Рост российского влияния на рубеже 19 и 20 веков, по мнению Плеве Витте

3 Экономические реформы С. Витте

Важным этапом проводимой правительством России трансформации финансовой системы в конце XIX — начале XX века явилась деятельностью группы реформаторов под руководством Сергея Юльевича Витте, занимавшем должность министра финансов с 1892 по 1903 гг. Именно этот период является наиболее ярким и результативным этапом в деятельности финансового ведомства по модернизации России, а проводимая министерством политика охватила все отрасли народно — хозяйственного организма.

Новый министр финансов создал внушительный финансово — экономический механизм, тесно переплетавшийся с государственным и пользовавшийся всесторонней поддержкой императора и Государственного совета.

Витте начинал министерскую деятельность с одним заместителем, а в 1902 году уже имел четырех. В результате преобразований структура министерства включила 11 департаментов и крупных подразделений. Только в центральном аппарате министерства финансов работало свыше тысяче чиновников. Финансовое ведомство открыло свои представительства в крупнейших странах мира. Кроме того, С. Витте удалось создать сплоченный реформаторский коллектив из числа сотрудников министерства. Он добился у императора разрешения принимать в свое ведомство специалистов, не имевших необходимых чинов и даже прав на государственную служу, что мотивировалось необходимостью сотрудников иметь специальные знания, а часто и опыт деятельности в предпринимательских сферах.

Витте отчетливо понимал, что одним из главных препятствий промышленной революции страны, была неустойчивость русского рубля и его неконвертируемость. Хотя его предшественниками, стоявшими во главе финансового ведомства в 60-80 гг. XIX в. Рейтерн, Н. Бунге, И. Вышнеградский), была проделана основная работа по подготовке денежной реформы, им не удалось довести проводимый стабилизационный курс до логического завершения. Это обуславливалось в первую очередь резким противодействием реформе дворян — землевладельцев, имевших большое влияние в правительственных кругах. Кроме того, в разные годы, негативное влияние на проведение реформы оказали череда неурожаев, польское восстание, русско-турецкая война и следовавшие за ними экономические кризисы.

После 1863 г. и вплоть до 1895 г. правительство не делало больших попыток вводить в России золотое обращение. В финансовом ведомстве велась кропотливая работа по извлечению уроков и просчетов проведения реформы. Министерство финансов сосредоточило свои усилия на поддержании «устойчивости валютного курса в качестве необходимого условия прилива иностранных капиталов», используя для этой цели «заграничные займы и активный торговый баланс». Корелин А. Реформы С. Витте и модернизация России // Вестник Российского гуманитарного фонда — 2008. — №4. 18-20.

Во второй половине XIX столетия по мере развития капитализма в Европе, увеличение торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становится все более значительной. К концу XIX столетия к золотому денежному обращению перешли практически все ведущие европейские страны, введение золотой валюты стало для России назревавшей необходимостью. Однако Министерству финансов понадобилось десять лет для того, чтобы покончить с последствиями войны в экономике и финансах страны.

Важной заслугой Витте является реструктуризация банковской и контрольной систем России для обеспечения введения золотого монометаллизма. К началу 90-х гг. XIX века они не имели четкой регламентации своей правовой и финансовой деятельности, кроме того, существовавшая система государственного контроля не позволяла министерству финансов в полном объеме отслеживать деятельность банков. Поэтому министерством финансов в период 1894 -1898 гг. были проведены ряд мероприятий, позволивших государственному банку полностью контролировать денежное обращение и кредитную систему государства.

Соединив воедино все ресурсы, как внутренние, так и внешние, С. Витте приступил к реализации своего главного замысла — проведения денежной реформы. Однако для проведения реформы требовался большой запас золота.

В 1893 г. в подготовки к проведению денежной реформы было решено провести ряд мероприятий по укреплению кредитного рубля. Так как кредитный рубль был излюбленным материалом биржевой спекуляции на заграничных рынках, министерство финансов в январе 1893 г. внесло в Государственный совет представление об установлении таможенной пошлины (в размере 1 коп. со 100 руб. ) на вывозимые за границу и ввозимые оттуда кредитные билеты. В целях упрочнения курса рубля последовало запрещение сделок на разность по покупке и продаже золотой валюты. Предложения С. Витте 8 июня 1893 г. были одобрены Государственным советом и утверждены императором. Витте С. Избранные воспоминания 1849-1911. — М. , 1991. 134.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, одобренный Государственным советом в конце апреля и утвержденный Николаем II 11 мая 1895 года. В нем было два основных положения: Корелин А. Сергей Юльевич Витте // Россия на рубеже веков: исторические портреты. — М. , 1991. 201.

1) всякие дозволенные законом письменные сделки могли заключаться на российскую золотую монету;

2) по таким сделкам уплата могла производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа.

Основными целями реформы , которые намечались Витте, были: Закрепить достигнутые успехи в области финансового и народного хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического обращения. Причем реформа должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейших потрясений и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежно системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения. Достичь этого признавалось возможным исключительно введением золотого рубля по утвердившемуся курсу 66,2/3 коп. золотом.

В качестве первоочередных мер по стабилизации денежной системы предполагалось:

1) упрочение курса рубля и сосредоточение значительных запасов золота; запасы золота в декабре 1895 г. составили 684,7 млн. руб. зол. , покрывая 61% номинальной стоимости находившихся в обращении кредитных билетов и 91,6 % их действительной металлической стоимости;

Читать также:  СХЕМЫ ОБНАЛИЧИВАНИЯ ФИНАНСОВ

2) в целях облегчения доступа золотой валюты из-за границы разрешить совершение сделок на золото;

3) установить прием золота в кассы, сначала, лишь по акцизным сборам, а затем и по прочим платежам;

4) открыть продажу и покупку золота в учреждениях Государственного банка;

5) установить прием золотых вкладов с выпуском под их обеспечение депозитных квитанций;

6) определить соотношение новой валюты к кредитному рублю 1 руб. золота — 1 руб. 50 коп. кредитного.

Реформа проводилась в несколько этапов. Государственный банк 27 сентября 1985 г. объявил, что будет покупать и принимать золотую монету по цене ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал (5-рублеваязолотая монета), а на 1896 гг. покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. (для 10-рублевой золотой монеты — 15 руб.

Закон 3 января 1897 года предусматривал чеканку золотых монет с прежним содержанием золота. С 29 августа было установлено твердое основание для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать денежные знаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом и не менее чем в половину суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 300 млн. руб. , а сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль (один империал пятнадцати кредитным рублям). Затем последовало распоряжении о чеканке выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты равной одной трети империала. Было установлено определение новой монеты единицы (1 руб. — 1/15 империала, содержащего 17. 424 доли чистого золота). Корелин А. Реформы С. Витте и модернизация России // Вестник Российского гуманитарного фонда — 2008. — №4. 18-20.

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить и монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 г. Основные положения устава включали следующие пункты:

— государственной денежной единицей России является рубль, содержащий 1,424 долей чистого золота;

— золотая монета могла чеканиться из золота, принадлежавшего казне;

— полноценная золотая монета обязательна к приему по всем платежам на неограниченную сумму;

— серебряная и медная монета изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении, обязательными к приему для платежа до 25 рублей.

Все мероприятия, направленные на осуществление реформы, привели к тому, что с 1897 г. в России установился золотой монометаллизм.

Витте строго следил, чтобы у чиновников министерства финансов не было соблазна запустить печатный станок в ущерб золотой чеканке. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена. Он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 млн. руб. Любые попытки нарушить это правило жесточайше пресекались. Это правило сохранилось вплоть до 1914 года. В итоге, накануне I Мировой войны в России обращалось бумажных денег на 1630 млн. руб. , а золота в подвалах Госбанка и заграничных банков хранилось 1743 млн. рублей. До 1914 г. русский рубль не просто был конвертируемым, но и входил в пятерку самых прочных валют мира. Эта денежная система, ставшая основой европейского развития, с успехом просуществовала до лета 1914 года и потерпела крах только в результате острейшего политического кризиса. Таким образом, С. Витте удалось успешно провести стабилизационный курс, начатый его предшественниками, а именно: целенаправленная налоговая и покровительственная торгово-таможенная политика, активизация расчетного баланса, накопление золотого запаса, конверсия государственного долга, а также активное привлечение иностранных капиталов.

В 1897 г. Россия перешла на золотое денежное обращение. Денежная реформа 1895 — 1897 гг. произвела большой резонанс в финансовых кругах европейских государств. На Россию теперь смотрели как на равного партнера. Проведение денежной реформы во многом было обусловлено внутренними потребностями страны и, прежде всего, условиями экономического развития. Немаловажную роль в ее проведении сыграл и внешний фактор, которые определялся как притоком дешевого серебра в Европу из Аргентины, как и открытием золотых россыпей в Калифорнии, Австралии и Африке. Стабильная валюта облегчила проведение валютных операций и взаиморасчетов с главными торговыми партнерами России, укрепила русский кредит и подняла доверие иностранных кредиторов к отечественной экономике. Империя обновила свою финансовую систему настолько, что непосредственно приблизилась к уровню развития западноевропейских стран. Устойчивое денежное обращение стало несущей конструкцией быстро формирующегося единого национального рынка.

Подготовка и ход реформыПравить

Подготовка реформы началась в 1880-х годах и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов Сергей Витте в феврале 1895 года представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, формально действовавший во Франции.

Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 года Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 года был установлен курс кредитных билетов в размере 7,40 рубля за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896 года — 7,50 рубля).

Пяти- и десятирублевые монеты столичные острословы того времени окрестили «матильдорами» (по имени супруги Витте) и «виттекиндерами».

Читать также:  УЧЕБНИКИ ФИНАНСЫ БЮДЖЕТ

К 1897 году Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн рублей).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска кредитных билетов, свободно и без ограничений размениваемых на золото. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Финансы Российской империи

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2020 года; проверки требуют 6 правок.

Финансы Российской империи — форма организации государственных финансов, как системы образования и распределения денежных ресурсов, необходимых для выполнения задач внутренней и внешней политики Российской империи на историческом отрезке её существования с 22 октября (2 ноября) 1721 по 1 (14) сентября 1917 года.

Реформы Петра IПравить

Для заведования государственными финансами Пётр учредил, по шведскому образцу, три коллегии — камер-коллегия ведала доходами, штатс-контор-коллегия — расходами, а ревизион-коллегия занималась проверками.

Вторая половина XVIII века — первая половина XIXПравить

При преемниках Петра в XVIII веке система в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Начата банковская система: императрица Анна Иоанновна учреждает первый банк в 1732 г. Основными нововведениями этого периода стали: Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины, в 1754 г. создаются 3 государственных банка — для дворянства в Москве и два в Петербурге — для коммерции и купечества. Пётр III в апреле 1762 г. учреждает выпуск ассигнаций.

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом государственного аппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

В расходовании государственных средств в 1850 годы царил хаос; каждое ведомство вело свой отдельный бюджет со своими статьями доходов и расходов и зачастую имело отдельные источники дохода, не попадавшие в общий госбюджет. Кроме того, каждое ведомство вообще не считало госбюджет («государственную роспись») обязательным к исполнению и зачастую испрашивало дополнительного финансирования, могло при этом не расходовать все деньги или даже передвигать их с одной статьи на другую.

Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.

Реформы Александра IIПравить

К 1862 году император Александр II приходит к выводу, что вследствие секретности мнение общества о госбюджете гораздо хуже, чем он на самом деле того заслуживает. Предпринятая им финансовая реформа с 1862 года снимает секретность с госбюджета, c 1864 года вводит государственный контроль («контрольные палаты»), отчёты которого с 1866 года становятся публичными. Вводится единый для всех ведомств госбюджет, с едиными остатками и единой кассой — кассой министерства финансов.

Также Александр II предпринимает ряд реформ налогов: отдача на откуп питейного сбора заменяется менее разорительным акцизом, подушная подать для мещан заменяется налогом с недвижимых имуществ, с 1880 под давлением общества отменяется налог на соль.

Освобождение крестьян от крепостного права в 1861 году вызывает появление огромных выкупных платежей. Со временем становится очевидным их несоразмерность доходам крестьян, что вызывает постоянно растущие недоимки. Рассылка по губерниям воинских команд, конфисковывавших крестьянское имущество, оказывается бесполезной, и к концу правления Александра II правительство приходит к мысли о необходимости снижения выкупных платежей.

Предвоенное состояние финансовПравить

Русско-японская война и революция 1905 года становятся сильным ударом по государственным финансам. Затраты на войну с Японией планировались в пределах 1 млрд руб. , однако в реальности составили 2,3 млрд руб. Эти расходы были практически целиком профинансированы за счёт роста госдолга с 6,6 до 8,7 млрд руб. Курс государственных ценных бумаг с фиксированной 4 % доходностью упал за 1904—1905 с 94 % номинала до 71 %, в декабре 1905 в правительстве рассматривался вопрос об отмене золотого обращения. Избежать этого удалось благодаря займу во Франции на 843 млн руб.

Государственный чрезвычайный бюджет в 1913г составил

При рассмотрении величины долга следует учитывать также размер экономик разных стран; так, «народный доход» Франции составлял в пересчёте на рубли 8-10 млрд, Англии 10 млрд, России — 4 млрд, то есть долговое бремя того же размера переносилось Россией в 2 — 2,5 раза тяжелее. В условиях франко-русского союза 60 % российского госдолга приходилось на Францию.

1900 год — 148,7 млн.

1904 год — 111,5 млн.

1907 год — 146,5 млн.

1910 год — 307,8 млн.

1913 год — 323,2 млн.

Финансы в Первую мировую войнуПравить

Начало первой мировой войны крайне тяжело отразилось на финансах империи в связи с резким увеличением военных расходов. Кроме того, в 1914 году вводится «сухой закон», уменьшивший госдоходы: за 1913 год за счёт водочной монополии казна получила до 899 млн руб.

Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Доля золотого обеспечения уменьшалась с 98 % (июль 1914 года) до 51,4 % (январь 1915), 28,7 % (январь 1916) и 16,2 % (январь 1917). Раздутие необеспеченной денежной массы неизбежно вызвало массовую инфляцию; с начала войны до 1917 года цены увеличились в среднем в 3,36 раза. Средняя заработная плата при этом выросла только в 2 раза.

Золотой запасПравить

По состоянию на начало Первой мировой войны государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире, и оценивается в 1,695 млрд руб. при государственном долге 8,800 млрд руб. Всего с 1894 года золотой запас увеличился в два раза. Для сравнения: золотой запас СССР на 1953 год составлял 2049,8 т, на момент распада СССР он сократился до 484,6 т.

  • ↑ 1 2 3 4 5 Россия/Политический отдел и финансы/Финансовое хозяйство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • А. П. Погребинский. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX–XX веков). Дата обращения: 27 июня 2013.
  • ↑ 1 2 3 4 Мосякин, А.Г. Русское экономическое чудо // Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880-1922 / Михайлов К.Г.. — Документальное расследование. — Москва: КМК, 2017. — С. 29—35, 52—53. — 657 с. — ISBN 978-5-9500220-7-4.
  • Россия/Дополнение/Государственное хозяйство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ю. П. Воронов. Финансовое банкротство предреволюционной России (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2013. Архивировано 4 марта 2014 года.
  • Сидоров А. Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1914—1917 гг. М., 1960. С. 147. Из суммы на первую половину 1914 года 1633 млн рублей были в бумажных дензнаках, остальные — в разменной монете.
  • 60. Ковель и Станислав. Дата обращения: 27 июня 2013.
  • Как менялся золотой запас страны – от Александра III к Путину. Дата обращения: 1 сентября 2013.
Читать также:  Как относиться к тому, что у нас с мужем разный взгляд на семейный бюджет? — 70 ответов

Первая половина XVIII векаПравить

Пётр I получил от Московского государства промышленность, находившуюся в зачаточном состоянии. Полезных ископаемых, включая золото и серебро, добывалось мало. Металлы — железо, медь, олово — импортировались из Европы. На экспорт шли в основном лён, пенька и пушнина.

При Петре начинается развитие геологоразведки, благодаря чему на Урале находят месторождения металлической руды. Начинается добыча золота и серебра. Прорыты первые каналы. Основываются мануфактуры для нужд армии (производство пушек, пороха, парусов, сукна, обуви). Создаются крупные заводы на Урале, в Олонецком крае, Туле, Сестрорецке. Начинается отказ от импорта. Промышленности назначаются льготы: беспроцентные кредиты из казны, освобождение от рекрутской повинности, подсудность только Мануфактур-коллегии и т. Ведётся политика протекционизма. Зачастую учреждались монополии с целью поставить на ноги предприятие. Для обучения приглашают мастеров из-за границы, с 1711 появляются ремесленные школы для обучения рабочих. За 1700—1725 года основывается 200 мануфактур. С 1712 прекращён экспорт оружия, невыделанных кож, чулок, иголок, и поощряется экспорт масла. Также поощряется экспорт товаров из России на русских кораблях, снижением пошлины в 3 раза. Вводится пошлина (до 40 %) на импорт. С 1718 года солдатские мундиры шьются только из русского сукна, с 1723 всё делопроизводство велено вести только на бумаге русского производства.

Для XVIII века характерны проблемы с развитием промышленности вследствие прикреплённости крестьянства к земле: в стране, где в большинстве губерний основную массу населения составляли крепостные крестьяне, работать на мануфактурах было попросту некому. Поначалу эту проблему решали приписыванием заводам крепостных. С 1741 устанавливается 14 часовой рабочий день. Елизавета Петровна отменяет таможенные пошлины, но культивирует монополии, в результате чего качество продукции падает. Екатерина II отменяет монополии, распускает Мануфактур-коллегию с её отдельной подсудностью. Фабрикам с посессионными крепостными запрещается изменять и сокращать производство, переводить рабочих на другие фабрики и т.

Вторая половина XVIII векаПравить

Правление Екатерины II (1762—1796) характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Вензель EII на монете 1765 г.

Первая половина XIX векаПравить

В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав. Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I (1825—1855) было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу Промышленная революция, фактически не существовало (подробнее см. Индустриализация в Российской империи). В экспорте России было лишь сырьё, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.

К началу XIX века количество крестьян вольнонаёмных и крепостных на заводах и фабриках почти сравнялось. С 1824 разрешается переход посессионных рабочих в другие сословия (с ходатайства владельца утверждённого правительством), а с 1835 владельцам разрешено их отпускать. К 1840 крепостной труд на фабриках приходит к кризису из-за низкого качества продукции и начинается массовый роспуск посессионных рабочих.

Третья четверть XIX векаПравить

Благодаря этим и другим мерам (конвертирование государственных займов с понижением выплачиваемого по ним процента, введение государственной монополии на торговлю спиртными напитками и др. ) удалось значительно улучшить состояние государственных финансов. Существенно снизилась доля государственного бюджета, расходуемая на обслуживание государственного долга, замедлилось и дальнейшее увеличение самого долга. Стабилизация государственных финансов позволила начать подготовку к введению золотого рубля, которое было осуществлено министром финансов С. Витте уже после смерти Александра III.

Промышленная революцияПравить

С началом эксплуатации Бакинского района Россия в 1900 году выходит на первое место по добыче нефти. После окончания кризиса 1899 года увеличивается промышленное производство в 1,5 раза за 1909—1913, причём тяжёлая промышленность — 174 %, лёгкая — 137 %.

Экономический кризис (1900—1903) прервал рост России, закрыл 3 тыс. фабрик и заводов, увеличил концентрацию производства, способствовал образованию крупных синдикатов (Продамет, Продпаровоз, Продвагон), усилил позиции иностранного капитала (в основном, французского). Промышленность росла за счёт монополизации, по этому показателю Россия обгоняет Германию и США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *