ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Формы и методы управления финансами.

Различают
две формы
управления финансами и соответствующие
им методы



:

1
форма



.
Прямое государственное управление
(жесткая форма управления) – предполагает
непосредственное вмешательство
государства и централизованное
воздействие на финансы.

Здесь
присущи административные
методы управления



.

Инструменты
:
приказы; императивные (обязательные)
предписания; распоряжения; запреты.

2
форма



.
Система государственного регулирования
(мягкая форма управления) – государство
воздействует опосредованно.

Здесь
присущи экономические
методы управления



.

Инструменты
:
налоги и сборы; лицензирование; система
регистраций; пошлины; стандартизация.

Пропорции
стилей управления финансами определяются
не только социальной, экономической и
политической системой, но и спецификой
звеньев ФС. Любые изменения в социальной,
экономической и политической системе
могут вызвать изменения в формах и
методах управления финансами.

Подвопрос
4.1. Сущность и формы управления финансами.

В
финансовой сфере объектами управления
являются разнообразные виды финансовых
отношений, поэтому управление
финансами


– это процесс целенаправленного
воздействия с помощью специальных
приемов и методов на финансовые отношения
и соответствующие им виды ФР для
реализации функций субъектов власти и
субъектов хозяйствования, целей и задач
их деятельности.

В
управлении финансами, как и в любой
другой управляемой системе, выделяют
объект управления и субъект управления.

Объект
управления


(управляемая система) – являются
различные формы финансовых отношений
(так как подсистем 3 то выделяют 3 группы
объектов: госфинансы, страховые финансы
и финансы ХС).

Субъектом
управления


(управляющая система) – организационные
структуры, которые осуществляют
управление (финансовый аппарат).

Цель
управления финансами

— достижение финансовой устойчивости.

Система управления
государственными финансами представлена
на рис.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В
управлении финансами можно выделить
следующие функциональные элементы.

1.
Финансовое планирование – занимает
важное место в системе управления
финансами. Оценивает состояние своих
финансовых ресурсов, возможности их
увеличения, а также наиболее эффективные
направления их использования. Финансовое
планирование основывается на анализе
финансовой информации, а последняя, в
свою очередь, на данных бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности.

2.
Стратегическое управление выражается
в определении финансовых ресурсов на
перспективу, установлении объема
финансовых ресурсов на реализацию
целевых программ и т.д. Стратегическое
управление финансами в нашей стране
осуществляют Государственная дума,
Администрация Президента, Министерство
финансов РФ и другие органы государственной
власти и управления.

3.
Оперативное управление – совокупность
мер, разрабатываемых на основе
оперативного анализа складывающейся
финансовой ситуации и направляемых на
получение максимального эффекта при
минимуме затрат от перераспределения
финансовых ресурсов.

Оперативное
управление финансами в нашей стране
осуществляет Министерство финансов
РФ, финансовые управления органов
местного самоуправления, дирекции
внебюджетных фондов, страховых
организаций, финансовые службы
предприятий, учреждений и организаций.

4.
Финансовый контроль осуществляется
на стадии оперативного управления
финансами. Он помогает сопоставить
фактические результаты от использования
финансовых ресурсов с плановыми
результатами, а также выявить резервы
роста финансовых ресурсов и определить
пути их наиболее эффективного
использования.

Краткосрочные
ценные бумаги в большинстве своем
одновременно являются платежно-расчетными
или кредитными инструментами (векселя,
чеки).

Бывают
и чисто краткосрочные ценные бумаги –
краткосрочные долговые обязательства
государства.

Рынок
долгосрочных ценных бумаг – это сегмент
рынка ценных бумаг, на котором размещаются
и обращаются ценные бумаги со сроком
не менее одного года. Он представляет
собой основную часть рынка капитала.

Рынок
ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется:

1.
Первичный рынок ценных бумаг – рынок,
на котором продаются впервые выпущенные
ценные бумаги.

2.
Вторичный рынок ценных бумаг – рынок,
на котором обращаются ранее выпущенные
ценные бумаги.

Управление финансами
– это комплекс мер, инструментов, финансовых инструментов обеспечивающих эффективное функционирование финансовой системы и реализацию задач, предусмотренную финансовой политикой.

Управление финансами имеет три функциональных элемента:

1.
Прогнозирование и финансовое планирование

2.
Оперативное управление

3.
Финансовый контроль

1. Финансовое прогнозирование
– это исследование перспектив развития финансово хозяйствующих субъектов и субъектов власти в будущем; научно обоснованное предположение об объёмах и направление использования финансовых ресурсов на перспективу.

2. Оперативное прогнозирование
предполагает использование финансовых планов и проведение финансового маневрирования, которое связано с устранением диспропорции непредусмотренных в процессе планирования.

3. Финансовый контроль
предусматривает проверку законности, правильности образования фондов денежных средств, эффективного и целевого использования. Включает 2 составляющие:

· Государственный финансовый контроль;

· Негосударственный финансовый контроль.

8. Методы финансового прогнозирования и планирования.

Финансовое прогнозирование
– это исследование перспектив развития финансово хозяйствующих субъектов и субъектов власти в будущем; научно обоснованное предположение об объёмах и направление использования финансовых ресурсов на перспективу.

1.
Метод экстраполяции – составление перспектив исходя из практики за предыдущий период.

2.
Метод экспертных оценок — составление прогноза на базе оценок сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства.

3.
Смешанный метод – этоприменение предыдущих методов одновременно.

Финансовое планирование
предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образование и использование финансовых ресурсов.

На макроуровне: бюджет;

На макроуровне: баланс доходов и расходов.

Внутригодовые планы государства: бюджетная роспись доходов и расходов, поквартальные и месячные платёжные бюджеты и календари.

Методы финансового планирования:

1.
Расчётно-аналитический метод – расчет финансовых показателей на основе анализа показателей за прошлый период, индексов и их размеров, экспертных оценок за плановый период.

2.
Балансовый метод – построение баланса имеющихся в наличие средств и потребностей их использования.

3.
Нормативный метод – использование установленных норм и нормативов.

4.
Метод оптимизации плановых решений или экономико-математическое моделирование – это разработка ряда вариантов показателей и видов из них наиболее оптимальных.

Основные виды управления финансами

1. Финансовое
планирование — это процесс определения
будущих действий по формированию и
использованию финансовых ресурсов.
Основной объект финансового планирования
— финансовые ресурсы. 2. Финансовое
прогнозирование представляет собой
определение конкретных перспектив
развития финансов субъектов хозяйствования
и субъектов власти в будущем, научно
обоснованное предположение об объёмах
и стратегических направлениях
использования финансовых ресурсов,
исходя из принятой концепции экономического
роста. 3.Контроль-сов-ть действий и
операций, осуществляемых социально
уполномоченными органами с целью
контроля за соблюдением субъектами
хоз, органами гос власти,местного само-я
норм права в процессе образования,
рапсределения и использования фр для
своевременного получения полной и
остоверной инф-ции о ходе реализации
принятых управле-их решений.

Финансовые
институты и их функции.

Под
финансовым институтом понимается
учреждение, занимающееся как основной
деятельностью операциями по передаче
денег, кредитованию, инвестированию и
заимствованию денежных средств с
помощью различных финансовых инструментов.
Основное предназначение финансового
института — организация посред

ничества,
т. е. эффективного перемещения денежных
средств (в прямой или опосредованной
форме) от сберегателей к заемщикам.
Первые представляют собой, образно
говоря, обладателей мешка денег, т. е.
они готовы передать их за вознаграждение
лицу, испытывающему финансовый голод;
вторые имеют в портфеле выгодный
инвестиционный проект, но не располагают
достаточными для его реализации
источниками финансирования.

К
финансовым институтам относятся банки,
сберегательные институты (кассы),
страховые и инвестиционные компании,
брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные
фонды и т. п. Финансовый институт призван
обеспечить согласование различных
потребностей сберегателей и заемщиков:
первые заинтересованы прежде всего в
надежном и относительно безрисковом
размещении собственных средств,
подразумевающем (а) ликвидность, т. е.
легкость доступа к своим денежным
средствам в случае необходимости, и
(о) получение долгосрочного дохода по
приемлемой ставке; вторые — в возможности
мобилизации денежных средств в требуемом
объеме для осуществления различных
инвестиционных программ и текущих
расходов.

Финансовые
институты выполняют множество функций;
среди них:

сбережение финансовых
ресурсов (saving), собственно посредничество
(intermediation),

финансовая трансформация
(maturity transformation),

передача риска (risk
transfer),

организация валютных операций
(foreign exchange operations),

содействие ликвидности
(liquidity),

организация операций по
изменению организационно-правовых
форм компаний (going public and going private
transactions). Приведем краткую их характеристику.

Финансы



это
экономическая категория, выражающая
совокупность отношений между всеми
экономическими субъектами, гражданами
и государством по поводу распределения
стоимости ВНП, наци дохода и части
национального богатства, и формирование
доходов, фондов и накоплений. Осуществление
расходов и инвестиций на макро и
микроуровне с целью выполнения функций
и задач этих субъектов и государства в
целом и удовлетворения общественных
потребностей.

Читать также:  Основные полномочия министерства финансов рф в сфере налогообложения

Управление

— это некое воздействие на объект с
целью достижения определённых целей.

Управление
финансами

— процесс целенаправленного воздействия
на объект (финансовые отношения,
финансовую систему) с целью обеспечения
их стабильности в текущем периоде и
дальнейшего развития.

Функциональные
элементы управления финансами:

1. Финансовое
планирование

занимает важное место в системе управления
финансами. Именно в ходе планирования
любой субъект хозяйствования всесторонне
оценивает состояние своих финансов,
выявляет возможности увеличения
финансовых ресурсов, направления их
наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе
планирования принимаются на основе
анализа финансовой информации, которая
должна быть достаточно полной и
достоверной. Достоверность и своевременность
получения информации обеспечивают
принятие обоснованных решений. Финансовая
информация базируется на бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности.

Конкретные задачи
финансового планирования

определяются финансовой политикой. Это
определение объема денежных средств и
их источников, необходимых для выполнения
плановых заданий; выявление резервов
роста доходов, экономии в расходах;
установление оптимальных пропорций в
распределении средств между
централизованными и децентрализованными
фондами.

2. Оперативное
управление финансами

связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового
плана, внесению корректив в его показатели
с учетом новых хозяйственных обстоятельств,
изысканию иных источников формирования
финансовых ресурсов и направлений их
эффективного вложения. Оперативное
управление представляет собой комплекс
мер, разрабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся ситуации и
преследующих цель получения максимального
эффекта при минимуме затрат с помощью
перераспределения финансовых ресурсов.
Основное содержание оперативного
управления сводится к маневрированию
финансовыми ресурсами с целью решения
вновь возникающих задач.

Оперативное
управление финансами

— главная функция аппарата финансовой
системы: Министерства финансов, финансовых
управлений местных органов власти,
дирекций внебюджетных фондов, страховых
организаций, финансовых служб предприятий.

3. Финансовый
контроль

,
как элемент управления, осуществляется
как в процессе планирования, так и на
стадии оперативного управления. Он
позволяет сопоставить фактические
результаты с плановыми, выявить резервы
роста финансовых ресурсов, наметить
пути наиболее эффективного хозяйствования.

При выработке
управленческих решений учитываются
результаты экономического анализа не
только прошлых периодов деятельности,
но и перспективы; используются
автоматические средства управления
финансами (АСУФ) для рационального
сочетания экономических и административных
методов управления.

Соседние файлы в папке Вопросы

Зная, какие есть функциональные элементы управления финансами, а также понимая, как их применять в бизнесе, можно добиться его регулярного роста и развития. В статье говорим об управлении финансами, непосредственно элементах управления и их особенностях.

Процесс управления финансами: понятие, содержание

Управление финансами — это процесс их учёта, распределения и контроля с целью достижения и поддержания финансовой устойчивости, приумножения дохода и прибыли. Этот процесс может осуществляться на уровне государства, когда речь идёт о развитии его финансовой системы, или отдельного предприятия. В любом случае при управлении используются методы, приёмы, стимулы, которые позволяют достигать поставленных целей и не противоречат принципам процесса, а это:

  • плановость, системность: важно, чтобы развитие бизнеса финансировалось, а выделяться средства могут в том случае, если доходы и расходы планируются;
  • целевая направленность: то есть финансовые средства должны идти на достижение целей компании;
  • стратегическая ориентированность: имеется в виду, что управлять ресурсами надо в соответствии с долгосрочной стратегией;
  • диверсифицированность: важно увеличивать ассортимент и расширять рынки сбыта, чтобы повышать прибыль, конкурентоспособность предприятия.

Содержание процесса раскрывается в функциональных элементах управления финансами, которыми являются финансовое планирование, оперативное управление и контроль.

Цель, объекты, субъекты управления финансами

Как уже было сказано, цель управления финансами — в достижении финансовой устойчивости
, независимости. То есть деятельность на уровне предприятия должна как минимум исключить риск банкротства, а как максимум — регулярно увеличивать прибыль
. На уровне государства важно достичь сбалансированности бюджетов, укрепления позиции национальной валюты, сокращения госдолга и повышения качества жизни населения.

Объектом процесса управления выступает непосредственно финансовая деятельность государства или отдельного предприятия, то есть учёт, анализ, распределение, мероприятия по улучшению ситуации. Субъектами будут финансовые органы, которые осуществляют эту деятельность.

Функциональные элементы, выделяющиеся в управления финансами

К ним относятся планирование, регулирование и контроль.

Планирование

Финансовое планирование
сводится к оценке финансового положения и поиску путей для его улучшения либо для более эффективного использования имеющихся ресурсов. Процессу планирования предшествует процесс прогнозирования, когда собственник бизнеса продумывает разные варианты распределения средств и изменения, которые это может за собой повлечь.

  • обоснование выбранной стратегии
    управления финансами;
  • расчёт планируемых поступлений и расходов и достижение баланса между ними;
  • соблюдение интересов акционеров и инвесторов.

Чтобы выполнять последний принцип, важно грамотно распределять средства: выделять определённый процент еженедельной маржи на разные статьи расходов (непосредственно отчисления учредителям, денежные резервы, заработную плату, продвижение, увеличение оборотных средств). Есть рекомендованные цифры: например, около 30% на зарплаты и до 10% на отчисления учредителям, но можно рассчитывать и свои показатели, исходя из собственного финансового положения.

Стратегическое и оперативное управление

Регулирование также является одним из основных элементов процесса управления финансами, поскольку сводится к разработке мероприятий, позволивших бы получить максимальный эффект от распределения ресурсов.

  • Стратегическое управление
    в данном случае нацелено на выделение ресурсов для решения долгосрочных задач. В рамках государства его осуществляют такие органы власти, как аппарат Президента, Министерство финансов. На предприятии разработкой стратегии занимается высшее руководящее звено.
  • Оперативное управление финансами сводится к обеспечению условий, позволяющих достигать поставленных целей. То есть, в зависимости от сферы деятельности компании, это может быть выделение средств на закупки, производство, реализацию, продвижение продукта и пр. В рамках государства оперативное управление будут осуществлять: Минфин, дирекции внебюджетных фондов и т. д.

На предприятии хорошо бы вовлекать в процесс распределения финансов самих сотрудников. Во-первых, чтобы хорошо выполнять свою работу, они должны иметь возможность распоряжаться ресурсами (мастер СТО не сможет работать, если у него не будет необходимых запчастей для ремонта или если он не сможет их заказывать). Во-вторых, понимание финансового положения компании порождает ответственность. Так, если сотрудник знает, что в данный период сократилась прибыль, он сможет предложить варианты оптимизации расходов в зоне своей ответственности. Но, внедряя такую систему, надо внедрять и правила распоряжения деньгами (объяснять, сколько процентов еженедельной маржи может быть потрачено на те или иные статьи расходов, как об этом говорилось выше).

Финансовый контроль

Контроль как один из элементов управления финансами важен и на этапе планирования, и на этапе регулирования. Благодаря ему можно отслеживать, выполняются ли поставленные планы, а также выявлять скрытые резервы и продумывать, как эффективнее их использовать.

Задачи финансового контроля:

  • обеспечение платёжеспособности предприятия;
  • проверка деятельности (важно убедиться в том, что компании удастся достигнуть запланированных финансовых показателей);
  • отслеживание правильности расходования средств.

Государственные и муниципальные органы управления финансами в РФ и их задачи

Управляют финансами в РФ органы законодательной и исполнительной власти. К ним относятся:

  • Парламент РФ. Он утверждает проект федерального бюджета и получает отчёт о его выполнении.
  • Счётная палата. Она осуществляет финансовый контроль — отслеживает, как используются федеральные средства, как исполняется бюджет.
  • Министерство финансов РФ. Также следит за ходом исполнения бюджета и расходования госсредств. Кроме того, Минфин контролирует работу входящих в его структуру органов: Федеральной налоговой службы (её функция — следить за соблюдением налогового законодательства, вести учёт налогоплательщиков, контролировать своевременность уплаты налогов и сборов), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Росфиннадзор контролирует использование средств в финансово-бюджетной сфере и в сфере валютных отношений. Казначейство ведёт учёт бюджетных средств на единых счетах, проверяет, как они расходуются. Если выявляется нецелевое использование, может приостановить операции.
Читать также:  ДЕСЯТКА ПЕНТАКЛЕЙ ТАРО ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСЫ

Помогает госорганам эффективно управлять финансами и Банк России (он контролирует валютные операции, следит за соблюдением банковского и кредитного законодательства), и Федеральная служба по финансовому мониторингу. Сотрудники этой службы отслеживают крупные банковские операции, сделки, и, если те кажутся им подозрительными, передают данные о них в налоговую службу, службу по экономическим преступлениям и пр.

Органы управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях

В коммерческих организациях эти функции выполняет высшее руководство. Например, если это акционерное общество, то собрание акционеров будет разрабатывать финансовую стратегию, планы и получать отчёты об их выполнении. Совет директоров будет контролировать распределение средств. Если компания небольшая, управление финансами берёт на себя бухгалтерия.

В некоммерческих организациях заниматься финансовыми вопросами могут специально созданные органы, к примеру, ревизионные комиссии.

Выводы

В статье мы выяснили, что функциональные элементы управления финансами включают планирование, регулирование и контроль. В них важно разбираться, так как они осуществляются как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий, позволяя их руководству ставить цели, составлять планы и достигать их. Более того, эти элементы составляют содержание процесса управления финансами, который при правильной организации обеспечивает успешную и прибыльную деятельность бизнеса.

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования
конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на
для достижения поставленной цели или определенного результата.


грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить
и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления
. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений
их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами
, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый
. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование
занимает важное
в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою
, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне
бюджетов возложено на Федеральное казначейство.
доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает
и пассивами предприятия.
включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый
может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные
; товарообменные (бартерные)
; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования
исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление
представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС ЛАЙФ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КАЗАХСТАН

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль
представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций
сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный
осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне
аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  1. Счетную палату РФ;
  2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Федеральная таможенная служба;
  5. Федеральная таможенная служба;
  6. Федеральную комиссию по ценным бумагам;
  7. Министерство государственного имущества РФ;
  8. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое
среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами
понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а)
(наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое
финансовой системы; в)
за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.
за состоянием финансов, а также правовое
финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.).
за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Функциональные элементы управления финансами


Финансовое
планирование и прогнозирование

(используются
для научного обоснования текущего и
перспективного развития экономики,
изменений темпов роста ее отдельных
отраслей и субъектов хозяйствования,
обеспечивают необходимый предварительный
контроль за образованием и использованием
ФР).


Общее
(стратегическое) и Оперативное управление

.

Общее

— Определяются финансовые резервы через
прогнозирование на перспективу,
установление объема ФР и реализация
целевых программ.

Оперативное

— Комплекс мер на основе оперативного
анализа текущей финансовой ситуации и
имеющих цель получить максимум эффекта
при минимуме затрат с помощью
перераспределения средств.

Сопоставление
фактических результатов от использованияФР
с плановыми, выявление резервов роста
ФР, путей эффективного развития.

Подвопрос 4. Органы управления финансами в рф.

  1. Классификация
    в соответствии с объектами
    управления

3 группам объектов
соответствуют следующие субъекты
управления:

— государственные
финансовые и налоговые органы

— органы стразового
надзора

— финансовые службы
ХС

  1. Институциональная
    структура управления

    финансами в РФ

Согласно
институциональной классификации все
органы управления
финансами

делятся на 2 группы:


субъекты общего

управления финансами;


субъекты оперативного

управления финансами.

Субъектами
общего управления финансами

в РФ являются высшие федеральные органы
государственной власти РФ (п.1 ст.11
Конституции РФ).

Субъектом
оперативного управления финансами

в РФ является финансовый аппарат.
Совокупность всех организационных
структур, осуществляющих управление
финансами, называются финансовым
аппаратом



.

На
финансы влияет ЦентроБанк

через деятельность по защите и обеспечению
устойчивости национальной валюты, но
к субъектам он не относится, т.к.
осуществляет ее независимо от других
органов власти.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ



1.

Президент

(его администрация) регламентирует
деятельность финансовой системы страны
следующим образом:


в своем ежегодном послании к Федеральному
собранию Президент формулирует основные
принципы финансовой политики государства,


осуществляет кадровые назначения,


имеет право вето на финансовое
законодательство,


имеет право законодательной инициативы,


подписывает федеральный закон о бюджете.

2. Высший
законодательный орган страны —

парламент РФ (Ф едеральное
Собрание)

состоит из 2 палат (Государственная
Дума, Совет Федерации)

Управление
финансами осуществляется посредством:

— рассмотрения и
утверждения бюджета и отчета о его
исполнении;

— определение
предельных размеров внутренних и внешних
заимствований;


принятие финансового законодательства,
в т.ч. посредством принятия законов по
налогам и другим платежам (Бюджетный
кодекс, Налоговый кодекс)

3.
Правительство РФ

(исполнительная власть)

выступает как
единый центр управления финансами.


обеспечивает проведение единой финансовой
политики в государстве;


разрабатывает федеральный бюджет;


обеспечивает исполнение бюджета


представляет в Гос. Думу РФ проект
федерального бюджета


представляет отчет об исполнении
бюджета.

4.
Министерство финансов РФ и его органы
на местах

(62 функции согласно постановлению
Правительства РФ)

Центральный
орган, который осуществляет оперативное
управление

финансами в РФ и реализацию

финансовой политики. Обеспечивает
единство финансовой, денежно-кредитной,
валютной политики, координирует
деятельность других федеральных органов
исполнительной власти.

МФ
РФ имеет право получать материалы,
необходимые для составления и исполнения
бюджета, ограничивать финансирование
в случае нарушения финансовой дисциплины,
проводить ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
ХС и организаций.

1).
разработка и реализация основных
направлений финансовой политики;

2).составление
проекта государственного бюджета;

3).
организация исполнения бюджета (через
казначейство);

4).
обеспечение устойчивости государственных
финансов;

5).
развитие финансового рынка;

6).
определение приоритетных направлений
финансирования.

7).
целевое финансирование общегосударственных
потребностей;

8).
совершенствование методик бюджетного
планирования, финансирования и отчетности.

9).
осуществление финансового контроля за
расходованием бюджетных и внебюджетных
средств.

5.
Счетная палата

(главный контролирующий орган РФ) –
постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, подотчетен
Федеральному Собранию, независима от
Правительства РФ.

Основные
задачи

счетной палаты (в соответствии с законом):


определение целесообразности расходования
государственных средств;


оценка обоснованности доходных и
расходных статей бюджета и внебюджетных
фондов;


проведение экспертизы проектов законов,
предусматривающих расходы из бюджетных
средств;


контроль за законностью и своевременностью
движения бюджетных средств.

Соседние файлы в папке для ГМУ-320


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *