ПУБЛИЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ДОКЛАД

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 15 лет

Полина Михайловна Копруджу

преподавательский стаж — 8 лет

Семинар 1, задачи 1

С
материальной точки зрения: Финансы —
представляют собой денежные фонды
государства, его территориальных
подразделений (субъектов РФ, муниципальных
образований), предприятий, организаций,
учреждений используемые для потребностей
общества и развития производства.

С
точки зрения экономического механизма
(механизма функционирования): Финансы
-экономические денежные отношения
по формированию, распределению и
использованию фондов денежных средств
государства, его территориальных
подразделений, а так же предприятий,
организаций, учреждений, необходимых
для обеспечения расширенного
воспроизводства, безопасности страны
и удовлетворения социальных нужд.

Публичные
и частные финансы:

Финансы:
1) Публичные: государственные и
муниципальные;

2)
Частные. Гос. финансы: федеральные,
региональные, гос.предприятий;
Муниципальные: мун.районов, мун.поселений,
мун.предприятий; Частные: физических
лиц и юридических лиц.

Различия
публичных и частных финансов:

1.
Цель публичных финансов: удовлетворение
гос.(муниц.) потребностей для обеспечения
«общего интереса».

Цель
частных финансов: получение прибыли и
удовлетворение собственных потребностей.

2.
Способ обеспечения доходов публ.финансов:
могут быть использованы инструменты
принуждения; Способ обеспечения доходов
частн.финансов: могут быть дополнены
только экономическими методами.

3.
Приоритетность доходов и расходов: в
публичных финансах расходы определяют
доходы; в частных финансах доходы
определяют расходы.

— для целей финансового
обеспечения деятельности государства
и МО.

— образуются путем использования
властных предписаний (налоги), в ходе
финансовой деятельности государственных
органов.

— собственность РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований.

— используются и распределяются
в основном государственными органами
и государственными организациями.

— размеры государственных
финансов намного больше.

— направлены на реализацию
частного интереса, на получение прибыли.

— образуются за счет
коммерческой деятельности.

— частная собственность

Финансы
— это система денежных отношений в
обществе по поводу образования и
использования централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в рамках распределения и
перераспределения валового национального
продукта и национального дохода для
решения экономических, социальных и
политических задач государства.

Финансовая
система в целом представляет собой
совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются
и используются различные денежные
фонды, т. е. реализуются функции финансов,
Финансовая система состоит из трех
подсистем:


государственных и муниципальных
финансов;


финансов хозяйствующих субъектов;

Все
финансы исторически делят на частные
и общественные (публичные). Публичные
финансы, в свою очередь, включают в себя
государственные и местные, или
муниципальные финансы. Частные финансы
имеют более сложную классификацию. Они
делятся на личные и семейные; финансы
предприятий и финансы бизнеса; финансы
банков; финансы некоммерческих
организаций. Частные и публичные финансы
имеют разную систему дохода и расхода,
разные системы управления.

В
условиях, когда объектом финансовых
отношений выступает национальное
богатство, для формирования доходов
используется то, что создано предыдущими
поколениями или данное природой.

Субъектами
финансовых отношений выступают
предприниматели, рабочие и служащие,
государство.

совокупность
сфер функционирования финансовых
отношений и обслуживающих их финансовых
учреждений.


ПУБЛИЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ДОКЛАД

Внебюджетные
фонды — самостоятельное звено финансовой
системы, представляющее обособленные
вне бюджетной системы финансовые
средства, управляемые органами
государственной власти и предназначенные
для финансирования социальных
конституционных прав граждан.

Внебюджетные
фонды — один из методов перераспределения
национального дохода органами власти
в пользу определенных социальных групп
населения. Государство мобилизует в
фонды часть доходов населения для
финансирования своих мероприятий.
Внебюджетные фонды решают две важные
задачи: обеспечение дополнительными
средствами приоритетных сфер экономики
и расширение социальных услуг населения.

Под
финансовой политикой понимается
совокупность мероприятий государства
по использованию финансов в экономическом
и социальном развитии общества.

Виды
финансового регулирования охватывают:
налоговое, бюджетное, государственно-кредитное,
таможенно-тарифное, валютно-финансовое,
внутрихозяйственное (внутрифирменное,
в пределах предприятия, организации,
корпорации и т.д.)

Формы
регулирования обозначают процессы,
протекающие в перечисленных видах:
например, в бюджетном виде формами
являются финансирование (субвенции,
субсидии, трансферты), в налоговом —
прямое и косвенное налогообложение, в
валютно-финансовом — внешнее инвестирование,
внешние займы, внешний долг.

Оксана Аркадьевна Ногина

После первой сессии зачет.

Что касается пособий, то у нас есть учебники под. ред. Карасевой, Грачевой и т.д.

Традиционные учебники – ими можно пользоваться. Но у нас не совсем традиционный взгляд на финансовое право. Есть УМК (его нужно обновлять, но пока еще оно нормальное). Что касается презентаций, то здесь есть нюанс: презентации – это лишь основные элементы.

2 семестра будем изучать собственно бюджетное право, а налоговое право будет изучаться отдельно.

Доходы – это не только приращение имущества, но и экономия. Любая экономическая выгода – это доход.

Есть доходы, есть расходы, а есть источники погашения дефицита (финансовые резервы) (то, что физические лица называют «заначкой»).

Если дефицит образовался, то можно привлекать средства из финансового резерва.

Пока резервы не востребованы, резервы не должны просто лежать, потому что они обесцениваются. Поэтому эти резервы находятся в инвестициях, чтобы они прирастали.

В долг лучше не влезать, потому что проценты.

Предмет ФП – финансовое хозяйство (распоряжение государством вещественных ценностей).

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования (лат. financia – наличность, доход).

Термин «финансы» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:

1) Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

2) Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

Публичные и частные финансы.

Годме: «Ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами».

Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.

Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.

Действительно, в настоящий момент времени всё, что касается имущественного комплекса, включая денежных средств физических лиц, юридических лиц, регулируется нормами гражданского права.

— для целей финансового обеспечения деятельности государства и МО.

— образуются путем использования властных предписаний (налоги), в ходе финансовой деятельности государственных органов.

— собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

— используются и распределяются в основном государственными органами и государственными организациями.

— размеры государственных финансов намного больше.

— направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли.

— образуются за счет коммерческой деятельности.

— частная собственность.

По поводу предмета ФП много всяких натяжек. Пытаются натянуть публично-правовое регулирование на частные финансы. Если речь идет о деятельности ЦБ, то да, здесь регулирование публично-правовыми механизмами понятно и допустимо.

ФП – отрасль публичного права.

Мы не должны идти по пути натягивания ФП на частно-правовые отношения.

У государства специфические методы формирования финансовых средств, оно не может работать на чужого дядю. К тому же, у государства есть социальные функции. Как государство может сформировать финансовую базу? Путем властных предписаний (налогов). Да, можно, как в Бахрейне, с помощью неналоговых поступлений (нефть). Но в России это незначительная доля. Поэтому у нас используются властные предписания.

Поскольку у нас отношения имущественного характера, то мы понимаем, что специфическое сочетание властных методов деятельности с одной стороны, и имущественных отношений с другой стороны, приводит нас к выделению сферы финансового регулирования в самостоятельную отрасль.

Как отличить ГП от ФП? ГП регулирует частно-правовыми методами, а ФП – публично-правовыми методами.

Публичные финансы – система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.

Финансовая система понимается как (хотя законодательного определение нет):

— совокупность финансовых институтов, совокупность различных групп однородных экономических отношений, в процессе которых происходит образование фондов денежных средств.

— совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

— совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание; то, как мы будем понимать финансовую систему).

Читать также:  В какую эпоху Российской империи произошла попытка создания экосистемы?

Финансы страны подразделяются:

I. В зависимости от того, чьи интересы ими реализуются, на:

– государственные (публичные) финансы. В свою очередь они делятся на централизованные и децентрализованные;

– частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы – это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

К ним относятся:

– денежные средства бюджетов всех уровней,

– денежные средства государственных и внебюджетных фондов,

– денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

Такое же понимание публичных финансов предлагается французским «Юридическим словарем» под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как «совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам» (Vocabulaire juridique. Publie sous la direction de Gerard Cornu. 4-e ed. mis a jour. Paris. Quadrige/Puf. 2003. P. 397 — 398.).

Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. ( Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.

Государственные (публичные) финансы включают:

– федеральный бюджет;

– бюджеты субъектов Российской Федерации;

– местные бюджеты;

– внебюджетные фонды;

– фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

– на общие бюджеты;

– бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В особом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т. е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.

Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна – это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют:

– средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов,

– средства ЦБ РФ,

– золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы – этоденежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

II. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций.

III. В зависимости от отраслевой направленности – финансы промышленности, торговли, транспорта и т. д.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения – это совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т. д.

Судом установлено, что 
ответчиком обязательства по оплате
полученного им товара не исполнены.
Учитывая, что факт передачи ответчику 
товара и наличие у него задолженности 
в сумме 42 306,74 руб. подтверждаются материалами 
дела, не оспорены ответчиком, суд признает
исковые требования в части основного
долга обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истец предъявил к 
взысканию, помимо суммы основной задолженности,
пени в соответствии с пунктом 3.1.
договора в размере 5 892,51 руб.

В соответствии с пунктом
3.1. договора за нарушение сроков оплаты
покупатель уплачивает поставщику пеню
в размере 0,1 % от не оплаченной суммы 
за каждый день просрочки. Факт просрочки 
оплаты подтвержден материалами 
дела. Расчет договорной неустойки 
произведен за период просрочки, судом проверен
и признан правильным.

Расходы по государственной 
пошлине суд относит на ответчика 
в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.

Руководствуясь статьями
167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Арбитражный суд Республики
Карелия

2. Взыскать с общества 
с ограниченной ответственностью 
«Строй-Электро» в пользу закрытого 
акционерного общества «Карелия-Восток-Сервис 42 306,74 руб. задолженности по договору
поставки № 146 п/т от 29.11.2010., 5 892,51 руб. пени,
а также 2 000 руб. расходов по госпошлине
за рассмотрение иск22.

Итоги по второй главе.

Рассматривая вышеприведенные 
примеры судебных дел по публичным 
и частным финансам, необходимо отметить отличие публичных
правоотношений, которые регулируют и
охраняют общие интересы, от частных правоотношений,
регулирующие частные интересы, независимость
и инициативу индивидуальных собственников
и объединений (корпораций) в их имущественной
деятельности и в личных отношениях. Судебная
практика данных финансов очень сложна
и требует больших знаний и опыта от судей.

В рассмотренной автором литературе встречается
определение финансов через систему финансовых
отношений. Рассматриваемые в таком аспекте
финансы представляют собой систему экономико-правовых
отношений в сфере создания, распределения
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.

Традиционно финансы разделяют на публичные
и частные. К первой группе относятся:
государственные финансы и местные (муниципальные)
финансы. Во второй группе выделяют:

Публичные финансы в 
полном объеме регулируются финансовым
правом. Частные финансы «интересуют» финансовое
право только с позиции  реализации
публичных целей (уплата налогов, обязательное
страхование, соблюдение валютных ограничений,
платежеспособность кредитных организаций
и пр.). В остальном сфера частных финансов
охватывается предметом регулирования 
частных отраслей права.

Отличие государственных 
и частных финансов заключается в следующем:

а) государство может 
в принудительном порядке обеспечить
свои доходы посредством системы 
налогового обложения. В то же время 
отсутствует принудительное исполнение
в отношении самого государства.
Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы
и, следовательно, могут оказаться не в
состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы 
связаны с денежной системой, которая 
в большей или меньшей степени 
управляется государством, тогда 
как эта денежная система не зависит от воли частного
собственника, распоряжающегося своими
финансами;

в) частные финансы 
ориентированы на получение прибыли.
Государственные финансы – это 
средство осуществления, так называемого общего
интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры
частных финансов

К частным (негосударственным)
финансам относятся денежные средства
принадлежащие частным, корпоративным 
и общественным организациям, а так 
же отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных
финансов, состояние и динамика которых
в основном определяется решением государственных
местных органов власти, частные финансы
подчиняются законам рынка и регулируются
нормами гражданского права.

В отличие от государственных
(публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие
потребности общества (образование, культура,
социальное обеспечение, оборона), частные
финансы имеют цель получение прибыли
их собственниками.

Вместе с государственными
и муниципальными предприятиями 
частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов,
с которыми государство вступает в финансовые
(налоговые) отношения. Именно эти отношения
составляют основу финансовой деятельности
государства. Благодаря этой деятельности
в руках государства сосредотачиваются
огромные денежные средства, позволяющие
ему эффективно выполнять свои функции.

В реферате была рассмотрена судебная
практика Республики Карелия в области
публичных и частных финансов. Рассматривая
вышеприведенные примеры судебных дел
по публичным и частным финансам, необходимо
отметить отличие публичных правоотношений,
которые регулируют и охраняют общие интересы,
от частных правоотношений, регулирующие
частные интересы, независимость и инициативу
индивидуальных собственников и объединений
(корпораций) в их имущественной деятельности
и в личных отношениях. Автор отмечает,
что судебная практика данных финансов
очень сложна и требует больших знаний
и опыта от судей.

Список использованных источников
и литературы

Читать также:  ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАВРИЛОВА ПОПОВ

1
Государственные и муниципальные финансы:
учебник / И. Н. Мысляева. — 3-e изд., перераб.
и доп. – М., 2012. – С. 11.

2
Финансовое право: учебное пособие / отв.
ред. И.В. Рукавишникова. — 2-e изд., перераб.
и доп. — М., 2009. – С. 9.

3
Финансовое право : учебник / В. А. Мальцев.
— 3-е изд., испр. и доп. — М., 2008. – С. 7.

4
Финансовое право / отв. ред. И.В. Рукавишникова.
– С. 15.

5
Государственные и муниципальные финансы
/ И. Н. Мысляева. – С. 20.

6
Финансовое право / отв. ред. И.В. Рукавишникова.
– С. 16.

7
Государственные и муниципальные финансы
/ И. Н. Мысляева. – С. 22.

8 Килясханов И. Ш. Финансовое право: учеб.
пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2012.
– С. 24.

9
Эриашвили Н. Д. Финансовое право. Общая
часть: учеб. пособие. — М., 2012. – С. 5.

10
Государственные и муниципальные финансы
/ И. Н. Мысляева. – С. 24.

11 Химичева Н. И., Покачалова Е. В.
Финансовое право: учебно-методический
комплекс. – М., 2005. – С. 123.

12
Эриашвили, Н. Д. Указ. соч. – С. 354.

13
Финансовое право / отв. ред. И.В. Рукавишникова.
– С. 18.

14
Государственные и муниципальные финансы
/ И. Н. Мысляева. – С. 26.

15
Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева.
– С. 587.

16
Финансовое право. Общая часть: учеб. пособие
для студентов вузов / Н. Д. Эриашвили, Н. Л.
Древаль.-М., 2012 – С. 7.

17
Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 25.06.2012
№ 86-ФЗ) // Справочно-правовая система Консультант
Плюс. — Ст. 28.

18 Ст. 29 АПК РФ.

19 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г.
№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
(в ред. от 6 декабря 2011 г.) //  Справочно-правовая
система Консультант Плюс.

20
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ
№О защите конкуренции» (в ред. от 28 июля
2012 г.) //  Справочно-правовая система
Консультант Плюс.

Сущность понятия «общественные финансы»

Общественные финансы — это система формирования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Изучением особенностей общественных финансов занимается финансовая наука. Финансовая наука – это наука с большой историей, которая изобилует различного рода научными концепциями. Одним из наиболее известных теоретиков финансовой науки профессор был Карл Pay, который выделял три этапа развития теории общественных финансов, а именно:

Стоит отметить, что перечисленные выше этапы охватывают довольно широкий период времени: от расцвета Римской империи до середины XX в.

Состав и особенности публичных финансов

В состав публичных финансов входят две группы:

Публичные финансы характеризуются следующими особенностями: во-первых, они обеспечивают систему финансовых показателей, характеризующих финансовую деятельность государства; во-вторых, их назначение состоит в обеспечении финансирования таких общественных потребностей, которые имеют общегосударственное значение и составляют сферу государственных интересов; в-третьих, их движение определяется на законодательном, то есть государственном, уровне.

Государственные и муниципальные финансы как составляющие публичных финансов имеют ряд общих черт, в частности, и те и другие финансы представляют собой инструмент реализации функционального назначения органов государственного и муниципального управления.

«Публичные финансы» 👇

Помимо того, задачей и тех, и других финансов является обслуживание не частных или коллективных, а только общественных интересов; также те и другие финансы имеют публичный характер.

Направления расходования публичных финансов

Основное назначение публичных финансов состоит в обеспечении финансирования общественных интересов. В связи с этим основными направлениями расходования средств публичных финансов выступают: обеспечение финансирования производства товаров и услуг, отвечающих содержанию общественных благ, например, оборонных заказов; оказание финансовой помощи тем слоям населения, которые не способны обеспечивать себя самостоятельно, например, выплата пособий инвалидам; обеспечение системы обязательного социального страхования, например, на случай временной нетрудоспособности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие и принципы организации публичных финансов

Публичные финансы представляют собой систему общественных отношений по формированию и использованию денежных средств, направленную на обеспечение реализации общественных интересов.

Публичные финансы по-другому называются централизованными.

Публичные финансы организуются в соответствии со следующими принципами:

Источниками формирования публичных финансов являются:

История развития общественных финансов

К XVII веку за счет тесного взаимодействия между развивающимися странами Европы экономическая наука получила свое развитие в большом количестве различных течений. Так, например, предшественники физиократов занимались исследованием финансов, в т. ч. особенностями общественных финансов. Именно в этот период получил распространение труд У. Петти «Трактат о налогах и сборах», который на сегодняшний день признан основателем такого направления как политическая экономия. Например, в своих трудах данный ученый предложил возложить на государство функции по обеспечению полного использования трудовых ресурсов страны, а также по повышению качества трудовой деятельности.

К концу XVIII в. концепции, которые были ранее разработаны учеными-физиократами в сфере финансов получили особое распространение в решении практических финансовых вопросов. На данном периоде развития стоит выделить наиболее выдающихся в развитии финансовой теории ученых Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо. Перечисленные ученные исследовали такие вопросы общественных финансов как проблемы социальной справедливости при налогообложении различных категорий граждан, применение прогрессивного налогообложения, доли участия каждого гражданина в финансовой деятельности государства и прочих вопросах налогообложения. Один из важнейших представителей школы физиократов Ф. Кенэ разработал известную экономическую таблицу-схему, с помощью которой весь процесс воспроизводства был отражен как единое целое. Именно Ф. Кенэ уделял особое внимание вопросу об органической связи налогообложения и национальной экономики страны в целом.

«Этапы развития теории общественных финансов» 👇

Финансовые теории, разработанные в конце XVIII в., нашли научное обоснование, вследствие чего получили развитие именно благодаря успехам политэкономии и, в т. ч. получившему популярность в то время труду А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства пародов». В соответствии с основными положениями трудов А. Смита финансовая наука в отношении общественных финансов выступает в качестве одной из составляющих политической экономии.

В качестве некоторой базы для развития классических общественных финансов на сегодняшний день принято считать камералистику, которая представляет собой некоторую систему различного рода административных и хозяйственных правил по осуществлению камерального, дворцового, а также в целом государственного хозяйства. Таким образом, камералистики заложили фундамент современной науки об общественных финансах.

В целом период непосредственного становления и развития классической теории финансов длился практически двести лет и закончился лишь к середине XX в. С середины XX в. роль государства и публичных союзов в развитии национальной и мировой экономик неуклонно снижался. Постепенное увеличение роли транснациональных корпораций и международных компаний, процессов международной интеграции в сфере производства, значительное усиление роли финансового ресурса для любого бизнеса в середине XX в. способствовали возникновения необходимости теоретического осмысления роли финансов как на уровне государства в целом, так и на уровне домохозяйств.

Во второй половине XX в. получило популярность новое направление, получившее название неоклассической теории финансов, под которой понимают систему знаний об организации и управлении такими финансовыми элементами как ресурсы, отношения, рынки. В рамках данной концепции особое внимание уделяется обобщению, объяснению, планированию и формированию тенденций в управлении финансами хозяйствующей единицей как одной из наиболее важных составляющих рыночной экономики.

На современном этапе развития теория общественных финансов выступает в качестве элемента более емкой дисциплины — экономики общественного сектора. Стоит отметить, что довольно часто определения «экономика общественного сектора» и «теория общественных финансов» используются в качестве синонимов.

Однако, экономика общественного сектора представляет собой прежде всего теоретическую дисциплину. Данная дисциплина занимается исследованием и анализом экономического поведения государства как одного из наиболее важных субъектов хозяйствования, как специфического элемента по сравнению с прочими хозяйствующими единицами, уделяет особое вниманию взаимодействия и его последствиям. Отсюда можно отметить преобладание микроэкономической проблематики и преимущественное применение микроэкономического методов исследования.

Для теории общественных финансов особую роль приобретает понятие «общественных благ», которое было введено в середине XVIII в. Д. Юмом, указавшим на существование таких видов товаров и услуг, производство которых не приносит прибыли, однако при коллективном производстве может быть полезным для общества в целом. Наиболее близкими к современным представлениям об общественных благах оказались труды Дж. Миля, который предположил при конкретных условиях индивидуальные предпочтения могут быть удовлетворены исключительно посредством коллективных действий.

Читать также:  Приложение N 1. Заявление

2)Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовая
деятельность государства и органов
местного самоуправления –организационная
деятельность уполномоченных органов
по образованию, перераспределению
использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств, обеспечивающих бесперебойное
функционирование государства и
муниципальных образований на каждом
данном этапе общественного развития.

Финансовая
деятельность — реализация властных
полномочий компетентных органов и
организаций для аккумулирования,
распределения, перераспределения и
расходования (использования) денежных
фондов публичной власти (всех трех
ветвей).

Финансовая
деятельность вызвана необходимостью
удовлетворения общественных потребностей.
Часть совокупного общественного продукта
идет на возмещение потребленных средств
производства, оставшиеся средства
образуют национальный доход, часть
которого идет на оплату труда работников
материального производства, другая –
на дальнейшее его развитие, создание
специальных резервных, страховых фондов,
оборону страны, социальные нужды,
содержание управленческого аппарата.
При финансовой деятельности происходит
привлечение части средств частных
денежных фондов в общегосударственный
фонд.

Распределение
и перераспределение совокупного
общественного продукта и национального
дохода происходят в денежной форме (это
первое объективное условие существования
финансовой деятельности). При финансовой
деятельности часть децентрализованных
средств граждан и ЮЛ привлекается в
общегосударственный фонд для удовлетворения
общественных потребностей (второе
условие).

Основные
принципы финансовой деятельности
государства:

1)
Федерализм – разграничение компетенции
РФ и субъектов РФ в области финансов. В
соответствии со ст.71 Конституции РФ в
ведении РФ находятся: финансовое,
валютное, кредитное регулирование,
денежная эмиссия, федеральные банки,
федеральный бюджет, федеральные налоги
и сборы; в совместном ведении находится
установление общих принципов
налогообложения и сборов в РФ.

2)
Принцип законности – процесс создания,
распределения, использования фондов
денежных средств регламентируется
нормами ФП.

4)
Принцип плановости – вся финансовая
деятельность государства базируется
на основе системы финансово-плановых
актов.

1.
Распределительная — своевременно по
бюджетам организовать сбор и распределение
средств по целевому назначению.

2.
Контрольная — финансовый контроль за
соблюдением законности и целесообразности
использования денежных средств.

3.
Стимулирование с помощью финансов
развития общественных отношений.

Органы,
осуществляющие финансовую деятельность:

Все
органы занимаются в той или иной мере
финансовой деятельностью. Но к чисто
финансовой деятельности относится
деятельность:

а)
органов общей компетенции (высшие
представительные и исполнительные
органы — руководят всеми финансами,
бюджетом, налогами, осуществляют
денежно-кредитное регулирование,
таможенное регулирование и валютное
регулирование — ст.71,75 Конституции)

б)
органы специальной компетенции


государственные органы, осуществляющие
финансовую деятельность в связи с
выполнением своих основных функций и
задач. Это все министерства и ведомства,
органы управления, хозяйствующие
субъекты. Гос. органы и должностные лица
тратят бюджетные ассигнования, а
хозяйствующие субъекты создают частные
денежные фонды, платят налоги в бюджет.


государственные органы специальной
компетенции, для которых финансовая
деятельность является основной. Эти
органы созданы специально для осуществления
финансовой деятельности и финансового
контроля. Главный – 1) Минфин и
соответствующие органы субъектов и
муниципальных образований. В систему
также входят подведомственные Минфину
службы: 2) ФНС, 3) Федеральная служба
финансовобюджетного надзора (Росфиннадзор)
и 4) Федеральное казначейство.

Также
к органам специальной компетенции
относим: 5) Центральный Банк и его РКЦ,
6) Счетная палата, 7) Таможенные органы.

Вопрос 16. Налоги и налоговая система государства. Налогообложение юридических и физических лиц.

Налог
— это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и муниципальных
образований.

Налоговая
система —
совокупность налогов,
сборов
и пошлин,
установленных государством
и взимаемых с целью
создания центрального общегосударственного
фонда
финансовых
ресурсов,
а также совокупность принципов,
способов,
форм и методов
их взимания.

Основой
налоговой системы являются налоги.
С помощью налоговой системы государство
реализует свои функции по управлению
(регулированию, распределению и
перераспределению) финансовыми потоками
в государстве и в более широком смысле
экономикой страны вообще.

Субъекты
налогообложения: Организации
— юридические лица; Обособленное
подразделение организации
— любое
территориально обособленное от нее
подразделение; Физические
лица — граждане
России, иностранные граждане и лица без
гражданства; Индивидуальные
предприниматели
— физические
лица, зарегистрированные в установленном
порядке.

Согласно
законодательства России под объектом
налогообложения понимается предмет,
подлежащий налогообложению (операции
по реализации товаров (работ, услуг);
стоимость реализованных товаров, а
также добавленная стоимость продукции,
работ, услуг; доходы от отдельных видов
деятельности; операции с ценными
бумагами; пользования природными
ресурсами; имущества юридических и
физических лиц; передачи имущества;
прибыль),
либо иной объект, имеющий стоимостную,
количественную
или физическую
характеристики,
с наличием которого у налогоплательщика
возникают обязанности по уплате налога.

Налоговая
база —
стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта
налогообложения.
Является одним из обязательных элементов
налога.

Налоговая
ставка (норма
налогового обложения) —
величина налоговых начислений на единицу
измерения налоговой
базы.
Является одним из обязательных элементов
налога.

В
случае, когда налоговая ставка выражена
в процентах
к доходу налогоплательщика,
ее обычно называют налоговой квотой.

ПОРЯДОК
ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
— налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из
налоговой базы, налоговой ставки и
налоговых льгот. В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, обязанность по
исчислению суммы налога может быть
возложена на налоговый орган или
налогового агента. В этих случаях не
позднее 30 дней до наступления срока
платежа налоговый орган направляет
налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть
указаны размер налога, подлежащего
уплате, расчет налоговой базы, а также
срок уплаты налога. Форма налогового
уведомления устанавливается Министерством
Российской Федерации по налогам и
сборам. Налоговое уведомление может
быть передано руководителю организации
(ее законному или уполномоченному
представителю) или физическому лицу
(его законному или уполномоченному
представителю) лично под расписку или
иным способом, подтверждающим факт и
дату его получения. В случае, когда
указанные лица уклоняются от получения
налогового уведомления, данное уведомление
направляется по почте заказным письмом.
Налоговое уведомление считается
полученным по истечении шести дней с
даты направления заказного письма.

Прямые
налоги устанавливаются не­посредственно
на доход или имущество  налогоплательщика, 
косвенные  -включаются в виде 
надбавки на цену товара или тарифа на
услуги и опла­чиваются потребителем.
 При прямом налогообложении денежные 
отношения возникают между государством
и самим плательщиком,  вносящем налог
не­посредственно в казну;  при
косвенном —  субъектом  налога
становится продавец товара ( услуги ), 
выступающий посредником между государством
и плательщиком ( потребителем товара
или услуги ).

Активы
предприятия выступают объектом
налогообложения. Целью налогообложения
имущества предприятий является
стимулирование эффективного использования
основных и оборотных средств, наиболее
полной загрузки оборудования, отказа
от излишних и неиспользуемых основных
и оборотных фондов, повышения
производительности труда, фондоотдачи,
загрузки оборудования, рационализации
потребления электро- и теплоэнергии и
др.

Налог
на имущество —
налог,
устанавливаемый на имущество
организаций
или частных лиц.

Транспортный
налог —
налог,
взимаемый с владельцев зарегистрированных
транспортных
средств.

Земельный
налог —
уплачивают организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.

Объект
налогообложения НДФЛ – доходы физических
лиц.

Налоговой базой по НДФЛ признаются
все доходы налогоплательщика, как в
денежной, так и натуральной форме, а
также доходы в виде материальной выгоды.
При этом для доходов в натуральной форме
налоговая база определяется исходя из
рыночных цен.

Структура публичных финансов

Как уже упоминалось, система публичных финансов включает в себя государственные и муниципальные финансы.

В свою очередь, государственные финансы в соответствии с принятым федеративным устройством подразделяются на два уровня:

Муниципальные финансы представлены средствами муниципальных (местных) бюджетов и муниципальных унитарных предприятий.

Выделение муниципальных финансов, в отличие от региональных финансов, в отдельный вид публичных финансов обусловлен содержанием российской Конституции, согласно которой местное самоуправление исключается из системы государственного управления. В связи с этим возникает самостоятельность местного самоуправления при организации и использовании собственных финансовых ресурсов.

Многообразие муниципальных самообразований предусматривает такие виды бюджетов как бюджеты сельских поседений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, городов федерального значения и их отдельных территорий и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *