СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ

Итак, финансы
представляют собой экономические
отношения, связанные аккумулированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
государством своих функций и задачи
обеспечения условий для расширенного
воспроизводства.

Следовательно,
финансовая деятельность государства
представляет собой деятельность
государства по формированию, распределению
и использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств, обеспечивающих его бесперебойное
функционирование и развитие.

Под централизованными
финансами


понимают экономические
отношения, связанные с образованием и
использованием фондов денежных средств,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных
внебюджетных фондах.

Иными
словами, к централизованным фондам
денежных средств, или централизованным
финансам, относятся те денежные средства
государства, которые поступают в его
распоряжение как властвующего субъекта.
К таким фондам относятся:

во-первых,
денежные средства, аккумулируемые в
государственной бюджетной системе;

во-вторых,
внебюджетные централизованные фонды
государства;

в-третьих,
государственное страхование; в-четвертых,
государственный, в том числе банковский,
кредит.

Под
децентрализованными финансами


понимают денежные отношения, опосредующие
кругооборот денежных фондов предприятий.
То есть к децентрализованным финансам
относятся финансы предприятий и
организаций всех форм собственности,
образуемые как за счет собственных
ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями,
а также отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды.

Финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений,
поэтому роль и значение финансов зависят
прежде всего от того, какое место занимают
денежные отношения в экономических
отношениях.

Финансы —
это
экономический инструмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода,
это орудие контроля за образованием и
использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение
финансов — путем образования денежных
доходов и фондов обеспечить не только
потребности государства и предприятий
в денежных средствах, но и контроль за
расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают
денежные отношения, возникающие между
следующими субъектами:

а) предприятиями
в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями
и вышестоящими организациями при
создании централизованных фондов
денежных средств и их распределении;

в) государством и
гражданами при внесении ими налогов и
добровольных платежей;

г) предприятиями,
гражданами и внебюджетными фондами при
внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными
звеньями бюджетной системы;

е) страховыми
организациями, предприятиями и населением
при уплате страховых взносов и возмещении
ущерба.

Финансы также
выражают денежные отношения, опосредующие
кругообращение фондов предприятий.

Роль государства
в аккумуляции, регулировании, распределении
и использовании централизованных и
децентрализованных денежных средств
особенно возрастает в переходный период
к рыночной системе хозяйствования. Что
касается централизованных фондов, то
в отношении них государство выступает
как властвующий субъект и может обеспечить
свои доходы через принудительную систему
— налогов, пошлин, различных сборов,
эмиссии денег и т.д.

Другое дело —
децентрализованные фонды. В отношении
них государственное регулирование
выражается совсем по-иному. И уж совсем
иное отношение должно быть к финансам
частных предпринимателей, поскольку
частные финансы — их состояния и динамика
— подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая
деятельность государства связана с
расходами и доходами. В случае, когда
расходы превышают доходы, государство
для покрытия необходимых расходов
вынуждено искать дополнительные
источники денежных средств — банковский
или государственный кредит, выпуск в
обращение ценных бумаг и проч. Поэтому
именно состояние финансов отражает
процессы, происходящие в государстве,
причем не только в области экономики и
социальных процессов, но в сферах
политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения
финансовых средств невозможно провести
практически ни одного мероприятие в
государстве. Иными словами, проведение
любых мероприятий в государстве связано
с его финансовой деятельностью. И именно
поэтому необходимы те правовые основы,
которые бы регулировали проведение
финансовой деятельности государства,
поскольку осуществляется она, естественно,
в правовой форме.

Без участия финансов
не может быть распределен национальный
доход, являющийся главным материальным
источником денежных доходов и фондов.
С учетом объемов национального дохода
и его отдельных частей — фонда потребления
и фонда накопления — определяются
пропорции развития экономики и ее
структура. Финансы, воздействуя на
производство, распределение и потребление,
носят объективный характер.

Как уже говорилось,
состояние финансов отражает, определяет
состояние экономики страны.

Основное условие
роста финансовых ресурсов — увеличение
национального дохода. Финансы и финансовые
ресурсы — понятия не тождественные.
Сади по себе финансовые ресурсы не
определяют сущности финансов, не
раскрывают их внутреннего содержания
и общественного назначения. Финансы во
многом зависят от финансовой политики
государства. Сущность же финансов
проявляется в их функциях. Назовем
четыре функции финансов: распределительная,
контрольная, регулирующая и стабилизационная
и характеризуем каждую из них в
отдельности.

Основные функции
финансов две: распределительная и
контрольная, которые осуществляются
финансами одновременно. И это естественно,
поскольку каждая финансовая операция
означает распределение общественного
продукта и национального дохода и
контроль за этим распределением.

Распределительная
функция


финансов означает их участие
в распределении национального дохода,
заключающееся в создании так называемых
основных, или первичных, доходов. Их
сумма равна национальному доходу.
Основные доходы образуются при
распределении национального дохода
среди участников материального
производства и делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих
    и служащих, доходы фермеров, крестьян;
    и

  2. доходы предприятий
    сферы материального производства.

Дальнейшее
перераспределение национального дохода
связано:

а) с межотраслевым
и территориальным перераспределением
средств в интересах эффективного и
рационального использования доходов
и накоплений предприятий и организаций;

б) с наличием не
только производственной, но и
непроизводственной сферы, в которой
национальный доход не создается
(здравоохранение, просвещение, социальное
страхование и социальное обеспечение,
управление);

в) с перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения. В итоге формируются
вторичные, или производные доходы,
доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно,
перераспределение национального дохода
происходит между:

  • производственной
    и непроизводственной сферами народного
    хозяйства;

Конечная цель
распределения и перераспределения
национально дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, — развитие
производительных сил, создание рыночных
структур экономики, укрепление
государства, обеспечение высокого
уровня жизни широких слоев населения.
Роль финансов при этом подчинена задачам
повышения материальной заинтересованности
коллективов предприятий и организаций,
а также работников в улучшении
финансово-хозяйственной деятельности,
достижении высоких результатов при
наименьших затратах.

Контрольная
функция.


Финансы, являясь инструментом
аккумуляции и использования денежных
доходов и фондов, объективно отражают
процесс распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП по
соответствующим фондам, контролируют
их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль
в условиях перехода на рыночные отношения
направлен на обеспечение динамичного
развития общественного и частного
производства, ускорение научно-технического
прогресса, всемерное улучшение качества
работы во всех отраслях народного
хозяйства. Финансовый контроль охватывает
как производственную, так и непроизводственную
сферы. Он охватывает весь комплекс тех
хозяйственных отношений, от которых
зависят размеры фондов денежных средств
и эффективность их использования.

Финансовый контроль
— важное средство обеспечения законности
финансовой и хозяйственной деятельности.
Призванный предупреждать финансовые
и экономические преступления, он стоит
на страже товарно-материальных ценностей
и денежных средств государства. Особое
значение финансовый контроль приобретает
в настоящее время, когда очень четко
проявляется тенденция роста не только
«беловоротничковой» экономической
преступности, а коррупция пронизывающая
все отрасли и эшелоны власти.

Таким образом,
финансовый контроль — это регламентированная
нормами права деятельность государственных,
муниципальных, общественных и иных
хозяйствующих субъектов по проверке
своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты
поступления доходов в соответствующие
фонды денежных средств, правильности
и эффективности их использования.

Читать также:  ВСЕ О МИНИСТРЕ ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Другими словами,
важнейшая задача финансового контроля
— проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция
финансов проявляется также через
деятельность финансовых органов.
Действенность финансового контроля,
осуществляемого различными субъектами,
в частности, органами государственной
власти, местного самоуправления,
аудиторами, аудиторскими фирмами, в
большой степени зависит от их
взаимодействия, координации совместной
деятельности, а также от сотрудничества
с правоохранительными органами.

Регулирующая
функция


финансов связана с
вмешательством государства через
финансы — государственные расходы,
налоги, государственный кредит — в
процесс воспроизводства. Государство
воздействует на воспроизводственный
процесс через финансирование отдельных
предприятий и отраслей, социальных
мероприятий и проведение налоговой
политики.

Стабилизационная
функция


финансов заключается в
обеспечении всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильными экономическими
и социальными условиями. Эту функцию
финансы должны выполнять в условиях
перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов
реализуются через финансовый механизм,
который включает совокупность
организационных форм финансовых
отношений в народном хозяйстве, порядок
формирования и использования
централизованных и децёнтрализованных
фондов денежных средств, методы
финансового планирования, формы
управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
Особое значение имеет при этом фактор
стабильности финансового законодательства,
поскольку без этого невозможно
осуществление инвестиционной политики.

Один из важных
элементов финансового механизма •—
финансовое планирование, которое в
первую очередь относится к бюджетному
планированию.

В Российской
Федерации разрабатывается перспективный
финансовый план на базе бюджета на
текущий год. Его целями являются
следующие:

а) информирование
законодательных (представительных)
органов о предполагаемых среднесрочных
тенденциях развития экономики и
социальной сферы;

б) комплексное
прогнозирование финансовых последствий
разрабатываемых реформ, программ,
законов;

в) выявление
необходимости и возможности осуществления
перспективных мер в области финансовой
политики;

г) отслеживание
долгосрочных негативных тенденций для
своевременного принятия соответствующих
мер.

Перспективный
финансовый план разрабатывается на три
года:

1-й год — год, на
который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы —
плановый период, на протяжении которого
прослеживаются реальные результаты
данной экономической политики.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Тема 2. Сущность и функции финансов. структура финансово-кредитной системы

Тема 2. Сущность и функции финансов. структура финансово-кредитной системы

9. Финансы как экономическая категория. Сущность финансов. Денежные фонды и денежные потоки в рыночной экономике
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение

10. Функции финансов

10. Функции финансов

Менеджер — наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного — вы не менеджер,
а максимум специалист!
Денис Шевчук
Распределительная функцияРаспределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда

12. Другие функции финансов

12. Другие функции финансов
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс

62. Сущность финансов предприятия и их функции

62. Сущность финансов предприятия и их функции
Финансы (франц. finances — денежные средства, от старофранц. finer — платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2.1. Сущность и функции финансов

2.1. Сущность и функции финансов
Финансы — часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги. Субъектами финансовых отношений являются физические и

1. Сущность финансов

1. Сущность финансов
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства. С возникновением государства появилась финансовая

5. Функции финансов предприятий

5. Функции финансов предприятий
Одна из ключевых составляющих финансово-хозяйственной деятельности предприятия – денежные отношения. Эти отношения реализуются в сфере финансовой системы организации или предприятия. Примеры реализации денежных отношений: при поставке

M&Ms финансов

M&Ms финансов
Начало разговорам о структуре капитала было положено еще в 60-е годы прошлого века, когда на арену вышли работы по структуре капитала двух «М» – Франко Модильяни и Мертона Миллера (в дальнейшем ученые получили за эту работу Нобелевскую премию). Суть их

ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)

ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)
Институциональная единица представляет собой хозяйствующий субъект, который имеет юридическое лицо, активы и обязательства (т. е. предприятия, занимающиеся определенной

ЛЕКЦИЯ № 1 Сущность и функции финансов

ЛЕКЦИЯ № 1
Сущность и функции финансов

1. Возникновение финансов
Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую

3. Функции финансов

3. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

ЛЕКЦИЯ № 4
Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

1. Понятие «финансы», их экономическая сущность
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть

1. Функции и сущность финансов предприятий

1. Функции и сущность финансов предприятий
Базовой ячейкой экономической системы в любой стране является хозяйствующий субъект (юридическое лицо). Преобладающую роль в государственной политике, принципах организации экономики, их функционировании и развитии играет тот

Читать также:  Скачайте инструкции по заполнению накладной и оприходованию товара

1. Возникновение финансов

1. Возникновение финансов
Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные

3. Функции финансов

3. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов

34. Функции и сущность финансов предприятий

34. Функции и сущность финансов предприятий
Преобладающую роль в государственной политике, принципах организации экономики, их функционировании и развитии играет тот или иной тип хозяйствующих субъектов (юридическое лицо). Согласно ГК РФ юридическим лицом признается

Функции финансов

Финансы
— это публичные отношения, которые складываются насчет формирования, рассредотачивания и применения централизованных и децентрализованных фондов денег, имея цель исполнения функций и задач страны и обеспечивания условий рыночного воспроизводства.

Сущностью
 финансов считается составление, рассредотачивание и внедрение валютных прибылей, она помимо прочего проявляется и в функциях финансов.

Реализация функций имеет возможность изменяться под действием разнообразных событий, хотя они не прекращают присутствовать.

Все функции денег взаимосвязаны и реализуются через денежный механизм.

Финансы выполняют 4 принципиальных функции

1) Распределительная функция
, которая выражается через процесс применения денег, скопленных раньше, для удовлетворения соответственных нужд и необходимостей хозяйственной системы в денежных ресурсах.

2) Контрольная функция
, которая отображается через денежный контроль за количественными и высококачественными характеристиками действий улучшения и применения денежных ресурсов.

3) Стимулирующая функция
, которая связана с действием денежной системы на протекающие в настоящей экономике процессы.

4) Регулирующая функция
, которая содержится в контроле и вмешательстве страны в процесс воспроизводства средством налогов, муниципальных затрат, муниципальных кредитов.

А сейчас рассмотрим данные виды функций финансов наиболее подробно.

1-ая функция финансов – Распределительная

Она считается важнейшей, в ней в большей степени раскрывается сущность финансов.

Суть данной функции заключается в том, что стоимость, которая созданная в первый раз в финансовой системе, подлежит рассредотачиванию согласно с нуждами сообщества и страны. Деньги в данном случае выступают инвентарем такового рассредотачивания.

Они формируются с помощью прибылей, а затраты бюджетов и внебюджетных фондов сформировывают вторичные прибыли. Таким образом, через экономическую систему случается рассредотачивание и перераспределение валового государственного продукта (ВНП).

м этого процесса считается перемещение заработков, которые поначалу распределяются, а потом — перераспределяют (первичное и вторичное рассредотачивание).

Распределение добавленной цены через экономическую систему смотрится так:

Выделяют 3 стадии перемещения заработков, которые отражают образование:

— изначальных заработков,

— вторичных прибылей,

— окончательных прибылей.

Первичные прибыли возникают в последствии рассредотачивания выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Сумма выручки распределяется на:

— возмещение понесенных в ходе производства материальных издержек (цена сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная оплата),

— зарплату сотрудника,

— прибыль владельца средств производства.

При первичном распределении формируются прибыли владельцев факторов производства, косвенные налоги входят в первичные прибыли.

На втором шаге из приобретенных изначальных прибылей:

— выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на соц страхование,

— оказывается поддержка нетрудоспособным.

Выплачиваются средства, которые представляют собой затраты сотрудников нематериальной сферы (докторов, преподавателей, служащих, военных).

Таким образом, появляются вторичные прибыли, которые возникают в следствии перераспределения изначальных заработков.

Могут создаваться и третичные прибыли с помощью уплаты налогов и внесения страховых вкладов медиками, учителями, служащими, которые сформировывают средства, предназначаемые для явных выплат. Перемещение таковых прибылей — непростой процесс.

В конечном итоге, третьей заключительной стадией считается возникновение окончательных заработков
, которые употребляются на приобретение продуктов и услуг.

Сумма изначальных заработков за особый период = сумма окончательных прибылей сбережения.

На любой стадии формирования прибылей возникают фонды денег (финансы).

Итог функционирования денежной системы — модифицированная текстура прибылей.

Процесс рассредотачивания добавленной
(опять сделанной) цены
через экономную систему отражен на вышеуказанной схеме.

Деньги как валютные отношения появляются на стадии распределения.

При помощи распределительной функции определяется:

  1. Валовой национальный продукт (ВНП)

ВНП = (МЗ ТЗ)+П

МЗ – издержки вещественные

ТЗ – издержки трудовые

П – прибыль

Материальные затраты – издержки, перенесенные на готовую продукцию.

  1. Национальный достаток (НД)

НД = ТЗ П – опять созданная цена

Через распределительную функцию денег реализуется предназначение денег: обеспечить любого субъекта хозяйствования и правительство нужными им экономическими ресурсами, через перераспределения изначальных прибылей хозяев финансовых ресурсов.

Объектами действия считаются прибыли народонаселения. 1 часть следует на уплату налогов и составление экономного фонда, а иная поступает на денежный рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг.

В ходе перераспределения заработков:

— возникают вторичные, производные прибыли у страны,

— формируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования,

— складываются окончательные соотношения применения государственного заработка,

— складывается структура ВНП по затратам.

2-ая функция финансов – Контрольная

Сущность контрольной функции
состоит в неизменном контроле за полнотой, корректностью и оперативностью получения прибылей и перемещением затрат из бюджетов всех значений и внебюджетных фондов.

Проявление данной функции может быть при хоть какой денежной операции. Эти операции обязаны быть экономически целесообразными и вовсе не противоречить действующему законодательству.

Специфики контрольной функции финансов:

— выражается в формировании фондов денег (бюджетов и внебюджетных фондов) согласно с целями и по конкретным нормативам,

— подразумевает прогноз действий, протекающих в денежной сфере, их актуальную корректировку согласно с законом,

— имеет место быть через деятельность денежных и контрольных органов, которые устанавливают и держут под контролем исполнение установленных притязаний,

— основной метод денежного контролирования – контроль руб. (установление штрафов, пени).

Объект
— денежные характеристики работы компаний, организаций, учреждений.

Форма реализации
— денежный контроль, который считается работой особенных осуществляющих контроль органов, которые его производят.

Система денежного контролирования
– это фактическое отображение контрольной функции денег.

Денежный контроль разделяется на:

  1. Подготовительный
    — исполняется на стадии исследования мониторингов экономных заработков и затрат и подготовки планов бюджетов. Основное — обеспечивание корректности экономных характеристик.
  2. Текущий
    — отвечает за оперативность и полноту сбора нормированных заработков и целевое расходование средств.
  3. Следующий
    — ориентирован на ревизию отчетных данных о выполнении бюджетов.

Контролированию подлежат все объекты самостоятельно от их ведомственной подчиненности.

  1. a) Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Данные органы проводят выяснения финансово-хозяйственной работы подведомственных компаний, учреждений.
  2. b) Внутрихозяйственный финансовый контроль производят денежные службы компаний, учреждений (бухгалтериями, экономическими отделами). В их функции входит ревизия производственной и денежной работы самого предприятия, также его структурных подразделений.
  3. c) Публичный денежный контроль делают отдельные физические лица на добровольческих началах.
  4. d) Независящий денежный контроль производят аудиторские компании и службы. Объектом контролирования считается работа всех финансовых субъектов.

3-я функция финансов – Стимулирующая

Стимулирующая функция финансов связана с действием денежной системы на процессы, которые проходят в настоящей экономике (налоговые льготы для явных секторов экономики имея цель ускорения темпов подъема на техническом уровне современных продуктов).

В бюджет закладываются затраты, способные обеспечить структурную перестройку экономики с помощью денежной помощи научных технологий и более конкурентоспособных производств государственной экономики.

Кредит
— это перемещение ссудного фонда, они считаются частью денег и системой финансовых взаимоотношений насчет передачи от 1-го владельца к иному во временное использование ценностей (средств). Кредит связан с передачей фонда денег во временное использование на критериях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Данные условия отличают кредитные дела от иных денежных взаимоотношений.

Читать также:  Ақпараттық-танымдық порталы

Стимулирующая функция реализуется через:

— внедрение налоговых льгот (вложения для становления особых финансовых зон, некие приоритетные секторы экономики производства),

— понижение налоговых ставок,

— освобождение от налогов,

— лимитирования налоговой базы.

4-ая функция финансов – Регулирующая

Регулирующая функция финансов повлияет на сферу производства, указывает как случается перераспределение, формируются отраслевые, территориальные соотношения, темпы финансового подъема. Казенное регулирование экономики происходит через управление спросом методом трансфертных платежей (муниципальных закупок, госкредита).

Регулирующая функция имеет возможность проявляться в виде стимулирующей либо сдерживающей политики страны. Она реализуется в тех случаях, как скоро нужно внести некие исправления в рассредотачивание валютных ресурсов.

Случаем реализации данной функции считаются:

— предоставление доп средств регионам для ликвидации результатов стихийных бедствий (наводнений, ураганов),

— обеспечивание устойчивости в развитии экономики,

— остановка отставания отдельных секторов экономики,

— реализация приоритетных направлений финансового становления,

— уничтожение кризисных явлений.

Денежные регуляторы: индексация заработков народонаселения, экономическая оборона компаний от конкурентной борьбы.

Функции финансов предприятий и их характеристика

Финансы предприятий как экономическая стоимостная категория в процессе воспроизведения проявляются через их функции.

 Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.

На сегодняшний день среди экономистов нет единого мнения как относительно количества, так и содержания функций финансов предприятия. Однако в большинстве своем выделяют 3 ключевые функции финансов предприятий
:

Функции финансов предприятий

Обеспечивающая функция финансов предприятий

Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств — один из путей получения наивысшего финансового результата.

Таким образом обеспечивающая функция финансов предприятий заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

Здесь следует отметить, что именно финансы в определенном смысле позволяют и заставляют предприятие в своей деятельности пользоваться средствами из разных источников, в том числе кредитами банков, займами, привлеченными средствами в целях формирования необходимого для ведения предпринимательской деятельности объема ресурсов.

Распределительная функция финансов предприятий

Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей.

Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов.

Производимый в стране валовой внутренний продукт предназначен для потребления участниками процесса производства и другими лицами.

Однако перед потреблением он обязательно должен быть распределен между государством, предприятиями и населением.

Распределение ВВП, создаваемого в сфере материального производства, происходит прежде всего на предприятиях и других субъектах хозяйствования посредством распределительной функции финансов.

Распределительная функция финансов предприятий заключается в распределении получаемых субъектами хозяйствования выручки, других доходов и накоплений по соответствующим направлениям.

Так, получаемая выручка направляется прежде всего на возмещение стоимости использованных в процессе производства средств производства, а ее остаток — валовый доход — распределяется на фонд оплаты труда работников сферы материального производства и чистый доход (прибыль).

 Часть чистого дохода (прибыль) направляется прежде всего на оплату соответствующих налогов и платежей в бюджет, а оставшаяся часть — на создание резервов и фондов предприятия. Распределение получаемых предприятиями доходов и накоплений показано на рисунке.

Распределение доходов и накоплений предприятий

Иными словами, при распределении получаемых доходов и накоплений с помощью распределительной функции финансов на предприятиях формируются фонды и резервы, которые в дальнейшем используются на различные цели.

Наличие распределительной функции выделяет финансы из сферы действия денег и превращает их в самостоятельную экономическую категорию, инструмент распределения и перераспределения доходов и накоплений, формирования соответствующих фондов и резервов.

Посредством данной функции происходит первичное распределение и перераспределение ВВП, создаваемого в сфере материального производства путем формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на нужды государства и предприятий.

Контрольная функция финансов предприятий

Контрольная функция финансов предприятий предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов.

С ее помощью осуществляется контроль за формированием собственного капитала предприятия, формированием и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых показателей.

Реализация этой функции на практике связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих финансовых показателей, на основе которых разрабатываются необходимые меры для повышения эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Контрольная функция финансов предприятий проявляется в контроле за выполнением предприятиями объемов производства и продажи продукции, получением прибыли, формированием и целевым использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов предприятий.

Финансовый контроль охватывает все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, включая распределение, перераспределение, создание и использование всех видов ресурсов.

Финансовый контроль — это контроль за формированием и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов на каждом предприятии и в народном хозяйстве страны в целом.

Цель контроля заключается в проверке сохранности и правильности расходования материальных и финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами, а также в выявлении и предупреждении нарушений при их использовании.

Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий осуществляют органы управления и ведомства всех уровней по разным направлениям:

  • государственные органы — относительно получения прибыли, правильности начисления и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды;
  • учреждения банков — относительно порядка кредитования и осуществления расчетов предприятий.

При этом контроль за деятельностью предприятий связан с применением различных санкций и стимулов, способствующих улучшению и повышению эффективности работы предприятий.

Таким образом, контрольная функция финансов позволяет выявить результаты работы предприятий, недостатки их деятельности, а затем принять необходимые меры по улучшению положения.

Контрольная функция финансов на общегосударственном уровне проявляется в организации денежных потоков, в своевременном формировании централизованных денежных фондов и наиболее рациональном и экономном их использовании, в создании определенных условий для сферы материального производства.

В условиях современной экономики финансы выполняют в рамках контрольной функции довольно важную подфункцию, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Финансовый контроль в этом отношении в большей степени носит административный, а не экономический характер. Необходимость его усиления была вызвана значительным ростом указанных явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *