ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Библиографическое описание

Рафиев, Р. Б. Проблемы управления муниципальными финансами / Р. Б. Рафиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47651/ (дата обращения: 27.11.2023).

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: муниципальные финансы, региональная целевая программа, государственная политика, эффективность целевой программы.

Региональная целевая программа — это разработанный комплекс мероприятий, а также проектов, целью которых является достижение конкретных поставленных задач, которые носят экономический, социальный или иной характер и требуют согласованных действий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами. Региональная целевая программа финансируются в полной или частичной степени из областного бюджета.

Следует отметить, что целью программно-целевого планирования является совершенствование территориальных, а также межотраслевых связей, которое позволяет в рациональной степени сочетать в себе интересы территорий, а также определенных отраслей, направленных на развитие всей социально-экономической системы. Кроме того, с помощью программно-целевого планирования повышается эффективность управления экономикой страны в целом, а также ее субъектов.

Что же касается разработки и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне, то следует отметить, что такого рода работа, направленная на переход к программно-целевому принципу формирования бюджетов, имеет некоторые проблемы.

Так, в ходе реализации и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне много сложностей возникает при осуществлении определения эффективности, а также результативности бюджетных средств. Так, под показателями эффективности целевой программы следует понимать соотношение степени достижения результатов, которые были запланированы в рамках данной программы, с использованием конкретного количества бюджетных средств, которые были предназначены для этого.

Как следствие, цель проводимой государственной политики — это достижение конечных результатов. Непосредственный инструмент реализации целевой программы — это процесс достижения указанных в целевой программе результатов (определенных общественных благ, таких как работы, товары и услуги) органами государственной власти. Изначальное измерение, а также оценка степени достижения конечных результатов, которые предполагает целевая программа, позволяют определить, способствовали ли бюджетные средства, которые были направлены на реализацию целевой программы, достижению долгосрочных указанных в ней целей, способствующих развитию государства или региона.

‒ общее количество транспортных проектов, которое было профинансировано

‒ повышение общественной мобильности, а также уменьшение перегруженности дорог;

‒ общее количество домов, которые были подготовлены к зимней эксплуатации

‒ объем электроэнергии, которую удалось сэкономить;

‒ общее количество рабочих мест, которые были профинансированы — общее количество рабочих мест, которые были созданы, а также которые удалось сохранить.

Вместе с тем, тщательная работа над процедурой оценки эффективности целевой программы позволяет обнаружить выявляет причинно-следственную связь, которая образовывается между результатами, обживаемыми от целевой программы, а также программными мероприятиями, которые проводились. При этом, проведение анализа результатов, а также эффективности мероприятий, необходимых для реализации целевой программы, позволяет выделить некоторые их недостатки. Так, основное преимущество — это получение достаточно подробной информации. Недостатки — это затраты финансового характера, а также затраты времени.

Осуществление реализации преимуществ, которые возможно получить от программно-целевого подхода, направленного на распределение средств бюджета, требует научного подхода к его организации, который следует анализировать как на федеральном уровне, так и на региональном. Вместе с тем, формирование системы управления, которая характеризовалась бы целостностью и ориентированностью на положительный результат в определенной сфере, направленной на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом, требует не только точной формулировки, а также и постановки четких целей, задач и прогноза ориентировочных показателей.

Продвижение программно-целевого принципа на региональном уровне необходимо обеспечивать организованно.

Таким образом, проанализировав некоторые проблемы, которые возникают при реализации региональных целевых программ, следует предложить комплекс практических мер, направленных на эффективный переход к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, целевая программа, муниципальный уровень, программа, региональная целевая программа, программно-целевой принцип расходования средств бюджета, федеральный уровень, экономическое развитие, государственная власть, местное самоуправление.

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Общее понятие управления финансами

Денежное обращение является инструментом взаиморасчетов и удовлетворения интересов сторон сделки купли-продажи. Каждый участник экономических отношений стремится к получению выгоды. Предприниматель хочет максимизировать доход, а покупатель – собственную выгоду. Финансы являются частью денежного обращения. Они относятся к методам формирования, распределения и целевого использования фондов накопления. Фонды могут быть частными, состоящими из собственного и ссудного капитала, ценных бумаг, имущества. Государственные фонды – это бюджет, государственный долг и внебюджетные целевые фонды.

Управление финансами представляет собой направленную деятельность, связанную с улучшением показателей финансовой деятельности, а также с оптимизацией использования имеющихся средств. К целям применения финансового менеджмента так же относят:

Функции финансового управления реализуют поэтапное воздействие на фонды накопления. Предварительный всесторонний анализ позволяет сформировать перечень показателей, описывающих неиспользуемые ресурсы, слабые и сильные стороны, текущее соотношение доходов и расходов. С помощью аналитической информации разрабатывается финансовая политика, определяющая принципиальные направления развития объекта или системы. Планирование может относиться к долгосрочным и краткосрочным периодам. В рамках стратегии устанавливаются генеральные цели, к которым должен стремиться объект и все его подсистемы. Тактические задачи позволяют внедрить стратегию в практическую деятельность. Установление контроля позволяет связать руководство и непосредственных исполнителей, увидеть качество реализации управленческих решений, а также их оптимальность.

Управление муниципальными финансами

В России государственный бюджет имеет несколько уровней. Федеральный бюджет утверждается Президентом РФ в ежегодном послании, где описываются приоритетные направления внешней и внутренней политики. Законы, описывающие принципы использования финансовых средств, разрабатываются и внедряются Правительством РФ. Непосредственным исполнением предписания занимается Министерство финансов.

«Проблемы управления муниципальными финансами» 👇

Помимо федерального уровня существуют так же региональные и местные бюджеты. Последние формируются за счет средств муниципального образования. На каждом уровне выполняются мероприятия для оптимального и эффективного применения имеющихся средств денежного накопления. Суть эффективности сводится к поддержанию деловой активности, росту финансирования бюджета и ограничению расходов. Финансовая политика в рамках муниципальной власти осуществляет распределение и целевое использование имеющихся средств в интересах населения конкретного местного образования.

К целям муниципального финансового менеджмента относят:

Инструментами реализации управления финансами на местном уровне можно назвать:

Основной активностью муниципалитета является обеспечение процесса бюджета, под которым понимается работа органов управления соответствующего уровня по составлению, утверждению, исполнению и осуществлению контроля над исполнением муниципального фонда накопления. Оптимальность процесса зависит от диверсификации источников финансирования, увеличения общего объема поступления средств и проведению анализа расходов с целью их уменьшения. Управление местным бюджетом происходит в соответствии с федеральным законодательством, а также местным нормативным актом.

Проблемы управления муниципальными финансами

Современный этап экономического развития формирует ряд проблем в области управления муниципальными финансами. Это связано с состоянием бюджетно-финансовой сферы, а также с влиянием общемирового финансового и экономического спада.

Читать также:  Программа повышения эффективности управления государственными финансами до 2018 года

Главной проблемой управления муниципальными финансами можно назвать неравномерность распределения потенциала муниципальных образований. При этом проблемы наблюдаются и в самой структуре организации местных образований, что связано с продолжающимися изменениями в данной области управления.

Следующая группа проблем связана с ограниченностью бюджетов местного уровня. К причинам формирования данного дисбаланса можно отнести неопределенность разграничения полномочий, специфика формирования собственных доходов бюджетов, внедрение механизмов «сглаживания» в вопросах эффективного управления бюджетами. Проблема разграничения полномочий возникает вследствие отсутствия четкого понимания, какая из структур может заниматься распределением бюджета местного уровня. Часто районная власть может вмешиваться в работу поселковой власти и наоборот. Есть вопросы, которые необходимо решать сообща с региональной властью, здесь так же возникают трудности с определением источников финансирования возникающих проблем. В итоге происходит снижение ответственности, а также общий разлад при формировании источников дополнительного финансирования.

В Российской Федерации финансирование местных бюджетов происходит по «остаточному принципу». При этом наблюдаются диспропорции в поступлении налоговых средств в зависимости от территориального расположения местных образований. Еще одна проблема возникла в межбюджетном финансировании. Произошло снижение объемов инвестирования из-за отсутствия проведения оценки адекватности и эффективности размещения денежных средств бюджетов местного уровня.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Проблема финансов местного самоуправления

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Значение финансов местного самоуправления

Благосостояние населения территории напрямую связано с объемом привлекаемых органами управления ресурсов, в том числе финансовых, для организации эффективного социально-экономического развития территории. Отсюда местные финансы следует рассматривать как показатель:

Задачи формирования финансов местного самоуправления

Для преодоления проблем финансов местного самоуправления местным органам необходимо при их формировании решать следующие задачи:

Основные проблемы финансов местного самоуправления

На сегодняшний день в стране продолжаются процессы становления демократического общества и правового государства, в том числе формирования эффективной модели местного самоуправления.

Проблемы финансов местного самоуправления обусловлены, как внешними, так и внутренними факторами. К числу внешних факторов можно отнести общее состояние финансов бюджетной области государства, нестабильное экономическое состояние в стране и на международной арене, к внутренним негативным факторам можно отнести проблему становления институтов местного самоуправления конкретных муниципальных образований в конкретных регионах.

В состав проблемных аспектов финансов местного самоуправления входят:

«Проблема финансов местного самоуправления» 👇

Важнейшая внутренняя проблема организации финансов местного самоуправления заключается в том, что преимущественная часть расходов местного бюджетом связана с обеспечением обязательств в социальной сфере. При этом без должного финансирования остаются такие важнейшие для социально-экономического развития муниципалитета области, как промышленность, строительство, научно-инновационная деятельность и другие. Очевидно, что требуется переосмысление и перераспределение доходов бюджета между потребностями муниципального образования. При этом необходимо не только перераспределение доходной базы местного бюджета, но и увеличение бюджетных поступлений. В частности, необходимо перманентное совершенствование управления муниципальным имуществом с целью повышения доходности его использования, увеличение налоговых поступлений в местный бюджет за счет поддержки, в том числе посредством целевых программ и проектов, среднего и малого предпринимательства.

Ввиду объективной ограниченности финансовых ресурсов местного самоуправления при планировании бюджета необходимо с учетом мнения населения выделять приоритетные направления социально-экономического развития муниципалитета.

Основные направления преодоления проблем финансов местного самоуправления

Для преодоления проблем финансов местного самоуправления на государственном уровне должны быть предприняты специальные меры по следующим направлениям:

Дата последнего обновления статьи: 07.03.2023

Автор(ы):
Полина Михайловна Копруджу

Автор(ы):
Инна Смирнова

Автор(ы):
Юлия Валерьевна Шульгина

Автор(ы):
Мария Кажаева

Поможем с рефератомза 48 часов!

Напиши нам 👇

преподавательский стаж — 10 лет

Сущность местного бюджета

Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которое предназначены для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Недостаток финансовых ресурсов в условиях нестабильности мировой экономики воздействует на российскую экономику. Формирование муниципального бюджета требует пристального внимания как на региональном, так и на местном уровне. Муниципальный бюджет требует от властей местного самоуправления тщательно выстроенный бюджетный процесс.

Муниципальный бюджет должен быть актуальным и опираться на прочный финансово-экономический фундамент и в большей степени его расходы необходимо контролировать на всевозможных уровнях. В связи с этим, перед органами власти и контролирующими органами встают проблемы по формированию доходной и расходной части бюджета.

Роль местного бюджета можно охарактеризовать следующими критериями: бюджет позволяет органам власти реализовать полномочия в соответствии с законодательством, вторым критерием является возможность муниципальным образованиям реализовать финансово-хозяйственную автономность, третий критерий позволяет скорректировать экономический и социальный уровень развития территории, четвертым критерием является возможность делегировать ресурсы на решение возникших проблем. Пятым и одним из самых важных критериев является самостоятельное формирование будущих расходов по приоритетным направлениям.

Основной целью местного бюджета является доведение до населения конечных результатов производства. Именно результат раскрывает, насколько эффективна деятельность органов местной власти. В современной российской экономике роль местных бюджетов возрастает. Это связано с социальной направленностью местных бюджетов.

Структура местного бюджета и проблемы его формирования

Современный муниципальный бюджет состоит из двух частей:

«Проблемы формирования местных бюджетов» 👇

Идеальным бюджетом считается сбалансированный бюджет. Другими словами, все расходы должны осуществляться за счет поступивших в бюджет доходов. Если расходы в значительной степени превышают доходы, то возникает бюджетный дефицит.

Бюджетным профицитом называют случай, когда доходная часть местного бюджета превышает уровень расходов.

Расходование бюджетных средств в современных сельских поселениях и городах характеризуется накопившимися проблемами, которые препятствуют устойчивому развитию. При формировании доходной части можно выделить следующие затруднения:

Расходование местного бюджета в большинстве случаев со стороны властей неэффективно, отсутствует необходимый контроль за целевым расходованием бюджетных средств. В случае принятия местных законов, которые увеличивают расходные обязательства, не закрепляются дополнительные источники доходов.

Для того, чтобы проследить за эффективностью расходования местного бюджета, необходим анализ отчетности. Бюджетная отчетность включает в себя:

Контролирующими органами изучается представленный в них свод показателей, которые группируются и подвергаются аналитической обработке. Данные показатели сравниваются, и анализируются отклонения. Далее контролирующими органами подводятся итоги анализа, при этом формируются основные выводы и разрабатываются практические рекомендации.

Решение проблем местного бюджета

Перед местными властями стоит большая проблема – это постоянная нехватка средств на развитие и на текущие нужды. Для решения указанных выше проблем необходимо наращивать доходную базу местного бюджета за счет налоговых поступлений. Одним из источников налоговых поступлений являются собственники имущества и земельных участков, которые не оформили имущественные права в установленном порядке. Помимо этого, необходим контроль физических лиц, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

Еще одним источником увеличения налоговых сборов является создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Данные условия помогут увеличить налоговые сборы с предпринимателей и юридических лиц за счет поступлений сборов в бюджет.

Читать также:  В систему муниципальных финансов входят государственный и муниципальные бюджеты

Помимо налоговых поступлений, местный бюджет можно увеличить за счет неналоговой составляющей. Для этого необходимо повысить эффективность использования государственного имущества, которое находится в собственности муниципального района. Для этого необходимо ввести меры:

Данные мероприятия могут сбалансировать уровень доходов и расходов местного бюджета. Местные власти оказывают серьезное влияние на экономическую жизнь страны. Государству необходимо регулировать и отслеживать административную и экономическую жизнь местных органов самоуправления.

Благодаря экономическим методам система государственных расходов и доходов является наиболее эффективной. Бюджет представляет собой рычаг, благодаря которому власть воздействует на процесс производства и распределения.

На текущий момент местный бюджет является центральным элементом финансовой системы страны. Поэтому необходимо тщательно контролировать уровень расходов и доходов для того, чтобы не нарушать финансовый баланс.

В статье затронута актуальная тема муниципальных финансов, касающаяся формирования доходов местных бюджетов. В работе обозначены факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Выделены проблемы при формировании доходов, а также предложены возможные меры решения данных проблем.

Ключевые слова:

местный бюджет, муниципальное образование, местное самоуправление, доходы.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что муниципальный бюджет является основным источником для реализации функций, целей и задач, стоящих перед муниципальными образованиями. Бюджеты муниципальных образований выступают важным инструментом и фактором развития территорий. Несбалансированность бюджета является фактором, препятствующим обеспечению высокого уровня качества жизни населения и решению актуальных вопросов преобразования экономики территорий.

Бюджет муниципального образования обладает следующими характеристиками:

– обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования, также формирует и поддерживает систему социальных гарантий и служит целями благоустройства;

– наличие достаточного количества муниципального бюджета призвано обеспечить стабильность местной власти, а также ее относительную независимость от вышестоящих структур;

Процесс формирования и расходования средств местного бюджета имеет первостепенное значение в управлении финансовыми ресурсами каждого муниципального образования, поскольку осуществление полномочий, отнесенных к местному самоуправлению, должно опираться на прочную финансово-экономическую основу. В настоящее время наблюдается слабая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, из-за чего наблюдается зависимость местного самоуправления от органов государственной власти.

Согласно данным об исполнении местных бюджетов, в объеме поступивших по состоянию на 01.10.2021 доходов, налоговые доходы составили 1039,8 млрд. рублей (28,6 %), неналоговые — 207,4 млрд. рублей (5,7 %), безвозмездные поступления, в т. ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (с учетом субвенций и возвратов остатков прошлых лет) — 2382,8 млрд. рублей (65,7 %).

Такое положение является предпосылкой формирования финансовой зависимости муниципальных образований от отчислений из бюджетов других уровней, что сказывается на выполнении своих функций органами муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципалитеты в основном заинтересованы в исполнении минимального перечня своих расходных обязательств, а это означает, что муниципальные образования должны иметь собственные средства, которыми смогут самостоятельно распоряжаться и направлять на осуществление своих обязательств.

Этот вопрос имеет наибольшую актуальность для органов муниципальной власти, которые в настоящее время не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для совершенствования территории муниципального образования, а также финансирования других расходов.

Большая доля муниципальных образований имеет одинаковые трудности:

– недостаток собственных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления предусмотренных законом расходных полномочий;

– необходимость обеспечения сбалансированности бюджета, приводящая к большому объему муниципальной задолженности;

– недостаток средств из вышестоящих бюджетов для реализации делегированных государственных полномочий.

Одним из основных фактором, негативно влияющим на формирование местных бюджетов, является несовершенство действующего законодательства. На данном этапе необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в части укрепления налоговой базы муниципальных образований.

В то же время, органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги на муниципальном уровне, так как это противоречит налоговому законодательству, они могут вводить только те налоги, которые устанавливаются федеральными органами власти.

Решением проблемы является создание устойчивой налоговой базы на уровне местного самоуправления, содержащей в себе наилучшее соотношение финансирования местных бюджетов за счет налогов и за счет дотационной помощи. Также необходимо принять меры по законодательному закреплению учета соразмерности материальных возможностей муниципалитета возложенным на него функциям.

Увеличение доходов местного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений весьма проблематично. Это связано, прежде всего, с сильными правовыми ограничениями местных бюджетов в налоговой сфере. Также большое значение имеет тот факт, что повышение налоговых ставок, расширение круга объектов налогообложения, а также отмена льготных категорий субъектов налогообложения вызывает негативный общественный резонанс. В результате чего, органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет только за счет возврата недоимки.

Это можно осуществить путем проведения информационной работы с населением. Необходимо информировать налогоплательщиков не только о сроках и порядке уплаты местных налогов, но и о направлениях использования полученных средств.

Также одной из возможных мер по увеличению доходной базы территорий за счет местных налогов является введение в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов. К таким объектам относятся самовольно занятые земельные участки, возведенные без разрешительных документов здания, несоответствия по площади земельных участков и недвижимого имущества, реконструкция, перепланировка, изменение целевого назначения, бесхозное содержание зданий, сооружений, строений, жилых и нежилых помещений.

Для решения данных проблем необходимо провести инвентаризацию и регистрацию объектов недвижимого имущества в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для увеличения неналоговых доходов следует разработать комплекс мероприятий, направленный на такие неналоговые доходы, по которым муниципалитеты имеют реальные мобилизационные возможности. В первую очередь, доходы от использования муниципального имущества. Систематизация информации о наличии и использовании такого имущества поможет увеличению данного рода поступлений. Для этого рекомендуется провести следующие мероприятия:

– осуществлять инвентаризацию муниципального имущества для выявления неиспользуемого и определения направлений его эффективного использования;

– составить и утвердить перечень сдаваемого в аренду недвижимого имущества в целях увеличения дохода, получаемого в виде арендной платы или иной платы за передачу такого недвижимого имущества во временное владение и пользование;

– проводить своевременную корректировку объема арендной платы с целью максимально приблизить ее к рыночной стоимости и сформировать четкое обоснование исключений из этого правила;

– выявлять неиспользуемые основные фонды, переданные муниципальным органам, для реализации соответствующих мер по их сдаче в аренду или продаже.

Одним из малоиспользуемых способов увеличения доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, поскольку отсутствуют эффективные инструменты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Инвестиции в производственные проекты и объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост доходов местных бюджетов не только по статьям безвозмездных поступлений, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий необходимо осуществлять с учетом долгосрочных прогнозов развития, так как отсутствие перспектив не создаст основы для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Читать также:  Финансы и другие оборотные активы в балансе какие счета

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что ограниченность доходов местных бюджетов связана с действующими нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, однако данная ситуация в большей степени затрагивает налоговые поступления. При формировании неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают более широкими полномочиями, что позволяет им повысить эффективность и собираемость доходов от использования муниципальной земли и недвижимости. Поэтому органам местного самоуправления необходимо проводить работу по разработке целого комплекса мер, направленных на увеличение доходной части местных бюджетов.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, бюджет, недвижимое имущество, муниципальное образование, муниципальный бюджет, доход, местный бюджет, образование, орган, Бюджетный кодекс.

В данной статье отмечается, что в условиях нестабильности мировой экономики, которая в прямой мере находит свое воздействие и на российскую экономику, проявлением чего является недостаток финансовых ресурсов, грамотная организация финансового процесса, и в частности бюджетного процесса требует пристального внимания, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Муниципальным образованиям, фокусирующим основную деятельность в узком сегменте экономики, необходимо тщательным образом выстраивать бюджетные процессы, для планомерного формирования и распределения денежных фондов, необходимых для полноценного функционирования муниципального образования.

Ключевые слова: бюджетирование, муниципальные финансы, финансовые ресурсы, муниципальный бюджет, бюджетная сбалансированность.

This article notes that in conditions of instability in the global economy, which directly affects the Russian economy, which is manifested by a lack of financial resources, the competent organization of the financial process, and in particular the budget process, requires close attention, both at the federal and and at the regional and local level. Municipalities that focus their main activities in a narrow segment of the economy need to carefully build budgetary processes for the systematic formation and distribution of funds necessary for the full functioning of the municipality.

Keywords: budgeting, municipal finance, financial resources, municipal budget, budget balance.

Обеспечение муниципального бюджета необходимыми финансовыми ресурсами сохраняет свою актуальность. Следует отметить, что местное самоуправление должно опираться на прочный финансово-экономический фундамент и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов. В связи с этим, одной из острейших проблем, которые встают перед органами местного самоуправления, является проблемы в формировании доходной и расходной части бюджета в целях обеспечения его сбалансированности.

Муниципальный бюджет состоит из двух частей: доходной части и расходной части бюджета. Местный бюджет является идеальным, если он сбалансирован, то есть все расходы осуществляются за счет поступивших средств — доходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то образуется бюджетный дефицит. В обратном случае, когда доходы превышаю расходы возникает бюджетный профицит.

В части формирования доходов, можно выделить следующие проблемы при формировании доходов бюджета:

– неполноценное обеспечение бюджета местными налогами;

В части расходования средств бюджета стоит отметить неэффективность расходования средств бюджета и отсутствие необходимого контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Задачи построения сбалансированных и устойчивых бюджетов муниципального уровня усложняются на современном этапе тем, что более половины муниципалитетов остаются высоко финансово зависимыми от вышестоящих бюджетов.

Также можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления района, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов:

– за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;

– на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;

– субъекты Российской Федерации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;

– сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления; до сих пор не решён вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

Несмотря на проводимые ранее реформы, высокая финансовая зависимость муниципальных образований от поддержки государственных органов власти вышестоящих уровней остается самой важной проблемой, что обусловило изменение законодательства в следующих направлениях:

– установление единых нормативов отчислений от отдельных налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты;

– предоставление бюджетных кредитов не только субъектами РФ, но Федеральным казначейством из федерального бюджета;

– отмена федеральных льгот по местным налогам. В целях повышения доходов местных бюджетов продолжается работа по отмене федеральных льгот по местным налогам. При этом, отмене должны подлежать налоговые льготы, не оказывающие влияния на достижение одной из целей налоговой политики — стимулирования экономического роста, и не имеющие социального эффекта.

В частности, это проблемы, которые касаются: включения в муниципальные программы расходов на содержание органов власти в формате «обеспечивающих подпрограмм»; проведения контрольно-счетным органом муниципального образования финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.


ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Рис. 1. Мониторинг муниципальных бюджетов

На данном этапе взаимосвязь распределения вопросов ведения и экономических основ местного самоуправления: имущества и финансов — находится в стадии трансформации. Диспропорция количественных показателей постепенно сглаживается, изменения вызваны объективными причинами, формирующими качественные факторы, которые и влияют на организацию муниципальных финансов. На данном этапе остро стоят вопросы бюджетной децентрализации и фактического существования муниципальных финансов.

На наш взгляд, нецелесообразно на данном этапе отказываться от системы местного самоуправления, следует продолжить реформирование, принять на государственном уровне государственную концепцию развития муниципаль- ных финансов и программу развития местного самоуправления.

К основному отличительному признаку современных муниципальных финансов обоснованно можно отнести тот факт, что они в основном представлены местными бюджетами, которые за последнее десятилетие, несмотря на законодательные новации и проводимые реформы, остаются в кризисной ситуации. Это вынуждает федеральные власти предпринимать шаги по усилению финансового контроля и дисциплины для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, снижения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств в условиях экономического кризиса.

Расширение программно-целевых методов управления муниципальными финансами и разработка новой Государственной программы развития местного самоуправления может стать эффективной стратегической мерой не только выхода из кризиса, но и обеспечения экономического роста в целом в стране.

Для этого стоит ввести некоторые меры по бюджетному администрированию:

1) приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей в случае несвоевременной уплаты платежей за использование муниципального имущества и несвоевременное предоставление расчетов по уплате таких платежей;

2) увеличение размеров пени за несвоевременную уплату платежей за пользование муниципальным имуществом;

3) увеличение размеров штрафов за несвоевременное предоставление расчетов по уплате платежей за пользование муниципальным имуществом.

На наш взгляд данные мероприятия позволят укрепить финансовую самостоятельность муниципального образования в перспективе

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, бюджет, муниципальный бюджет, местный бюджет, муниципальное имущество, муниципальное образование, финансы, муниципальный район, несвоевременная уплата платежей, экономический рост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *