги, погашение своих обязательств передает другой эквивалент приблизительной равноценной стоимости (в основном в форме денежных средств, товаров, услуг или предоставления других активов в пользование);

12) стоимость замещения актива — стоимость, необходимая для замены валового сервисного потенциала актива;

13) текущая восстановительная стоимость — затраты, которые возникли бы у государственного учреждения в результате приобретения актива на дату отчетности;

14) убыток от обесценения актива — сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость;

Читать также:  ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ЯЗЫК ПО ВЫБОРУ

15) потоки денежных средств — притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов;

16) справедливая стоимость — сумма, на которую может быть обменен актив, по которой может быть погашено обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами;

17) оценочное обязательство — обязательство, неопределенное по величине или с неопределенным сроком исполнения;

18) сельскохозяйственная деятельность — осуществляемое субъектом управление биотрансформацией биологических активов в целях их продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов;

19) активный рынок — рынок, на котором выполняются все следующие условия:

обращающиеся на рынке товары являются однородными;

практически в любое время имеются покупатели и продавцы, желающие совершить сделку;

информация о ценах является общедоступной;

20) балансовая стоимость — сумма, по которой актив или обязательство признается в бухгалтерском балансе;

21) биологический актив — животное или растение;

22) курсовая разница — разница, возникающая при пересчете одинакового количества единиц одной валюты в другую валюту по другим валютным курсам;

23) расходы будущих периодов — расходы, произведенные в настоящем периоде, но относящиеся к будущим периодам;

24) доходы будущих периодов — доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде;

25) валютный курс — коэффициент обмена одной валюты на другую, определенный в порядке, установленном Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан;

26) метод начисления — метод бухгалтерского учета, при котором операции и другие события признаются по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств или их эквивалентов);

27) минимальные арендные платежи — платежи на протяжении срока аренды, которые требуются или могут быть затребованы от арендатора, за исключением условной арендной платы, сумм по оплате услуг и налогов, выплачиваемых арендодателем и возмещаемых ему:

для арендатора — любыми суммами, гарантированными арендатором или стороной, связанной с арендатором;

для арендодателя — любой остаточной стоимостью, гарантированной арендодателю кем-либо из следующих лиц:

независимой третьей стороной, в финансовом отношении способной ответить по гарантиям;

28) учетная политика — принципы, основы, положения, правила и практика, применяемые государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой;

29) аренда — договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного периода времени;

30) срок аренды — период, на который арендатор договорился арендовать актив, а также любые дополнительные сроки, в которые, по выбору арендатора, он может продолжить аренду актива с оплатой или без нее, если на момент начала срока аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает такой выбор;

31) юридическое обязательство — обязательство, возникающее на основании законодательства или договора;

32) инвестиционная недвижимость — недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, для административных целей;

продажи в ходе обычной текущей деятельности;

33) доходы — увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;

34) запасы — активы:

в виде сырья и материалов для использования в производственном процессе;

в виде сырья и материалов, потребляемых или распределяемых при оказании услуг;

предназначенные для продажи или распределения в ходе нормальной деятельности предприятия;

производимые для продажи или распределения;

35) финансовая аренда — аренда, при которой происходит существенный перенос на арендатора всех рисков и выгод, связанных с владением активом независимо от перехода прав собственности по истечении срока аренды;

36) инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом;

37) финансовое обязательство — любое обязательство, которое является договорным обязательством:

о выплате денежных средств или любого другого финансового актива другому субъекту;

об обмене финансовыми инструментами с другим субъектом при условиях, которые являются потенциально невыгодными;

Читать также:  Решение задач по финансам и кредиту на заказ

38) функциональная валюта — валюта основной экономической среды, в которой функционирует субъект;

39) валюта представления финансовой отчетности — валюта, в которой представляется финансовая отчетность;

40) активы культурного наследия — активы, которые вследствие своей культурной, экологической или исторической значимости являются активами культурного наследия. К ним относятся исторические здания и монументы, являющиеся уникальными памятниками архитектуры, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства;

41) нематериальный актив — идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы;

42) обязательство — существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал;

43) основные средства — материальные объекты, которые:

удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;

как ожидается, будут использованы в течение более одного года;

44) рыночная котировочная цена — сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи, или должна быть уплачена при приобретении финансового инструмента на активном рынке;

45) операционная аренда — аренда, отличная от финансовой аренды;

46) уместность — информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения, и помогать им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки;

47) себестоимость инвестиционной недвижимости — сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в целях приобретения актива на момент его приобретения или сооружения;

48) срок полезного использования — период времени, в течение которого, как ожидается, актив будет пригоден для использования субъектом; либо определенное количество продукции или аналогичный показатель, которое государственное учреждение предполагает получить с помощью данного актива;

49) ретроспективное применение (изменения в учетной политике)применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы эта учетная политика использовалась всегда;

50) сервисный потенциал — активы, используемые для оказания услуг в соответствии с функциями государственного учреждения, а также производства товаров, но непосредственно не обеспечивающие чистых поступлений денежных средств;

51) надежность — отсутствие существенных ошибок и искажений, когда пользователи могут положиться на информацию как на правдивую;

52) сопоставимость — возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций должны осуществляться по единой для всех государственных учреждений методологии;

53) ликвидационная стоимость — оценочная сумма, которую можно было бы в настоящее время получить при выбытии актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования, а его состояние таким, как ожидается на конец срока его полезного использования;

54) признание — процесс включения в бухгалтерский баланс или в отчет о результатах финансовой деятельности статьи, которая подходит под определение одного из элементов финансовой отчетности и удовлетворяет его критериям признания;

55) чистые активы/капитал — доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств;

56) чистая реализационная стоимость — ожидаемая цена реализации в процессе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат по завершению и предполагаемых затрат, связанных с продажей, обменом или распространением;

57) расходы — уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале;

58) понятность — информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям;

59) условное обязательство — возможное обязательство, которое возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем государственного учреждения;

60) условный актив — возможный актив, который возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем предприятия;

61) иностранная валюта — валюта, отличная от функциональной валюты;

62) операция в иностранной валюте — сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте.

Глава 2. Порядок организации бухгалтерского учета

4. Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является представление полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.

5. Операции и события в бухгалтерском учете государственных учреждений отражаются на основании Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений (далее — План счетов), утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №6314).

Читать также:  Департамент финансов бюджетной и налоговой политики владимирской области инн

6. Руководитель государственного учреждения создает условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками государственного учреждения, имеющими отношение к учету, требований в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

7. Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

8. Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и учетной политикой.

9. В государственных учреждениях, не имеющих бухгалтерскую службу, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться соответствующим специалистом, назначенным письменным распоряжением руководителя государственного учреждения.

10. Централизованный учет осуществляется в соответствии с Положением о централизованной бухгалтерии, которое утверждается приказом администратора бюджетных программ.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых государственных учреждений финансовую отчетность в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих государственных учреждений.

11. Руководители бухгалтерских служб в своей работе руководствуются Бюджетным кодексом Республики Казахстан, нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в государственных учреждениях и положениями об управлениях (отделах) бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности (бухгалтерских служб).

12. Главный бухгалтер государственного учреждения назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю государственного учреждения, при отсутствии последнего лицу, на которого соответствующим приказом возложено исполнение обязанностей.

13. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем государственного учреждения или уполномоченным им лицом банковские документы и документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также финансовые обязательства. Руководитель государственного учреждения предоставляет право подписи банковских документов и бухгалтерских документов уполномоченным на это лицам по представлению главного бухгалтера. Данные полномочия представляются на основании приказов руководителя государственного учреждения. Документы без подписи главного бухгалтера или лица, его замещающего считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

14. При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (увольнении, назначении на другую должность, перемещении) производится сдача дел главному бухгалтеру, назначенному на должность в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя государственного учреждения.

Прием и сдача дел главным бухгалтером, сдающим дела (далее — сдающим), и работником, принимающим дела (далее — принимающим), производятся на основании приказа руководителя государственного учреждения. В приказе указывается срок приема-сдачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель; порядок оплаты труда сдающего и принимающего. В приказе также указывается, кому предоставлено на период приема-сдачи дел право подписи на документах, при этом должно быть оговорено, что до оформления права подписи лица, принимающего дела, документы подписывает сдающий дела под контролем принимающего.

В процессе сдачи дел определяется состояние бухгалтерского учета в данном государственном учреждении и достоверность отчетных данных, при этом составляется акт приема-сдачи дел (в котором указывается состав комиссии, согласно приказа руководителя, наименование и количество бухгалтерских регистров, отчетность: финансовая, бюджетная, налоговая и статистическая, сумма и наименование активов, обязательств, чистых активов/капитала), разграничивающий ответственность принимающего и сдающего дела.

Передача дел бухгалтерской службы производится на основе последнего представленного баланса. В акте приема-сдачи дел должна быть указана дата осуществления передачи дел.

В начале приема и сдачи дел проверяется состояние кассы (обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, состояние по другим ценностям, хранящимся в кассе, и соответствие их бухгалтерским записям, наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков). Акт проверки остатков наличности в кассе (в котором указывается сумма остатка денежных средств по спецификам, номера и даты последних приходных и расходных ордеров) подписывается лицом, как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерской службы, а также кассиром, либо лицом, отвечающим за ведение кассовых операций.

При приеме и сдаче дел проверяется состояние денежного учета, учета расчетных операций, расчетных статей баланса (реальность дебиторской и кредиторской задолженности, наличие нереальной для взыскания задолженности, с указанием виновных в этом лиц, наличие актов сверки взаимных расчетов, наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм), а также составление отчетности (соблюдение отчетной дисциплины, качество представляемой отчетности) государственного учреждения.

Кроме того, в акте приема-сдачи дел отражается:

состояние организации учета в бухгалтерской службе (штат, его укомплектованность, распределение обязанностей, должностные инструкции, наличие инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками учета и отчетности), формирование учетной системы;

состояние первичной документации учета, бухгалтерской отчетности;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *