Счетная палата в 2021 году сосредоточится на оценке контрмер в отношении COVID-19, а Российская Федерация проведет аудит деятельности Министерства финансов

В 2019 году Росимущество показало самый низкий за три года уровень исполнения программы приватизации по продаже пакетов акций. К такому выводу пришла Счетная палата после проверки исполнения бюджета в Росимуществе.

По мнению аудитора Андрея Батуркина, такой результат связан с низким спросом и качеством торгов, так как «большинство объявленных торгов признаны несостоявшимися, приватизация части пакетов была приостановлена».

В этом сюжете

Счетная палата выявила бюджетные нарушения на 50 млрд рублей
19 августа, 18:58

Счетная палата проверила исполнение бюджета ФНС и ФТС в 2019 году
17 августа, 8:57

Счетная палата проверит выполнение мер поддержки в пандемию
7 июля, 10:57

Отмечается, что с нарушениями ведется и реестр федерального имущества (РФИ). «Функции правообладателя имущества не закреплены за структурными подразделениями Росимущества, отсутствует внутренний порядок по направлению сведений в систему учета. В системе Росимущества остается значительный массив имущества, на которое не оформлены права. Системная работа в этом направлении также не ведется», — отметил Батуркин.

Нашлись у Счетной палаты претензии и к стоимостным данным, которые содержатся в реестре федерального имущества. Они не обеспечивают необходимую достоверность информации. Так, расхождение данных бюджетного учета и реестра федерального имущества по объектам казны составило 6,7 трлн руб.

Также были выявлены нарушения и недостатки при ведении Росимуществом бюджетных полномочий, бюджетного учета и составлении отчетности, планировании и реализации мероприятий в сфере информатизации, госзакупок, управлении имуществом, а также реализации полномочий по контролю деятельности территориальных органов и подведомственных организаций.

В частности выяснилось, что отдельные территориальные органы ведомства необоснованно зачисляли на лицевые счета администраторов доходов дивиденды, поступившие от семи акционерных обществ, по которым права акционера-участника (РФ) переданы госкорпорации «Ростех» и Минтрансу. Общая сумма составила почти 653 млн руб. , пояснил Батуркин.

Счетная палата отмечает, что по результатам проверки консолидированная бюджетная отчетность Росимущества за 2019 год признана недостоверной из-за искажения показателей на общую сумму 1,3 млрд руб. , при этом ведомство исполнило доходы с небольшим превышением – 100,7% от прогноза или 474 млрд руб. Традиционно 93% доходов Агентства составили дивиденды по принадлежащим государству акциям, говорится в заключении.

Москва. 28 сентября. INTERFAX. RU — Счетная палата РФ при проверке исполнения федерального бюджета и бюджетной отчетности за 2020 год по результатам завершенных контрольных мероприятий выявила нарушения на 338,6 млрд рублей, сообщается в заключении контрольного органа.

В том числе, по результатам тематических проверок исполнения федерального бюджета за 2020 год было выявлено нарушений на 105,8 млрд рублей.

Наибольшая часть выявленных нарушений — это неправильное отражение в учете фактов хозяйственной жизни (на 97,8 млрд рублей), а также нарушения федеральных законов и постановлений правительства РФ при использовании средств федерального бюджета и при оказании услуг населению госучреждениями (на 84,8 млрд рублей).

Использование средств бюджета на создание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не давших ожидаемых результатов, на разработку невостребованной проектно-сметной документации, на приобретение неиспользуемых объектов недвижимого имущества и иного имущества оценивается в 24,2 млрд рублей, нарушения при осуществлении госзакупок — 9,8 млрд рублей.

Кроме того, сообщается в заключении, в ходе контрольных мероприятий до их завершения устранены нарушения, связанные с ведением учета и формированием отчетности, на общую сумму 445,6 млрд рублей.

В документе Счетной палаты названы администраторы дохода, где проверками выявлены факты осуществления ими не на должном уровне полномочий в части учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет (Росжелдор, Минпромторг, Росморречфлот, Росстат, Росаккредитация), принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, принятия решений о зачете (уточнении) платежей (Ространснадзор, Минобрнауки, Минфин, Росимущество), принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности (Минцифры, Федеральное казначейство, Росимущество).

Читать также:  Приказ министра финансов республики казахстан от 16 февраля 2018 года 208

По мнению Счетной палаты, имеются потенциальные резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет. Они могли быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, взысканию доначисленных платежей по результатам контрольной работы, совершенствованию контроля за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров, сокращению неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов (включая недоимку), таможенным платежам на 1 января 2021 года составила 1 трлн 139,0 млрд рублей. В том числе задолженность перед бюджетной системой РФ по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов, администрируемым налоговыми органами, составила 1 трлн 109,3 млрд рублей, в том числе недоимка — 307,1 млрд рублей, задолженность по уплате таможенных платежей — 29,7 млрд рублей, в том числе по пеням и штрафам — 6,2 млрд рублей.

Москва. 4 февраля. INTERFAX. RU — Основными направлениями плана работы Счетной палаты в этом году стали антикризисные меры и меры социальной поддержки граждан, принятые в рамках борьбы с пандемией коронавируса COVID-19 и ее последствиями, сообщили в пресс-службе ведомства.

«Счетная палата в четверг публикует план проверок на 2021 год. Значительная часть плана отведена социально-ориентированным мероприятиям, в том числе оценке антикризисных мер и мер, принятых в рамках борьбы с пандемией и ее последствиями», — говорится в сообщении.

В частности, в этом году ведомство проведет анализ влияния мер правительства РФ по восстановлению занятости и доходов населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на уровень доходов населения и потребительский спрос как основного фактора экономического роста за период 2019 — 2020 годов и истекший период 2021 года.

«Наша задача проанализировать политику правительства в социальной сфере в период пандемии, посмотреть, насколько реализуемые меры поддержки были востребованы со стороны населения, удалось ли компенсировать снижение доходов граждан, что могло бы быть сделано, но не было реализовано», — пояснил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев, чьи слова привели в пресс-службе.

Он напомнил, что президентом поставлены долгосрочные национальные цели, в частности, обеспечить темпы устойчивого роста доходов населения. Между тем, «текущий кризис, вызванный пандемией COVID-19, обострил негативные явления, сложившиеся в экономико-социальной сфере и на рынке труда». По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 3,5%. Снижение доходов сопровождается сокращением потребительского спроса: оборот розничной торговли снизился на 4,1%, платные услуги населению сократились на 17,3%, напомнил аудитор.

Анализ реализации антикризисных мер в сфере закупок

Кроме того, будет проведен анализ реализации антикризисных мер в сфере закупок, принятых в 2020 году в целях преодоления сложной экономической ситуации из-за COVID-19, анализ влияния системы мер соцподдержки граждан, включая социальный контракт, на снижение бедности, оценка реализации мер социальной поддержки граждан в части трудоустройства инвалидов в 2019 — 2020 годах и оценка стратегических мер, принятых правительством по совершенствованию пенсионной системы, в период с 2015 по 2020 год.

Меры налоговой поддержки

Также Счетная палата проведет анализ реализации мер налоговой поддержки и субсидирования организаций, а также ИП, осуществляющих свою деятельность в пострадавших отраслях экономики, в связи с распространением COVID-19, влияния принятых мер на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ в 2020 году и истекшем периоде 2021 года. Кроме того, запланированы мониторинг использования средств ФНБ в рамках мер, принимаемых в РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями на экономику РФ, в 2020 году и мониторинг государственной гарантийной поддержки отраслей экономики, осуществляемой в РФ в рамках мер по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 — 2021 годах.

Читать также:  Министр финансов россии и его заместители

Оценка поддержки ипотечного кредитования

Будет проведена и оценка результативности выделения в 2019 — 2020 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями.

Распространение COVID-19 в 2020 году привело к падению выдачи ипотеки и объемов жилищного строительства, в целях поддержки были запущены дополнительные госпрограммы субсидирования процентных ставок по ипотеке и по кредитам застройщиков, на которые в 2020 году было выделено 93,7 млрд руб. против 24,6 млрд руб. годом ранее, напомнили в СП. «Госпрограммы обеспечили предоставление в третьем квартале 2020 года до 48% ипотечных кредитов от общего количества выданных, однако запустили рост стоимости строительства жилья. Запланированное мероприятие позволит определить результаты, эффекты и последствия господдержки для рынка ипотечного кредитования, жилищного строительства и бюджета», — пояснил аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин.

Счетная палата в 2021 году сосредоточится на оценке контрмер в отношении COVID-19, а Российская Федерация проведет аудит деятельности Министерства финансов

Вход в здание Счетной палаты РФ

Москва. 18 марта. INTERFAX. RU — Счетная палата РФ в 2019 году провела на 100 проверок меньше, чем годом ранее, по итогам которых выявила вдвое меньшее количество нарушений на общую сумму почти в 890 млрд рублей, говорится в годовом отчете ведомства.

По данным Счетной палаты, в прошлом году выявлено 4443 нарушений на общую сумму 884,6 млрд рублей. В 2018 году их было вдвое больше — 9 235, но на сумму, которая более, чем на 100 млрд рублей меньше — 772,7 млрд руб. Для сравнения за 2017 год, когда Счетную палату возглавляла нынешний вице-премьер Татьяна Голикова, нарушений было 6455, но их сумма была намного более впечатляющей — 1 трлн 865,6 млрд рублей.

Ошибки в финансовой отчетности

В отчете сказано, что около 316,1 млрд рублей (или 36 %) приходится на нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и некорректным составлением иной финансовой отчетности. Иными словами, в прошедшем году у Счетной палаты возникли вопросы к именно такому объему денег, отраженному в отчетности главных распределителей бюджетных средств (ГРБС), поясняют в ведомстве.

По информации Счетной палаты, одной из причин образования такой суммы стало грубое нарушение правил финансовой отчетности, то есть искажение указанной суммы в любой строке документа не менее чем на 10 % (около 292 млрд рублей), двумя другими — ошибки, внесенные в финансовую отчетность в результате некорректной инвентаризации (17 млрд рублей), и негрубые ошибки (например, перепутаны цифры в смежных строках) при заполнении бухгалтерской отчетности (6 млрд рублей).

«И если негрубые ошибки, по сути, не несут серьезных последствий, так как легко исправляются, то грубое нарушение правил ведения бухучета и ошибки в результате инвентаризации наказываются административным штрафом», — говорится в отчете.

Такое количество нарушений (всего 541), по мнению Счетной палаты, говорит о «недостаточно качественном управлении бюджетными средствами, выделенными на достижение государственных целей», а также может свидетельствовать о необходимости совершенствовать правила для эффективного бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Также с ведением бухучета связаны нарушения в сфере управления и распоряжения госсобственностью: зафиксировано 292 таких нарушения (в денежном эквиваленте — 106,2 млн рублей); в большинстве случаев причиной этого была некорректная постановка имущества на учет.

Нарушения при госзакупках

Значительная часть — 237,3 млрд рублей, или около 27 % общего объема выявленных нарушений, — приходится на нарушения при госзакупках и закупках некоторыми юрлицами, то есть нарушения федерального закона № 44-ФЗ (о госзакупках). Выборочные проверки обнаружили 906 фактов нарушений. Чаще всего ГРБС существенно изменяли условия контрактов, выполняли их позже установленного срока или предоставляли в реестр недостоверную информацию.

Читать также:  Основы сущности и целей финансов

«Наибольший ущерб с денежной точки зрения произошел из-за некорректного обоснования и определения начальной цены контракта, заключенного с единственным поставщиком, при решении сделать закупку у единственного поставщика или в результате бездействия в отношении недобросовестного поставщика услуг», — говорится в отчете.

Неисполнение бюджета

Всего 1725 нарушений на сумму около 217,5 млрд рублей (примерно 25% общей суммы) было обнаружено при анализе и контроле формирования и исполнения бюджета, из них 1409 нарушений именно при исполнении бюджета, на которые приходится большая часть суммы нарушений — 178,3 млрд рублей.

«Значительная часть этого объема денег появилась в результате того, что органы государственной власти с нарушением выполняли свои задачи и функции, в том числе не осуществляли свои бюджетные полномочия. Например, один из органов власти не завершил строительство в срок, нарушив свои обязательства, что и привело к необоснованным расходам», — говорится в отчете.

Кроме того, Счетная палата выявила нецелевое использование денежных средств на сумму 294,2 млн рублей. В основном это связано с использованием субсидий на выполнение госзаданий в бюджетных учреждениях.

Ошибки в документах 3% неэффективности

Еще 214 установленных нарушений были совершены при формировании бюджета, то есть именно на этапе подготовки документов. Такие нарушения устраняются до принятия бюджета в Госдуме в третьем чтении и не влекут серьезных последствий.

«Таким образом, Счетной палате удалось предотвратить необоснованное распределение 37,3 млрд рублей, из которых 32,6 млрд рублей были связаны с федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП)», — отмечается в отчете.

Значительное количество нарушений при формировании бюджета и исполнении полномочий органами власти может свидетельствовать о недостаточной эффективности государственного управления и впоследствии негативно сказаться на доверии граждан к государству.

Счетная палата также зафиксировала 65 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств и иных ресурсов, на сумму порядка 24 млрд рублей (3% общей суммы). Кроме того, в результате контроля внутреннего аудита объекта проверки было обнаружено 117 нарушений, не имеющих денежного эквивалента, еще 15 нарушений на 16,6 млрд рублей было найдено при использовании средств финансовой и гуманитарной помощи России, а также два нарушения, не имеющих денежного эквивалента, — в сфере деятельности Центробанка РФ.

Также во время контрольных мероприятий было выявлено 768 прочих нарушений на сумму 71,9 млрд рублей, сообщили в Счетной палате.

О пользе проверок

«В целом анализ нарушений, выявленных в результате выборочных проверок, позволяет предсказать риски недостижения тех или иных государственных целей, которые в конечном итоге сказываются на уровне жизни населения. Это также помогает делать выводы о качестве управления страной в целом и выбирать новые управленческие стратегии», — уверены в Счетной палате.

«Более того, проверки предотвращают не только возможные нарушения, но и уже допущенные, а также заставляют более ответственно относиться к использованию бюджетных средств», — подчеркнули там.

Всего в 2019 году было проведено 319 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что равно количеству проверок за 2017 год, но на сто меньше, чем в 2018-м, когда, согласно отчету, их было 419. План работы на 2019 год состоял из 389 мероприятий, и в итоге выполнение еще 70 было запланировано на 2020 и 2021 годы.

Из завершенных проверок 17 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были проведены Счетной палатой в 2019 году с зарубежными высшими органами аудита (5), а также с региональными контрольно-счетными органами России (12).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *