СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Экономика»

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Государственный бюджет
 — финансовый документ
страны, совокупность финансовых смет
всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы
    ;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ
.

Государственные финансы
– экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов
– составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет
– форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет
– центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП
, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;

3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного
федерализма
, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета –
возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета
состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета
– превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета
– это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

3.1. Сущность и состав государственных финансов

Государственные финансы
 — это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.

Государственный бюджет
 — это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.

Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1) единство бюджетной системы;

2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);

3) полнота отражения доходов и расходов;

4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);

7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления — бюджетного федерализма.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней — межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции — к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.

Читать также:  КИТ Финанс Брокер

Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

2.1. Сущность и функции финансов

2.1. Сущность и функции финансов
Финансы — часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги. Субъектами финансовых отношений являются физические и

15.1. Сущность и структура международных финансов

15.1. Сущность и структура международных финансов
Международные финансы представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами. Особенность международных

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

1. Сущность финансов
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а

1. Сущность финансов

1. Сущность финансов
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства. С возникновением государства появилась финансовая

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха. С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистика государственных финансов

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистика государственных финансов
Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования. Специфическая часть

39. Понятие и задачи статистики государственных финансов

39. Понятие и задачи статистики государственных финансов
Согласно российскому законодательству статистика государственных финансов включает в себя: статистику бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных бюджетов); государственных внебюджетных фондов;

2. Сущность финансов

2. Сущность финансов
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей,

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

ЛЕКЦИЯ № 4
Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

1. Понятие «финансы», их экономическая сущность
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть

2. Сущность финансов

2. Сущность финансов
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей,

1. Сущность финансов

1. Сущность финансов
Финансы– это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства. С возникновением государства появилась финансовая

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха. С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

3. Форма устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов

3. Форма устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства.

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга
Значительный объем предоставления гарантий Правительства Российской Федерации приходится на импортеров –

Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга

Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга
Все государственные гарантии, включенные в состав государственного внутреннего долга, предоставлялись на основании постановлений Правительства Российской Федерации и

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицитный бюджет
— расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.

Профицитный бюджет
– доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.

Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.

Внутренние долги
— кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).

Внешние долги
— у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сократить расходы (уменьшить зарплату бюджетникам, сократить пособия, отменить льготы, свернуть финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • нарастить внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошить ЗВР (золотовалютный резерв).

Что делать государству, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • купить золото или иностранную валюту.

Топ-10 стран с дефицитом бюджета

Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.

При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.

Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

Топ-10 стран с профицитом бюджета

Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

1. Макао +7,2.

2. Норвегия +4,2.

3. Лихтенштейн +1,6.

4. Гонконг +1,0.

5-6. Швеция и Исландия +0,9.

7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.

9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.

Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.

Знание бюджета необходимо:

  • для политиков и чиновников у власти, чтобы объяснять избирателям, на что они тратят деньги, которые принадлежат народу;
  • для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит, и ставку по сберегательным и депозитным счетам;
  • для валютного рынка (форекс и биржи), так как страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам;
  • для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении определенных условий;
  • для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
  • для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в долларах и евро может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
  • для инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж-фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;

Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.

Читать также:  Брейли р принципы корпоративных финансов

Части государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Из чего состоит государственный бюджет

Доходная часть бюджета
— все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.

Расходная часть бюджета
— все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.

Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета

Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.

В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на три года и вносят по мере необходимости корректировки.

Структура доходной части государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.

  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы.

  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.

  4. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.

  5. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.

  6. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Расходы государственного бюджета

Классификация расходов по целям:

  • экономические;
  • социальные;
  • военные;
  • внешнеполитические;
  • внешнеэкономические;
  • содержание управленческого аппарата.

Из чего состоят расходы государственного бюджета:

  1. Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).

  2. Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).

  3. Закупки государством товаров и услуг.

  4. Транзакции из государственного в частный сектор.

  5. Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).

  6. Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).

  7. Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).

  8. Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.

  9. Пополнение золотовалютных резервов.

  10. Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.



Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Доходная часть бюджета

Налоговыми поступлениями являются предусмотренные законодательством общегосударственные (федеральные) и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Кроме налогов могут быть еще неналоговые поступления в бюджет. Они представляют собой доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от штрафов и финансовых санкций.

В последнее время в литературе и прессе часто употребляют термины « субвенция
» и « трансферт
».

Трансфертами

называются средства, полученные бюджетом одного уровня (например, районный) из бюджета другого уровня (федерального, областного или краевого) на безоплатной основе.

«Государственный бюджет» 👇

Субвенции

-это межбюджетные трансферты для использования с определенной целью, в порядке, который определяет сам орган, которому они выделены.

Госбюджет по странам мира

Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию
в онлайн-школу Skysmart!

Выберите идеального репетитора по обществознанию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по обществознанию




Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет
— это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.

Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.

Функции государственного бюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности через финансирование армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Цель государственного бюджета
— финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.

Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:

  1. Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов. 

  2. Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов. 

  3. Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).

Лучшие университеты для поступления в 2024 году

Перечень вузов России с рекомендациями, как пройти на бюджет

Лучшие университеты для поступления в 2024 году




Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит
    ;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики
государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Понятие государственного бюджета

В настоящее время как в литературе, так и в повседневной жизни довольно часто употребляются термины:

  • «бюджет»,
  • «семейный бюджет»,
  • «годовой бюджет»,
  • «государственный бюджет»,
  • и т.п.

Что же означает само понятие «бюджет»?

Бюджет

– это документ, представляющий план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения возможности осуществления определенных задач и функций на протяжении определенного периода.

Если мы говорим о государственном бюджете, то имеем ввиду финансирование действий органов власти (в том числе и местного самоуправления) на протяжении бюджетного года. Именно на бюджетный год утверждается бюджет. В большинстве стран Европы бюджетный год равен календарному. Но имеются и исключения. Например, в Норвегии, Италии, Японии он длится с $1$ июля по $30$ июня, а в Великобритании и Дании – с $1$ апреля по $31$ марта.

Финансовая деятельность государства осуществляется по трем направлениям: формирование доходов в бюджете и различных государственных фондах, распределение средств и их использование (освоение).

Соотношения доходов и расходов в бюджете

В идеальных условиях доходная часть бюджета должна совпадать с расходной. Но в реальной жизни возникают ситуации превышения одной части бюджета над другой.

Превышение расходной части над доходной приводит к дефициту бюджета. Дефицит бюджета вызывает инфляцию, потому что государство прибегает к государственным займам, продаже государственных ценных бумаг, денежной эмиссии
(печать дополнительного количества денежных знаков).

Превышение доходной части над расходной называется профицитом

.

Экономисты считают, что профицит (как и идеальный бюджет) тормозит антиинфляционную политику государства и может вызвать застой в экономике.

Читать также:  В.П. Климович Денежное обращение и кредит в финансах M-I-2004

Особое внимание экономисты уделяют вопросам внешнего долга. Если государственный долг
страны растет, то падает авторитет страны на мировом рынке и снижается ее кредитный рейтинг. Поэтому развитые страны регулируют бюджет с учетом своевременного погашения внешних долгов и накопления капиталов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Расходная часть бюджета

Расходная часть бюджета

— это средства, которые направляются для обеспечения программ и мероприятий, предусмотренных данным бюджетом.

Расходы государственного бюджета предусматривают решение основных социальных, экономических и политических вопросов государства. К ним относятся вопросы национальной обороны и безопасности, государственного управления, судебной власти, фундаментальных исследований, здравоохранения, образования, культуры, обеспечения национального долга.

К расходам на хозяйственные цели относят также субсидии для некоторых отраслей (например, для сельского хозяйства) и для компенсации процентов банкам за кредиты производителям (сельхозпроизводителям, представителям малого бизнеса и т.п.).


  1. Фролова Т. А. Доходы государственного бюджета
    Архивная копия
    от 29 декабря 2014 на Wayback Machine
    //Финансы и кредит: конспект лекций — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

  2. Государственный бюджет: доходы и расходы

    . Дата обращения: 30 ноября 2010.
    Архивировано
    5 декабря 2010 года.



Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта о его исполнении называется бюджетный процесс

.

Если запланированные доходы государственного бюджета
превышают его расходы
, то это называется бюджетный профицит
(или профицит бюджета
).

Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называют бюджетный дефицит
(или дефицит бюджета
). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр
.

Госбюджет РФ

В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:

  1. Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

  2. Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

  3. Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

  • Основные доходы (в процентах):
  • 24% — доходы нефтегазового сектора;

    20% — страховые взносы;

    16% — НДС;

    11% — налог на прибыль;

    10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    4% — акцизы;

    2% — ввозные пошлины.

  • Основные расходы (в процентах):
  • 35% — социальная сфера;

    15% — оборона и безопасность;

    11% — образование;

    10% — здравоохранение.

Доходы и расходы

  • налогов
    , взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.
  • военные;
  • экономические;
  • на социальные нужды;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет – это главный государственный финансовый план, формируемый на определенный временной период в форме законодательного акта и консолидирующий все доходы и расходы государства.

Государственный бюджет носит законодательный характер, так как формируется на ежегодной основе Министерством финансов РФ, рассматривается и утверждается на уровне Государственной Думы РФ, а исполняется Правительством РФ. Также по окончанию финансового года исполнение бюджета
в обязательном порядке проверяется Счетной Палатой РФ.

Бюджет государства формируется из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть госбюджета показывает, откуда поступили бюджетные финансовые ресурсы. В данном контексте необходимо отметить, что основной источник доходной части бюджета – налоги, так как в такой форме государство получает порядке 80% доходов. Также в качестве доходов государственного бюджета
стоит рассматривать и различного рода неналоговые доходы, которые государство получает от:

  • реализации внешнеэкономической деятельности;
  • сдачи в аренду имущества государственной помощи;
  • государственных облигаций;
  • процентных кредитов и займов, выданным иностранным государствам.

Расходная часть госбюджета показывает направления расходования собранных финансовых ресурсов. Государство посредством бюджета перераспределяет полученные финансовые ресурсы и направляется их на решение важных государственных задач, реализацию государственных программ в различных сферах.

Как правило, в нашей стране финансовые ресурсы государства направляются на социальное обеспечение населения, поддержку национальной обороны, содержание государственного аппарата управления, предоставление различного рода дотаций и субсидий хозяйствующим субъектам, развитие инфраструктуры в стране.

«Значение бюджета для государства» 👇

В соответствии с бюджетной политикой в обязательном порядке должно соблюдаться определенное соотношение между доходной и расходной частями бюджета.

Разность между доходами и расходами бюджета получила название сальдо. Так, государственный бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам – в таком случае сальдо принимает нулевые значения. В случае, если наблюдается дефицитный бюджет, то можно говорить об отрицательном сальдо, т.е. расходы превышают доходы. В противном случае, говорят о профицитном государственном бюджете.

Стоит отметить, что бюджет характеризуется определенной иерархией. Так, федеральный бюджет
охватывает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных, муниципальный — местных. Свод бюджетов всех уровней получил название консолидированного бюджета.

Топ-10 стран с самым большим бюджетом

Десять государств с самым большим госбюджетом (в $ млрд, 2019 год):

  1. США — 3422.

  2. Китай — 2948.

    Германия — 1334.

  3. Франция — 1252.

  4. Великобритания — 1066.

  5. Япония — 933.

  6. Италия — 845.

  7. Бразилия — 616.

  8. Канада — 550.

  9. Австралия — 445.

Россия находится в этом списке на 15 месте.

Новые правила поступления в вузы РФ

Новые правила поступления в вузы РФ




Значение бюджета для государства

На сегодняшний день бюджет является важнейшей предпосылкой и инструментов реализации процесса воспроизводства. Роль госбюджета выражается в том, что он формирует устойчивую финансовую базу для нормального и бесперебойного функционирования государства и отдельных его субъектов, государственных органов власти.

Особую роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет регулирование со стороны государства, которое реализуется в рамках утвержденной властью экономической политики. Одним из важнейших элементов, которые позволяют государству реализовывать экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, т.е. финансовая система общества, важнейшей составляющей которой и является на сегодняшний день является государственный бюджет. которой является государственный бюджет.

Стоит отметить, что и функционирующий в настоящее врем государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за исключительно за счет финансовых ресурсов бюджета соответствующего уровня. Также сюда можно отнести и различного орда органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы власти, администрацию.

Таким образом, государство разрабатывает и исполняет утвержденный бюджет для того, чтобы иметь возможность обеспечивать население необходимыми материальными ресурсами, особыми благами, а также товарами, с помощью которых возможно удовлетворение базовых потребностей. Например, к таким благам можно отнести продукцию оборонного характера, блага научной и исследовательской деятельности, культуры и искусства, образования и т.д.

Так, в соответствии с бюджетной классификацией бюджетными финансовыми ресурсами могут быть обеспечены следующие направления:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства на мировой арене;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение национальной безопасности государства в целом;
  • функционирование федеральных оврагов власти судебной ветви;
  • осуществление фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства, в том числе сельского хозяйства легкой промышленности, добывающих предприятий;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, а также средств массовой информации;
  • реализация государственной политики в социальной сфере.

Так госбюджет обеспечивает централизацию финансовых ресурсов, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования различного рода резервов.

Говоря о важной роли бюджета, необходимо в обязательном порядке учитывать, что кризисные явления в экономике не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит, обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в утвержденном объеме, большой удельный вес заемных финансовых ресурсов и др.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Структура государственного бюджета

Главными составляющими любого бюджета являются доходная и расходная части. Формирование государственного бюджета характеризуется принудительным и необратимым изъятием финансовых средств у их владельцев. Это происходит посредством налоговой политики и обязательных платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *