СИСТЕМА ФИНАНСОВ ИТАЛИИ

Финансовая система Италии включает бюджет центрального правительства, бюджеты местных органов власти, специальные фонды, а также финансы государственных предприятий. Консолидированный бюджет центрального правительства, местных органов власти и институтов социального обеспечения образуют бюджет государственной администрации. Главным звеном финансовой системы Италии выступает бюджет центрального правительства (государственный бюджет). Он состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Основными доходами счета текущих операций являются налоги, а среди них — главным образом косвенные.

Реализация осуществляемых функций в Италии возложена на несколько ведомств и организаций: Министерство экономики и финансов, Центральный банк, уполномоченные коммерческие банки, государственная компания “Эквиталия”.

В принципе, это является распространенной международной практикой. Структура и роль учреждений, ответственных за управление государственными финансовыми ресурсами и называемых одинаково – “казначейство”, в отдельных странах определяются историческими и культурными факторами, а также экономической обстановкой и распределением полномочий между различными государственными ведомствами. В ряде случаев они являются результатом длительной эволюции, когда по прошествии времени государственному казначейству добавлялись или от него отнимались отдельные функции. В других случаях казначейству с самого начала предоставлялись широкие функции и полномочия. Таким образом, в международной практике не существует какой-то одной “образцовой” модели государственного казначейства.

Поэтому более правильно говорить не о казначействе, как органе государственного управления, а о казначейских функциях — функциях по управлению государственными финансовыми ресурсами. Так, в ряде государств на казначейство возложено управление государственным долгом и долговыми гарантиями, государственными финансовыми активами (акциями, принадлежащими государству).

Наибольший объем казначейских функций в Италии на центральном уровне реализуется Министерством экономики и финансов. В составе этого Министерства образованы 4 департамента (Департамент казначейства, Департамент главной бухгалтерии государства, Департамент налоговой политики и Административный департамент), которые в свою очередь включают в себя государственные инспекции и/или отделы. Кроме того, в состав Министерства в качестве самостоятельного структурного подразделения входит аппарат министра (включающий канцелярию, отдел внутреннего контроля и другие подразделения).

В непосредственном ведении Министерства экономики и финансов находятся 4 самостоятельные агентства (Налоговое агентство, Таможенное агентство, Кадастровое агентство и Агентство государственной собственности), а также Финансовая гвардия (налоговая полиция).

Несмотря на свое наименование, Департамент казначейства Министерства экономики и финансов Италии выполняет функции:

планирование бюджетной политики;

управление государственным долгом совместно с Центральным банком Италии;

международные финансовые отношения;

управление финансовыми активами, приватизация государственного имущества и ряд других вопросов.

За организацию, обеспечение и контроль за исполнением государственного бюджета отвечает Департамент главной бухгалтерии государства Министерства экономики и финансов. В центральный аппарат указанного Департамента входят 10 государственных инспекций.

Ведомства Италии, отвечающие за управление финансовыми ресурсами государства

Италия
является унитарным государством с
четырьмя уровнями системы государственной
власти:

Административно
Италия делится на 20 регионов (областей),
103 провинции, 8104 муниципальных образования.
При
этом пять регионов из двадцати имеют
особый статус, по которому существующие
конституционные законы наделяют регионы
большей самостоятельностью в определении
расходной базы своих бюджетов. Существуют
и провинции с особым статусом.

Италия
является республикой, во главе которой
находится президент.

Глава
правительства – премьер-министр.

Законодательный
орган – парламент, состоящий из сената
и палаты депутатов.

Италия
также отличается значительной ролью
государства в регулировании экономики,
а также прямым участием государства,
что накладывает отпечаток на структуру
финансовой системы страны. Проявляется
это в доле государственного сектора в
экономике: в сфере производства (50 %), в
банковской сфере (70 %).

Финансовая
система Италии включает в свой состав
сферу государственных и местных финансов,
финансы организаций.

Каждая
сфера состоит из нескольких звеньев:

Государственный
бюджет традиционно служит ведущим
звеном бюджетной системы. На его долю
приходится большая часть доходов
(расходов) государства.

Государственный
бюджет Италии состоит из двух частей:

Основным
источником доходов бюджетной системы
служат налоги, за их счет формируется
80 % доходов государства. При этом большая
доля доходов формируется за счет прямых
налогов.

Среди
неналоговых поступлений следует отметить
доходы от приватизации государственной
собственности, проводившейся в течение
90-х годов. Всего за 10 лет в результате
приватизации в бюджет страны поступило
около 100 млрд. евро. К 2000 г. в Италии
завершился процесс перехода от всеобщего
государственного контроля за экономикой
к ее государственному регулированию.

Местные
бюджеты представлены бюджетами
субнациональных образований – регионов,
провинций и муниципалитетов.

Доходы
местных бюджетов формируются за счет
собственных и привлеченных средств. В
качестве собственных средств выступают
налоги и неналоговые поступления в виде
пошлин. Основными источниками доходов
региональных и местных бюджетов служат:

При
этом основным видом доходов бюджетов
указанного уровня до 1992 года были целевые
гранты. Начиная с 1992 года, в доходную
базу местных бюджетов для стимулирования
налоговых усилий органов власти на
местах были включены поступления от
нескольких центральных налогов.

Наибольшей
финансовой самостоятельностью среди
всех уровней субнациональных органов
власти обладают муниципалитеты, в
бюджетах которых уже в 1994 году около 50
% всех доходов приходилось на собственные
налоговые и неналоговые источники
доходов. При этом поступления налогов
на имущество, на занятие определенными
видами предпринимательской деятельности
полностью зачисляются в доходы
муниципальных бюджетов.

Система
управления субнациональных органов
власти зарегулирована, законодательство
охватывает все вопросы их деятельности.

В
рамках бюджетной системы существуют
национальные бюджетные фонды, имеющие
своим назначением предоставление
грантов бюджетам нижестоящего уровня.

Существуют
фонды, предназначенные для предоставления
нецелевых грантов бюджетам регионов:

Также
существуют фонды для предоставления
целевых грантов бюджетам регионов:

Внебюджетные
фонды в Италии представлены преимущественно
социальными фондами:

Италия
относится к странам, в которых резко
преобладают взносы на социальное
страхование работодателей по сравнению
с работниками. Взносы (ставка) первых в
4 раза выше. Кроме взносов в формировании
фондов участвует также государство.

Финансовый
год в Италии начинается 1 июля, заканчивается
– 30 июня.

Особенность
Италии состоит в том, что за эффективностью
использования бюджетных ресурсов, а
также за соблюдением принципов отчетности
следит МВД Италии.

Фрагменты финансовой системы Италии

Итальянская финансовая система — одна из наиболее ранних в Европе. Своими корнями она уходит в денежные системы, действовавшие на базе золотых и серебряных денежных монет, городов-государств средневековой Италии — Флоренции, Генуи, Венеции и др. Именно здесь появились первые в мире банки, обменные пункты, кредитные учреждения и прочие элементы финансовой системы и их инструменты.

Банки

Итальянские банки являются основой всей финансово-банковской системы страны. Считается, что они и появились первыми на итальянской земле еще в XIII-XIX вв. Банковская система Италии, так же как и других развитых стран мира, двухуровневая.

Первый уровень — государственный или центральный банк (Банк Италии). Он выполняет роль правительственного агента, ведает вопросами эмиссии, а также финансирования бюджетных проектов правительства; выдает лицензии финансовым учреждениям для ведения соответствующих банковско-финансовых операций; он действует в соответствии с правилами, установленными в Европейской валютной системе (ЕВС) и в координации с ЕЦБ.

Второй уровень — коммерческие банки; это смешанные и частные коммерческие банки, которые и являются в последние годы объектом повышенного внимания правительства и деловых кругов. В них прежде всего происходят крупные изменения, в том числе укрупнение через процессы слияний и поглощений.

Одна из проблем банковской системы Италии заключается в перенасыщенности страны банками, численность которых превышает одну тысячу, в основном они мелкие (если сравнивать величину их активов и рыночную стоимость с аналогичными из других стран ЕС). В этом одна из причин того, что со второй половины 1990-х гг. процесс укрупнения банков (через слияния и поглощения) ускорился. Так, «Банко ди Наполи» вместе со страховой компанией IN А присоединил к себе «Банко национале дель Лаворо», банковский конгломерат «Института Сан-Папи ди Турино» слился с акционерной банковско-инвестиционной компанией (HIL).

Кризис ускорил слияния и поглощения множества мелких банковских учреждений и формирование на их базе крупных банковских объединений. При этом реорганизация до недавнего времени проводилась в направлении придания банковской системе Италии характеристик англосаксонской модели, приспособленной для потребностей Европейского союза в целом. В ней упор делается на капиталовложения в акции индивидуальными и институциональными инвесторами, соответственно у фирм появляется больше возможностей получать финансовые средства у банков через рынки акций, а не только рынки кредитов.

Эти изменения кредитно-денежной системы начались с разъединения в 1981 г. центрального банка (ЦБ) и казначейства, что означало отказ от существовавшего ранее порядка автоматического финансирования роста государственного долга в рамках политики бюджетной поддержки приоритетных направлений и отраслей. В 1993 г. Ц Б получил независимый статус, освободившись от прямой опеки государства. Законодательство 1993 и 1998 гг. кардинальным образом изменило кредитно-денежную сферу, действовавшую согласно законодательству 1936 г. на базе принципа монопольной государственной собственности. В результате вся банковская деятельность была переведена на обычный предпринимательский режим на основе общих либерально-монетарных подходов, исходивших от МВФ и Брюсселя. Специализированные кредитные институты публичного права, занимавшиеся долгосрочным кредитованием, были преобразованы в акционерные общества (АО), с продажей 49% их капитала на открытом рынке; коммерческим банкам отныне разрешалось владеть акциями нефинансовых предприятий и быть представленными в их административных советах. Ключевой моделью новой структуры стал универсальный банк — т.е. многопрофильная финансовая группа. Реформа, однако, сохранила статус традиционного в Италии кооперативного банка в обеих его формах — народного банка и банка кооперативного кредита (последний обслуживает сферу сельского хозяйства и ремесленничество). Была либерализована и деятельность других финансовых посредников — инвестиционных фондов, компаний по операциям с ценными бумагами, факторинговых компаний и т.д.

Читать также:  Скачать бесплатно девушка с деньгами книга о финансах и здравом смысле

До наступления мирового кризиса в банковской системе Италии насчитывалось свыше 800 учреждений, включая 250 акционерных банков, 60 иностранных филиалов, 40 народных банков и 461 банк кооперативного кредита. По масштабу операций различались:

Удельный вес этих категорий в общих активах банковской системы составлял соответственно 65,1; 10,6; 14,5 и 9,7% в общем размере привлеченного капитала, который составил следующие пропорции: 57,0; 13,1; 17,2 и 12,7%. Национальные банки, таким образом, играют большую роль в банковской системе, аккумулируя до 30% всех сбережений. Доля филиалов иностранных банков в общих активах составляет 5,1%.

Банковская реформа способствовала концентрации итальянского банковского капитала и некоторому упрочению его международных позиций. За 1993-2007 гг. были проведены сотни операций по слиянию и поглощению, охватившие более 55% активов банковской системы, при этом на пять ведущих групп приходилось 55% рынка банковских услуг (против 60% в среднем в странах ЕС). Изменилась структура собственности на банковский капитал: более 60% его (против 30% в 1992 г.) в конце десятилетия котировались на биржах, численность владельцев акций превысила 2 млн человек. Была высока норма сбережений в стране (в среднем за 1990-е гг. — 20,7%, 2000-2007 гг. — 21,9%), она создавала предпосылки для дальнейшего увеличения потенциала кредитно-денежной системы Италии.

В то же время слабым местом системы традиционно выступает недостаточное развитие фондовой биржи в стране. Совокупная капитализация четырех имеющихся в стране бирж (в Милане, Риме, Турине и Генуе) эквивалентна 70% ВВП, тогда как капитализация одной лишь Лондонской биржи превысила 150% ВВП. Отметим и то, что большинство итальянских предпринимателей в предыдущие времена избегали выходить на биржу. В 2000-2008 гг. в листинге за год в среднем насчитывалось менее 300 компаний, тогда как требованиям котировки объективно удовлетворяло в 4,5 раза большее их число. Относительно слабо развита в Италии и сфера потребительского кредита, объем операций которой ничтожно мал, она эквивалентна 4% ВВП (против 8-9% в среднем для зоны евро).

По заключению экспертов Ассоциации итальянских банков, а также ведущих международных специалистов по банкам и банковским операциям, итальянские банки нуждаются в самой серьезной модернизации. В них, в частности, отмечены такие структурные недостатки, как: низкая доходность (менее 5%), притом что трудовые издержки в них самые высокие в Западной Европе, наличие избыточного персонала, организационно-управленческие проблемы и др. Но как уже указывалось выше, банки Италии подвергаются самому серьезному изменению (в том числе под влиянием интеграционных мероприятий в ЕС) с точки зрения учета тех новых условий, которые формируются ныне в объединенной Европе под влиянием кризиса 2008-2010 гг.

Тема: ФКС Италии

1. История развития денежной системы Италии

2. Кредитная система Италии

3. Бюджетная система Италии

4. Финансовая система Италии

5. Налоговая система Италии

Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма, который она совместно с Францией, Бельгией и Швейцарией пыталась сохранить при помощи международного соглашения — так называемого Латинского монетного союза в 1865 году. В соответствии с этим соглашением была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллизм уже не соответствовал требованиям денежного обращения и был заменен с 1895 года на золотомонетный стандарт. В оборот были введены монеты достоинством 10, 20, 50, 100 лир, золотой паритет установлен в 0,290323 г золота за одну лиру.

В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923 года Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотой стандарт был восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928 году. В 1933 году Италия присоединилась к золотому блоку — группе европейских стран (Франции, Голландии, Бельгии, Швейцарии) по поддержанию действующего золотого стандарта при неизменных паритетах иностранных валют. Но уже в 1936 году паритет снизился до 0,046772 г, а после Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, так как высокая инфляция потребовала снижения ее курса по отношению к доллару. Курс лиры был установлен по отношению к доллару в 1949 году и, оставаясь неизменным в течение 22 лет вплоть до 1972 года, составлял 625 лир за 1 долл. С ША. К концу 1990-х годов 1628 лир = 1 долл. С ША. Золотое содержание было установлено в 1960 году и составило 0,001422 г. В 1979 году Италия вошла в ЕВС и установила курс по отношению к ЭКЮ — 1148,15 лир.

Денежной единицей Италии до момента введения евро являлась лира, которая делилась на 100 чентезимо. Реально же в силу высокого обесценения лиры такого размена не происходило. Уже после Второй мировой войны было решено выпускать банкноты минимальным достоинством 1000 лир. Для Италии были характерны не только банкноты (кредитные деньги), но и бумажные деньги, выпускаемые казначейством. К ним относились мелкие деньги (достоинством менее 1000 лир).

Решение о выпуске бумажных (казначейских) денег принимало Главное управление казначейства. Монеты изготавливались на монетном дворе. Казначейские билеты печатались Государственным полиграфическим институтом.

Италия всегда была активным участником мировою валютного рынка. Уже в 1865 году она наряду с Францией, Бельгией, Швейцарией учредила Латинский монетный союз, основным требованием которого было свободное хождение в этих странах любых денежных знаков стран-участниц. Впоследствии Италия стала членом МВФ.

Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули и Италию. В 1969 году на встрече лидеров стран, вошедших в ЕЭС при его создании (Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, Нидерланды, ФРГ), была определена цель единой валютной системы. В соответствии с ней единая валютная система должна была быть сформирована в 1978 году. Однако осуществление этого проекта было отложено. 13 марта 1979 года Италия вошла в единую валютную систему. Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

Кризис начала 1990-х гг. для Италии стал тяжелым испытанием. Период 1992-1993 гг. характеризовался несколькими девальвациями лиры. В конце 1992 года Италии пришлось выйти из ЕВС. Позитивные сдвиги наметились только в 1995 году, когда доходы государства возросли на 1,2% ВВП с одновременным снижением расходов на 2,7%. Дальнейшее оздоровление государственных финансов стало невозможным без особых мер по пресечению налоговых правонарушений и усиления контроля за расходами государственного бюджета. В то же время в отличие от стран со стабильной экономикой (например, Германии) в 1996 году в Италии наблюдалось активное сальдо платежного баланса — 42 млрд. долл. (3-5% ВВП). 29 ноября 1996 года Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ-1.

Концепция единой валюты обрела реальные очертания на встрече глав государств — членов ЕС в Дублине в декабре 1996 года. В соответствии с этой концепцией единая валюта «евро» была введена с 1 января 1999 года, причем вначале в безналичной форме, а затем с 2002 года — в наличной.

В Италии переход к «евро» рассматривался как своеобразный национальный надпартийный императив. Для введения в оборот «евро» страна должна была отвечать определенным критериям, таким, как:

дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;

государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

годовая инфляция должна быть не более чем на 1,5 процентных пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году – 3-3,3%);

средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки должна быть не более чем на 2 процентных пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в 1996 году — 9%);

соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов (ЕРМ-1).

В 1996 году Италия соответствовала только одному из пяти критериев — участвовала в ЕС и ее валюта была достаточно стабильной. По всем остальным показателям она существенно выходила за оговоренные пределы. Например, по итогам 1996 года Италия имела дефицит государственного бюджета 6,8% ВВП (не более 3% ВВП), а государственный долг — 124% ВВП (60% ВВП).

Читать также:  Более крупную премию получил заместитель финансового директора ООО "Лунный свет" за выполнение сложного задания

Италия придерживалась концепции приблизительного выполнения требований, так как в противном случае ей пришлось бы принять решение о дополнительной бюджетной экономии в 26 трлн. лир. Тем не менее, Италия целенаправленно готовила себя к введению в 1999 году «евро». На 1997 год был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро». При этом в бюджет заложены поистине драконовские меры по сокращению государственных расходов и собираемости налогов. Рестрикционная политика правительства, ограничение роста заработной платы и высокие проценты привели к снижению частного потребления. Оно упало в 1996 году на 0,8%. Темпы роста ВВП замедлились. В 1997 году объем производства вырос на 2,7%, по сравнению с 1996 года. Италия гасила дефицит чрезвычайным «европейским налогом».

Для проведения безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создала единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

Для введения наличных расчетов в «евро» в Италии, как и в других странах, проводились информационные кампании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходит обмен информацией. В школьные программы были включены курсы, посвященные «евро».

Введение «евро», естественно, потребовало затрат. Основную тяжесть приняли на себя банковские учреждения, которым предстояло модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, а к 2002 году полностью заменить автоматы для выдачи денег и проверки купюр и вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценке Банковской федерации ЕС, на это потребовалось около 10-12 млрд. Э КЮ, что составляло 2% годового оборота банковских операций. В то же время, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонение от необходимых критериев, Италия ввела «евро» с 1 января 1999 года в числе первых 15 стран. Введение «евро» привело к оздоровлению государственных финансов, что высвободило крупные средства, которые тратились на обслуживание государственного долга (в Италии «съедалось» 20% бюджетных расходов). Это позволило увеличить затраты на создание новых рабочих мест и социальные нужды.

Консолидированный бюджет центрального правительства, местных органов власти и институтов социального обеспечения образует бюджет государственной администрации.

Главным звеном финансовой системы Италии является бюджет центрального правительства, или государственный бюджет.

Государственный бюджет составляется по принципу нетто, т. е. наряду с бюджетом центрального правительства существуют бюджеты автономных государственных предприятий, деятельность которых отражается в государственном бюджете лишь своим положительным или отрицательным сальдо.

Местные бюджеты, как и бюджеты институтов социального обеспечения, не входят в государственный бюджет. Часть средств, аккумулируемых государственным бюджетом, в различных формах передается местным органам власти, учреждениям социального обеспечения и государственным предприятиям.

До 1965 г. финансовый год в Италии охватывал период с 1 июля по 30 июня следующего года. С 1965 г. финансовый год совпадает с календарным. Льготный срок, предоставляемый для закрытия финансовых счетов, составляет один месяц. Таким образом, счетный период равен 13 месяцам.

Государственный бюджет Италии строится по системе правовой компетенции в отличие от кассовых бюджетов, составляемых во многих странах. Система правовой компетенции является одной из главных причин возникновения пассивных и активных остатков. Пассивные остатки — это утвержденные законом, но в действительности не произведенные государством в течение счетного периода расходы. Активные остатки — это предусмотренные законом, но в действительности не поступившие в кассу в течение этого периода доходы. В последние годы пассивные и активные бюджетные остатки достигли большого объема.

Операции с ними отражаются в специальном счете. Проект бюджета составляется министерством казначейства на каждый календарный год. Работа по его составлению начинается за 11 месяцев до начала нового бюджетного года.

В течение февраля бюджетная инспекция Генеральной государственной бухгалтерии, являющейся одним из главных подразделений казначейства, рассылает бухгалтериям министерств проспекты, в которых перечислены их проекты расходов на текущий год. В соответствии с установкой руководства министерств бухгалтерии вносят в проспекты изменения и дополнения, и после одобрения министрами заявки возвращаются в течение апреля в бюджетную инспекцию. Генеральная государственная бухгалтерия может внести изменения в заявки министерств.

Проект государственного бюджета v представляется министром казначейства на рассмотрение и одобрение правительства. Одобренный кабинетом министров проект вместе с отчетом об исполнении бюджета за прошлый год после согласования с министром бюджета и экономического программирования направляется в июле министром казначейства в парламент.

Парламент может утвердить, внести поправки или отклонить представленный проект бюджета. Если по каким-либо причинам проект не утвержден до начала нового финансового года, то в соответствии с конституцией страны парламент специальным законом предоставляет правительству право временно исполнять новый бюджет максимум в течение четырех месяцев, причем ежемесячная сумма доходов и расходов по каждой статье не должна превышать 1/12 их общего объема, предусмотренного на год. Исполнение бюджета организует казначейство. Сбор налогов и пошлин осуществляет министерство финансов. Функции кассира государства выполняет Банк Италии.

Контроль за исполнением бюджета возложен на казначейство. Высшим контрольным органом Италии в области государственных финансов является Счетная палата. После заключения Счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Основными доходами счета текущих операций являются налоги. Среди них главную роль играют косвенные налоги, Относительно скромное место в поступлениях счета текущих операций занимают доходы от капитала (проценты) и от государственных предприятий и имущества. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. Превышение доходов над расходами по счету текущих операций зачисляется в доходную часть счета движения капиталов, а дефицит покрывается поступлениями на счет движения капиталов.

Источником доходов счета движения капиталов являются облигационные займы и банковские кредиты, а также перечисления предприятий и учреждений, выручка от продажи государственного имущества. Расходы счета движения капиталов включают прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

В последние годы расходы по счету движения капиталов составляют около четверти всех расходов государственного бюджета по сравнению с 14% в 1950/51 г. и 7% в 1938/39 г., что связано с расширением государственного вмешательства в экономику. Государственный бюджет Италии характеризуется хронической дефицитностью. С 1950/51 по 1975 г. его дефицит в текущих ценах вырос в 35 раз. Для покрытия бюджетного дефицита государство широко использует государственные займы, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга и стимулирует развитие инфляционного процесса.

Финансовая система Италии

Итальянская финансовая система — одна из наиболее старых в Европе. Своими корнями она опиралась на денежные системы (действовавшие на базе золотых и серебряных денежных монет) городов-государств средневековой Италии — Флоренции, Генуи, Венеции и др., в которых действовали первые в мире банки, обменные пункты, кредитные учреждения и прочие первичные элементы финансовой системы и их инструменты. В них явно отражались элементы архаичных финансовых институтов, действовавшие еще в Римской империи, в которой правовые отношения, регулирующие частную собственность, были доведены до совершенства. Неслучайно Наполеон включил целые разделы из римского гражданского права в Гражданский кодекс 1807 г.

Итальянские банки являются основой всей финансовой системы страны. Считается что они на итальянской земле появились еще в XIII в. и с тех пор играли большую роль в финансировании множества войн, которые велись в Европе. Банковская система Италии, как и других европейских стран, основана на принципе двух уровней: центральный банк и коммерческие банки.

Центральный банк был основан в 1893 г. Находится Вапса d’ltalia в знаменитом палаццо Кох на Via Nazionale в Риме. Он играет роль правительственного агента, выдает лицензии финансовым учреждениям для ведения соответствующих банковско-финансовых операций. Как и другие центробанки евро- зоны, действует в соответствии с правилами установленными в Европейской валютной системе (ЕВС) в координации с ЕЦБ и Системой европейских центральных банков.

Коммерческие банки

Второй уровень — это коммерческие банки. В системе этих банков в последние годы происходят крупные изменения, связанные с ухудшением в целом позиций Италии, проблемами банковской и государственной задолженности, до некоторой степени обусловленной тесной «связанностью» многих банков с банками Греции.

Позиции Италии серьезно ослабли в ходе и после глобального кризиса 2008— 2010 гг. При этом одна из проблем банковской системы Италии заключается в перенасыщенности страны банками; в основном они мелкие (если сравнивать величину их активов и рыночную стоимость с банками других ведущих стран ЕС). Однако это для Италии не новая проблема, еще со второй половины 1990-х гг. процесс укрупнения банков (через слияния и поглощения) стимулировался правительством. Так, Banco di Napoli вместе со страховой компанией INA присоединил к себе Banco Nazionale del Lavoro; банковский конгломерат Institute San Papi di Turino слился с акционерной банковско-инвестиционной компанией HIL. Этот процесс ускорился в 2008—2012 гг. В результате постепенно происходят крупномасштабная консолидация всего банковского сектора страны и формирование крупных банковских объединений. При этом реорганизация до недавнего времени проводилась в направлении придания банковской системе Италии характеристик англосаксонской модели, отвечающей потребностям Европейского союза в целом. Но в 2011—2012 гг. акцент значительно сместился в направлении формирования общеевропейской модели банковского сектора с усилением элемента наднационального (в рамках еврозоны) регулирования; эта модель явно не соответствует англосаксонской модели с ее ориентацией на глобальное регулирование.

Читать также:  ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ СИНЕРГИЯ 2 СЕМЕСТР

До наступления мирового кризиса в банковской системе Италии насчитывалось около тысячи финансово-банковских учреждений. По масштабу операций различались:

Национальные банки при этом играли наибольшую роль в банковской системе, аккумулируя до 35% всех сбережений населения. Доля филиалов иностранных банков в общих активах составляет не более 5%.

В то же время слабым местом финансовой системы традиционно выступает недостаточное развитие фондовой биржи в стране. Совокупная капитализация четырех имеющихся в стране бирж (в Милане, Риме, Турине и Генуе) эквивалентна 70% ВВП, тогда как капитализация, например, одной лишь Лондонской биржи превышает 180% ВВП. Отметим и то, что большинство итальянских предпринимателей в предыдущие времена избегали выходить на биржу. В 2000—2008 гг. в листинге в среднем за год насчитывалось менее 300 компаний, тогда как требованиям котировки объективно удовлетворяло в 4,5 раза больше. Относительно слабо развита в Италии и сфера потребительского кредита, объем операций которой ничтожно мал, она эквивалентна 4% ВВП (против 8—10% в среднем для зоны евро).

Ведущие банки Италии

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что итальянские коммерческие банки представляют собой внушительную финансовую силу. Однако многие из них отягощены долгами, другие, вполне преуспевающие, успешно ведут операции далеко за пределами Италии. Коммерческие банки Италии традиционно были связаны с греческими банками, что отразилось на ухудшении ситуации в банковском секторе Италии в 2011—2012 гг.

Финансовая
система — совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих частей, звеньев,
элементов, непосредственно участвующих
в финансовой деятельности и способствующих
ее осуществлению.

Италия
является унитарным государством с
четырьмя уровнями системы государственной
власти: центральные, региональные органы
власти, органы власти провинций и
муниципалитетов.

Административно
Италия делится на 20 регионов, 99 провинций,
8100 муниципальных образований и 212 местных
единиц здравоохранений.

На
бюджетах регионов лежит обязанность
по финансированию услуг медицинских
учреждений, планирования градостроительства,
водоснабжения, а также дорожного
строительства и внутрирегионального
пассажирского транспорта. При этом в
законодательстве особо оговорена
возможность передачи части расходных
полномочий органами власти регионов
на нижестоящие уровни бюджетной системы,
что обычно и происходит, особенно в
случаях расходов, связанных с
финансированием ЖКХ или общественных
работ. Основными доходными источниками
региональных и местных бюджетов служат
налоговые поступления, целевые и
нецелевые гранты бюджетов вышестоящего
уровня и заемные средства.

Бюджеты
провинций несут расходы по финансированию
строительства и содержания государственных
автомобильных дорог регионального
значения, финансированию водного и
горного транспорта, мероприятий по
защите окружающей среды и образовательных
учреждений и культурных заведений
(университеты, музеи, театры).

Наибольшей
финансовой самостоятельностью среди
всех уровней субнациональных органов
власти обладают муниципалитеты, в
бюджетах которых в 1994 году около 50% всех
доходов приходилось на собственные
налоговые и неналоговые доходные
источники. Основными статьями расходов
бюджетов муниципалитетов являются
содержание местных подразделений
полиции, системы социального обеспечения,
строительство и содержание зданий для
органов юстиции и образовательных
учреждений, строительство, ремонт и
уборка муниципальных улиц и дорог,
обеспечение населения муниципалитета
газом и электроэнергией.

28.
Организация функционирования бюджетной
и налоговой системы Италии.

Бюджетная
система Италии – это совокупность всех
видов бюджетов. Италия является унитарным
государством с четырьмя уровнями системы
государственной власти: центральные,
региональные органы власти, органы
власти провинций и муниципалитетов.

Расходные
обязательства уровней бюджетной системы
Италии распределяются следующим образом:

1)
На бюджеты регионов — финансирование
услуг медицинских учреждений, планирование
градостроительства, водоснабжения, а
также дорожного строительства и
внутрирегионального пассажирского
транспорта (часть расходных полномочий
возможно возложить на нижестоящие
уровни бюджетной системы)

2)
На бюджеты провинций — финансирование
строительства и содержания государственных
автомобильных дорог регионального
значения, финансированию водного и
горного транспорта, мероприятий по
защите окружающей среды и образовательных
учреждений и культурных заведений
регионального значения (местные
университеты, музеи, театры и т.п.).

3)
На бюджеты муниципалитетов — содержание
местных подразделений полиции, системы
социального обеспечения, строительство
и содержание зданий для органов юстиции
и образовательных учреждений,
строительство, ремонт и уборка
муниципальных улиц и дорог, обеспечение
населения муниципалитета газом и
электроэнергией (некоторые были переданы
с вышестоящих уровней).

Основными
доходными источниками региональных и
местных бюджетов служат налоговые
поступления, целевые и нецелевые гранты
бюджетов вышестоящего уровня и заемные
средства.

Налоговая
система Италии — это совокупность
предусмотренных налогов, принципов,
форм и методов их установления, изменения
или отмены, уплаты и применения мер по
обеспечению их уплаты, осуществления
налогового контроля, а также привлечения
к ответственности и мер ответственности
за нарушение налогового законодательства.
Современная налоговая система Италии
характеризуется довольно четкой
структурой, унифицированными правилами
обложения и изъятия средств в бюджет,
превалированием прямых налогов над
косвенными.

К
категории прямых налогов относят:
подоходный налог с физических лиц,
подоходный налог с юридических лиц и
местный налог (с физических и юридических
лиц), налог на доходы с капитала.

Косвенными
налогами облагаются различные виды
операций связанных с продвижением
товаров по стадиям производства и
обращения, оказанием услуг, импортом
товаров, сменой собственности и рядом
других сделок (НДС).

Финансовая
система Италии включает бюджет
центрального правительства,
бюджеты местных органов власти,
специальные фонды, а также финансы
государственных предприятий.
Консолидированный бюджет центрального
правительства, местных органов власти
и институтов социального
обеспечения образуют бюджет государственной
администрации. Главным звеном финансовой
системы Италии выступает бюджет
центрального правительства (государственный
бюджет). Он состоит из двух частей: счета
текущих операций и счета движения
капиталов. Основными доходами счета
текущих операций являются налоги, а
среди них — главным образом косвенные.

Реализация
осуществляемых функций в Италии возложена
на несколько ведомств и организаций:
Министерство экономики и финансов,
Центральный банк, уполномоченные
коммерческие банки, государственная
компания “Эквиталия”.

В
принципе, это является распространенной
международной практикой. Структура и
роль учреждений, ответственных за
управление государственными финансовыми
ресурсами и называемых одинаково –
“казначейство”, в отдельных странах
определяются историческими и культурными
факторами, а также экономической
обстановкой и распределением полномочий
между различными государственными
ведомствами. В ряде случаев они являются
результатом длительной эволюции, когда
по прошествии времени государственному
казначейству добавлялись или от него
отнимались отдельные функции. В других
случаях казначейству с самого начала
предоставлялись широкие функции и
полномочия. Таким образом, в международной
практике не существует какой-то одной
“образцовой” модели государственного
казначейства.

Поэтому
более правильно говорить не о казначействе,
как органе государственного управления,
а о казначейских функциях — функциях по
управлению государственными финансовыми
ресурсами. Так, в ряде государств на
казначейство возложено управление
государственным долгом и долговыми
гарантиями, государственными финансовыми
активами (акциями, принадлежащими
государству).

Наибольший
объем казначейских функций в Италии на
центральном уровне реализуется
Министерством экономики и финансов. В
составе этого Министерства образованы
4 департамента (Департамент казначейства,
Департамент главной бухгалтерии
государства, Департамент налоговой
политики и Административный департамент),
которые в свою очередь включают в себя
государственные инспекции и/или отделы.
Кроме того, в состав Министерства в
качестве самостоятельного структурного
подразделения входит аппарат министра
(включающий канцелярию, отдел внутреннего
контроля и другие подразделения).

В
непосредственном ведении Министерства
экономики и финансов находятся 4
самостоятельные агентства (Налоговое
агентство, Таможенное агентство,
Кадастровое агентство и Агентство
государственной собственности), а также
Финансовая гвардия (налоговая полиция).

Несмотря
на свое наименование, Департамент
казначейства Министерства экономики
и финансов Италии выполняет функции:

управление
государственным долгом совместно с
Центральным банком Италии;

управление
финансовыми активами, приватизация
государственного имущества и ряд других
вопросов.

За
организацию, обеспечение и контроль за
исполнением государственного бюджета
отвечает Департамент главной бухгалтерии
государства Министерства экономики и
финансов. В центральный аппарат указанного
Департамента входят 10 государственных
инспекций.

На сегодняшний день в Италии существует достаточно развитая финансовая система с богатыми историческими традициями. Итальянские паевые фонды уже не одно десятилетие доказывают свою жизнеспособность, достаточно успешно приспосабливаясь к сложным условиям экономической ситуации в стране.

особенно интересен по нескольким причинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *