Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Ваш браузер устарел!

Для корректной работы c сайтом
glavkniga. ru
обновите свой браузер:

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Mozilla/5. 0 (iPhone; CPU iPhone OS 5_0 like Mac OS X) AppleWebKit/534. 46 (KHTML, like Gecko) Version/5. 1 Mobile/9A334 Safari/7534

Понятие бюджета и его основные функции

Государственный бюджет — это форма образования и расходования доходов и расходов денежных средств, которые запланированы для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления на будущий календарный год.

Госбюджет имеет силу закона и обязан к исполнению правительством государства. Его экономическая сущность состоит в возникающих между государством и юридическими, физическими лицами денежных отношениях.

Главная задача бюджета — перераспределение денежных средств между различными субъектами и секторами экономики, а также их накопление для последующего покрытия государственных расходов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Термины «доходы бюджета» и «расходы бюджета», их содержание, а также большинство других категорий и принципов организации госбюджета в России содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

Информационное обеспечение население о госбюджете происходит открыто через официальный правительственный сайт.

Госбюджет имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства.

Основные статьи пополнения дохода в Федеральный бюджет Российской Федерации:

  • нефтегазовые доходы;
  • страховые взносы;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • акцизы;
  • ввозные пошлины;
  • прочие.

Расходы бюджета — выплачиваемые из госбюджета денежные средства.

Основные статьи расхода Федерального бюджета Российской Федерации:

  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография;
  • здравоохранение;
  • социальная политика;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • национальная оборона;
  • общегосударственные вопросы;
  • межбюджетные трансферты общего характера субъектов РФ;
  • обслуживание государственного и муниципального долга;
  • средства массовой информации;
  • физическая культура и спорт.

Какие бывают, характеристика

Государство способно выполнять свои функции только при должном финансировании, что обуславливает само существование госбюджета. Госбюджет аккумулирует денежные средства и впоследствии перенаправляет эти деньги на выполнение государственных функций.

Деньги распределяются в соответствии с заранее установленным планом, который подкреплен силой закона.

Бюджетные средства направлены на финансирование приоритетных направлений экономики, а также на поддержание социальной справедливости в стране. К примеру, государство спонсирует те отрасли, которые не приносят существенной коммерческой выгоды:

  • медицину;
  • культуру;
  • науку;
  • образование и т. д.

Выделяют несколько различных функций бюджетирования. Рассмотрим основные.

  • Распределительная.
  • Перераспределительная.
  • Регулирующая и стимулирующая.
  • Социальная.
  • Функция планирования.
  • Функция организации бюджета.
  • Контрольная.

КОНТРОЛЬНЫЕ, РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМЫ НА ЗАКАЗ
КОЛЛЕКЦИЯ ГОТОВЫХ РАБОТ МНЭПУ, МИЭПП, МФЭИ, МЭИ, МЮИ,
ИМЭИ, ВЗФЭИ, РФЭИ, МУИВ, НовГУ, РГСУ, РосНОУ, ИМТП, МЮИ, МИУ И ДРУГИХ ВУЗОВ

Умный интернет-магазинстуденческих работ

Вопрос 1. Регламентированная законодательством деятельность государственных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетом всех уровней:- бюджетная политика;- бюджетный процесс;- бюджетное послание;- бюджетное регулирование.

Вопрос 2. Какая из этих функций присуща и бюджету и финансам?- стимулирующая;- социальная;- фискальная;- распределительная.

Вопрос 3. Из каких звеньев состоит бюджетная система федеративного государства:- региональные и местные бюджеты;- федеральный, региональные и местные бюджеты;- государственный и местные бюджеты;- государственный бюджет.

Вопрос 4. Выберите форму государственного устройства, существующую в современных государствах:- федеральное государство;- союз независимых государств;- унитарное государство;- феодальное государство.

Вопрос 5. Какого звена не существует в бюджетной системе РФ:- федеральный бюджет;- территориальный бюджет;- бюджет субъектов РФ;- местный бюджет.

Вопрос 6. Что из перечисленного не является уровнем бюджетной системы РФ:- федеральный бюджет;- консолидированный бюджет;- бюджеты субъектов РФ;- местные бюджеты.

Вопрос 7. Что не является функцией бюджета:- распределительная;- контрольная;- регулирующая;- экономическая.

Вопрос 8. Основные направления финансовой и бюджетной политики разрабатываются на: — 1 год;- 2 года;- 5 лет;- 10 лет.

Вопрос 9. Органы государственной власти субъектов РФ не имеют право по решенным налогам:- устанавливать налоговые льготы;- устанавливать сроки уплаты налогов;- увеличивать ставки налогов;- устанавливать формы отчетности.

Вопрос 10. Закон о бюджете на очередной финансовый год вступает в силу:- со дня подписания Президентом;- со дня утверждения Федеральным Собранием;- со дня опубликования;- с 1 января этого года.

Вопрос 11. Ежегодно Президент РФ в своем послании к Фед­еральному Собранию оговаривает основные направления:- финансово-бюджетной политики РФ;- внешней политики РФ;- экономической политики РФ;- налоговой политики РФ.

Вопрос 12. Средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов — это:- трансферты;- дотации; — субсидии;- субвенции.

Вопрос 13. Не рассматривается и не утверждается законодательными органами власти:- консолидированный бюджет;- федеральный бюджет;- региональный бюджет;- местный бюджет.

Вопрос 14. Какие расходы не являются расходами субъектов РФ:- образование;- здравоохранение;- поддержка отраслей;- оборона.

Вопрос 15. Проект Федерального бюджета разрабатывается:- Правительством РФ;- Государственной Думой;- Министерством Экономики;- Министерством Финансов.

Вопрос 16. До какого срока подается налоговая декларация:- до 1 марта;- до 1 апреля;- до 1 мая;- до 1 июня.

Вопрос 17. Налог на доходы физических лиц является:- федеральным:- региональным;- местным;- территориальным.

Вопрос 18. Косвенный налог, включаемый в цену товара:- налог на прибыль;- акциз;- налог на имущество;-налог на доходы физических лиц.

Вопрос 19. Принцип бюджетного финансирования, означающий, что средства могут использоваться только на цели оговоренные бюджетом:- получение максимального эффекта при минимальных затратах;- бесплатность бюджетных ассигнований;- безвозвратность бюджетных ассигнований;- целевой характер использования бюджетных средств.

Вопрос 20. Какой вид пособий не выплачивается из Пенсионного Фонда РФ:- трудовые пенсии;- пенсии по инвалидности;- пособия для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;- все вышеперечисленные выплачиваются.

Вопрос 21. Какой вид пособий не выплачивается из Фонда социального страхования:- пособие для детей от 1,5 до 6 лет;- пособие по беременности и родам;- пособие при рождении ребенка;- все вышеперечисленные выплачиваются.

Вопрос 22. Не оказывается социальная помощь:- пенсионерам;- многодетным семьям;- частнопрактикующим нотариусам;- инвалидам.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей, стимулирующей, фискальной.

Читать также:  Онлайн чтение карт Таро Тота для будущего вашей карьеры и финансов

Главной характеристикой финансо­вых отношений является их распределительный характер и соответ­ственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные эта­пы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного само­управления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая раз­ные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на пе­рераспределение национального дохода, но и на производство, накоп­ление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-техниче­ского прогресса и т.

Распределение национального дохода происходит как между про­изводственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в дру­гие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой по­литики государства, раскладом политических сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социаль­ными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов от­носят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же эконо­мического процесса. Основу контрольной функции финансов состав­ляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевре­менность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъек­тов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуще­ствляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимо­сти координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихий­но, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, пра­вил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный про­цесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финан­сов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происхо­дят в обществе.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Какую функцию выполняют налоги в государстве

В статье дается понятие налогов и приводится краткая характеристика их главных функций. Значение системы налогообложенияНалоги являются обязательным и безвозмездным платежом, который взимается государством с физических и юридических лиц с целью обеспечить деятельность и нужды государства/общества. НК РФ закрепляет понятие налогов и регламентирует характер взаимодействия между плательщиками и государством. Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. Одной из задач института налогообложения является понижение социального неравенства, т. в справедливом государстве больший процент должны выплачивать богатые лица, тем самым обеспечивая более бедные и незащищенные слои населения. Система налогообложения состоит их ряда обязательств:

  • налоги;
  • сборы;
  • взносы;
  • пошлины;
  • другие виды платежей.

Весь перечень установлен на федеральном уровне. У местных и региональных властей нет права принимать дополнительные виды налогов и повышать их ставки. В России действует следующая классификация налогов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Что относится к элементам налогаПеред тем, как взимать налог, законодательные и представительные органы власти должны определить его элементы и зафиксировать последние в соответствующих законодательных актах. Элементами выступают те принципы, на которых базируется построение и организация налогообложения. Выделают следующие элементы:

  • плательщики;
  • объекты налогообложения;
  • ставки;
  • единицы обложения;
  • льготы;
  • налоговый оклад;
  • источники налога;
  • налоговый период;
  • сроки по уплате.

Функции налоговТеперь рассмотрим подробно основные функции налогов. Они подразделяются на 4 вида:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Фискальная функцияОна существует во всех государствах и присутствовала на всех исторических этапах их развития. Благодаря фискальной функции происходит формирование государственных финансовых ресурсов, а также создание условий для успешного функционирования государства. Фискальная функция призвана обеспечить доходную базу бюджета на всех государственных уровнях. Ее основная задача — формирование и распределение финансов государства. Остальные функции являются производными от фискальной. Одним из основных стимулов для развития экономики в развитых странах является повышенное налоговое бремя в отношении физических лиц по сравнению с юридическими. Таким образом производство начинает расти и расширяться, что во много раз умножает количество рабочих мест. Существуют ограничения субъективного и объективного характера при осуществлении фискальной функции. Если поступлений налогов недостаточно и сокращение расходов государства не представляется возможным, то прибегают к поиску иных форм дохода. К ним относятся внутренние, внешние, региональные и местные займы. Их размещение способствует возникновению госдолга. Такое обслуживание госдолга за счет средств бюджета приведет в последующем к повышению налоговых ставок, к принятию новых видов сборов/пошлин и т. Данный подход, в свою очередь, усилит недовольство плательщиков и понизит производительность, что станет причиной размещения новых займов. Появится риск образования финансовой пирамиды, и в итоге произойдет финансовый крах. Доля средств, поступающих в казну государства благодаря реализации фискальной функции, понижается по понятным причинам, т. содержание налоговых поступлений осуществляется за счет доходов плательщиков. Контрольная функцияБлагодаря контрольной функции образуются предпосылки для установления пропорций в ходе образования и мобилизации доходов разных субъектов экономики. Также происходит оценка эффективности всех налоговых каналов и определяется круг изменений, которые необходимо внести в действующую систему налогообложения. Контрольная функция и налоговый контроль не являются тождественными понятиями. Контроль реализуется посредством деятельности налоговых и таможенных органов и органами государственных фондов. Они выполняют задачу по соблюдению законодательства через разные проверки. Контрольную функцию можно рассмотреть на следующем примере. Сначала оцениваются поступившие денежные суммы от физических лиц и предприятий, потом осуществляется сопоставление показателей по доходам с потребностями государства в финансовых ресурсах. Затем по полученным данным оценивают эффективность системы налогообложения и обеспечивают контроль всех финансовых потоков и разных форм деятельности граждан. Благодаря контрольной функции корректируются положения Налогового кодекса РФ и вся политика РФ, связанная с финансами. Социальная функцияОна выражена во взимании имущественного и подоходного налогов. Бремя по их выплате лежит на обеспеченной части населения: средства поступают малоимущим гражданам в виде льгот и социальных пособий. Страховые платежи служат механизмом для осуществления социальной функции. Перечень налогов на доходы физического лица следующий:

  • доходы, не подлежащие обложению;
  • стандартные налоговые вычеты;
  • профессиональные налоговые вычеты.
Читать также:  Девушка с деньгами. Книга о финансах и здравом смысле. Анастасия Веселко

В период экономического кризиса важность социальной функции значительно возрастает, т. в это время основной части граждан нужна социальная поддержка. В России социальная функция реализована не полностью. Регулирующая функцияОна оказывает влияние на экономику государства и социальные аспекты. Она способствует регулировке доходов различных слоев населения. Реализация данной функции осуществляется через льготы, платежи и сборы. Цель таких льгот заключается в уменьшении размера налоговых обязательств физического лица. Льготы делятся на несколько видов:

  • изъятия;
  • скидки;
  • налоговые кредиты.

Изъятием выступают льготы, цель которых — вывести из-под налогообложения отдельные объекты. Скидки — это вид льгот, которые направлены на уменьшение налоговой базы. Налоговый кредит — льгота, направленная на сокращение ставки по налогам или окладу. Основная цель данной функции — регулирование финансовой деятельности предприятий, производящих товары и услуги, посредством установления платежей и сборов. Регулирующая функция может проявляться в сфере производства, а также через платежеспособность граждан в области спроса и предложения на товары, услуги и т. У регулирующей функции выделяют подфункции:

  • Стимулирующая, направленная на поддержание развития определенных экономических процессов. Представлена в виде льгот и освобождений, которые в широком спектре представлены для инвалидов, малых предприятий, сельскохозяйственных производителей, благотворительным организациям и т.д.
  • Дестимулирующая, целью которой служит воспрепятствование развитию тех или иных экономических процессов.
  • Воспроизводственная. Ее назначение заключается в накоплении средств на восстановление ресурсов. Реализуется через отчисления на производство минерально-сырьевой базы, оплату за воду и т.д.

ЗаключениеГлавными признаками налогов выступают: обязательность платежей со стороны населения; их безвозмездный характер; обеспечение деятельности и нужд государства. Налоги выполняют 4 основных функции: фискальную — наполнение казны; контрольную — осуществление надзора за платежами; социальную — взимание доходов с населения; регулирующую — установление правил налогообложения.

Насколько полезной была для вас статья?

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Текст с ошибкой

Расскажите, что не так

Функции бюджетов

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

Рис. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Читать также:  Город ханты мансийск управление по учету и контролю финансов образовательных учреждений

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Распределительная функция бюджета

Распределительная функция заключается в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств в соответствии с уровнем власти соответствующего органа государственного или местного управления.

При помощи бюджетирования и фондов правительство властные органы могут регулировать хозяйственную и экономическую деятельность граждан и организаций, развитие различных отраслей промышленности и социальную сферу.

Иными словами, государство проводит накопительную политику в отношении денежных средств, чтобы впоследствии с их помощью удовлетворить общегосударственные нужды.

Эта функция основная.

Перераспределительная функция бюджета

Перераспределительная функция также известна как макроэкономическая. Ее сущность заключается в том, что при формировании государственных бюджетов различного уровня часть ВВП изымается в пользу государства, чтобы перераспределить средства между областями экономики в пользу нуждающихся.

В России федеральное бюджетирование перераспределяет около 20% ВВП, а в некоторых других странах — до 40%.

Государство перераспределяет средства, чтобы добиться устойчивого развития всех секторов экономики, сгладить «провалы рынка» в случае экономических проблем и кризисов, улучшить социальную сферу, сократить неравенство доходов между отдельными территориями или разными группами граждан.

Перераспределение проходит в 2 взаимосвязанных и проходящих одновременно этапа.

  • Образование доходов бюджета.
  • Осуществление расходов, т. е. использование бюджетных средств.

Расходы госбюджета в основном безвозмездны, за исключением кредитов и ссуд.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов

Регулирующая и стимулирующая функции проявляют себя непосредственно через налоговые доходы и расходы как инструмент регулирования и стимулирования экономики и инвестиций. В результате повышается эффективность производства.

Наиболее важными отраслями народного хозяйства, которые нуждаются в дополнительном стимулировании, считаются:

  • агропромышленный комплекс и его предприятия;
  • атомная энергетика;
  • жилищное строительство;
  • машиностроение.

Социальная функция бюджета

Социальная функция отвечает за то, что бюджетные средства поддерживают наименее защищенные слои населения.

Помимо этого, за счет бюджета финансируются здравоохранение, образовательные учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Яркими примерами социальной функции бюджета являются государственные выплаты в виде пенсий, а также предоставление бюджетных и квотных мест в высших учебных заведениях.

Функция планирования

Функция планирования заключается в том, что государство определяет бюджетную политику, ее цели, задачи и способы выполнения. Эта функция включает в себя следующие действия:

  • распределение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти;
  • анализ и определение потребностей в денежных средствах для решения задач, которые стоят между государством и обществом;
  • разработка бюджетной политики;
  • разработка и обоснование оптимальных путей развития и укрепления госбюджета на основе прогнозируемых данных;
  • выработка конкретных мероприятий по исполнению госбюджета на следующий финансовый период.

Функция организации бюджета

Организационная функция бюджетирования предполагает организацию и формы исполнения бюджета на следующий финансовый период. Для этого:

  • определяется устройство и классификация госбюджета;
  • определяется порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения госбюджета;
  • выбирают банковские и кредитные организации, ответственные за обеспечение госбюджета денежными средствами;
  • распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами власти на разных уровнях бюджетной системы;
  • определение структуры органов, необходимых для исполнения госбюджета.

Контрольная функция бюджетов

Контрольная функция тесно связана с распределительной. Она разграничивает возможности и обязанности органов, контролирующих поступление и использование бюджетных средств.

Выделяют 2 главных направления контроля и аналитической обработки информации о госбюджете:

  • контроль за надлежащим и своевременным поступлением доходов в бюджет;
  • контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств.

В результате под контролем находится движение денежных и финансовых потоков всех уровней, а государство может производить и корректировать необходимую гибкую общественную и экономическую фискальную политику.

Фискальная политика — это политика правительства, в которой мерой воздействия на экономику является изменение доходов и расходов государственного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *