СИСТЕМА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЧТО ШИРЕ

2) Финансовая система.

Финансы и кредит
› Финансы

Вопрос 1. Система финансов

Система финансов и финансовая система.

1) Система финансов.

2) Финансовая система.

Исходя из понятия финансов как системы экономических денежных отношений различают понятия: система финансов и финансовая система.

Система финансов – это совокупность однотипных экономических отношений, в процессе которых образуются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость разделения системы финансов на звенья вызвана тем. что в каждом из субъектов экономических отношений, участвующих в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании дохо­дов, присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Так, сфера финансов предприятий обслуживает ма­териальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет ресурсы мобилизуются в централизованный фонд государства, а затем перераспределяются между экономическими регионами. отраслями, соци­альными группами.

В целом система финансов состоит из трех укрупненных сфер:

· государственных и муниципальных финансов;

· финансов хозяйствующих субъектов;

· финансы домохозяйств

Эти укрупненные сферы в зависимости от конкретных методов формиро­вания доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на частные звенья.

Так, в сферу государственных и муниципальных финансов входят следующие элементы:

• бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюд­жета; территориальных бюджетов субъектов Федерации; бюджетов муниципаль­ных образований (местных бюджетов);

• целевые внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

Сфера финансов хозяйствующих субъектов включает:

• финансы коммерческих предприятий и организаций, в том числе посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

• финансы некоммерческих организаций.

Сфера финансов домохозяйств включает:

· личные финансы;

· финансы ПБОЮЛ

В отличие от системы финансов финансовая система представляет собой инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансов.

Финансовая система включает:

1. Государственную финансовую систему, т.е. это непосредственно государственные органы управления финансами

2. Финансовую систему в негосударственном секторе, в которой можно выделить специализированные финансовые институты (финансовые посредники) и отдельно финансовые службы предприятий и организаций.

Вопросы
первого раздела экзаменационного билета

Понятия
«финансовая система» и «система финансов»
следует различать.

Второе
отражает формы организации денежных
отношений экономической категории 
финансы. То есть, система
финансов представляет
собой совокупность различных  сфер
финансовых отношений, объединенных
принципиальным единством  в рамках
общей объективной категории – «финансы»,
но характеризующихся особенностями в
формировании и использовании денежных
фондов и  различной ролью в общественном
воспроизводстве.

В
своем историческом развитии система
финансов прошла длительную эволюцию.

В
период зарождения финансовых отношений
система финансов ограничивалась, как
правило, только одним звеном –
государственным бюджетом. В условия
классического капитализма система
финансов большинства западных 
цивилизованных стран состояла уже из
двух звеньев – государственного бюджета
и местных финансов.

В
целом, количество звеньев системы
финансов остается статичным, неизменным
до тех пор, пока система позволяет
государству эффективно выполнять свои
функции.

Д.э.н.
Дробозина Л. А. предлагает свою трактовку
сущности финансовой системы:«Финансовая
система – это система форм и методов
образования, распределения и использования
фондов денежных средств государства и
предприятий».

Наконец,
ряд авторов (В. В. Нестеров, Н. С. Желтков
и др.) представляют финансовую
систему как совокупность конкретных
органов и институтов, которые практически
осуществляют реализацию государственной
финансовой политики.

Наиболее
четкое определение финансовой системы
дает д.э.н. Лушин С. И. Финансовая
система это совокупность сфер, звеньев,
опосредствующих  формирование и
использование доходов и система
финансовых учреждений.

Финансовая
система выполняет ряд функций, связанных
с ее функционированием и опирающихся
на функции присущие категории финансов,
а именно: планирования, организации,
стимулирования, контроля.

Подведем
итог — чем же  муниципальное бюджетное
учреждение принципиально отличается
от коммерческих организаций, действующих
в настоящее время в сфере коммунальных 
услуг:

1.
Финансово-хозяйственная деятельность
муниципального бюджетного учреждения
не является коммерческой тайной, в
отличие от коммерческих организаций
(ООО или ЗАО).

2.
Отчетность муниципального бюджетного
учреждения доступна любому жителю
поселения в любое время и, в том числе,
размещается в СМИ и на сайте поселения.
А кто-нибудь из вас смог получить полный
отчет от вашей коммерческой управляющей
компании?

3.
Муниципальное бюджетное учреждение
подконтрольно Контрольно-счетной
палате  Совета депутатов и финансовому
управлению, а значит и любому жителю
поселения. Проверки коммерческих
организаций ограничены законодательно
(не чаще, чем раз в три года).

4.
Муниципальное бюджетное учреждение не
может стать банкротом ни при каких
обстоятельствах (согласно федеральному
законодательству) и не имеет право иметь
долги. А в настоящее время некоторые
управляющие компании – коммерческие
организации имеют долги перед
ресурсоснабжающими  организациями,
в сумме превышающие ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ
РУБЛЕЙ! И это при том, что жители регулярно
и добросовестно оплачивают коммунальные
услуги (за воду, за отопление и т.д.).

5.
Уставной капитал некоторых коммерческих
управляющих компаний   просто
смешной — 10 тыс. руб. При этом они не имеют
ни своей техники, ни зданий, ни сооружений,
— т.е. не развивают свою материально-техническую
базу. Но не это важно, а то, что отвечать
они будут только в размере уставного
капитала и собранными текущими
коммунальными платежами жителей. 
Такова будет цена убытков этих «господ»
– руководителей и учредителей коммерческих
управляющих компаний, которые они
понесут в случае их банкротства или в
случае ареста счетов (например, за долги
связанные с неуплатой за отопление,
горячее и холодное водоснабжение). А у
муниципального бюджетного учреждения,
как указано выше, долгов по определению
быть не может! У муниципального бюджетного
учреждения имеется конкретное движимое
и недвижимое имущество,  на сумму
более 50 миллионов рублей.

Все
многообразие финансовых отношений,
закрепленных норма­ми
финансового
права, отражается в понятиях «система
финансов» и «финансовая система». Чаще
всего между этими понятиями не проводят
никаких различий, что неправомерно. В
действительности это близкие, но не
однозначные понятия.

Система
финансов
составляет толь­ко часть
финансовой системы.
Последняя
структурно включает кроме системы
финансов
еще и другие элементы — принципы
организации и ор­ганы управления.

Финансовая
система как категория управле­ния
финансовыми отношениями имеет: объект
(управляемый элемент системы)
и субъект
(управляющий элемент системы).

Управляемым
объектом финансовой
системы выступает система
финансов,
функцио­нирующая на основе определенных
организационных принципов.

Уп­равляющим
субъектом являются
субъекты налоговых отношений и ор­ганы,
осуществляющие управление этими
отношениями.

Финансовая
система —
это
основанная на денежных отношениях
совокупность отраслей и звеньев системы
финансов, построенная на определенных
принципах и управляемая общими и
специальными орга­нами публичной
власти и управления хозяйствующих
субъектов.

Характеристика
системы финансов и ее звеньев приведена
в теме 1.

Финансовая
система страны строится на определенных
принци­пах,
отражающих основополагающие требования
к организации, взаи­модействию и
эффективному функционированию отраслей
и звеньев системы финансов и органов
управления финансами.

Содержание
та­ких принципов
должно определять минимальные
требования
к постро­ению рациональной финансовой
системы страны
с учетом специфики ее государственного
устройства, экономики и финансов.

Применитель­но
к Российской Федерации основными, общими
принципами
построения финан­совой системы
являются:

■ принцип
единства финансового пространства и
относительной равномерности распределения
финансовых ресурсов на терри­тории
всей страны;

■ принцип
относительной самостоятельности каждого
звена сис­темы финансов в организационном
и территориальном разрезе;

■ принцип
четкого разграничения публичных расходов
и дохо­дов между органами федеральной,
региональной власти и орга­нами
местного самоуправления;

■ принцип
полноты отражения расходов и доходов
в финансо­вом учете и отчетности;

■ принцип
эффективного и рационального использования
фи­нансовых ресурсов;

■ принцип
полного покрытия расходов каждого звена
системы финансов собственными доходами
и привлеченными финан­совыми ресурсами;

■ принцип
результативности функционирования
каждого звена системы финансов;

Читать также:  ФИНАНСЫ JPG

■ принцип
адресности и целевого расходования
публичных фи­нансовых ресурсов;

■ принцип
прозрачности всех финансовых потоков.

Наличие
общих
организационных принципов
построения финан­совой системы не
отвергает, а предполагает функционирование
отдель­ных
отраслей и звеньев финансовой системы
на основе своих специ­фических
принципов.
Так, принципы построения системы
публичных финансов задекларированы в
БК РФ и НК РФ и федеральном законе о
местном самоуправлении. Частнохозяйственные
финансы коммерче­ских организаций и
профессиональных участников финансового
рын­ка строятся на
принципах коммерческого расчета и
специальных прин­ципах, регулирующих
различные сегменты финансового рынка
(страховой, фондовый, кредитный рынки).
Принципы
организации фи­нансов домашних
хозяйств зафиксированы в Гражданском
кодексе Рос­сийской Федерации (далее
— ГК РФ) и других федеральных законода­тельных
актах. К данному звену системы финансов
отчасти применимы и принципы коммерческого
расчета.

Субъекты
финансовой системы
(органы власти, орга­ны управления
хозяйствующих субъектов) осуществляют
свою деятель­ность в финансовой сфере
на основе определенных полномочий, прав
и обязанностей, регламентируемых нормами
публичного и частнохо­зяйственного
права.

Федеральные,
региональные и местные органы управления
системой публичных финансов руководствуются
в своей деятельности положениями
соответствующих законодательных и
нор­мативных актов.

Верхняя
и нижняя палаты Федерального Собрания
Российской Федерации (Совет Федерации
и Государственная Дума)
— рассматривают
и утверждают федеральный бюджет и отчет
о его исполнении, принима­ют законы,
регламентирующие финансовые отношения,
совершают дру­гую законодательную
деятельность. Кроме того, Совет Федерации
фор­мирует Счетную палату РФ,
осуществляющую государственный
финансовый контроль по поручению
законодательной власти России.

Президент
Российской Федерации,
при участии его Администра­ции,
определяет цели
и задачи финансовой политики в ежегодном
Бюджетном послании Федеральному Собранию
РФ и соответствую­щих указах, подписывает
финансовые законодательные акты, дает
по­ручения правительству и контролирует
его деятельность, в том числе по финансовым
вопросам.

Правительство
Российской Федерации
разрабатывает
и реализу­ет финансовую политику,
составляет и исполняет федеральный
бюд­жет, разрабатывает и представляет
на рассмотрение в Государственную Думу
РФ законы по финансовым и связанным с
ними вопросам, разра­батывает и
выпускает нормативные акты, обеспечивающие
пояснения и реализацию действующего
законодательства, и осуществляет другую
исполнительную финансовую деятельность.
В составе Правительства РФ основные
функции управления системой финансов
возложены на Минфин России. В его
структуре находятся следующие федеральные
службы: Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба финан­сово-бюджетного
надзора; Федеральная служба страхового
надзора; Федеральное казначейство.

Названные
федеральные службы обладают большой
самостоятель­ностью в решении вопросов,
находящихся в их ведении. В целом фун­кции
Минфина
России достаточно широки.

К
ним относятся: разработ­ка
государственной
финансовой политики, в том числе
бюджетной, налоговой, страховой,
кредитной, валютной, денежной политики,
поли­цией
в
сфере аудита, учета и отчетности;
координация различных частей
государственной финансовой политики;
разработка проектов законов и нормативных
актов в области бюджетных и межбюджетных
отношений, налогообложения, учета и
отчетности; разработка проекта закона
о фе­деральном бюджете на очередной
год, организация его исполнения и
со­ставление
отчета
об исполнении федерального бюджета и
консолиди­рованного бюджета РФ;
управление государственным долгом
России; эмиссия
государственных
ценных бумаг субъектов РФ и др.

Кассовое
исполнение бюджетов всех уровней и
бюджетов госу­дарственных внебюджетных
фондов по доходам и расходам, их
учет
на единых счетах распорядителей бюджетных
средств, распределение до­ходных
источников
в соответствии с БК РФ и другие функции
возложенные
на
органы Федерального казначейства.

В
свою очередь казначейским органам
открывают счета в подразделениях Банка
России и других уполномоченных банках
по учету средств федерального бюджета.
Банк России отвечает также за прове­дение
единой государственной денежной,
валютной и кредитной по­литики.

Все
прочие федеральные министерства и
подчиненные им феде­ральные службы
и агентства участвуют в управлении
государствен­ными финансами как
главные распорядители бюджетных средств
и главные администраторы доходов
бюджета,
а также как органы регу­лирования и
контроля финансовой деятельности в
подведомственных им сферах и отраслях
экономики. Среди таких министерств и
служб выделяются Министерство
экономического развития РФ и Федераль­ная
таможенная служба. Минэкономразвития,
ко всему прочему, уча­ствует в разработке
стратегии финансовой политики и ее
реализации, а ФТС ведает всеми финансовыми
вопросами, связанными с переме­щением
товаров через таможенную территорию
РФ, включая сбор та­моженных платежей,
НДС и акцизов.

На
уровне субъектов Федерации органы
законодательной и ис­полнительной
власти выполняют близкие федеральному
уровню функ­ции по управлению системой
финансов своего региона.

Органы
регио­нальной законодательной власти
в пределах своей компетенции принимают
законы в области финансов, касающиеся
регионального налогообложения, бюджета
субъекта РФ на очередной год, бюджета
ТФОМС, финансовой поддержки региональной
экономики и других финансовых вопросов.

Органы
исполнительной власти субъектов
Фе­дерации
осуществляют разработку региональной
финансовой полити­ки, проекта бюджета
субъекта РФ, организацию его исполнения
и дру­гие функции управления
региональными финансами, включая
регулирование межбюджетных отношений
на субфедеральном уровне.

Глава
администрации субъекта Федерации,
министерства, департамен­ты, управления
и т.п. обладают
сходными с их федеральными аналога­ми
полномочиями только в масштабе региона.
Несмотря на схожие на­звания многих
федеральных министерств и региональных
ведомств, включая финансовое, они
независимы друг от друга в принятии
эконо­мических и финансовых решений
в пределах своих компетенций, а так­же
по административной вертикали.

Представительные
органы местного самоуправления
принимают решения о местном бюджете и
утверждают отчет об его исполнении, а
также решают другие финансовые вопросы,
находящиеся в их компе­тенции.

Исполнительные
органы местного самоуправления
осуществ­ляют реализацию
финансово-бюджетной политики на местах
и исполняют бюджеты.

Местные
финансовые органы
могут быть независимыми, а могут выступать
как отделения региональных финансовых
органов.

Управление
финансами коммерческих
организаций
и профессио­нальных
участников финансового рынка является
прерогативой орга­нов управления и
их должностных лиц (совета акционеров,
совета ди­ректоров, дирекции и т.п.),
а также финансовых служб, отделов и
финансовых менеджеров.

Высший
менеджмент
определяет стратегию финансовой политики
организации, утверждает финансовые
планы и отчеты об их фактическом
выполнении. Реализацией финансовой
стратегии и управлением финансовыми
потоками занимаются испол­нительные
директора, в том числе финансовый,
бухгалтерия, отделы финансового
менеджмента, другие экономические
службы и организа­ции.

Органы
управления некоммерческими
организациями
отличают­ся
большим
разнообразием и определяются
организационно-право­выми
формами этих организаций и характером
их деятельности. К
управлению
финансами, кроме непосредственных
руководителей и
специальных
финансовых и других экономических
отделов, могут привлекаться независимые
ревизионные комиссии, попечительские
со­неты и другие общественные формы
управления и контроля.

Свою
спе­цифику
имеют бюджетные организации,
находящиеся на полном или частичном
бюджетно-сметном финансировании. Отсюда
и ограничен­ная
самостоятельность
в управлении финансами таких организаций
в сочетании с жестким финансовым
контролем со стороны государства в то
же время бюджетные и другие некоммерческие
организации име­ют право осуществлять
определенные законодательством виды
пред­принимательской и иной приносящей
доход деятельности.

Домашние
хозяйства
чаще всего не имеют органов управления
финансами. Эти функции выполняют обычно
члены семьи (индивиду-ально или
коллегиально) и (или) индивидуальный
предприниматель.

1.
Что
вы понимаете под управлением финансами?

2.
Почему необходимо четкое разграничение
функций по управлению финансами между
субъектами управления?

3.
В чем заключаются принципиальные
различия между публичным и частнохозяйственным
финансовым правом?

4.
В
чем отличия финансовой системы от
системы финансов?

Соседние файлы в папке Лекции

Другие статьи по данной теме

Исходя из понятия финансов как системы
экономических денежных отношений
различают понятия: система финансов и
финансовая система.

Система финансов – это совокупность
однотипных экономических отношений, в
процессе которых образуются и используются
различные фонды денежных средств.

Необходимость разделения системы
финансов на звенья вызвана тем. что в
каждом из субъектов экономических
отношений, участвующих в образовании,
распределении и перераспределении ВВП,
формировании и использовании дохо­дов,
присущи свои специфические формы и
методы образования и использования
денежных фондов и доходов. Так, сфера
финансов предприятий обслуживает
ма­териальное производство, создание
ВВП, его распределение внутри предприятий
и перераспределение части ВВП в бюджет
и внебюджетные фонды. Через государственный
бюджет ресурсы мобилизуются в
централизованный фонд государства, а
затем перераспределяются между
экономическими регионами. отраслями,
соци­альными группами.

Читать также:  Теория статистики под ред шмойловой р а м финансы и статистика

В целом система финансов состоит
из трех укрупненных сфер:

Эти укрупненные сферы в зависимости
от конкретных методов формиро­вания
доходов и денежных фондов, в свою очередь,
делятся на частные звенья.

Так, в сферу государственных и
муниципальных финансов входят
следующие элементы:

• бюджетная система, которая, в свою
очередь, состоит из: федерального
бюд­жета; территориальных бюджетов
субъектов Федерации; бюджетов
муниципаль­ных образований (местных
бюджетов);

Сфера финансов хозяйствующих субъектов
включает:

• финансы коммерческих предприятий и
организаций, в том числе посредников
(кредитных организаций, частных пенсионных
фондов, страховых организаций и других
финансовых институтов);

• финансы некоммерческих организаций.

Вопрос 2. Финансовая система

В отличие от системы финансов финансовая
система представляет собой инфраструктуру
различных финансовых институтов,
осуществляющих финансовые отношения
и одновременно являющихся субъектами
управления финансов.

Система финансов. Отличие системы финансов от финансовой системы

Система финансов – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на эффективное формирование государством
денежных фондов и на их эффективное использование.


СИСТЕМА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЧТО ШИРЕ

Система финансов включает три звена: общегосударственные финансы, местные финансы, финансы государственных предприятий
и организаций.

Общегосударственные финансы — важнейшее звено системы финансов, состоящее из:

– государственного бюджета — главного централизованного фонда страны. Посредством государственного бюджета государство мобилизует
и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. Здесь сконцентрированы все основные (крупнейшие)
источники доходов и расходов государства.
– государственного кредита, как источника финансирования дефицита госбюджета.
– государственных внебюджетных фондов.

Местные финансы – состоят из местных бюджетов, местных внебюджетных фондов и системы местных займов.

Финансы предприятий — третье звено системы финансов. Сюда попадают только предприятия государственной и муниципальной форм
собственности так, как только здесь проявляются все признаки и функции финансов.

Выше перечисленные звенья системы финансов играют различную роль (значимость) в общественном воспроизводстве
и экономической системе в целом.

Понятие «система финансов» следует отличать от финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять
реализацию государственной финансовой политики. В финансовую систему России входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба
казначейства, Федеральная налоговая служба и др.

Финансовые органы от лица государства осуществляют управление финансами — целенаправленно
воздействуют на финансовые отношения. Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют
высшие органы власти и управления — аппарат (администрация) Президента, парламент, правительство страны.
Текущее управление финансами осуществляет финансовый аппарат государства — Министерство финансов, местные финансовые органы и др.

Финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций
система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости
совокупного общественного продукта (СОП) и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных
фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.

Содержание финансов составляют денежные отношения между:

Государственные органы управления финансами.

Государственная Дума принимает
законы, в том числе и в финансовой сфере
(бюджетный, налоговый кодекс, закон о
федеральном бюджете на предстоящий
финансовый год). В Государственной думе
существуют специальные комитеты,
рассматривающие финансовые вопросы и
Счетная палата, осуществляющая контроль
за формированием и использованием
средств федерального бюджета.

Аналогичные институты существуют на
региональном и муниципальном уровнях
(в Омской области – законодательное
собрание и счетная палата при нем).

Рассматривает и одобряет законы Совет
Федерации.

Президент – подписывает, утверждает
и обнародует законы.

Правительство проводит единую
финансовую денежную политику и исполняет
принятые законы.

Особое место занимает министерства
и службы:

Особое место в организации государственного
управления занимает Центральный Банк,
который, с одной стороны, является
независимым, а с другой стороны, выполняет
роль регулятора кредитного рынка, а
также исполнителя (агента государства)
по вопросам обслуживания государственного
долга.

Министерство финансов РФ осуществляет
:

составление проекта федерального
бюджета;

утверждение и ведение сводной бюджетной
росписи федерального бюджета;

ведение учета операций по кассовому
исполнению федерального бюджета,
составление отчетности об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ;

организацию распределения доходов от
уплаты федеральных налогов и сборов
между уровнями бюджетной системы

управление в установленном порядке
средствами Стабилизационного фонда
РФ;

управление в установленном порядке
государственным долгом РФ;

ведение государственной долговой книги
РФ и учет информации о долговых
обязательствах, отраженных в соответствующих
долговых книгах субъектов РФ и
муниципальных образований;

выполнение функций эмитента государственных
ценных бумаг

государственную регистрацию условий
эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных
ценных бумаг;

организацию формирования и использования
ценностей Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ

согласование решений Пенсионного фонда
РФ об объемах и структуре размещения
средств страховых взносов;

Федеральная служба страхового надзора
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере страховой
деятельности. Основными функциями
Федеральной службы страхового надзора
являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе
в выдаче лицензий, об аннулировании,
ограничении, приостановлении,
восстановлении действия и отзыве
лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных
аттестатов;

в) ведение единого государственного
реестра субъектов страхового дела,
реестра объединений субъектов страхового
дела;

г) осуществление контроля за соблюдением
субъектами страхового дела страхового
законодательства, в том числе путем
проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением
субъектами страхового дела, в отношении
которых принято решение об отзыве
лицензии, сведений о прекращении их
деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ
отчетности, представляемой субъектами
страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового
дела при выявлении нарушений ими
страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных
законом, в суд с исками о ликвидации
субъекта страхового дела — юридического
лица или о прекращении субъектом
страхового дела — физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора,
разработка и представление в установленном
порядке предложений по совершенствованию
страхового законодательства, регулирующего
осуществление страхового надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере, а также
функции органа валютного контроля.
Основными функциями Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок
правомерности и эффективности
использования средств федерального
бюджета, средств государственных
внебюджетных фондов и материальных
ценностей, находящихся в федеральной
собственности, на территории РФ и за
рубежом, а также осуществление таких
ревизий и проверок по мотивированному
обращению руководителей правоохранительных
органов федерального уровня и руководителей
правоохранительных органов субъектов
РФ;

2) проведение мероприятий по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений
законодательства РФ в финансово-бюджетной
сфере;

3) осуществление надзора за исполнением
законодательства РФ о финансово-бюджетном
контроле и надзоре органами финансового
контроля федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного
самоуправления;

4) осуществление в пределах своей
компетенции контроля за соответствием
проводимых в РФ резидентами и нерезидентами
(кроме кредитных организаций и валютных
бирж) валютных операций законодательству
РФ, условиям лицензий и разрешений, а
также за соблюдением ими требований
актов органов валютного регулирования
и валютного контроля;

5) организация с участием агентов
валютного контроля, правоохранительных,
контролирующих и иных федеральных
органов исполнительной власти проверок
полноты и правильности учета и отчетности
по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов, осуществляемым
в валюте РФ;

6) организация формирования и ведения
единой информационной системы контроля
и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Министерство
экономического развития и торговли РФ
осуществляет:

мониторинг и анализ социально-экономических
процессов, сводных финансовых балансов
по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям
и секторам экономики, разработку годовых,
ежеквартальных и ежемесячных докладов
о состоянии экономики;

Читать также:  Полномочия в области финансов президента рф государственной думы совета федерации правительства рф

разработку
государственных прогнозов
социально-экономического развития РФ,
субъектов и регионов РФ, муниципальных
образований, отраслей и секторов
экономики на краткосрочный, среднесрочный
и долгосрочный периоды, прогнозных
расчетов общеэкономических показателей
системы национальных счетов;

подготовку
в установленном порядке заключений по
проектам федеральных целевых программ,
а при необходимости организацию
экспертизы указанных проектов;

Основными функциями Федерального
агентства по государственным резервам
являются:

а) обеспечение формирования, размещения,
хранения, использования, пополнения и
освежения запасов государственного
материального резерва;

б) реализация государственной политики
по обеспечению мобилизационных нужд
РФ и неотложных работ при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций,
оказанию поддержки отраслям экономики,
субъектам РФ и организациям, оказанию
гуманитарной помощи, регулирующему
воздействию на рынок, проведению
закупочных и товарных интервенций.

Основными функциями Федерального
агентства по управлению федеральным
имуществом в пределах установленных
полномочий являются:

а) проведение единой государственной
политики в области имущественных и
земельных отношений;

б) осуществление полномочий собственника
в пределах и в порядке, определенных
федеральным законодательством, в
отношении имущества федеральных
государственных унитарных предприятий
и государственных учреждений (за
исключением полномочий собственника,
которые в соответствии с законодательством
РФ осуществляют иные федеральные
агентства), акций (долей) акционерных
(хозяйственных) обществ и иного имущества,
составляющего казну РФ, а также полномочий
по изъятию у учреждений и казенных
предприятий излишнего, неиспользуемого
либо используемого не по назначению
федерального недвижимого имущества,
передаче федерального имущества
физическим и юридическим лицам,
приватизации (отчуждению) федерального
имущества;

в) разграничение государственной
собственности, в том числе на землю, на
собственность РФ, собственность субъектов
РФ и собственность муниципальных
образований;

г) осуществление полномочий собственника
имущества должника — федерального
государственного унитарного предприятия
при проведении процедур банкротства;

д) защита имущественных и иных прав и
законных интересов РФ при управлении
федеральным имуществом и его приватизации
на территории РФ и за рубежом;

е) осуществление учета федерального
имущества и ведение реестра федерального
имущества.

Федеральная служба по финансовому
мониторингу является федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным принимать меры по
противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма и
координирующим деятельность в этой
сфере иных федеральных органов
исполнительной власти. Основными
функциями Федеральной службы по
финансовому мониторингу являются:

1) осуществление контроля и надзора за
выполнением юридическими и физическими
лицами требований законодательства РФ
о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, привлечение
к ответственности лиц, допустивших
нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации
об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащих
контролю в соответствии с законодательством
РФ;

3) проверка в соответствии с законодательством
РФ о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
полученной информации об операциях
(сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, в том числе получение
необходимых разъяснений по представленной
информации;

4) выявление признаков операций (сделок)
с денежными средствами или иным
имуществом, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием
терроризма;

5) создание единой информационной системы
в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма;

Федеральная таможенная служба
осуществляет следующие полномочия в
установленной сфере деятельности:

осуществляет взимание таможенных
пошлин, налогов, антидемпинговых,
специальных и компенсационных пошлин,
таможенных сборов, контролирует
правильность исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов и
сборов, принимает меры по их принудительному
взысканию;

осуществляет таможенное оформление и
таможенный контроль

Федеральная антимонопольная служба
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору за соблюдением
законодательства о конкуренции на
товарных рынках и на рынке финансовых
услуг, о естественных монополиях, о
рекламе, а также изданию в пределах
своей компетенции индивидуальных
правовых актов в установленной сфере
деятельности.

Основными функциями Федеральной
антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением
законодательства о конкуренции на
товарных рынках, на рынке финансовых
услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением
законодательства о естественных
монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением
законодательства о рекламе до внесения
изменений в Федеральный закон «О
рекламе».

Федеральная служба по финансовым
рынкам является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору на
финансовых рынках, и находится в ведении
Правительства РФ. Основными функциями
Федеральной службы по финансовым рынкам
являются:

а) осуществление государственной
регистрации выпусков ценных бумаг и
отчетов об итогах выпуска ценных бумаг,
а также регистрации проспектов ценных
бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на
рынке ценных бумаг в соответствии с
законодательством РФ;

в) осуществление в рамках установленных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ функций по контролю
и надзору в отношении эмитентов,
профессиональных участников рынка
ценных бумаг и их саморегулируемых
организаций, акционерных инвестиционных
фондов, управляющих компаний акционерных
инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов и их саморегулируемых
организаций, специализированных
депозитариев акционерных инвестиционных
фондов, паевых инвестиционных фондов
и негосударственных пенсионных фондов,
ипотечных агентов, управляющих ипотечным
покрытием, специализированных депозитариев
ипотечного покрытия, негосударственных
пенсионных фондов, Пенсионного фонда
РФ, государственной управляющей компании,
а также в отношении товарных бирж

ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством
РФ разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную
политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное
денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения
банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ,

7) осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций,
приостанавливает их действие и отзывает
их;

9) осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских
групп (далее — банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг
кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства РФ все виды
банковских операций и иных сделок,
необходимых для выполнения функций
Банка России;

12) организует и осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль в
соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы РФ;

15) устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по отношению
к рублю;

16) принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса РФ и
организует составление платежного
баланса РФ;

17) устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами
деятельности по организации проведения
операций по покупке и продаже иностранной
валюты, осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным биржам на
организацию проведения операций по
покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные

Банк России осуществляет функции
генерального агента по государственным
ценным бумагам РФ.

II. Специализированные
финансовые институты (финансовые
посредники) либо непосредственно
участвуют в перераспределении финансовых
ресурсов, либо являются частью
инфраструктуры финансового рынка,
обеспечивающей эффективность и
безопасность этого перераспределения.
Они, взаимодействуя с хозяйствующими
субъектами, населением и между собой,
способствуют аккумулирования небольших
сбережений многих мелких владельцев
(инвесторов) и последующему долгосрочному
инвестированию аккумулированных
средств.

Финансовые посредники являются денежными
фондами, имеющими статус юридического
лица. Обслуживают финансовый рынок,
работают исключительно на основе
специальных лицензий и не могут заниматься
производственной или торговой
деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *