РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственные
и муниципальные финансы — это совокупность
экономических отношений, возникающих
в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
оборот. Реальный
денежный оборот — это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источниками финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизованными
источниками финансирования государственного
и муниципального секторов экономики,
наиболее значимых программ развития
производства и общественного сектора,
организаций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функционирование направлено
на достижение общих целей развития
социально ориентированной экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Рис.2.1.
Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобразований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой системы. Это
относится прежде всего к взаимосвязям
между финансами макроуровня и финансами
микроуровня. Финансы макроуровня, и
прежде всего государственный и
муниципальный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей экономического развития, поэтому
требуется их оптимальная организация.
Способ организации устанавливает
качественную определенность финансов.
Распределение и использование финансовых
ресурсов в государстве осуществляются
в рамках интегрированной системы
управления финансовыми потоками.

Важным
методологическим фактором является
определение принципов
организации и
функционирования
государственных
и муниципальных финансов, позволяющее
выявить направления воздействия финансов
на развитие государственного и
муниципального секторов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы опираются на
информационные
потоки. Принятие
государственных решений основано на
совокупности информации. Анализ
поступающей информации важен как в
момент принятия решения, так и в процессе
контроля за ходом его выполнения. Эта
информация содержится в оперативной и
статистической отчетности, договорах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государственных и муниципальных
задач.

Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы как экономическая
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и финансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных интересов
и предпринимательского аспекта
деятельности.

Основные
функции финансовой системы .
Для финансовой
системы в целом решающее значение имеют
следующие функции: планирование,
организация, стимулирование, контроль.

1.
Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномочий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федерации и
органами местного самоуправления. К
функции планирования обычно относят и
распределение ограниченного объема
финансовых ресурсов во временном аспекте
исходя из приоритетов и целей развития,
их перераспределение между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Реализуется эта функция через составление
бюджетов на соответствующий финансовый
год и перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.
Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3.
Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятельность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.
Функция
контроля означает
содействие реализации поставленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравнение
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1.
Распределительная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения доходов
между различными уровнями бюджетов.

2.
Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является государство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

В
первом случае применяется система
санкций и поощрений, использующая меры
принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосрочной финансовой
политики, в которой основное внимание
обращается на предвидение изменений и
заблаговременное приспособление к ним
порядка и условий финансирования.
Постоянные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет определенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или учреждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислением средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров централизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность и принципы государственных финансов

Государственные финансы — это сложный комплекс финансовых отношений, обеспечивающих формирование и распределение денежных средств для исполнения основных функций и обязательств государства.

Основная функция государственных финансов заключается в удовлетворении интересов государства и всего социума в целом, обеспечении государства денежными ресурсами для решения политических, экономических и социальных задач. Они входят в состав структуры финансовой системы и являются ее ключевым элементом.

Финансовая система – это совокупность определенных финансовых органов и организаций, которые реализуют государственную финансовую политику.

Основными принципами государственных финансов являются:

Структура государственных финансов и государственные кредиты

Государственные финансы включают в себя следующие элементы:

«Сущность и функции государственных финансов. Государственная финансовая система и ее звенья» 👇

Государственные кредиты представляют собой финансовые взаимоотношения между государством и физическими либо юридическими лицами, международными финансовыми организациями и иностранными государствами.

Государственные органы исполнительной власти являются по большей части заемщиками и гарантами, а организации и население – кредиторами. Если рассматривать международные экономические отношения, то государство может быть как кредитополучателем, так и кредитором.

Государственные кредиты являются источником дополнительного формирования денежных средств государства за счет займов у кредиторов и свободных финансов со стороны населения и организаций. Они позволяют увеличить финансовые ресурсы и скорость социально-экономического развития государства.

Функции государственных финансов

Государственные финансы выполняют следующие функции:

Существуют следующие виды реализации контрольной функции:

Другими словами, контрольная функция государственных финансов – это реализация контроля за финансовым оборотом и функционированием централизованных денежных фондов.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ТИМСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Также следует выделить следующие формы контроля:

Роль и проблемы государственных финансов

Государственные финансы выполняют особенную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства.

Роль государственных финансов зависит от объема денежных средств, которые должны быть реализованы для выполнения обязательств государства. Она заключается в том, чтобы адаптировать пропорции финансов к различным видам потребления и удовлетворить изменяющиеся потребности.

Основными проблемами государственных финансов являются:

В заключении следует отметить, что государственные финансы являются важнейшим инструментом достижения поставленных целей в областях внешней и внутренней политики государства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Larisa Mikhaylovna Shevchenko,

PhD in Economics,

associate professor of the department of finances, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Anatolyevna Romanenko,

Лариса Михайловна Шевченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Ольга Анатольевна Романенко,

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСАХ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СФЕРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Предметом исследования являются государственные финансы как сфера отечественной финансовой системы. Многообразие существующих взглядов и отсутствие единого понимания состава данной сферы финансовой системы определили тему исследования. Целью работы является изучение и анализ теоретических подходов к определению и составу государственных финансов и разработка предложений по укреплению их финансовой устойчивости. В качестве базовых методов для проведения исследования применялись системный и комплексный подходы, диалектический метод познания, научная абстракция и методы сравнения. Важность изучения проблемы государственных финансов как сферы финансовой системы обусловлена тем, что в настоящее время в финансовой науке отсутствует единое мнение по данному поводу, а укрепление финансовых основ бюджетов различных уровней является приоритетной задачей. В работе предложена оптимизированная структура сферы государственных финансов и звеньев ее составляющих в рамках национальной финансовой системы. Сделан вывод о необходимости укрепления финансовых основ местных бюджетов как одного из звеньев финансовой системы. Изложенные результаты расширяют сферу научных знаний о государственных финансах и могут послужить для дальнейших исследований проблематики финансовой системы РФ.

Ключевые слова: государственные финансы, финансовая система, государственный бюджет, внебюджетные фонды.

SOME ASPECTS OF STATE FINANCES AS THE CORE PART OF THE FINANCIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article studies public finances as part of the Russian national financial system. The research is highly relevant due to diversity of the existing views and lack of a uniform approach to this area of the financial system. The article aims to analyze theoretical approaches to the definition and composition of public finances and suggest ways to strengthen their financial stability. The methodology of the research includes systemic and comprehensive approaches, dialectical method, scientific abstraction and comparative methods. The importance of studying the problem of public finances as a sphere of the financial system lies in the fact that currently there is no uniform understanding of public finances in financial studies though financial stability of state budget at various levels is a priority. The authors put forward an optimized structure of public finance system and its components within the national financial system. It is concluded that it is necessary to strengthen the financial stability of local budgets as components of the national financial system. The results of the research expand the scope of scientific knowledge about public finances and can serve for further research of the financial system of the Russian Federation.

Keywords: state finances, financial system, state budget, off-budget funds.

Распад СССР в конце 1991 г. привел к перестройке всей сферы государственных финансов, которая проходила очень долго и напряженно, учитывая резкое ухудшение экономической ситуации в стране. В результате распада государства союзный бюджет перестал существовать, поэтому звено бюджетной системы подверглось радикальной трансформации, проходившей в условиях

изменения характера межбюджетных отношений, которое нередко проходило весьма хаотично. Основным законодательным актом, регулировавшим взаимоотношения в сфере государственных финансов, стал закон от 10.10.1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с ним «в бюджетную систему РСФСР как самостоятель-

В сфере государственных финансов ключевым событием стало принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, который существенно изменил характер взаимоотношений между бюджетами различных уровней, фактически завершив период бюджетного феодализма. После его вступления в действие была четко определена иерар-

хическая структура бюджетной системы, которая с определенными изменениями сохранилась до настоящего времени, причем бюджеты нижестоящих уровней стали рассматриваться как структурные составляющие бюджетов вышестоящих уровней. Принятый Бюджетный кодекс РФ однозначно определил бюджетные полномочия на всех уровнях национальной финансовой системы, а также структуру доходов и расходов бюджетов, причем для них была предложена четкая система бюджетной классификации. Фактически в БК РФ была предпринята первая попытка структурировать и формализовать экономические взаимоотношения в звене государственного кредита, регулирование которого на протяжении длительного времени было весьма ограниченным.

Из принципиальных новаций, сформулированных в Бюджетном кодексе РФ и затронувших всю сферу государственных финансов, необходимо выделить следующие:

1) обеспечение сбалансированности бюджетов на всех уровнях бюджетной системы, причем в документе были однозначно определены источники финансирования бюджетного дефицита в отношении федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

2) введение ограничений на предельный уровень дефицита бюджета;

3) создание Стабилизационного фонда, который в 2008 г. был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния;

4) введение управления государственным долгом;

5) однозначное определение состава бюджетов государственных внебюджетных фондов, источников их доходов и направлений расходов;

6) внедрение процедуры составления проектов бюджетов, а также их рассмотрения и утверждения;

7) внедрение государственного и муниципального финансового контроля, а также введение ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Однако, несмотря на сформировавшиеся законодательство и структуру финансовой системы России, в настоящее время среди отечественных ученых-экономистов отсутствует единое мнение относительно состава государственных финансов как одной из основополагающих сфер. Отечественные ученые-финансисты выделяют в сфере государственных финансов разнообразные звенья.

Мы соглашаемся с позицией С. В. Барулина, связанной с отсутствием звена финансов государственных предприятий в сфере государственных

финансов. Присутствие государственных структур среди собственников предприятия не предполагает его особого статуса по сравнению с частными предприятиями, функционирующими в той же отрасли.

Мы не считаем обязательным рассматривать муниципальный кредит (предлагаем рассматривать государственный кредит как систему кредитования на всех уровнях бюджетной системы) и государственное страхование (в состав внебюджетных фондов входят фонды обязательного и медицинского страхования).

Однако мы предлагаем модифицированный подход к структуре государственных финансов, так как он позволяет акцентировать внимание на роли отдельных звеньев в перераспределении финансовых ресурсов. В этой связи сфера государственных финансов будет состоять из двух звеньев: бюджетной системы и государственного кредита. Мы предлагаем объединить бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, государственные финансовые резервы и резервные фонды в одном звене — бюджетной системе. В частности, в соответствии с БК РФ в структуре бюджетной системы выделяются:

— «федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Аналогичным образом в состав отечественной

По нашему мнению, целесообразно остановиться на роли вышеуказанных звеньев в перераспределении финансовых ресурсов.

Бюджетная система является одним из важнейших звеньев сферы государственных финансов. Как отмечает И. Д. Мацкуляк, она представляет собой определенную совокупность бюджетов,

В этой связи, на наш взгляд, необходимым является повышение самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счет перераспределения налоговых доходов. По нашему мнению, предлагаемая мера, нацеленная на достижение сбалансированности бюджетной системы РФ, является весьма актуальной. Это связано с тем, что в настоящее время вся отечественная бюджетная система характеризуется наличием очевидного дисбаланса, связанного с перераспределением финансовых ресурсов внутри нее.

Читать также:  МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Мы полагаем, что несамостоятельность региональных и местных бюджетов в конечном счете приводит к усилению зависимости сферы государственных финансов российской финансовой системы от внешних рынков долгового капитала (например, когда при дефиците бюджета для его покрытия осуществляется эмиссия государственных облигаций) и одновременно значительно снижает эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов на региональном и местном уровнях. Существование подобного дисбаланса в бюджетной системе признается даже на государственном уровне, однако никаких серьезных мер для его ликвидации (или уменьшения) пока не предпринимается. С точки зрения обеспечения устойчивости всей финансовой системы целесоо-

бразно повышение самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы полагаем, что для этого необходимо внести поправки в налоговое законодательство и перераспределить налоговые поступления между бюджетами разных уровней так, чтобы в региональных и местных бюджетах оставалась большая часть собираемых налогов (речь идет о фактическом внедрении принципа «налоги должны тратиться там, где собираются»). Оптимальным вариантом перераспределения налоговых доходов мы считаем не практикующееся сейчас закрепление конкретного налога за бюджетом определенного уровня, а распределение налоговых поступлений по одному виду налога в определенной пропорции (20% налогов остается в регионе и 80% уходит в центр). В этом случае в развитии налоговой базы и повышении уровня собираемости налогов будут заинтересованы все участники бюджетного процесса. При этом мы считаем чрезвычайно важным следующий момент: перераспределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней должно быть строго унифицированным, т.е. пропорции деления налоговых поступлений должны быть абсолютно одинаковыми для всех. Стоит отметить, что выход на бездефицитность абсолютно всех региональных и местных бюджетов ни в коем случае не должен быть самоцелью предлагаемого перераспределения. Для повышения эффективности использования логично серьезно сократить величину дефицитов — с текущих 10-15% до 2-4% от величины годового дохода, чтобы стимулировать оптимизацию бюджетных расходов.

факт того, что объектом инвестирования многих суверенных фондов выступают государственные облигации, выпущенные в других странах (например, китайские суверенные фонды активно осуществляют инвестиции в государственные облигации США).

Таким образом, на основе вышесказанного представляется необходимым отметить, что государственные финансы являются ключевым звеном финансовой системы государства, посредством которого реализуется перерасперелитель-ная функция последней. От их финансового состояния напрямую зависит финансовое благополучие всей национальной финансовой системы РФ. В связи с этим насущной проблемой являет-

ся укрепление финансового состояния государственных финансов.

1. Барулин С. В. Финансы: учебник. 2-е изд. М.: Кно-Рус, 2017.

2. Государственные и муниципальные финансы: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. И. Д. Мацку-ляка. М.: Изд-во РАГС, 2007.

3. МысляеваИ. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

5. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9495/

6. URL: http://www.minfin.ru/ru/public_debt/subdbt/ index.php.

Госуда́рственные фина́нсы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Татьяна Васильевна Климшина

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Предпосылками образования государственных финансов являются:

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Субъектами денежных отношений выступают:

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

«Основы государственных финансов» 👇

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ КУРСОВАЯ РАБОТА

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ КУРСОВАЯ РАБОТА

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция
Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ КУРСОВАЯ РАБОТА

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Роль государственных финансов в  финансовой системе страны

1. Содержание и основные функции финансов в процессе воспроизводства

2. Финансовый механизм

3. Содержание и состав финансовой системы

Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

Читать также:  Финансы коммерческих и некоммерческих организаций имеют некоторые особенности

Рекомендуемые материалы

Проще говоря, финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств (денег).

Сущность финансов проявляется в их функциях:

— Обслуживание денежными ресурсами кругооборота материальных средств.

Экономическое содержание первой функции состоит в обеспечении полного соответствия между движением денежных и материальных ресурсов. Это проявляется: а) на плановой стадии и б) оперативно. В первом слу­чае, сопоставляя размер планируемых доходов и расходов, выявляют, в какой мере потребность в средствах может быть покрыта за счет собс­твенных источников, банковских ссуд и т.д. Этот очень сложный вопрос решается на различных исторических этапах по разному. Например, какая доля дохода предпринимателей должна оставаться у производителей про­дукции (работ, услуг), какая — перечисляться в виде налогов в бюджет государства; какая часть средств предприятий должна идти на развитие производства, какая направляться на потребление. Сейчас, как известно, у большинства предпринимателей преобладает недальновидная политика максимизации потребления, стремление все «проесть», которая возникает в основном из-за неустойчивой экономической ситуации в стране, а также из-за отсутствия налаженной правовой системы.

Третья функция финансов основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны де­ятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоот­ношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов:

— прибыли, начислений на социальное страхование и др.;

— в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т.е. часть фонда возмещения;

— наконец, благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства (при перераспределении стоимости накопленного ранее производственного потенциала, восполнении ущерба от стихийных бедствий и т.п.).

Важной составной частью финансовой поли­тики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установлен­ных государством форм, видов и методов организации финан­совых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов го­сударства, организации бюджетной системы, финансов пред­приятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм включает в себя:

— совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике,

— порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств,

— методы финансового планирования,

— формы управления финансами и финансовой системой,

— финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансо­вой политики. Его изменения происходят в связи с решением раз­личных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отноше­ния, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания нало­гов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосудар­ственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, налоговую базу, ставки, льготы и дру­гие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового зако­нодательства.

Практическое использование финансового механиз­ма осуществляется специальными организационными структура­ми, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:

— оперативное управление,

При решении различных тактических задач могут происходить изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических процессов.

Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания нало­гов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, республиканских и местных налогов.

Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отноше­ний, в которых государство участвует непосредст­венно: налогообложение, государственный кредит, расходы бюд­жетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финан­сового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления (на­пример, рынок акций), либо одна из сторон этих отношений яв­ляется агентом государства (например, финансы государст­венных  предприятий).

Регулирующий тип финансового механизма определяет основ­ные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы го­сударства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствую­щую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.

3. Содержание и состав финансовой системы

Говоря о финансах фирмы, местных и государственных финансах и т.д. возникающие по поводу финансовых ресурсов отношения называются финансовыми, они выражают связи между экономическими агентами в денежной форме.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, а политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой.

Финансовая система в любом государстве — это «кровеносная система» любой экономики, т.к. это отношения между:

— государством и юридическими (и физическими ) лицами;

— самими юридическими лицами;

— отдельными государствами по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Из этих отношений слагается финансовая система, которая включает в себя следующие звенья:

— бюджеты различных уровней (государственный, республиканский, местный и т.д.);

— фонды страхования (социального, имущественного, личного); валютные резервы государства,

— денежные фонды предприятий и другие социальные денежные фонды.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздей­ствия на экономические процессы.

12 Наследственные правоотношения — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Таким образом, финансовая политика представляет собой совокупность ме­роприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресур­сов, их распределение и использование для выполнения госу­дарством его функций.

Финансовая политика является частью экономической по­литики государства. В ее основе лежат господствующие в дан­ный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики многих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство госу­дарства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис­пользование рыночного механизма как главного регулятора хо­зяйственных процессов.

Основными составляющими финансовой политики являют­ся:

— налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударствен­ные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

— бюджетная политика связана с распределением фонда де­нежных средств государства и его использованием в соответ­ствии с выполняемыми функциями государства;

— денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня про­центных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *