РАЗВИТИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Главный вывод из кейнсианства
состоит в том, что необходимость государственного
вмешательства в современную рыночную
экономику сохраняет свое значение и сегодня.
Но формы и методы государственного регулирования
не остаются постоянными, они изменяются
не только во времени, но специфически
проявляются по странам.

Таким образом,
нельзя с уверенностью сказать, что 
с помощью какой-то западной экономической теории можно объяснить
сегодня социально-экономическую ситуацию
в России, а тем более определить четкие
ориентиры для подъема отечественного
производства. Необходимо знание и критическое
осмысление всего опыта развития западной
системы рыночного хозяйства и выработки
всесторонне продуманной программы подъема
экономики страны с учетом объективной
оценки фактов и здравого смысла. И в этом
важная роль отводится развитию финансовой
науки, которая в последние годы следует
общемировым тенденциям данной науки:

— безусловная 
перспективность исследований в 
рамках неоклассической теории 
финансов, концентрирующуюся, в основном,
на формализации закономерностей 
и операций на рынках капитала;

— признание 
перспективности дальнейшего развития 
прикладных аспектов неоклассической теории финансов
— финансового менеджмента;

— все большее 
взаимопроникновение бухгалтерского 
учета и прикладных финансов (финансов предприятий);

В России развитие науки об управлении
финансами имело свои особенности.
Россия традиционно отставала от европейских
стран. В немалой степени это было обусловлено
относительно поздним (по сравнению с
Западом) началом книгопечатания. Тем
не менее, некоторые общие идеи управления
финансами, естественно, не с позиции государства,
а в сугубо житейском плане, ставшие в
дальнейшем универсальными, можно найти
в известном произведении русской литературы
ХVI в. — книге «Домострой».

Первым русским 
автором сочинения в области 
финансов был И. С. Пересветов, который выступал за увеличение
доходов казны с целью усиления военной
мощи государства, централизацию его ресурсов
и сокращение расходов на систему наместничества,
отмену института мытарей.

Дальнейшее 
становление и развитие финансовой
науки связано с именами Ю. Крижанича,
Г. Котошихина, И. Т. Посошкова и
др.

Как и на Западе,
сформировавшаяся в России к концу
ХIХ в. наука о финансах имела очевидную
направленность на публичные союзы, главным
образом государство. Так, в работах Ю. Крижанича
впервые формулируются проблемы управления
финансами и функций финансов в широком
контексте, когда финансовая система понимается
как один из важнейших факторов укрепления
государственности.

Современные
отечественные авторы рассматривают 
финансы как экономическую категорию,
выражающую реально существующие в 
обществе отношения (И. Т. Балабанов, О. В. Врублевская,
Л. А. Дробозина, Д. С. Моляков,
Л. П. Павлова, В. М. Родионова,
М. В. Романовский, Б. М. Сабанти,
В. К. Сенчагов). При этом внимание
уделяется не только государственным
финансам как перераспределительным денежным
отношениям, но и финансам хозяйствующих
субъектов в новых рыночных условиях.

Таким образом,
с развитием рыночных отношений,
акционерных (корпоративных) форм предпринимательства,
сращиванием промышленного и 
банковского капитала, появлением разнообразных 
финансовых институтов, занимающихся
аккумуляцией и перераспределением
свободных денежных средств (финансовых
посредников), термин «финансы»
выходит за рамки его узкого понимания
только как государственных финансов.
Сформировались и две относительно самостоятельные
науки о финансах — наука о государственных
финансах и наука о финансах предприятий,
организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих
субъектов (финансовый менеджмент).

Осуществляемое 
реформирование общественной жизни 
в нашей стране со всей полнотой
показала важную роль финансового аспекта 
социальных преобразований. Она
убедительно подтверждает такую мысль,
что при отсутствии успехов в финансовой
политике всякие радикальные реформы
обречены на неудачу.

Таким образом,
совершенствование финансов неразрывно
связано с развитием общества:
чем сложнее и выше уровень отношений
между людьми, тем более совершенней структурой
обладают финансы. Поэтому они не отделимы
от человека, поскольку представляют собой
распределение перераспределение созданным
человеком богатств. Это означает, что
итория развития финансов не закончилась:
они будут далее совершенствоваться и
развиваться.

Без финансов
невозможно обеспечить индивидуальный
о общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру 
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно – технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.

Отечественной
системе финансового регулирования 
экономики и социальной сферы 
предстоит пройти многие этапы становления,
но несомненно одно — подходы к решению стоящих
перед ней задач, к оценке ее влияния на
воспроизводство, поиску направлений
повышения эффективности одноименного
механизма и совершенствование соответствующего
процесса должны базироваться на подлинно
научной теории финансового воздействия
и объективном анализе конкретной исторической
обстановки.

профессии по нескольким параметрам. Во-первых, необходимо оценить возможности, предоставляемые профессией для карьерного роста: узнать, сколько ступенек должностной лестницы можно реально пройти, не меняя своей профессии; выяснить, какое развитие для данной профессии является естественным. Иными словами, необходимо заранее понять, в какую новую профессию логичнее переходить из старой, достигнув ее карьерного потолка. Есть ведь профессии, по своему роду являющиеся тупиковыми, и когда-то из них приходится переходить в иные, причем, с практически полной потерей прежнего профессионального капитала. Для карьеры желательно выбирать такую профессию, которая стоит в ряду нарастающей цепочки профессий, приобретенный на одном рабочем месте, является стартовой площадкой для освоения новой области деятельности.

1. Копытов М. А. Федотова Е. Е., Л. А. Новикова. Трудоустройство выпускников учебных заведений как педагогическая проблема (на опыте западных стран) // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: педагогика.

2. «Педагогическая психология» Столяренко Л. Д. — Ростов-на/Дону: Феникс, 2000.

3. Журухин Г. И., Руткаускас Т. К. Моделирование экономических процессов в образовании (статья) Журнал «Образование и наука», — Известия Уральского отделения российской академии образования, 2011г., №4

4. Журухин Г. И. Прикладные исследования в формировании компетенций и умений преподавателя высшей школы (статья)10 международная научно-методическая конференция » Новые образовательные технологии в вузе» февраль 2013, Уральский федеральный университет

6. Бобкова Н. Д., Гиль С. С., Малин С. В. Профориентация молодежи: теории и практики. Курган, 2009. http: //www.rostrud.ru/

Трутнева Е. В. студент

Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В

Данная статья посвящена изучению проблем совершенствования финансовой системы России в настоящее время. Так как единого теоретического решения по этому вопросу так и не найдено, это подчеркивает актуальность данной темы. Финансовая система выступает основой для всей существующей экономики и бесспорно играет очень важную роль.

Ключевые слова: финансовая система, финансы, экономика, государственная политика, эффективность.

Самое могущество и политическое значение государств измеряется состоянием финансов.

Финансы мерило цивилизации.

Совершенно ясно, что для роста и стабильности экономики страны, для успешного функционирования и развития всей рыночной экономики, необходимо наличие надежной финансовой системы. Данная система выступает базой, которая мобилизует и распределяет сбережения всего общества, а также делает легче и свободнее каждую обычно совершаемую повседневную операцию. Таким образом, создание именно надежной финансовой системы является одной из важных задач. После того как будет создана такая система свободно может развиваться рынок денег и рынок капитала, первичные и вторичные рынки ценных бумаг, особенно рынки национальных государственных ценных бумаг.

За последнее время было опубликовано довольно большое количество статьей, посвященных вопросам проведения выгодной государственной финансовой политики и создания надежной финансовой системы. Тем не менее, единого теоретического решения по данному вопросу так и не найдено.

Финансовая система выступает основой для всей существующей экономики и бесспорно играет очень важную роль. Но система финансов, которая действует в настоящее время в Российской Федерации, даже можно сказать, что и во всем мире, не вполне эффективно работает. Финансовые кризисы, которые периодически наступают могут только подтвердить данное утверждение.

Неэффективность настоящей системы финансов можно объяснить достаточно просто — это отсутствие определенной функции финансовой системы — отрицательно обратной связи. Многие финансовые институты, например, то же страхование, осуществляют частичное замещение этой функции, но оно происходит не в том необходимом качестве и в недостаточном объеме.

Если смотреть откровенно в лицо истины, то в России сейчас практически отсутствует финансовая самостоятельность. В том, что Центральный Банк является государственной структурой в принципе можно поставить под сомнение. Главной причиной является независимость его органов государственной власти. Если заглянуть в закон о Центральном Банке Российской Федерации, то во второй статье можно увидеть, что Центробанк не отвечает по долгам государства. Юридически это означает, что Центробанк полностью независим от государства, так как в таком вопросе имущественные отношения являются определяющими. В итоге,

Относительно недавно были сделаны попытки осуществлять торговлю энергоресурсов в национальной валюте на российской бирже, что в конце концов не увенчалось успехом. Данная идея вполне может быт реализуема при наличии определенных обстоятельств, но выходит так, что резерв политической воли у Правительства Российской Федерации отсутствует, потому как система финансов ему не подчиняется.

Решение данной проблемы находится рядом. Часто можно увидеть сравнение денег с кровью экономики. Как известно, в организме есть два потока — венозный поток и артериальный поток. Как раз-таки в экономике имеет место быть только один поток. Отсюда все проблемы и берут свое начало. Не трудно подсчитать, с какой скоростью и с каким размахом этот поток надувает «мыльный пузырь» существующей мировой экономики, тот самый пузырь, который может лопнуть в любой неподходящий момент и в который раз.

Таким образом, чтобы решить эту проблему и совершенствовать современную финансовую систему необходимо сделать из одного потока финансов два. Нужно разграничивать деньги на те, которые кто-то зарабатывает и те, которые кто-то тратит и получает бюджет, при этом не существенно какой именно бюджет, частный либо государственный. Если Центральный Банк как-то связан с Федеральной резервной системой и не подчинен Правительству России и с этим нельзя ничего поделать, то можно же сделать именно Государственный Банк, в который будут идти все налоговые платежи по всем налогам. Такой банк обязан конкретно подчиняться непосредственно Правительству Российской Федерации и только ему. Если появятся такие изменения в финансовой системе России, то будет в целом развитие и рост экономики, а также благосостояния страны и населения.

Читать также:  ФУНКЦИЕЙ КРУГООБОРОТА ФИНАНСОВ НАЗЫВАЕТСЯ

Одна из главных целей для которой создается государство — это справедливое разделение труда, достичь наиболее эффективно эту цель можно посредством финансовой системы. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, которые связанны между собой обменом товаров. В процессе ее работы принимает участие денежная система, посредством которой осуществляются расчеты и денежные

Наша страна участвует в различных международных связях в сфере финансов. Данные связи показывают насколько эффективно происходит воздействие на возможности и состояние использования финансовой системы страны для решения внутренних вопросов. Таким образом, от уровня данных связей, от качества действующих правовых норм и практики их применения, от существования эффективной денежно-расчетной системы зависит эффективность функционирования финансовой системы, а как следствие, воплощение в жизнь социально-экономических программ страны и повышение общего уровня жизни.

1. www.economedu.ru — Официальный сайт экономической библиотеки

2. www.rusidea.org — Официальный сайт издательства «Русская идея», Библиотека. Экономика. « Кому принадлежит Центральный Банк РФ и кто им управляет», 2013 г.

Трушина Т. С. студент Скрипниченко Ю. С. научный руководитель, старший преподаватель Ставропольский государственный аграрный университет ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОЙ

Как показывает история, без статистики невозможно управление государством, развитие отраслей и секторов экономики и общества. Необходимость сбора и обобщения статистических данных привела к формированию специальных статистических служб.

Зарождение статистики в России началось уже с 1082 года, когда каждого министра обязали в конце каждого года подавать Его Императорскому Величеству письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей. В 1811 году было создано первое официальное статистическое учреждение.

По мере развития статистики в целом по стране, развивалась, безусловно, и статистика в Ставропольской губернии. В 1858 году был учрежден Ставропольский губернский комитет статистики.

Возникновение в России государственной статистики относится ко времени образования министерств в 1802 г. Работа по учреждению системы министерств в Российской империи была начата с весны 1801 г. и велась конфиденциально в небольшом кругу приближенных к императору Александру I.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В мировой финансовой системе выделяют следующих участников:

– банки и транснациональные компании;

– международные портфельные инвесторы (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды);

2020 год оказался одним из самых сложных для мировых финансовых рынков. Пандемия коронавируса негативно повлияла на экономику во всем мире, послужив отправной точкой для кризиса.

Например, произошли серьезные изменения на валютном рынке. Из-за своей нестабильности российская валюта была охарактеризована как непопулярная среди инвесторов, особенно во время пандемии. Геополитические факторы, такие как политический кризис в Белоруссии, конфликт в Нагорном Карабахе, отравление лидера оппозиции Алексея Навального и усиление санкций и опасений в преддверии президентских выборов в США, также способствовали

Инвесторы перешли от рисковых активов к защитным активам – в основном золоту и доллару США – по мере ухудшения ситуации с пандемией в мире, что негативно повлияло на все валюты в развивающихся странах.

Но больше всего пострадал не рубль. Например, бразильский реал, который также зависит от цен на нефть, упал на 44% по отношению к доллару за первые десять месяцев 2020 года, а российская валюта за этот период упала на 28%.

В 2022 г. Соединенные Штаты и Европа предприняли меры по нацеливанию резервов российского центрального банка и отделению банковской системы страны от глобальной финансовой сети SWIFT.

Когда финансовая система используется в качестве крупномасштабного военного оружия для замораживания активов и прекращения транзакций, доверие к ней теряют не только непосредственные объекты санкций. Сама система становится менее надежной. Российские власти готовились к сценарию финансового апокалипсиса задолго до того, как решили начать наступление в Украине. Они неуклонно наращивали свои золотые запасы в центральном банке и разрабатывали альтернативные системы для операций с торговыми партнерами, хотя еще неизвестно, насколько эффективными окажутся их приготовления.

Неуверенности в том, что произойдет дальше, достаточно, чтобы спровоцировать стратегические сдвиги в распределении активов странами, предприятиями и отдельными лицами.

В той мере, в какой люди менее уверены в том, что хранят свое богатство в банках или в рублях, юанях, евро или долларах, они будут искать более надежные альтернативы.

Нет более надежного и надежного средства сбережения, чем драгоценные металлы. Никакая война или глобальная финансовая перезагрузка любого рода не могут уменьшить общепризнанный статус золота и серебра как основных денег.

Современная мировая экономика характеризуется хорошо развитой мировой финансовой системой. Это связано с тем, что неотъемлемой частью международных отношений является сложившаяся система финансовых отношений. В настоящее время обсуждаются потребности в таких сферах, как инвестиции, внешняя торговля, взаимное предоставление кредитов и субсидий, туризм, обмены научно-техническим прогрессом и др.

Развитие и стабильное функционирование мировой финансовой системы предполагает формирование общего глобального рынка. Национальные экономики, участвующие в этой рыночной операции, тесно связаны друг с другом. Они, в свою очередь, приводят к увеличению их взаимозависимости. Во-первых, это проявляется в том, что финансовый кризис в одной конкретной стране может нанести серьезный ущерб экономической стабильности большинства стран мира.

Наиболее ярким примером такого развития событий стал 2007 г., переросший в полномасштабный глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг., во многом затронувший ипотечный рынок США в подавляющем большинстве стран мира.

Такая роль глобальной финансовой системы во многом обусловлена продолжающимся процессом глобализации мировой экономики. Он требует от стран проводить политику «открытых границ», что означает снятие как можно большего количества ограничительных мер для иностранцев и капитала.

В настоящее время глобальная финансовая система как фактор экономической безопасности стран мира может оказывать на нее существенное влияние по следующим основным направлениям:

– возможность нового мирового финансового кризиса;

– повышенная волатильность на финансовых рынках;

– ухудшение кредитных рейтингов развитых и развивающихся стран;

– осуществление так называемого сжатия кредита в банковских системах отдельных стран;

– в банковской системе не хватает ликвидности, поэтому процентные ставки растут.

Обратимся к тенденциям, наметившимся в развитии мировой экономики и мировой финансовой системы с начала 2022 года:

1. Мировые цены на сырье выросли из-за перебоев с поставками российских энергоресурсов и продовольствия в Россию и Украину, в том числе из-за санкций, введенных против России другими странами, связанными с началом специальной военной операции. В результате усугубилась проблема глобальной инфляции во всем мире, вызванная сверхмягкой денежно-кредитной и фискальной политикой, проводимой крупными развитыми странами в 2020-2021 годах. По оценкам ОЭСР, в первом квартале 2022 года инфляция достигнет годового уровня 8% в США и -6,1% в еврозоне.

Таким образом, перед центральными банками развитых стран стоит непростая дилемма: с одной стороны, необходимо поддерживать посткризисное восстановление, а с другой стороны, масштабы проблемы инфляции требуют безотлагательного вмешательства. Вероятен возврат на путь дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики США и нормализации денежно-кредитной политики в Еврозоне.

Мягкие санкции являются косвенным следствием первичных санкций и также достаточно сложны. В частности, операции, связанные с российскими банками и контрагентами, больше не могут автоматически обрабатываться в иностранных банках, поскольку иностранные банки несут ответственность и будут вынуждены платить огромные суммы за выполнение этих операций, если они затрагивают лиц, включенных в запрещенный список.

2. Центральный банк вынужден был повысить процентные ставки, что в свою очередь приведет к повышенным процентным ставкам в экономике и к усугублению долговых проблем, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

3. Беспрецедентные санкции, введенные в отношении России, в частности замораживание внешних активов государства и физических лиц и компаний при обсуждении возможности конфискации отдельных активов, не имеют ничего общего с элементами монопольной трансграничной финансовой инфраструктуры, это привлекло внимание других стран. В результате глобальная финансовая система становится все более фрагментированной. России нужна альтернативная система трансграничных платежей – путь, по которому ранее пошел Китай. Страны объединятся для продвижения трансграничных платежей. Риски, связанные с размещением иностранных активов против основных мировых валют, также угрожают доминированию доллара.

Санкции, введенные одной страной против другой, могут не сработать и не дать желаемого эффекта по разным причинам. К таким причинам могут относиться разногласия внутри стран, реализующих санкционную политику, а также отсутствие поддержки со стороны других стран. Кроме того, в некоторых случаях внешние спонсоры готовы компенсировать ущерб, причиненный санкциями.

Читать также:  В.А. Туристы вместо "Зорин" и "Квартальнов" используют другие термины, такие как "деньги" и "статистика"

Практика показала, что формы санкций, которые мы наблюдаем в современном мире, не дают желаемых результатов. Это, в свою очередь, означает, что эффективность санкционной политики относительно низка. Процветание и развитие могут быть обеспечены только взаимовыгодным сотрудничеством между странами. Спорные вопросы в современной системе международных отношений могут и должны решаться в рамках диалога всех заинтересованных стран.

4. Некоторые из долгосрочных задач, стоящих перед глобальной финансовой системой, в частности повестка дня в области климата и борьба с неравенством, в нынешних условиях находятся под угрозой, поскольку ограниченные финансовые ресурсы все чаще используются для решения экономических и военных задач.

Таким образом, развитие и стабильное функционирование мировой финансовой системы предполагает формирование общего глобального рынка. Процесс интеграции имеет эффект укрепления связи между национальным рынком и мировым рынком финансового обращения. Эта взаимосвязь влияет не только на финансовое положение отдельных стран, но и на их условия экономической стабильности, экономического развития и роста.

Список использованных источников

Веселов, Д. С. Анализ современного состояния и перспектив развития международной валютной системы / Д. С. Веселов, А. И. Коршикова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2020. – № 50. – С. 4-14.

Глотова, И. И. Финансовая система Российской Федерации: основы организации и функционирования, ее современное состояние / И. И. Глотова // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 88-90.

Головнин, М. Ю. Мировая финансовая система: глобальные тренды и качественные изменения / М. Ю. Головнин // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – Т. 235. – № 3. – С. 95-104.

Головнин, М. Ю. Трансформация глобальной финансовой системы в первые два десятилетия XXI века / М. Ю. Головнин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – Т. 13. – № 4. – С. 74-96.

Зенкина, Е. В. Об актуальных проблемах развития мировой финансовой системы / Е. В. Зенкина, Ю. С. Бегма // Вопросы региональной экономики. – 2019. – № 2

. – С. 172-178.

Тема: Функции финансов и их развитие в современных условиях

Рыночная экономика — социально ориентированная хозяйственная система, которая дополняется государственным регулированием.

Финансы — инструмент экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена тем, что изучение функций финансов необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности, управления финансами, повышения финансовой грамотности.

С учетом цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

− Раскрыть сущность финансов и ее роль в экономике;

− Рассмотреть основные функции финансов;

− Проанализировать взаимосвязь функций финансов;

− Определить направления развития финансовой системы России.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы (c, v и m) и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Распределительная функция обеспечивает каждое звено финансовой системы финансовыми ресурсами.

Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом.

Распределительный характер части совокупного общественного продукта (чистого дохода) заключается в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств в соответствии с требованиями и необходимостью расширенного воспроизводства.

Одновременно чистый доход как основной объект финансовых отношений является главным источником формирования централизованных фондов государства. Государство в соответствии со своей финансовой политикой определяет структуру распределения денежных фондов между хозяйствующими субъектами и государством.

Таким образом, распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли и продажи).

Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и сами активно участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс расширенного воспроизводства.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с учетом их расширенного воспроизводства, через чистый доход происходит обслуживание процесса расширенного воспроизводства, движение совокупного общественного продукта. Весь процесс распределения можно разбить на 2 этапа

1. Первичное распределение.

2 Вторичное распределение или перераспределение.

Прежде чем начать процесс распределения, необходимо определить форму и границы движения совокупного общественного продукта.

Формой выражения движения совокупного общественного продукта является цена. Однако цена не является формой выражения тех финансовых отношений, которые опосредуют движение составных элементов совокупного общественного продукта и являются финансовыми. Но поскольку основной объект финансовых отношений — чистый доход активно воздействует на все элементы и составные части совокупного общественного продукта, обеспечивая им расширенное воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения финансовых отношений. Без решения проблемы взаимодействия и взаимосвязи цены и финансов невозможно определить сущность и функции финансов.

Цена является не только количественной формой выражения опосредованного финансовыми отношениями движения совокупного продукта, но и основой первичного распределения всех элементов совокупного общественного продукта.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства.

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо вторичное распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

− с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

− наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

− перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Процесс перераспределения осуществляется через:

1. Бюджетную сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей как предприятиями так и населением, а так же в ходе финансирования из бюджета расходов предприятий и граждан.

2. Финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получение банковских кредитов, процентов, дивидендов.

3. Через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов выплаты и получение страховых вознаграждений.

Вторичное распределение или перераспределение начинается в момент отщепления части чистого дохода и направления его в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств производства и воспроизводства рабочей силы.

Для другой части чистого дохода началом перераспределения является момент отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в централизованный фонд денежных ресурсов государства.

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств, перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым пepepacпределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Таким образом, посредством распределительной функции осуществляется:

− возмещение стоимости потреблённых средств производства,

− образование дохода в различных формах,

− формирование ресурсов для общегосударственных потребностей и целевого назаначения,

− создание бюджетных и страховых резервов,

− содержание и развитие социальной сферы,

− осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального перераспределения национального дохода.

− ориентация с помощью финансовых рычагов развития хозяйствующих субъектов и целых отраслей в нужном обществу направлении.

Читать также:  Умная девушка становится богатой. Гайд по управлению финансами и жизнью

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Контрольная функция как объективная способность экономической категории является элементом экономического базиса. Финансовый контроль является одной из сторон управленческой деятельности государства и других субъектов и таким образом является элементом надстройки.

Государство регламентирует механизм действия контрольной функции финансов путем организации и осуществления финансового контроля.

Обе эти функции также проявляют своё действие в процессе финансового планирования. Так, с распределительной функции устанавливаются научно-обоснованные оптимальные пропорции распределения стоимости валового внутреннего продукта, выручки от реализации продукта (на микроуровне), а также пропорции в формировании финансовых ресурсов за счёт определённых видов. Контрольная же функция финансов реализуется в ходе осуществления пропорций.

В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

На основании проведенного анализа можно отметить, что сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента.

Функция — это внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений.

Можно дать и другое определение понятию «функция». Функция — это способ выражения сущности самой экономической категории. Поэтому действует функция всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории.

2.2 Распределительный характер финансовых
отношений   19

3. Развитие функций финансов в современных условиях            25

Актуальность темы исследования
обусловлена тем, что финансы являются одной из важнейших экономических
категорий, отражающей экономические
отношения в процессе создания и использования
денежных средств. Финансы насчитывают
не одну тысячу лет. Фактически они начали
своё развитие с возникновением товарно-денежных
отношений, становлением государств, и
по настоящее время пронизывают действия
людей во всех сферах их деятельности.
Финансовые отношения охватывают ту часть
отношений, которая связана с образованием
и использованием денежных средств. К
финансам не относятся денежные средства,
которые обеспечивают личное потребление
и обмен. Таким образом, можно сказать,
что финансы — это экономические отношения,
осуществляемые преимущественно в денежной
форме между основными хозяйствующими
субъектами- предприятиями, домашними
хозяйствами и государством.

Глубинные проблемы трансформационной 
экономики России особо остро проявляются в финансовой
сфере. Безуспешность попыток их решения
приемами финансовых реформ посредством
ортодоксальной теории свидетельствует
о необходимости поиска новых методов.
В связи с этим, изучение тех разделов
экономической теории, в которых исследуются
финансовые явления, их природа, эволюция
и воздействие на экономическую систему
в целом, приобретает особо важное значение.
Посредством финансовых реформ правительство
пытается создать такой механизм финансового
обращения, который бы способствовал экономическому
росту и процветанию государства.

С практической точки 
зрения, актуальность темы определяется
характером проведения финансовых реформ
в нашей стране. В целом негативные
изменения, происшедшие в реформируемой 
экономике, о которых свидетельствует динамика макроэкономических
показателей, во многом инициированы неадекватной
государственной экономической политикой.
Проведение курса экономических реформ,
основанного на ортодоксально монетаристском
аппарате денежно-кредитного регулирования,
во многом способствовало развитию глубокого
социально-экономического кризиса в современной
России. И это не случайно. Ведь, определение
ключевых ориентиров позитивной денежно-кредитной
политики, а также успех на стадии ее реализации
во многом зависит не только от правильного
понимания сущности и функций финансов,
их роли и механизма воздействия на экономику,
но и месте, качестве и сущности финансовых
реформ.

Финансы, обеспечивающие
функционирование государства, называются
государственными финансами. В результате перераспределения доходов
общества в пользу домашних хозяйств и
производителей возникают финансы соответственно
домашних хозяйств и коммерческих организаций.

Характерными признаками
финансов являются:

Финансы носят денежный
характер, но отличаются от денег по
своим функциям.

Целью работы является раскрытие функций 
финансов в современных условиях.

Для достижения поставленной цели определены
следующие задачи:

— раскрыть понятие, сущность и особенности финансов;

— рассмотреть эволюцию финансов в процессе развития
товарно-денежных отношений;

— выявить содержание 
финансовых отношений;

— изучить социально-экономическую сущность финансов
и их функции;

— рассмотреть развитие 
функций финансов в современных условиях.

Объектом исследования являются функции 
финансов.

Предмет исследования – особенности 
функций финансов в современных 
условиях.

Методологической и 
теоретической основой работы послужили
труды российских авторов, внесших существенный
вклад в научную разработку проблем становления
и развития теории и функций финансов.

В работе используется совокупность
диалектических, формально-логических и историко-графических методов исследования.

Информационной базой 
исследования послужили нормативно-правовые акты, труды отечественных
авторов, статьи периодических изданий,
статистическая информация, материалы
с сайта Интернет по теме исследования.

Финансы представляют
собой совокупность экономических 
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте при формировании,
распределении и использовании 
фондов финансовых ресурсов. Денежный
оборот составляет материальную основу
финансов. Реальный денежный оборот – это экономический
процесс, вызывающий движение стоимости
и сопровождающийся потоком денежных
платежей и расчётов.

Финансы выражают
экономические отношения, связанные 
с обеспечением источниками финансирование
государственного, муниципального и частного секторов экономики,
сфер производства, обращения и домашних
хозяйств.

Финансы как 
экономическая категория зависят 
от взаимоотношений между звеньями
финансовой системы. Это относится 
в первую очередь к взаимосвязям
между финансами макро- и микроуровня. Финансы макроуровня,
прежде всего государственный и муниципальный
бюджеты, базируются на финансовом потенциале
предприятий.

Финансы опираются 
на информационные потоки. Принятие финансовых
решений основывается на совокупности
информации. Анализ поступающей информации
важен как в момент принятия решения,
так и в процессе контроля за ходом 
его выполнения. Эта информация содержится
в оперативной и статистической отчётности,
договорах и соглашениях, расчётных документах
и др.

Финансы имеют 
чёткую целевую ориентацию. Они затрагивают 
определённые социальные и политические
интересы отдельных слоёв общества. Однако во всех своих аспектах
они ориентированы на решение конкретных
задач в области государственного и муниципального
управления, предпринимательской и некоммерческой
деятельности.

Финансы существенно 
отличаются от других экономических 
категорий, функционирующих на стадии
стоимостного распределения: кредита,
заработной платы и цены.

Первоначальной 
сферой возникновения финансовых отношений 
являются процессы первичного распределения 
стоимости общественного продукта,
когда эта стоимость распадается 
на составляющие ее элементы,
и происходит образование различных форм
денежных доходов и накоплений. Дальнейшее
перераспределение стоимости между субъектами
хозяйствования и конкретизация целевого
ее использования тоже происходит на основе
финансов.

Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных средств,
принимающих специфическую форму финансовых
ресурсов. Они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счет
различных видов денежных доходов, отчислений
и поступлений, а используются на расширенное
воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных
и других потребностей общества. Финансовые
ресурсы выступают материальными носителями
финансовых отношений, что позволяет выделить
финансы из общей совокупности категорий,
участвующих в стоимостном распределении.
Это происходит вне зависимости от общественно-экономической
формации, хотя формы и методы, с помощью
которых образуются и используются финансовые
ресурсы, менялись в зависимости от изменения
социальной природы общества.

Использование финансовых
ресурсов осуществляется в основном
через денежные формы социального 
целевого назначения, хотя возможно и 
нефондовая форма их использования.
К преимуществам фондовой формы
относятся: возможность теснее увязать
удовлетворение любой потребности с экономическими
возможностями, обеспечение концентрации
ресурсов на основных направлениях развития
общественного производства, возможность
полнее увязать общественные, коллективные
и личные интересы.

Условием 
функционирования финансов является наличие 
денег, а причиной появления финансов
служит потребность субъектов хозяйствования
и государства в ресурсах, обеспечивающих
их деятельность.

Финансы незаменимы
потом, что позволяют приспособить
пропорции производства к нуждам
потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования
удовлетворение постоянно меняющихся
воспроизводственных потребностей. Это
происходит с помощью формирования денежных
фондов целевого назначения. Развитие
общественных потребностей приводит к
изменению состава и структуры денежных
(финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении
субъектов хозяйствования.

С помощью 
государственных финансов происходит
регулирование масштабов общественного 
производства в отраслевом и территориальном 
аспектах, защита окружающей среды
и удовлетворение других общественных
потребностей.

Финансы объективно
необходимы, так как обусловлены 
потребностями общественного развития.
Государство же может, учитывая объективную 
необходимость финансовых отношений,
разрабатывать различные формы их использования:
вводить или отменять различные виды платежей,
изменять формы использования финансовых
ресурсов и т.д. Государство не может создавать
то, что объективно не подготовлено ходом
общественного развития. Оно устанавливает
только формы проявления объективно назревших
экономических отношений.

Без финансов
невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру 
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы – 
неотъемлемая часть денежных отношений,
поэтому их роль и значение зависят 
от того, какое место денежные отношения 
занимают в экономических отношениях. Однако не
всякие денежные отношения выражают финансовые
отношения. Финансы отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.

Деньги – 
это всеобщий эквивалент, с помощью 
которого прежде всего измеряются затраты 
труда ассоциированных производителей,
а финансы – экономический инструмент
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального
дохода, орудие контроля за образованием
и использовании фондов денежных средств.
Главное их назначение состоит в том, чтобы
путем образования денежных доходов и
фондов обеспечить не только потребности
государства и предприятий в денежных
средствах, но и контроль за расходованием
финансовых ресурсов.

Финансы выражают
денежные отношения, которые возникают 
между:

— государством 
и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную
систему и финансировании расходов;

— отдельными звеньями бюджетной системы;

— органами 
имущественного и личного страхования, 
предприятиями, населением при 
уплате страховых взносов и 
возмещении ущерба, при наступлении 
страхового случая;

Без участия 
финансов национальный доход не может 
быть распределен. Финансы – неотъемлемое
связующее звено между созданием и использованием национального
дохода. Финансы, воздействуя на производство,
распределение и потребление, носят объективный
характер. Они выражают определенную сферу
производственных отношений и относятся
к базисной категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *