СОДЕРЖАНИЕ ГОС И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Особое положение
в финансовой системе принадлежит
государственным и муниципальным
финансам, что обусловлено их специфическим
назначением – обеспечить органы
государственной власти и местного
самоуправления денежными средствами,
необходимыми для выполнения возложенных
на них функций. Государственные
и муниципальные финансы
– это денежные отношения, возникающие
в распределительном процессе в связи
с формированием денежные средств у
органов государственной власти и
местного самоуправления и их использованием
на удовлетворение социальных потребностей
граждан, регулирование экономики,
финансирование национальной обороны
и правоохранительной деятельности,
управления и других расходов государства
и муниципальных образований. С помощью
государственных и муниципальных финансов
органы гос.власти и мест.самоуправ
осуществляют регулирование соц.процессов,
оказывают влияние на развитие приоритетных
отраслей экономики, сглаживают различия
в уровне социально-экономического
развития отдельных территорий страны
и др.

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

1) форма государственного
устройства. Для унитарного гос-ва –
более высокая степень концентрации
фин.рес. в распоряжении центральных
органов власти. Административно-территориальные
единицы получают отчисления от
регулирующих доходов. 2) особенности
административно-территориального
устройства 3) особый статус отдельных
территориальных образований Придание
территориальному образованию особого
статуса является эффективным механизмом
учета геополитических, эт­нографических,
демографических и иных характеристик
такого образования, выработанным
международной практикой.

Принцип равноправия
субъектов РФ, закрепленный в ст. 5
Конституции РФ, не предусматривает
различий в объеме и соста­ве полномочий,
возлагаемых на органы государственной
власти республик, краев, областей,
автономных округов, автономной области,
городов федерального значения. В
соответствии с феде­ральным
законодательством для всех субъектов
РФ устанавлива­ются единые нормативы
отчислений от федеральных налогов и
сборов в их бюджеты и единая методика
расчета финансовой помощи.

В
свою очередь, для муниципальных
образований законода­тельство РФ
предусматривает возможность установления
особого режима функционирования. Бюджеты
формируются органами государственной
власти разного уровня и органами местного
самоуправления для финан­сового
обеспечения всех возложенных на них
задач и функций. Формирование внебюджетных
фондов связано с появлением потребности
у органов государственной власти и
местного само­управления в значительных
объемах финансовых ресурсов для
проведения ряда важных социально-экономических
мероприя­тий. Внебюджетные фонды
позволяют осуществить финансиро­вание
таких мероприятий за счет специальных
источников, ис­пользуемых по целевому
назначению. За счет средств внебюджет­ных
фондов обеспечиваются социальные
выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются
различные природоохранные ме­роприятия,
реализуются научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки и
т. п. Образуемые в форме бюджетов и
внебюджетных фондов финансовые
ресурсы органов государственной власти
и местного са­моуправления
— это доходы, поступления и денежные
накопления, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности и
предназначенные для решения органами
государственной власти и местного
самоуправления вопросов, отнесенных к
их компетенции. Государственные
доходы состоят
из доходов бюджетов органов государственной
власти разных уров­ней и доходов
государственных внебюджетных фондов,
причем доходы бюджетов занимают основное
место в составе государ­ственных
доходов.

Муниципальные
доходы —
денежные средства, зачисляемые в
соответствии с законодательством
органов государственной влас­ти и
решениями органов местного самоуправления
в бюджеты му­ниципальных образований.
Мобилизация доходов в бюджеты и
государственные внебюд­жетные фонды
осуществляется в форме налоговых и
неналого­вых доходов, а также
безвозмездных перечислений. Финансирование
расходов бюджетов в части превышения
их объема над величиной доходов
осуществляется за счет поступле­ний
из источников финансирования дефицита
бюджетов. Финан­сирование дефицита
бюджетов органов государственной власти
обеспечивается посредством привлечения
денежных средств в формах займов,
осуществляемых путем размещения
государ­ственных ценных бумаг, и
кредитов, полученных от кредитных
организаций; получения бюджетных ссуд
и бюджетных кредитов из бюджетов других
уровней; поступления средств от продажи
имущества, находящегося в государственной
собственности, и др. С целью сбалансированности
местных бюджетов органы местного
самоуправления осуществляют привлечение
средств на внутреннем финансовом рынке
и возмездное отчуждение муниципального
имущества (путем его продажи). Право
органов местного самоуправления на
внешние заимствования Бюджетным кодексом
РФ не предусматривается. Денежные
накопления
органов государственной власти и
мест­ного самоуправления проявляются
в форме остатков средств на счетах
бюджетов или государственных внебюджетных
фондов на начало финансового года,
учитывае­мых после завершения операций
по принятым денежным обяза­тельствам
прошедшего года. Остатки средств изъятию
не подле­жат и могут использоваться
на покрытие внутригодовых кассовых
разрывов в течение последующего года,
направляться на финан­сирование
дефицита бюджета. Источниками
формирования государственных финансовых
ре­сурсов
являются валовой внутренний продукт,
поступления от внешнеэкономической
деятельности, часть национального
богат­ства (например, поступления от
продажи земли, доходы от про­дажи
нематериальных активов, доходы от
реализации конфиско­ванного или
бесхозного имущества и т. п.). В случае
наступления чрезвычайных обстоятельств
(стихийных бедствий, вооруженных
конфликтов и военных действий и т. п.),
в период экономической нестабильности
часть национального богатства может
выступать в качестве источника
государственных финансовых ресурсов
при продаже золотого запаса, валютных
резервов и др. В свою оче­редь,
источниками
финансовых ресурсов органов местного
самоуп­равления
являются валовой региональный продукт,
а также часть национального богатства,
находящегося или обращенного в
му­ниципальную собственность.

Читать также:  ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ CASH U FINANCE

Государственные
расходы —
это денежные средства, направля­емые
органами государственной власти из
бюджетов соответству­ющих уровней и
государственных внебюджетных фондов
на финан­совое обеспечение возложенных
на них задач и функций.

Государственные
расходы состоят из расходов бюджетов
органов государственной власти разных
уровней и расходов государственных
внебюджетных фондов, при этом основной
объем государственных расходов
осуществляется за счет средств бюджетов
разных уровней.

Муниципальные
расходы —
это денежные средства, направляе­мые
органами местного самоуправления из
бюджетов муниципаль­ных образований
на решение вопросов местного значения.
В свою очередь, необходимость в
муниципальных расходах обусловлена
удовлетворением потребностей граждан,
связанных с местом непосредственного
проживания.

Л. И.
Ильина д.э.н. профессор

Курс
лекций по дисциплине Государственные
(муниципальные) финансы

1. Среди
ученых-экономистов нет единого мнения
о сущности государственных и муниципальных
финансов.

Так,
по мнению А. М. Бабича
Государственные
и муниципальные финансы
— это
совокуп­ность экономических отношений,
возникающих в реальном денежном обороте
по поводу формирования, распределения
и использования централизованных фондов
финансовых ре­сурсов.
Материальную основу финансов составляет
денежный обо­рот. Реальный
денежный оборот
— это экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы,
являющиеся источ­никами финансирования
расширенного воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
эко­номические отношения, связанные
с обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

В
энциклопедии рыночного хозяйства (2002)
дается
следующее определение ГМФ: «Под
государственны­ми и местными финансами
рассматриваются денежные отношения,
возникающие в распределительном процессе
в связи с формировани­ем денежных
средств у органов государственной
власти и местного самоуправления и их
использованием на удовлетворение
социальных потребностей граждан,
регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управ­ления и других
расходов государства и муниципальных
образований»1.

В
учебном пособии под ред. О.В. Малиновской
ГМФ государственные
и муниципальные финансы — это система
управления ограниченными денежными
сред­ствами государства и местного
самоуправления при реализации их
функций, связанных с колеблемостью
ведущих макроиндикаторов (ВВП, инфляции,
цен на нефть и др.) в условиях времени и
неопреде­лености.

Под
управлением понимаются процессы
аккумуляции и использования денежных
средств государства и муни­ципальных
образований. аккумуляция денежных
средств образует доходы бюджетов,
использование денежных средств —
расходы бюджетов. Аккумуляция денежных
средств осуществляется только через
распределительные процессы. Объек­том
распределения выступает ВВП (валовой
региональный продукт (ВРП) — для
регионального бюджета) и (или) национальный
доход.

Термин
«ограниченные» денежные средства
означа­ет, что при составлении про­гноза
и собственно бюджета следует помнить,
что всегда существуют бюджетные
ограничения.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.1).

Рисунок
1 — Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале пред­приятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.
Государственные и муниципальные финансы
опираются на информационные
потоки.
Принятие государственных решений
основано на совокупности информации.
Анализ поступающей информации важен
как в момент принятия решения, так и в
процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной
и статистической отчетности, догово­рах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ ТЕЛЕФОН

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию.
Они затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функций необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

По
поводу содержания функций ГМФ среди
ученых также существуют различные
мнения.

К
примеру А. М. Бабич выделяет функции
финансовой системы на макроуровне и
функции на микроуровне, возникающие в
реальном денежном обороте

Основные
функции финансовой системы.
Для
финансовой сис­темы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

2.
Функция
организации
включает бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция стимулирования
основывается на деятельности, направленной
на реализацию целей. С, помощью этой
функции интерпретируются факторы,
влияющие на финансовую деятель­ность
и учитывающие ее потребность в денежных
средствах. Решающую роль играют факторы,
определяющие поведение служащих в
процессе принятия ими решений по
тактическим и стратегическим аспектам
финансов.

4.
Функция
контроля
означает содействие реализации
постав­ленных целей. К ним относится
выработка норм и нормативов, являющихся
эталоном, критерием оценки результатов,
сравне­ние достижений с поставленными
целями и установленными критериями,
обеспечение внесения необходимых
изменений в условия и факторы финансовой
деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального де­нежного оборота.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы
как в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
организаций перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и госвне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.


контроль за изменением финансовых
показателей, со­стоянием платежей и
расчетов;


контроль за реализацией стратегии
финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, госвнебюджетный фонд, организацию
или уч­реждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1.
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

Читать также:  ФИНАНСЫ И ТОРГОВЛЯ В ПЕРИОД НЭПА

2.
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых планов хозяйственной
деятельности и смет образования
и расходования денежных фондов.

Функции
ГМФ по
М. Л.
Белоножко
(Учебник: Государственные и муниципальные
финансы. М.Л.
Белоножко, А. Л. Скифская, 2014г.)

• мобилизационная
(посредством
функционирования государственных
денежных фондов формируется национальный
доход страны);

• распределительная
(финансовые отношения имеют своей целью
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов и, в первую
очередь, государственных средств);

• регулирующая
(через государственные фонды осуществляется
регулирование темпов и пропорций
развития экономики);

• контрольная
(через фонды осуществляется контроль
за рациональным использованием финансовых
ресурсов).

По
уровню управления государственные
финансы подразделяется на общегосударственные
финансы и региональные (территориальные)
финансы.

Общегосударственные
финансы объединяют федеральный бюджет,
государственный кредит и госвнебюджетные
фонды.

Региональные
финансы — это совокупность бюджетов
субъектов Федерации, включают
республиканские бюджеты республик в
составе Российской Федерации, бюджеты
автономных областей и округов; областные
бюджеты; бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга; социальные и
экономические денежные фонды;
государственные ценные бумаги; целевое
финансирование; кредиты и займы.

Местные
финансы — это совокупность фондов
денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов
местного значения. К местным фондам
относятся: окружные, городские, районные
бюджеты, бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов; районные бюджеты
в городах; муниципальные и государственные
ценные бумаги; муниципальные кредиты;
финансовая помощь.

Соседние файлы в папке ГМФ АКАДЕМИЯ1

Государственные
и муниципальные финансы —
это денежные отношения, возникающие в
распределительном процессе в связи с
формированием денежных средств у органов
государственной власти и местного
самоуправления и их использованием на
удовлетворение социальных потребностей
граждан, регулирование экономики,
финансирование национальной обороны
и правоохранительной деятельности,
управления и других расходов государства
и муниципальных образований.

С
помощью государственных и муниципальных
финансов органы государственной власти
и местного самоуправления осуществляют
регулирование социальных процессов,
оказывают влияние на развитие приоритетных
отраслей экономики, сглаживают различия
в уровне социально-экономического
развития отдельных территорий страны
и др.

ГМФ
— это совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

1.
Государственные финансы играют важную
роль в общей системе экономической и
политической жизни страны, активизируя
денежные ресурсы для выполнения
государством своих функций.

Главными
функциями государства являются:

• упорядочение
жизни общества;

• обеспечение
и защита прав и свобод граждан;

• обеспечение
правопорядка и безопасности государства;

• регулирование
макроэкономического развития;

• оказание
государственных услуг населению;

• разработка
и реализация социальной политики,
финансирование основных общественных
и социальных услуг, поддержка малоимущих
групп населения;

• регулирование
интеграции в мировую политическую
систему и мировую экономику;

• осуществление
мер по охране окружающей среды и др.

Таким
образом, государственные финансы — это:

• инструмент
привлечения средств в бюджет с помощью
общеобязательных платежей;

• ведущий
экономический рычаг государства.

Главные
направления воздействия государственных
финансов на экономику.

• налоговая
политика;

• способы
финансирования дефицита бюджета;

• управление
государственным долгом.

Политика
в области государственных финансов
обеспечивает:

• поддержание
экономического роста;

• ограничение
социального неравенства;

• эффективность
государственных расходов.

2.
Муниципальные финансы обеспечивают
самостоятельное и под свою ответственность
решение населением муниципального
образования вопросов местного значения.

Вопросами
местного значения, например, являются:

• ремонт
дорог

• строительство
и эксплуатация объектов социальной
инфраструктуры (больниц, школ и др.);

• услуги
связи, общественного питания;

• библиотечное
обслуживание;

• развитие
физкультуры и спорта;

• охрана
памятников культуры и др.

Государственные
и муниципальные финансы-это совокупность
денежных отношений, возникающих между
государственными и муниципальными
органами управления и другими
экономическими субъектами, в процессе
которых происходит формирование и
использования централизованных денежных
фондов для финансирования расходных
обязательств государства и муниципального
образования.

Основными
формами организации государственных
и муниципальных финансов является
бюджетная и внебюджетная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *