Согласно Студопедии, система денежных отношений в обществе по поводу и между понятие финансов и функции определяет финансы как экономическую категорию

1 Понятие и роль финансов в распределительном процессе

Исследованию методологических проблем развития финансов, выяснению экономической сущности финансов посвятили свое внимание многие ведущие отечественные и зарубежные ученые экономисты. Вместе с тем многие аспекты теории финансов недостаточно освещены еще и сегодня. Это связано с тем, что область финансов развивается параллельно с развитием мировой экономики. Процессы глобализации, которые охватили в последнее время мировую экономику, создание моделей информационной экономики в наиболее развитых странах мира, неизбежно привносят новые аспекты финансовых взаимоотношений, которых не наблюдалось ранее. Свидетельством запоздания человеческого осознания явлений и процессов, происходящих в финансовой области, являются мировые глобальные финансовые кризисы 1998 и 2007 годов. Вот почему исследования, касающиеся установления глубинной сущности финансов, есть и всегда будут актуальными.

На сегодняшний день среди ученых нет единства относительно трактовки сущности финансов и выполняемых финансами функций. Можно, к примеру, заметить существующие разногласия во взглядах на понятие и сущность финансов в зарубежных исследователей, которые использовали разные подходы для исследования финансов, в частности их рассмотрение на макро и микроэкономическом уровнях.

Большинство этих ученых на макроэкономическом уровне преимущественно сосредоточивались на фискальном аспекте финансов.

Другая часть зарубежных ученых проводила исследования на микроуровне, в частности они изучали финансы фирм, предприятий. Эти ученые трактуют термин «финансы» как набор специфических инструментов и приемов при помощи которых можно формировать потоки средств на предприятии. Так по мнению Е. Никбахта и А. Гропелли, финансы — это применения разных приемов для достижения максимального благосостояния бизнеса или общей стоимости капитала, который вложен в дело. Также в свое время Кейнс рассма3вал финансы как денежную форму капитала. А З. Боди и Р. Мертон трактую понятие финансы, как наука о тем, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени.

Конечно, данные узкие трактовки финансов, несомненно, отражают отдельные существенные стороны, изучаемого экономической категории, но не раскрывают ее сущности на общем уровне.

Относительно отечественной особенности финансовой науки, то здесь существует несколько подходов. Достаточно распространенной среди значительной части отечественных ученых является так называемая распределительная концепция финансов. К примеру, М. Романовский, известный представитель Санкт-петербургскому финансовой школы, для макроуровня формулирует это так: «Соединение двух основ государства и налогов при денежной форме порождает так называемый феномен государственных финансов, со всеми присущими им а3бутами, такими как: налоги, государственный бюджет, а кроме того государственный долг. Государственные финансы являются взаимосвязью перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством и связанных с формированием и применением основных (общественных) денежных фондов (доходов), которые необходимы государству для дальнейшего выполнения своих функций. Метким высказыванием по сути данной концепции можно считать определение В. Опарина «Финансы взаимосвязь экономических отношений, которые связаны с обменом, или распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), а в определенных условиях развития и национального богатства». На микроуровне, в рамках этого же подхода, рассма3вают понятие «финансы предприятий», под которыми понимают взаимосвязь экономических отношений, тесно связанных с движением денежных потоков, их последующим формированием, распределением и применением полученных доходов и денежных фондов предприятия в процессе экономической деятельности.

Понятие финансы — это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

Можно привести несколько подобных определений, которые приводятся в финансовой литературе, в частности отмечаются следующие особенности финансов:

Понятие финансы — это взаимосвязь объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение разных социальных потребностей общества.

Некоторые иные аспекты понятия «финансы» выделяются в таких определениях.

Финансы — это элемент бизнеса, связанный с привлечением, распределением и применением полученных финансовых ресурсов с целью обеспечения предпринимательской деятельности.

Финансы, по своей сути, являются неотъемлемой частью денежных отношений, экономический инструмент распределения и перераспределения всего валового внутреннего продукта и национального богатства, орудие контроля за образованием и целевом использовании денежных фондов.

Из приведенного перечня определений понятия «финансы», которые приводятся в отечественной литературе, можно сделать суммирующий вывод, что категория «финансы» преимущественно трактуется, как экономические отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением ВВП в денежной стоимости. Отношения такого плана определяются финансовым правом и, очевидно, это слишком узко для расшифровки понятия «сущность денег» во всех возможных аспектах. Вот почему неудивительно, что ряд ученых исследователей отмечает статичность распределительной концепции, в то время как одними из характерных признаков финансовой сферы являются динамика, и движение средств. И с ними трудно не согласиться.

Без сомнения, в результате экономических транзакций, которые сопровождались движением средств, между участниками возникают определенные экономические отношения. Но финансисты это те специалисты, которые умеют не только учитывать нормы финансового права, но и в пределах этих норм регулировать и измерять потоки средств на макро, и конечно же на микроуровне. Отношения, возникающие при этом, является следствием взаимодействия между субъектами хозяйствования, государством, но их трудно оценить количественно.

Обобщив существующие позиции, можно сформулировать следующее определение понятия финансов.

Финансы – это регулируемые в определенном правовом поле при помощи специальных методов, особых приемов и инструментария потоки средств, измеряемые в денежном эквиваленте, циркулирующих в национальной экономике через создаваемую на макро и микроуровне систему фондов и, в конечном счете, обеспечивающих осуществление процессов формирования, распределения, перераспределения ВВП, национального дохода и национального богатства и сопровождаются возникновением экономических отношений между всеми участниками этих процессов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Распределительный процесс, осуществляемый при помощи финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения —внутрихозяйственное, вну3отраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Из первой главы первого пункта, мы рассмотрели множества понятий термина финансов. Из всего вышесказанного, мы поняли, что финансы это взаимосвязь объективно обусловленных связей, экономических отношений, имеющих распределительный характер, особую денежную форму выражения, материализуются в денежных совокупных доходах и накоплениях, которые накапливаются и сосредотачиваются в государственных структурах и субъектах хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, а так же материального стимулирования работников, удовлетворение разных социальных потребностей общества. Также мы узнали, что главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер.

2 Возникновение и развитие финансов.

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Итак, данный термин отражал, во первых, денежные отношения между 2мя субъектами, т. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Итак, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как позитивное, так и негативное влияние.

Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить 2 основных этапа развития финансов. Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и применением бюджета.

Нужность финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы объективная экономическая категория). Исторический характер финансов в первую очередь подтверждает факт, что ее базовые сущностные характеристики не могут кардинально изменяться при изменении общественно-экономической фармации, кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель выработка эффективной системы формирования и применения фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций. Для того, чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, следует отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как: производство-распределение обмен потребление.

Читать также:  10 для сдачи! учебные вопросы

В системе производственных отношений финансы выступают, как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть распределительные отношения. В системе этих отношений финансы функционируют посредством денег, а это значит, что в процессе взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Хотя, деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, так как деньгам, как экономической категории присущи свои специфические функции. Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:

Финансы это денежные отношения;

Финансы присущи всем формациям;

Финансы регулируются государством;

Финансы это распределительная категория;

Финансы связаны с образованием и применением денежных доходов и фондов.

Итак, можно дать следующее определение:

Финансы это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и применением денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов, относятся следующие виды денежных отношений, опосредующих движение чистого дохода:

денежные отношения предприятий и хозяйствующих компаний с другими хозяйствующими субъектами, возникающие при купле продаже товаров и услуг (Предприятие, реализуя продукцию, получает соответствующую выручку. В данном случае имеет место не только смена форм стоимости (товар деньги), но и возникают финансовые отношения, когда предприятие получает определенную сумму чистого дохода основного источника образования денежных фондов, направляемого на обеспечение процесса расширенного воспроизводства);

денежные отношения между государством и хозяйствующими субъектами, связанные с платежами в государственный бюджет в разных формах (налоги, взносы, штрафы) и финансированием из государственного бюджета, а кроме того денежные отношения, связанные с формированием и применением внебюджетных и страховых фондов (при внесении платежей предприятиями и гражданами во внебюджетные фонды и получении ресурсов из них, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая);

денежные отношения предприятий со своими работниками по расширенному воспроизводству рабочей силы, связанные с выплатой заработной платы, премий, материальных пособий и помощи, дивидендов;

денежные отношения между банковской системой и хозяйствующими субъектами при погашении и получении кредитных средств; при хранении предприятиями части прибыли на счетах банков и получении по ним процентов;

денежные отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими органами по поводу распределения прибыли и оказанию финансовой помощи, а кроме того по поводу создания совместных денежных фондов;

отношения между государством и местными бюджетами по поводу субсидирования;

отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами по поводу субсидий и налогов;

отношения между государствами по поводу оказания и получения финансовой помощи;

и многие иные.

Основу финансов составляют финансовые отношения хозяйствующих субъектов.

Из первой главы второго пункта, мы узнали, в каком веке и где возник термин финансы, что именно он отражал и выражал. Также мы поняли, что финансы являются исторической категорией, то есть имеют стадии возникновения. Также мы выявили несколько пунктов исторической важности финансов. В системе производственных отношений финансы выступают, как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть распределительные отношения. Также нами были рассмотрены специфические черты финансов, определяющие их сущность и изучены термины «централизованные финансы» и «децентрализованные финансы».

3 Функции финансов.

Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом осуществляется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и применения централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Традиционно рассматривают следующие функции финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно и скоординировано, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Необходимо понять, что перечисленные функции действуют именно одновременно, а не последовательно, как нередко отмечают некоторые авторы.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связи с этим финансы осуществляются в первую очередь на стадии распределения созданного обществом продукта.

Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а кроме того его составляющие, и в первую очередь национальный доход. Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт создан в области материального производства он и распределяется между его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть — распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение. Затем необходимо вторичное распределение, или, иначе — перераспределение. Объективная Нужность этого процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры и т. Общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого. На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. При помощи финансовых инструментов, в первую очередь налогов и бюджета, оно изымает часть созданных в области материального производства доходов и направляет их в иные сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода. Финансы в данном случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникающих при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного применения.

Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство при помощи системы финансовых рычагов оказывает влияние на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует в первую очередь следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги. Базируясь на выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия. Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. В первую очередь это влияние осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности — в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий. Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение. Стимулирующее влияние налогов осуществляется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции — будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординировано. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на пре2рительный, текущий и последующий — до, во время и после осуществления операции.

Контрольная функция финансов тесно связана с рассмотренными ранее распределительной и стимулирующей функциями. Она не сводится лишь к бесстрастному мониторингу, но по результатам контроля осуществляются соответствующие коррективы в ходе текущих финансовых процессов, а кроме того происходит совершенствование финансового прогнозирования и планирования.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Вот почему финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.

Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

На рубеже 1980 — 90х годов с началом формирования в РФ рыночных отношений контрольная функция финансов значительно усложнилась.

Появились новые формы собственности, осуществилась широкая приватизация, повсеместная коммерциализация, возникли принципиально новые организационно-правовые формы предпринимательства, произошли глубокие институциональные преобразования в законодательстве и нормативно-правовых актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились такие сегменты рынка, как рынки капиталов, труда, товаров и услуг, произошла либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, валютных отношений и др.

Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Вот почему органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим 2м сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между 2мя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными.

Только в рамках финансового контроля достигается разрешение данного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

Читать также:  РАЗНООБРАЗНЫЕ КАТЕГОРИИ НАХОДЯТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ

В четвертом пункте, первой главы, мы изучили функции финансов. Их 3: распределительная функция, стимулирующая функция и контрольная функция. Действуют они одновременно, а не последовательно, одна функция дополняет другую. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и иные: производственная, стимулирующая, регулирующая и т.

4 Взаимосвязь финансов и других важнейших экономических категорий.

На современной стадии развития общества, когда товарно-денежные отношения носят всеобщий характер, базовые экономические категории приобрели всеобщий доступный характер. Понятия «заработная плата» и «налог» воспринимаются всеми однозначно. При этом никто не задумывается об их взаимосвязи и зависимости.

К примеру, в современной Российской Федерации зависимость между этими понятиями очень тесная: чем выше налоги, тем меньше заработная плата (во внебюджетной области), чем выше заработная плата, тем больше налог. Налоговая система в Российской Федерации построена Итак, что величина налогов зависит не столько от эффективности работы и прибыльности предприятия, сколько от общей суммы оплаты труда и объема продаж. Но если все же предприятие добьется прибыли, то налог на прибыль достигает 30%. На заре перестройки, когда слух советского человека неприятно резал термин «кооператоры», ограничение выплат заработной платы через систему налогов воспринималось обществом достаточно равнодушно. Но когда остальные предприятия также стали отчислять налоги и иные платежи в размере 50% от фактического фонда оплаты труда, все стали понимать взаимозависимость налогов и заработной платы. А когда государственный сектор сократился и размер заработной платы упал ниже прожиточного минимума, людям пришлось думать о приработке — второй работе. Именно к этому времени относится введение налоговых деклараций и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, за сокрытие доходов. Необходимо отметить, что налог — это самый важный финансовый инструмент. Государство вводит те или иные налоги с целью увеличения своих доходов.

Языковые различия и национальные традиции приводят иногда к терминологической путанице в экономической науке. В англоязычной литературе биржевого маклера называют финансистом.

В Российской Федерации финансистами называют банкиров. Возможно, это не носит принципиального характера. Хотя в науке подобная путаница может вызвать разные коллизии. Так, двое ученых, рассуждая о финансах, могут на самом деле подразумевать совсем разные экономические понятия.

Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе достаточно определена — это способ покрытия временного разрыва между доходами и затратами, способ покрытия потребностей на модернизацию производства и т. Но в то же время кредит — это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это самый важный ссудный источник для банков. Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму. ) В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной. Так, в Российской Федерации при расчете налога с прибыли расходы на пользование кредитом включаются в необлагаемую часть Базируясь на утверждаемой Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования.

Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше и налог на прибыль.

Цена как экономическая категория становится важнейшим инструментом формирования доходов государства при планово-регулируемой экономике. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если государство не прибегнет к регулированию цен, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран государство прибегает к регулированию цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение. Цены используются государством при таможенном регулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в Российской Федерации по многим товарным группам таможенные пошлины взимают не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Следовательно, возрастают доходы бюджета (и цены на внутреннем российском рынке).

Все перечисленные категории имеют денежный характер, денежную природу и подчас отвечают признакам двух и более категорий. Так, заработная плата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т. деньгами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд.

Налог — это тоже деньги, которые мы безвозмездно отдаем государству по действующим законам. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но, кроме того, налог — это еще часть наших доходов и зарплаты. В свою очередь, и операции по выпуску (эмиссии) денег являются доходным источником государства.

Все перечисленные категории объединяет их денежная природа. Отличаются они друг от друга своими функциями, назначением. При этом различить категории возможно, только если рассма3вать всю взаимосвязь признаков. В частности, государственными финансами мы считаем денежные отношения в обществе, возникающие в связи с фактом наличия государства и носящие неэквивалентный характер. Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий.

Из всего вышеописанного 1 главы, мы узнали, что такое финансы, характеристики финансовых отношений, что финансовый метод распределения охватывает 2 уровня управления экономикой. Еще мы рассмотрели, где и когда появились финансы, что в дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, также мы узнали, кто впервые ввел термин финансы, кто был первым европейским автором работы, посвященной финансам. Еще мы разобрали функции финансов и узнала, что финансы и кредит, как экономические категории тесно взаимосвязаны.

1 Анализ финансовой деятельности государства

Деятельность государства в области финансов реализуется, прежде всего, при выполнении им следующих функций:

— стимулирующей.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в 2017-2019 гг. , отражена в таблице 2. 1 (млрд. руб

Динамика доходов федерального бюджета 2017-2019 г.

Показатели 
2017
2018
2019

НДС
5 137,1
6 016,7
7 095,2

Акцизы
987,8
957,1
1 037,0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
1 345,6
1 668,6
1 901,9

Нефтегазовые доходы
5 971,9
9 017,8
7 924,3

Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды
1 846,5
1 794,2
2 230,4

Итого
15288,91
19 454,4
20 188,8

По данным таблицы 2. 1 видно, что по сравнению с 2017 годом в 2018 году наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например, прибыль с прочих доходов в 2018 году уменьшился на 52. 3 млрд. руб. , а налоги на акцизы уменьшились на 30,7 млрд. руб.

Для сравнения отметим, структуру расходов федерального бюджета в 2017-2019 гг. (млрд. руб. ) таблица 2.

Динамика расходов федерального бюджета 2017-2019 г.

Показатели 
2017
2018
2019

Общегосударственные вопросы
1 162,4
1 257,1
1 363,5

Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность
4 770,3
4 798,6
5 080,6

Национальная экономика
2 579,5
2 550,9
3 109,3

Охрана окружающей среды
92,4
116,0
197,6

Культура, кинематография, СМИ, Образование
787,9
905,9
1 052,4

Здравоохранение
536,0
601,3
794,4

Социальная политика
4 992,0
4 581,8
4 882,8

Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды
1 499,8
1 901,4
1 733,9

Расходы, всего
16 420,3
16 713,0
18 214,5

Из данных таблицы 2. 2 видно, что в структуре расходов федерального бюджета в 2017 году по сравнению с 2018 годом наблюдался рост доли расходов на социальную сферу на 118 млрд. и на прочие расходы на 401,6 млрд. , в то время как национальная экономика и оборона к 2018 году остались практически неизменными.

При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды.

Методом мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.

Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Обязательное государственное страхование жизни и имущества граждан служит всем трем вышеуказанным целям.

Читать также:  "День денег". Несерьезный сценарий несуществующего праздника

Методом мобилизации средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств в бюджет широко используется при переходе к рыночной экономике, что можно было наблюдать, например, в период НЭПа, а равно в настоящее время. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства. По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (п. 2 ст. 4, ст. 29 Закона).

Основные формы использования фондов денежных средств — это финансирование и кредитование выплат по госкредиту и страхованию.

Государственное финансирование, таким образом, — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется как за счет централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и за счет децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными программами.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Итак, финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: формирование в том или ином виде денежных фондов государства; использование этих фондов для реализации своих задач; регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

2 Анализ состояния доходов населения

Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения.

В целом благоприятные тенденции в российской экономике в 2019 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2019 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 10,1 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 13,6 % (среднегодовые показатели).

Положительной тенденцией последних лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В 2019 году реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2018 года, а рост реальных денежных доходов населения составил 108,5 %.

В таблице 2. 1 представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 2017-2019 годах.

Динамика номинальных и реальных показателей з/п и денежных доходов населения в 2017-2019 годах.

Наименование показателей
2017
2018
2019

Средняя начисленная заработная плата, руб. 39331
43724
47867

Реальная заработная плата
102,9
108,5
104,8

Среднедушевые денежные доходы, руб. 31 745
33 010
36200

Реальные денежные доходы
1. 7
1. 3
0. 6

Индекс потребительских цен
169,6
176,8
182,2

Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду)
2,5
4,3
3,0

В 2018 году уровень номинальной среднемесячной заработной платы в целом по России составил 43,7 тыс. руб. В 17 из 85 регионов значение показателя превышало среднероссийский уровень. Наиболее высокие заработные платы наблюдаются в регионах с сырьевой экспортно-ориентированной и сырьевой экономикой, а также в финансово-экономических центрах. Наиболее низкие заработные платы характерны для регионов с аграрно-промышленной и аграрной типами экономик. Темп роста реальных денежных доходов населения в 2018 году составил 108,5 % против 102,9 % за 2017 год.

В 2018 году 62,6% от совокупных денежных доходов населения пришлось на три типа регионов, в которые входят 33 из 85 субъектов Российской федерации. В тройку лидеров по типу регионов вошли финансово-экономические центры (28,9% от общего потребительского потенциала России), аграрно-промышленные регионы (18,8%) и регионы с диверсифицированной экономикой (14,8%).

По состоянию на 1 апреля 2020 г. суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей (по сведениям организаций) составила 2153,2 млн. рублей, что меньше на 1,8 %, чем по состоянию на 1 апреля 2020 г.

О сохраняющихся диспропорциях в распределении заработной платы работников разных специальностей свидетельствует высокий уровень дифференциации доходов населения. В следующей ниже таблице приведены данные о динамике распределения денежных доходов 20%-ных групп в общем объеме доходов населения, индексы концентрации доходов (коэффициенты Джини), а также специальные коэффициенты дифференциации доходов за 2017 — 2019 годы.

Итак, распределение общего объема денежных доходов населения РФ, коэффициенты дифференциации и концентрации доходов за 2017-2019 годы, в процентах представлены в таблице 2.

Доходы населения за 2017-2019 годы, в %.

Показатели
2017г
2018г
2019г

Денежные доходы, всего
100
100
100

Первая 20%-ная группа (с наименьшими доходами)
6,1
6,1
5. 3

Вторая
10,5
10,6
10. 1

Третья
14,8
14,9
15. 1

Четвертая
20,8
21,2
22. 6

Пятая (с наибольшими доходами)
47,8
47,2
46. 9

Коэффициент дифференциации (Фондов)
14,0
13,7
13. 8

Коэффициент Джини
0,399
0,394
0,411

Данные таблицы показывают, что на долю доходов наиболее обеспеченной части населения России (5 верхняя 20%-ная группа) в 2017 г. приходилась почти половина всех денежных доходов населения – 47. Таким образом, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей уровня жизни в 2017 — 2018 гг. , в их распределении продолжают оставаться те же негативные тенденции, что и раньше: основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп населения.

Проблема, о которой сегодня говорят аналитики, — извращенный характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники производительного труда вращаются вокруг «эпицентра мироздания» — Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.

Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и перспективами использования его денежных накоплений, — слабость потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции, сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового.

Таким образом, целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

* снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

* повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

* улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

* расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Следовательно, для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

* оказание государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов;

* развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения эффективного доступа граждан к получению услуг;

* создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *