Роль органов государственного финансового управления на современном этапе


Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет


Задать вопрос автору статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет


Задать вопрос автору статьи

Библиографическое описание:


Огнева, А. А. Роль органов государственного финансового управления на современном этапе / А. А. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77957/ (дата обращения: 23.05.2023).


В данной статье рассматриваются органы финансового управления, а именно: роль и функции государственных органов в системе финансового управления. Представлена современная система государственного финансового управления.



Ключевые слова:



финансы, государство, финансовая система, управление, экономика, финансовый аппарат.


This article discusses financial management bodies. Namely, the essence, role, and functions of government agencies in the financial management system. The modern system of public financial management is presented.



Keywords:



finance, state, financial system, management, economy, financial apparatus.

Всем сферам деятельности человека присуще управление, в том числе и финансовой. Управление – это сознательное и целенаправленное воздействие на объекты при помощи совокупности методов, приемов для достижения определенного результата. Управление основывается на знании объективных закономерностей в развитии общества. На управление оказывает большое влияние государство, в лице соответствующих управленческих структур [4, с.209].

На всех уровнях финансовой системы осуществляется управление финансами. Общегосударственное управление устанавливает общие принципы, правила, нормы. Также оно обеспечивает проведение единой финансовой бюджетной политики, налоговой, валютной, денежно-кредитной, и управляет финансами отдельных субъектов РФ [6, с.234].

Управление преследует следующую цель. Это финансовая устойчивость, финансовая независимость, которые проявляются в профиците бюджета, снижении гос.долга, в макроэкономической сбалансированности, а также в твердости национальной валюты. Все это должно быть в сочетании экономических интересов государства и общества.

Финансовое управление — это целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них деятельности по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов [5, с.211–214].

Объектами финансового управления являются различные типы финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы.

Система управления финансов изложена [8, c.207] на рис. 1.

Система управления финансами

Рис.1. Система управления финансами

Федеральное собрание, которое состоит из двух палат — Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ являются высшими органы государственной власти и управления, и именно они осуществляют общее (стратегическое) управление финансами РФ.

Совокупностью всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют — финансовый аппарат [1, с.321–323].

Стоит рассмотреть структуру аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне [3.с.132]. Она представлена на рис.2.

Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне

Рис.2. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне

У каждого органа управления финансами свои функции и полномочия [7, с.124–125]. Они изложены в таблице 1.

Таблица 1


Органы управления финансами


Органы управления


Функции

Президент Российской Федерации

Определяет основные направления финансовой политики РФ. Регламентирует деятельность финансовых органов, участник бюджетного процесса

Парламент РФ

(Государственная Дума, Совет Федерации)

Осуществляют принятие федеральных законов, утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением

Правительство Российской Федерации

Разработка федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации

Разработка и реализация единой государственной финансовой политики

Федеральное казначейство РФ

Обеспечивает исполнение федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, введение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Федеральная налоговая служба

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов

Федеральная таможенная служба

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей

Центральный Банк Российской Федерации

Разрабатывает и реализует денежно кредитную политику государства

Счетная палата Российской Федерации

Контролирует расходование средств федерального бюджета согласно финансовому законодательству

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Правления Центрального банка РФ назначается Государственной Думой Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2, с.341–342]. Органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции управление финансами на соответствующих территориях.

В результате мы видим целостную картину реализации стратегического финансового управления со стороны законодательной и исполнительной власти. Но, несмотря на такую обширную систему, где за каждым государственным органом закреплены свои функции, в системе финансового контроля имеются проблемы.

К примеру, такие проблемы присутствуют в правовом регулировании финансового контроля. Имеется ряд противоречий, а они негативно отражаются на эффективности финансового государственного контроля. Нормативная база финансового контроля далека от современных экономических и социальных реалий. Она не отвечает целям и задачам которые стоят перед механизмом финансового контроля. Не закреплен на федеральном уровне основной понятийно-категориальный аппарат финансового контроля. В БК РФ отсутствует определение финансового контроля, там присутствует лишь небольшая характеристика государственного финансового контроля. Также вызывает ряд проблем достаточно большая система органов финансового контроля. Задачи органов финансового контроля размыты, деятельность координируется слабо.

Как решать данные проблемы? Сегодня необходимо дальнейшее совершенствование структуры аппарата финансового управления, связанное с повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. К примеру, усиление правового статуса Счетной палаты, а также, возможно, принятие нового законодательства о финансовом контроле. Это улучшение должно быть основано на активизации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов.

Литература:

  1. Базиков, А.А., Базикова, В. А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 416с.
  2. Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М. В. Воронина. — М.: Дашков и К, 2015. — 400 c.
  3. Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М. В. Воронина. — М.: Дашков и К, 2016. — 400 c.
  4. Гаврилова, А. Н. Финансовый менеджмент / А. Н. Гаврилова, Е. Ф. Сысоева, А. И. Барабанов. — М.: КноРус, 2018. — 368 c.
  5. Герасименко, А Финансовый менеджмент — это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 481 c.
  6. Тренев, Н. Н. Управление финансами: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2019. — 495 с.
  7. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Шохина Е. И.. — М.: КноРус, 2018. — 270 c.
  8. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Берзона Н. И.. — М.: КноРус, 2019. — 167 c.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, финансовый контроль, финансовая система, финансовое управление, Государственная Дума, управление финансами, федеральный бюджет, орган управления, Счетная палата, Федеральное Собрание.


В статье автор пытается определить важность органов, которые осуществляют финансовую деятельность.



Ключевые слова:



финансовая деятельность, орган, федеральный бюджет, финансовая деятельность государства, местное самоуправление, федеральное собрание.

Практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью. Это органы и законодательной, и судебной, и исполнительной власти. Осуществление финансовой деятельности является неотъемлемым элементом социального, государственного и муниципального управления в любом публичном образовании, так как само существование публичных правовых образований властных структур, различных органов, институтов невозможно без финансового обеспечения их деятельности, а также без регламентированной эффективной системы распределения расходования денежных фондов.

Финансовая деятельность государства — это осуществление государства и местным самоуправлением функций по планомерному образованию и формированию, распределению и использованию денежных фондов финансовых ресурсов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности, безопасности страны, а также обеспечение финансовыми ресурсами деятельности государственных органов [1]. Направленность финансовой деятельности на обеспечение функционирования государственных органов подчеркивает особую значимость изучения правого статуса органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Важно отметить, что финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, все ветви власти, все уровни, включая уровни местного самоуправления, так как они учувствуют в аккумулировании, распределении или использовании денежных фондов государства и муниципальных образований, а эти денежные фонды являются экономической основой их функционирования.

Отдельное место среди органов государственной власти или местного самоуправления занимают органы финансового контроля. Финансовый контроль является одним из наиболее значимых институтов финансового права, так как он обеспечивает эффективное функционирование всей системы государственных финансов [2]. Ведь если бы он отсутствовал, то происходили бы необоснованные траты, которые бы значительно ухудшали положение, злоупотребление, коррупции.

Нередко ученые разделяют все органы осуществляющих финансовая деятельность на орган общей компетенции и специальной компетенции. Данное разграничение проводится по характеру и объему компетенции конкретного органа, а также по ее направленности на различные сферы общественной, государственной или только на выполнения функций в финансовой сфере. К органам общей компетенции можно отнести высший орган государственной власти, который наделен полномочиями по выработке государственной политики в различных сферах общественной жизни. Такими органами являются Президент Российской Федерации, федеральное собрание, правительство РФ, высшее представительство исполнительных органов субъектов РФ и представители исполнительных органов местного самоуправления. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, с учетом которых строится финансовая политика государства. Президент обращается с ежегодными посланиями о положениях в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики федеральному собранию. Участие представительных и законодательных органов, в том числе и федерального собрания, в первую очередь, заключается в его нормотворческой деятельности. В федеральном собрании принимаются законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, рассмотрения о принятии и исполнении федерального бюджета, применение в федеральных налогах и сборах и т. д. [3].

Федеральное собрание нуждается в финансовом обеспечении своей деятельности, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета и принимается самим же федеральным собранием. Там предусмотрены также и ассигнования в том числе на денежное содержание должностных лиц государственной думы и совета федерации, а также на осуществление иных расходах [4].

Читать также:  Основы теории бухгалтерского учета в финансах и статистике, автор В. Соколов

Аналогично участие финансовой деятельности с точки зрения распределения и получения бюджетных средств для материального обеспечения своей деятельности принимает все федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Следует отметить, что государственной думой назначается в своей должности председатель счетной палаты, председатель ЦБ, а также назначается на должность 6 из 12 аудиторов счетной палаты, остальные — советом федерации. Совет федерации также назначает на должность заместителя председателя счетной палаты. Одной из важнейших функции в осуществлении финансовой деятельности государства выполняет правительство РФ, которое руководствуется в своей деятельности федеральным конституционным законом 1997 года о правительстве РФ [5].

Немаловажная роль принадлежит функции координации правительства по отношению ко всем министерствам и федеральным службам. Также как и федеральное собрание, правительство функционирует за счет ассигнаций, предусмотренных федеральным законом о бюджете на конкретный год и плановый период. Финансовую деятельность государства осуществляет и органы судебной власти, как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины в соответствии с налоговым кодексом при рассмотрении исковых заявлений, жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. К органам специальной компетенции, которые осуществляют финансовую деятельность, относится: счетная палата РФ, федеральная служба по финансовому мониторингу, министерство финансов РФ, а также находящиеся в ведении министерства финансов, федеральная налоговая служба, федеральная пробирная палата, федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и т. д.

Эти же органы являются и органами финансово контроля, то есть можно сделать вывод, что органы специальной компетенции государственных муниципальных образований, осуществляющих финансовую деятельность, обычно наделяются специфическими функциями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и местного самоуправления [6].

Счетная палата реализует такую функцию как проведение экспертизы и подготовка заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. По аналогии со счетной палатой осуществляют свою финансовую деятельность контрольные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, объем полномочий которых может различаться в зависимости от региональных и местных норм, однако большинство из них имеет схожую структуру полномочий с федеральным органом внешнего и финансового контроля. Важную функцию финансовой деятельности органов специальной компетенции выполняет Министерство финансов РФ. Действует Положение о Министерстве финансов, утвержденное постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 329. Данное ведомство утверждает направление финансовой политики государства, осуществляет нормотворческую деятельность во всех сферах и сегментах финансового рынка (бюджетная, налоговая, кредитная деятельность, страховая, валютная и др.). Также фактически занимается разработкой и составлением законов о федеральном бюджете, разрабатывает типовые формы документов и выполняет другие функции. Министерство финансов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении нескольких самостоятельных федеральных органов исполнительной власти, например: федеральная налоговая служба, федеральная пробирная палата.

Также стоит и выделить федеральную таможенную службу, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропусках через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарного надзора, в частности проведения проверки документов, предназначенных для этого пунктах пропуска через границу и т. д.

Подведомственно министерству финансов федеральное казначейство, которое осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета бюджетных систем, предварительному текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета между главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета и иные функции [7].

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также подведомственно министерству финансов. Оно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизированного федерального имущества, реализации имущества арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено такое право, реализации конфискованного движимого бесхозяйного изъятого и иного имущества, обращенного в собственность в соответствии с законодательством и ряд других функций.

Все перечисленные федеральные органы исполнительной власти подведомственны министерству финансов и так или иначе учувствуют в финансовой деятельности государства. Также среди органов специально компетенции выделяется Центральный Банк, но на этот счет в теории финансового право не достигнуто согласия ввиду неопределенного правового статуса Банка России, который напрямую не отнесен к органам государственной власти, а также выполняет неприсущие для органов государственной власти функции по кредитованию, рефинансированию коммерческих банков, которые относятся к финансовой деятельности негосударственного сектора [8]. Ключевая роль Банка России в осуществлении финансовой деятельности государства неоспорима ввиду статуса регулятора, где к нему также добавляются функции по разработке проведению политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ [9]. Также Банк РФ является один из важнейших участников финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ввиду наличий у него монопольного права на осуществление эмиссии денег на территории РФ [10].

Таким образом, осуществление финансовой деятельности органов государственной власти и органами местного самоуправления является объективной потребностью общества и государства для материального и финансового обеспечения своей деятельности. Государство и муниципальные образования используют различные механизмы реализации финансовой деятельности, в том числе экономические, финансовые механизмы в виде непосредственного участия государственных органов в товарно-денежном обороте и механизмы административных, виде мер финансового регулирования и финансового контроля. Финансовая деятельность государства в муниципальном образований очень объема, в ней участвуют все органы государственной власти без исключения, а также органы местного самоуправления и публичные субъекты, не относящиеся к категории государственных органов, например, государственные корпорации, государственные муниципальные унитарные предприятия. Таким образом, финансовая деятельность является одной из важнейшей категорий финансового права, который характеризует и обусловливает отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Литература:

1. Апель А. Основы финансового права.2-е изд. — СПб: Питер, 2016.

2. Вострикова Л. Г. Финансовое право — ЗАО Юстицинформ,2017.

3. Гладченко А. О. Основы финансового права. — М., 2014.

4. Горбунова О. Н., Карасева М. В., Н. И. Химичева Финансовое право — М.: Юристъ,2018.

5. Грачева Е. Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2017.

6. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право — М.: Юристъ,2016.

7. Додонов В. Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь — справочник. — М., 2017.

8. Крохина Ю. А. Финансовое право России. — М., 2015.

9. Финансовое право: конспект лекций. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2019. — 182 с

10. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева — М.: Юристъ, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая деятельность, орган, федеральный бюджет, местное самоуправление, федеральное собрание, финансовая деятельность государства, государственная власть, министерство финансов, счетная палата, исполнительная власть.

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Органы управления финансами на государственном уровне

Управление финансами является одной из важнейших задач государственной власти. От финансового благополучия национальной экономики во много зависит ее стабильность, возможности роста и развития. Важно понимать, что финансы проникают во все сферы жизни общества. Любые изменения моментально сказываются на субъектах, находящихся в связанных взаимоотношениях. В современном мире под влиянием глобализации и всеобщей интеграции стран в единое экономическое пространство финансовая стабильность является залогом устойчивости к кризисным тенденциям. Показателен пример финансового кризиса 2008 года, разразившийся из-за дисбаланса в кредитно-денежной системе США. В итоге это привело к структурным сдвигам не только в финансовой, но и в экономической жизни большинства стран мира.

Замечание 1

Система финансовых отношений в России представляет собой совокупность отношений, складывающихся относительно управления, распределения и целевого использования денежных средств государства. Регулирование финансовых отношений предполагает следование основным целям и задачам финансовой политики в рамках соответствующего законодательства страны.

Субъектами управления выступают органы власти, которые различаются в зависимости от объектов управления. Например, может осуществляться регулирование финансового обращения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. А так же, управление финансовыми средствами частого сектора, представленного предприятиями, различными организациями и некоммерческими фондами. Среди субъектов государственного управления выделяют:

  • Органы, отвечающие за законотворческую деятельность.
  • Органы, осуществляющие исполнение предписаний закона, и принятых в рамках финансовой политики решений.
  • Аппарат контроля над деятельностью финансовых и коммерческих организаций частого сектора.

На общегосударственном уровне управление финансовым обращением в России осуществляется Президентом, который является ответственным лицом за принятие решений по осуществлению внешней и внутренней политики страны. Так же в его обязанности входит формирование бюджетного послания и определение ведущих принципов финансовой политики будущего периода. Государственная Дума принимает законы, утверждает бюджет на будущий год, а также осуществляет контроль над исполнением. Правительство занимается более детальной проработкой федерального бюджета, а также государственным и внебюджетным фондом. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны.

Читать также:  ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Управление финансами на государственном уровне

Замечание 1

Управление финансами реализуется на всех уровнях хозяйственных систем. Основным источником финансов на государственном уровне является государственный бюджет.

Его управлением в России занимаются следующие ответственные лица и органы:

  1. Президент Российской Федерации выполняет функции формирования бюджетного послания, где оговариваются приоритетные направления внутренней и внешней политики на будущий год. Так же формулируются основные принципы финансовой политики.
  2. Парламент страны, включающий в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Здесь осуществляется принятие законов, утверждается размер федерального бюджета, осуществляется контроль над его целевым использованием.
  3. Правительство РФ выполняет задачу по разработке федерального и государственного бюджета, внебюджетных фондов.
  4. Исполнительным органом является Министерство финансов РФ. Оно занимается непосредственной реализацией предписаний правительства, а также целевого использования федеральных средств бюджета.
  5. Налоговая служба осуществляет деятельность в области регулирования и контроля над исполнением фискальной политики государства.
  6. Таможенная служба отвечает за сбор таможенных платежей, исполнение таможенной политики страны.
  7. Центральный Банк РФ отвечает за кредитно-денежные отношения, выполняет кассовые операции с федеральным бюджетом.
  8. Счетная палата осуществляет контроль над расходованием бюджетных средств.

Управление финансами со стороны государства является основным инструментом его воздействия на рыночные отношения внутри страны. Таким образом, Правительство получает возможность определять приоритетные направления деятельности в стране, стимулировать использование финансовых накоплений частного сектора и домашних хозяйств. Через законодательство насаждаются правила поведения в финансовой и социально-экономической сфере жизни общества. Появляется возможность поддерживать и развивать образование, медицину, культуру и науку. Так же поддерживается стабильность национальной валюты, осуществляется влияние на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства.

Сущность управления финансами

Основой хозяйственной жизни страны, отдельного субъекта является воспроизводственный процесс, который включает в себя этапы создания, распределения, дальнейшего сбыта и конечного потребления экономических благ. Соблюдение интересов сторон при совершении сделки купли-продажи происходит за счет денежных взаиморасчетов. Финансы так же являются частью денежного обращения, которая относится к фондам частного и государственного накопления. Важно отметить, что финансовое положение одного экономического агента моментально сказывается на всех участников хозяйственных отношений с ним.

Финансовый менеджмент представляет собой определенный вид деятельности, направленный на увеличение финансового результата и оптимизацию использования имеющихся ресурсов. В другим целям управления финансами относят:

  1. Обеспечение платежеспособности и ликвидности.
  2. Поддержание стабильности функционирования.
  3. Формирование финансовой независимости и устойчивости.
  4. Соблюдение интересов собственника финансов.

В рамках финансового управления реализуются этапы анализа, планирования, оперативного управления, контроля и прогнозирования. Сначала проводится всесторонний анализ факторов, потенциальных рисков, сильных и слабых сторон деятельности объекта. Формируется перечень финансовых показателей, с помощью которых разрабатывается план с долгосрочными и краткосрочными целями. Оперативное управление позволяет внедрить планирование в реальную деятельность объекта. Кроме того, оно помогает решать текущие задачи. Разработка прогнозов формирует представление о движении управляемого объекта, тенденциях его развития. Оно помогает скорректировать генеральный план, доработать бизнес-процессы. Еще одним элементом управления является контроль. Он используется в качестве инструмента отслеживания эффективности принятых управленческих решений, качества их исполнения. Так же контроль дает возможность оперативно собирать данные о состоянии объекта, которые могут быть применены для анализа и внесения изменений в его деятельность.

«Система органов управления финансами» 👇

Общее понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью каждодневной жизни человека. Они представляют собой индикатор работы реального сектора экономики, показывают объемы выпуска и потребления, определяют уровень жизни населения и так далее. Благодаря финансам можно сформировать понимание текущей экономической ситуации на предприятии, в стране или в целом в мире.

Финансы описывают ту часть денежного обращения, которая касается накопления денежных фондов. Последние могут быть частыми – резервный капитал предприятий, личные вклады домашних хозяйств, либо государственными – бюджет. Финансы воздействуют на процесс воспроизводства, распределение национального продукта. С их помощью можно отследить степень влияния государства на рыночные отношения, увидеть общие тенденции экономического развития и роста внутри государства или отдельного хозяйствующего субъекта. Финансы позволяют субъектам вступать в хозяйственные отношения друг с другом и соблюдать собственные интересы.

Принципами финансового обращения можно назвать:

  1. Создание единого правого поля для всех субъектов отношений.
  2. Унификация процессов обмена информацией и документами.
  3. Единство фискальной политики и кредитно-денежных отношений.
  4. Направленное применение денежных средств.
  5. Диверсификация источников доходов и инвестиций.
  6. Обеспечение баланса рынка.

Функционально финансы обеспечивают движение денежных средств через взаиморасчеты. Кроме того, они позволяют равномерно распределять общий национальный доход. С их помощью государство регулировать экономические процессы и явления в обществе, например, посредством увеличения или уменьшения субсидий, расширения или сокращения государственных закупок, изменений в фискальной политике. Информация по финансам позволяет понять текущее состояние экономики, тенденции в ней, риски, определить направления развития и роста. Финансы позволяют воздействовать не только на сферу денежного обращения, с их помощью можно вносить коррективы в политическую, экономическую и социальную области жизни общества.

«Органы управления финансами» 👇

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Читать также:  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ФИНАНС ИНВЕСТ

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Влияние органов управления на финансовое обращение

На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.

Можно сказать, что органы управления в финансовой сфере во многом определяют развитие рыночных отношений. Их влияние можно определить следующими положениями:

  1. Определение и следование приоритетным направлениям деятельности в государстве.
  2. Финансовое стимулирование позволяет активизировать работу региональных рынков.
  3. Формирование правил внутреннего ведения хозяйственной деятельности.
  4. Создание условий для эффективного функционирования социальных услуг (образования, медицины и другого).
  5. Поддержание курса национальной валюты.
  6. Осуществление управления государственным бюджетом.
  7. Обеспечение функционирования стратегических отраслей народного хозяйства.
  8. Создание условий безопасности в сфере экономической деятельности, соблюдение законности.

Замечание 2

Благодаря управлению финансами со стороны государства, прежде всего, обеспечивается адекватное распределение средств между субъектами хозяйствования, решаются вопросы социального, экономического и политического характера, поддерживаются те области деятельности, которые не являются коммерчески выгодными.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Органы управления финансами в частном секторе

Замечание 2

Главным звеном любой экономической системы является предприятие. Оно обеспечивает потребительский спрос, а также формирует доход бюджета страны. Кроме того, реальный сектор связывает между собой государство и население через воспроизводственный процесс.

На предприятиях, как правило, создается финансовый отдел, который осуществляет непосредственные функции планирования, анализа, прогнозирования и контроля в области финансовых отношений. Если предприятие небольшое, то финансовое управление находится в руках непосредственного руководителя и владельца данного бизнеса. На крупных предприятиях общенационального масштаба обычно создаются финансовые управления, которые включают в себя подразделения по аналитике, планированию и аудиту финансовой деятельности.

Структурными подразделениями финансового отдела можно назвать отделы по осуществлению:

  • кредитно-финансовой деятельности;
  • инвестиционной работы;
  • контроля над амортизационными отчислениями;
  • налогообложения;
  • осуществлению операционных расходов;
  • реализации финансово-хозяйственной деятельности;
  • работы с ценными бумагами;
  • финансовому планированию.

Работа финансового отдела регламентируется уставом предприятия и утверждается непосредственным руководителем. На крупных предприятиях для осуществления управления финансами существует отдельный менеджер высшего звена. Сейчас в реальном секторе используется система финансовой ответственности, подразумевающая, что каждый руководитель подразделения отвечает за выполнение установленных показателей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *