РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ ПРИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Автор статьи

Ирина Матунова

Эксперт по предмету «Финансы»

Определение финансов

Финансы
(дословно, в переводе с французского «денежные средства») – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, а также использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Говоря о финансах, чаще всего подразумевают целевые фонды государства, а также фирм (хозяйствующих субъектов)

«Финансы»
– это также отрасль знаний (и в частности обязательная дисциплина в экономических ВУЗах), которая изучает соответствующую сферу экономических отношений.

Финансы подразумевают сугубо денежные отношения, а потому данное понятие гораздо уже, чем «экономика». Само слово «финансы» очень часто используется в быту, когда речь
идет о деньгах.

Финансы в целом отражают уровень развития производительных сил в экономике, а также возможности их воздействия на макроэкономические процессы.

Классификация финансов

Финансы, традиционно, классифицируют на публичные
( государственные
и муниципальные, централизованные), а также частные
(или децентрализованные). Частные, в свою очередь включают корпоративные финансы
(или финансы предприятий, организаций), финансы домохозяйств
(семейные и личные финансы). В рамках корпоративных финансов (из-за особой специфики) выделяются отдельно финансы сферы финансовых услуг
(в частности, финансы банков и финансы страховых компаний). Также иногда в рамках корпоративных финансов отдельно выделяют финансы некоммерческих организаций
и финансы малого бизнеса.

Особенности финансовых отношений

Финансовым отношениям присущ целый ряд характерных особенностей, которые выделяют их среди других видов экономических отношений. Это в частности:

  • распределительные отношения
  • денежные отношения
  • финансовые отношение в основном связаны с формированием и использованием фондом денежных средств фирм и государства

«Финансы: определение, функции, место и роль в современной рыночной экономике» 👇

Функции финансов

Сущность финансов находит свое проявление в функциях. Так, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция
означает, что финансы участвуют в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Контрольная функция
подразумевает участие финансов в контроле за наиболее эффективным использованием экономических ресурсов
.

Многие исследователи часто выделяют также стимулирующую функцию
, финансов, которая связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в экономике. Так, например, в процессе формирования доходов бюджетов
могут предусматриваться различные налоговые льготы или субсидии для перспективных отраслей промышленности. Основная цель подобного рода мероприятий заключается в стимулировании темпов роста инвестиций в инновации. Помимо этого, в бюджетах различных уровней могут быть предусмотрены расходы, направленные на стимулирование структурной перестройки экономики (например, через финансовую поддержку инновационных и наукоемких технологии, а также наиболее конкурентоспособных производств
).

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ ПРИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Место и роль финансов в современной рыночной экономике

Роль финансов в условиях рыночной экономики в значительной мере возрастает. Это, в частности, можно объяснить тем, что от финансового положения фирмы будет зависеть ее положение на рынке, долгосрочные перспективы и конкурентоспособность.

В экономике роль финансов достаточно многообразна, но в то же время суть ее можно свести к следующим трем основным направлениям:

  • обеспечение расширенного воспроизводства
  • регулирование социально-экономических процессов
  • стимулирование эффективного использования экономических ресурсов

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Необходимость
финансов возникла в капиталистическом
государстве
в связи с налаживанием регулярного
товарно-денежного
обмена и ростом потребностей государства
в финансовых
ресурсах (в докапиталистических формациях
большая
часть государственных потребностей
удовлетворялась за счет
натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый
рост расходов капиталистических
государств стал
толчком развития финансов. Материальную
основу финансов образуют деньги. В
процессе развития научно-технического
прогресса деньги становятся важным
мерилом затрат на
производство продукции, рабочую силу
и средством собирания
налогов.

Финансовая
деятельность обусловлена экономическими
законами.
Они определяют экономическую необходимость
развития
материального производства и удовлетворения
личных потребностей
членов общества. Их обеспечение связано
с распределением
общественного продукта в целях образования
фондов возмещения средств производства,
страховых и резервных
фондов, фондов личного и общественного
потребления.
В условиях формирования и развития
рынка необходимость финансов
возрастает. Цивилизованный
рынок — это обмен, организованный по
законам
товарного производства и обращения,
совокупность отношений
товарного и денежного обращения. Планово
организуемый рынок был при социализме,
с соответствующими
ему категориями (цена, спрос, предложение
и др.) и разумными методами регулирования.
Регулируемый рынок
при социализме служил важным фактором
обеспечения
планомерного развития экономики.

В
общей системе народного хозяйства рынок
должен стать как связующее звено между
производством и потреблением,
служить мощным рычагом снижения
производственных
расходов. Рыночные
отношения находятся в тесной связи и
единстве с
денежным обращением и финансами.

Финансы
— это экономическая категория, особенность
которой
заключается в ее функциях. В общественном
воспроизводстве
финансы выражают распределительные
отношения.

Финансы
обслуживают процесс расширенного
воспроизводства,
сами будучи категорией не производства,
а распределения.

Необходимость
финансов в условиях рыночного хозяйства
можно объяснить следующими причинами:

1.
Существованием товарно-денежных
отношений и действием
закона стоимости. Реализация продукции,
товаров и услуг хозяйствующими субъектами
осуществляется путем купли
и продажи за деньги.

Финансы
не могут существовать без денег. Если
наличие денег
— обязательное условие существования
финансов, то причиной, порождающей
появление финансов, можно считать
потребности государства и субъектов
хозяйствования в денежных
ресурсах, обеспечивающих их деятельность
и расширенное
воспроизводство. Эту потребность в
ресурсах без финансов
удовлетворить невозможно ни в сфере
хозяйствования, ни в сфере государственного
управления.

Финансы
объективно необходимы, так как обусловлены
потребностями
общественного развития,

2.
Без финансов невозможно обеспечить
кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую
и территориальную структуру экономики,
стимулировать
развитие производства.

3.
Наличие государства. Ф. Энгельс указывал,
что с появ­лением
государства возникли налоги как
материальная основа
его существования. Поскольку государство
несет хозяйственно-организаторскую
и культурно-воспитательную функцию,
оно должно располагать соответствующими
финансовыми
ресурсами в виде денежных фондов.

Финансы
— неотъемлемая часть экономических
отношений,
поэтому их роль и значение зависят от
того, какое место в
рыночном хозяйстве занимают финансовые
отношения хозяйствующими
субъектами.

Финансы в системе рыночной экономики

финансовый рыночный денежный

. Сущность и необходимость финансов
в условиях товарно-денежных отношений

. Функции финансов в рыночной
экономике

. Финансовый механизм и его элементы

. Проблема стабилизации финансов в
РФ и возможные пути её решения

Список использованных источников

Осуществление радикальных преобразований на
современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только
при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на
социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает
необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния
на все стороны процесса общественного воспроизводства.

Россия переживает сегодня большие трудности не
только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и
финансов.

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в
механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они —
неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент
реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно
хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их
функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах
эффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовой
сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает
экономический и финансовый кризис.

Проблемы финансового оздоровления волнуют
сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой
сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.
Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена
акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную
сферу и т. п. — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных
кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Цель курсовой работы — изучение особенностей
функционирования и развития финансов в системе рыночной экономики. Для
выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

определить понятие и функции финансов в рыночной
экономике

выявить элементы финансового механизма

раскрыть роль финансов в регулировании развития
экономики России.

Объектом исследования курсовой работы являются
финансы в системе рыночной экономики, предметом — экономические отношения, по
формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и
перераспределения национального дохода.

Информационной базой курсовой работы является:
учебно-методическая литература, материалы СМИ.

1. Сущность и необходимость финансов
в условиях товарно-денежных отношений

ФИНАНСЫ (от французского finances — денежные
средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и
использования фондов денежных средств. Возникли они, т.е. финансы, при
регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его
потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов
(государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет
часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной
политики.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей,
а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение
состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не
только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и
контроль над расходованием финансовых ресурсов.

Сегодня финансы — это объективное экономическое
явление, представляющее собой систему формирования, распределения,
перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С
одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой —
субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Читать также:  Финансы и кредит (Трошин А.Н., 2009)

В качестве экономической категории
финансы выражают

экономические отношения по поводу
производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и
национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании
целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами
(государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями,
физическими лицами и др.).

Объектом финансов являются финансовые ресурсы
,
представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в
распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств.

Финансы — это не деньги! Деньги первичны —
финансы вторичны. Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые
фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами.
Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из
всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие
между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к.
государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом,
для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными
отношениями. Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не
любое денежное отношение — всегда финансовое отношение.

2. Функции финансов в рыночной
экономике

Сущность финансов как экономической категории
находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в
обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное
назначение финансов как инструмента мобилизации и использования
централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный
процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен,
распределение, потребление.

Традиционно рассматривают следующие функции
финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя
одновременно, и скоординировано, они обеспечивают проведение государством
определенной финансовой политики. Следует понять, что перечисленные функции
действуют именно одновременно, а не последовательно, как нередко отмечают
некоторые авторы.

Как было установлено ранее, назначение
государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов,
обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связи с
этим финансы реализуются, прежде всего, на стадии распределения созданного
обществом продукта.

Распределительная функция финансов
включает
в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и
перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также
его составляющие, и прежде всего национальный доход.

Собственно распределение (или первичное
распределение) означает, что после того как продукт создан в сфере
материального производства
он и распределяется между его участниками. Часть
СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в
предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое
воспроизводство. Оставшаяся часть
распределяется между работодателями
и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения
общественного производства. Завершается первичное распределение.

Затем следует вторичное распределение, или,
иначе — перераспределение. На стадии перераспределения главенствующее место
принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего
налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального
производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым
перераспределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют
в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют
трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального
дохода, в пропорции его конечного использования.

В статистике большинства стран, а также международных
организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР) основным макроэкономическим показателем
результатов функционирования экономики признается валовой внутренний продукт
(ВВП).

Это один из основных показателей системы национальных счетов,
который характеризует конечный результат производственной деятельности
экономических единиц резидентов. (Приложение А)

ВВП представляет собой рыночную стоимость всех
товаров и услуг, произведенных резидентами за тот или иной период для конечного
использования в рыночных ценах. Т.е. он включает стоимость произведенных
конечных товаров и услуг и не включает стоимость промежуточных товаров и услуг,
использованных в производственном процессе (сырья, материалов, топлива, услуг
транспорта, финансовых услуг и т.п.). В то же время, как и другие показатели
результатов экономической деятельности, рассчитываемые на валовой основе, ВВП —
включает потребление основных средств.

Иными словами, в отличие от показателя СОП,
рассчитываемого по методологии Баланса народного хозяйства, как сумма валовой продукции
предприятий материальной сферы деятельности, ВВП не включает стоимость
потребленных в процессе производства предметов труда (сырья, материалов,
топлива, электроэнергии и др.). И учитывает результаты деятельности не только
сферы материального производства, но и сферы нематериальных услуг.

В таблице приведены методы исчисления ВВП. (Приложение
Б)

Сущность стимулирующей функции финансов
сводится
к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает
воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном
обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство
стимулирует или сдерживает развитие определенных социально- экономических
процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие
финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.

На основе, выработанной в процессе планирования
и утверждения бюджетов на соответствующий год, системы приоритетов бюджетные
средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или
отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен, и
тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс
ценообразования. Прежде всего, это воздействие осуществляется посредством
прямого участия государства в предпринимательской деятельности — в
топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых
ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные
возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы,
оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом
стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.
Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок,
преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в
соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.
И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует
развитию определенных процессов.

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных
пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные
операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные
позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это
далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно
используются государством для достижения поставленных целей.

Финансовому контролю подвергается деятельность
всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется
как на микро -, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является
распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по
соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне
финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных,
трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных
расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.

Финансовый контроль может быть
общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и
независимым (аудит).

На рубеже 1980 — 90-х годов с началом
формирования в РФ рыночных отношений контрольная функция финансов существенно
усложнилась. Появились новые формы собственности, осуществилась широкая
приватизация, повсеместная коммерциализация. Возникли принципиально новые
организационно-правовые формы предпринимательства. Произошли глубокие
институциональные преобразования в законодательстве и нормативно-правовых
актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились
такие сегменты рынка, как рынки капиталов, труда, товаров и услуг, произошла
либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, валютных отношений и др.
Финансовые операции должны быть одновременно экономически — целесообразными и юридически
— правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют
внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений.
Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют
противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются
противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение
указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае
обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в
доходы государственного бюджета.

3. Финансовый механизм и его
элементы

Практическое воплощение финансовая политика
находит в финансовых мероприятиях государства, которые реализуются через
финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации
финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных
условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и
методы организации финансовых отношений, способы их количественного
определения.

Государство в лице его исполнительных и
законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного
продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды
платежей, определяет принципы и направления использования государственных
финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования финансов большое
значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования.
Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений
(налогов, расходов и пр.), контроль над правильностью применения различных
видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями
(элементами) финансового механизма является:

финансовое планирование и прогнозирование;

финансовые показатели, нормативы и лимиты;

финансовые рычаги и стимулы;

В зависимости от особенностей отдельных
подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев
финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм
предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм
функционирования государственных финансов и т.п.

Каждая сфера и отдельное звено финансового
механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и
взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно
самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования
составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового
механизма является важным условием его действенности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод.
Финансовый механизм — это совокупность форм и методов, инструментов и рычагов
формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения
разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Важным элементом управления экономическими и
социальными процессами являются планирование и прогнозирование
. Они
используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии
экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей.
Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов
финансового механизма.

Читать также:  ТОП 75 самых актуальных на сегодняшний день бизнес идей от минимальных до больших вложений

Фактически финансовое прогнозирование должно
предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов
(соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов
на макро — и микро — уровнях). Посредством финансового планирования
конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели,
взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы,
содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование

— это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта
хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Целью финансового прогнозирования является
определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников
формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое планирование

— это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых
ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность
государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом —
составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до
сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только
движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных
средств, но и опосредствующие их финансовые отношения, и возникающие
стоимостные пропорции. Финансовое планирование должно базироваться на познании
объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых
ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий
и финансовых операций.

Финансовые планы — это планы формирования,
распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют
все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его
показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы.
Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах,
составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие
некоммерческую деятельность — сметы; страховые компании, общественные
объединения и кооперативные организации — финансовые планы; органы
государственной власти — бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на
следующих принципах:

— принцип научной обоснованности планов. Этот
принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших
решений с учетом долгосрочной выгоды;

предметно-целевой принцип, предлагающий
определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового
планирования являются:

— метод математического моделирования;

метод экстраполяции и др.

Существуют два типа финансового
механизма — директивный и регулирующий.

Первый тип
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует
государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета,
бюджетного
финансирования, организации бюджетного устройства и
бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового
механизма

предполагает обязательность для всех
субъектов финансовых
отношений установленных форм, видов и
методов действий. В ряде случаев
директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые
отношения, в
которых государство непосредственно не участвует. Такие
отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики
(рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна
из сторон этих отношений —
агент государства (финансы государственных предприятий). Регулирующий тип

финансового механизма определяет основные
правила поведения в такой
сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при
организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В
этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых
ресурсов, остающихся после уплаты налогов
и других обязательных
платежей. Предприятие самостоятельно
разрабатывает формы, виды денежных
фондов, направление их
использования.

Функционирование финансового механизма на основе
движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового
воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое
регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями
финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и
его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Количественные параметры

и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью
финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая
изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед
Россией. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога
на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование

как метод финансового воздействия связано с регламентированием
распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства,
на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают
распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования
различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути,
являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на
сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод

предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением
итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе
определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе

сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым
законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных
отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними
функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы,
амортизационные отчисления и т.п.).

Финансовое обеспечение и финансовое
регулирование, ровно, как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и
взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно
самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового
механизма.


4. Проблема стабилизации финансов в
РФ и возможные пути её решения

Народное хозяйство можно сравнить с гигантским
организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а
иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.

Как известно, просчеты в экономической политике,
нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям
объективных законов развития общества, стали питательной средой для
внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития
«теневой» экономики. В противоречии с потребностями развития материального
производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения. Все это
открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития
инфляции и обесценения денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис
финансовой системы.

Современный финансовый механизм призван, не
только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической
самостоятельности, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях
функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства,
исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции
развития финансов в современном периоде:

·  использование эффективных финансовых рычагов,
проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность
местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

·        стремление к установлению
финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех
хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой
эффективности общественного производства;

Возможными путями решения проблемы
стабилизации финансов в России являются:

1. Принятие налоговых законов, составляющих
основу части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Введение единой
ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация
налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена
большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему
менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Необходимо
завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым
административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы
таможенных тарифов. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий
должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм
расчетов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом
ответственной бюджетной политики.

2.       Инвентаризация и оценка эффективности
всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы.
Подобную инвентаризацию следует проводить ежегодно, учитывая ее результаты при
формировании федерального бюджета на последующие годы.

.        Концентрация ресурсов федерального
бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо
неэффективных расходов. За счет сокращения расходов целевых бюджетных фондов и
ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на
образование и судебную систему. Произойдет дальнейшее увеличение реальной
заработной платы (денежного довольствия) государственных служащих и работников
бюджетной сферы. Новым направлением расходов станут адресные жилищные субсидии.

.        Четкое разграничение расходных и
налоговых полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования
новой системы финансовой поддержки регионов. Фонд финансовой поддержки регионов
должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих
налоговый потенциал и бюджетные потребности регионов.

.        Урегулирование кредиторской
задолженности федерального бюджета. Необходимо прекратить накапливать и в
кратчайшие сроки погасить кредиторскую задолженность федерального бюджета
прошлых лет. Часть существующей задолженности может быть реструктурирована
путем выпуска ценных бумаг.

.        Завершение реструктуризации
государственного долга, начало функционирования единой системы управления
государственным долгом. Необходимо завершить переговоры с внешними кредиторами
Российской Федерации, чтобы получить возможность для возобновления
заимствований в целях рефинансирования основной части государственного долга в
рамках обеспечения бездефицитности федерального бюджета. Правительство
Российской Федерации должно завершить урегулирование своих финансовых
взаимоотношений с Банком России с тем, чтобы создать максимально благоприятные
условия для осуществления эффективной денежно-кредитной политики.

.        Обеспечение прозрачности бюджетов и
бюджетных процедур. Необходимо обязательно публиковать бюджетную отчетность по
всем несекретным разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной
системы. Процедуры государственных закупок должны стать максимально открытыми.
Нужно минимизировать практику закупок у «единственного производителя». Следует
добиться существенного повышения эффективности соответствующих расходов.

Одним из направлений финансовой
стабилизации экономики является регулирование государственного долга.

Проводимая в 2000-2002 гг. политика в области
государственного долга была направлена на:

·  восстановление доверия участников внутреннего и
мирового финансового рынка к проводимой государством бюджетной политике и
политике государственных заимствований;

·        полное выполнение обязательств по
уплате платежей по государственному долгу;

·        повышение эффективности управления
государственным долгом.

В 2001-2002 гг. рынок государственного
внутреннего долга полностью восстановил утраченные позиции по доверию
инвесторов и, соответственно, спросу на государственные ценные бумаги после
кризиса 1998 года.

Читать также:  КОГДА ВИТТЕ СТАЛ МИНИСТРОМ ФИНАНСОВ

Таким образом, суммируя все изложенное в данной
курсовой работе, можно сделать вывод, что финансы возникли в условиях
регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его
потребностей в ресурсах.

Финансы — это экономический инструмент,
регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок
продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех
уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену —
предприятиям, и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и
государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы являются одной из важнейших
экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания
и использования денежных средств. Одним из главных признаков финансов является
их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением
денежных средств.

Областью возникновения и функционирования
финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой
происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому
назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою
долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как
экономической категории является распределительный характер финансовых
отношений. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и
значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в
экономических отношениях.

Несомненно, политика, проводимая правительством
в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и
отрицательные моменты. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие
экономику, реформы в бюджетной сфере окажут свое позитивное влияние на общее
экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными
регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы
путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности
государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием
финансовых ресурсов.

Финансы отражают уровень развития
производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на
макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние
финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и
национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и
стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение
качества жизни граждан страны.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие
между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей,
реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при
создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и
предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании
расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных
платежей.

Список использованных источников

1.   Финансы: Учебник/под редакцией
А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007.-504с

2.       Новости
кредитно-финансового сектора // Банковское кредитование, № 1, январь-февраль
2011.

.        Финансы учебник для вузов
под ред. Л.А. Дробозиной М.: Финансы, 2008, 110 стр.

.        Специфика финансового
механизма в России. Финансовая газета. — 2011. — №6. — С.21.

.        ”Финансы”, Под ред. В. М.
Родионовой. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Лаврушин О. И. « Деньги.
Кредит. Банки». / Учебное пособие. — Москва 2007.

.        Бабич А. М., Павлова Л. Н.
Финансы. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. — с.34.- 658.

.        Финансы и кредит. — 2010. —
№8. — С.23-25.- 623.

.        Сущностные, системные и
функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации. О. П. Уманец.
Финансы и кредит. — 2011.- № 19. — С. 59-70.- 456.

.        Осипов В. Р. Расширение
функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. — 2007. — № 10. — С.22

.        Бирман А. М.; Финансы в
системе стоимостных категорий; журнал Вопросы экономики. 2009г. №10

.        Ковалева В. В. Финансы. —
М.: ИНФРА-М, 2008. — с.29

.        Яндиев М. И. Финансы
регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2008.

.        Лавриков И. Н. Проблемы
межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2007,-№5

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ ПРИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

* Основная цена — цена, получаемая
производителем за единицу товара или услуги, не включающая налогов на продукты,
но включающая субсидии на продукты.

** Цена производителя — цена, получаемая
производителем за единицу товара или услуги, включающая налоги на продукты,
кроме НДС и налогов на импорт, и не включающая субсидии на продукты.

Автор статьи

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность и структура финансового рынка

Финансовый рынок является организованной системой торговли с помощью финансовых инструментов. Они включают денежные, кредитные, депозитные, фондовые, страховые, валютные, пенсионные рынки. На этих рынках важную роль играют финансовые институты, которые направляют средства от собственника к заемщику, а продукцией выступают платежные инструменты и ценные бумаги.

Как и любой другой рынок, финансовый рынок предназначен для установки непосредственной связи покупателей и продавцов финансовых ресурсов. Если рассматривать структуру финансовых рынков, для каждого государства она будет особенной.

Такая структура способна наиболее полно отразить содержание и особенности финансового рынка. В целом финансовый рынок включает:

  • валютный рынок,
  • рынок капитала,
  • рынок денежных средств,
  • рынок золота.

Валютный рынок представлен рынком, на котором продукцией являются объекты, имеющие валютную ценность.

Среди объектов валютного рынка
представлена иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы, включая платину, золото и серебро.

Субъектами валютного рынка является банк, экспортер и импортер, инвестиционные учреждения, правительственная организация.

В свою очередь рынок капитала разделяют на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Данное разделение способно отразить характер отношения товаров, которые продаются на этом рынке эмитентами финансовых инструментов.

Когда финансовыми инструментами являются долевые ценные бумаги, то данные отношения являются отношениями собственности, в остальных случаях они представлены кредитными отношениями.

На рынках ссудного капитала происходит обращение долгосрочных финансовых инструментов, которые предоставляются на условиях платности, возвратности срочности. Данные инструменты включают в себя рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговой помощи.

«Функции финансовых рынков в экономике» 👇

На рынках ценные бумаги выпускаются, обращаются и поглощаются в качестве собственных ценных бумаг, так и их заменителей, в том числе сертификатов, купонов.

Участники ценных бумаг состоят из эмитентов, которые выпускают ценные бумаги для привлечения необходимых денежных средств. Инвесторы являются лицами, которые приобретают ценные бумаги для получения дохода, неимущественного или имущественного права.

Также рынок представлен посредниками
— лицами, которые оказывают услуги эмитентам и инвесторам в сфере достижения поставленных целей.

В структуру финансового рынка также многие западные экономисты включают рынок страхования, ипотечный рынок
, пенсионный рынок. Рынок пенсионных счетов и ипотечный рынок представлены особыми рынками с собственными финансовыми инструментами и институтами, включая сберегательные учреждения, которые действуют на основе договоров. Значимость данных рынков повышается с каждым годом.

Функции финансового рынка

Можно выделить несколько функций, которые выполняет рынок финансов при своей деятельности:

  • Создание условий постоянного кругооборота
    денег при совершении платежных операций, что непосредственным образом влияет на денежный оборот и регулирует его объемы.
  • Привлечение дополнительных инвесторов, предоставление шансов перепродажи активов финансов, которыми располагают рынки.
  • Создание условий перемещения и накопления ресурсов, мобилизация внутренних источников накопления и привлечение новых источников для финансирования.
  • Выполнение быстрого распределения ресурсов в разных областях и сферах экономики государства. Данное распределение может происходить между страной и предприятием, населением и государством.
  • Осуществление перераспределения капитала между областями экономики и отраслями хозяйства.

Таким образом, основная функция финансовых рынков состоит в активной мобилизации временно свободных средств из различных источников. Данные средства могут мобилизоваться из капитала, который находится в форме сбережений, включая денежные и прочие финансовые ресурсы населения, организаций, государственных органов.

Эти средства могут быть потрачены на текущее потребление и реальные инвестиции и вовлекаются на рынки отдельными участниками для дальнейшего эффективного использования в экономической жизни государства.

Финансовые рынки эффективно распределяют аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными потребителями. С помощью механизма функционирования финансового рынка обеспечивается и выявляется объем и структура спроса на соответствующие финансовые активы и своевременное удовлетворение спроса в разрезе категорий потребителей, которые временно нуждаются в привлечении капитала из внешних источников.

Финансовые рынки осуществляют квалифицированное посредничество между продавцами и покупателями финансовых инструментов. Финансовый рынок функционирует за счёт специальных финансовых институтов, которые осуществляют посредничество.

Роль финансового рынка

С помощью финансовых рынков происходит формирование рыночных цен
на соответствующие финансовые инструменты, которые более объективно отражают соответствующие отношения между предложением и спросом.

Полностью учитывать текущее соотношение между спросом и предложением помогает рыночный механизм в соответствии с разнообразными финансовыми инструментами, а также формируется соответствующий уровень финансов, который в максимальной степени способен удовлетворять экономические интересы покупателя и продавца финансовых активов.

Финансовые рынки формируют условия минимизации коммерческих и финансовых рисков. Финансовый рынок способен выработать собственный механизм страхования ценовых рисков, которые возникают в условиях нестабильного развития государства.

Работа финансовых рынков дает возможность до минимального значения снижать коммерческий и финансовый риск продавца и покупателя финансовых активов, который связан с изменениями. Помимо этого система финансового рынка включает распространение предложения разнообразных страховых услуг.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *