СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Социальная
сфера является ключевым объектом
контроля со стороны муниципальных
властей, в первую очередь сталкивающихся
с проблемами, проявившимися в этой
сфере.

На
территории муниципального образования
учреждения социальной защиты обычно
представлены такими институтами, как
центры социального обслуживания,
муниципальные учреждения социальной
защиты, городские центры жилищных
субсидий, отделы социального обеспечения
(собесы), управления труда и занятости
населения, биржи труда, благотворительные
организации, дома ночного пребывания
(ночлежки), центры общественных работ,
приюты для детей и подростков, центры
социальной реабилитации детей, инвалидов,
спортсменов и пр.

Социальная
сфера на территории муниципалитета
включает в себя предприятия всех форм
собственности, чья деятельность связана
исключительно с удовлетворением
первоочередных социальных потребностей
населения, таких как: охрана здоровья,
образование детей и взрослых, безопасность,
социальная реабилитация и защита
малоимущих. На социальные нужды в РФ в
настоящее время уходит около 18% ВВП.
Причем львиную долю расходов в этой
сфере несет именно муниципальный
уровень, где главным образом и сосредоточены
объекты социальной сферы. Несмотря на
то, что бюджетные отчисления на социальные
нужды являются целевыми и не подлежат
секвестированию, средств не хватает
даже на реализацию первоочередных
целей. Все это требует от местных органов
власти искусства изыскания дополнительных
возможностей в решении повседневных
социальных задач.

К
основным задачам управления социальной
сферой относятся:

♦ поддержка
и развитие образовательных учреждений
на территории муниципалитета;

♦ разработка
программ общественной занятости и
развитие сети общественных работ;

♦ распределение
социальной помощи малоимущим и инвалидам;

♦ оказание
медицинских услуг населению через
механизм социального страхования и
создание сети муниципальных медицинских
учреждений (стационаров, поликлиник,
больниц и профилакториев);

♦ подготовка
и проведение культмассовых мероприятий,
праздников и карнавалов;

♦ проведение
мероприятий санитарно-гигиенического,
экологического назначения, поддержка
мест массовых захоронений и пр.

Ключом
к проведению социальной политики
муниципалитета является разработка
механизма, позволяющего осуществлять
социальное управление не только через
предоставление дотаций нуждающимся,
но и через выработку организационных
условий для повышения населением
производительности собственного труда,
доходов, активизации режима самозанятости
и вторичной занятости трудоспособных
граждан.

Занятость
является структурным элементом
сложившегося в обществе социального
порядка. Благодаря обеспечению эффективной
системы занятости осуществляется не
только режим распределения квалифицированных
кадров между отраслями экономики, но и
социальная стабильность. На характер
занятости, степень ее полноты оказывают
влияние система образования, сложившаяся
в регионе, показатель рентабельности
градообразующих предприятий, а также
приоритеты в развитии региональной
экономики. Проблема занятости описывается
на пересечении объектного и субъектного
уровней научного отображения. И если
объектный уровень включает в себя
неупорядоченную информацию о сложных
разноуровневых тенденциях на рынке
труда, то субъектный – сложившуюся в
Госкомстате систему сбора и регистрации
статистической информации о состоянии
рынка труда в том или ином регионе.

Занятость
– важнейший фактор макроэкономической
устойчивости региона. Ярко выраженная
тенденция на усиление региональных
позиций в бюджетном перераспределении
средств делает проблему занятости
предметом тщательно продуманной и
подготовленной региональной политики
по организации эффективного рынка
труда. Среди критериев такой эффективности
следует выделить следующие обстоятельства:
максимально низкий процент безработицы,
рассчитываемый как процент к показателю
экономически активного населения и
соответствие структуры занятости
профилю и квалификации специалистов.

Ключевым
направлением развития социальной сферы
на местном уровне является развитие
образования.
Система образования в РФ охватывает
все уровни государственной и муниципальной
власти, включая закрепленные за каждым
уровнем полномочия по управлению
различными категориями образовательных
предприятий и учреждений. И если
общеобразовательные учреждения,
вбирающие в себя дошкольное образование,
начальное общее образование, основное
общее образование и среднее общее
образование, преимущественно находятся
в сфере компетенции местных органов
власти, то институт профессионального
образования остается под опекой
государственной власти. Государство
сохраняет за собой возможность влияния
на всю систему образования, закрепив
за собой право в разработке государственных
образовательных стандартов, а также
лицензируя ведение образовательной
деятельности негосударственными
учебными заведениями. На муниципальном
уровне деятельность органов самоуправления
предусматривает использование таких
инструментов регулирования образовательной
сферы, как создание, реорганизация и
ликвидация муниципальных образовательных
учреждений, контроль за деятельностью
образовательных учреждений со стороны
местных органов управления, формирование
бюджета развития образовательной сферы,
назначение руководителей образовательных
учреждений, развитие системы дополнительного
образования и пр.

Предприятия
здравоохранения
на муниципальных территориях, как
правило, представлены многопрофильными
поликлиниками. Вместе с ними в систему
управления муниципальным здравоохранением
входит соответствующее подразделение
в структуре местной администрации,
комитет представительного органа
власти, учреждение Госсанэпиднадзора,
муниципальные аптеки, консультативные
центры, а также врачебно-фельдшерские
центры предприятий и учреждений. Кроме
того, необходимую для функционирования
здравоохранительной сферы инфраструктуру
обеспечивают медицинские образовательные
учреждения, научно-исследовательские
центры, а также частные фирмы, оказывающие
медицинские услуги. Управление
культурой
в РФ осуществляется на основе взаимодействия
органов государственной власти, субъектов
РФ и местного самоуправления. Организация
выставок, концертов, праздничных
мероприятий, содержание музеев, архивов
принадлежат к компетенции местных
органов власти и служат способом
самоутверждения территориального
образования, глубоким обоснованием его
миссии и свидетельством его социальной
привлекательности.

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Социальная защита населения

Социальная защита населения является одной из частей политики государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить конституционные права человека, а также их гарантии. Причем, социальная защита предоставляется независимо от места жительства лица, от его национальности, а также половых или возрастных показателей. В Российской Федерации за социальную защиту населения сегодня отвечает Министерство здравоохранения и социального развития страны.

По сути, социальная защита уже является соответствующей политикой государства, которая реализуется для обеспечения прав, свобод, гарантий граждан в нескольких ключевых областях:

Основными целями социальной защиты специалистами принято называть такие, как избавление от нищеты и ее признаков, оказание материальной помощи некоторым категориям населения, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, и которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами. Еще одна цель социальной защиты состоит в том, чтобы эффективно и активно содействовать адаптации социально уязвимых категорий населения, находящихся в группе риска, к постоянно меняющимся условиям (в особенности, это касается условий рыночной экономики).

Читать также:  Кто был министром финансов при николае i и провел денежную реформу

Социальная защита состоит сегодня из нескольких ключевых направлений:

Все эти направления реализуются благодаря формам социальной защиты, которые устанавливаются государством и его субъектами. Формы социальной защиты – это социальные гарантии, которые утверждены на законодательном уровне, а также их удовлетворение на основании имеющихся базовых стандартов и программ, предусмотренных государством.

«Государственная политика социальной защиты населения» 👇

Формы социальной защиты выражаются в виде регулирования доходной и расходной части материального состояния населения, их социального страхования и социального вспомоществования, оказания определенных социальных услуг, которые предназначены для некоторых категорий граждан. Также формой социальной защиты являются целевые социальные программы, а к государственным формам социальной защиты прежде всего относятся льготы.

Льгота – это скидка, которая начисляется какому-либо индивиду в качестве преимущества. Также льгота предполагает полное или частичное освобождение от выполнения уже установленных правил и обязанностей, а также облегчение условий жизни граждан, которые пользуются услугами, но не имеют возможности в полном объеме сами обеспечить их для себя или оплатить в связи с недостаточным уровнем доходов.

Направления государственной политики в области социальной защиты

Социальная защита населения преимущественно регламентируется именно государством, а также его субъектами, которые определяют основные направления и формы, в которых актуализируется сфера социальной защиты населения. На сегодняшний день исследователи выделяют такие направления, как:

Государственная социальная политика в области социальной защиты предполагает социальную поддержку или полное обеспечение женщин, детей и представителей молодежи; социальное обеспечение нетрудоспособного населения (дети-сироты, инвалиды, пенсионеры); отчисление пенсий и пособий по безработице, старости, в связи с инвалидностью или иными жизненными обстоятельствами, из-за которых люди утрачивают возможность самостоятельно обеспечивать себя, удовлетворять свои интересы и первичные потребности; натуральные выдачи (продукты, медикаментозные средства); услуги, которые носят характер общественного обслуживания.

Государство заинтересовано в том, чтобы оптимизировать структуру денежных форм обеспечения таких категорий граждан, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, а также укрепить страховые начала в практике социального обеспечения, которая активно развивается на территории нашей страны. На нем и его субъектах лежит ответственность за регулирование занятости, направленной на обеспечение сбалансированного спроса и такого же сбалансированного предложения, касающегося рабочей силы и предупреждения массовой безработицы в случаях кризиса отдельных сфер жизнедеятельности.

Государственная социальная политика в области социальной защиты населения руководствуется несколькими принципами.

Еще один принцип – это принцип патернализма, который подразумевает государственную опеку, проявляющуюся в отношении к наименее благополучным категориям граждан.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Алевтина Бузуева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Финансовая политика

У муниципального образования имеется заинтересованность в максимально эффективном использовании финансов, а также увеличении дохода бюджета при экономии денежных средств.

Сутью муниципальной политики являются цели и методы разумного использования финансов образования для интересов населения.
Инструменты и цели политики можно представить следующей схемой.

Все цели вытекают из первостепенной задачи обеспечения денежными средствами своих полномочий образования и его развития.


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это деятельность в муниципальном образовании, которая направлена на составление и рассмотрение проектов муниципального бюджета, а также его утверждение, последующее исполнение и контроль за ним.

Бюджетный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется муниципальным образованием самостоятельно. Чем эффективнее организован бюджетный процесс, тем больше возможность привлекать дополнительные источники финансирования, и обеспечивает более экономное расходование финансов.

Сущность муниципальных финансов

Муниципальные финансы – совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжении муниципального образования для разрешения задач, возложенных на него.

В России ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления. Согласно нее муниципальные образования могут обладать собственными финансами, свободно ими распоряжаться в рамках национальной политики.

«Управление муниципальными финансами» 👇

В состав муниципальных финансов можно включить:

Основой всех финансов муниципального образования является бюджет. Контроль за исполнением местного бюджета возложен на органы местного самоуправления.

Финансовые ресурсы можно классифицировать по следующим признакам:

Можно выделить направления использования муниципальных финансов:

Местный бюджет – это совокупность экономических процессов, который складывается между органами государственной власти и органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для формирования и использования средств, выступающих финансовой базой муниципального образования.

Для получения субсидий муниципальные образования участвуют в конкурсе. Для этого представляются в финансовый орган администрации субъекта Программа развития финансов муниципального образования. В ее основу берут финансовую стратегию, которая разработана администрацией субъекта. В результате конкурса право на субсидии предоставляется 3-5 муниципальным образованиям, к программах которых представлены лучшие показатели. В течении месяца после завершения приема программ до образований доводятся результаты конкурса.

На сегодняшний момент является актуальным разрабатывать муниципальные финансовые механизмы, которые стимулировали бы развитие экономики и производства, экономили финансовые ресурсы, и обеспечивали разумное использование средств.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2021 года; проверки требуют 12 правок.

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти.
Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета.
Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Читать также:  КИТАЙ ФИНАНСЫ СТРАНЫ

Социальная политика активно изучается учеными индустриально развитых стран с помощью конкретных социологических исследований. В частности, широкие исследования в этой области осуществляются в современной Германии.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве приоритетов социальной политики можно выделить:

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

К задачам социальной политики относятся:

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Методы современной социальной политики

Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:

Правовое обеспечение социальной политики России

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

Сущность финансовой политики

Любые отношения, связанные с установлением, укреплением власти называются политикой. Через политическую деятельность осуществляется управление практически всеми сферам жизни общества. Именно поэтому, политика может быть социальной, экономической, военной, культурной, международной, региональной, муниципальной и так далее.

Финансовая политика представляет собой комплекс мероприятий, которые нацелены на максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов. Субъектами финансовой политики являются все органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями. К объектам относят весь комплекс отношений, складывающихся относительно обращения финансов.

Основным функциями финансовой политики можно назвать:

В процессе становления финансовых отношений появились разные подходы, способствующие внедрению в практическую деятельность политических решений в сфере финансов. К ним относятся неоклассический, классический, плановый, регулирующий и монетаристский подходы. Государственное воздействие на финансы может быть прямым и косвенным. Прямое влияние осуществляется через целевое субсидирование приоритетных отраслей экономики, лицензирование, обеспечение баланса взаимодействия между налоговой, бюджетной, кредитно-денежной и инвестиционной политикой. Косвенное влияние осуществляется поддержкой справедливой конкуренции, обеспечением работоспособности механизма взаиморасчетов. Финансовая политика неразрывно связана с экономической. Основная цель ее существования связана с обеспечением стабильности функционирования финансовой системы страны.

«Муниципальная финансовая политика» 👇

Создание подобных условий позволяет обеспечить независимость страны, ее устойчивость к воздействию внешних факторов, а также сформировать благоприятные предпосылки для экономического роста и развития.

Особенности муниципального управления

Субъекты политики в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Муниципальное управление является частью местного самоуправления. Цель его существования связана с властным воздействием на территориальное объединение для того, чтобы повысить общий уровень и качество жизни населения данной местности. Муниципальная власть, как и общегосударственная, строится на принципе разделения функций. Например, мэр осуществляет исполнительную власть, законодательная деятельность находится в руках совета города. Судебная власть принадлежит соответствующему муниципальному образованию, имеющему конкретную специализацию. По сути, муниципальная власть схожа с государственной, но ограничена отдельной территорией. Однако, существуют принципиальные отличия, к которым относят:

Муниципальная власть, как и государственная в России является выборной. В функции представительского органа входит следующий перечень мероприятий:

Работа муниципального управления во многом схожа с работой частного предприятия, так как объектом его воздействия выступают хозяйственные структуры территориального образования. Для управления своими сотрудниками муниципальная власть так же использует устав. Однако, он регламентируется федеральным законодательством. Еще одно отличие связано с формированием финансов – в данном случае источником являются налоги.

Муниципальная финансовая политика

Муниципальное образование, как и любой другой субъект экономики заинтересовано в эффективности использовании имеющихся финансовых средств. Эффективность финансов выражается в поддержании приемлемого уровня деловой активности, формирования тенденции роста доходов и рационального распределения расходов. Муниципальная финансовая политика представляет собой совокупность методов и целей, направленных на максимальную отдачу от использования имеющихся ресурсов для населения отдельной территории.

К инструментам муниципальной финансовой политики относят:

Таким образом, муниципальная финансовая политика схожа с финансовой политикой государства. Отличие заключается в используемых инструментах и масштабах территории.

Наталя Николаевна Корпало

В наиболее общем виде под государственной социальной политикой понимается масштабная социальная технология, направленная на повышение легитимности правящего политического режима, а также улучшение уровня и качества жизни населения этого государства; функция государства и гражданского общества.

Модель социальной государственной политики существенно зависит от типа политического режима, конкретно-исторических условий жизни государства. Огромное влияние на реализацию социальной политики оказывают особенности материальной культуры общества, структура наполнения государственного бюджета.

Объекты социальной политики государства

Социальная сфера регулирует практически все аспекты жизнедеятельности общества, соответственно, реализация целенаправленного воздействия государства вовлекает ряд объектов, включая следующие:

Принципы социальной политики

Реализация государственных полномочий осуществляется на основании соблюдения ряда принципов, включая следующие:

Цели и задачи государственной политики в социальной сфере

Государственная деятельность в процессе реализации социальной политики направлена на решение глобальных целей, включая следующие:

Указанные задачи, цели выступают общепринятыми, универсальными для любого государства, носят долгосрочный характер.

Читать также:  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1. Баканов, М. И. Теория экономического анализа [Текст]

«Государственная политика в социальной сфере » 👇

На практике государство нацелено на достижение краткосрочных целей, включая обеспечение своевременной оплаты труда граждан, преодоление резкого разрыва между размерами минимальной платы и прожиточным минимумом, обеспечение функционирования, «выживания» отдельных социальных институтов и пр.

Достижение поставленных целей требует последовательного, эффективного разрешения ряда актуальных задач, включая следующие:

Приоритетная роль в процессах разрешения поставленных задач отводится государству, правящему режиму, выступающему главным актором реализации целенаправленного воздействия на различные социальные объекты, социальные институты и практики. Другими словами, в обязанности государственных структур входит управление социальной политикой.

Под управлением в современной научной литературе понимается особый вид деятельности, направленный на достижение определенных социальных целей, совокупность социальных образований и управленческих связей между ними, актуализация которых позволяет осуществлять управленческое воздействие.

Таким образом, социальная политика выступает важнейшей сферой функционирования государства, обеспечения его стабильности и развития, регулирования совокупности системы социальных взаимодействий, повышения уровня и качества жизни.

Важнейшим
инструментом системы управления
муници­пальными финансами является
финансовая политика муници­палитета.

Финансовая
политика
представляет совокупность действий и
мероприятий, проводимых органами местной
власти, по ис­пользованию финансовых
отношений для выполнения ими сво­их
функций и управлению бюджетной системой.
Задачи финансовой политики:

В
качестве общих принципов, определяющих
финансовую политику демократического
государства применительно к мес­тным
органам власти, можно рассматривать
положения статьи 9 Европейской хартии
местного самоуправления, в которой, в
частности, говорится:

а)
органы местного самоуправления имеют
право в рамках на­циональной
экономической политики на обладание
достаточными собственными финансовыми
ресурсами, которыми они могут сво­бодно
распоряжаться при осуществлении своих
полномочий;

б) финансовые
ресурсы органов местного самоуправления
должны быть соразмерны предоставляемым
им Конституцией или законом полномочиям;

в) часть
финансовых ресурсов органов местного
самоуправ­ления должна пополняться
за счет местных сборов и налогов, ставки
которых органы местного самоуправления
вправе уста­навливать в пределах,
определенных законом;

г) финансовые
системы, на которых основываются ресурсы
ме­стных органов самоуправления,
должны быть достаточно разнооб­разными
и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько
это практи­чески возможно, за реальным
изменением издержек, возникающих при
осуществлении местными органами своих
полномочий;

д) защита
более слабых в финансовом отношении
органов местного самоуправления требует
ввода процедур финансового выравнивания
или эквивалентных мер, направленных на
кор­ректировку последствий неравномерного
распределения возмож­ных источников
финансирования, а также лежащих на этих
органах расходов. Такие процедуры или
меры не должны огра­ничивать свободу
выбора органов местного самоуправления
в пределах их компетенции.

Эти
принципы практически закреплены в
российском зако­нодательстве.

Финансовая
политика — важный элемент общей
экономи­ческой политики муниципалитета.
На современном этапе ее формирование
осложнено рядом трудностей, связанных
с про­должающимся кризисом муниципальной
экономики: низкими темпами экономического
роста; продолжающимся спадом ин­вестиций;
низким уровнем собираемости налогов;
ростом рас­ходов на содержание
социальной сферы и др. Поэтому в
долго­срочной перспективе муниципальная
финансовая политика на­целена на
решение следующих задач:

Наличие
условий, в которых происходит
децентрализация власти, развитие
местного самоуправления и рыночных
отно­шений, предопределяют активную
позицию городских властей в обеспечении
роста уровня и качества жизни населения.
Муни­ципальная финансовая политика,
оказывая непосредственное влияние на
условия жизни населения, в отличие от
федераль­ной и региональной,
характеризуется рядом особенностей.
Она наиболее полно учитывает специфику
городского поселения и требует
соответствующих действий со стороны
властных струк­тур, их оперативного
реагирования на городские проблемы и
выбора оптимального варианта решения
в условиях конкретно­го городского
муниципального образования.

Основой
муниципальной финансовой политики
является
му­ниципальная бюджетная политика,
которую можно рассматри­вать как
комплекс мер регулирующего воздействия
на городские социально-экономические
и иные процессы, осуществляемый органами
местной власти или при их участии и
направленный на формирование и
использование бюджета с целью обеспечения
жизнедеятельности и повышения уровня
жизни городского на­селения57.
Городская бюджетная политика ориентирована
на дос­тижение определенной степени
эффективности в мобилизации средств в
бюджет города, их перераспределении и
использовании в рамках городской
социально-экономической системы с целью
обеспечить выполнение органами городского
самоуправления их функций и, в конечном
итоге, на создание благоприятных усло­вий
для реализации стратегии развития
города.

Реальным
воплощением городской бюджетной политики
является бюджетный механизм, создаваемый
городскими влас­тными структурами.
Бюджетный механизм образуется рядом
взаимосвязанных компонентов (рис. 28).

Бюджетный
механизм отражает конкретную нацеленность
бюджетных отношений на решение
экономических, социальных, экологических
и иных задач местного сообщества. Местные
орга-

Рис.
28.
Структура бюджетного механизма
муниципальной бюджетной политики

ны
власти используют бюджет для регулирования
городского развития посредством
маневрирования поступающими в
распо­ряжение муниципалитета
финансовыми ресурсами.

В
процессе осуществления городской
бюджетной политики муниципальные органы
имеют возможность применять самые
разнообразные формы воздействия на
экономику города:

является
налоговая политика.
Она связана с возможностью

органов
местного самоуправления оказывать
заметное влияние на эффективность
использования налоговой базы по местным
налогам. В частности, они могут:

В
целом финансовая политика муниципалитета
направлена на решение двух задач:
повышение доходов и сокращение рас­ходов
муниципалитетов. Очевидно, что в
современных услови­ях муниципальная
финансовая политика должна подкреплять­ся
соответствующими действиями региональных
и федеральных властей. В частности,
расширение доходной части местных
бюд­жетов возможно по следующим
направлениям:

1.
Реформирование муниципальной налоговой
системы России. По
мнению ряда специалистов, в первую
очередь следует передать в местную
компетенцию налог на имущество
предпри­ятий, налог на землю и подоходный
налог с физических лиц. Особое место в
системе местных налогов должно занять
налого­обложение тех видов
природопользования, которые оказывают
негативное воздействие на состояние
природно-ресурсного по­тенциала
территории муниципального образования.

Нетрудно
заметить, что предполагаемая реформа
муници­пальной налоговой системы
ведет, в конечном счете, к повыше­нию
самообеспеченности местных бюджетов,
с одной стороны, и создает дополнительные
стимулы в деятельности органов ме­стного
самоуправления по развитию
финансово-экономическо­го потенциала
муниципального образования — с другой.

2.
Использование методов облигационного
финансирования местных бюджетов.

Такое
финансирование имеет следующие цели:

Естественно,
что привлекательность муниципальных
обли­гаций резко возрастает, если в
распоряжении органов местного
самоуправления есть высокорентабельный
и быстро окупаемый проект, доход от
которого может использоваться для
обслужи­вания и погашения займа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *