Роль финансов для решения социальных проблем курсовая

Роль финансов в решении социальных проблем

Основная
цель экономического развития — обеспечение
благосостояния граждан. В условиях
рынка повышается личная ответственность
граждан за собственное и семейное
благополучие. Вместе с тем социальная
стабильность выступает одним их условий
экономического развития, поэтому
обеспечение минимальных социальных
гарантий — неотъемлемая функция
современного государства.

Финансовыми
методами воздействия на социальные
процессы в РФ можно назвать следующие:

налоговое
регулирование (дифференциация налоговых
ставок, налоговые льготы);

3)
бюджетное финансирование учреждений
социальной сферы (образование,
здравоохранение, культура, социальное
обслуживание);

4)
государственная поддержка жизненно
важных отраслей экономики, ориентированных
на производство потребительских товаров
и услуг;

Этими
методами обеспечиваются реализация
конституционно закрепленных социальных
гарантий (право на труд и зашита от
безработицы; право на государственную
защиту материнства, детства, семьи;
социальное обеспечение при утрате
трудоспособности или потере кормильца;
право на жилище; право на охрану здоровья
и медицинскую помощь; право на образование);
нивелируется разрыв в доходах граждан.
Общая оценка эффективности всех в
совокупности методов финансового
воздействия на социальные процессы
может быть произведена на основе
показателей, свидетельствующих о
дифференциации доходов граждан, изменении
реальных доходов граждан, социального
состава общества, продолжительности
жизни населения, индекса рождаемости
(смертности).

Следует
иметь в виду, что не все социальные
гарантии предполагают государственное
финансирование для их реализации
(например, гарантии в области
минимальной заработной платы для
работников негосударственных предприятий
и организаций).

Финансовый механизм социальных гарантий

С
точки зрения финансового механизма
реализации социальных гарантий можно
выделить две основные модели социальной
защиты: бевериджская модель, в которой
наибольший удельный вес занимает
социальная помощь; бисмарковская модель,
в которой наибольший удельный вес
занимает социальное страхование.

Первая
модель основана преимущественно на
бюджетном механизме, когда социальные
выплаты осуществляются за счет общих
налоговых поступлений из бюджета, вторая
— на страховом, предполагающем создание
организационно обособленных фондов
денежных средств, формируемых за счет
страховых взносов и используемых при
наступлении оговоренных событий. Если
социальная помощь ориентирована
преимущественно на малообеспеченных
граждан и критерием ее предоставления
является более низкий по сравнению с
прожиточным минимумо уровень семейных
доходов, то социальное страхование
построено на принципах зависимости
страховых выплат от продолжительности
и величины взносов в фонды социального
страхования. Страховой механизм, в свою
очередь, может предполагать перераспределение
средств (при котором выплаты осуществляются
за счет текущих поступлений) и полную
капитализацию (накопительный метод,
при котором предполагается накопление
средств на лицевых счетах трудящихся
в течение определенного срока до момента
наступления, например, пенсионного
возраста).

Читать также:  Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

Российское
законодательство определяет две основные
сферы социального обеспечения:


обязательное
социальное страхование — система
создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения
материального и (или) социального
положения работающих граждан, а в
случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, иных категорий
граждан вследствие признания их
безработными, трудового увечья или
профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности
и родов, потери кормильца, а также
наступления старости, необходимости
получения медицинской помощи, санаторно-
курортного лечения и наступления иных
установленных законодательством
Российской Федерации социальных
страховых рисков, подлежащих обязательному
социальному страхованию;


государственная
социальная помощь — предоставление
малоимущим семьям или малоимущим одиноко
проживающим гражданам за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации социальных
пособий, субсидий, компенсаций, жизненно
необходимых товаров.

В
РФ социальная защита представлена и
социальной помощью, и социальным
страхованием. Основными источниками
их финансирования являются бюджеты
разных уровней и государственные
социальные внебюджетные фонды (Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, фонды обязательного медицинского
страхования, до 2001 г. — Государственный
фонд занятости населения РФ). Введение
единого социального налога, поступления
которого с 2001 г. выступают основным
источником доходов социальных внебюджетных
фондов, не позволяет четко разграничить
бюджетный и страховой механизм обеспечения
социальных гарантий.

В
современных условиях придается большое
значение дополнительным механизмам
обеспечения в случае наступления
неблагоприятных жизненных событий,
влекущих за собой потерю доходов
(негосударственное пенсионное обеспечение,
добровольное медицинское страхование),
развитию платных услуг учреждений
социальной сферы. Предусмотрены налоговые
льготы по взносам и выплатам из
негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний, заключающих договоры
дополнительного пенсионного
страхования,
добровольного медицинского страхования.
С 2001 г. законодательно введены социальные
вычеты по налогу на доходы физических
лиц при оплате гражданами медицинских
и образовательных услуг. Вместе с тем
низкий уровень доходов граждан, отсутствие
четкого механизма государственных
гарантий индивидуальных форм защиты
граждан на финансовом рынке, ориентация
профессиональных участников финансового
рынка на работу с юридическими, а не
физическими лицами определяют наибольшее
значение государственных социальных
услуг и выплат.

Читать также:  ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВ НАЛОГИ

Общими
проблемами финансирования социальной
защиты являются:

— низкий
уровень социальных выплат;

—несовершенство
механизма индексации социальных выплат
в целях защиты от инфляционного
обесценения.

В
2001 г. произошли принципиальные изменения
при определении минимальных размеров
основных социальных выплат. Федеральным
законом «О порядке установления размеров
стипендий и социальных выплат в Российской
Федерации» от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в качестве
базы с 1 января 2001 года установлена
фиксированная сумма в размере 100 рублей.
Таким образом, российским законодательством
не предусмотрен, в отличие от практики
зарубежных стран (где минимальные
размеры социальных выплат привязаны к
величине прожиточного минимума,
минимальной или средней заработной
плате), автоматический механизм индексации
социальных выплат. Следует отметить,
что с точки зрения получателей социальной
помощи основанием определения размера
социальных выплат следует считать
прожиточный минимум, однако в условиях
дефицита бюджетных средств государство
привязывает размер выплат к фиксированной
сумме. Автоматически индексация
социальных выплат осуществляется по
пособиям, «привязанным» к средней
заработной плате (пособие по временной
нетрудоспособности, по беременности и
родам, по безработице), а также при
расчете пенсии с использованием
индивидуального коэффициента пенсионера;


безадресность —
предварительная проверка нуждаемости
как один из принципов оказания социальной
помощи предусмотрена в настоящее время
только при выплате ежемесячного пособия
на детей до 16 лет, жилищных субсидий,
материальной помощи пенсионерам и
безработным, социальных стипендий;

—большое
количество льгот, предоставляемых в
безденежной форме (например, бесплатные
образовательные и медицинские услуги,
скидка на оплату занимаемой жилой
площади, коммунальных услуг, пользование
радио, телефоном, бесплатное изготовление
лекарств по рецептам врача, бесплатный
проезд на всех видах городского
пассажирского транспорта общего
пользования, на железнодорожном, водном,
автомобильном транспорте пригородного
сообщения и др.), государством субсидируются
не сами граждане, а учреждения, оказывающие
услуги, предоставляемые на льготных
условиях;

Читать также:  Оперативное управление межбюджетными отношениями осуществляется организациями финансового управления на территории Российской Федерации

—гарантии,
не обеспеченные реальными источниками
финансирования, отсутствие четкого
механизма финансирования гарантий (так
называемые «нефинансируемые мандаты»).
С 2000 г. федеральным законодательством
приостановлено действие льгот,
необеспеченных бюджетными средствами.
В 2001 г. для реализации социальных
гарантий, предусмотренных федеральным
законодательством и реализуемых в
регионах, в составе расходов федерального
бюджета сформирован Фонд компенсаций,
из которого субсидии и субвенции
направляются на реализацию социальных
гарантий инвалидам, семьям, имеющим
детей и территориальным бюджетам.

Тема
№ 26. Роль финансов в развитии международного
сотрудничества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *