Системой оперативного управления финансами на предприятии

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Общие принципы оперативного управления

Стратегическое планирование представляет собой установление генеральных целей субъекта хозяйствования – предприятия, страны, международной организации. Оно определяет вектор развития субъекта, придает его подсистемам и элементам единую направленность. Однако, для внедрения стратегического плана в практическую деятельность необходимо его разбить на отдельные задачи, которые входят в область оперативного менеджмента.

«Оперативное управление финансами» 👇

Оперативное управление строится на поддержании согласованности работы всех элементов и подсистем управляемого объекта. Оно имеет четкие временные рамки, которые охватывают промежутки от одного дня до месяца.

Ранее под оперативным менеджментом понималось быстрое реагирование на события, происходящие в системе, и ликвидация любых отклонений в ней. Сейчас, когда менеджмент опирается на научные данные, многие управленческие системы автоматизированы и стандартизированы, созданы все условия для регулирования в режиме реального времени.

Оперативное управление строится на комплексе следующих мероприятий:

  • формулировка текущих задач;
  • следование временному плану;
  • полное, обоснованное и целесообразное использование имеющихся ресурсов;
  • оптимизация оборотных средств;
  • формирование условий для стабилизации и развития.

Кроме того, оперативное управление должно придерживаться ряда следующих принципов. Субъект управления должен своевременно реагировать на любые отклонения в системе хозяйствования. Срок принятия решения должен быть адекватен возникшей проблеме. При этом затраты на решение проблемы должны соответствовать возможным потерям или убыткам.

Для того, чтобы повысить эффективность реагирования некоторые проблемы можно объединять в группе, а затем, принимать решения по их ликвидации. На предприятиях часто используется принцип делегирования, когда оперативное управление распределяется между менеджерами среднего звена и исполнительным директором. Оперативное управление так же придерживается принципа адаптивности. То есть, существует выработанный теорией и практическим опытом набор инструментов по преодолению стандартных проблем.

1. Оперативное финансовое управление: его сущность и необходимость

2. Цели и задачи оперативного финансового управления

В специальной литературе имеется различные подходы к определению управления и финансового менеджмента. В курсе «Оперативное финансовое управление» мы исходим из того, что управлять бизнесом в его различных организационно-правовых формах – это значит воздействовать на него таким образом, чтобы достигать поставленных целей в изменчивых условиях внешней среды. В последние полтора десятилетия развивается особое направление менеджмента, основанное на системном подходе к организации управления организацией, т.е. объединение процессно-ориентированных методов со средствами их информационной поддержки.

Выделяется три важнейших аспекта управления компанией:

— управление эффективностью бизнеса;

— стратегическое управление;

— оперативное управление (ERP);

Оперативное финансовое управление включает в себя следующие модули:

— управление операционной деятельностью;

— управление материально-техническим обеспечением;

— управление логистикой;

— управление персоналом;

— управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками;

— управление нормативно-справочной информацией.

Основными функциями ERP являются:

— формирование планов продаж и производства;

— планирование потребности в материалах и комплектующих;

— управление запасами и закупками;

— планирование производственных мощностей;

-оперативное финансовое управление, включая составление финансового плана и контроль над его исполнением, финансовый и управленческий учет;

— управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов.

Составной частью комплексной система управления является финансовое, т.е. управление при помощи финансов или финансовый менеджмент. В условиях рыночных отношений практически все бизнес-процессы оцениваются финансовыми показателями — увеличение ценности фирмы, создание добавленной стоимости для собственников, максимизация прибыли и др. Управление финансами всегда связано с будущим, нацелено на рост ценности фирмы и обязательно учитывается возможный риск потерь и банкротства.

Оперативное финансовое управление — это совокупность организационных, методических и технологических средств, обеспечивающих управление активами и финансовыми ресурсами организации в краткосрочной перспективе (как правило, до 1 года).

Основное назначение системы оперативного финансового управления, в рамках достижения стратегических целей организации, обеспечение платежеспособности и минимизация риска банкротства, максимизация текущей экономической эффективности, получаемой от использования активов, достижение конкурентных преимуществ и минимизация риска убытка, обеспечение устойчивого роста и эффективности бизнеса.

Основными направлениям оперативного финансового управления бизнесом являются:

— финансовое планирование и бюджетирование;

— финансовый анализ;

— управление финансовыми отношениями предприятия;

— управление денежными фондами;

— управление денежными потоками;

— управление долгосрочными и краткосрочными активами;

— управление процессом реализации продукции, работ, услуг;

— анализ и организацию взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль»;

— управление ценами;

— управление стимулированием;

— ведение бухгалтерского и налогового учета;

-организацию отношений с банками, выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов и кредитной политики;

— внедрение системы внутренних финансовых отношений;

— организацию финансовых отношений с поставщиками;

— определение и реализация политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и т.д.

Руководство финансами в зарубежной практике осуществляет финансовая администрация (финансовый департамент), включающая следующие подразделения:

— бухгалтерию, занимающуюся финансовым учетом и составлением отчетности;

— отдел учета затрат;

— аналитический отдел (анализ финансовых и бизнес-процессов, внешней среды);

— отдел планирования и прогнозирования;

— отдел взаимоотношений с кредитными учреждениями;

— отдел по работе с ценными бумагами;

— отдел оптимизации налогообложения.

В ведении финансовой службы находится инвестиционная политика, управление оборотным капиталом, управленческий учет, взаимоотношения с кредитными организациями. В современных условиях изменяются содержание управления финансами и функции финансиста. Финансовые службы выполняют свою работу в тесном контакте со всеми подразделениями организации.

Управление бизнесом, можно представить в виде цикла, который состоит из взаимосвязанных этапов, имеет замкнутую структуру и может применяться к любому проекту, реализуемому организацией. Цикл управления работает только при условии присутствия всех его элементов, которые полностью задействованы. При отсутствии одного из этапов цикла или нарушения его функционирования управленческий цикл считается разорванным, т.е. управление неэффективно (таблица 1).

Возможности повсеместной веб-поддержки принятия управленческих решений в масштабах всей компании позволяют трансформировать финансовые функции в управлении бизнесом. Если ранее преобладали функции обработки трансакций и бухгалтерские операции, то в настоящее время приоритетным становится управление издержками, финансирование и надзор, а также контроль над поддержкой принимаемых решений. Не все этапы управленческого цикла подлежат автоматизации, так, например, целеполагание и корректировка. Стадия принятия управленческого решения может быть автоматизирована частично т.к. в условиях конкурентной среды, важное значение имеет управленческая гибкость, т.е. постоянный поиск и реализация конкурентных преимуществ бизнеса.

Таблица 1 — Этапы управленческого цикла

Возможности повсеместной веб-поддержки принятия управленческих решений в масштабах всей компании позволяют трансформировать финансовые функции в управлении бизнесом. Если ранее преобладали функции обработки трансакций и бухгалтерские операции, то в настоящее время приоритетным становится управление издержками, финансирование и надзор, а также контроль над поддержкой принимаемых решений. Не все этапы управленческого цикла подлежат автоматизации, так, например, целеполагание и корректировка. Стадия принятия управленческого решения может быть автоматизирована частично т.к., в условиях конкурентной среды, важное значение имеет управленческая гибкость, т.е. постоянный поиск и реализация конкурентных преимуществ бизнеса.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие этапы включает в себя управленческий цикл?

2. Понятие оперативного финансового управления в организации

3. В чем основная цель оперативного финансового управления?

4. Назовите этапы управленческого цикла, их содержание

5. Почему возникает необходимость корректировки управленческого решения?

Понятие оперативного Оперативное управление финансами осуществляется в процес- управления се исполнения плановых решений, но также связано с внепла-

финансами новыми действиями субъектов управления. В ходе оперативно-

го управления финансами происходит фактическая мобилизация и использование финансовых ресурсов. Практика показывает, что в процессе финансового планирования и прогнозирования невозможно учесть все объективные и субъективные факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, в силу этого возникает потребность внесения корректировок в финансовые планы, разработки оперативных документов, необходимых для их реализации. Рыночная среда характерна непостоянством, различного рода рисками, требующими незамедлительных решений, связанных с ликвидацией последствий непредвиденных событий, компенсацией ущерба. В этих условиях роль оперативного управления финансами очень велика. Данный функциональный элемент управления финансами играет тем большую роль, чем теснее субъект финансовых отношений в силу своей деятельности приближен к рыночным и иным рискам.

Таким образом, оперативное управление финансами — эго проведение краткосрочных (от одного дня до одного месяца) операций по формированию и использованию финансовых ресурсов в рамках исполнения финансовых планов, а также вне плана, диктуемых текущей экономической ситуацией.

В ходе оперативного управления принимаются решения о зачислении, распределении и списании средств, о выборе объекта инвестирования, о погашении долговых обязательств (кредиторской задолженности) или взыскании дебиторской задолженности, использовании финансовых резервов и т.п. К оперативному управлению финансами относятся операции на финансовых рынках, проведение которых требует сиюминутных решений, определяемых конкретной ситуацией, сложившейся в том или ином сегменте рынка.

При этом следует иметь в виду, что данные операции шире, чем трактует кассовые операции российское банковское законодательство. В соответствии с последним кассовые операции — это только операции с наличными деньгами.

Читать также:  ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В ходе оперативного управления финансами не только проводятся операции по кассовым зачислениям или кассовым выплатам, но и краткосрочное прогнозирование таких зачислений и выплат, которое получило название «кассовое планирование». Кассовое планирование необходимо для предотвращения кассовых разрывов (т.е. ситуаций, при которых кассовые поступления ниже намечаемых или необходимых кассовых выплат), а также для оценки объемов временно свободных денежных средств, которые можно разместить в ценные бумаги, на банковские депозиты на краткосрочный период.

Оперативное Коммерческие организации как основные субъекты рыночной

управление среды уделяют большое значение оперативному управлению

финансами финансами Если методы мобилизации финансовых ресурсов

организации определяются в рамках годового и среднесрочного финансового

планирования, то выбор конкретных кредиторов, инвесторов, времени и площадки для размещения долговых и долевых ценных бумаг определяется в ходе оперативного управления финансами.

В теории корпоративного финансового менеджмента к оперативному управлению фи-нансами относят операции, срок проведения которых составляет менее одного года. Основой для принятия текущих решений в области управления финансами являются не только показатели финансовых планов и прогнозов, но и данные бухгалтерского, управленческого, налогового учета, оперативная отчетность, а также информация, поступающая из внешней среды (ситуация на финансовых рынках, изменение конъюнктуры рынка основной продукции и услуг для данной организации, изменение финансового положения контрагентов, изменение общей экономической ситуации, принятие решений органов государственной власти и местного самоуправления о тех или иных формах финансовой поддержки и т.д.).

Оперативное управление финансами в коммерческих организациях имеет большое значение для поддержания их платежеспособности и ликвидности.

Ликвидность коммерческой организации способность компании обеспечить полное и своевременное выполнение своих обязательств в денежной форме.

Для оценки ликвидности компаний используются следующие коэффициенты: текущей ликвидности, срочной ликвидности и абсолютной ликвидности, представляющей собой отношения разных видов активов к текущим обязательствам.

В настоящее время процессы оперативного управления финансами в коммерческих организациях автоматизируются — на рынке информационных услуг существует большое предложение программных продуктов, обеспечивающих использование современных технологий для обеспечения текущей работы в управлении финансами. Помощь в организации оперативного управления финансами коммерческих организаций является также одним из направлений деятельности консультационных компаний. Наиболее популярной технологией в области оперативного управления финансами является технология «Всеобщего управления денежными средствами» (ШС — Total Management Cash).

В рамках оперативного управления финансами решаются следующие задачи:

•поддержание наиболее ликвидной части оборотных средств на уровне, достаточном для проведения ежедневных расчетов;

•минимизация рисков задержки важнейших платежей при изменении условий финан-сирования;

•создание механизмов контроля за действиями сотрудников организации, принимающих решения по расходованию средств;

•обеспечение оперативной информации о состоянии расчетов коммерческой организации;

•оптимизация остатков средств на счетах коммерческой организации и в кассе;

•грамотное распределение полномочий между подразделениями и сотрудниками, уча-ствующими в организации оперативного управления.

С целью решения данных задач составляются оперативные финансовые планы: платежный баланс (или платежный календарь), отражающий текущие безналичные поступления и списания с расчетного счета (расчетных счетов) и кассовый план (отражающий поступления и списания наличных средств в кассе). В системе бюджетирования в коммерческих организациях данные операции отражаются в бюджете движения денежных средств (БДДС). Поступления и выплаты в бюджете движения денежных средств делятся на три группы:

•связанные с основной деятельностью коммерческих организаций;

•связанные с капитальными вложениями;

•связанные с финансовыми инвестициями и займами.

Требования оперативного финансового планирования коммерческих организаций яв-ляются одной из основ взаимодействия таких организаций с банками в рамках расчетно- кассового обслуживания.

В деятельности коммерческих организаций кассовые разрывы могут возникать в случае задержки оплаты товаров покупателями, а также при возникновении непредвиденных платежей. Незапланированные платежи связаны с применением налоговых санкций или санкций, вытекающих из условий хозяйственных договоров, судебных решений, изменением цен на сырье, материалы, транспортные услуги и т.д. Для покрытия кассовых разрывов могут использоваться текущие резервы, но, как правило, привлекаются краткосрочные банковские кредиты. Разновидностью кредита можно считать факто ринговые операции, которые используются в рамках управления дебиторской задолженностью коммерческой организации. В зарубежной практике и международной торговле для предотвращения просроченной дебиторской задолженности используется также аккредитивная форма безналичных расчетов.

Факторинг (англ. factoring от factor — агент, фактор, посредник) — финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью:

•незамедлительного получения большей части платежа;

•гарантии полного погашения задолженности;

•снижения расходов по ведению счетов.

Аккредитив (от лат. accreditivus —доверительный3 — поручение банка одному или нескольким банкам производить по распоряжению и за счёт клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы на условиях, указанных в аккредитиве.

К оперативному управлению финансами относятся операции по использованию ранее созданных резервов. Использование финансовых резервов, создаваемых коммерческими организациями, связано не только с кассовыми разрывами, но и с компенсацией ущерба, нанесенного другими непредвиденными событиями, в том числе вызванными природно- климатическими условиями, техногенными катастрофами, сбоями компьютерных систем. При большом размере ущерба коммерческая организация получает страховые выплаты от страховых компаний в случае, если ими заключены договоры страхования от тех или иных рисков (имущественное страхование, страхование ответственности).

При финансировании инвестиционных проектов, инвестировании в финансовые активы в ходе оперативного управления финансами коммерческие организации корректируют коэффициенты и другие показатели (например, коэффициент дисконтирования), используемые для оценки эффективности инвестиций, в зависимости от реального уровня инфляции, размеров ссудных процентов, принимают решение об использовании разных форм при распределении рисков, привлечении дополнительных источников внешнего финансирования.

Наибольшую специфику в организации оперативного управления финансами имеют финансовые компании компании, оказывающие финансовые услуги и выступающие посредниками на финансовых рынках: коммерческие банки, страховые компании, брокерские и дилерские организации, управляющие компании инвестиционных фондов и др. Такая деятельность требует ежедневной оценки ликвидности компаний, изменения структуры финансовых вложений, управления резервами.

Оперативное управление финансами у индивидуальных предпринимателей приближено к аналогичному процессу в коммерческих организациях с той разницей, что масштабы операций и количество субъектов, участвующих в управлении, значительно меньше.

Деятельность некоммерческих организаций в меньшей степени, чем коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, подвержена рыночным рискам, однако и среди них есть организации, действующие на рынке финансовых услуг: негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного страхования, кредитные потребительские кооперативы и др. Их деятельность в ходе оперативного управления финансами также связана с ежедневным пересмотром инвестиционных портфелей, оценкой ликвидности.

В рамках оперативного управления финансами некоммерческие организации исполняют финансовые планы, вносят в них корректировки, вызванные текущей ситуацией, в необходимых случаях привлекают заемные средства для погашения долговых обязательств, используют созданные резервы, принимают решения об инвестировании в финансовые активы (если их организационно-правовая форма дает на это право). Некоммерческие организации, которым открыты текущие (расчетные) счета в кредитных организациях, также по требованию последних осуществляют кассовое планирование.

Все рассмотренные выше субъекты хозяйствования по истечении планового периода анализируют степень выполнения показателей финансовых планов, оценивают отклонения, вносят коррективы в методики планирования и оценки рисков.

Оперативное Оперативное управление в сфере государственных и муници-

управлеиие в сфере пальных финансов связано с организацией исполнения бюдже- государственных тов органов государственной власти и местного самоуправле-

и муниципальных ния больше территория и количество субъектов,

Оперативное управление финансами

Оперативное управление финансами направлено на реализацию тактических целей. Главной его задачей можно назвать поддержание адекватного уровня ликвидности. Связано это с тем, что стабильность функционирования объекта управления во многом зависит от того, насколько быстро можно обналичить имеющиеся финансовые ресурсы и ликвидировать большинство проблем или рисков. Именно поэтому построение системы оперативного управления финансами является одной из важнейших задач финансового менеджмента.

Чтобы обеспечить абсолютную ликвидность необходимо решить следующие задачи:

  • Увеличить положительный эффект от использования финансовых средств.
  • Обеспечение обязательств объекта управления.
  • Поддержание устойчивости ликвидности.

Особенностью оперативного финансового менеджмента можно назвать его непрерывность. Чтобы поддерживать бесперебойную работу финансовой системы необходим четкий план с указанием временных промежутков, а также скорости проведения взаиморасчетов. Для каждой подсистемы объекта управления должен быть определен лимит финансовых средств. В рамках плана необходимо разработать систему приоритетных платежей, которые позволят поддерживать финансовую устойчивость субъекта. Для оперативного воздействия важно отработать механизм согласования и утверждения платежных операций. Кроме того, поддержать принципы оперативного управления можно путем разработки и активного использования регламентов и внутренних распоряжений, проведением учета обязательств, осуществлением контроля над соблюдением лимитов.

Еще одним значимым фактором при реализации оперативного управления финансами является установление временных лимитов. С их помощью формируется четкая картина и временные рамки, в которых должны проводиться взаиморасчеты. Это позволяет следовать тактическим и стратегическим целям объекта управления.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Виды управления финансами. Тактическое и оперативное управление

Тактическое и оперативное управление относится к области решения краткосрочных целей и задач. Как правило, они помогают решить текущие проблемы, а также помогают спрогнозировать будущее состояние объекта или системы. В области финансового менеджмента все сводится к тому, что установить относительный баланс между источниками финансирования и инвестиционной деятельностью исследуемого объекта.

Читать также:  Функция и место государственных финансов в общей финансовой системе

Оперативное управление дает возможность постепенно внедрять в практическую деятельность решения, принятые в рамках стратегического управления. С его помощью решаются следующие задачи:

  • корректируются планы;
  • снижаются риски;
  • диверсифицируются источники доходов и инвестирования.

Тактическое и оперативное управление требуют от руководящих органов системного подхода. Кроме того, важно соблюдать научную обоснованность принятых управленческих решений. Только в этом случае можно максимально эффективно планировать, прогнозировать, организовывать и контролировать финансовую деятельность объекта или системы. Тактический и оперативный подход позволяют внедрять новые формы, инструменты и методы финансового менеджмента, вычленять бесперспективные направления финансового развития, совершенствовать работу финансового механизма, а также повышать результативность и эффективность самой системы управления.

Таким образом, стратегическое управление решает глобальные задачи и преследует выполнение генеральных целей существования управляемого объекта или системы. Тактическое и оперативное управление занимаются решением системных задач и проблем, которые возникают в ходе непосредственного осуществления практической деятельности.

Общее понятие управления финансами

В основе любой хозяйственной системы лежит процесс воспроизводства, который включает в себя все этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции. Каждый участник отношений стремится к максимизации собственной выгоды. Для продавца она заключается в максимизации дохода, а для покупателя – в удовлетворении собственных потребностей. Соблюдение интересов обеих сторон сделки обеспечивается за счет денежных взаиморасчетов.

Финансы представляют собой часть денежного обращения, отвечающую за формирование фондов накопления, распределения и целевого использования средств.

Государственные фонды – это бюджет, внебюджетные средства и государственный долг. Частные фонды – это средства компаний в виде резервного и уставного капитала, ценных бумаг, имущества, либо собственные сбережения домашних хозяйств.

Финансовый менеджмент представляет собой направленное воздействие на фонды накопления с целью максимизации конечного результата и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Кроме того, к целям финансового управления относят:

  • Обеспечение финансовой независимости.
  • Поддержание платежеспособности.
  • Выполнение интересов собственника
  • Создание условий стабильности.

Управление финансами включает в себя этапы анализа, планирования и прогнозирования, оперативного управления и контроля. В основе любого направления менеджмента лежит аналитическая работа. Она позволяет сформировать представление о текущем состоянии исследуемого объекта, создать перечень финансовых показателей, способных наглядно отобразить потенциал объекта, его слабые и сильные стороны, влияние факторов. На основе полученной аналитической информации создаются прогнозы развития объекта или системы, выбирается приоритетное направление роста. Далее создается долгосрочный и краткосрочный планы. Первый строится согласно генеральной цели существования объекта или системы. Тактический план позволяет решать текущие задачи, а также при помощи оперативного управления внедрять их в реальную жизнь. Контроль дает возможность собирать информацию, отслеживать эффективность принятых решений, а также качество их исполнения.

«Виды управления финансами» 👇

Финансы являются средством обслуживания производственного процесса. Они отвечают за ту часть денежного обращения, которая касается накопления, распределения и целевого применения частных резервных фондов, либо государственного бюджета. Еще одной особенностью финансов можно назвать их всеобъемлющий характер. Финансовое состояние одного субъекта моментально сказывается на всех субъектах, находящихся с ним в хозяйственных отношениях. Например, кризис 2008 года разразился из внутреннего дисбаланса финансовой системы США. Он постепенно распространился на большинство стран мира, а затем, перешел в общий экономический спад. Особенности финансов требуют грамотного управления.

Управление финансами представляет собой направленное воздействие на экономические процессы внутри объекта или целой системы с целью повышения финансового результата и оптимизации использования имеющихся ресурсов. Финансовый менеджмент решает две задачи, а именно, ищет новые источники доходов, а также проекты для инвестирования денежных средств.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Финансовое управление требует соблюдения следующих этапов:

  • Формирование стратегических и тактических целей.
  • Проведение анализа внутренних и внешних факторов.
  • Планирование и составление прогнозов будущего развития.
  • Внедрение планов в реальную деятельность.
  • Создание обратной связи и осуществление контроля над исполнением управляющих решений.

Цели финансового управления обычно сводятся к обеспечению финансовой устойчивости и независимости. Разработка плана позволяет достичь поставленных целей, внедрить тактические шаги в практическую деятельность. Все это строится на предварительном всестороннем анализе данных, факторов, рисков. Мониторинг эффективности управляющих решений позволяет идентифицировать слабые места, скорректировать генеральный план.

Оперативное финансовое управление

Оперативное
финансовое управление
предполагает исполнение текущих
и оперативных финансовых планов в ходе
финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, т.е. осуществление
производ­ства и
реализации продукции, оказания различного
рода услуг, ход ко­торых
должен обеспечить получение запланированных
доходов и фи­нансирование всех расходов
в полном размере и в установленный срок.
В
ходе оперативного финансового управления
осуществляется посто­янное системное
наблюдение (мониторинг) за ходом
выполнения текущих и
оперативных финансовых планов. Задачами
мониторинга являются:

  • измерение и сравнение
    результативных показателей текущей
    финансово-хозяйственной
    деятельности управляемого объекта с
    пла­новыми
    показателями;
  • выявление отклонений
    результативных показателей текущей
    фи­нансово-хозяйственной
    деятельности управляемого объекта от
    плановых
    показателей;
  • установление
    основных факторов, вызвавших
    отклонения. Основ­ными
    из них являются:
  • субъективные факторы,
    возникающие в результате неправиль­ных
    действий работников финансовых органов,
    органов зако-публичной
    власти, имеющих отношение к финансовому
    плани­рованию и прогнозированию;
  • непредвиденные
    обстоятельства, возникшие при выполнении
    финансового
    плана и приведшие к изменению организации
    финансовых
    отношений (например, непредвиденное
    изменение порядка
    осуществления налоговых платежей);
  • новые
    научные и технические открытия, не
    учтенные ранее при
    финансовом прогнозировании и способные
    дестабилизиро­вать
    финансовую деятельность;
  • чрезвычайные
    ситуации природного, военного,
    техногенного и социального характера,
    нарушающие нормальный ход воспро­изводства
    и уничтожающие ресурсы, что обусловливает
    необ­ходимость
    увеличения объема государственных
    расходов, ис­пользования
    финансовых резервов или мобилизации
    дополни­тельных
    финансовых ресурсов на финансовом
    рынке для уст­ранения
    их неблагоприятных последствий;


финансовое маневрирование, осуществляемое
в случае выявления отклонения
текущей ситуации в сфере финансов
управляемого объекта
от плановой, выявленного на основе
проводимого мони­торинга.
Финансовое маневрирование
представляет собой ком­плекс
мер, разрабатываемых для устранения
диспропорций, не предусмотренных
в процессе финансового планирования.
Для обеспечения финансового маневрирования
осуществляется фор­мирование
и использование резервных и страховых
фондов, по­лучение и использование
дополнительных доходов, привлечение
кредитных ресурсов
и перераспределение расходов между
от­дельными
статьями расходов.

Таким
образом, в ходе оперативного управления
финансами обеспечи­вается
стабильное развитие экономики страны
и функционирование хозяй­ствующих
субъектов, решаются задачи обеспечения
финансовой поддерж­ки
населения, предупреждаются и ликвидируются
чрезвычайные ситуа­ции,
возникшие в ходе финансово-хозяйственной
деятельности управляе­мых объектов,
их последствия, осуществляется
маневрирование финансо­выми
ресурсами с целью выполнения плановых
показателей финансово-хозяйственной
деятельности в складывающихся условиях.

Виды управления финансами. Стратегическое управление

Управление – это направленный процесс, используемый для достижения определенных результатов и оптимизации деятельности объекта или системы. Стратегическое управление охватывает все явления внутри объекта или системы. Кроме того, оно рассматривает их в качестве совокупности взаимосвязанных бизнес-моделей и бизнес-процессов. Если говорить о стратегическом управлении в частном секторе экономики, то оно рассматривает всю совокупность бизнес-процессов, как системное целое, что во многом определяет его основные цели и задачи.

Как правило, ведущие бизнес-процессы предприятий выстраивают в иерархическую форму, которая отображает общее движение ресурсов и информации. Причем конечный этап одного процесса становится началом более сложного. Такой подход позволяет реализовывать следующие цели управления:

  • Повышение заинтересованности участников в обеспечении качественного финансового менеджмента и соблюдении финансовой дисциплины.
  • Ускорение процесса поступления ресурсов для поддержания производственного процесса.

Стоит так же отметить, что стратегическое управление предполагает такую организацию деятельности объекта или системы, которая будет обеспечивать взаимодействие всех элементов для достижений генеральной цели и следования приоритетному направлению.

На государственном уровне стратегическое управление реализуется самыми высокими органами власти. Со стороны Президента РФ происходит объявление и подписание бюджетного послания на будущий год. В нем указываются приоритетные направления развития внутренней и внешней политики, а также общий план финансирования данных решений. Правительство занимается законотворческой деятельностью, а также утверждает федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем принятых стратегических решений является Министерство финансов. Оно обеспечивает реализацию общего плана развития финансовой системы страны. Контролирующую функцию выполняет Совет федерации РФ, а также ряд нижестоящих органов власти. Они поддерживают финансовую дисциплину и общую направленность функционирования всех подсистем.

Применяемый подход к построению системы оперативного управления финансами

Оперативное
управление финансами рассматривается,
как часть комплексной системы управления
финансами предприятия и как управление
процессами.

Управление
процессом — есть способ наиболее
эффективного достижения поставленных
целей и в общем случае осуществляется
по схеме: «цель – стратегия – тактика
– оперативное управление и практическое
исполнение». Когда речь идет об управлении
финансами предприятия, то под процессом
мы понимаем получение финансовых
ресурсов в качестве выручки или
привлечение заемных средств и распределение
их между теми или иными направлениями
использования, а также определение
временных интервалов, в которых будет
происходить формирование и использование
данных ресурсов. При этом управление
финансами заключается в принятии решений
о привлечении и использовании финансовых
ресурсов с целью получения наибольшего
экономического эффекта.

Читать также:  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ НА ТАНКИСТА ХРУСТИЦКОГО ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Комплексной
системой управления финансами
можно считать такой механизм, который
обеспечивает функционирование и
взаимодействие всех уровней управления:
стратегического, тактического и
оперативного. На стратегическом
уровне
принимаются решения, касающиеся крупных
долгосрочных вложений средств и методов
их финансирования, а также существенных
изменений в структуре предприятия и
методах ведения бизнеса. Инструментом
управления  на данном уровне является
Годовой бюджет. На тактическом
уровне
принимаются решения, связанные с
обеспечением текущей ликвидности.
Тактические решения реализуются в
течение одного месяца и не имеют
долгосрочных последствий. В рамках
системы тактического управления
финансами задаются плановые показатели
по возникновению и погашению обязательств
и формируются детальные планы расходования
средств на календарный месяц.

Оперативное
управление финансами
направлено на практическое выполнение
тех решений, которые были приняты на
тактическом уровне. Первоочередной
целью оперативного управления финансами
является поддержание необходимого для
осуществления расчетов уровня абсолютной
ликвидности.
Стабильная и ритмичная работа основного
и вспомогательного производств, других
служб предприятия во многом зависит от
возможностей своевременно оплачивать
все виды потребляемых ими ресурсов. 
Должен быть сведен к минимуму риск
возникновения ситуации, в которой
финансовые менеджеры окажутся неготовыми
к внезапно возникающим «провалам»,
когда обязательства предприятия не
могут быть своевременно погашены из-за
недостатка платежных средств. Поэтому
построение системы оперативного
управления финансами, как показывает
практика, является задачей первостепенной
важности, как для проблемного предприятия,
столкнувшегося с недостатком денежных
поступлений, так и для успешно
развивающегося бизнеса, которому
требуется надежная защита от хозяйственных
рисков и получение максимального эффекта
от использования денежных средств.

Наряду
с первоочередной целью оперативного
управления финансами, можно выделить
ряд других целей. Они являются целями
более высокого порядка, то есть обеспечение
абсолютной ликвидности является
необходимым, но недостаточным условием
для их достижения. В общем виде иерархия
целей ОУФ выглядит следующим образом:

  • максимизация
    экономического эффекта, получаемого
    от использования денежных средств;
  • поддержание
    репутации партнера, выполняющего
    обязательства;
  • обеспечение
    устойчивой абсолютной ликвидности.

Для
достижения этих целей должен быть решен
целый комплекс взаимосвязанных задач.
К наиболее важным задачам практического
характера можно отнести следующие:

  • обеспечить
    взаимосвязь производственных и
    финансовых планов предприятия;
  • поддерживать
    наиболее ликвидную часть оборотных
    средств на уровне, достаточном для
    проведения ежедневных расчетов;
  • свести
    к минимуму риск задержки важнейших 
    платежей при изменении условий
    финансирования;
  • создать
    механизмы контроля за действиями
    менеджеров, уполномоченных принимать
    решения по расходованию средств;
  • своевременно
    обеспечивать информацией о состоянии
    расчетов предприятия;
  • не
    допускать образования избыточных
    остатков денежных средств на счетах и
    в кассе предприятия.

На
тактическом уровне месячный план
движения денежных средств формируется
таким образом, что поступление и
расходование платежных средств в нем
сбалансированы. Но обеспечение ежедневного
баланса может быть достигнуто только
путем принятия оперативных решений по
выбору даты того или иного платежа и
платежного средства, которым этот платеж
будет осуществлен.

В
отличие от стратегического и 
тактического уровней, инструменты
оперативного управления финансами
должны обеспечивать не только связь с
предыдущим уровнем, но и непрерывность
процесса управления. Это достигается
путем применения такого способа
планирования, когда начало планового
периода приходится на один из дней
текущего периода.

Функции
и структура системы оперативного
управления финансами.

Система
оперативного управления финансами
выполняет пять взаимосвязанных функций:

  • планирование
    поступлений, расходов и остатков
    платежных средств в краткосрочной
    перспективе (до одного месяца);
  • исполнение
    намеченных планов оплаты расходов;
  • учет
    возникающих и погашаемых обязательств,
    движения и остатков платежных средств;
  • контроль
    исполнения планов по возникновению и
    погашению обязательств и расходованием
    платежных средств;
  • план-факт
    анализ данных о движении обязательств
    и платежных средств и выявление причин
    отклонений.

Для
того чтобы эффективно выполнять свои
функции и отвечать базовым требованиям
система оперативного управления
финансами должна включать в себя
следующие основные подсистемы и элементы:

  • Оперативное
    планирование поступлений и платежей.
    Инструментами служат заявки ответственных
    распорядителей, платежный календарь
    и дневной план платежей.
  • Система
    ответственных распорядителей, в
    отношении которых устанавливаются
    лимиты расходования платежных средств.
  • Система
    приоритетов платежей, используемая
    для балансирования платежного календаря
    и ранжирования платежей в дневном
    плане.
  • Механизм
    согласования и утверждения платежей
    и корректировки платежного календаря.
  • Процедуры
    контроля состояния лимитов ответственных
    распорядителей.
  • Система
    оперативного учета возникновения и
    погашения обязательств.
  • Совокупность
    регламентных документов по оперативному
    управлению финансами.

Следует
отметить, что система оперативного
управления финансами охватывает решения,
принимаемые внутри месячного
интервала
функционирования организации. В связи
с этим, необходимо учесть, что при
недостаточном уровне развития более
высоких уровней финансового планирования,
на входе системы ОУФ не будет достаточной
информации. Практика показала, что
менеджмент предприятия, как правило,
начинает модификацию управленческих
механизмов в области финансов именно
с оперативных функций.

В
данном случае при построении системы
ОУФ возникает необходимость, с одной
стороны, создать временные механизмы
планирования, позволяющие  получить
исходные данные о движении обязательств
и платежных средств в разрезе ответственных
распорядителей на месячном интервале.
В противном случае будет невозможно
установить лимит платежей ответственного
распорядителя. С другой стороны,
необходимо предусмотреть в перспективе
совершенствование системы управления
финансами на тактическом уровне и
исключить возможность возникновения
противоречий, обусловленных структурой
создаваемой системы ОУФ.

Под
ответственным
распорядителем
понимается руководитель или специалист
организации, которому делегированы
полномочия вести договорные отношения
с третьими лицами, а также использовать
платежные средства для выполнения
обязательств. Статус ответственного
распорядителя дает основания претендовать
на получение лимита расходования
платежных средств. Иногда, в целях
контроля уровня дебиторской и кредиторской
задолженности, целесообразно устанавливать
лимиты на остатки или суммы изменения
данных задолженностей в течение месяца.
Лимит расходования платежных средств
ответственного распорядителя
устанавливается в финансовом плане на
месяц, конкретно — в плане движения
денежных средств. В зависимости от
сложности организационной структуры
и сложившегося распределения полномочий
по управлению финансами, возможны
различные подходы к выделению состава
ответственных распорядителей. На рисунке
2 приведен простой пример такого
выделения.

Ответственные
распорядители направляют заявки на
платежи в пределах установленного
лимита. На основании таких заявок
формируется платежный календарь. 
Периодичность подачи заявок определяется
в зависимости от потребностей предприятия.
На одном из предприятий нами был
реализован двухступенчатый подход к
планированию платежей. В порядке
предварительного планирования дважды
в месяц проводилась заявочная компания
по крупным платежам. Мелкие платежи
планировались на недельный период.
Граница между крупным и мелким платежом
устанавливалась финансовым директором.

Следующим
этапом являлось скользящее планирование,
в рамках которого проводилась ежедневная
корректировка платежного календаря на
основе данных оперативного
учета
и изменений, вносимых ответственными
распорядителями. Следует отметить, что
список возможных изменений, вносимых
по инициативе ответственных распорядителей,
был ограничен только такими действиями,
которые не ухудшают ликвидную позицию
предприятия в плановом периоде.

Система
приоритетности платежей
позволяет сбалансировать платежный
календарь в том случае, когда сумма
заявок ответственных распорядителей
на платеж в определенный день перекрывает
доступный объем ресурсов. С другой
стороны, в дневном плане платежей
(реестре) платежи также группируются в
порядке убывания приоритета, что
позволяет избежать потери ликвидности
при отклонениях величины входящего
денежного потока от прогнозного уровня.
Система приоритетов может быть ограничена
одним уровнем – в целом по предприятию,
либо включать дополнительные уровни,
например, учитывающие степень важности
платежа для данного ответственного
распорядителя.

Другим
важным инструментом системы управления
финансами является нормирование
остатков денежных средств.
Норматив необходим для определения
дефицита или избытка платежных средств
и позволяет принимать решения по
распоряжению ими в краткосрочной
перспективе с целью получения максимального
эффекта.

При
формировании платежного календаря
возможна ситуация, когда балансирование
поступлений и платежей внутрисистемными
методами невозможно. В этих случаях
приходится выбирать из двух альтернатив:
привлечение заемных средств, либо
корректировка производственных планов.

В
том случае, если сумма платежа, заявленного
ответственным распорядителем,
соответствует остатку лимита (проверку
проводят финансовые службы), то она
включается в платежный календарь. Для
исполнения платежного календаря
формируется дневной план платежей
(реестр), который должен быть утвержден
руководителем предприятия до конца
предыдущего рабочего дня. Утвержденный
дневной план платежей служит распоряжением
исполнителю (бухгалтерии) о подготовке
платежных документов и совершении
платежей. С целью проведения скользящего
планирования, необходимо ежедневно
получать данные об остатках лимитов
ответственных распорядителей, а также
остатках платежных средств на счетах
и в кассе предприятия. Такая информация
должна содержаться в специальных
отчетах, которые готовятся сотрудниками
финансовых служб, ответственных за
ведение оперативного учета.

Соседние файлы в папке Лекции Финансы для ФНПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *