СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Юлия Валерьевна Шульгина

преподавательский стаж — 10 лет

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Общее (стратегическое) управление
финансами Российской Федерации в
соответствии с ее Конституцией возложено
на высшие органы государственной власти
— Федеральное Собрание и его две
палаты —Государственную Думу и Совет
Федерации, Администрацию Президента
РФ и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами
осуществляет финансовый аппарат. С его
помощью государство руководит финансовой
деятельностью во всех структурных
подразделениях экономики. Финансовый
аппарат выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету, анализ
контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях
и отраслях родного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
а также финансовые подразделения
Министерств и ведомств. Сферой страховых
отношений управляй специальные страховые
структуры. Работу по управлению
государственными финансами осуществляют
Министерство финансов РФ и его органы
на местах.

Государственная Дума и Совет Федерации
рассматривают и утверждают федеральный
бюджет России и отчет о его исполнении.
Федеральное Собрание рассматривает
также законы о налогах, сборах и
обязательных платежах. Кроме того, оно
устанавливает предельный размер
государственного внутреннего и внешнего
долга.

В систему государственных
органов управления финансами входят:

профильные комитеты по бюджетам и
налогам, финансовым рынкам и денежному
обращению Государственной Думы и Совета
Федерации; Счетная палата РФ;

Министерство финансов

РФ и его органы на местах;

Центральный банк РФ;

Федеральное
казначейство;

Федеральная налоговая
служба;

Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора РФ;

Федеральная таможенная служба РФ;

Федеральная служба по финансовому
рынку.

На Министерство финансов
РФ
возложены следующие
задачи:

разработка и реализация
единой государственной финансовой
политики;

составление проекта и
исполнение федерального бюджета;

осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и
средств федеральных
внебюджетных фондов;

обеспечение
устойчивости государственных финансов
и осуществление
мер по развитию финансового рынка.

Федеральное казначействоосуществляет
кассовое испол­нение бюджета, проведение
государственной бюджетной поли­тики,
управление доходами и расходами
федерального бюджета, контроль за
поступлением, целевым и экономным
исполь­зованием государственных
средств.

Федеральная налоговая
служба (ФНС России)
осуществляет функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов,
и за соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов.

ФНС осуществляет свою
деятельность непосредственно и через
свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления и государственными
внебюджетными фондами, общественными
объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по
финансовым рынкам
является федеральным органом исполнительной
власти по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору на финансовых
рынках (за исключением страховой,
банковской и аудиторской деятельности),
в сфере формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений и
деятельности бирж. Ее основные полномочия:

— регулирование выпуска и
обращения эмиссионных ценных бумаг, в
том числе осуществление государственной
регистрации выпусков ценных бумаг и
отчетов об итогах выпуска ценных бумаг,
а также регистрации проспектов ценных
бумаг;

— контроль и надзор в отношении
эмитентов, профессиональных участников
рынка ценных бумаг и их саморегулируемых
организаций, акционерных инвестиционных
фондов, управляющих компаний акционерных
инвестиционных фондов, паевых
инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов и их саморегулируемых
организаций, негосударственных пенсионных
фондов, Пенсионного фонда Российской
Федерации, государственной управляющей
компании, а также в отношении товарных
бирж и др.;

— обобщение практики
применения законодательства и внесение
в Правительство Российской Федерации
предложений о его совершенствовании и
разработка проектов законодательных
и иных нормативных правовых актов;

— обеспечение раскрытия
информации на рынке ценных бумаг в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;

— организация исследований
по вопросам развития финансовых рынков.

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы власти и управления. В
зависимости от государственного
устройства высшими законодательными
органами выступают различные образования.
Так, в США – это Конгресс, В Великобритании
– Парламент, в Германии – Бундестаг,
во Франции – Национальное Собрание, в
России – Федеральное Собрание.

Общее
управление финансами
в РФ в соответствии с ее Конституцией
возложено на высшие органы государственной
власти – Федеральное
собрание, аппарат Президента, правительство.
Именно эти органы принимают окончательное
решение при утверждении федерального
бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление
финансами осуществляет финансовый
аппарат.
С его помощью государство руководит
финансовой деятельностью во всех
структурных подразделениях народного
хозяйства. Именно финансовый аппарат
выполняет работу по оперативному
финансовому планированию, учету и
анализу, контролю и регулированию,
составлению и исполнению финансовых
планов.

На
общегосударственном
уровне
аппарат управления финансовой системой
включает следующие органы:

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
организаций и учреждений, а также
финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению
государственными финансами
осуществляют Министерство
финансов,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная налоговая служба.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ комплексным характером
своих функций, направленных в разные
стороны финансовой деятельности
государства. Этот государственный орган
исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи:

1)
разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;

2)
составление проекта и исполнение
федерального бюджета;

3)
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов;

4)
обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
финансового рынка

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции:

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами
органов Федерального казначейства
являются:

1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;

2)
управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;

Читать также:  В я цветков геоинформационные системы и технологии м финансы и статистика

3)
финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;

4)
краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

5)
управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;

6)
представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата РФ
является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются:

1)
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

2)
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности;

3)
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;

4)
регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Министерство
РФ по налогам и сборам
и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные инспекции
Министерства РФ по налогам и сборам
обязаны:

Государственный
таможенный комитет России
(ГТК, создан 25 октября 1991 г.) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим непосредственное
руководство таможенным делом в РФ.
Осуществляет следующие функции:

Федеральная
налоговая служба (ФНС
РФ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации в пределах
компетенции налоговых органов. Кроме
того ФНС РФ:

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Органы управления финансами в частном секторе

Главным звеном любой экономической системы является предприятие. Оно обеспечивает потребительский спрос, а также формирует доход бюджета страны. Кроме того, реальный сектор связывает между собой государство и население через воспроизводственный процесс.

На предприятиях, как правило, создается финансовый отдел, который осуществляет непосредственные функции планирования, анализа, прогнозирования и контроля в области финансовых отношений. Если предприятие небольшое, то финансовое управление находится в руках непосредственного руководителя и владельца данного бизнеса. На крупных предприятиях общенационального масштаба обычно создаются финансовые управления, которые включают в себя подразделения по аналитике, планированию и аудиту финансовой деятельности.

Структурными подразделениями финансового отдела можно назвать отделы по осуществлению:

Работа финансового отдела регламентируется уставом предприятия и утверждается непосредственным руководителем. На крупных предприятиях для осуществления управления финансами существует отдельный менеджер высшего звена. Сейчас в реальном секторе используется система финансовой ответственности, подразумевающая, что каждый руководитель подразделения отвечает за выполнение установленных показателей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность управления финансами

Основой хозяйственной жизни страны, отдельного субъекта является воспроизводственный процесс, который включает в себя этапы создания, распределения, дальнейшего сбыта и конечного потребления экономических благ. Соблюдение интересов сторон при совершении сделки купли-продажи происходит за счет денежных взаиморасчетов. Финансы так же являются частью денежного обращения, которая относится к фондам частного и государственного накопления. Важно отметить, что финансовое положение одного экономического агента моментально сказывается на всех участников хозяйственных отношений с ним.

Финансовый менеджмент представляет собой определенный вид деятельности, направленный на увеличение финансового результата и оптимизацию использования имеющихся ресурсов. В другим целям управления финансами относят:

В рамках финансового управления реализуются этапы анализа, планирования, оперативного управления, контроля и прогнозирования. Сначала проводится всесторонний анализ факторов, потенциальных рисков, сильных и слабых сторон деятельности объекта. Формируется перечень финансовых показателей, с помощью которых разрабатывается план с долгосрочными и краткосрочными целями. Оперативное управление позволяет внедрить планирование в реальную деятельность объекта. Кроме того, оно помогает решать текущие задачи. Разработка прогнозов формирует представление о движении управляемого объекта, тенденциях его развития. Оно помогает скорректировать генеральный план, доработать бизнес-процессы. Еще одним элементом управления является контроль. Он используется в качестве инструмента отслеживания эффективности принятых управленческих решений, качества их исполнения. Так же контроль дает возможность оперативно собирать данные о состоянии объекта, которые могут быть применены для анализа и внесения изменений в его деятельность.

«Система органов управления финансами» 👇

Читать также:  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2018 Г N 286 Н

Управление финансами на государственном уровне

Управление финансами реализуется на всех уровнях хозяйственных систем. Основным источником финансов на государственном уровне является государственный бюджет.

Его управлением в России занимаются следующие ответственные лица и органы:

Управление финансами со стороны государства является основным инструментом его воздействия на рыночные отношения внутри страны. Таким образом, Правительство получает возможность определять приоритетные направления деятельности в стране, стимулировать использование финансовых накоплений частного сектора и домашних хозяйств. Через законодательство насаждаются правила поведения в финансовой и социально-экономической сфере жизни общества. Появляется возможность поддерживать и развивать образование, медицину, культуру и науку. Так же поддерживается стабильность национальной валюты, осуществляется влияние на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства.

Управление финансами — это процесс планирования вложений и трат средств, организация координации контроля над выполнением запланированных мероприятий в отношении всех финансовых отношений. Данный процесс основан на изучении объективных закономерностей в развитии жизни населения и общества в целом.

Управление финансами определено исторически и происходит с помощью целенаправленного воздействия специальных подходов и методов на финансовые отношения. Отношения между субъектами, которые связаны с организацией процесса распределения и использования финансов называют финансовыми отношениями. Все финансовые взаимоотношения внутри государства и вне его подчиняются экономической политике РФ.

Главной задачей экономической политики является определение объема национального дохода, требующего распределения или перераспределения через финансовую систему. Уровень данных распределений зависит от доли участия государства в финансировании социальных расходов и накоплений, как главного ресурса производственного инвестирования и источника научно- технического прогресса.

Финансовая система – это все виды финансовых отношений, распределенных на четыре сферы влияния:

«Государственные органы управления финансами» 👇

Исполнительные органы управления финансами

Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.

К публичным целям Министерства финансов относятся:

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:

Законодательные органы управления финансами

Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.

Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:

Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.

В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:

Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:

«Органы управления финансами в России» 👇

В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.

Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.

Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.

Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Структура федеральных
финансовых органов управления определяется
указом Президента РФ. К органам
государственного управления финансами
относят:

1. Государственные
органы власти, осуществляющие общее
управление финансами:

2. Органы
государственного управления финансами
министерского уровня:

Президент РФ
регламентирует деятельность финансовой
системы, подписывает принятые Парламентом
РФ законы, в т.ч. » О федеральном бюджете
на текущий год», имеет право «вето»
на все принятые законы.

Парламент РФ
устанавливает налоги, сборы, неналоговые
платежи, утверждает федеральный бюджет,
принимает федеральные законы, регулирующие
финансовую деятельность в стране.

Правительство РФ
обеспечивает единство всех направлений
финансовой политики, рассматривает
федеральный бюджет, координирует всю
текущую деятельность финансовых
исполнительных органов власти РФ.

Министерство
финансов РФ является центральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
управление финансами. Оно осуществляет
методическое руководство в сфере
финансового планирования и финансирования
отраслей народного хозяйства, организует
разработку проекта «Закона о федеральном
бюджете на текущий год», принимает
активное участие в разработке баланса
финансовых ресурсов страны, организует
исполнение федерального бюджета,
проведение мероприятий по рациональному
расходованию бюджетных средств в строгом
соответствии с их целевым назначением.

Федеральная
налоговая служба разрабатывает и
проводит единую государственную
налоговую политику, осуществляет
контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в бюджетные и внебюджетные фонды
налогов, сборов и других платежей.

Федеральная служба
страхового надзора осуществляет функции
страхового надзора Минфина РФ;

Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор) осуществляет функции по
контролю и надзору в бюджетно-финансовой
сфере;

Федеральное
казначейство осуществляет и организует
кассовое исполнение федерального
бюджета, контроль за поступлением и
расходованием средств бюджета, регулирует
отношения между федеральным бюджетом
и внебюджетными фондами, составляет
отчетность об исполнении федерального
бюджетного плана.

Министерству
экономического развития и торговли РФ
переданы функции по принятию нормативных
правовых актов в сфере деятельности
бывших Министерства по антимонопольной
политике, Федеральной службы по
финансовому оздоровлению и банкротству,
Государственного таможенного комитета,
Госкомстата, Росимущества и разработки
баланса финансовых ресурсов страны.
После реорганизации Минэкономразвитию
подведом-ственны:

Федеральное
агентство по государственным резервам,

Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости,

Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом.

Читать также:  Подскажите, кто делал себе карту фридом финанс, ее выпуск бесплатный для нерезидента? И известно ли, сколько стоит обслуживание? Я как-то не смогу найти

Центральный банк
РФ (Банк России) совместно с Федеральным
казначейством РФ разрабатывает и
проводит денежно-кредитную политику,
осуществляет кассовое исполнение
бюджета, осуществляет государственную
регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных
организаций, контролирует деятельность
кредитных организаций, а также осуществляет
функции генерального агента по
государственным ценным бумагам РФ.

Счетная палата РФ
осуществляет парламентский контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объему, структуре и целевому
назначению.

В субъектах РФ, их
административно-территориальных и
муниципальных образованиях управление
финансами осуществляют соответствующие
финансовые учреждения.

Управление финансами
на предприятиях осуществляют финансовые
отделы и службы. Правильная организация
управления финансами имеет важное
значение для их использования.

Специальные органы управления финансами

В Российской Федерации уполномоченные осуществлять управление финансами органы обладают определенной структурной формой. В начальной и конечной стадиях, а именно, формирование и утверждение государственного бюджета, утверждение отчетности о его исполнении осуществляется на уровне Федерального Собрания РФ и Президента РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет управление федерального казначейства, которое ответственно за кассовое исполнение бюджета. Его органы на местах являются важнейшими финансовыми органами, которые управляют финансами, а также отвечают за финансовую политику государства.

Задачи Министерства финансов РФ:

Структура Министерства финансов РФ включает в себя важнейшие департаменты: бюджетный департамент; департаменты, осуществляющие финансирование по соответствующим отраслям; департамент внешнего долга и иностранных кредитов; налоговый департамент; департамент ценных бумаг государственного значения.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет надзор и контроль за:

Федеральная служба страхового надзора производит контроль и надзор над страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы страхования относятся: выдача, отказ в выдаче лицензий, аннулирование, восстановление, приостановление, ограничение, действия лицензий; ведение реестра объединений субъектов страхового дела; ведение единого государственного реестра; выдача квалификационных аттестатов и их отзыв; осуществление контроля за соблюдением страхового законодательства; анализ полученной отчетности, представляемой субъектами страхового дела; предписания субъектам страхового дела при нарушении ими страхового законодательства; обращение, в случаях нарушения закона, в суд с исками о ликвидации субъекта — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя; разработка предложений по совершенствованию страхования.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции контроля и надзора в финансово-бюджетной области, а также органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Федеральное казначейство РФ осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ, по обеспечению исполнения федерального бюджета, по контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Соседние файлы в предмете Финансы

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *