Следующие блоки и конспекты лекций не входят в систему показателей статистики финансов. ЛЕКЦИЯ № 1. Наука о статистике финансов

Доступные файлы (1)

ЛЕКЦИЯ № 1. Финансовая статистика как наука

История возникновения финансовой статистики

Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными. Статистика как наука зародилась на ранних стадиях капитализма (Англия, Италия, Голландия), так как именно в этих условиях возникла острая необходимость в информации о состоянии производства, источников сырья, рынков сбыта, труда и т. В капиталистических странах организуются специальные статистические учреждения, которые систематически ведут большие статистические работы, на предприятиях появляются люди, которые занимаются статистикой. В России также статистика появилась очень давно, особенно большое развитие статистика получила в ХIХ в. В связи с развитием отношений частной собственности в конце 1990-х гг. Россия находилась на переходном этапе к новой модели развития. Соответственно в этот период старые общественные институты уже не работали, а новые еще не сложились, и было необходимо адаптироваться к современной мировой капиталистической практике хозяйствования и выработать национальный вариант рыночной экономики.

Современные направления хозяйствования изменили и статистическую систему России. Начинался процесс реформирования статистической методологии, который принес много значительных изменений, но и столкнулся с немалыми трудностями. Россия должна приспособить свою методику сбора экономико-статистической информации к требованиям мировых стандартов. В результате этого Госкомстатом России внедряется Система национальных счетов; создана совершенно новая статистика цен, финансов, труда и занятости, таможни, внешней торговли, бюджетная и банковская статистика. Методика статистического учета также изменилась.

Предмет, метод и задачи финансовой статистики

На современном этапе значительно возрастает роль статистики финансов. Особенностями статистики финансов является то, что благодаря финансам осуществляются образование, распределение и использование денежных средств на нужды производственного процесса и удовлетворение иных общественных потребностей.

Финансы играют важную роль в распределении стоимости, создаваемой в сфере материального производства. Весь процесс распределения и перераспределения общественного продукта обслуживают финансы.

Общественный продукт создается за счет денежных доходов, стоимость которого распределяется через систему финансов.

Финансы большую роль играют в распределении и перераспределении национального дохода, т. в результате этого образуется сумма первичных доходов трудящихся, полученных в сфере материального производства. Первичным доходом трудящихся является заработная плата рабочих и служащих в сфере материального производства и другие виды денежного или натурального вознаграждения, не включенные в фонд заработной платы (оплата командировок, премии и другие выплаты из фонда материального поощрения).

Так как через систему финансов осуществляется перераспределение национального дохода, то значительная его часть сосредоточивается в ведущем звене общегосударственной системы финансов — государственном бюджете. В государственном бюджете концентрируется часть создаваемого на предприятиях чистого дохода для планомерного централизованного использования. Перераспределение денежных накоплений между предприятиями, отраслями и экономическими районами посредством государственного бюджета обеспечивает концентрацию капитальных вложений на главных участках народного хозяйства и ее развитие.

Финансовые рычаги способствуют усилению интенсификации общественного производства, ускорению научно-технического прогресса. Необходимыми денежными ресурсами обеспечиваются через систему финансов развитие науки, проведение научных исследований, внедрение новейших научно-технических и технологических достижений в производство, осуществление его технического перевооружения, реконструкции и модернизации.

Активно содействуют финансы осуществлению важнейших принципов хозяйствования: жесткому режиму экономии, укреплению хозяйственного расчета, повышению рентабельности производства, увеличению материальной и моральной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Из всего этого следует, что объектом изучения статистики финансов являются финансы во всех своих формах и проявлениях. Прежде всего, статистика финансов изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, которые происходят в области общегосударственных финансов, финансов отраслей народного хозяйства и предприятий. статистика определяет размер прибыли, уровень рентабельности, величину налога с оборота, взносов, суммы оборотных средств, ссуд банков и т. Все это находится в постоянном движении и изменении и является предметом изучения статистики финансов. Статистика финансов изучает их не только с количественной стороны, но также изучает сущность и методологию измерения указанных показателей, т. дает им качественную характеристику. Статистика финансов исследует проблемы финансов в определенных условиях, с учетом времени, места и этапа развития.

Когда многие явления и процессы в системе финансов представлены в форме количественных статистических показателей, они становятся определенными и значимыми. Без количественных статистических характеристик нельзя с полной ясностью представить себе и многие категории политической экономии.

Статистика финансов — наука, которая является отраслью социально-экономической статистики. Из особенностей предмета исследования можно сделать вывод, что статистика финансов не относится к отраслевым статистикам, в отличие от статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства и т.

Она является наукой, которая изучает проблемы финансов на всех уровнях управления. Исходя из предмета изучения, в российской статистике финансов различаются следующие разделы: статистика государственного бюджета, банковская статистика, статистика денежного обращения, статистика страхования, статистика финансов предприятий и отраслей народного хозяйства, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

В рыночных условиях современного общества статистика финансов имеет связь с управлением и планированием, а также с бухгалтерским и управленческим учетом. Статистика финансов изучает единичные факты или объекты, как элементы массовых общественных явлений, которые устанавливают тенденции и закономерности.

Статистика финансов использует различные математические методы и приемы, чтобы можно было проанализировать ту или иную ситуацию в области финансов и сделать необходимые выводы. Таким образом, мы можем сказать, что статистика может оказать неоценимую помощь любому руководителю на любом предприятии, если уметь ею правильно пользоваться. Статистика нужна как государству, так и обычному предприятию. Причем чем больше размер предприятия, тем сильнее для него значимость системы статистического учета и анализа, так как поток информации в крупных организациях во много раз больше. Хорошо организованный статистический учет на предприятии позволяет открывать глаза на многие проблемы. Статистика не отвечает на вопросы, что нужно делать в той или иной ситуации, но она помогает осветить проблему, выявить позитивные и негативные стороны, что, в конечном счете, может быть гораздо важнее.

Метод — это статистическое наблюдение за финансовыми процессами.

Наблюдение, сбор данных

Всякое статистическое исследование начинается с получения необходимой информации. Статистическое наблюдение — это первая стадия статистической работы, которая представляет собой научно-организованный учет фактов появления процессов в общественной жизни.

Требования, предъявляемые к статистическим наблюдениям: любое наблюдение должно иметь свою программу и организованный план проведения; статистическое наблюдение должно учитывать технику последующей обработки материалов; информация, которую получают при наблюдении, должна быть достоверной, точной, полной и объективно освещать фактическое положение дел.

При несоблюдении перечисленных требований результаты будут недостоверными.

Сводка, группировка (классификация)

В результате статистического наблюдения получают материалы, которые содержат данные по каждой единице совокупности. Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок. Эти действия и направлены на то, чтобы создать статистическую сводку.

Статистическая сводка — это вторая стадия любого статистического исследования, которое заключается в том, что полученные первичные материалы сводятся вместе, получается статистическая совокупность, которая характеризуется обобщающими показателями.

Значение сводки очень велико, если она будет создана с ошибками, то по такой неверной сводке нельзя характеризовать данные, полученные в результате статистических наблюдений.

Сводка, которая включает в себя группировку данных, называется групповой.

Статистическая группировка — это основа научной сводки, она представляет собой разделение совокупности общественных явлений на однородные, типичные группы по определенным признакам.

Только с помощью группировки можно обработать собранные сведения, чтобы затем получить сводные обобщающие показатели, которые бы позволили произвести углубленный анализ и выявить связи явлений.

Анализ (обобщение статистического материала на основе средних, индексных, выборочных методов; метода рядов динамики; корреляционного анализа и корреляционно-регрессионного анализа)

После того, как будет проведено статистическое наблюдение, с помощью сводки и группировки полученные материалы будут обобщены в сводные статистические таблицы, в которых совокупность представлена в целом и по группам.

Показатели, которыми статистика характеризуется в общем или по группам, называются обобщающими. Эти показатели делятся на три группы: абсолютные величины, которые получаются непосредственно в результате сводки; относительные величины; средние величины.

Средние величины — это такие показатели, которые выражают типичные черты и дают обобщающую количественную характеристику для всей совокупности однородных общественных явлений.

Средние величины широко применяются в экономике, при их вычислении необходимо соблюдать два важнейших условия:

1) средние величины должны рассчитываться для совокупностей, имеющих общие социально-экономические свойства;

2) они должны вычисляться не из единичных, а из массовых явлений.

Все явления и процессы общества непрерывно изменяются и развиваются, поэтому статистика не могла бы правильно характеризовать эти явления, если бы она не изучала их в состоянии развития.

Динамика — процесс развития общественных явлений во времени. Показатели динамики имеют большое значение для экономики, так как они позволяют определить, как именно развиваются общественные явления: растут или уменьшаются их размеры по сравнению с предшествующими периодами, быстро или медленно происходит этот рост и т.

Метод экономических индексов является наиболее распространенным и важнейшим орудием статистического исследования. Его широко применяют в статистической практике при характеристике таких важнейших процессов, как изменение объема продукции, изменение цен, изменение производительности труда.

Задачами статистики являются:

1) переход статистики на международную систему учета и статистики. Первый этап реформирования российской статистики по государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики был до 1996 г. В результате этого этапа определился состав статистических показателей, который отражает различные аспекты экономики, создан единый государственный регистр предприятий и организаций, создана единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Сформировались основные социальные показатели, которые характеризуют занятость, уровень жизни, рынок труда, социальную защиту населения и др. Сформировались укрупненные экономические счета макроэкономических показателей в области цен, финансов и денежного обращения, потребительского рынка и др

2) разработка СНС и реформирование статистического наблюдения. В информационном блоке СНС первичные данные о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов занимают важное место. Перестройка общеметодологических основ государственной статистики на принятую в международной практике систему учета и статистики потребует уточнений и пересмотра первичных форм учета. Поэтому Госкомстат России по мере необходимости будет вносить изменения и дополнения в унифицированные формы первичной учетной документации, а также производить дальнейшую разработку унифицированных форм первичной учетной документации.

Унифицированными формами для всех юридических лиц являются:

П1 — сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг — представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;

П2 — сведения об инвестициях — представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;

П3 — сведения о финансовом состоянии организации — представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных учреждений), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями;

П4 — сведения о численности, заработной плате и движении работников — представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, их обособленными подразделениями; юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера;

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

По данным формам средние и крупные предприятия отчитываются ежемесячно, а малые только за год (кроме П4, по которой расчеты ведутся также ежемесячно).

П5 (м) — основные сведения о деятельности организации — представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера;

3) интеграция и гармонизация в международную систему.

Классификаторы международного стандарта, используемые в статистической отчетности:

1) ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации;

2) ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций;

в) ОКАТО — общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;

г) ОКТМО — общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;

д) ОКОГУ — общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;

е) ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

ж) ОКФС — общероссийский классификатор форм собственности;

з) ОКОПФ — общероссийский классификатор организационно-правовых форм.

Это основные классификаторы, но также используются и другие.

Статистическая информация, получаемая в результате наблюдения, необходима для предоставления органам государственного управления, для обеспечения информацией руководителей предприятий, компаний и т. , для информирования общественности об основных тенденциях развития.

Организация статистики финансов требует решения следующих задач: технического сбора данных, концептуальных задач, задач методологического характера.

Основные статистические термины, используемые в статистике финансов.

Институциональные единицы — это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).

Секторы национальной экономики:

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) государственные учреждения;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) мировая экономика.

Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.

К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.

Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.

Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т.

Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.

Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. прирост ВВП за год составил около 7 %, а первоначально прогнозировалось, что будет 6 %.

Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3 %, а в 2004 г. — на 7,2 % и в 2005 г. — на 6,4 %, и соответственно 2006 г. — почти 7 %.

По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.

Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г. ) на 39,7 %, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г. , полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.

Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыночной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП — это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.

По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период — это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г. , Польше — 8 лет, а Венгрии — 11 лет.

На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония — 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономики Молдова, Грузия и Украина.

Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9 %, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.

Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январе-сентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7 % превышает соответствующий показатель 2005 г.

Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4 % больше, чем за соответствующий период 2005 г. , вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.

еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.

Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия будет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.

Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.

На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. ускоренно растет, прежде всего, торговля.

Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4 %. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январь-октябрь обработка приросла на 4,7 %, в то время как за соответствующий период прошлого года — на 5,3 %).

Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8 % за январь-октябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7 %); производство кожи, изделий из кожи, обуви — на 13,2 % по сравнению со снижением на 2,4 % в 2005 г. ; производство резиновых и пластмассовых изделий — на 11,1 % по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8 %.

В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5 % за январь — октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1 % прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.

Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности — электрооборудования, электронного и оптического оборудования — оказались и вовсе меньше на 1,5 % за январь-октябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3 % за соответствующий период 2005 г.

Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости — т. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.

Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая промышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.

Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инновационного типа, о которой сейчас многие говорят.

Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.

Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.

Подводя итоги 2006 г. , можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. — хорошие показатели.

Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.

Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рассматриваются различные варианты сочетания упомянутых показателей.

Один из вариантов исходит из следующих предположений:

1) процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;

2) падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных мировых валют стабилизируются;

3) цена российской нефти достигнет необходимого уровня.

Так как мировая экономика влияет на развитие российской экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предположить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.

Читать также:  ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ ФОРМ КУРСОВАЯ

Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номинированных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. он сократится.

Doc

РОСНОУ Учебная дисциплина «Статистика финансов»

Краткий курс лекций

Предмет и основные разделы статистики финансов

Финансы – система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов без изменения форм стоимости с целью производства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Финансы выражают свою сущность в распределительной и контрольных функциях. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике. Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.

^ – отрасль социально-экономической статистики.

Предметом статистики финансов является количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.

^ является финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящихся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и удовлетворения потребностей.

контроль за выполнением проектов, планов, программ и прогнозов по поводу обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами;

изучение статистических закономерностей развития финансовой системы;

анализ использования финансовых ресурсов;

исследование прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта и их последующим перераспределением через финансово – банковские органы.

Одной из наиболее важных задач статистики финансов является всесторонний анализ деятельности органов государственного управления.

^ является система показателей, отражающих цифровую характеристику явлений и процессов, подлежащих изучению в данной области.

^ следующие блоки показателей:

-показатели статистики бюджета;

-показатели статистики денежного обращения;

-показатели процентных ставок;

-показатели статистики кредита;

-показатели статистики сберегательных учреждений;

-показатели статистики страхования;

-показатели финансов предприятий и организаций;

-показатели банковской статистики;

-показатели статистики валютных курсов;

-показатели статистики финансового рынка.

1) статистику государственных финансов;

2) статистику финансов предприятий;

3) статистику финансового рынка;

4) статистику финансового сектора экономики;

5) статистику денежного обращения и кредита;

6) статистику страхования.

Метод — это статистическое наблюдение за финансовыми процессами.

1) Наблюдение, сбор данных;

2) Сводка, группировка (классификация);

^ (обобщение статистического материала на основе средних, индексных, выборочных, методов; метода рядов динамики; корреляционного и корреляционно-регрессионного анализа).

Статистика финансов для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статистических методов, основными из которых являются:

  • балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств. Требуется там, где применяются балансовые счета. Общая схема этой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом денежных средств;
  • статистическая характеристика динамики финансовых показателей. Представляет собой традиционный метод анализа финансово денежных отношений. Строятся ряды исходных финансовых показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы роста и прироста; базисные индексы роста и прироста. Наличие динамических рядов и их стандартное выражение в виде индексов даёт возможность изучить тенденции развития связанных между собой явлений;
  • структурный анализ финансово-денежных отношений направлен на выявление относительного взаимодействия изучаемых признаков;
  • определение основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых показателей является общее развитие экономики и специфика финансово денежных отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и инфляционных процессах.

Финансово-экономические расчеты (финансовая математика) наряду с другими методами статистики дают целостную концепцию количественного анализа условий и результатов финансово-кредитных и других коммерческих операций. Финансово-экономические расчеты (ФЭР) — совокупность методов определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их движения в процессе воспроизводства. Значение ФЭР как специфического метода финансовой статистики заключается в том, что он позволяет рассматривать возможные варианты вложения денежных средств и выбирать среди них наиболее эффективные, анализировать последствия уже произведенных расходов. Финансово-экономические расчеты на практике применяются в банковском деле, страховании, в работе финансовых организаций, инвестиционных компаний, фондовых и валютных бирж и т. Важное значение ФЭР имеют и для установления взаимовыгодных внешнеэкономических отношений.

Применение финансово-экономических расчетов обогащает социально-экономическую статистику. С их помощью решаются задачи, которые в наиболее общем виде заключаются в следующем:

1) расчет страховых выплат;

2) исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся во вкладах, займах, ценных бумагах путем исчисления процентов;

3) установление взаимосвязи между отдельными параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий и на этой основе:

а) определение эквивалентности параметров сделки для получения равной отдачи от затрат, произведенных различными способами;

б) анализ последствий изменения условий операции; исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств, рассматриваемых как финансовые потоки;

в) разработка планов выполнения финансовых обязательств; расчет показателей доходности финансовых операций и т

4) учет ценных бумаг.

Государственные финансы — сфера финансовой системы страны.

В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

1) предоставленных министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориальных бюджетов;

2) данных налоговой статистики;

3) отчетов внебюджетных фондов.

Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ. Задача статистики государственных финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

4) использования.

^ – централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных нужд.

Цель статистики государственного бюджета — дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются: 1) доходы; 2) расходы; 3) официальные трансферты; 4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений); 5) дефицит (превышение расходов над доходами); 6) профицит (превышение доходов над расходами).

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;

4) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ субъектов РФ;

6) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

7) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

^ налоговые доходы и неналоговые поступления.

Налоговые доходы: налоги на прибыль, прирост капитала, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2) доходы от реализации государственных запасов;

3) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

4) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

5) административные платежи и сборы;

6) штрафные санкции, возмещение ущерба;

7) доходы от внешнеэкономической деятельности;

8) прочие неналоговые доходы;

9) безвозмездные перечисления;

10) доходы целевых бюджетных фондов.

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана природной среды, гидрометеорология;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11) развитие рыночной инфраструктуры;

12) жилищно-коммунальное хозяйство;

13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных и стихийных бедствий;

15) культура, искусство, кинематография;

16) средства массовой информации;

17) здравоохранение и физическая культура;

18) социальная политика;

19) обслуживание государственного долга;

20) пополнение государственных запасов и резервов;

21) финансовая помощь бюджетам других уровней;

22) утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

23) мобилизационная подготовка экономики;

24) прочие расходы;

25) целевые бюджетные фонды.

1) текущие расходы;

2) капитальные расходы;

3) предоставление кредитов за вычетом погашений.

1) перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, в котором выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства, а также органы законодательной, судебной власти, исполнительный аппарат Президента и правительства;

2) классификация целевых статей расходов федерального бюджета;

3) детализация направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.

Абсолютные показатели статистики Госбюджета.

Показатели статистики государственного бюджета делятся на абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относят:

1) ^ – обязательные безвозмездные платежи, которые поступают в бюджет. В составе доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

Налоги – обязательные, безвозмездные невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для государственных потребностей.

^ – возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных учреждений) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.

^ — безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений. Данный финансовый поток поступает от других учреждений государственного управления или международных организаций.

Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их целей расходования (текущих или капитальных). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления выделяются в отдельную категорию.

^ (кредитование минус погашение) – вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются с целью проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Дефицит – итоговый показатель финансовой деятельности государства. Дефицит с точки зрения финансирования может быть определён по формуле:

Д = ПД з + ОЛ фс

ПД з – заимствование (минус) погашение долга;

ОЛ фс – уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

где: ПД з – погашение долга (минус) заимствование;

ОЛ фс – увеличение остатков ликвидных финансовых средств.

Результатом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

^ неоплаченная сумма официально признанных, прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром. Данная задолженность образуется в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переоформлена в бессрочный долг.

Читать также:  ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределённый срок;

4) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

^ — дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

Основными направлениями статистического анализа государственного бюджета являются:

1) общая величина доходов и расходов государственного бюджета, размера превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) размеры чистого кредитования (кредитование за вычетом погашений);

3) структура доходов государственного бюджета;

4) структура расходов государственного бюджета;

5) источники финансирования бюджетного дефицита (профицита);

6) размеров внутреннего государственного долга.

Анализируется структура вышеперечисленного и динамика изменения в течение периодов времени. Кроме того, статистика государственного бюджета обеспечивает информацией расчеты показателей национальных счетов.

Анализ выполнения бюджета любого уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому назначению. Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов (Н) могло произойти под влиянием двух факторов:

1) изменения налоговой базы (Б);

2) изменения налоговой ставки (С).

Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле: ^ Б == (Б1 – Б0)*С0)

Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле: (дельта НС == (С1 – С0)*Б1)

Б1 и Б0 – размер налоговой базы, соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде;

С1 и С0 – уровень налоговой ставки соответственно, в отчетном и базисном (плановом) периоде;

Общий прирост суммы налоговых доходов по конкретному виду налога может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за счет двух факторов

^ Б + дельта Нс

На основании абсолютных показателей статистики Госбюджета можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

2) Доля налогов == Доля сектора гос управления от налогообложения / Национальный продукт;

В том случае, если показатель доли налогов и сборов растёт более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

С помощью показателя доли задолженности характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности, необходимое для погашения долга:

Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:

Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля объёма расходов финансируется за счет займов:

Доля покрытия (2) == Использование кредита / Общий объём расходов

Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения, выраженные в денежной форме и возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.

^ является количественная сторона финансово-денежных отношений в неразрывной связи с их качественными особенностями по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов и выполнения обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством. Основные задачи:

1) Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений хозяйствующих субъектов;

2) Анализ объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов;

3) Выявление направлений использования денежных средств;

4) Анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности (доходности) предприятия;

5) Оценка финансовой устойчивости и состояния платежеспособности;

6) Оценка выполнения хозяйствующими субъектами финансово-кредитных обязательств.

^ которая используется в статистике финансов предприятий и организаций, характеризует финансовое положение хозяйствующих субъектов, поступления, расходование и характер использования денежных средств, размеры и структуру задолженности, в т. просроченной, и т.

При статистическом изучении основных закономерностей финансового состояния предприятий применяются методы группировок, структурного анализа, регрессионного и корреляционного анализа, индексный метод и др.

Сбор данных о показателях, отражающих финансовое положение предприятия, осуществляется на основе, формирующейся государством, статистической и бухгалтерской отчетности.

Форма отчетности № П-3 «Показатели финансового состояния и расчетов» (1 раздел) (полное название «Сведения о финансовом состоянии организации»), заполняется всеми юридическими лицами, зарегистрированными в Едином реестре предприятий и организаций.

Раздел 2 содержит оборотные активы, раздел 3 — состояние расчетов с предприятиями России и зарубежных стран. Показатели:

1) Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года. 2) Рентабельность продукции. 3) Рентабельность активов. 4) Оборотные средства предприятия. 5) Оборачиваемость оборотных средств. 6) Денежные поступления. 7) Кредиторская задолженность. 8) Дебиторская задолженность. 9) Просроченная задолженность. 10) Финансовые вложения — долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги других предприятий и т.

1) Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года — финансовый результат, выявленный на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий.

2) Рентабельность характеризует эффективность их деятельности. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение между величиной прибыли от реализации продукции и затратами на производство и реализацию продукции.

3) Оборотные средства предприятия — это авансированная в денежной форме стоимость, принимаемая в процессе оборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимых для поддержания непрерывного кругооборота и возвращающиеся в исходную форму после ее завершения.

4) Оборачиваемость оборотных средств рассчитывается как соотношение средней стоимости оборотных средств и затрат на производство реализуемой продукции умноженный на число дней в периоде.

5) Денежные поступления предприятий включают всю сумму денежных средств поступающих за реализацию продукции, выполненные работы, оказание услуг на предприятии.

6) Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в т. задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, задолженность по выданным векселям, с дочерними предприятиями, с работающими и служащими по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, включая сумму полученных авансов по предстоящим платежам.

7) Дебиторская задолженность — это задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги, по векселям получателям, с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (включая задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам и займам за счет средств этого предприятия или банковского кредита), с прочими дебиторами (задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам с учетом сумм, уплаченных другим предприятиям, авансов по предстоящим расчетам).

8) Просроченная задолженность — задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором.

9) Финансовые вложения — долгосрочные и краткосрочные инвестиции предприятий в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, в уставные фонды других предприятий, созданных на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставленные другим предприятиям займы.

10) Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный, расширенный процесс производства и реализацию продукции на основе роста прибыли.

Финансовые ресурсы – это собственные и привлечённые денежные средства хозяйствующих субъектов, которые находятся в их распоряжении и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на производство.

В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая хозяйственную деятельность предприятия или организации в форме денежных накоплений. В статистике финансов предприятий и организаций рассчитывается несколько показателей прибыли:

^ ), рассчитываемая как разность между выручкой от её продажи и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции;

^ это финансовые результаты от реализации продукции, основных средств и другого имущества хозяйствующих субъектов, а также доходы, за исключением убытков от внереализационных операций.

— дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

— поступления от сдачи имущества в аренду;

— доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

— доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;

— прибыль, выявленную в отчетном году от операций прошлых лет;

— пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные или признанные должником;

— прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг.

— убытки от содержания законсервированных объектов и производственных мощностей;

— стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;

— некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией стихийных бедствий или их предотвращением;

— арбитражные и судебные издержки;

— экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;

— отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.

^ рассчитывается как разность между балансовой прибылью и штрафами, пенями, перечисленными в бюджет и внебюджетные фонды. Валовая прибыль является объектом налогообложения.

Налог – это обязательные платежи, которые согласно законодательным актам в обязательном порядке подлежат уплате в установленные сроки и в определённых объёмах.

^ — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды и резервы вышестоящей организации.

Основные направления использования чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:

1) финансирование НИОКР, совершенствование технологий, модернизация оборудования, улучшение качества продукции, реконструкция производства;

2) пополнение оборотных средств;

3) уплата процентов за кредиты, полученные на восстановление недостатка в оборотных и основных средствах;

4) уплата процентов по просроченным кредитам;

5) налоги за перепродажу (автомобилей, компьютеров и др. ), за право торговли и т.

6) социальные нужды, дивиденды по акциям, оплата дополнительных отпусков, жилья и др

7) уплата штрафов за нарушение законодательства, загрязнение окружающей среды, утаивание прибыли от налогообложения;

8) взнос в свой резервный фонд;

9) спонсорская деятельность.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности. (Р).

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трёх величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ), или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство и реализацию продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал, объём продаж. Конкретно таким образом рассчитывают следующие показатели рентабельности:

1) Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли (ПБ) к средней стоимости производственных фондов (ПФ) (основных и оборотных средств)

Р пр = ПБ / ПФ или Рпр = ПБ / Ф + О

Показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов.

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

К рп = чистая прибыль / объем продаж;

3) Коэффициент рентабельности продукции – отношение прибыли от реализации продукции (ПР) к выручке от реализации в целом (РП).

^ ПР / РП

4) Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия:

^ = чистая прибыль / собственный капитал

5) Коэффициент рентабельности оборотных активов:

Р оа = чистая прибыль / оборотные активы

Р ва = чистая прибыль / внеоборотные активы

7) Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли:

Р инв = чистая прибыль / (собственный капитал + долгосрочные обязательства).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *