Проанализировать и сравнить количественный состав и содержание функций финансов различных авторов

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для характеристики уровня жизни используют натуральные и стоимостные показатели. Первые — конкретны и наглядны, позволят сделать сопоставление уровней жизни в разных странах, ибо на них не оказывает влияние различия масштабов цен и доходов. Но у натуральных показателей есть недостаток — отсутствие комплексности, односторонность. Этот недостаток устраняется применением стоимостных показателей, к которым относятся, например, объем национального дохода в расчете на душу населения, величина и удельный вес в национальном доходе фонда потребления, среднедушевой денежный доход семьи, стоимость минимальной потребительской корзинки, индекс реальных доходов населения и т.д.

Показатели уровня жизни как натуральные, так и стоимостные, наглядны и значимы, если их сопоставить с научно-обоснованными нормами. Отклонения от таких норм позволит измерить степень приближения к талону высокого жизненного уровня. Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др.

Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

В условиях рыночных отношений роль добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

  • повышение общего уровня жизни населения;
  • достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слом и социальным группам граждан;
  • обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а также вида общественно полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;
  • стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами;
  • привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов рыночных отношений.

Финансы предприятий в рыночной экономике основаны на обособленности оборота государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов предприятий.

Основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике образуют:

  • предпринимательская деятельность;
  • самофинансирование;
  • рыночное ценообразование;
  • рынок капиталов;
  • рыночное законодательство.

Вместе с тем, финансы предприятия являются основой финансовой системы государства и, соответственно, объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию:

  • прибыльная работа;
  • рациональная минимизация затрат;
  • оптимизация финансовых потоков.

Роль финансов предприятий в рыночных преобразованиях российской экономики сводится к трем решающим факторам:

  • экономическая стабилизация;
  • адаптация к рыночным преобразованиям;
  • стимулирование инвестиционной активности.

Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками его формирования служат:

  • арендная плата;
  • амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг.

Фонд оплаты труда, как элемент реализации распределительной функции, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в части:

  • затрат на оплату труда основного производственного персонала (включая премиальные выплаты);
  • компенсирующих выплат;
  • затрат на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

Все остальные выплаты работникам (материальная помощь, надбавки к пенсиям, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий и т.д.) производится за счет чистой прибыли.

Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

  • Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.
  • Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.
  • Наличие государства Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

Уровни финансовой системы

Первый уровень финансовой системы «Государственные и муниципальные финансы» характеризует финансы органов власти и имеет свою внутреннюю иерархическую структуру, что связано с различиями в степени значимости выполняемых этими органами власти функций и территориальной масштабности их деятельности. Само название этого уровня диктуется российским законодательством, согласно которому к государственным органам у нас относятся органы власти федерального и субфедерального значения.

Выстраивая внутреннюю структуру этого уровня финансовой системы, следует также учесть и разделение органов власти по территориальному признаку.

Территориальными у нас являются органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Кроме того, административно-территориальное деление страны построено таким образом, что муниципальные образования входят в состав субъекта Федерации, а более мелкие муниципальные образования (поселения) включаются в состав более крупных (районов). Таким образом, финансовая система представлена в двух аспектах:

  • с позиции значения стоящих перед органами власти задач и выполняемых функций в ней выделены три уровня: федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы муниципальных образований. При этом государственные финансы включают два уровня – федеральные и субъектов РФ;
  • с позиции территориального охвата выделены федеральные финансы общегосударственного значения и территориальные финансы, подразделяемые на два уровня: финансы субъектов РФ и финансы муниципальных образований.

Несмотря на отмеченные различия в положении и значимости финансов органов власти различных уровней, для всех них характерны некоторые общие черты, что позволяет в общей структуре финансовой системы объединить их в один уровень. К ним относятся следующие:

  • Финансовой основой деятельности органов власти всех уровней являются бюджеты, поэтому структура их финансов отражается в структуры бюджетной системы, которая включает также три уровня (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты).
  • Формирование финансовых ресурсов осуществляется преимущественно в виде налоговых поступлений, имеющих принудительную и обязательную основу, что способствует наполнению бюджетов соответствующими финансовыми ресурсами. Государственные и муниципальные финансы отличает общественная направленность целей использования финансовых ресурсов, что связано с законодательным закреплением за органами власти определенных полномочий, которые направлены на реализацию экономических, социальных и политических интересов общества и отдельных его граждан.
Читать также:  Статья 165 БК РФ. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации (действующая редакция)

Особое значение этого уровня финансовой системы обусловлено тем, что для обеспечения интересов всего общества органы власти обладают возможностью оказывать регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы, происходящие в стране, в том числе и на формирование финансовых ресурсов участников финансовой системы, расположенных на нижестоящих уровнях.

На этом основании они включены в первый уровень финансовой системы. Второй уровень финансовой системы «Финансы предприятий и организаций» (их еще называют хозяйствующими субъектами) представлен финансовыми отношениями, участником которых являются различные виды предприятий и организаций, которые производят продукцию и оказываю услуги, обеспечивают поступательное развитие экономики страны. Их значение в финансовой системе определяется тем, что они выступают как первоначальное звено, в котором образуется стоимость созданных продуктов, выступающая базой первичного распределения и первоначальным импульсом к образованию финансовых потоков (платежи поставщикам, выплата заработной платы работникам, уплата налогов в бюджет). Кстати, их центральное место в построенной структуре финансовой системы как раз и характеризует это положение – обеспечение первичными доходами основных ее участник.

Третий уровень финансовой системы «Финансы населения» может характеризоваться наличием общих черт независимо от той категории общественного слоя, к которой принадлежит данное лицо (уровень доходов, наличие собственного имущества, профессия, должность и т. д.), и особенностей. При этом можно выделить следующие основные признаки данного уровня финансовой системы:

  • В отличие от других уровней финансовой системы финансы населения по своей организации имеют более индивидуализированную основу. Это проявляется в принятии различного рода экономических решений, включая и финансовые, одним лицом, которое, если это семья или община, выступает как лидер. Такая позиция в современных не характерна как для государственных организаций (демократические системы управления), так и для предприятий (коллегиальное принятие решений и распределение ответственности).
  • Целью формирования финансовых ресурсов является удовлетворение личных потребностей, которые могут быть различны и зависят от многочисленных факторов как объективного, так и субъективного характера. Обычно человек выбирает профессию, занимается каким-либо делом, приносящим доход, исходя из собственных желаний и возможностей. Большая часть людей при этом стремится к высоким доходам. Но эти стремления бывают ограничены объективными причинами (определенный уровень умственных и физических возможностей) или субъективными (нежеланием трудиться вообще или определенной жизненной позицией, например уход в религию, самоограничение и т. д.) .
  • Организация финансовых потоков в финансах населения носит наименее регламентированный характер, так как не обязаны вести четкий учет поступающих доходов и осуществления расходов, и отчеты об использовании своих финансовых ресурсов.

Таким образом, здесь показано, что финансовые отношения формируются на отдельных уровнях, для каждого из которых характерны некоторые общие черты, позволяющие объединить их в один уровень, и ряд отличий от других уровней.

2 Контрольная функция

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

Эволюция подходов к трактовке финансов

В историческом аспекте большинство авторов придерживаются единого мнения на предпосылки возникновения финансов, а именно, связывают возникновение финансов с появлением государства, с возложением на него определенных функций, с развитием товарно-денежных отношений.

Читать также:  What is moscow asc 140961 a I 116 mba finance?

В историческом плане становление и развитие финансов происходило одновременно с развитием государства. Именно наличие государства, необходимость выполнения им своих функций рассматриваются основой для возникновения финансов. Неслучайно поэтому финансы достаточно долгое время отождествляли с финансами государства, иными словами, с формированием государственных доходов и их расходованием.

Начало XX в. – по настоящее время — капитал, деньги, фонды; наука по управлению денежными средствами (денежными потоками)

Конец XIX – начало XX вв. – наука о капитале

XVI -XIX вв. – наука о государственных доходах и государственных расходах; вся совокупность денежного хозяйства государства

XIII –XV вв. — денежный платеж, денежно-долговое обязательство

Рисунок 1. Эволюция подходов на трактовку финансов

Что касается эволюции взглядов отечественных экономистов на природу финансов, их содержание, то здесь можно выделить определенные периоды, отражающие подходы к этому понятию.

Рассматривая подходы отечественной науки к сущности финансов, можно выделить пять исторических периодов.

Начальный период относится к XVIII в. он связан с появлением термина «финансы» в России. Но наибольшее распространение данный термин получает в связи с образованием министерства финансов (1802 г.), а также в связи с появлением работ в области финансов (И. Горлов, М. Сперанский, Н. Мордвинов и др.). Значительное развитие финансовой науки приходится на последнюю четверть XIX в. – начало XX в., что обусловлено экономическим развитием России. Большой вклад в становление и развитие теории финансов внесли работы таких ученых, как И. И. Янжул, Л. Ф. Ходский, В. Лебедев, С. Ю. Витте, И. Х. Озеров и др. Несмотря на различные трактовки финансов, все ученые того времени связывали их с функционированием государства. В таком узком понимании именно как государственные финансы термин «финансы» использовался до начала XX в.

Второй период относится к 1917 г. до конца 1940 гг. — связан с революционными преобразованиями в России. Необходимо отметить, что этот этап определяется как начало формирования советской финансовой науки. Трактовки финансов сводились к денежным средствам государства или к формам, методам мобилизации и использования денежных средств государством. Определения финансов характеризовали организационную составляющую финансовых отношений, отождествлялись с денежными средствами государства и ограничивались сферой государственного бюджета. Такие подходы были представлены в работах М. И. Боголепова, Г. И. Болдырева, Г. М. Точильникова, А. М. Александрова и др.

Третий период приходится на конец 1940-х – начало 1960-х гг. Этот период характеризуется постепенным переходом к трактовке финансов как экономических денежных отношений. Такой подход к понятию «финансы» впервые был выдвинут В. П. Дьяченко, который рассматривал их с позиции денежных отношений и как область распределительных отношений. Раскрывая распределительный характер финансовых отношений, он разграничивал собственно финансовые отношения и другие денежные отношения, обслуживающие товарооборот, которые по своей природе не относятся к финансам. Данный подход к раскрытию сущности финансов послужил основой появления научных работ по данной проблематике (И. Д. Злобин, М. К. Шерменев, Д. А. Аллахвердян и др.).

Представители воспроизводственной школы сущности финансов (Э. А. Вознесенский, Н. Г. Сычев, Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, А. М. Александров, В.К. Сенчагов, и др.) трактуют их как категорию воспроизводства в целом, а не отдельной стадии воспроизводственного процесса.

Наличие различных взглядов по ключевым вопросам сущности финансов привело и к различным подходам к сфере функционирования финансовых отношений, к составу финансовых отношений, к составу финансовых ресурсов как материальных носителей финансовых отношений, к месту финансов среди других инструментов распределения.

Пятый период начало 1990-х гг. – по настоящее время — связан с переходом России к новой модели функционирования экономики, основанной на рыночных принципах хозяйствования.

В российской науке признано большинством авторов рассмотрение финансов как экономической категории, которая отражает систему экономических денежных отношений, с характерными для данной категории признаками и функциями, опираясь на положения распределительной школы. Однако этот подход действительно может быть применим лишь в отношении государственных и муниципальных финансов. В отношении финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств значительно ограничивается сфера финансовых отношений, полностью не отражая реальные процессы движения денежных средств у различных субъектов.

Для последних в условиях рынка характерно использование как фондовой, так и нефондовой формы создания и применения финансовых ресурсов.

Таким образом, с исторических позиций подходы российской финансовой науки к сущности финансов можно представить в виде пяти периодов.

2.2 Сравнительный анализ определений «финансов» различных авторов

В дальнейшем на развитие финансов и определение их экономической сущности большое влияние оказали проводимые преобразования в экономике и социальной сфере, например, появление финансовых посредников, финансовых рынков, новых форм организации предпринимательской деятельности привели к последовательным изменениям в содержании понятия «финансы», охватывающим в настоящее время не только финансы государства, но и финансы предприятий и организаций различных форм собственности, финансы домашних хозяйств и международные финансы.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов, и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают при первой стадии воспроизводственного процесса, другие – на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; третьи рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Следует отметить, что противоречия, которые появляются при изучении научной категории «финансы», относятся к разряду формально-логических противоречий, которые неизбежны и объективно необходимы субъекту познания, как в самом процессе познания, так и в изучении познанного и познаваемого.

Кроме того, эти противоречия обнаруживаются в самом определении финансов, которое дается учеными –экономистами, даже принадлежащим к одной научной школе, не говоря уже о разном понимании данного термина в рамках различных научных школ.

Рассмотрим современные подходы к определению понятия и сущности финансов и проведем сравнительный анализ трактовок термина «финансы» отечественных и зарубежных авторов (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ определений «финансов».

Обобщая приведенные примеры определения «финансов», можно сделать вывод о том, что среди экономистов нет единства взглядов в дефиниции финансов, и часть авторов отождествляют финансы с денежными распределительными отношениями, другие считают, что финансы – это экономическая категория и особая форма экономических отношений, третьи понимают под финансами совокупность общественных отношений и т.д.

Следовательно, в данном случае под одним и тем же термином понимаются совершенно разные категории, отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

В настоящее время сущностные походы к определению финансов в отечественной и зарубежной финансовой науке коренным образом различаются.

Рассмотрим подходы к определению финансов в зарубежных словарях и энциклопедиях. (Таблица 2)

Таблица 2. Подходы к определению финансов в зарубежной литературе.

Рассмотрение зарубежной литературы позволяет говорить о том, что вопрос о сущности финансов как экономической категории, с присущими ей отличительными признаками, функциями, не поднимается. Финансы трактуются как прикладной экономический инструмент, а не как абстрактное понятие. Это подтверждают выдержки из некоторых источников, представленных в таблице. И хотя даже в зарубежных источниках отсутствует единообразное понятие финансов, тем не менее они связаны с денежными потоками, с определенной суммой денежных средств, с их расходованием, с движением капитала, с управлением этими потоками. Такой подход в определении финансов в большей степени отражает практическую сторону движения денежных потоков, т. е. связан с системой менеджмента. Более того, термин «финансы», как правило, в зарубежных источниках используется в отношении конкретного сектора экономики (публичные, корпоративные, личные финансы), поскольку каждый из этих секторов выполняет особые функции в экономике, что влияет на порядок формирования и использования денежных ресурсов.

Читать также:  Тестовые задания с ответами. 1. К функциональным обязанностям финансового менеджера в коммерческой организации относятся

В настоящее время подходов к сущности финансов действительно огромное множество. И подводя итоги, можно прийти к выводу, что финансы – это денежные отношения, проявляющиеся в форме движения финансовых потоков и возникающие при формировании у различных участников рыночной экономики финансовых ресурсов в процессе их распределения и использования для целей, которые связанны с выполнением их роли в экономике.

Существующие противоречия в определении термина «финансы», множественность существующих точек зрения в трактовке, дифференциация и противоположность значений являются источником развития общества, но как достичь гармонии и единства в данных противоречиях – это проблема, решение которой зависит от всех участников экономических отношений.

2 Функции финансов

В экономической литературе финансы принято наделять тремя функциями — распределительной, стимулирующей и контрольной.

Многие крупные отечественные экономисты считают, что финансам присущи только две функции — распределительная и контрольная.

Некоторые экономисты пытались выделять также производственную функцию финансов, однако такой подход не получил широкой поддержки, поскольку большинство финансистов посчитало, что распределительная функция полностью охватывает все то, что могло бы быть возложено на производственную функцию, т. е. «обеспечение кругооборота производственных фондов необходимыми денежными средствами для нормального функционирования предприятий».

К числу признаков финансов относятся:

1. Распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений, т.е. финансы – отношения не производственные, а отношения распределительные, которые связаны с распределением полученных доходов.

2. Тесная связь фондов денежных средств с финансами.

3. Органическая связь финансов с государством, регламентирующим законодательно финансовые отношения. Это является отличительным признаком финансов от кредитных отношений. Централизованные финансы регламентируются в большем объеме в отличие от децентрализованных.

4. Безэквивалентный характер финансовых отношений, свидетельствует об одностороннем движении денежных средств.

Второй не менее важной является контрольная функция финансов. Она рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, контрольная функция финансов проявляется в сознательном использовании контрольного свойства финансовых отношений в управлении финансами. Речь идет об организации финансового контроля, т.е. целенаправленной и планомерной деятельности государственных и негосударственных органов по проверке правильности, обоснованности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах развития общества.

Третьей функцией финансов является стимулирующая. При регулировании стимулирующей функции финансов государство с помощью системы финансовых рычагов может воздействовать на развитие предприятий в нужном обществу направлении. Например такие финансовые рычаги, как: налоги и льготы.

Таким образом с помощью распределительной функции происходит обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами.

С помощью контрольной функции происходит контроль за распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. Эта функция финансов охватывает как производственные сферы, так и непроизводственные сферы хозяйствования.

С помощью стимулирующей функции оперативно проявляется в количественное влияние на пропорции мобилизуемых, распределительных объектов в процессе изготовления использованных финансовых ресурсов.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

На микроуровне распределительная функция финансов проявляется в процессе формирования и использования финансовых ресурсов предприятий. На предприятии создаются фонды развития производства, экономического стимулирования, ФОТ, по уплате налогов и взносов и др.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП.

На макроуровне финансы показывают, как складываются пропорции между между отраслями, регионами и сферами экономики; происходит формирование и расходование государственных и личных доходов. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. В странах, чьи правительства ограничивают личные доходы, экономика не имеет базы роста. Сужение внутренних источников покрывается внешними заимствованиями, и государство попадает в экономическую зависимость от других стран.

Существующие определения финансового механизма можно разделить на две большие группы. Определения первой группы рассматривают финансовый механизм на уровне государства, регионов и областей, т.е. на макроуровне. Определения второй группы рассматривают финансовый механизм предприятий, т.е. микроуровень.

Большинство имеющихся в экономической литературе определений функций финансов относится к определению этих функций по их форме, но не содержанию, а как только в определение функций кто либо пытается включить и их содержание, то круг функций финансов сразу же начинает расширяться, помимо распределительной и контрольной функций, выделяются производственная, стимулирующая и другие функции.

По форме функции финансов обуславливаются объективным алгоритмом формального, внешнего движения денежных средств, связанного с образованием и использованием денежных фондов целевого на значения. Соответственно, необходимый и достаточный элемент этого движения образует соответствующую функцию финансов по форме. Исходя из такого подхода, определим функции финансов по форме.

1. Финансовые отношения начинаются с аккумулирования фондов денежных средств целевого назначения. Следовательно, первой, исходной функцией финансов по форме является аккумулирование денежных средств в целевые фонды, что назовем аккумулирующей функцией финансов.

2. Аккумулирующая функция финансов может осуществляться лишь в условиях учета и контроля за движением денег в процессе их концентрирования в целевых фондах денежных средств, чему по форме соответствует учетно-контрольная функция финансов, осуществляемая параллельно с аккумулирующей функцией финансов.

3. Аккумулированные (собранные, концентрированные) в фондах целевого назначения денежные средства распределяются на соответствующие цели между определенными субъектами, что по форме об разует распределительную функцию финансов. Эта функция финансов осуществляется параллельно с учетно-распределительной функцией.

С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций.

Таким образом, по экономической форме финансам присущи четыре функции:

1) аккумулирующая функция (т. е. сбора, концентрации денежных средств в фонды целевого назначения);

2) распределительная функция (т. е. функция распределения целевых фондов денежных средств между их получателями и на определенные цели);

3) финансово расходная функция (т. е. функция финансирования получателей денежных средств на определенные цели в соответствии с осуществленным предварительно их распределением);

4) учетно-контрольная функция (т. е. функция контроля за движением денежных средств в процессе их аккумуляции, распределения и расходования).

1. Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

3. Наличие государства. Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

Финансы – неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *