Пять типов денежных отношений используются для классификации групп финансовых отношений в финансовой сфере экономических субъектов

Финансовая система

Пять типов денежных отношений используются для классификации групп финансовых отношений в финансовой сфере экономических субъектов

Финансовые
отношения очень многообразны, и для
дальней­шего
изучения необходимо их классифицировать,
разделив на отдельные
группы, которые будут иметь сходные
свойства, отли­чаться
однородностью, и систематизировать,
выявив взаимосвя­зи между составными
элементами.

В
процессе выделения составных частей
финансовых отно­шений необходимо
найти верный классификационный признак
их
деления на структурные группы, подгруппы,
в соответствии с научным
критерием. Первым таким критерием
является роль субъекта
в общественном воспроизводстве, которая
определяет способы
организации финансов, наличие, порядок
образования и
использования финансовых ресурсов и
финансовых фондов.

Именно
в соответствии с ролью в общественном
воспроизвод­стве
у субъектов финансовых отношений имеются
различия в потребностях
в необходимых им финансовых ресурсах. Так, не­посредственные
участники общественного воспроизводства
— организации и граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью,
производят товары, занимаются оказанием
раз­личного
рода услуг. Для осуществления свой
деятельности им не­обходимы
финансовые ресурсы, которые обеспечили
бы процесс производства
нужной суммой денежных средств. Для
субъектов хозяйствования будут характерны
финансовые отношения, обес­печивающие
непрерывность процесса производства
товаров и оказания
услуг: осуществление капитальных
вложений, аморти­зационные
отчисления, восполнение недостатка
оборотных средств
и др. Органам государственной власти и
органам местно­го
самоуправления финансовые ресурсы
необходимы для выпол­нения
своих функций — экономической, социальной,
полити­ческой,
для финансирования конституционных
прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений,
которые обеспе­чивают
финансовыми ресурсами выполнение
функций органов государственной
власти и местного самоуправления, будут
харак­терны
другие формы и методы организации
финансов.

Таким
образом, первым классификационным
признаком, в соответствии
с которым все
многообразие финансовых отноше­ний
подразделяется на составные части,
является роль
субъекта в общественном
воспроизводстве, в
соответствии с чем все финан­совые
отношения подразделяются на две большие
группы, назы­ваемые
сферами
финансовой системы, — финансы субъектов
хозяй­ствования,
а
также государственные
и муниципальные финансы.

Каждая
сфера финансовой системы в свою очередь
также имеет
структурные элементы и подразделяется
на звенья. Финан­сы
субъектов хозяйствования выступают
исходной сферой фи­нансовой
системы, именно в этой сфере происходит
формирова­ние
первичных финансовых ресурсов и
начинаются процессы распределения
и перераспределения стоимости. Финансы
субъ­ектов
хозяйствования при всем своем многообразии
обеспечива­ют процесс производства
товаров и оказания услуг, постоянного
восполнения
и увеличения производственных фондов
и фондов непроизводственного
назначения.

Таким
образом, внутри сферы
финансов субъектов хозяйство­вания
выделяют
группы финансовых отношений в соответствии
с
характером
деятельности субъектов. Сфера
финансов субъектов хозяйствования
подразделяется на следующие звенья:
финансы
коммерческих
организаций, финансы некоммерческих
организаций, финансы
индивидуальных предпринимателей.

В
соответствии с организационно-правовой
формой в соста­ве
финансов коммерческих организаций
выделяются: финансы
акционерных
обществ (открытых и закрытых), финансы
хозяй­ственных
товариществ, финансы обществ с ограниченной
ответ­ственностью, финансы
производственных кооперативов, финансы
государственных
и муниципальных унитарных предприятий. Осо­бое
место среди них занимают финансы
государственных и муни­ципальных
унитарных предприятий.

В составе
финансов
некоммерческих организаций в
соответ­ствии
с организационно-правовой формой
выделяют финансы
уч­реждений,
финансы потребительских кооперативов,
финансы об­щественных
и религиозных организаций (объединений),
финансы фондов
и т.

Отдельное
место в звене финансов некоммерческих
органи­заций
занимают финансы бюджетных
учреждений, прежде
всего
потому, что именно бюджетные учреждения
обеспечивают насе­ление
необходимыми социальными услугами в
сфере образова­ния,
здравоохранения и т. Специфика
функционирования фи­нансов бюджетных
учреждений обусловлена тем, что одним
из основных
источников их финансовых ресурсов
являются бюд­жетные
средства, именно это обеспечивает тесную
взаимосвязь финансов
бюджетных учреждений со сферой
государственных и муниципальных
финансов; механизм функционирования
их финансовых
ресурсов дополнительно регламентируется
бюджет­ным
законодательством1. Более того, поскольку именно бюд­жетные
учреждения обеспечивают потребности
населения в со­циальных услугах, в
некоторых учебниках особенности
органи­зации
финансов бюджетных учреждений, ввиду
их специфики, рассматриваются вместе
с общими вопросами функционирова­ния
государственных финансов и финансирования
социальной политики государства. Тем
не менее финансы бюджетных уч­реждений
входят в состав финансов субъектов
хозяйствования, поскольку при их создании
и функционировании по аналогии с
унитарными
предприятиями происходит обособление
имущест­ва
и финансовых ресурсов, а также наделение
бюджетного уч­реждения
правом распоряжения этим имуществом
(правом опе­ративного
управления).

Звено
финансов индивидуальных предпринимателей
появи­лось в
составе финансовой системы нашей страны
сравнительно недавно,
так как лишь с началом рыночных
преобразований граждане
Российской Федерации получили право
заниматься предпринимательской
деятельностью в качестве индивидуаль­ных
предпринимателей. Их
финансовые отношения специфичны,
поскольку в хозяйственный
оборот предпринимателей вовлекаются
их лич­ные
доходы и накопления, и наоборот,
предпринимательский до­ход
может использоваться не только на
ведение и расширение де­ла,
но и на личное потребление.

В
огромной совокупности финансовых
отношений, характер­ных
для любой страны, есть сфера, обусловленная
функциониро­ванием
органов государственной власти и
местного самоуправле­ния. Объективная потребность в данной сфере
связана с тем, что органам
государственной власти и местного
самоуправления1
требуются
финансовые ресурсы, необходимые для
осуществления их
деятельности, для выполнения возложенных
на них экономи­ческих,
социальных и других функций. Поэтому
второй сферой финансовой
системы являются государственные
и муниципальные финансы,
посредством
которых образуются финансовые ресурсы
у
названных органов.

Финансовые
отношения внутри данной сферы обладают
воз­можностью оказывать влияние на
другие сферы и звенья финан­совой
системы, воздействовать на объем и
структуру обществен­ного
производства, осуществлять регулирование
отраслевых и территориальных
пропорций. Внутри этой сферы выделение
структурных
элементов зависит от формы
организации государ­ственных
и муниципальных финансовых ресурсов в
стране.

Любые
органы государственной власти и местного
самоуп­равления
не могут существовать без формирования
и использова­ния
соответствующих бюджетов,
в
которых аккумулируются фи­нансовые
ресурсы для финансирования возложенных
на эти ор­ганы функций. При этом бюджеты
всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в
распоряжении органов
власти имеются другие финансовые фонды,
как правило, узкоцелевые,
используемые в качестве дополнительного
источ­ника
финансирования тех или иных расходов. Такие фонды обра­зуются
вне бюджетов и называются внебюджетными
фондами, создаются
они, как правило, для финансирования
отдельных расходов
— социальной защиты граждан, первоочередных
эконо­мических
и экологических мероприятий. Таким
образом, в соста­ве
сферы государственных и муниципальных
финансов выделя­ют
следующие звенья: бюджеты
органов государственной власти и
местного самоуправления, внебюджетные
фонды.

В
составе сферы государственных
и муниципальных финансов применительно
к России можно выделить следующие
организа­ционные
формы бюджетов, которые соответствуют
уровню влас­ти
либо местного самоуправления: федеральный
бюджет, бюдже­ты
субъектов Российской Федерации
(региональные бюджеты) и местные
бюджеты.

С
учетом изложенного финансовая
система определяется как совокупность
взаимосвязанных между собой сфер и
звеньев финансо­вых
отношений,
имеет
следующий вид (рис.

6 Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Особенности функционирования в условиях кризисных явления в мировой экономике.

Финансовая система
– это совокупность взаимодействующих
и взаимосвязанных сфер и звеньев
финансовых отношений, посредством
которых осуществляется распределение,
формирование, использование фондов
денежных средств.

В финансовую систему
включаются все финансовые учреждения
страны, которые осуществляют обслуживание
денежного обращения и регулируют
финансовую деятельность.

Все финансовые
отношения подразделяются на 2 крупные
сферы:

Финансы хозяйствующих субъектов

Если рассматривать
финансовую систему в широком смысле,
то к ней так же относят сферы
страхования,
кредитно-банковский анализ, а так же
систему государственных финансовых
институтов, которые осуществляют и
регулируют финансовую деятельность.

Каждая из сфер
финансовой системы имеет организационную
структуру и складывается из определенных
звеньев.

Звенья государственных
и муниципальных финансов относятся к
централизованным финансам и используются
для регулирования экономики и финансов
распред. отношений на макрорегиональном
и муниципальных уровнях. Звеньями этой
сферы являются:

-государственный
и местные бюджеты

-государственные
и внебюджетные фонды

Звенья финансов
хозяйствующих субъектов включают
децентрализованные финансы и используются
для регулирования и стимулирования
экономических и социальных отношений
на микроуровне.

Финансы хозяйствующих
субъектов выступают исходной сферой
финансовой системы, т. именно в ней
происходит формирование первичных
финансовых ресурсов и начинаются
процессы распределения и перераспределения
стоимости.

Внутри сферы
финансовых субъектов хозяйствования
выделяют группы финансовых отношений
в соответствии с характером деятельности
субъектов. Сфера финансов хозяйствующих
субъектов подразделяется на:

финансы индивидуальных
предпринимателей.

государственные
и муниципальные финансы: -государственные
и местные бюджеты, -государственные
внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС),
-государственный кредит

кредитно-банковская
система: -ЦБ РФ, -банки с государственным
капиталом (Сбербанк, Внешэкономбанк,
Внешторгбанк), -коммерческие банки

финансы хозяйствующих
субъектов: -финансы коммерческих
организаций, -финансы некоммерческих
организаций, -финансы индивидуальных
предпринимателей

система
государственных финансовых институтов:
-Минфин РФ, -Налоговая служба, -финансовая
служба по мониторингу, -федеральная
служба по финансовому надзору

страхование:
-личное, -имущества, -риска, -ответственности.

7 Страхование
– это система
экономических отношений, возникающая
при образовании специального денежного
дохода и его использовании для возмещения
ущерба, причиненного имуществу различными
неблагоприятными факторами, а также
для оказания помощи гражданам при
наступлении различных событий в их
жизни.

Читать также:  Вход в личный кабинет в vlfinance по номеру телефона без пароля

Страхование связано
с экономической необходимостью для
субъектов иметь резервные фонды как
обязательный элемент общественного
воспроизводства в связи с непредвиденными
явлениями и случайностями.

Страхование
характеризуется следующими признаками:

Страхование носит
целевой характер. Страховые выплаты
происходят лишь при наступлении заранее
оговоренных тех или иных событий.

Страхование носит
вероятностный характер. Заранее не
известно, когда наступит событие, какова
будет его сила и кого из страхователей
оно затруднит.

Для страхования
характерен признак возвратности средств,
мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого страхователя,
вносимые в страховой фонд и рассматриваемые
как основной источник финансовых
поступлений страховщиков, имеют только
одно назначение – возмещение вероятной
суммы ущерба в течение определенного
периода.

Как и любая
экономическая категория, страхование
выражает свою сущность через соответствующие
функции. Они позволяют выявить и показать
особенности страхования как
сферы финансовых отношений.

Страхование
выполняет следующие функции: — рисковая,
— предупредительная, — сберегательная,
— контрольная.

Рисковая функция
– непосредственно связана с основным
назначением страхования. Она заключается
в оказании денежной помощи пострадавшим
физическим или юридическим лицам.

Предупредительная
функция
предполагает своевременное заключение
страхового договора до наступления
события и заблаговременную выплату
страхователем страховых взносов в
зависимости от величины страхового
риска.

Сберегательная
функция
призвана обеспечивать с помощью
страхования накопление определенных
договором страхования страховых сумм.

Контрольная
функция
заключается в строго целевом формировании
и использовании средств страхового
фонда. В соответствии с назначением
контрольной функции осуществляется
также финансово-страховой контроль за
правильным проведением страховых
операций.

Страховой рынок
— это рынок, где объектом купли-продажи
является страховая услуга. На страховом
рынке, как и на любом рынке, есть продавцы,
покупатели и посредники. Покупатели
страховой услуги — это любые юридические
или физические лица, если это не
противоречит условиям страхования. В
качестве продавцов страховой услуги
могут выступать:

прямые страховщики
— это страховые компании, которые
заключают со страхователями договоры
страхования;

перестраховщики
— организации, которые перестраховывают
уже застрахованные объекты, в этом
случае риск перераспределяется между
несколькими страховыми компаниями, в
том числе и иностранными;

объединения
страховщиков — это союзы и ассоциации. Примером может служить создание
транснациональной страховой компании
«Ингосстрах», которая включает в
себя 27 российских и зарубежных компаний
из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала.

8 Финансовый
рынок –
это сфера рыночного движения денежных
средств, удовлетворяющая потребности
различных экономических субъектов в
финансовых ресурсах путем купли-продажи
денежных ресурсов посредством обращения
различных кредитных инструментов и
ценных бумаг.

Финансовый рынок
представляет собой механизм
перераспределения временно свободных
денежных средств экономических субъектов. Финансовый
рынок обеспечивает
эффективное инвестирование и
целенаправленное использование
финансовых ресурсов.

Основными
участниками
финансового рынка выступают:

— инвесторы,
располагающие свободными денежными
средствами.

— посредники,
осуществляющие мобилизацию денежных
средств инвесторов и обеспечивающие
их распределение. В роли посредников
выступают коммерческие банки, страховые
компании, инвестиционные компании,
паевые фонды и другие финансовые
институты.

— пользователи,
приобретающие необходимые им денежные
средства на соответствующем секторе
финансового рынка.

В структуре
финансового рынка выделяют три сектора:

— рынок ссудных
капиталов (рынок кредитных ресурсов);

— рынок ценных
бумаг;

— страховой рынок.

Рынок ссудных
капиталов охватывает сферу деятельности
банковских и других кредитных учреждений. Здесь проводятся платежно-расчетные
операции, мобилизуются денежные ресурсы
в виде счетов и депозитов и происходит
их предоставление участникам хозяйственной
деятельности в виде кредитов и займов.

Страховой рынок
проводит мобилизацию денежных ресурсов
путем обязательного или добровольного
страхования и выплату страховых премий
при наступлении страхового случая.

Рынок ценных бумаг
представляет собой особую сферу
финансовых отношений, возникающих в
процессе различных операций с ценными
бумагами.

Финансовые рынки,
прежде всего, подразделяются на три
вида рынков. Это фондовый,
товарный и валютный рынок (или форекс).

На фондовом рынке
совершаются сделки купли-продажи таких
инструментов, как акции, облигации и т. Участники фондового рынка это биржи,
брокерские компании, дилерские центры

На товарном рынке
торгуются различные товары: энергетическое
сырье, цветные и драгоценные металлы,
промышленное сырье и т.

На валютном рынке
ведутся операции по сделка с валютой и
золотом.

Стратегия
развития финансового рынка Российской
Федерации на период до 2020 года

Целью настоящей
Стратегии является формирование
конкурентоспособного самостоятельного
финансового центра.

До 2020 года необходимо
решить следующие задачи развития
финансового рынка:

-повышение емкости
и прозрачности финансового рынка;

-обеспечение
эффективности рыночной инфраструктуры;

-формирование
благоприятного налогового климата для
его участников;

-совершенствование
правового регулирования на финансовом
рынке.

В рамках решения
задачи по повышению емкости и прозрачности
российского финансового рынка потребуется:

-внедрение механизмов,
обеспечивающих участие многочисленных
розничных инвесторов на финансовом
рынке и защиту их инвестиций;

-повышение уровня
информированности граждан о возможностях
инвестирования сбережений на финансовом
рынке.

В рамках решения
задачи по обеспечению эффективности
инфраструктуры финансового рынка
предусматривается:

-создание
нормативно-правовых и организационных
условий для возможности консолидации
биржевой и расчетно-депозитарной
инфраструктуры;

-создание четких
правовых рамок осуществления клиринга
обязательств, формирования и капитализации
клиринговых организаций финансового
рынка, а также функционирования института
центрального контрагента;

-повышение уровня
предоставления услуг по учету прав
собственности на ценные бумаги и иные
финансовые инструменты.

Задача по формированию
благоприятного налогового климата
предусматривает изменение налогового
законодательства Российской Федерации
по следующим направлениям:

-совершенствование
режима налогообложения услуг,
предоставляемых участниками финансового
рынка;

-совершенствование
режима налогообложения налогом на
прибыль организаций, являющихся
участниками финансового рынка;

-совершенствование
налогообложения доходов физических
лиц, получаемых от операций с финансовыми
инструментами.

В целях реализации
задачи по совершенствованию правового
регулирования на финансовом рынке
необходимо:

— унификация
принципов и стандартов деятельности
участников финансового рынка, а также
взаимодействия государственных органов
с саморегулируемыми организациями;

— снижение
административных барьеров и упрощение
процедур государственной регистрации
выпуска ценных бумаг;

— принятие действенных
мер по предупреждению и пресечению
недобросовестной деятельности на
финансовом рынке.

Помимо решения
указанных задач необходимо повысить
эффективность контрольно-надзорной
деятельности Федеральной службы по
финансовым рынкам, проводить постоянный
анализ применения норм законодательства
Российской Федерации и на этой основе
совершенствовать нормативную правовую
базу.

9 Рынок ценных
бумаг (или
Рынок капита́лов, англ. Capital market) — это
составная часть финансового рынка, на
котором осуществляются операции
купли-продажи ценных бумаг.

Существует несколько
способов классификации рынков ценных
бумаг:

— по характеру
движения ценных бумаг (первичный,
вторичный);

— по виду ценных
бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

— по форме организации
(биржевые и внебиржевые).

Классификация по
характеру движения ценных бумаг:

Первичный рынок
(англ. primary
market) — рынок, на котором происходит
размещение новых ценных бумаг.

Первичное размещение
бывает двух видов — частное и публичное.

Частное размещение
(англ. private placement). В этом случае пакет
ценных бумаг продается ограниченному
числу лиц (как правило, одному-двум
инвесторам). Особенностью частного
размещения является закрытый характер
сделки. Никаких требований по раскрытию
финансовой документации не предъявляется.

Публичное
размещение
(англ. public offering) или
IPO (initial public offering(англ. Публичное
размещение происходит с помощью
посредников. Ими могут выступать как
биржи, так и институциональные брокеры.

Вторичный рынок
(англ. secondary market) — место основной
купли-продажи ранее выпущенных активов. Вторичный рынок ценных бумаг — это
рынок, на котором происходит обращение
ценных бумаг. На этом рынке уже не
аккумулируются новые финансовые средства
для эмитента, а только перераспределяются
ресурсы среди последующих инвесторов. Являясь механизмом перепродажи, он
позволяет инвесторам свободно покупать
и продавать бумаги.

Третий рынок
(англ. third
market) охватывает торговлю зарегистрированными
на бирже ценными бумагами за пределами
самой биржи.

Четвёртый рынок
(англ. fourth market) — это электронные системы
торговли крупными пакетами ценных бумаг
напрямую между инвесторами. Самые
известные системы четвёртого рынка —
InstiNet, POSIT, Crossing Network.

Московская
межбанковская валютная биржа
— одна из крупнейших универсальных
бирж в России, странах СНГ и Восточной
Европы.

Открыта в 1992 году.

Фондовая биржа
ММВБ — является ведущей российской
фондовой биржей, на которой ежедневно
идут торги по акциям и корпоративным
облигациям около 600 российских эмитентов.

РТС
– Российская торговая система (фондовая
биржа). Датой рождения РТС считается
июль 1995 года, когда к ней были подключены
первые региональные компании. Ранее
РТС была ведущей биржей, организующей
торги акциями российских эмитентов, и
до сих пор индекс РТС является одним из
важнейших показателей состояния
российского фондового рынка. Сейчас
срочная секция РТС — FORTS является
лидирующей площадкой по торговле
фьючерсами и опционами в России.

10 Валютный рынок
— это вся
совокупность конверсионных и
кредитно-депозитных операций в иностранных
валютах, осуществляемых между контрагентами
— участниками валютного рынка.

Читать также:  ОБУЧЕНИЕ БЛОКЧЕЙН ФИНАНСЫ

Кредитно-депозитные
операции
— это совокупность краткосрочных (от
1 дня до 1 года) операций по размещению
свободных денежных остатков, а также
привлечению недостающих средств в
иностранных валютах на различные сроки
под определённый процент, совершаемых
в целях управления краткосрочной
ликвидностью банков, компаний, а также
для получения прибыли.

Конверсионные
операции
— это сделки участников валютного рынка
по обмену оговоренных сумм денежной
единицы одной страны на валюту другой
страны по согласованному курсу с
проведением расчетов на определенную
дату.

Валютные рынки
можно классифицировать по следующим
признакам:

— По виду операций:
рынок конверсионных операций (в нём
можно выделить сегменты конверсионных
операций типа евро/доллар или доллар/иена),
мировой рынок кредитно-депозитных
операций.

— По территориальному
признаку. Принято выделять следующие
крупные рынки: европейский,
североамериканский, азиатский. В них
выделяют крупные международные
валютно-финансовые центры: в Европе —
Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж
и т. ; в Северной Америке — Нью-Йорк; в
Азии — Токио, Сингапур, Гонконг. Можно
говорить о существовании национальных
валютных рынков (например, внутренний
валютный рынок РФ), для которых свойственны
те или иные валютные ограничения на
покупку, продажу, кредитование и
проведение расчётов в иностранной
валюте.

Основными
участниками валютного
рынка являются:

Центральные
банки. В их
функцию входит управление государственными
валютными резервами и обеспечение
стабильности обменного курса.

Коммерческие
банки. Они
проводят основной объём валютных
операций. В банках держат счета другие
участники рынка и осуществляют через
них необходимые для своих целей
конверсионные и депозитно-кредитные
операции. Помимо удовлетворения заявок
клиентов, банки могут проводить операции
и самостоятельно за счёт собственных
средств т. международный валютообменный
рынок (форекс) представляет собой рынок
межбанковских сделок.

Фирмы,
осуществляющие внешнеторговые операции. Суммарные заявки от импортёров формируют
устойчивый спрос на иностранную валюту,
а от экспортёров — её предложение, в том
числе в форме валютных депозитов
(временно свободных остатков на валютных
счетах). Как правило, фирмы прямого
доступа на валютный рынок не имеют и
проводят конверсионные и депозитные
операции через коммерческие банки.

Международные
инвестиционные компании,
пенсионные и хеджевые фонды, страховые
компании. Их основная задача —
диверсифицированное управления портфелем
активов, что достигается размещением
средства в ценные бумаги правительств
и корпораций различных стран.

Валютные биржи. В ряде стран функционируют национальные
валютные биржи, в функции которых входит
осуществление обмена валют для юридических
лиц и формирование рыночного валютного
курса.

Валютные брокеры. В их функцию входит сведение покупателя
и продавца иностранной валюты и
осуществление между ними конверсионной
или ссудно-депозитной операции. За своё
посредничество брокерские фирмы взимают
брокерскую комиссию в виде процента от
суммы сделки. Банки так же могут выполнять
эту функцию.

Частные лица. Граждане проводят широкий спектр
операций, каждая из которых невелика,
но в сумме могут формировать существенный
дополнительный спрос или предложение:
оплата зарубежного туризма; денежные
переводы заработной платы, пенсий,
гонораров; покупки/продажи наличной
валюты как средства сбережения;
спекулятивные валютные операции.

Дайте определение финансов, назовите их специфические признаки.

Дайте определение финансов, назовите их специфические признаки.

ФИНАНСЫ – совокупность экономических отношений по поводу распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, в результате которого (распределения) формируются и используются денежные доходы, поступления, накопления субъектов хозяйствования, а также органов государственной власти и местного самоуправления в целях социально-экономического развития любая финансовая операция происходит в денежной форме, но не любая денежная операция рассматривается как финансовая

Следовательно, финансы как абстрактное понятие обозначает некоторую совокупность экономических отношений, имеющих определенные признаки, их внешним проявлением являются финансовые операции (уплата налогов в бюджеты бюджетной системы, размещение временно свободных средств в ценные бумаги, направление амортизационных отчислений и прибыли на капитальные вложения и т. ), материальным воплощением – финансовые ресурсы.

§ Финансы – совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов домохозяйств, организаций, а также ОГВ и МСУ

Финансы – понятие, производное от понятия «деньги» (нарисовать схему – Деньги-финансы)

Финансовыми мы будет считать операции, которые предполагают некое самостоятельное движение денежных средств, обособленное от движения товаров. (нарисовать схему уплаты налогов).

§ Любая экономическая операция предполагает, что некие субъекты вступают в отношения между собой, поэтому для характеристики общих свойств того или иного экономического явления принято говорить о свойствах экономических отношений, характеризующих данное явление

Условие появления финансовых отношений:

1)развитие товарно-денежных отношений;

Но появление государства не является главной причиной появления финансов.

Свойства финансовых отношений:

§ Денежный характер

§ Распределительный характер

§ Процесс распределения проявляется в формировании и использовании денежных доходов, поступлений и накоплений разных субъектов

Субъекты фин отношений:

§ Домохозяйства (в т. Индивидуальные предприниматели) (субъекты хозяйствования)

§ Организации – коммерческие и некоммерческие организации (субъекты хозяйствования)

§ органы государственной власти и местного самоуправления (органы гос власти и местного самоуправления)

Стадии общественного производства:

Участие финансов в процессе распределения. Распределение осуществляется в процессе формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений различных субъектов. Субъекты участвующие в процессе распределения: Экономические субъекты — организации домохозяйства, государство. Уровни распределения первичное, вторичное, межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое, внутрихозяйственное. Основные финансовые механизмы перераспределения бюджетная система, финансовый рынок. Результат распределения валовое потребление и валовое накопление (инвестиции).

Сформулируйте основные представления о финансах на разных этапах исторического развития.

 Впервые финансы как научное понятие было использовано и раскрыто Жаном Боденом в Шести книгах о Республике (Jean Bodin, Les six livres de la République 1583), вторая глава шестой книги которого так и называется «Финансы»

Эволюция теоретических взглядов о финансах (снизу вверх):

1) Начало ХХв. в зарубежной литературе — наука о денежных потоках, управлении денежными средствами

2)Конец ХIХв. — наука о капитале

3)XVI-XIXвв. наука о гос доходах и расходах

4)XIII-XV денежный платеж

«Классическая теория финансов»

 сосредоточивалась на обобщении знаний и навыков в области управления доходами и расходами государства и публичных союзов (состав последних зависит от формы государственного устройства и административно-территориального деления)

«Неоклассическая теория финансов»

 По мере развития экономики и, в частности, существенного усиления роли финансовых рынков и крупных национальных и транснациональных корпораций в XIX-XX вв. , получила мощное развитие теория и практика управления финансовыми потоками в бизнес -среде и на рынках капитала

 Объект изучения данной научной школы — рынки капитала и финансы частного бизнеса среди последних наибольшее внимание уделяется финансам крупных корпораций, созданных в форме акционерных обществ

 Традицией отечественных научных школ является определение финансов как совокупности денежных отношений, с присущими этим отношениям свойствами

История термина «финансы» прошла несколько этапов.

Первоначально в 13-15 вв. Он обозначала денежный платеж.

В 16-19вв. Финансы стали связывать с формированием гос доходов и их расходованием.

В России на рубеже 19-20 вв наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области гос доходов и расходов.

В настоящее время многими авторами (Сабанти, Брайчевой) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений. С 19в. В экономической литературе понятие «финансы» распростроняется на ден операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только гос доходы и расходы.

С 1940-х готов экономисты рассматривают финансы как экономическую категорию. Так в рамках трудовой теории стоимости сформировались 2 основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой из них связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения. Сторонники второй концепции рассматривают финансы как категорию, связанную со всеми стадиями общественного производства в том числе обменом. В следствии этих противоположных позиций появляется разный состав фин ресурсов. В воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а фин ресурсы с ден средствами.

Таким образом, финансы – термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения

Дайте определение финансовых ресурсов, раскройте признаки финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – материальное воплощение финансовых отношений

— это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на экономические и социальные цели

Совокупность денежных доходов, поступлений, накоплений субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления – финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы существуют только в денежной форме

Признак: Финансовые ресурсы всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворяющих других общественных потребностей

Сферы финансовой системы

· Финансы индивидуальных предпринимателей

· Финансы иных домохозяйств

Читать также:  Управление государственными финансами. Органы управления финансами, их функции

· Финансы коммерческих организаций

· Финансы некоммерческих организаций

· Бюджеты ОГВ и МСУ

· Государственные внебюджетные фонды

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы, подразделяется на звенья.

Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений, в соответствии с характером деятельности субъектов, такие группы называют «звеньями финансовой системы». Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций, финансов индивидуальных предпринимателей.

Внутри сферы государственных и муниципальных финансов выделение групп отношений (звеньев) будет зависеть от формы организации государственных и муниципальных фи­нансовых ресурсов в стране.

Таким образом, финансовая система может быть определена как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Состав звена «Финансы НКО»

(в соответствии с организационно-правовой формой и их типами – определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»)

1) государственных и муниципальных учреждений, в т.

— бюджетных учреждений

— автономные учреждений

— с 2011 г. – казенных учреждений

2)финансы частных учреждений

  • финансы общин коренных малочисленных народов Севера
  • финансы казачьих обществ
  • финансы потребительских кооперативов
  • финансы общественных и религиозных организаций
  • финансы фондов
  • финансы некоммерческих партнерств
  • финансы автономных некоммерческих организаций
  • финансы союзов и ассоциаций
  • финансы государственных корпораций
  • финансы государственных компаний –new с 2009 года
  • федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • местные бюджеты:
  • бюджеты муниципальных районов, городских округов, МО внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений

Виды финн ресурсов

• муниципальные доходы: налоговые доходы, неналоговые доходы, трансферты из др бюджетов, от физ и юр лиц

• поступления: муниципальные заимствования и иные поступления из источников финансирования бюджета

• накопления: суверенные (резервные) фонды, неиспользованные остатки бюджетных резервных, остатки средств на счетах бюджета на начало финансового года

Муниципальные доходы– денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством ОГВ и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в местные бюджеты (бюджеты ОМСУ)

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них функций. Бюджет — основная форма образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

В отличие от бюджета средства внебюджетных фондов направляются на удовлетворение определенных, как правило, особо значимых потребностей общества. Мобилизация финансовых ресурсов во внебюджетные фонды осуществляется с учетом заранее обозначенных целей использования данных средств. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Финансовые ресурсы органов местного самоуправления формируются преимущественно за счет мобилизации муниципальных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований).

Охарактеризуйте доходы и расходы бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования обеспечивается финансовая устойчивость территориальных фондов обязательного медицинского страхования, отдельные целевые мероприятия в области обязательного медицинского страхования. Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования – непосредственно финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации

Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируются за счет:

· отчислений от единого социального налога (страховых взносов субъектов хозяйствования с 1 января 2010 года)

· отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения

· отчислений от сельхозналога

· отчислений от единого налога на вмененный доход

· средств федерального бюджета на финансирование отдельных целевых мероприятий и программ (например, на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, на проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и т

· доходов от размещения временного свободных средств Фонда и нормированного запаса;

· добровольных взносов юридических и физических лиц

· прочих поступлений.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляются расходы на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами. Также, за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Расходы на управление Федеральным фондом обязательного медицинского страхования включают компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание Фонда.

В составе бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено создания целевых фондов — фонда софинансирования (он образуется за счет средств федерального бюджета и используется на выплату субсидий территориальным фондам на дополнительную диспансеризацию работающих граждан) и фонда компенсаций (он образуется также за счет средств федерального бюджета, и используется в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление денежных выплат медицинским работникам

Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет:

· отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;

· средств территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;

· поступлений из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;

· прочих источников.

Сопутствующие аудиту услуги

· постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

· налоговое консультирование;

· анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

· управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

· правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

· автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

· оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

· разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

· проведение маркетинговых исследований;

· проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

· обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью

Аудиторскую деятельность могут осуществлять юридические лица любой организационно-правовой формы, кроме ОАО

Принципы аудиторского контроля в Российской Федерации определены федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности:

· профессиональная компетентность и добросовестность;

· профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Перечислите основные полномочия Федерального казначейства.

Федеральное казначейство РФ — система федеральных органов, главными задачами которой являются: — организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; — управление доходами и расходами федерального бюджета.

Причины создания Федерального казначейства в РФ

· Банковская реформа

· Конституционная реформа

· Отсутствие автоматизации безналичных расчетов

· Субъективный подход к распределению поступающих доходов между бюджетами разных уровней

Основные полномочия органов Федерального казначейства

· Открывают в кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

· Распределяют поступления в бюджетную систему между бюджетами разных уровней

· Доводят необходимую информацию до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывают и ведут им лицевые счета

· Осуществляют предварительный и текущий контроль за целевым использованием средств федерального бюджета

· Ведут учет операций по кассовому исполнению бюджета и составляют отчетность

· Ведут реестры главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *