Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается в распределении аккумулирование

3.  Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, рост НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений.

Государственные финансы и, в первую очередь, бюджетная система путем направления средств в ту или иную отрасль должны обеспечить структурную перестройку экономики. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов, выравнивается развитие регионов.

Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении значительно сократились и составляют от потребности порядка 15-20 %.

Инвестиционная деятельность особенно сократилась в производственной сфере, снизились объемы капитального строительства. Однако, расширенное воспроизводство, несмотря на снижение бюджетных финансовых ресурсов, осуществляется за счет возросшей доли прибыли, остающейся на предприятиях, переоценки основных средств и заемных ресурсов на финансовом рынке.

Финансовый рынок включает в себя рынок среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных капиталов, фондовых ценностей (ценных бумаг).

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1.  Средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2.  Средства внебюджетных целевых фондов (в первую очередь, внебюджетных социальных фондов);

3.  Ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль и амортизационный фонд).

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, все хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. С помощью его распределения и перераспределения создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные фонды денежных средств на микроуровне, которые расходуются на развитие предприятия.

Объемы фондовых ресурсов, как правило, больше, чем национальный доход, так как кроме стоимости прибавочного продукта они включают амортизационные отчисления.

Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения чистого дохода через налоговые платежи и обязательные отчисления.

Кроме указанных источников важными источниками формирования финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования и другие внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлеченного в оборот, то есть средства от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступления от внешнеэкономической деятельности, а также за счет средств от продажи ценных бумаг.

Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, государственном фонде страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы кредитные ресурсы ЦентроБанка как государственный денежный резерв.

4.  Финансовая система. Звенья финансовой системы и их характеристика

Так как финансовые отношения имеют общие признаки и различия, то финансовую систему принято представлять как совокупность различных сфер или звеньев, каждое из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в общественном производстве.

Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование денежных средств.

В финансовую систему включаются все фондовые учреждения страны, обслуживающие денежные обращения. В общей совокупности финансов можно выделить следующие крупные сферы:

1.  Общегосударственные финансы;

2.  Финансы предприятий и организаций.

Каждая из этих сфер имеет свои звенья.

Звенья первой сферы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второй сферы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования экономики на микроуровне.

Кроме того, финансовая система включает кредитно-банковскую сферу, состоящую из банков и других кредитных учреждений.

·  Министер-ство финансов РФ

·  Федераль-ное казначей-ство

·  Финансо-вые органы субъектов РФ

·  Минестер-ство РФ по на-логам и сборам

·  ЦБ РФ

·  Сбербанк

·  ВнешТоргБанк

·  ВнешЭко-номБанк

·  Коммерче-ские банки

Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается в распределении аккумулирование

·  Бюджетная система

·  Гос-ные внебюджет-ные целевые фонды

·  Гос-ный кредит

·  Гос-ный фонд страхования

Система государствен-ных финансо-вых органов

Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается в распределении аккумулирование

Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается в распределении аккумулирование

Финансы предприя-тий и организаций

Государственный бюджет РФ – основной финансовый план страны, содержащий источники формирования и направления использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, реализацию государственной политики посредством распределения доходов.

Государственный бюджет РФ объединяет:

·  Федеральный бюджет;

·  Территориальные бюджеты (субъектов РФ);

·  Местные бюджеты.

Государственный бюджет РФ представляет собой форму образования, накопления и использования централизованных фондов денежных средств для обеспечения функций государства. Он концентрирует значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, содержания органов государственной власти и управления.

Средства бюджета должны направляться на:

·  Субсидирование предприятий;

·  Финансирование конверсий оборонных отраслей.

Из государственного бюджета осуществляются расходы по формированию рациональной структуры общественного производства (то есть создаются новые производства), на научно-технический процесс; с его помощью государство существенно меняет сложившиеся народно-хозяйственные пропорции (то есть соотношение производства различных отраслей). Бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственные сферы. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления.

Федеральный бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Территориальные бюджеты или бюджеты субъектов – в форме законов субъектов федерации; местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.

Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

При переходе к рыночной экономике были образованы следующие государственные внебюджетные целевые фонды:

·  Пенсионный фонд;

·  Фонд социального страхования;

·  Фонд обязательного медицинского страхования;

·  Фонд занятости населения.

Государственные внебюджетные целевые фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Эти фонды действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, имеют целевое назначение: финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений (платежей), которые не отличаются для обычного налогоплательщика от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в себестоимость и устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические или юридические лица; заемщиком – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств, других видов ценных бумаг.

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения.

Государственный кредит – это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.

Исходя из срока привлечения средств государственные займы делятся на:

·  Краткосрочные (менее одного года);

·  Среднесрочные (1 –5 лет);

·  Долгосрочные (более пяти лет).

Размер займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату и за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

Формами долговых обязательств являются:

·  Кредиты, полученные правительством;

·  Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства и гарантируемых правительством.

Читать также:  Ацк финансы ингушетия вход в систему 2021 год

Государственный внешний долг РФ – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Обслуживание государственного долга – это осуществление операций по размещению долговых обязательств и погашению и выплате по ним процентов. Такие функции осуществляет ЦентроБанк РФ. Затраты списываются на республиканский бюджет, контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга возложен на Счетную палату.

Страховой фонд предназначен для возмещения потерь и ущерба от глобальных катастроф. Бывает в натуральном и денежном выражении. Натуральный – это, как правило, стратегический.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков, стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его задача: обеспечение процесса переливания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 150062 Количество таблиц: 2 Количество изображений: 0

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим стоимость будет зависеть процесс производства, а также его расширение. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того, как мы поделим национальный доход.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного производства, могут влиять на все стадии производства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении).

2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Поскольку финансы — это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Целью данной работы является изучение финансов и анализ их роли в расширенном производстве.

В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:

—  исследовать экономическую природу финансов;

—  рассмотреть финансы как экономическую категорию;

—  ознакомиться с общественным производством, его факторами и результатами;

—  проанализировать основы использования финансов в общественном производстве, функции финансов и их роль в общественном производстве;

—  выявить роль финансов в расширенном производстве.

Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их функционирование.

Структура: введение, три главы, заключение, список используемой литературы. В первой главе исследуется сущность и понятие финансов. Во второй главе особое внимание уделяется рассмотрению использования финансов в общественном производстве, а также функций финансов и их роли в общественном производстве. В третьей главе рассматривается роль финансов в расширенном производстве.

1. Сущность и понятие финансов

1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов

·  наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

·  субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений, один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

·  в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

·  регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

1.  Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2.  Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3.  Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей

Таким образом, в докапиталистических формациях эпохи феодализма большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

И только в условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций явился одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволила трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Сегодня финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Успех деятельности предприятий, независимо от форм собственности, в современных условиях воспроизводства и обострения конкурентной борьбы во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансового менеджмента (т.е. наиболее эффективного управления средствами предприятий).

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

·  экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

·  экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субъектами этих отношений (государством, предприятиями, организациями, гражданами и т.п.).

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потреб­ленных в процессе производства орудий и средств производства.

Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Объем национального дохода и его составных частей — фонда потребления и фонда — определяет пропорции развития экономики и ее структуру.

Читать также:  Министром финансов стал железнодорожный деятель при нем была проведена денежная реформа

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых – увеличение национального дохода. Следует разделять понятия – финансы и финансовые ресурсы, — поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.

Финансы — это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отноше­ний заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили зна­чительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов связан и с крупными расходами на военные нужды, затратами по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

Таким образом, финансы — это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

Цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего перераспределительного процесса. В условиях гиперинфляции в РФ произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

1. 2. Финансы как экономическая категория

Финансы появились вместе с возникновением государства, с целью создания материальной основы для выполнения им своих функций в политической, экономической, социальной областях. В докапиталистический период развития общества финансы носили преимущественно натуральный характер (сборы, подати, выполнение повинностей и т.д.). В настоящее время, так как товарно-денежные отношения приобрели глобальный характер, финансы носят денежный характер и связаны с создание денежных фондов.

Первый признак финансовых отношений – денежный характер.

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность четырёх фаз: производство; распределение; обмен; потребление.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей фазах воспроизводственного процесса. Но характер движения денег существенно различается. На второй фазе движение стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо отчуждением, либо их обособлением в рамках денежных фондов различного целевого назначения без смены владельца. В обмене распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товар или услугу, т.е. совершается акт купли-продажи. На второй стадии происходит одностороннее движение денег без встречного эквивалента, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной или в услуговой. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства – это распределение, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Второй признак финансовых отношений – это их распределительный характер.

Третий признак финансов – это их неэквивалентный характер.

Некоторый авторы называют в качестве четвертого признака финансов – государственный принудительный характер финансовый отношений. Это не совсем корректно. В отношении финансов предприятий и финансов домашних хозяйств этот признак работает частично.

• денежный характер;

• распределительный характер;

• неэквивалентный характер;

• частично государственно-принудительный.

Финансы делятся на два уровня: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике финансы частных предприятий и организаций отделены от государства, имеют обособленный характер, но государство через различные рычаги, стимулы, санкции может эффективно влиять на финансы частных предприятий. Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения. Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 56915 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части -национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит и финансам предприятий, и финансам государства.

В условиях административно-командной системы государство занимало решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты. Во второй половине XX столетия такая система перестала себя оправдывать.

Финансовая эффективность использования ресурсов становится крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема не установленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.

Подрывались принципы коммерческого расчета: средства высокорентабельного предприятия передавались в пользу убыточных. Финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Инвестиционная деятельность ослаблялась кризисом неплатежей. За все последнее десятилетие (1991 — 1998 гг.) инвестиции в основной капитал ни разу не достигли в сопоставимых ценах предыдущего года.

Читать также:  СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ КРАТКО

Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне не отвечает требованиям роста процесса производства.

Финансовые отношения предприятий характеризовались следующими чертами:

¾ относительно низкие темпы роста прибыли в связи с нестабильностью экономического развития;

¾ сравнительно низкий уровень амортизационного фонда, несмотря на ежегодную переоценку основных фондов;

¾ сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг;

¾ слабое развитие фондового рынка, который оказался не способен пополнить дополнительным капиталом предприятия;

¾ банковские ресурсы остаются дорогими и достаточно краткосрочными.

Граждане РФ смогли слабо поддержать инвестиционный процесс в связи с относительно невысокими доходами населения.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне —

бюджетная, кредитная система и т.д., на микроуровне — финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.

В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить:

1) приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

2) бюджетные стимулы;

3) налоговые льготы и санкции.

Воспроизводство — важнейшее условие существования человечества. Существую два вида непрерывного воспроизводства: воспроизводство общественного продукта и воспроизводство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий (см. п.2.1.).

В процессе производства при взаимодействии капитала и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных’ затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений — ВВП. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджет и кредитную системы, в результате которого образуются конечные «чистые» доходы. Финансы — инструмент стоимостного распределения общественного продукта. Именно в ходе распределения образуются реальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительских стоимостей. Конечное потребление — завершающая стадия воспроизводственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

1. Что представляют собой финансы? Какими основными признаками они обладают?

2. Объясните, на какой стадии воспроизводственного процесса возникают финансы и почему.

3. Можно ли поставить знак равенства между понятиями финансы и деньги?

4. Какая экономическая категория выступает исходной основой для возникновения финансов?

5. Как взаимосвязаны категории финансов и кредита, финансов и зарплаты?

6. Охарактеризуйте распределительную функцию финансов.

7. Какие ступени охватывает распределение? В чем состоит роль контрольной функции?

8. Определите основные виды контроля.

9. Кто является субъектом, а что объектом финансовых ресурсов? Что включается в состав финансовых ресурсов?

10. Почему нельзя отождествлять понятия финансы и финансовые ресурсы?

11. Какова роль финансов в процессе расширенного воспроизводства?

Поиск по сайту:

Роль финансов в расширенном воспроизводстве;

Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем не установленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий – средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве.

Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе – рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого – кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенное свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна непроизводственная сфера, в частности, успешно развивается жилищное строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызвано во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Роль финансов в расширенном производстве;

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве). Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И Прекращение спада производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *