Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях

Ст. 29 не распространяется на религиозные организации, Госкомпанию «Автодор».

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 29

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Читать также:  Республика Казахстан Республика Казахстан Приказ №422 от 20 августа 2010 года

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2. Иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другое разграничение компетенции между органами управления некоммерческой организации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)

3. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, актом Правительства Российской Федерации о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться:

1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией;

2) не предусмотренные настоящим Федеральным законом органы управления автономной некоммерческой организацией;

3) иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 134-ФЗ)

Состав и полномочия органов управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях зависят от масштабов организации, ее вида деятельности и организационно-правовой формы. Значительные масштабы коммерческих или некоммерческих организаций, специализация на предоставлении финансовых услуг требуют большей численности персонала, занимающегося вопросами финансового планирования и прогнозирования, оперативного управления финансами, организацией внутреннего финансового контроля. В небольших организациях вопросы управления финансами главным образом находятся в компетенции бухгалтерий. Структура органов управления организации, включая компетенции в финансовой сфере, определяется уставом организации и иными документами организации. Отдельные особенности в структуре или полномочиях органов управления финансами могут иметь коммерческие и некоммерческие организации с государственным (муниципальным) участием.

Поскольку управление финансами подчиняется общей стратегии коммерческой или некоммерческой организации, то принципиальные вопросы в области финансов решаются высшими органа ми управления (собранием акционеров, советом директоров, генеральным директором и т.д.). Для отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций компетенции высших органов управления определены законодательством, для других — определяются внутренними документами организации. Поскольку многие финансовые вопросы обладают чрезвычайной важностью, а также увязаны с другими аспектами деятельности коммерческой организации, они требуют одобрения или решения совета директоров, генерального директора компании или руководителя некоммерческой организации, представителя учредителя такой организации.

Тем же Законом (ст. 65) к компетенции совета директоров акционерного общества относятся такие вопросы, как определение приоритетных направлений деятельности общества; увеличение уставного капитала общества путем размещения дололнитель- ных акций в пределах количества и категорий объявленных акций, если уставом это отнесено к его компетенции; размещение облигаций; определение денежной оценки имущества, цены размещения и выкупа ценных бумаг; приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг; рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора; рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; использование резервного фонда и иных фондов общества; одобрение крупных сделок за рамками компетенции собрания акционеров; принятие решения об участии или прекращении участия в других организациях.

Наряду с общими органами управления в составе коммерческих организаций могут быть финансовые управления (отделы), должность финансового директора. Наиболее сложная структура специальных органов управления представлена в самых крупных компаниях — корпорациях (в Российской Федерации — акционерных обществах). Наряду с должностью финансового директора в корпорациях есть также должность казначея. С финансовым директором, казначеем вопросы управления финансами разделяет также главный бухгалтер (или бухгалтер-контролер — финансовый нои- тролер). На рисунке 10.2 представлены полномочия высших финансовых менеджеров в «руленой корпорации: финансового директора, казначея и главного бухгалтера.

Финансовый директор отвечает:

•за финансовую политику;

•за управление денежными средствами;

•связи с банками

•управление планирования экономики инфраструктуры Общества:

Общими для всех финансовых директоров акционерных обществ задачами, по мнению Стивена М. Берга, являются:

•повышение стоимости акционерного капитала;

•создание надежных систем контроля;

•понимание и снижение риска;

•связь финансовых и иных показателей деятельности с общей стратегией компании;

•создание системы стимулирования повышения эффективности во всех звеньях организации;

•оптимизация состава финансовых и бухгалтерских служб;

•создание системы совместного пользования услугами (когда одной и той же услугой центрального офиса пользуются разные подразделения);

•изучение возможностей аутсорсинга, в том числе в области управления финансами;

•принятие решений о финансировании предлагаемых инвестиционных проектов;

Стивеном М. Бергом предложена также схема разделения вопросов, относящихся к компетенции финансового директора и финансового контролера (бухгалтера-контролера). Например, вопросы своевременного погашения кредиторской задолженности, взыскания кредиторской задолженности, своевременной подготовки расчетных документов, расчетов с банком и др. находятся в компетенции финансового контролера, а вопросы подготовки определения финансовой, налоговой стратегии, управления риском, переговоров

о поглощении, организации долгового финансирования, проведении размещения акций, инвестировании средств, организации страхования находятся в компетенции финансового директора. В то же время подготовка докладов для руководства, финансовой отчетности, представление информации в надзорные органы на финансовом рынке, финансовое планирование, финансовый анализ относятся к компетенции и финансового директора, и финансового контролера.

Читать также:  Л.В. 'методические предложения Е. И. Стахович Семенковой. Дошкольники должны быть знакомы с основами дошкольной деятельности. Методические рекомендации. Л.В. Стахович Е. Ю. Семенкова

Коммерческие организации с участием государства или муниципальных образований имеют определенные особенности: в составе органов управления такими организациями (не только в составе собрания акционеров, если речь идет об акционерных обществах, но и в совете директоров) есть обязательно представители органов государственной власти (или местного самоуправления), выступающих от имени государства (муниципального образования) в роли учредителя (соучредителя) или собственника. Органы государственной власти (местного самоуправления) или государственные (муниципальные) органы, выступающие от имени государства (муниципального образования), принимают решения о возможности направления прибыли на развитие коммерческой организации вместо уплаты неналоговых платежей

бюджет, могут быть приняты другие решения, связанные с финансовым планированием, думой представления финансовой отчетности, порядка ведения финансовых операций, и инвестиционных решений.

В соответствии с Федеральный законом от 14. П.2002 161 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях среди других прав собственика государственного (муниципального) унитарного предприятия можно отметить

•согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора:

•утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения:

•согласие на участие унитарного предприятия а других юридических лицах;

•принятие решения о совершении отдельных видов сделок;

• принятие решения о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.

Участие других Государственное участие в коммерческих организациях, пред-

организаций ставляющих стратегически важные отрасли экономики, нередко

в управлении предполагает особые права органов, представляющих государ-

финансами ство, в принятии принципиальных решений в области финансо- коммерческих во-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, организации

фактор-фирмам или банкам. Организационно-правовая форма, вид деятельности или мае- штабы деятельности коммерческой организации могут предопределять обязательное аудиторское заключение по финансовой отчетности коммерческой организации, в этом случае внешний финансовый контроль за деятельностью организации осуществляет аудиторская компания. Коммерческие организации могут и на добровольных началах (инициативный аудит) привлекать услуги аудиторских фирм — для постановки учета, консультирования в области налогообложения, составления финансовой отчетности.

В последнее время большое распространение получил термин «аутсорсинг» (от англ. outsourcing) — передача внешним организациям отдельных операций, ранее осуществляемых подразделениями компании. Аутсорсинг эффективен тогда, когда при заданном уровне качества цена внешних услуг не превышает затраты самой организации (или же ниже таких затрат). Приобретение внешних услуг применяется организациями для разных видов операций — от использования IT-технологий и обслуживания информационных систем, подготовки документов, презентаций, отчетов до строительства и ремонта производственных объектов (в условиях централизованно-плановой экономики это называлось подрядным способом как альтернативой хозяйственному способу строительства). В области финансовых услуг аутсорсинг включает ведение бухгалтерского или налогового учета, составление финансовой отчетности, финансовый анализ, бюджетирование, управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

При выходе компаний на рынок IPO компания обращается за услугами финансовых консультантов, андеррайтеров, которые берут на себя функцию «вывода» компаний на открытый рынок.

При рассмотрении источников финансовых ресурсов некоммерческий организаций в параграфе 3.4 отмечалась возможность создание некоммерческой организацией целевого капитала за счет денежник пожертвований граждан или организаций. Такая практика существует в других странах, с 2006 г. она началась и в Российской Федерации. При этом некоммерческая организация передает средства целевого капитала управляющей компании для размещения в разрешенные финансовые активы, доходы от таких инвестиций направляются на обеспечение деятельности такой организации или других некоммерческих организаций.

Состав и структура органов некоммерческих организаций, учредителем которых выступает государство или муниципальное образование в лице органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, как правило, регламентируется нормативными правовыми актами. Этими актами определяются порядок утверждения финансовых планов таких организаций и финансовой отчетности, формы участия представителей учредителей в принятии решений в об- финансами. Учредители государственных (муниципальных) некоммерческих организаций определяют государственные (муниципальные) задания, объемы бюджетного финансирования в качестве оплаты оказанных услуг в соответствии с заданием, возможности получения доходов от платных услуг, сдачи имущества в аренду, дают согласие на совершение крупных сделок.

В соответствии с российским законодательством для государственных и муниципальных учреждений отдельных типов предусмотрена разная степень участия учредителей таких организаций в управлении финансами. Органы государственной власти (местного самоуправления) — главные распорядители бюджеты* средств для казенных учреждений определяют порядок утверждения бюджетной сметы, распределяют бюджетные ассигнования, осуществляют другие процедуры, разрешающие расходование бюджетных средств. Для автономных учреждений и бюджетных учреждений нового типа предусмотрена большая самостоятельность в управлении финансовыми ресурсами, тем не менее совершение крупных сделок, а также не- которые другие операции невозможны без согласия представителя (представителей) учредителей. Для всех типов учреждений предусмотрено открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Некоммерческие организации могут быть разными по масштабам В управлении финансовой деятельностью небольших государственных и муниципальных учреждений (школы, детские сады, поликлиники, учреждения культуры) нередко принимают участие централизованные бухгалтерии. В этом случае они занимаются составлением финансовых планов учреждений, учетом их исполнения, составлением бухгалтерской отчетности. законодательство разных стран особым образом прописывает участие государства в управлении финансами крупных некоммерческих организациях.

Читать также:  НАРКОМ ФИНАНСОВ РСФСР СССР 1920

Российским законодательством к некоммерческим организациям относят там- же государственный корпорации и государственные компании. Несмотря на то что каждая государственная корпорация и государственная компания создается специальным федеральным законом, существуют общие черты в управлении данными организациями.- для всех указанных организаций предусмотрен наблюдательный сонет, в который входят представители, определяемые законом или Правительством Российской Федерации. И функциям наблюдательного совета относятся утверждение финансовых планов, решение об аудите корпорации (компании), определение количественных ограничений на заемные средства и т.д. Для государственным корпораций и государственных компаний предусмотрено также создание ревизионной комиссии, целью которой является проверка их финансово-хозяйственной деятельности за определенный период времени.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое финансовое право?

2.Что понимается под нормой финансового права?

3.Каково место и значение бюджетного права в системе финансового права?

4.Какова структура финансового законодательства в Российской Федерации?

5.Охарактеризуйте правовую базу функционирования финансов субъектов хозяйствования в Российской Федерации.

6.Лайте характеристику нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения в сфере государственных и муниципальных финансов.

7.Назовите недостатки действующих в финансовой системе юридических норм, обусловливающие необходимость дальнейшего совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации.

8.Назовите факторы, определяющие состав и полномочия органов управления финансами коммерческих и некоммерческих организаций.

9.Перечислите органы управления финансами в акционерных обществах.

10.Назовите состав вопросов, относящихся к полномочиям финансового директора корпорации, казначея, главного бухгалтера (финансового контролера) корпорации (акционерного общества).

11.Укажите, в каких случаях коммерческие и некоммерческие организации прибегают к услугам сторонних организаций для принятия решений по управлению финансами.

12.Перечислите органы управления финансами некоммерческих организаций.

13.Раскройте специфику состава органов управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях с государственным (муниципальным) участием.

Тесты для самоконтроля

1.Под нормой финансового права понимается:

а)способ практической реализации финансовых отношений;

б)упорядоченная совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование сфер и звеньев финансовой системы;

в) требования государства в области финансовой деятельности; г) установление четких правил организации финансовых отношений;

г) процесс теоретического осмысления финансового правотворчества.

2.Предметом финансового права являются:

а)правовые механизмы регулирования финансовых отношений;

6)финансовые отношения, связанные исключительно с формированием бюджетных и внебюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в)финансовые отношения, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления. а также финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и домохозяйств-. г) имущественные и связанные с ними неимущественные финансовые отношения в сфере публичной государственной или муниципальной финансовой деятельности, урегулированные нормами финансового права.

3.Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения в сфере государственных и муниципальных финансов в РФ, — это:

а)Бюджетный кодекс Российской Федерации;

б)федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

в)Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

д)Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России № 106н.

4.Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения в сфере финансов субъектов хозяйствования, — ЭТО:

а)Налоговый кодекс Российской Федерации;

б)Гражданский кодекс Российской Федерации;

в)Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

г)Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

д)Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сель-скохозяйственных организаций, утвержденные приказом Минсельхоза России №559.

5.Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения в сфере финансов домохозяйств, — ЭТО:

б)постановление Правительства РФ «О порядке управления средствами Фонда на-ционального благосостояния»;

в)Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). утвержденное приказом Минфина России № 26н;

г)Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

А) Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных

6.К функциям Министерства финансов Российской Федерации относятся:

а)разработка проекта регионального бюджета;

б)исполнение местного бюджета;

в)эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федерации;

г)разработка проекта федерального бюджета и организация его исполнения.

7.Министерству финансов Российской Федерации подотчетны:

а)Федеральная налоговая служба;

б)Федеральная служба по финансовым рынкам;

г)Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

д)Федеральная таможенная служба;

е)Федеральная служба по финансовому мониторингу.

8.Министерство финансов Московской области непосредственно подчиняется:

а)Управлению Федерального казначейства по Московской области;

б)Правительству Московской области;

в)Министерству финансов Российской Федерации.

9.Федеральная служба, основные функции которой связана с осуществлением последующего контроля за исполнением федерального бюджета, а также валютного контроля (кроме кредитных организаций и валютных бирж):

д) Федеральная таможенная служба;

10.Лицевые счета казенных учреждений открываются в:

а)подразделениях Центрального банка Российской Федерации;

в)органах Федерального казначейства.

11. В управлении финансами коммерческих организаций принимают участие:

а)только специально созданные органы;

б)специально созданные органы и высшие органы управления организации;

в)только высшие органы управления финансами.

12.При наличии института казначея в составе органов управления финансами корпорации к полномочиям казначея относится:

а)утверждение аудитора корпорации;

б)взаимодействие с банками;

в)подготовка платежных документов по уплате налогов и других обязательных пла-тежей.

13.К правам собственника государственного (муниципального) унитарного предприятия в соответствии с российским законодательством относится:

а)согласование приема на работу главного бухгалтера;

б)решение о проведении аудиторских проверок;

в)определение состава налоговых платежей унитарного предприятия.

14.Состав и полномочия органов управления финансами в негосударственных неком-мерческих организациях определяется:

а) гражданским законодательством;

15.Деятельность централизованных бухгалтерий в Российской Федерации связана с управлением финансами:

б)государственных (муниципальных) учреждений,

в)государственных (муниципальных) предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *