СОСТАВ ФИНАНСОВ СУБЪЕКТА ЭТО

Автор статьи

Эксперт по предмету «Финансы»

Сущность и роль финансовой системы

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

  • принцип функционального предназначения субъектов;
  • принцип территориальности;
  • принцип единства.

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

  • государственные финансы;
  • муниципальные финансы
    ;
  • финансы частных компаний;
  • финансы домашних хозяйств
    или личные;
  • международные финансы.

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

  • обеспечение расширенного воспроизводства;
  • регулирование социально-экономических процессов;
  • стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

«Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние» 👇

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы
.

Централизованные финансы
– это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет
    ;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета
.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

  • снижение мировых цен на энергоносители;
  • замедление роста мировой экономики;
  • снижение темпов роста российской экономики;
  • пандемия covid-19.

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг
(кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Сущность финансов организаций

Финансы хозяйствующих субъектов — это финансовые отношения, которые непосредственно связаны с формированием денежных доходов и сбережений
, а также их расходованием на различные цели, например, на исполнение принятых ранее долговых обязательств, на финансирование производства, на выплату дивидендов и т. д.

На сегодняшний день финансы организаций выступают в качестве важнейшего элемента финансовой системы, что связно с тем, что все финансовые ресурсы первоначально формируются именно на уровне предприятий. Экономические единицы в ходе осуществления хозяйственной деятельности вступают в различного рода финансовые отношения с:

  • прочими экономическими единицами в ходе формирования и распределения полученного дохода. В данном случае речь идет прежде всего об отношениях, которые непосредственно связаны с приобретением товарно-материальных ценностей, продажей товаров и оказанием услуг, оплатой штрафов и пеней и т.д.;
  • экономическими единицами при эмиссии различного рода ценных бумаг, при взаимном кредитовании и принятии участия в совместной деятельности и т.п.;
  • сотрудниками экономической единицы при выплате дивидендов и купонов по ценным бумаг, выплате заработной платы и т.д.;
  • филиалами и различного рода обособленными подразделениями, которые работают на внутрихозяйственном подряде по арендным и прочим видам платежей;
  • дочерними организациями;
  • надзорными государственными органами, например, налоговой службой;
  • банковскими структурами и финансовыми организациями, например, при получении и погашении кредитов и займов, залоге активов, осуществлении факторинговых операций, приобретении и реализации иностранной валюты и ценных бумаг;
  • страховыми организациями по всем видам страхования;
  • различного рода органами государственного управления.

На современном этапе развития финансовые отношения экономических единиц формируют некоторую основу финансов, которые отражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и завершенность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей.

Функции финансов предприятий

На сегодняшний день финансы хозяйствующих организаций выполняют следующие функции:

  • формирование фондов финансовых ресурсов за счет полученного дохода (выручки от продажи товаров или оказаниях услуг);
  • расходование фондов финансовых ресурсов;
  • осуществление контроля за формирование и расходованием фондов финансовых ресурсов.

Функции любой экономической категории, в т. ч. финансов организаций, представляют собой форму проявления ее роли в общественном воспроизводстве и в обязательном порядке должны выражать специфику конкретной категории.

Воспроизводственная же функция, функция распределения, функция обеспечения, функция стимулирования свойственны практически всем экономическим категориями, например, цене, прибыли, заработной плате, налогам и т.д. Функции финансов
организаций в большей степени реализованы на уровне микроэкономики. Такие функции напрямую связаны с формированием и расходованием финансовых ресурсов, хозяйствующих субъекта в условиях их экономической автономности, и удовлетворением потребностей такого экономического субъекта на возмездной эквивалентной основе, что обусловлено получением денежных средств и их дальнейшим расходованием.

«Содержание и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов» 👇

Таким образом, предприятия на современном этапе развития выполняют следующие функции в отношении финансов:

  • регулирование потоков финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта с целью обеспечения сбалансированности денежных потоков организации, а также формирования фондов финансовых ресурсов, которые необходимы для осуществления уставной деятельности предприятия и выполнения принятых обязательств;
  • выбор способа формирования уставного капитала и привлечения дополнительных финансовых ресурсы;
  • формирование организационной структуры управления финансами
    для оптимизации денежных потоков;
  • формирование учетной и общей финансовой политики
    ;
  • организация договорных отношений;
  • контроль и управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • налоговое и финансовое планирование
    .

В рамках формирования капитала хозяйствующего субъекта, денежных доходов и фондов для обеспечения источниками развития хозяйствующих и достижения его финансовой стабильности проводятся следующие мероприятия:

  • формирование уставного капитала;
  • привлечение внешних источников финансовых ресурсов для развития, например, на рынке ценных бумаг;
  • привлечение различного кредитов, займов;
  • аккумуляция фондов финансовых ресурсов в результате получения выручки;
  • привлечение целевых финансовых ресурсов, субсидий и т.д.
Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В IPO

Реализацией перечисленных выше функций занимаются, как правило, отдельные финансовые службы
хозяйствующих субъектов, финансовые менеджеры, применяя при этом достаточно широкий спектр специальных рычагов и способов, которые были разработаны относительно новым направлением — финансовым менеджментом.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы наиболее объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением внутреннего валового продукта страны по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между всеми участниками материального производства, т.е. воспроизводственного процесса.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

К тер-ым бюджетам (ТФ)
относятся бюджеты субъектов федерации и мун-ых образований, то есть городов и сельских районов. Т Ф выполняют задачи. 1.
Наличие самостоятельных источников доходов бюджета стимулирует более эффективное экон. развитие территории. 2
. Наличие самостоятельных направлений использования фин-вых средств позволяет более эффективно решать местные соц.-экон. задачи. Функционирование
ТФ регламентируются федер. закон-ом и закон-ами территорий. Доходы территорий формируются за счет своих источников и за счет перечислений из вышестоящих бюджетов. Эти перечисления называются регулирующими доходами. Кроме регулирующих доходов ТФ могут пополняться за счет займов. Общий свод фед-ого и тер-ых бюджетов с точки зрения планирования, отчетности и анализа образуют консолидированный бюджет страны.

Бюджеты субъектов РФ
представляют собой форму образования и расходования дс, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Роль бюджетов субъектов РФ; — в сосредоточении фин. рес-ов в бюджетах регионов РФ, позволяющем органам представительной и исполнительной влатси субъектов РФ иметь финансовую базу для осуществления своих задач и функций; — обеспечении возможности субъектам РФ проявлять фин. — хоз-ую самостоятельность в расходовании средств на их соц-экон. развитие; — осуществлении выравнивания уровней экон. и соц. развития субъектов РФ; — возможности решения стратегических задач по развию в регионе приоритетных отраслей экономики, промыш-ти, с/х и соц. сферы. Доходы бюджетов
субъектов РФ представляют собой ДС, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос. власти субъектов РФ. Доходы бюджета
субъекта Федерации классифицируются на налоговые и неналоговые
. Неналоговые: дивиденды по принадлежащим субъекту Федерации акциям, а также поступления от других видов собственности. Спецификой налоговых доходов субъекта Федерации (как и муниципального образования) является их распределение на собственные (закрепленные) и регулируемые. Собственные налоги
— это налоги, вводимые самим субъектом РФ и поступающие в его бюджет на постоянной основе (налог на имущество организаций; — налог на недвижимость;- дорожный налог; — транспортный налог;- налог с продаж; — налог на игорный бизнес; — региональные лицензионные сборы;- налог на вмененный доход). Регулирующие налоги
— это налоги, ежегодно передаваемые из вышестоящих в нижестоящие бюджеты с целью обеспечения необходимого объема финн-ых ресурсов. Помимо регулирующих налогов, к регулирующим доходам относятся: дотации, субсидии, средства из специальных фондов финансовой поддержки регионов.

Бюджетами гос. внебюджетных фондов РФ
являются: — бюджет Пенсионного фонда Р Ф — бюджет Фонда соц. страхования РФ; — бюджет Федерального фонда обязательного мед. страх-ия. Бюджетами тер-ых гос. внебюджетных фондов являются бюджеты тер-ых фондов обяз-го медиц. страх-ия. Расходы и доходы гос. внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законод-ми актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год. Доходы и расходы гос. внебюджетного фонда образуют его бюджет,
предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций. Источниками формирования доходов
бюджетов внебюджет­ных фондов являются:• обязательные платежи, предусмотренные соответствую­щими законодательными актами;• добровольные взносы юр и физ лиц;• прочие доходы.

Расход. обяз.-
обусловленные законом, иным нормат. прав. актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниц образ-ия) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физ или юр лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту междун-го права ср-ва из соответ-его бюджета. Возникают в рез-те: -принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осущ-ии органами гос власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ; -принятия законов и (или) иных норм-ых правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами гос власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Закона о принципах организации закон-ых и исполн-ых органов;- заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учр-ми этого региона;принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов;- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов гос власти субъектов РФ при осуществлении органами гос власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ. В соответствии с законод-ом, доходная часть бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируется за счет следующих источников:• закрепленные доходы;• регулирующие доходы;• дополнительные доходы;• дотации, субвенции, субсидии, трансферты, заемные средства. Закрепленные доходы
– доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. По законодательству доля закрепленных доходов должна быть не менее 70 % доходной части минимально бюджета. Распределение регулирующих доходов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами может осуществляться на основе единых или индивидуально диффер-ых нормативов. Дополнительные доходы устанавливаются органами власти соответствующего уровня в рамках фед-го закон-ва. Дотации
– денежная сумма, выделенная из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Субвенция
– фиксированный объем гос средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финна-ия расходов бюджета нац-но-гос и админ-но-тер-ых образований. Субвенции бывают:• Текущие;• Инвестиционные. Текущие субвенции направлены на финансирование текущих расходов. Инвестиционные субвенции направлены на финан-ие инвестиционной деят-ти другие затраты, связанные для расширения воспроизводства. Субвенционное финна-ие осуществляется в форме долевого участия фед. бюджета в соответствующих расходах бюджета нац-но-гос-ых и админ-но-тер-ых образований и не распространяется на мероприятия, финансируемые полностью за счет средств федерального бюджета. Субсидия

– сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. Субсидии
бывают:• Прямые;• Косвенные. С помощью прямых субсидий государство стимулирует как вложение в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, подготовку кадров. Механизм перерасп-ия средств м/у бюджетами
— процесс ежегодной передачи средств из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для оказания финансовой помощи, компенсации решений других органов власти, а также покрытия временных кассовых разрывов. Межбюд-ые отн-ия яв-ся важн-им элементом бюдж-го устр-ва РФ, оказывающим влияние на жизнь всех граждан нашей страны. Осн проблемой в этой области яв-ся неравенство публично- правовых образований, сложившееся в результате социально- экон-их, климат-их, географических и иных объективных факторов. Для регул-ия межбюд-ых отношений Бюдж кодексом РФ определены такие осн принципы бюдж системы РФ, как принцип разграничения доходов, расходов и источников финн-ия дефицитов бюджетов между бюджетами бюд сис-ы РФ, принцип сам-ти бюджетов, а также равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниц. образований. Межбюджетные трансферты
— это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Подготовлены редакции
документа с изменениями, не вступившими в силу


1. Финансовый орган субъекта Российской Федерации является обязательным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, формируется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и осуществляет составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации.


2. Финансовый орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


3. Руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям
, установленным Правительством Российской Федерации. Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации квалификационным требованиям осуществляется с участием уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Региональная финансовая политика.

Финансы
субъектов РФ представляют собой
совокупность денежных отношений между
органами власти субъектов, хозяйствующими
субъектами и органами местного
самоуправления,
которые возникают по поводу формирования,
накопления, распределения
и перераспределения, использования
централизованных региональных фондов
денежных средств, представляющих собой
бюджеты регионов, для решения
социально-экономических
задач, стоящих перед субъектами РФ.

Читать также:  КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ РЭУ ИМ ПЛЕХАНОВА ОТЗЫВЫ

В
общем виде в состав финансов входят:

  1. средства
    консолидированного бюджета субъекта
    РФ;

  2. средства
    собственного бюджета субъекта;

3. средства
территориальных подразделений
государственных внебюджетныхфондов,
расположенных на территории субъекта;

  1. средства,
    полученные от размещения на рынках
    государственных ценных бумаг,эмитентами
    которых является правительство субъекта
    РФ;

  2. средства,
    получаемые за счет купли-продажи
    государственных пакетов акций;государственных
    унитарных предприятий, чьими собственниками
    является правительствосубъекта
    РФ и которые могут передаваться в
    доверительное управление наемномуменеджменту
    этих предприятий;

6. часть
прибыли, получаемой в результате
хозяйственной деятельностисубфедеральных
государственных унитарных предприятий.

Финансы
субъектов РФ строятся на следующих
принципах:

  1. принципе
    самостоятельности в процессе
    формирования бюджета субъекта,бюджетов
    территориальных подразделений
    государственных внебюджетныхфондов.
    Имеется нормативно-правовая основа,
    которая закреплена в бюджетномкодексе
    РФ, законах о региональных бюджетах
    субъектов РФ.

  2. принципе
    бюджетного федерализма, предполагающем
    разграничение бюджетныхполномочий,
    предметов ведения между тремя уровнями
    бюджетной системыРоссийской
    Федерации, разграничение источников
    доходов между тремяуровнями,
    формирование межбюджетных отношений
    как на основе регулирующихналогов,
    доли от которых зачисляются в три уровня
    бюджетной системы, так и наоснове
    межбюджетных трансфертов, выполняющих
    перераспределительнуюфункцию
    между бюджетами вышестоящего и
    нижестоящего уровней.

  3. принципе
    прозрачности и гласности, которые
    заключаются в открытости
    иподконтрольности
    бюджетного процесса институтами
    гражданского общества,такими
    как средства массовой информации и
    общественные организации.
    Принциппрозрачности
    будет заключаться в том, что процедура
    расходования денежныхсредств
    будет открыта для контроля со стороны
    государственных органов иобщественных
    организаций.

Финансы
субъекта РФ составляют экономическую
основу государственной власти субъекта
наряду с собственностью и имуществом,
находящимся в собственности органов
государственной власти субъекта РФ или
в собственности бюджетных организаций
или учреждений, подведомственных органам
государственной власти субъекта РФ.

Органы
государственной власти субъекта РФ
имеют определенный объем полномочий
по распоряжению финансовыми ресурсами
бюджета региона и бюджетов территориальных
подразделений государственных
внебюджетных фондов. Эти полномочия
закрепляются за ними в процессе разработки
и принятия федеральных законов
и других нормативно-правовых актов,
которые регулируют вопросы, относящиеся
к предметам совместного ведения
федеральных и субфедеральных органов
власти, а также по
исключительным предметам ведения
региона. В целях дальнейшего обеспечения
исполнения
региональными органами власти закрепленных
за ними полномочий в регионы
передаются источники финансирования
направлений деятельности в соответствии
с принятыми федеральными и региональными
законами.

Законодательство
о разграничении полномочий и предметов
ведения должно создать
все условия для формирования источников
финансирования региональных бюджетов
в объемах, достаточных для исполнения
региональными властями переданных им
полномочий, а также условия для привлечения
внешних инвестиций и других денежных
средств, как для осуществления федеральных
и региональных целевых программ,
так и для оказания финансовой помощи
бюджетам муниципалитетов, расположенных
на территории конкретного субъекта РФ.

Эта
финансовая поддержка может быть
реализована в следующих основных формах:

  • бюджетный
    кредит — определенные бюджетные средства,
    которые могут бытьпредоставлены
    на основании отдельной строки бюджета
    региона, выданныенаопределенные
    цели, или на основании отдельного
    кредитного договора, которыйзаключают
    органы исполнительной власти субъекта
    с тем юридическим лицом илиорганом,
    которому выдаются соответствующие
    средства. В договоре должны бытьпрописаны
    сумма, ставка процента по кредиту, срок,
    форма и порядок погашения,цели,
    на которые он берется.

  • Бюджетные
    дотации — предоставляются бюджетам
    нижестоящего уровня нанецелевой
    безвозмездной и безвозвратной основе.

  • Бюджетные
    субсидии — предоставляется бюджетам
    нижестоящего уровня надолевой
    основе; может носить как безвозвратный,
    так и возвратный характер.

  • Бюджетная
    субвенция — целевая, безвозвратная,
    безвозмездная финансоваяподдержка.

Между
правительством субъекта РФ и федеральным
правительством могут заключаться
дополнительные соглашения об особом
порядке разграничения полномочий,
которые будут включать кроме них
разграничение объектов собственности
на земельные, водные, лесные ресурсы,
составляющие основу экономики субъекта;
а также полномочия по
управлению объектами на территории
субъекта, находящимися в федеральном
подчинении.

На
основании договоров органам государственной
власти субъекта могут передаваться
доли собственности в природных ресурсах
и все источники доходов от использования
природных ресурсов, а также доля прибыли
от эксплуатации объектов государственной
собственности на территории субъекта.
Эти соглашения способны обеспечить
финансовую самостоятельность бюджета
региона и направлены на осуществление
принципа самостоятельности.

2.
Региональная
финансовая политика — это часть
макроэкономической политики субъекта
Российской Федерации, которая включает
в себя следующие основные направления:
налоговую, бюджетную, кредитно-денежную,
институциональную, инвестиционную,
социальную политики.

Налоговая
региональная политика будет
включать следующие мероприятия:

Внесение
предложений со стороны органов власти
субъекта в федеральные органы

власти
по поводу необходимости внесений
изменений в законодательство в целях

перераспределения
доходов и оптимизации налоговой базы;

Нормативное
регулирование номенклатуры
региональных налогов, которые

закреплены
за органами государственной власти
субъекта, то есть эти органы

могут
отменять или вводить региональные
налоги;

Пересмотр
налоговых ставок по региональным видам
налогов или, совместно с

местным
уровнем, пересмотр ставок местных
налогов;

Региональные
органы власти могут вносить предложения
как на федеральном

уровне
так и на местном по поводу расширения
налоговой базы, и ужесточать либо

либерализировать
систему налогового администрирования
на территории.

К
мероприятиям в рамках бюджетной политики
можно отнести:

Процесс
формирования, утверждения и исполнения
регионального бюджета;

Процесс
согласования и утверждения бюджетов
территориальных внебюджетных

фондов
на территории субъектов;

Утверждение
соглашений и договоров о разграничении
и перераспределении

Организация
и реализация системы государственного
кредитования;

Оказание
финансовой помощи бюджетам
муниципальных образований на

Кредитно-денежная
политика будет включать:

Принятие
нормативной основы для предоставления
льготных кредитов и займов

для
покрытия из средств регионального
бюджета части денежных средств, которые

заемщики
тратят на обслуживание долговых
обязательств;

Формирование
системы региональных банков в форме
участия бюджетных средств

в
уставных капиталах в целях развития
банковской системы коммерческого

кредитования
производств на территории субъекта;

Создание
нормативной базы, заключение договоров
с филиалами центрального

банка
в целях подключения к системе кредитования
физических, юридических лиц,

малого
и среднего бизнеса;

Создание
условий на территории для привлечения
денежных средств;

Законодательное
утверждение программы приватизации
объектов региональной

Формирование
целевых программных льготного
кредитования отраслей

региональной
экономики или производственно необходимых
экономике региона

отраслей;
кредитование стратегического производства;

Формирование
административных инструментов
регулирования хозяйственной

деятельности
в целях проведения структурных
реформ регионального

Формирования
эффективной системы контроля;

создание
условий для привлечения внешних
инвестиций в экономику региона,

снижение
административных барьеров для
малого и среднего бизнеса,

нормативное
регулирование деятельности региональных
монополистов в части

недопущения
с их стороны создания дополнительных
барьеров для входа на

обеспечение
инвестиционного потенциала и
привлекательности социально

значимых
объектов региональной экономики.

  • нормативное
    регулирование всех региональных
    социальных выплат ирегиональных
    льгот в полном объеме;

  • нормативное
    регулирование минимального размера
    оплаты труда, чтобы он был нениже
    общероссийского;

  • формирование
    региональной потребительской
    корзины, соответствующейобщепринятым
    нормативам расчета;

  • обеспечение
    своевременной выплаты пособий по
    безработице, пенсии, пособий
    понетрудоспособности,
    стипендий.

Главной
целью региональной финансовой политики
является стабилизация производства
и обеспечение экономического роста.

Эта
цель реализуется параллельно с
обеспечением основ бюджетно-налогового
федерализма,
который может базироваться на выравнивании
условий социально-экономического
и финансового развития регионов в
стране.

Региональная
финансовая политика во многом зависит
от системы территориального
разделения труда и отраслей специализации
в региональном хозяйственном
комплексе, который наличествует в том
или ином регионе.

Методы
обеспечения региональной финансовой
политики:

  1. финансовая
    помощь в реструктуризации экономики
    депрессивных и отсталыхрегионов;

  2. формирование
    условий для привлечения денежных
    средств российских ииностранных
    инвесторов в реальный сектор
    экономики, необходимых дляформирования
    рыночной инфраструктуры, системы
    оптовой и розничнойторговли,
    рекламных агентств, сети
    производственной и рыночнойинфраструктуры;

  3. формирование
    эффективной системы государственного
    регулирования цен науслуги
    и товары естественных монополий для
    населения и социально значимыхобъектов.

Выделяют
следующие формы реализации региональной
финансовой политики:

  • разработка
    и осуществление субъектами региональных
    и участие в федеральныхцелевых
    программах социально-экономического
    развития;

  • участие
    бюджетных ресурсов регионов в наиболее
    эффективных инвестиционныхпроектах;

  • размещение
    на аукционной основе региональных
    заказов;

  • создание
    на территории региона финансовых
    условий для создания технополисов
    втех
    регионах, которые имеют высокий
    научный и кадровый потенциал
    ипроизводственную
    инфраструктуру;

  • содействие
    развитию малого и среднего бизнеса.

Региональная
финансовая политика не может быть
успешной без формирования эффективного
регионального бюджета, который является
не просто формой расходования денежных
средств, но и финансовым планом региона,
утвержденным в виде закона, который
направлен на достижение макроэкономической
стабилизации в регионе, а также на
осуществление государственной
промышленной политики в целях повышения
экономического
роста региона.

Региональный
бюджет должен выполнять функции
экономического и финансового регулятора
социальных процессов, деловой и
инвестиционной активности, функцию
социальной стабилизации положения в
регионе, обеспечения равных стартовых
условий для развития бизнеса, функцию
гаранта системы льготного кредитования
в целях реструктуризации
экономики и обеспечения развития
приоритетных отраслей.

Читать также:  Полный список изданий и произведений книги Деева А.И. "Финансы и кредит"

Особенности
формирования бюджета субъекта Российской
Федерации. Доходы областного
бюджета формируются за счет следующих
источников:

В
доходы областного бюджета зачисляются
средства, поступающие от налогоплательщиков
по расчетам и в счет погашения
задолженности, образовавшейся по
платежам
за пользование недрами, отчислениям на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы, а также штрафы и пени за несвоевременную
уплату указанных налогов в соответствии
с нормативами распределения этих
налогов.

Регулярные
платежи за пользование недрами
распределяются следующим образом:
федеральный
бюджет — 40%, областной бюджет — 60%.

Из
областного бюджета предоставляются
дополнительные налоговые льготы
благодаря
государственной поддержке инвестиционной
и инновационной деятельности.

Суммы
денежных взысканий (штрафов), применяемых
в качестве налоговых санкций, зачисляются
в федеральный, областной и местные
бюджеты в следующих размерах:
федеральный бюджет — 50%, областной
бюджет — 25%, местные бюджеты — 25%.

Плательщики
земельного налога и арендной платы за
земли городов и поселков перечисляют
платежи в полном объеме на счета органов
Территориального управления федерального
казначейства Министерства финансов РФ
по субъекту с последующим их распределением
между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации по

следующим
нормативам: федеральный бюджет — 30%,
областной бюджет — 20%, местные
бюджеты — 50%.

Доходы
от сдачи в аренду и субаренду объектов,
находящихся в государственной
собственности
области, а также суммы неустойки, пени
и штрафов за нарушения договоров
полностью зачисляются в областной
бюджет.

Средства
от продажи гражданам и юридическим
лицам земельных участков, находящихся
в государственной собственности, или
права их аренды распределяются между
уровнями бюджетной системы Российской
Федерации по следующим нормативам:
федеральный бюджет — 30%, областной
бюджет — 20%, местные бюджеты — 50%.

Средства,
поступающие в счет погашения задолженности,
по налогу на пользователей
автомобильных дорог, налогу с владельцев
транспортных средств, налогу на
приобретение автотранспортных средств,
а также суммы штрафов и пеней за
несвоевременную
уплату указанных налогов в объеме, не
взысканном с налогоплательщиков
— недоимщиков в течение года, зачисляются
в областной бюджет.

В
местные бюджеты для выполнения
государственных и муниципальных
полномочий
зачисляются:

  • налог
    на прибыль организаций — по ставке 2%;

  • налог
    на доходы физических лиц — в размере
    50%;

  • акцизы
    на этиловый спирт-сырец из пищевого
    сырья, спирт этиловый из пищевогосырья
    (за исключением спирта-сырца), спирт
    питьевой, водку и ликероводочные
    изделия,спиртосодержащие
    растворы — в размере 5%;

  • акцизы
    на остальные виды товаров, производимых
    в области, за исключением акцизов,поступающих
    в доход федерального бюджета, — в
    размере 10%;

  • единый
    налог на вмененный доход, уплачиваемый
    организациями, — в размере 15%;

  • единый
    налог на вмененный доход, уплачиваемый
    предпринимателями, — в размере75%;

  • единый
    налог на валовую выручку для
    организаций — субъектов
    малогопредпринимательства,
    применяющих упрощенную систему
    налогообложения, учета иотчетности,
    — в размере 50%;

  • единый
    налог, уплачиваемый предпринимателями,
    применяющими упрощеннуюсистему
    налогообложения, учета и отчетности,
    — в размере 100%;

  • налог
    на имущество предприятий — в размере
    50%;

  • платежи
    за пользование лесным фондом — в размере
    100%;

  • плата
    за пользование водными объектами — в
    размере 100%;

  • госпошлина
    — в размере 100%;

  • сбор
    на нужды образовательных учреждений,
    взимаемый с юридических лиц, — вразмере
    100%;

  • суммы
    по искам о возмещении вреда, причиненного
    окружающей природной среде, исредства
    от реализации конфискованных орудий
    охоты и рыболовства, незаконнодобытой
    с их помощью продукции — в размере
    100%.

  • Каковы
    функции и структура региональных
    финансов?

  • В
    чем заключаются цели и задачи региональной
    финансовой политики?

  • Охарактеризуйте
    структуру региональных бюджетов
    современной России.

1.
в
состав финансов субъекта входит:

  1. средства
    консолидированного бюджета субъекта;

  2. дотации
    из федерального центра;

  3. средства
    собственного бюджета субъекта.

2. разграничение
финансовых полномочий определяется:

3. к
функциям региональных финансов относятся:

4. принцип
бюджетного федерализма означает:

  1. разграничение
    полномочий между федеральным центром
    и субъектами;

  2. разграничение
    источников дохода бюджетов трех уровней;

  3. открытость
    и подконтрольность бюджетного процесса.

5. экономической
основой государственной власти субъекта
являются:

  1. собственность
    муниципальных образований на территории
    субъекта;

  2. имущество,
    находящееся в собственности субъекта.

Соседние файлы в предмете Экономика и организация предприятия

  • #
  • #

    тест Эконом. организации.xls

  • #
  • #

Рассмотрим основные аспекты функционирования финансов субъектов РФ.

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения региональных социально-экономических задач субъектов РФ.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

Финансы субъектов РФ включают:

à средства бюджета субъекта РФ;

à государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

à другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

à бюджетный федерализм;

à государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.

Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.

Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно. Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма.

Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.

В целях реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта РФ:

à участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;

à осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;

à участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;

à создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.

В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.

Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *