СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ

Финансовая
система и бюджетно-налоговая (фискальная)
политика государства.

Финансовая
система — это
совокупность разнообразных видов фондов
финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих
субъектов), отдельных финансовых
институтов и населения (домохозяйств)
для выполнения возложенных на них
функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы

В
зависимости от методов формирования
доходов экономических субъектов
финансовую систему принято разделять
на две сферы:

Финансовая
система также подразделяется на четыре
подсистемы:

1).
Финансы хозяйствующих
субъектов
(предприятий и организаций различных
форм собственности и сфер деятельности)

Первые
две подсистемы относятся к сфере
децентрализованных финансов, а вторые
две — к сфере централизованных (публичных)
финансов.

Функции финансов

Распределительная —
посредством финансов распределяется
и перераспределяется внутренний валовой
доход, благодаря чему денежные средства
поступают в распоряжение государства,
муниципалитета;

Контрольная —
заключается в их способности отслеживать
весь ход распределительного процесса,
также расходование по целевому назначению
денежных средств, поступающих из
федерального бюджета;

Регулирующая —
вмешательство государства в процесс
воспроизводства через финансы (налоги,
государственные кредиты и т. д.).
Государство воздействует на
воспроизводительный процесс через
финансирование отдельных предприятий,
проведение налоговой политики;

Стабилизирующая —
обеспечение граждан стабильными
экономическими и социальными условиями.

Роль финансов в экономике

Экономический строй
любого государства основывается на
объективных экономических законах.
Современные государства осуществляют
управление рыночной экономикой с помощью
государственного уклада народного
хозяйства, финансовой налоговой системы,
денежно-кредитной системы. В условиях
рыночной экономики очень важно точно
знать экономическую сущность и содержание
ее категорий. Деньги, выполняя свои
функции средств обращения, являются
посредниками между актом покупки и
актом продажи, в этой функции деньги
становятся капиталом.

Финансы —
система денежных отношений, выражающих
формирование и использование денежных
фондов в процессе их оборота.

По своей роли в
общественном производстве финансы
включают в себя два звена:

2) финансы хозяйствующего
субъекта.

Каждое звено выполняет
свои задачи и ему соответствует особый
финансовый аппарат, но вместе они
образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной
экономики роль финансов существенно
возросла, от финансового положения
предприятия зависит его положение на
рынке, конкурентоспособность, выживаемость
и перспективы.

Роль финансов в
экономике многообразна, но тем не менее
ее можно свести к трем основным
направлениям:

1 . Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
производства.

2. Финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов.

3. Финансовое
стимулирование эффективного использования
всех видов экономических ресурсов.

Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
воспроизводства
означает покрытие затрат за счет
финансовых ресурсов (собственных,
заемных, привлеченных).

Финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов
-второе направление воздействия финансов
на развитие экономики. Регулирование
экономики осуществляется через
перераспределение финансовых ресурсов:
достаточно выделить финансовые ресурсы
и темпы развития отрасли или региона
ускоряются или наоборот, прекращение
финансирования может задушить любое
производство.

Финансовое
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов
осуществляется различными методами:

1) эффективное
вложение финансовых ресурсов;

2) создание поощрительных
фондов (фонды потребления, фонды
социальной сферы и др.);

3) использование
бюджетных стимулов (представление льгот
при уплате налогов всегда носит
стимулирующий характер, примером может
служить освобождение от уплаты многих
видов налогов сельских и фермерских
хозяйств с целью обеспечения их роста
и развития);

4) использование
финансовых санкций (штрафы, пени за
несвоевременную уплату налогов, сокрытие
доходов и имущества от налогообложения,
непредставление налоговыхдеклараций
и т. п.).

Финансы
– система экономических отношений по
формированию и использованию фондов
денежных средств на основе распределения
и перераспределения национального
дохода. Финансы включают конкретные
формы и методы взаимосвязей между
государством, предприятиями, организациями
и гражданами.

Все финансы общества
делятся на:


первичные – денежные средства,
образующиеся на предприятиях, в
организациях и достающиеся при первичном
распределении доходов между собственниками
факторов производства;

— вторичные –
денежные средства государства, образуемые
в результате перераспределения первичных
доходов.

— государственные
финансы – это та часть финансовой
системы общества, которая охватывает
движение денежных средств, необходимых
государству для осуществления его
функций. Включают 4 основных звена:
государственный бюджет, местные финансы,
финансы государственных предприятий,
финансы специальных общественных
фондов;

— финансы предприятия
– это денежные активы, которые образуются,
распределяются и используются в процессе
экономической деятельности этих
хозяйствующих субъектов;

— финансы населения
– это та часть финансовой системы,
которая характеризует движение денежных
средств населения, домашних хозяйств,
физических лиц.

Существующая в
стране совокупность финансовых отношений
называется финансовой системой.

Финансовая система
России включает:

— государственную
бюджетную систему;

— внебюджетные
специальные фонды;

— фонды имущественного
и личного страхования;

— финансы предприятий
различных форм собственности.

Первые четыре
блока относятся к централизованным и
используются для регулирования
экономических процессов на макроуровне.
Финансы предприятий относятся к
децентрализованным и используются для
регулирования экономических процессов
на микроуровне.

Читать также:  Что интересного в сфере финансов

Функции и экономическая роль финансов.

1 — в создании
основных или первичных доходов путем
распределения национального дохода
среди участников материального
производства;

2 — в создании
вторичных или производственных доходов
путем перераспределения национального
дохода между производственной и
непроизводственной сферами, отраслями
материального производства, регионами
страны, формами собственности и
социальными группами населения.

Объектами
являются: стоимость валового общественного
продукта (в ее денежной форме); часть
национального богатства (принявшая
денежную форму); физические и юридические
лица (государство, предприятия,
объединения, организации, учреждения,
граждане). Благодаря этой функции финансы
обслуживают воспроизводственный процесс
в целом, активно влияя на все его стадии


контрольная – вытекает из первой. Ее
основа – движение финансовых ресурсов,
происходящее, как в фондовой, так и в
нефондовой формах. Одной из задач
финансового контроля является проверка
точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых
обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также
взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.

Финансы – инструмент
экономики, являясь неотъемлемой частью
экономики, они помогают осуществлять
методы государственного регулирования
путем формирования различных фондов
денежных средств. Роль финансов в том,
что с помощью различных фондов денежных
средств формирование доходов на этапах
распределения поддерживает определенные
пропорции между производством и его
потреблением.

1 Сущность
финансовой системы

2 Внутренняя
структура финансовой системы

3 Организационное
строение финансовой системы

4 Управление
финансовой системой

1Финансовая
система государства является отражением
форм и методов конкретного использования
финансов в экономике и соответствующей
к задействованной модели экономики и
в значительной мере определяемая ею.
Финансовая система – это совокупность
разнообразных видов фондов финансовых
ресурсов, сконцентрированных в
распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики, отдельных хозяйствующих
субъектов и населения для выполнения
возложенных на нее функций, а также для
удовлетворения экономических и социальных
потребностей.

Финансовая
система– совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе
которых образуются и используются фонды
денежных средств.

Финансовая
система рассматривается с двух сторон:
по внутренней структуре и организационному
строению.

По
внутренней структуре, финансовая
система –
это совокупность взаимосвязанных
финансовых отношений, которые обеспечивают
формирование и использование
соответствующих фондов, а также отражают
формы и методы распределения и
перераспределения ВВП. Внутренняя
структура отражает совокупность
финансовых отношений и является общей
для всех стран.

Финансовая
система состоит из сфер и звеньев. Каждая
сфера
характеризует обобщённую по определённому
признаку совокупность финансовых
отношений, а звено
– их обособленную часть.

Основные
принципы выделения сфер и звеньев
финансовой системы:

По
своему организационному строению
финансовая
система
представляет собой совокупность
финансовых органов и институтов, которые
входят в систему управления финансами.

По
организационному строению финансовые
системы разных стран, как правило,
отличаются друг от друга, но имеют ряд
общих характеристик:

В экономически
развитых странах традиционно выделяют
два типа финансовых систем –
сегментированную и универсальную.

В
универсальной
финансовой системе законодательно
не ограничивается выполнение банками
тех операций финансового обслуживания,
которые не относятся к банковским. Это
– фундаментальный признак. Классическим
образцом такой системы считается
немецкая. Иногда говорят, что обратная
сторона универсализма – возможность
выполнения небанковскими организациями
банковских функций. Такое мнение не
совсем точно, ибо практически во всех
странах, наряду как с универсальными,
так и с сегментированными системами,
существуют как организации, которым
разрешено выполнять часть банковских
операций, так и те, которые не имеют
права это делать. Первые – это фактически
небанковские кредитные организации.

Таким образом, для
определения типа национальных финансовых
систем важно знать, какие операции
относятся по закону к банковским и могут
или нет банки выполнять и иные операции.
Банковские операции определяются
преимущественно установленным перечнем,
причем их состав периодически
пересматривается в соответствии с
изменением законодательных актов. Так,
в Германии в соответствии с Законом о
кредитном деле в редакции 1961г. к банковским
операциям отнесены:

а)
привлечение денежных средств сторонних
лиц, как с вознаграждением, так и без
него;

б) предоставление
денежных ссуд и акцептных кредитов;

в) покупка векселей
и чеков;

г) приобретение и
продажа ценных бумаг другим лицам;

д) хранение и
управление ценными бумагами других лиц
(депозитарные операции);

е) взятие обязательств
по приобретению требований по ссудам
до истечения их сроков;

ж) выдача гарантий
и поручительств;

з) осуществление
безналичного денежного оборота и
расчетов и некоторые другие.

В
то же время небанковским финансовым
институтам запрещено принимать депозиты,
проводить платежи и расчеты, выдавать
гарантии.

В
строго сегментированной
финансовой системе банкам
нельзя выполнять небанковские функции.
Дополнительным признаком, хотя и не
абсолютным, является более жесткое
разграничение сфер деятельности и
отдельных операций. Таким образом, при
сегментированной системе банковские
операции по приему депозитов и выдаче
кредитов законодательно отделены от
операций по выпуску и размещению ценных
бумаг промышленных компаний и ряда
других видов услуг (страхование, сделки
с недвижимостью, трастовые операции).
Сегментированная система преобладала
долгое время в США, Японии и Великобритании
(их общая характеристика дана ниже).

Читать также:  КУРАКОВ Л П КУРАКОВ В Л КУРАКОВ А Л ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСЫ И ПРАВО

Приведенное деление
на универсальные и сегментированные
финансовые системы в современных
условиях все же не носит абсолютного
характера. Во-первых, каждая национальная
финансовая система проходит несколько
этапов в своем развитии, тяготея в той
или иной мере к универсальному или
сегментированному образу. Это было
характерно для финансовых систем
Франции, Великобритании и других стран.
Во-вторых, в последние десятилетия в
большинстве развитых стран происходит
процесс универсализации финансовых
систем. Поэтому в современных условиях
лучше говорить не о строго сегментированных,
а либо о смешанных финансовых системах,
либо о сегментированных системах с
элементами универсализации.

2Как
было отмечено ранее, по внутреннему
строению финансовая система – это
совокупность взаимосвязанных финансовых
отношений, которые обеспечивают
формирование и использование
соответствующих фондов, а также отражают
формы и методы распределения и
перераспределения ВВП. Схема внутреннего
строения финансовой системы приведена
на рисунке 1.

Рисунок 1 –
Внутреннее строение финансовой системы

Выделяют следующие
составляющие финансовой системы:

1Сфера финансов субъектов хозяйствования
– отражает движение денежных потоков
предприятий: негосударственных
предприятий коммерческой и некоммерческой
деятельности, общественных объединений
и учреждений.

2 Сфера
государственных финансовотражает
централизацию доходов и предпринимательскую
деятельность государства. Государственные
финансы включают централизованные
звенья – бюджет, внебюджетные фонды
(фонды целевого назначения) и государственный
кредит; а также децентрализованные –
финансы субъектов хозяйствования в
государственном секторе.

Государственный
бюджет– главное звено финансовой
системы. Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств для обеспечения функций органов
государственной власти. Кроме того, он
является основным финансовым планом
страны, утверждаемым Верховной Радой
Украины.

Внебюджетные
фонды– это средства правительства
и местных властей, связанные с
финансированием расходов, не включаемых
в бюджет. Их формирование осуществляется
за счет обязательных целевых отчислений,
которые для обычного налогоплательщика
ничем не отличаются от налогов. Основные
суммы отчислений во внебюджетные фонды
включаются в состав себестоимости и
установлены в процентах фонду оплаты
труда. К их числу относятся: пенсионный
фонд, фонд занятости, фонд социального
страхования, инновационный фонд и т.д.

Государственный
кредит– отражает кредитные
отношения по поводу мобилизации
государством временно-свободных денежных
средств предприятий, организаций и
населения на началах возвратности для
финансирования государственных расходов.
Кредиторами выступают физические и
юридические лица, заемщиком – государство
в лице его органов. Средства привлекаются
путем продажи на финансовом рынке
облигаций, казначейских обязательств
и других государственных ценных бумаг.
Госкредит используется для покрытия
дефицита бюджета, в целях стабилизации
денежного обращения в стране.

Финансы
госпредприятийвключают те же
финансовые отношения, что и финансы
любого субъекта хозяйствования.

3
Сфера международных финансов
отражает отношения, которые складываются
на уровне мирового хозяйства и
характеризуют деятельность на этом
уровне как национальных субъектов
хозяйствования и государства, так и
международных организаций и финансовых
институтов.

Валютный
рынок– особенная сфера экономических
отношений, которая связана с осуществлением
операций (купля, продажа, обмен) с
иностранной валютой и платежными
документами в инвалюте, с формированием
спроса и предложения на иностранную
валюту.

Финансы
международных организацийхарактеризуют
формирование и использование доходов
этих организаций. Субъекты и характер
этих взаимоотношений определяются
уставом организации. Например, все
страны-члены ООН оплачивают членские
взносы в бюджет этой политической
организации. Средства из бюджета ООН
используются на содержание ее органов,
на финансирование международных программ
и проведение различных мероприятий.
Международные организации также могут
предоставлять финансовую помощь
отдельным странам. Таким образом, через
сферу международных финансов осуществляется
международное перераспределение
доходов.

Международные
финансовые
институты
представляют собой своего рода надстройку
над совокупностью национальных финансовых
систем. В их состав входят: Международный
валютный фонд, группа Мирового банка,
Европейский банк реконструкции и
развития, Африканский банк развития,
Азиатский банк развития, Межамериканский
банк развития.

4
Сфера финансового рынка
– охватывает
кругооборот
финансовых ресурсов как специфического
товара и
представляет
собой механизм перераспределения
финансовых ресурсов между отдельными
субъектами предпринимательской
деятельности, государством и населением,
между участниками бюджетного процесса,
некоторыми международными финансовыми
институтами. По
форме ресурсов финансовый рынок делится
на:


рынок денег
– это рынок находящихся в обращении
наличных денег и выполняющих аналогичные
функции краткосрочных денежных средств
(сроком до 1 года);


рынок
капиталов
– это рынок ценных бумаг и средне- и
долгосрочных кредитов и других кредитных
инструментов.

Эти звенья могут
быть объединены как в кредитный рынок,
так и в рынок ценных бумаг.

Читать также:  Фаст финанс личный кабинет вход по номеру телефона без пароля пермь

Кредитный
рынок
(рынок кредитных ресурсов) – это процесс
привлечения средств в денежной форме
на условиях возвратности, платности и
срочности.

Рынок
ценных
бумаг
– это особая сфера рыночных отношений,
где благодаря продаже ценных бумаг
осуществляется мобилизация финансовых
ресурсов для удовлетворения инвестиционных
потребностей субъектов предпринимательской
деятельности. Рынок ценных бумаг еще
называют фондовым
рынком. По
экономической сущности рынок ценных
бумаг – это форма распределения и
перераспределения финансовых ресурсов
в государстве с целью более полного
обеспечения потребностей экономики в
ресурсах и их эффективном использовании.

5
Страхование – это обособленная сфера
финансовой системы, которая отражает
экономические отношения, состоящие в
создании за счет предприятий, организаций
и населения специального фонда средств
и использования его для возмещения
потерь, возникших в результате стихийного
бедствия и других неблагоприятных
случаев, а также для предоставления
помощи гражданам в случае разных
кризисных ситуаций в их жизни (достижения
определенного возраста, потеря
трудоспособности и т.д.). До 1990г. страхование
в Украине было построено на началах
государственной монополии. В настоящее
время страхование все больше становится
сферой коммерческой деятельности. Один
из крупнейших представителей на Украине
– АО «АСКО», которая производит более
40 видов страхования.

6
Финансы населения
– эта сфера финансов охватывает население
или группы населения как потребителей
продукции и услуг, финансовыми ресурсами
которых являются оплата труда, доход
от собственности, трансферты от других
секторов, и ту предпринимательскую
деятельность отдельных лиц, которую
невозможно отделить ни с юридической,
ни с экономической точки зрения от
домашнего хозяйства. Последние заняты
производством товаров и нефинансовых
рыночных услуг, финансовыми ресурсами
которых является выручка от продажи их
продукции.

3
В организационный состав финансовой
системы Украины входят:

Финансовые
органы и институты Украины могут быть
сгруппированы в четыре блока, представленные
на рисунке 2.

Рисунок
2 – Финансовые органы и институты Украины

Блок
1 – органы,
функционирующие в сфере бюджета
государства: Министерство финансов,
Государственное казначейство,
Государственная контрольно-ревизионная
служба, государственная налоговая
администрация.

Блок
2 –
контрольно-регулирующие органы –
Счетная палата, Государственная комиссия
по ценным бумагам и фондовой бирже,
Государственный комитет по надзору за
страховой деятельностью, Аудиторская
палата и аудиторские фирмы.

Блок
3 – финансовые
институты, работающие на финансовом
рынке: НБУ, коммерческие банки,
межбанковская валютная биржа, фондовые
биржи, институциональные инвесторы,
страховые компании.

Блок
4 – органы
управления целевыми фондами: Пенсионный
фонд, фонды общегосударственного
обязательного социального страхования,
Украинская государственная инновационная
компания.

Особенности
формирования финансовой системы Украины:

4Центральное
место в управлении финансами в Украине
занимаетМинистерство финансов. На
него возложены задачи общего управления
всей финансовой системой.

В
его функции входит:

Контрольно-ревизионная
служба
специализируется на осуществлении
финансового контроля. В ее функции
входит:

Казначейство
Украины
создано с целью обеспечения полного и
своевременного исполнения Госбюджета.

Государственная
налоговая администрация
сначала была создана как подразделение
Минфина, а с конца 1997г. стала самостоятельным
финансовым органом. Основная ее задача
– реализация налоговой политики страны,
контроль за правильностью и своевременностью
уплаты налогов.

Счетная
палата
Верховной Рады Украины создана с целью
осуществления вневедомственного
контроля над разработкой и исполнением
Госбюджета, контроля в сфере госкредита,
кредитно-денежной политики и т.д.
Выступает в роли экспертного органа
Верховной Рады, дает соответствующие
заключения и рекомендации по вопросам
финансовой деятельности органов
управления. Кроме того, может проводить
ревизии в разных подразделениях
финансовой системы. Однако, в отличие
от КРС, которая осуществляет детальный
контроль за соблюдением финансового
законодательства, Счетная палата
осуществляет контроль с позиции
макроэкономического финансового
регулирования.

Аудиторская
палата
организует независимый финансовый
контроль. Она выдает лицензии юридическим
и физическим лицам на право осуществления
аудиторского контроля и контролирует
соблюдение требований законодательства
Украины.

Комитет
по ценным бумагам и фондовому рынку
организует
функционирование рынка ценных бумаг.
Проводит регистрацию выпуска ценных
бумаг и регулирует их кругооборот.
Контролирует деятельность субъектов
рынка ценных бумаг в соответствии с
действующим законодательством.

Пенсионный
фонд выполняет
функции начисления пенсий и осуществления
их выплаты, имеет полномочия контролировать
полноту и своевременность уплаты взносов
предприятий в фонд.

Фонды
социального страхования и
Украинская государственная инновационная
компания выполняют
аналогичные функции относительно
соответствующих целевых фондов.

Между органами
управления финансовой системой существует
достаточно сложная схема взаимосвязи
(табл. 1).

Таблица 1 –
Области и направления деятельности
финансовых органов

Как
видно из таблицы 1, основное внимание в
системе управления финансами сосредоточено
на государственном бюджете. Это
естественно, поскольку именно в нем
концентрируются финансовые потоки и
связи.

Отдельные
сферы и области финансовых отношений
не имеют соответствующих органов
управления. Финансы субъектов
хозяйствования управляются финансовыми
службами, которые имеются в их структуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *